Всё это отразилось на дальнейшем социально-экономическом развитии (а точнее сказать, стагнации) балкарских населенных пунктов в последующие годы. Более того, в период с 1957 года вплоть до распада Советского Союза в 1991 году населенные пункты и хозяйства Балкарии финансировались по остаточному принципу. Сельское же хозяйство в горных условиях, в условиях осуществленного ранее изъятия существенной части пастбищ и сенокосов было убыточным.
За этот период не было построено практически ни одного промышленного предприятия, способного дать работу хотя бы сотне человек. Поэтому в Балкарии имела место массовая безработица, хотя и в скрытой форме. Молодежь была вынуждена искать работу в г. Нальчике и за пределами республики. Жителям балкарских населенных пунктов приходилось выживать за счет личных подсобных хозяйств и индивидуальной трудовой деятельности, что вплоть до второй половины 1980-х годов преследовалось властями под видом борьбы с нетрудовыми доходами. Единственным крупным промышленным предприятием в Балкарии был Тырныаузский вольфрамово-молибденовый комбинат, функционирование которого не зависело от руководства республики. Комбинат входил в группу 100 стратегически важных предприятий СССР. Именно на его средства было построено более половины жилого фонда столицы республики. Не зависело от руководства КБР и использование рекреационных ресурсов – эта отрасль была подведомственна профсоюзам. Строительство объектов туризма, курортов, горнолыжного спорта, альпинистских лагерей финансировалось в основном ВЦСПС.
Из вышеизложенного на первый взгляд может показаться, что дискриминационная политика властной элиты в отношении балкарцев идет во благо кабардинского народа. Но это не так. Истинной целью ее было и остается сохранение в своих руках всей полноты власти в республике путем устранения и недопущения возрождения любого конкурента, в первую очередь в лице балкарской политической элиты. Поэтому попытки ее возрождения (после фактического уничтожения в 1920-х – 30-х годах) воспринимались руководством республики как серьезная угроза своему всевластию и личному благосостоянию. Для предотвращения этого применяется испытанный способ: подбор и расстановка балкарских (а в последнее время - и русских) кадров на руководящие должности в республике осуществляется по принципу слепой преданности руководству КБР и зависимости от него.
В начале 1990-х годов демократизация общественной жизни и гласность породили всплеск национального самосознания народов СССР. Волна суверенизации прошла и по бывшим автономным республикам. Коснулось это и Кабардино-Балкарии. И если руководство республики ставило задачу повышения политического статуса КБАССР до уровня союзной республики и непосредственного вхождения в Союз ССР с выходом из состава РСФСР, что было подтверждено соответствующим постановлением Верховного Совета КБАССР, то балкарская интеллигенция, объединенная в национально-демократическую организацию «Тёре», не мыслила своё развитие вне России. Главной целью было добиться в полном объеме политической, административно-территориальной, экономической и социально-культурной реабилитации балкарского народа. И, что немаловажно, было установлено, что вся деятельность по достижению поставленных задач осуществляется с неукоснительным соблюдением действующего законодательства. По инициативе «Тёре» в августе 1990 года в г. Нальчике была проведена Конференция народных депутатов-балкарцев, представленных во всех уровнях: от Верховного Совета СССР до сельских Советов.
В целях достижения равноправного и свободного развития наряду с другими народами Советского Союза, а также устранение условий, позволяющих дискриминацию, происходивших с января 1922 года, и недопущения этого впредь, Конференция приняла ряд важных для судьбы народа решений, имея в виду следующее:
а) определение политического статуса балкарского народа в рамках КБАССР и РСФСР;
б) преобразование органов власти КБАССР на принципах, определенных Декретом ВЦИК РСФСР от 16 января 1922 года «Об образовании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области», в частности избрав двухпалатный парламент с паритетным представительством кабардинцев, балкарцев и русских в одной из палат и конституционно закрепив механизм ротации высшего должностного лица республики;
в) обеспечение административно-территориальной целостности балкарского народа путем восстановления четырех балкарских районов, существовавших до насильственного выселения балкарского народа в марте 1944 года;
г) принятие федеральной и республиканских программ социально-экономического и культурного возрождения и реабилитации балкарского народа;
д) законодательное обеспечение выполнения вышеназванных задач.
Соответствующие обращения были направлены в Верховные Советы СССР, РСФСР и КБАССР. Конференция также приняла решение о созыве I-го Съезда балкарского народа.
Президиум Верховного Совета КБАССР санкционировал проведение Съезда. Съезд, прошедший 30 марта 1991 года, подтвердил принятые на Конференции депутатов-балкарцев решения. Также было принято обращение к Верховному Совету РСФСР с просьбой о восстановлении в полном объеме прав репрессированного балкарского народа и о принятии соответствующего закона. Съезд обратился к руководству республики с требованием принять необходимые меры по выполнению принятых на Съезде балкарского народа решений и прервал своё заседание, поручив депутатам, представляющим балкарский народ в Верховных Советах СССР, РСФСР и КБАССР добиваться реализации поставленных задач.
Реализация принятых на Конференции и на I-м Съезде балкарского народа решений никак не ущемляла интересы представителей других народов, проживающих в республике. В то же время это обеспечивало условия для равноправного и полноценного развития балкарского народа при сохранении единства и целостности КБАССР. Однако такая перспектива серьёзно испугала власть предержащих. Реорганизация государственного устройства никак не входила в их планы, тем более что происходившие в стране преобразования позволяли, как они догадывались, в недалеком будущем конвертировать эту самую власть в капитал. Поэтому, несмотря на то, что в апреле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов», реализация которого в основном решила бы проблемы балкарского народа, руководство республики всячески препятствовало выполнению Федерального закона и поставленных на Конференции депутатов-балкарцев и Съезде балкарского народа задач.
