Бисми-Лляхи-Р-рахмани-Р-рахим
Къарачай-Черкесияны Муфтийи маулутну, некяхны шариат бла къалай бардырыргъа кереклисини юсюнден Фетва (Оноу) этгенди.
Республиканы муслиманлары ол эки зат бла байламлы дин джумушларын анда кёргюзюлген чекледе бардырыргъа керекдиле. Ансы маулутда, некях этиуде болуучу керексиз джоюмла кёблеге къыйын тиедиле. Ол джоюмладан а не ёлгеннге, не джангы къуралгъан юйдегиге хайыр джокъду.
Къарачай-Черкесияны Муфтийини бу республикан газетледе басмаланнган Фетвасын имамла, къалгъанла да ажымсыз толтурургъа борчлудула. Амин.
2017 дж. февралны 2 "КЪАРАЧАЙ"
Дин
Ф Е Т В А
ПОХОРОННОПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ И НИКЯХ
Похоронно-поминальные обряды являются важной частью общественной жизни. Правильное соблюдение этих обрядов несет сауаб душе усопшего, а живущим – мир и успокоение.
Излишества и нарушения при выполнении этих обрядов не приносит пользы умершему, а среди живущих несут разлад и склоки.
К сожалению, подобные излишества и нарушения стали неотъемлемой частью проводов души усопшего в иной мир.
Не соблюдение Фетвы большой грех перед Всевышним и является обязательным к исполнению для всех мусульман нашей республики.
О МАУЛИДЕ
Маулид является восхвалением Пророка Мухаммада да будет Ему мир и благословение Аллаха, о чем в Священном Коране Всевышний говорит: «Поистине, Аллах и Его Ангелы благословляют (восхваляют) Пророка! О Вы, которые уверовали! Благословляйте (восхваляйте) Его и приветствуйте усердно».
В тафсире разъясняется, что восхваление Пророка (с.а.с.) Аллахом равнозначно приветствию, восхваление ангелами приравнивается к возвышению, а люди должны восхвалять Пророка (с.а.с.).
Основываясь на этом ясном аяте, ученые создали маулид, который читают в месяц рождения Пророка (с.а.с.), при завершении строительства дома и других событий. Также разрешается чтение Маулида на поминках, по настоянию родственников покойного. По шариату на поминках следует читать Священный Коран и делать зикр.
О ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ
Основываясь на изречениях Всевышнего: «Просите Меня и Я приму ваши просьбы. Вспоминайте Меня и Я буду вас помнить. Благодарите Меня и не делайте неверие», разъясняем, что согласно шариата, обязательным при проведении похорон является только джаназа-намаз.
При совершении джаназа-намаза имам-хатыб должен приглашать присутствующих мусульман принять в этом участие, а не требовать этого от них, помня, что в религии нет принуждения. Аллах говорит нам: «Кто приближается ко Мне на ладонь, к тому Я приближаюсь на локоть, кто ко Мне идет шагом, к тому Я спешу бегом».
Имам-хатыб не должен обмывать покойного. Это совершают родственники, а имам-хатыб руководит омовением. По просьбе родственников покойного или при их отсутствии, имам-хатыб может произвести омовение покойного.
При похоронах покойного, его родные могут плакать, но тихо. Нельзя при этом громко кричать и причитать. Но лучше, если они проводят терпение и смерть покойного воспримут достойно и молча, так как жизнь дает и забирает только Всевышний Аллах.
Совершение церемонии обряда джаназа-намаз можно проводить по мусульманину, умершему без явных признаков неверия. Покойный мужчина заворачивается в три слоя белого хлопчатобумажного кафына, покойная женщина в пять и не более.
Деур не совершать и деньги садакъа на тело покойного не ставить.
Совершение хатм-Корана перед выносом покойного решается имам-хатыбом по согласию с читчиками и учетом реальных возможностей.
Перед совершением джаназа-намаз имам-хатыб или его заместитель обязаны разъяснять всем присутствующим правила выполнения обряда намаза. Если позволяет время, читается сура Ясиин.
