Езден адет-этический кодекс Карачаево-Балкарского народа (отрывки из книги).

Муза 27.10.2006 21:58:07
САЛАМ БЕРНУ - ПРИВЕТСТВИЕ
Здороваются первыми: идущий сверху ? с идущим снизу;
входящий с улицы ? с находящимся в доме; идущий ? со стоящим.
Когда встречаются двое, приветствует младший.
Если к стоящему на улице подходит группа людей, первым с ним здоровается старший.
Если стоят несколько человек, на приветствие подошедшего отвечает старший среди них.
Когда здороваешься ? не кричи и не шепчи.

Ответы

Azamat_SPb 31.05.2011 14:40:28
Зуля
По ровной земле я привыкла идти рядом, а не гуськом друг за другом.
а в узком месте?)
Зуля 01.06.2011 09:15:21
Azamat_SPb
а в узком месте уступить дорогу мужчине. Думаю это элементарное правило знают все.
ELISABETH 07.06.2011 23:43:26
Ханума
Излеген табар
# Дата: 31 Май 2011 01:06
ноу проблем..
Azamat_SPb 08.06.2011 00:20:26
Зуля
мен билиб есть разница в темное и светлое время суток)
Ханума 10.06.2011 00:21:11
Знатоки, к вам вопрос:
принято считать, что только жена идет с мужчиной слева, а как идти с отцом? Вышла на улицу со свекром и призадумалась, решила идти за ним
Ханума 10.06.2011 00:22:22
ALANULAN
Черкескийни къайсы тюкенинде?
Сэстренка 10.06.2011 02:50:10
Вышла на улицу со свекром и призадумалась, решила идти за ним
Ханума
Ну, ты дипломат)))))))). А вообще, бир керюр эдим))), къайын атангы онг джанына кириб бара тургъанынгы)))))).
ALANULAN 10.06.2011 12:58:02
Ханума
КНИГИ - ПО-ЛЕНИНА.,,
REALY 24.07.2011 04:52:51
иии, джамагъат, билгенигиз бармыды? малкъарлылада ''къул тукъум - езден тукъум'' деб айырамыдыла? огъесе къатыш къутуш болгъанмыдыла? мен таныгъан малкъарлыла бир сейир тутадыла кеслерин
Tayлy 27.07.2011 18:28:34
Можно узнать, куда делся наш доблестный модераторский состав?
Альфия 24.09.2011 16:53:49
Могут ли на тое танцевать замужние, в т.ч. с мужем?
Малина 26.09.2014 14:38:10
3. ТИШИРЫУ АНТЛА - ЖЕНСКАЯ БОЖБА
Тобады
(женская клятва; непереводимо);
Един Аллах;
Тобады;
бир Аллах;
Аллах хакъына; анамы (атамы, къарындашымы) жаны бла;
истинен Аллах; душой матери (отца, брата);

ёлгенлерими жаны бла;
душами покойных родичей;
бу кюнню хакъына;
истиной этого солнца;
жангыз баламы (къарындашы-мы, эгечими) къабайым;
похоронить мне моего единственного ребенка (брата, сестру); и т.д.




Интересно, насколько тщательно Джуртубаев отбирал материал для составления книги... и консультировался ли вообще с представителями духовенства.
Сэстренка 26.09.2014 14:48:55
Сообщений: 9866

1 0

Цитата
Малина пишет:
Интересно, насколько тщательно Джуртубаев отбирал материал для составления книги... и консультировался ли вообще с представителями духовенства.
Ты думаешь, он предлагает такие формы клятвы?
Я так поняла, что он просто констатирует факты: то, что ОБЫЧНО такие клятвы произносят к-б женщины. Практически все перечисленные клятвы я сама лично от женщин слышала. Единственное "Аллах хакъына" не помню, чтобы от женщин слышала, почему-то кажется, что слышала от мужчин. Ну, это все с детства, взрослая не помню, чтобы кто-то в моем окружении так клялся. "Тоба" сама до последнего времени говорила, но не в качестве клятвы, а придавая смысл "Аллах сен сакъла" (отведи, не дай случиться).

Я самая классная на форуме))))))))))))))
Малина 26.09.2014 19:11:58
Сэстренка, я думаю, что он взял на себя ответственность свести в одну книгу нравственные и поведенческие нормы, которые были свойственны карачаевцам и балкарцам. книга периодически изменялась и дополнялась, о чем написано в предисловии. меня смущает, почему автор посчитал нужным оставить нетронутым этот пункт. он не несет никакой пользы, более того, является пропагандой религиозного невежества.