Несмотря на свою малочисленность (21 депутат из 160), народные депутаты Верховного Совета КБАССР, представлявшие балкарский народ, выступали за обеспечение справедливых и равноправных отношений между субъектами, образовавшими объединенную Кабардино-Балкарию. Их позицию поддерживали наиболее трезво мыслящие депутаты-кабардинцы и депутаты, представлявшие русскую общину республики. Однако они были в меньшинстве. Большинство же народных депутатов Верховного Совета КБАССР были представителями бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры и дружно поддерживали позицию руководства республики, которая заключалась в игнорировании справедливых требований балкарского народа. Это привело к постепенному нарастанию напряженности политической обстановки в республике.
Примечательно, что в декабре 1989 года Верховный Совет СССР, а затем и Верховный Совет РСФСР твердо осудили репрессии со стороны государства в отношении народов, насильственно выселенных в 1942 - 1944 годах из родных мест в Сибирь и республики Средней Азии и Казахстан. 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О реабилитации репрессированных народов», в соответствии с которым права репрессированных народов должны были быть восстановлены в полном объеме, что, к сожалению, до сих пор не осуществлено.
В марте 1994 года, в канун 50-летия выселения балкарского народа в Среднюю Азию и Казахстан, Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин официально от лица государства извинился перед балкарским народом за репрессии и геноцид в период с 1944 по 1957 годы. Тем самым Российское государство дало понять всем и каждому, что чернить балкарский народ, навешивать на него разного рода ярлыки непозволительно и преступно. Однако от старой болезни прикрывать собственные политические цели, навешивая ярлыки балкарцам, отдельные должностные лица в КБР, не избавились. В этом ряду особо преуспел бывший министр внутренних дел КБР Х.А.Шогенов явно действовавший не без ведома высшего руководства республики. Более десяти лет он докладывал в инстанции о балкарском терроризме - ваххабизме», как чуть ли не о присущей им национальной черте. К сожалению, спецслужбы не отличились объективностью и профессионализмом. В итоге сочинители рапортов оказались во власти своих досужих домыслов, чернивших балкарцев, а исламские радикалы Баксанского, Зольского, Терского районов, Вольного аула и Нартана выпали из поля зрения силовых структур. В ходе же трагических событий, связанных с нападением боевиков 13 октября 2005 года на г. Нальчик, выяснилось, что картина совершенно иная. Свидетельством провала работы МВД КБР и спецслужб является тот факт, что из около 150 нападавших на объекты МВД, ФСБ и других силовых структур в г. Нальчике только четыре человека оказались балкарцами, а все остальные кабардинцами. Теперь же, по прошествии года, делается попытка изменить картину. Создаются списки молодых людей из числа балкарцев, якобы причастных к исламским радикалам, дабы подравнять количество бандитов от обоих народов. И Х.А.Шогенов вновь оказался востребован и стал советником по безопасности нового президента КБР.
Понимая, что открыто противодействовать выполнению Федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» и законным требованиям балкарского народа сложно, руководство республики пошло по пути негласной поддержки наиболее маргинальной и националистически настроенной части кабардинской интеллигенции, объединенной в общественную организацию «Адыгэ Хасэ». Ими выдвигалась абсурдная по своей сути идея возрождения никогда не существовавшей в истории Великой Черкесии «от моря до моря» (имеются в виду Черное и Каспийское моря) как независимого государства путем объединения Абхазии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и черноморского побережья Краснодарского края (Сочи, Шапсугский район и др.), а также аннексии части земель соседних Осетии, Ингушетии и Дагестана. Карачай, Балкария и русские районы рассматривались в этом проекте как вассальные территории адыгов (самоназвание кабардинцев, черкесов и адыгейцев). Особо отличался и отличается своей провокационной деятельностью по отношению к балкарцам, и не только, председатель Конфедерации горских народов Юрий (или Муса, в зависимости от политической конъюнктуры) Шанибов. Во время грузино-абхазского конфликта в 1992 году введенные в заблуждение Ю.Шанибовым, сотни молодых кабардинцев приняли участие в этой войне, десятки из них погибли, так и не поняв сути происходившего.
Кстати говоря, по некоторым данным, приверженцы этой идеи имеют покровителей на самом верху в лице одного из помощников главы администрации Президента России, а также небезызвестного лондонского сидельца Б.Березовского. Стоит вспомнить и их провокационную деятельность в период президентских выборов в Карачаево-Черкесии в 1999 году.
Используя такого рода деятелей, властная элита, вместо того чтобы решить проблемы по существу, пыталась перевести их в русло межнационального противостояния, о чем в скором времени им пришлось пожалеть. Почувствовав простор для своей деятельности, руководители «Адыгэ Хасэ» и Конфедерации горских народов не ограничились противодействием законным требованиям балкарского народа, им захотелось полных властных полномочий. В августе 1991 года, после известного путча, под давлением многотысячного митинга, созванного Демократическим движением КБР, «Адыгэ Хасэ» и «Тёре» всё руководство республики во главе с председателем Верховного Совета КБССР В.М.Коковым вынуждено было уйти в отставку за поддержку путчистов. Но тогда прийти к власти радикалам из «Адыгэ Хасэ» не удалось.