По возвращении в дом покойного, после захоронения умершего в целях повторного соболезнования, имам-хатыб или его заместитель обязан разъяснить родственникам и всем присутствующим в доме, порядок проведения поминок.
Поминальные обряды являются рекомендуемыми, а не обязательными. Совершение отдельными мусульманами дорогостоящих, расточительных поминок, непосильных для многих мусульман, является большим грехом.
В течении трех дней после похорон во дворе покойного пища не готовится. Семью покойного и остающихся на ночь гостей кормят соседи. Соседям и пришедшим на соболезнования людям принимать пищу является
запретным. При отсутствии помощи от соседей разрешается приготовление пищи в семье родственников покойного.
Жертвоприношение при этом запрещается. Покупать крупнорогатый скот для проведения поминок нельзя, но помощь родным от соседей покойного, в первые три дня после его смерти - дело очень богоугодное.
Три дня после похорон, рано утром на кладбище к могиле не ходить, чтение Корана проводить в мечети, на третий день дома у покойного не собирать для чтения маулида. Чтение Священного Корана в течение 40 дней проводить в мечети.
После трех дней до 52-го дня, в один из пятничных вечеров разрешается провести поминки согласовав с имамом количество приглашенных на этом первом маулиде не возбраняется резать одного барана, если есть возможность это сделать не занимая денег, а покупать сладости и делать другие расходы запрещается.
Вторые поминки на 52-й день (держаться того, что именно в тот день проводить, нельзя), в любой удобный день для семьи, можно пригласить имама вместе с читчиками. Также не возбраняется резать не более двух баранов, если есть возможность это сделать не занимая денег. Годовщина отмечается в таком же порядке.
Никаких кульков, подарков не готовить и раздачу сумок не производить. Покупать новую одежду для раздачи запрещается - Харам.
Тем кто не будет придерживаться этих требований, имаму проводить поминки запрещается.
Совершением похоронно-поминальных обрядов руководит имам-хатыб религиозного общества данного населенного пункта или его заместитель. Имам-хатыб из другого населенного пункта без разрешения Муфтия проводить любые богослужения и обряды не имеет права.
Камень на могиле мусульманина должен быть не большим и без портрета.
Неисполнение данного порядка имам-хатыбом или его заместителем Муфтием ДУМ КЧР будет расценено как соблюдение норм шариата, вплоть до отстранения от должности виновных.
Имам-хатыб и его заместитель не вправе участвовать в проведении обрядов и богослужений, если мусульмане не выполняют этих предписаний.
О НЕКЯХЕ
Согласно норм шариата первыми и необходимыми условиями для совершения некяха являются:
- достижение женихом и невестой совершеннолетия и способность жениха содержать семью материально;
- согласие на брак новобрачных и их родителей;
- согласие должно быть услышано непосредственно от вступающих в брак или oт их авторитетных доверенных людей, находящихся в здравом уме и трезвом состоянии. Доверенными лицами от обеих сторон могут быть минимум по двое мужчин-мусульман;
- Махр (подарок мужа жене).
Церемонию некяха обязан проводить только имамхатыб, если он отсутствует или болен его заместитель. Некях проводится в помещении мечети, при этом необходимо соблюдать обряд, предусмотренный нормами шариата.
Нарушение норм шариата порождает зло, ответственность за которое перед Всевышним Аллахом возлагается не только на нарушителя, но и на сорок последующих за ним поколений. В то же время за добро, высшим проявлением которого является соблюдение Законов Аллаху Тагала, т.е. норм шариата, на сорок поколений будет распространяться Милость Аллаха.
В случае, если при проведении похоронно-поминальных обрядов и некяха будут допущены нарушения, установленного Муфтием Духовного управления мусульман КЧР порядка предписано применять строгие санкции, вплоть до запрещения имаму участвовать в похоронах и поминках усопшего. Пренебрежение имамом Фетвы Муфтия повлечет отстранение имама от занимаемой должности.
Председатель Президиума
ДУМ КЧР, Муфтий
БЕРДИЕВ Исмаил хаджи