когда была маленькой, тоже часто говорила "ання джандет", "аття джандет" в подтверждение чего-либо) потому что тогда мне никто не объяснял, что этого делать нельзя.
Малина 26.09.2014 19:26:17
Книга ведь не историческая))) она составлена с целью быть актуальной и в наше время, и для следующих поколений тоже))
Кергелен 27.09.2014 12:12:06
Сообщений: 856
Къарачайда мен эшитген , билген:

Тоба Астоо....

Аллах Бирди.
Бир Аллах.

Атам джандетли.
Анам джандетли.
Атамы-Анамы джарыкъ джандетде ,алай табайым.

Сохта сау келсин ( къарт анам къарнашы 1 дуния къазауатха кетгенден .....къарнашы АБШ да елюб кетгинчи 87дж)
Чоппа сау келсин ( эгечлери 2 дуния къазауатха кетген къарнашларына.....Чоппа да джашаб ёлгенди)
Джашчыкъ ёлмесин( къарт анам джангыз джашына....угроза къылыкъ этгенлеге)
Тоба, Тоба.
Изменено: Кергелен - 27.09.2014 12:14:28
Малина 27.09.2014 18:46:21
Кергелен, да къарачайда андан сора да айтадыла) мени айтыргъа излегеним, Аллахдан сора башха зат бла хакъына етерге болмайды муслиман адамгъа. китабны автору ол белюмню китабха къошханына сейир болама)

окъуй-окъуй, андан да сейир затла табылыб барадыла :думаю:
Изменено: Малина - 27.09.2014 19:47:19
Малина 27.09.2014 19:22:07
АЙЫП (ТИШИРЫУГЪА) - ПОСТЫДНО (ЖЕНЩИНЕ)

Арбазы, юйю, сабийи кир.
Эри бла даулашхан.
Къайынларын сёкген.
Келинин къыйиагъан.
Эринчек-жалкъау болгъан.
Тизгинин жыялмагъан.
Фитна жайгъан.
Элни сёзюн этген.
Эр кишиле бла суху сёлешген


Если дом неприбран,
дети грязно одеты.
Препираться с мужем.
Судачить о родителях и родичах мужа.
Придираться к снохе.
Быть ленивой, бездеятельной.
Быть неопрятно одетой.
Сеять склоки.
Сплетничать об односельчанах.
Резко разговаривать с мужчинами
Малина 27.09.2014 19:29:29
Кесинги таматача тутмасанг, Сый-хурмет излеме.
Кичи сёзюн тилеп айтыр,
Тамата эслеп айтыр.
Бий-элмен — элни бийи,
Сабий — элни сабийи.
Эки тенгден юйдегили тамата.
Кичиге сорур амал болса,
Таматаны къыйнама.

Если старший не держится как старший, Пусть уважения не ждет.
Младший говорит, попросив разрешения, Старший — обдумав.
Князь — правитель всего села, Ребенок — дитя всего села. (Каждый может сделать ему замечание.)
Из двух ровесников старше женатый.
Если можно спросить у младшего, Не беспокой старшего.


Жашны кючю — тёзюмде, Къартны кючю — сёзюнде.
Тамата ишлей туруп, Кичи сюелип турмаз.
Таматаны ызындан къычырма, Сорлукъ эсенг, жетип сор.
Таматаны жолун кесме.
Тамата жерни сорса, Бармагъынг бла кёргюзтме. (Ашырып кел.)
Таматагъа ат башындан хапар айтма.

Юноша силен выдержкой, Старец — речью.
Когда старший работает, Младший стоять не будет.
Не кричи старшему вослед, Хочешь спросить — догони.
Не пересекай дорогу старшему.
Если старший спросит у тебя о месте, Не указывай пальцем. (Проводи его.)
Не говори со старшим развязно.
Малина 27.09.2014 19:37:31
И кто сказал, что уллуну сакълагъан- адетди?

Таматанг жыйырма бешден аугъан эсе, Сакъламазгъа эркинсе. (Къарындашынгы.)

