определенная была. Изучая их, мы знаем, что эти вещи – врожденные, природные вещи. Аллах и посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не призывают к тому, чтобы мы следовали этому, т.е. к врожденным качествам пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если же он оставит дело по нему, оставление этого дела является разрешенным. Потому что мусульманин не приказывается и не побуждается к тому, чтобы он следовал за этими делами, как например походка пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или делать голос, как у пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И поэтому жить, делать это, после того, как ты узнал, является разрешенным. И также человек может взять награду от Аллаха, если он намеревается следовать пророку12 (да благословит его Аллах и приветствует). И оставлять дела в соответствии с этими знаниями является разрешенным.
Что касается знания и дела в соответствии с этими знаниями, шейх взял довод со слов Аллаха:
«Кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния…» (103:3).
Третья вещь – призыв к этим знаниям. Если человек узнал, и потом внедрил эти знания в свою жизнь, живет в соответствии с этими знаниями, он начинает призывать к этим знаниям.
И призыв может быть словами и может быть действиями. Потому что выполнение какого-то приказа Аллаха и пророка (да благословит его Аллах и приветствует) тоже является призывом. Если мусульманин выполняет то, что ему приказано, этим самым он кого-то другого человека, молча, призывает, если это действие действительно требуется13.
Призыв должен быть делами. Также призыв бывает речью, языком. Призывать языком иногда даже бывает обязательным, иногда может быть желательным. И уже ветви исходят из призыва языком. Есть разные виды призыва. Когда пишешь карандашом, и когда пишешь книги, когда пишешь всякие послания и т.п., также, когда пишешь различные советы, наставления и т.д.14.
После призыва четвертым обязательством является, чтобы призывающий, который узнал, потом жил в соответствии с этим знанием, потом призывал, после этого должен терпеть. Потому что путем Аллаха Его созданиям является следующее: то, что Аллах не сделал то, что
__________
12 Например, кушать – это разрешенное дело. А если человек кушает с намерением, что он подкрепляется, чтобы у него были силы, чтобы делать ъибада,он уже берет за это награду.
13 Всевышний Аллах говорит в Коране: «Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно» (2:271). Почему? Потому что люди смотря на вас,будут брать пример с вас. Как это пришло в хадисе пророка e: «Тот, кто в Исламе введет хорошую сунну (дорогу), тому будет вознаграждение и вознаграждение тех, кто живет в соответствии с этой сунной до Судного дня». Известная история, пророк e рассказал хадис, когда пришли бедные бедуины принявшие Ислам к пророку e. Они до того бедные были, что в порванных одеждах были. И пророк e побудил сподвижников давать милостыню, т.е. сделал проповедь. Один из сподвижников встал и дал пророку e милостыню. Как бы сначала не сообразили все. И когда другие увидели,раз как начали. Этот сподвижник побудил других сподвижников делать это. Поэтому это великая вещь – оживление сунны. Люди больше смотрят на ваши дела, чем на ваши слова. Потому что когда призывающий делает призыв, он находится под микроскопом людей. Есть много нехороших людей,которые ищут недостатки у призывающего человека. Есть такой арабский стих, перевод примерно такой: «Каждый прелюбодей желает, чтобы все были прелюбодеями, и каждый вор желает, чтобы все были ворами». Почему? Потому что никто из прелюбодеев не хочет, чтобы ему говорили, что он прелюбодей. И если вы видите, что человек призывает к истине, и этого человека поливают грязью, знайте, что он на пути пророка e. Этому радоваться надо. Шейх Рахан (один из наших ученых, из Йемена) сказал: «Знай, что если у тебя нет проблем из-за твоей религии, то проблема в твоей религии». Т.е.