Председателем Верховного Совета КБССР был избран устраивавший основную часть населения республики и большинство депутатов Верховного Совета КБССР Х.М.Кармоков, который трезво оценивал ситуацию в республике и проявил готовность поэтапного решения балкарских проблем. В частности, на должность председателя Правительства КБССР был назначен балкарец, была образована Комиссия Верховного Совета по восстановлению балкарских районов, существовавших на момент насильственного выселения балкарцев в марте 1944 года, соответствующие поручения были даны Правительству КБССР. Однако противодействие решению балкарских вопросов не прекращалось, ибо, как отмечалось выше, большинство в Верховном Совете были представителями бывшей партийно-хозяйственной номенклатуры, жаждавшими реванша. Эти депутаты инициировали введение в республике института президентства с целью возврата власти через этот механизм. Несмотря на категорическое возражение против этого большинства депутатов – балкарцев, части депутатов – кабардинцев и депутатов, представлявших русскоязычное население республики был принят соответствующий закон, внесены поправки в Конституцию КБССР. Выборы президента КБССР были назначены на 24 ноября 1991 года.
Принятые решения противоречили также федеральному законодательству. Об этом было сказано в письме Председателя Верховного Совета РСФСР Р.И.Хасбулатова в адрес Верховного Совета КБССР от 4 ноября 1991 г. № 02.00096. Данным письмом также предписывалось приостановить выборы Президента КБССР до проведения выборов нового состава Верховного Совета и приведения законопроектов КБССР в соответствие с Конституцией и законами РСФСР. Однако, сославшись на провозглашенный суверенитет КБССР, большинство депутатов Верховного Совета КБССР проигнорировали обращение руководителя Верховного Совета РСФСР и оставили в силе решение о проведении выборов президента республики.
Национальные организации балкарского народа и депутаты Верховного Совета КБССР, представлявшие балкарский народ, выступали против института президентства. При наличии двух субъектов, образовавших республику, наиболее рациональной и эффективной для КБР является парламентская форма правления. Учитывая количественное превосходство численности избирателей-кабардинцев над избирателями-балкарцами, было очевидно, что представитель балкарского народа никогда не будет избран президентом республики. Введение института президентства лишало Верховный Совет контрольных полномочий, превращая его в машину для голосования (в последующем это подтвердилось на практике), лишались смысла и основные требования Съезда балкарского народа в части преобразования органов власти КБССР на принципах, определенных Декретом ВЦИК от 16 января 1922 года «Об образовании объединенной Кабардино-Балкарской автономной области» (избрание двухпалатного парламента с паритетным представительством балкарцев в одной из палат, ротация высшего должностного лица республики). К тому же в условиях предвыборной компании и изменения структуры органов власти в республике на неопределенное время откладывалось решение насущных проблем балкарского народа.
Против выборов президента выступала также кабардинская интеллигенция, не желавшая возврата к власти прежнего руководства КБССР. Не желали всевластия одного лица и представители казачества. По всей республике проходили сходы и собрания граждан, которые в своих резолюциях призывали сорвать президентские выборы путем бойкота. Для обсуждения сложившейся ситуации Оргкомитет по подготовке Съезда балкарского народа назначил заседание второго этапа I Съезда балкарского народа на 17 ноября 1991 года. Все шло к тому, что президентские выборы, назначенные на 24 ноября 1991 года, будут сорваны. В этих условиях для бывшей властной элиты необходимо было организовать провокацию, которая привела бы к расколу среди противников выборов президента КБССР. Такой способ был найден.
В канун Съезда балкарского народа, на 16 ноября 1991 года было назначено внеочередное заседание Верховного Совета КБССР с единственным вопросом повестки дня: «О восстановлении балкарских районов, существовавших на момент насильственного выселения балкарского народа в марте 1944 года». Положительное решение данного вопроса во многом смягчило бы напряженность, существовавшую в тот момент в республике, и способствовало бы проведению Съезда балкарского народа в спокойном режиме. Но у организаторов провокации на этот счет были свои планы.
Аргументированно выступавшие на заседании Верховного Совета в пользу положительного решения данного вопроса депутаты-балкарцы Абдуллах Будаев, Исхак Гузеев, Далхат Мизиев, Роза Отарова, Тимур Ульбашев, Магомед Чочаев и другие были подвергнуты обструкции и публичному (заседание транслировалось в прямом эфире) моральному избиению со стороны заранее подготовленного агрессивного большинства депутатов, представлявшего интересы бывшей властной элиты. Не подействовали на них и выступления трезво мыслящих депутатов-кабардинцев: Тлапшокова, Сижажева, Шурдумова и др., призывавших не накалять и без того напряженную обстановку в республике и решить вопрос о восстановлении балкарских районов. Однако сценарий провокаторов был реализован: решение вопроса было отрицательным.
Понятно, с каким настроением пришли на следующий день на заседание Съезда балкарского народа его делегаты, наблюдавшие по телевизору происходившую на заседании Верховного Совета КБССР вакханалию. Съезд балкарского народа, опираясь на Конституцию РСФСР, Декларацию о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларацию о государственном суверенитете КБССР от 30 января 1991 года, провозгласил национальный суверенитет балкарского народа и принял постановление об образовании Республики Балкария в составе РСФСР и о выходе из состава КБССР. Частью делегатов съезда (Аслан Атабиев, г.Москва) был поставлен вопрос о необходимости строгого подбора персонального состава рабочих органов, призванных реализовывать решения съезда. Так же было предложено рассмотреть вопрос о необходимости возвращения исконного исторического названия и народу и новой республике: «Аланская Республика Балкария». Президиум съезда, руководствуясь чисто «балкарскими» соображениями (мол, очень это будет торжественное и не скромное наименование, мол «шам заманлагъа тартасыз» – «к сказочным, волшебным временам тянете») не стал выносить данный вопрос на обсуждение съезда, несмотря на поддержку значительной части делегатов. Корректность же балкарского предложения была и в том, чтобы не монополизировать название «алан». Время показало актуальность и своевременность данных инициатив – вскоре на карте страны появилась братская Республика Северная Осетия – Алания.