Если твоему старшему за 25 — Можешь его не ждать. (Брата.)
Кергелен 28.09.2014 09:52:45
Сообщений: 856
Цитата
Малина пишет:
Кергелен , да къарачайда андан сора да айтадыла) мени айтыргъа излегеним, Аллахдан сора башха зат бла хакъына етерге болмайды муслиман адамгъа. китабны автору ол белюмню китабха къошханына сейир болама)

окъуй-окъуй, андан да сейир затла табылыб барадыла
Да билеме.... кесим ёмюрде аллай сёз джюрютмейме.....юйде да хазна джюрюмегенди.....Миллетни къуралгъаны Ислам динден кёб алгъа болгъанды....тобала унутулуб къала болмазла.....Башындагъыла уа бек аур къаргъыш сёзледиле.
KuchukPoImeni_ITN 15.02.2021 11:20:14
Сообщений: 4
АсСаляму алейкум, багъалы къарнашларым бла эгечлерим)).
Быллай бир соруум бар эди. Бир кюн атамы эгечи айтады: " Юйге къонакъ кирсе, олтуруб юйдегиле ашай турсала стол юсюнден киши турмайды джангыз джыллары бла джаш болгъан туруб къонакъны тегерегине джабады". Эм сейири айтханындан, гырджын ючюн турмайдыла дегени.
Сагъыш этиб, соргъанымда, сора нек болмайдыда турургъа сез ючюн джангыз кеси олтуруб турса? Экинчи соруум: не зат бла сыйын кермейме мен гырджынны джангыз кесим бола турсам эрге
къонакъгъа?? (Тилимде къарыусуз селешеме, къалай болсада кюрешдим:))
Какая связь между человеком и хлебом, и в чем выражено его неуважение к хлебу, если он встает из за стола, чтобы встретить гостя?? Тетя ответила, что так положено, но это не ответ)). Мне нужен глубинный смысл этого адата. Если не сложно дайте ответ)
ENIGMAT 15.02.2021 13:35:24
Сообщений: 2118
Цитата
KuchukPoImeni_ITN пишет:
АсСаляму алейкум, багъалы къарнашларым бла эгечлерим)).
Быллай бир соруум бар эди. Бир кюн атамы эгечи айтады: " Юйге къонакъ кирсе, олтуруб юйдегиле ашай турсала стол юсюнден киши турмайды джангыз джыллары бла джаш болгъан туруб къонакъны тегерегине джабады". Эм сейири айтханындан, гырджын ючюн турмайдыла дегени.
Сагъыш этиб, соргъанымда, сора нек болмайдыда турургъа сез ючюн джангыз кеси олтуруб турса? Экинчи соруум: не зат бла сыйын кермейме мен гырджынны джангыз кесим бола турсам эрге
къонакъгъа?? (Тилимде къарыусуз селешеме, къалай болсада кюрешдим :) )
Какая связь между человеком и хлебом, и в чем выражено его неуважение к хлебу, если он встает из за стола, чтобы встретить гостя?? Тетя ответила, что так положено, но это не ответ)). Мне нужен глубинный смысл этого адата. Если не сложно дайте ответ)
Да. Есть такой адат. Но его глубинный смысл врят ли тебе кто то пояснит. Потому как этот адат распространен не только в среде карачаевцев и балкарцев, но так же имеет место быть и у других народов. Для этого надо быть большим специалистом в области мировой истории и культурологии. А специалистов подобного уровня среди представителей нашего народа к сожалению нет.
Дело в том, что тот или иной адат является следствием следущих причин:
1. Общинный - когда та или иная община вырабатывает внутри себя ту или иную традицию. По этому говорят порой: У нас так заведено.
3.Природно-климатические - это те, что обусловлены территорией проживания и климатическими особенностями этого региона. Например в пустыне путнику непременно первым делом предложат стакан воды. А в северных регионах присесть ближе к очагу.
2. Заимстование - когда происходит заимствование (чаще всего в процессе ассимиляции либо вхождение в состав более могущественного образования)
3. Религиозное (ислам, христианство и т.д.) вкрапление - когда те или иные религиозные каноны устанавливают правила и нормы поведения.
4. Языческие древние верования, которые еще возникли в эпоху когда на этнической карте мира не было ни карачаевцев еще, ни балкарцев, ни многих других племен и народов.

По этой причине подавляющее большинство адатов невозможно разложить по косточкам до глубинных их смыслов. Тем более отсутствие письменности усугубляет этот экскурс в глубину.
Но справедливости ради можно выделить две категории адатов. Это те что имеют сакральные корни, и те что возникли на бытовой почве. Некоторые их них уже являются неким анахронизмом, не вписывающиеся в современные реалии жизни по причине отсутствия в них смысла впринципе. Вот например похороны усопшего. Приходят с соболезнованиями мужская половина. И подавляющая часть накидывает на голову шляпу или иной головной убор. Спроси их зачем они это делают и подавляющая часть из них не сможет сформулировать ответ. К религии это никакого отношения не имеет, в частности к исламу. Если это чисто кавказский адат ходить с покрытой головой, то почему об этом вспоминают только в день похорон, а не каждый день выходя из дома? Вот такая занимательная тригонометрия))

Со своей энтропией..
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный