ИСТОРИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ИДЕЙ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИСЛАМА
НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Современная специфика ислама, как на Северном Кавказе, так и в России в целом, подразумевает наличие двух несхожих, во многом даже оппозиционных течения, представленных с одной стороны, так называемыми «традиционалистами» и с другой стороны последователями параллельного ислама, которых сегодня чаще именуют «фундаменталистами» или «ваххабитами». Следует отметить, что в контексте исследования мы не ставим целью определение содержания и научной корректности данных понятий. Анализируя идейную направленность параллельного ислама в нашей стране, мы пришли к выводу, что его установки правильнее отождествлять с понятием «салафийя», так как, находясь на схожей с классическим «ваххабизмом» идейно-мировоззренческой основе, он все же не является абсолютным воплощением данного течения. Признанный в международном научном сообществе энциклопедический словарь «Ислам» определяет салафитов как «общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, «праведных предков» (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид’а все позднейшие нововведения в указанных сферах».
Глобальность темпов распространения идей салафийи на Северном Кавказе обусловлено, на наш взгляд, наличием определенных историко-теологических предпосылок.
Эксперт Государственной Думы, отечественный исследователь А.А. Игнатенко утверждает, что необходимо признать «…наличие традиционного для России ислама и наличие нетрадиционного ислама. Нетрадиционным исламом в нашей стране и является "ваххабизм"». Бытует мнение о том, что «ваххабизм» есть «зараза извне», исторически чуждая российскому исламу. Ваххабизм действительно чужд «традиционному» российскому исламу, под видом которого все 70 лет атеистического господства существовали верования и обряды, противоречащие основам Корана и Сунны. Стоит согласиться с мнением директора Института гуманитарных исследований Чеченской Республики В.Х. Акаева о том, что «Ислам на Северном Кавказе - специфическая форма мусульманской религии, сложившейся в результате интеракционизма сугубо исламских ценностей и этнокультурных, этноконфессиональных особенностей местных народов. Эта форма ислама представляет собой религиозный синкретизм, часто называемый народным исламом». Традиционный российский ислам практически поощряет культ святых: почитание шейхов, зикры, посещение могил святых шейхов (зийарат) с просьбами о заступничестве, иногда возводит шейхов и имамов в ранг посредников между людьми и Всевышним и т.д.. Напротив, так называемый «ваххабизм» категорически запрещает обращение с мольбой, молитвой к кому-либо, кроме Аллаха (в том числе к пророкам, шейхам, живым, мертвым), неся в себе базовые императивы монотеизма, являющиеся основой основ мусульманского вероучения. В.Х. Акаев считает, что «...в целом "ваххабитов" можно считать реформаторами в исламе, преследующими цель очищения его от проникших в него элементов народной культуры, в том числе и элементов языческих верований».
Параллельный ислам в России называют "ваххабизмом" по аналогии. Примечательно, далее рассуждая по аналогии, что Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб жил в то время, когда на обширных просторах Аравийского полуострова и в сопредельных регионах исламскому вероучению грозила самая настоящая деградация, что особенно проявлялось в повсеместном распространении суеверий и просто откровенного язычества. Подтверждением тому служат слова офицера российского генштаба Давлетшина: «Религиозностью многие арабы совершенно не отличаются, и к религии примешивают много своеобразных обычаев и преданий, которые идут совершенно вразрез с учением ислама».
Арабский историк Ибн Ганнам так описывает верование аравийских жителей: «В те времена, когда появился "ваххабизм", большая часть людей погрязла в скверне, она стали предаваться поклонению святым праведникам и забросили единобожие и религию. Люди приходили к святым и их могилам и требовали совершить какое-либо доброе дело или избавить их от несчастья. Они обращались с подобными призывами к живым и мертвым. Многие верили, что такие вещи, как камни и деревья, смогут принести пользу или причинить вред. С их умами играл шайтан. В своем неверии они превысили жителей джахилийи (доисламской Аравии)». Отсюда понятен главный призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба - возврат к чистому исламу, к его фундаментальным основам и принципам. Если рассуждать по аналогии, то представляются вполне внятными причины распространения идей "ваххабизма" на Северном Кавказе, где исторический ислам подвержен сильнейшему влиянию со стороны традиций и обычаев населяющих регион народов.
Показательно, что российский ислам клерикален и заключен в тесные этноцентристские рамки. В течение длительного времени руководящими органами мусульман нашей страны были четыре независимых друг от друга духовных управления: Европейской части и Сибири, Средней Азии и Казахстана, Закавказья и Северного Кавказа. Распад СССР привел к изменениям в исламских управленческих структурах. По неофициальным данным в стране насчитывается около 40 духовных управлений мусульман, в отношениях между которыми существуют серьезные трения и конфликты, обусловленные неоднородностью традиций и обычаев народов, исповедующих Ислам.
Мусульманская община России переживает раскол из-за нецелесообразности попытки смешения Ислама с национальными верованиями и традициями.
Ислам по своей природе интернационален и наднационален. Салафийя ставит религиозную принадлежность превыше национальной, что способствует консолидации мусульманской общины Российской Федерации. Отечественный исследователь А. Фетисов отметил, что «Привлекает «ваххабизм» своей простотой и строгостью, своим призывом к восстановлению обычаев мусульманской уммы (общины) времен пророка Мухаммада. Однако в целом положительный для исламского цивилизационного анклава на юго-западе России фактор религиозного и культурного самоопределения сегодня превращается в сознании многих политиков и в общественном мнении в «экстремистский вызов». Подобные представления уже приводят к принятию неадекватных шагов в отношение драматического процесса поиска культурной идентичности северокавказских общностей и к конфликтным сценариям развития событий».
Очевидно, что тенденции стремления к исповеданию канонической религии являются естественным процессом эволюции религиозных верований мусульман нашей страны на пути к глубокому и осмысленному пониманию Ислама.
ДУДОВА Стелла