Съезд балкарского народа избрал Национальный Совет Балкарского Народа (НСБН), которому были даны полномочия представлять интересы народа в период между заседаниями Съезда, в органах государственной власти, общественных и иных организациях, и поручено добиваться осуществления принятых на Съезде народа решений. Председателем НСБН был избран Б.К.Чабдаров, бывший Председатель Президиума Верховного Совета КБАССР. Съезд также принял решение о неучастии балкарского народа в предстоящих выборах Президента КБССР.
Решения Съезда балкарского народа были направлены в Верховные Советы РСФСР и КБССР. Национальный Совет Балкарского Народа обратился к Съезду народных депутатов РСФСР и Верховному Совету РСФСР с просьбой законодательно оформить образование Республики Балкария в составе РСФСР. На внеочередном заседании 19 ноября 1991 года Верховный Совет КБССР поддержал принятые на Съезде балкарского народа решения.
Решения Съезда на первый взгляд могли показаться реакцией на назначенные президентские выборы в КБССР и отказ Верховного Совета КБССР накануне в восстановлении балкарских районов. Однако эти факторы лишь переполнили чашу долготерпения балкарского народа, подвергавшегося дискриминации и репрессиям с момента образования объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в январе 1922 года. Всё вышеизложенное является подтверждением тому, что несмотря на готовность балкарцев развиваться в условиях объединенной Кабардино-Балкарии как равноправного субъекта, ее образовавшего, властная элита довела народ до принятия хотя и радикального, но вполне обоснованного и законного решения, позволяющего ему самостоятельно решать свои проблемы в рамках Российской Федерации.
О том, что принятые Съездом балкарского народа решения были не эмоциональными, а осознанными, вызревавшими много десятилетий, подтвердил также референдум балкарского народа, прошедший 29 декабря 1991 года в полном соответствии с законом КБССР «О референдуме в КБССР». На вопрос: «Поддерживаете ли вы провозглашение национального суверенитета балкарского народа и образование Республики Балкария в составе РСФСР?», положительно ответили 94,5% из 85% балкарцев-избирателей, принявших участие в референдуме.
В то же время, Верховный Совет КБССР не отменил выборы Президента КБССР. Несмотря на абсурдность их проведения в сложившейся в республике ситуации, выборы были лишь перенесены с 24 ноября на 22 декабря 1991 года. Президентом республики на безальтернативной основе (перед вторым туром один из кандидатов в Президенты, Ф.Хараев, в расчете на срыв выборов снял свою кандидатуру) был избран В.Коков. Балкарский народ в соответствии с принятым на Съезде решением в выборах Президента республики ни в первом, ни во втором турах не участвовал. В условиях, когда один из субъектов, образовавших Кабардино-Балкарию, в президентских выборах не участвовал, легитимность избранного Президента, мягко говоря, была под большим вопросом. И неспроста, будучи ещё кандидатом в Президенты, В.Коков в одном из интервью на вопрос, Президентом какой республики он будет, если балкарский народ не примет участия в выборах, ответил, что будет Президентом Кабарды. Таким образом, В.Коков провозгласил себя президентом Кабардино-Балкарии, а официальная Москва сделала вид, что верит этому, хотя даже такая газета, как «Кабардино-Балкарская правда», опубликовала итоги выборов и отметила неучастие в них балкарского народа, являвшегося не «десятью процентами» местного населения (как это пытались представить), а одним из двух официальных субъектов, образующих республику.
Вместе с тем попытки захвата власти со стороны группы Ю.Шанибова не прекратились. Апогеем противостояния между властной элитой и кабардинским национальным движением стали события октября 1992 года. Организованный Конгрессом кабардинского народа и «Адыгэ Хасэ» многотысячный митинг вновь потребовал отставки руководства республики. Причем среди митингующих были десятки вооруженных людей, прошедших грузино-абхазскую войну и готовых ворваться в Дом правительства. И только вмешательство федерального центра, приславшего на защиту республиканской власти группу «Альфа» позволило избранному к тому времени Президентом В.Кокову сохранить власть и предотвратило гражданскую войну в республике. Существующие проблемы необходимо решать, но не загонять их вглубь, а тем более переводить в русло межнационального противостояния.
А сразу после этого стала раскручиваться во всю мощь четвертая антибалкарская кампания руководства КБР во главе с Коковым. Тогда как балкарцы и русские, проживающие в республике, не вмешивались в межкабардинское противостояние, более того Исполком НСБН выступил с заявлением, призвав противоборствующие стороны решать все спорные вопросы за столом переговоров. Начался шантаж населения республики, в первую очередь его русскоязычной части. Руководители республики откровенно вводили в заблуждение и запугивали межнациональной войной и федеральный центр. Это «перетягивание каната» между руководством республики и Национальным Советом Балкарского Народа, пытавшимся исключительно правовым путем защитить конституционные интересы своего народа, продолжалось два года. В Верховном Совете РСФСР и Правительстве РСФСР со всей серьёзностью отнеслись к решению балкарских проблем.
В связи с принятыми на Съезде балкарского народа решениями подготовка соответствующего законопроекта была поручена Комитету Верховного Совета РСФСР по национально-государственному устройству и Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета Российской Федерации по репрессированным и депортированным народам. Правительством России были сделаны первые шаги по реализации Закона РСФСР от 26 апреля 1991 года «О реабилитации репрессированных народов», в части социально-экономической реабилитации балкарского народа (распоряжение Совета Министров РСФСР от 6 августа 1991 г. № 858; постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 546). Но в результате интриг руководства республики решение вопросов, поставленных Съездом, всячески затягивалось, более того - федеральный центр под давлением властей КБР пытался ограничиться половинчатым их решением. Только к осени 1993 года законопроект по реабилитации балкарского народа был одобрен Комитетами и Комиссиями Верховного Совета Российской Федерации и внесен в повестку дня пленарного заседания 27 сентября 1993 года.