ты и призыв делаешь и изучаешь Ислам, и видишь, что у тебя проблем нет, ни от людей, ни отчего-то еще, вообще никаких проблем нет. Значит, у тебя что-то в религии не нормально. Почему? Потому что « ة. سن ا. ي ه ف لق
خ » - «Путь Аллаха в Его созданиях» - то, что у человека, который приходит с истиной
обязательно бывает какие-то проблемы. Это, во-первых. Во-вторых, то, что тебя поливают, значит, Аллах тебя любит. Как Аиша, когда слышала, что люди ругают сподвижников, сказала: «Альхамдулиллях! Они умерли, но Аллах не захотел, чтобы у них вознаграждение закончилось. Поэтому создал тех, кто это делает (т.е. тех, кто поливают грязью сподвижников пророка e)». Потому что когда человека ругают, этим самым ему же награда добавляется. Радуйтесь, будет, кому грехи наши отдать. К сподвижнику Али ибну Талиб пришел один человек и сказал ему, что его кто-то поругал. Он так обрадовался, приготовил подарок, и говорит: «Возьми это и подари ему, пожалуйста!». Он взял, пошел, подарил. А тот человек удивился: «Я тебя поношу, а ты мне подарки даришь?». А Али: «Альхамдулиллях, я так обрадовался, что мне будет, кому грехи отдать». Пророк e сказал: «Если тебя ругают, за тебя ангел отвечает, до тех пор, пока ты молчишь». Пришел один араб к пророку e, взял за плащ, потянул так сильно и сказал: «О,Мухаммад! Дай мне из денег! Поистине, это не твои деньги и не деньги твоего отца». Сподвижники сказали, что от этого у него след остался. Пророк e улыбнулся и сказал: «Загрузите ему верблюд!». И ученые следуют пророку e. Один из братьев рассказывает о шейхе Усаймине. Подошел к нему один бедуин, тоже потянул его так сильно, говорит: «Давай мне деньги!». А шейх Усаймин улыбнулся и потом сказал: «У меня нет денег». Потом пошел к
кому-то, занял денег, и отдал. Потом его спросили: «Почему ты так сделал?». А он сказал: «Разве вы не слышали хадис?». Не то, что поливать грязью,даже тогда, когда больно сделали. А что касается шариата, один из сподвижников пришел к пророку e и сказал: «О, посланник Аллаха e! Я специально опаздываю на утреннюю молитву». «Почему?». «Потому что тот долго читает молитву». Передается, что сподвижники никогда его таким гневным не видели. Разгневался и сказал: «Поистине, среди вас есть те, которые отгоняют людей от Ислама». Так разгневался, почему? Потому что человек оставляет молитву, потому что кто-то усложняют ему молитву. Видите, когда религия – гневается. А у нас наоборот, когда религию или пророка e ругают, мы не гневаемся.
14 Поэтому если видите порицаемое дело, не молчите! Знайте, что тот, кто видит порицаемое, и у него есть возможность это исправить, у него наихудшее положение у Всевышнего Аллаха. Приведем только одну историю. Это история Бану Исраиль. Когда была деревня, которая ловила рыбу.Аллах запретил им ловить рыбу в субботу. Здесь группа людей собралось, и хотели обмануть Аллаха. Закинули сети в пятницу, и вытащили их в воскресенье. Сказали: «Мы в субботу не ловим». Хотели обхитрить Всевышнего Аллаха. Группа людей сказала этим людям: «Не делайте этого! Это нельзя, это запрещено!». Была также третья группа, которая не ловила рыбу, но молчала. И мало того молчала, даже порицала тех, кто им запрещал.Говорили: «Зачем вы порицаете этих людей? Все равно Аллах их погубит, оставьте их!». Т.е. они не ловили рыбу и не порицали. Аллах спас только тех,кто запрещал. А тех, кто ловил и тех, кто молчал, превратил в свиней и обезьян. Поэтому мы должны запрещать порицаемые действия. Не говорите, что у вас на это знаний не хватает, тебя никто не просит говорить то, в чем у тебя знаний нет. Вы видите, что кто-то порицаемое делает. Но вы не обладаете знаниями и поэтому не можете сказать. В таком случае отведите его к знающему человеку, чтобы он объяснил. Донеси до него призыв, книжку, кассету,если сам не можешь донести. А если сам знаешь, предупреди о тех вещах, о которых знаешь. Все, Аллах с тебя не спросит. Поэтому пророк e и то боялся
этого. Когда он e в последнем хадже сподвижникам говорил, говорил не останавливаясь, потом спросил три раза: «Я до вас донес?». Сподвижники ему в ответ: «Донес!». А посланник Аллаха e: «О, Аллах! Засвидетельствуй, что я донес! Что на мне было, я сделал!». Поэтому если молчим, то в Судный день за это будет спрос и грех.
"Тому, кто укажет на нечто благое, [достанется] такая же награда, как и тому, кто совершит благое [дело]". [Муслим]