Однако этому не суждено было случиться: 20 сентября 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 1400, в соответствии с которым прекращалась деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. Решение вопроса о политическом статусе балкарского народа в очередной раз зависло. Сложившаяся ситуация осложнила выполнение НСБН задач, поставленных перед ним Съездом балкарского народа. Ранее все вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, в том числе и вопросы образования нового субъекта в составе России (так, в частности, был решен вопрос об образовании Ингушской Республики), были в компетенции Съезда народных депутатов Российской Федерации мог решать то, с принятием новой Конституции Российской Федерации, ситуация принципиально изменилась. Теперь механизм образования или принятия в состав России новых субъектов должен был определяться федеральным конституционным законом. До принятия такого закона вопрос об определении политического статуса балкарского народа в составе Российской Федерации откладывался. Понимая это, НСБН, как орган законопослушный, принял решение сосредоточиться на решении вопросов социально-экономической реабилитации балкарского народа, не снимая с повестки дня вопроса об образовании Республики Балкария.
События сентября - октября 1993 года в г. Москве, завершившиеся расстрелом Верховного Совета Российской Федерации, круто изменили общественно-политическую ситуацию в стране. Бывшая партноменклатура в противостоянии Президента Российской Федерации и Верховного Совета сориентировалась в большинстве своем «правильно» и поддержала Б.Н.Ельцина. В соответствии с новой Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, Россия преобразовалась в президентскую республику с приданием огромных полномочий Президенту.
Вслед за федеральным центром аналогичные полномочия начали присваивать себе местные князьки – президенты республик и губернаторы, подготавливая почву для превращения вверенных им регионов в свои феодальные вотчины. Особенно это было наглядно в национальных республиках. Послушное властной элите большинство депутатов Верховного Совета КБР добилось принятия решения о досрочном прекращении своих полномочий и назначения выборов в парламент республики на 12 декабря 1993 года. В Конституцию республики были внесены поправки, в соответствии с которыми законодательный орган лишался контрольных функций, а полномочия Президента кратно увеличивались. Это дало возможность властной элите в полной мере использовать административный ресурс для избрания в Парламент КБР своих выдвиженцев, исключив при этом прохождение оппозиционно настроенных кандидатов.
В результате уже к концу 1993 года в республике фактически сформировалась феодально-клановая система правления во главе с Президентом. Окрепший режим полностью узурпировал власть в республике. Штат МВД разбух до предела и на 90 % пополняется представителями кабардинского народа, т.е. началось формирование национальной гвардии за счет российского бюджета и под федеральным покровительством. В балкарских селах власть стала проявлять откровенное насилие, в том числе вооруженное. Устраивались непонятные ночные рейды милиции в поисках то оружия, то преступников, с попутным проведением незаконных обысков.
К 1994 году уже окрепшее и обросшее собственными силовыми структурами «демократическое» руководство КБР стало демонстрировать силу и угрожать балкарскому народу открыто. Для достижения этих целей руководству республики необходимо было расчистить политическое поле от любой политической силы, способной ему помешать. И если с ликвидацией кабардинского национального движения было проще – им вменялись преступные действия в период противостояния в октябре 1992 года, были возбуждены уголовные дела и начато судебное преследование, то Национальному Совету Балкарского Народа ничего противозаконного в его деятельности предъявить было невозможно. Единственным способом ослабить эту политическую силу был подрыв организации изнутри и дискредитация ее деятельности.
На роль исполнителя этого грязного дела В.М.Коковым был подобран отставной генерал-лейтенант, бывший заместитель командующего Закавказским военным округом С.У.Беппаев. Сначала он был искусно внедрен в состав НСБН, а затем, с нарушением положений регламента НСБН, фактически захватил руководящие должности в организации. И вместо того чтобы последовательно, в рамках действующего законодательства добиваться реализации решений Съезда по обеспечению административно-территориальной и социально-экономической реабилитации балкарского народа, вся деятельность Беппаева сводилась к провокационным выступлениям, будоражащим население республики, открытому противопоставлению НСБН органам власти, другим противоправным акциям. Если до прихода Беппаева балкарские организации всячески игнорировали провокационную, по сути, Конфедерацию горских народов Кавказа, образованную такими деятелями, как Яндарбиев, Шанибов и К°, то Беппаев пытался втянуть НСБН в эту фактически сепаратистскую организацию. Такого рода действия, а также постоянные контакты Беппаева с рядом сомнительных структур, в т.ч. и в Ичкерии, дискредитировали балкарское национальное движение в глазах федеральной власти.
Вершиной провокационной деятельности С.У.Беппаева стал проведенный им в ноябре 1996 года Съезд балкарского народа, в канун президентских выборов в КБР. У С.Беппаева и его хозяев в руководстве республики были четко определенные задачи, связанные с этим съездом. Накануне президентских выборов необходимо было накалить общественно-политическую ситуацию в республике, с тем, чтобы руководство республики, после успешного ее урегулирования, выглядело в глазах федеральной власти как единственный гарант стабильности и спокойствия в КБР. Необходимо было дискредитировать и ликвидировать Национальный Совет Балкарского Народа и все национальные организации балкарцев. Попутно нужно было убедить Президента России в необходимости серьезных финансовых вливаний из федерального бюджета.
С этими задачами они успешно справились. Сам же С. Беппаев, через несколько дней после Съезда открестился от принятых на нем решений и мало того, что не пострадал, так еще получил должность Секретаря Комиссии при Президенте КБР по вопросам жертв политических репрессий с кабинетом на президентском этаже. Впоследствии он же возглавил карачаево-балкарско-осетинское общество «Алан» и стал везде выступать как «лидер балкарского народа». Поразительна прозорливость и предусмотрительность таких господ. Впервые, начиная с 1827 года аланский (карачаево-осетино-балкарский) народ сумел создать хоть и общественный, но единый орган, и тут же тот был нейтрализован, оказавшись в грязных руках. Старая истина: всякое движение надо возглавить, чтобы обезглавить. И пока это удается.
В ноябре 1996 года, после организации С. Беппаевым провокационного очередного этапа съезда балкарского народа, руководство КБР устроило вооруженный погром в здании общественно-политического центра балкарского народа, запретило постановлением своего Парламента деятельность съезда балкарского народа и всех его выборных органов, запретило решением суда деятельность общественной организации балкарского народа «Тёре» и ее одноименной газеты и отказало в регистрации даже Совету старейшин Балкарии...
Но были последствия и более широкого плана. С началом грузино-абхазского конфликта в августе 1992 года, когда кабардинские националистические элементы начали преследовать проживающих в Нальчике грузин, а заодно и занимающихся коммерческой деятельностью представителей всех иных «некоренных» национальностей, балкарская молодежь и НСБН публично и на всех уровнях заявили всем, что не допустят преследования по национальному признаку. И это явилось серьезным сдерживающим и отрезвляющим фактором для всех. С развалом же балкарского движения националисты выдавили из г. Нальчика жителей еврейской колонии и грузин, вынудив их за бесценок продать дома и магазины и уехать из КБР. Затем разворовали все промышленные предприятия и создали невыносимые условия для жизни квалифицированных русскоязычных кадров, привлеченных в республику со всего Союза ССР. Теперь наступил этап выдавливания балкарцев, коренных русских и кабардинцев, не относящихся к правящей группе. Далее останется лишь один рубеж защиты России – казачество Прохладного и Майского районов, но и к нему уже подбираются (через кадровую политику, финансирование по остаточному принципу, урезание бюджета социальной сферы, укрупнение районов).
Известный процесс приватизации общенародной собственности, проходивший в последние 15 лет в общероссийском масштабе, в Кабардино-Балкарии имел свои особенности и специфику. Расчистив политическое поле, феодальный клан приобрел не только полноту власти при абсолютном отсутствии контроля со стороны народа и Федерального центра, но и возможность решать «свои вопросы». А федеральной власти внушали, что только эти руководители КБР могут обеспечить островок стабильности в бурлящем Северном Кавказе. Хотя, эта стабильность достигается благодаря мудрости и терпеливости народов, проживающих в республике.
Еще большей независимости от федеральных властей властная элита КБР добилась в результате «особых» отношений, сложившихся между Президентом Российской Федерации Б.Н.Ельциным и Президентом республики В.М.Коковым. Кроме того, парламент республики, (на 80% дотируемой Москвой) штамповал собственные законы для «суверенного государства», каковым он конституционно провозгласил КБР. Федеральное законодательство признавалось здесь вторичным, либо вовсе игнорировалось. Пытаясь дезавуировать Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов» и сорвать территориальную реабилитацию балкарского народа, парламент республики путем шантажа, угроз и откровенного запугивания граждан провел так называемый опрос населения и констатировал, что 99,7% жителей КБР выступили за сохранение единства. Более того, собственным постановлением он решил этот «допрос» (как его назвал народ): «считать волеизъявлением народа...»
Далее парламент решил провести ряд местных сельских референдумов, на которых балкарский народ должен был отказаться от собственной территориальной реабилитации, т.е. от восстановления своих бывших районов, насильственно ликвидированных в 1944 году. Для этого специально подобрали несколько балкарских сел с беспринципной администрацией, а население подвергали запугиванию. В некоторых из них, к тому же, проживало и значительное количество небалкарского населения, которое юридически не имело права решать общенациональные проблемы балкарского народа. Руководство республики пошло еще дальше и вовсе разбило эти села на 4 группы (по их принадлежности к четырем бывшим балкарским районам) и исхитрились поставить им четыре разных вопроса по одной и той же проблеме, т.е. реабилитации балкарского народа. Уловка раскрылась и жители активно проголосовали «За» восстановление своих бывших районов. Видя, что даже и тут ничего не получается, перед подсчетом голосов, милиция насильно выдворила всех наблюдателей из залов и почти все итоги голосования самым откровенным образом были подтасованы. Соответствующие аналитические материалы были опубликованы и они ясно свидетельствуют о том, что почти во всех урнах для голосования оказались тысячи лишних бюллетеней. Правовое заключение по этому поводу однозначно подтверждает полную нелигитимность и абсурдность всей этой кампании властей... Параллельно с этим шло откровенное разбазаривание и хищение целевых федеральных средств, выделенных из бюджета России на социально-экономическое развитие балкарского народа.
И только через 5 лет, практически с приходом к власти В.В.Путина, публично заявившего о равнообязательности федеральных законов для всех и на всей территории России, процесс заметно сдвинулся с места, хотя уже к 2000 году Кабардино-Балкария оценивалась независимыми экспертами-правозащитниками как регион с авторитарным, этно-клановым правлением восточно-кавказского типа. И следует отметить, что результаты этого почти десятилетнего, бесконтрольного со стороны федерального центра, правления оказались катастрофичными для небольшой республики, по сути брошенной на произвол околовластных кланов и группировок.
Что же происходило в Кабардино-Балкарии с 1993 года по 2005 год, в период всевластия правящего клана, и к чему это привело? Объективности ради необходимо отметить, что стартовые позиции КБР к началу экономических реформ в стране были крайне невыгодными. Более 85 % промышленных предприятий республики в советский период выпускали продукцию оборонного или двойного назначения. Поэтому с распадом Советского Союза большинство промышленных предприятий КБР резко сократили производство и десятки тысяч людей остались без работы. Не лучше было положение и в агропромышленном комплексе, перерабатывающей и легкой промышленности республики.
Курорты, туристические базы и другие объекты рекреационного назначения в советский период были ориентированы на социальный туризм и отдых. Наполняемость этих объектов обеспечивалось соответствующими структурами ВЦСПС централизованно. Но постановлением Верховного совета КБР объекты туризма, курортов, альпинистские лагеря и другие объекты рекреационного назначения незаконно были переведены из собственности ВЦСПС в собственность республики, которая была неспособна обеспечить их наполняемость и полноценное функционирование, эта отрасль фактически была разрушена.
Необходимы были срочные структурные реформы в экономике: государственные программы конверсии, режим благоприятствования для инвесторов с целью переоснащения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и ряд других мер для реанимации экономики. В условиях благожелательного отношения федерального центра, Президента России к республике была возможность привлечения государственных инвестиций, в частности для развития уникального рекреационного района Приэльбрусья. Все эти меры требовали большой работы и государственного подхода. Но нужно ли было это властной элите? Как показала практика, нет.
Была разработана Концепция социально-экономического развития республики на период до 2000 года, в соответствии с которой официально было объявлено, что Кабардино-Балкария к началу XXI века выйдет на уровень самофинансирования и станет самодостаточной по финансово-экономическим параметрам. Разрабатывались и утверждались федеральные и республиканские программы, направленные на осуществление намеченных целей, ежегодные отчеты правительства показывали, что все благополучно, экономика на подъеме. Реальное же положение дел ухудшалось с каждым годом. Властная элита, все больше отдаляясь от реальности, жила своей жизнью, а народ оставался один на один со своими проблемами.
Вся экономическая деятельность Правительства КБР свелась к двум задачам: догнать и перегнать соседнюю Северную Осетию по производству спирта и вино-водочных изделий, что давало возможность уводить в тень сотни миллионов долларов; пользуясь благосклонностью руководства России, добиваться от Минфина России максимально возможных субвенций. Самым успешным и «профессиональным» республиканским министром считался тот, кто добьется большего притока денег из федерального центра. Схема же использования средств, выделяемых из федерального бюджета, была отработана до мелочей. И без того дышавшие на ладан предприятия приходили в полный упадок, порождая тем самым массовую безработицу, а властная элита, пользуясь фактическим отсутствием контроля как снизу (со стороны народа), так и сверху (со стороны федерального центра), обеспечивала финансово-экономическую базу своего благополучия. В КБР, не имевшей в советский период ни одного ликеро-водочного предприятия, в течение короткого времени появились десятки спиртовых и водочных заводов, как грибы после дождя начали расти автозаправочные станции и рынки, супермаркеты, рестораны и сотни игорных заведений.
Кроме того, доведение до банкротства практически всех крупных промышленных предприятий республики (исключение: Кавказкабель, Севкаврентген, Нальчикский Машзавод) давало возможность скупать эти объекты за бесценок. Дотационность республики приносит чиновникам огромные плюсы. Во-первых, нет необходимости ломать голову над проблемой увеличения доходной части бюджета республики; во-вторых, чем больше были размеры субвенций, тем больше возникало возможностей для коррупции и увода значительного объема выделяемых средств от целевого назначения. Экономическая жизнь республики сведена к решению одной задачи – наиболее полного удовлетворения все возраставших потребностей властной элиты и чиновничества.
В республике сложилась олигархия в классическом ее понимании, которой принадлежала вся полнота власти, собственность, огромные по местным меркам финансовые ресурсы, находившиеся, как правило, в тени. Кроме того, ей были подконтрольны практически все финансовые потоки, шедшие в КБР из федерального центра в виде бюджетных дотаций, госинвестиций, а также кредитные ресурсы, получаемые под гарантии Правительства России. Появилась относительно молодая поросль чиновников-олигархов, наиболее яркими представителями, которой являлись министры экономического блока и чиновники территориальных структур федеральных органов власти. Именно ими регулировались денежные средства, приходящие в КБР извне и собираемые (точнее – подлежащие сбору) в качестве налогов и сборов в республике.
Не отставали от них и работники правоохранительных органов. Республика за этот период превратилась фактически в полицейское государство. По количеству работников правоохранительных органов (всего около 16 тыс. человек) на душу населения Кабардино-Балкария находится на одном из первых мест в стране. На этот факт, в частности, на одном из совещаний обращал внимание Президент Российской Федерации В.В.Путин. А масштабы коррупции в рядах работников республиканской милиции общеизвестны.
За период бесконтрольного правления феодального клана с 1993 по 2005 годы республика, занимавшая 48-е место по социально-экономическим показателям, оказалась на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Безработица в сельских населенных пунктах Кабардино-Балкарии зашкаливает за 80 %, за это время из республики в другие области страны и за рубеж выехали десятки тысяч наиболее квалифицированных и дееспособных граждан.
С приходом к руководству налоговой службой в 1996 году одного из нынешних фактических руководителей республики, по всем показателям Управление МНС по КБР из первой десятки скатилось и прочно закрепилось в последнем ряду среди субъектов Российской Федерации. Сложилась система, при которой малый бизнес и физические лица подвергаются жестокому налоговому прессингу, а предназначенные для платежей по крупным предприятиям суммы, исчисляемые десятками миллионов рублей, вообще перестают поступать в бюджеты всех уровней. В республике, в которой поступление налоговых доходов обеспечено в основном за счет налога на доходы физических лиц - 38,6% всех налоговых доходов (336,7 млн.), тогда как доля акцизов - 24,4% (212,7 млн.), а налога на прибыль организации - 13,8% (111,9 млн. рублей), на 1 июля 2006 года осуществляли свою деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах 556 игровых автоматов и 15 салонов, принадлежащих известным хозяевам. Особой жадностью отличаются также «водочные короли». Так, по данным отчета Правительства КБР Парламенту республики об исполнении республиканского бюджета в I квартале 2006 года расчетная сумма акцизов на спирт составляла 340,4 млн. рублей, однако производители спирта начислили акциз в 129,4 млн. рублей, а уплатили 27,1 млн. рублей.
Вышеупомянутый отчет Правительства КБР является лучшей иллюстрацией всех достижений нового руководства республики. В бюджет недопоступило 254 млн. рублей при плане 781,5 млн. Республиканский бюджет исполнен на 70,8% - в казну не получено 151, 1 млн. рублей. Акцизы выполнены только на 43,8%. А из федерального бюджета поступило 1 млрд. 989,2 млн.рублей, что выше запланированного на 32,5 процента. Повторяется та же история с искусством выбивания федеральных средств и полным развалом народного хозяйства в республике. 740 млн. из этой суммы – авансовая дотация в счет обязательств за 4 квартал, которая направлена на погашение, опять таки - досрочное (???) части внутреннего долга республики - банковских кредитов. При этом раздел «Национальная экономика» профинансирован только на 34%. Сельское хозяйство получило 27,6% запланированного, ЖКХ – в консолидированном бюджете – 36,4%, а в республиканском – всего 12%. Дорожное хозяйство в 1 квартале не финансировалось, так же как и строительные объекты из титульного списка. Не изменилась ситуация и по итогам II и III кварталов 2006 года. Да и не может она измениться при таком подходе. Собираемость по основным налогам и сборам в бюджет КБР в первом полугодии составила 66,9%. Республиканский бюджет по доходам исполнен на 80,5%, при плане 1 млрд. 229,7 млн. получено 990,7 млн. рублей. Местные бюджеты выполнены на 64,4% (получено 438,6 млн.). Акцизы на спирт выполнены лишь на 44%, а на водку только на 28,4%. А из федерального бюджета поступило 3 млрд. 685,3 млн. рублей, что на 10,7% выше запланированного.
Комментарии, как говорится, излишни.
Население республики в подавляющем большинстве живет за чертой бедности. Молодежь, оказавшись не востребованной, частью ударилась в пьянство и наркоманию, а частью, причем здесь и русские, и осетины, и др. попала под влияние распространителей идей радикального ислама. В то же время сотнями начали возникать особняки с бассейнами и конюшнями чиновников, сотрудников правоохранительных органов и водочных королей, которым могли бы позавидовать даже обитатели московской Рублевки.
Кадровая политика в республике сводится к тому, чтобы все значимые посты занимали представители одной национальности, объединенные по родственному признаку. Истинной целью правящей верхушки является обретение и сохранение в своих руках всей полноты власти в республике путем устранения любых оппозиционных сил, но главное - конкурента в лице балкарской политической элиты. Для этого применялся и применяется испытанный способ: подбор и расстановка балкарских (а с постсоветских пор - и русских) кадров на руководящие должности по принципу личной слепой преданности руководству КБР. Эти должности замещаются в основном людьми, готовыми довольствоваться «объедками с барского стола», но при этом претендующими на роль балкарской элиты и получившими в народе презрительное прозвище «балкардинцы». Люди, способные мыслить и действовать самостоятельно, из власти удалялись или вовсе не допускались к ней.
В частности, по состоянию на начало 2006 года, из 17 высших руководителей исполнительной власти КБР 12 - кабардинцы, 2 – балкарца, 5 – представители других национальностей (но за голыми цифрами надо видеть и распределение конкретных функций, когда русским и балкарцам оставляются органы статистики и Конституционный суд, либо МЧС); среди руководителей крупных промышленных предприятий 12 являлись кабардинцами, 2 – балкарцами, 4 – представителями других национальностей; из 13 глав администраций городов и районов кабардинцев - 8, балкарцев - 2, представителей других национальностей - 3; из 18 руководителей кредитно-финансовой сферы кабардинцев 13. Балкарцев и русских, составляющих большинство в республике, и являющихся субъектообразующими - титульными нациями, представляют в Парламенте по 19 депутатов (всего 38) из 110 законодателей. В органе местного самоуправления городского округа Нальчик соответственно 8 и 3 депутата из 33. В прокуратуре КБР из 67 сотрудников – 7 балкарцев и 3 русских, или даже вместе в 7 раз меньше, чем кабардинцев. Балкарцы и русские составляют абсолютное меньшинство в правоохранительных и силовых структурах. Балкарцы не были допущены к приватизации и акционированию предприятий КБР. Длительное время искажаются статистические данные народонаселения, с манипуляцией кадровой политики в пользу одного из титульных народов.
Аналогичная ситуация и на низовом уровне государственного аппарата, правоохранительной и судебной системы, а также в сфере торговли и предпринимательства. При этом фактическая численность кабардинцев составляет менее 45 % общей численности населения республики.
Каковы полномочия некабардинца, можно проиллюстрировать на примере нового председателя Правительства республики русского А.В.Ярина. Даже заместители министров назначаются им только при согласовании с Президентом КБР, у премьера и возглавляемого им Правительства нет даже аппарата, его полномочия не распространяются ни на финансово-кредитную политику, ни на другие серьезные сферы.