АбуАхмад
11.03.2011 09:48:45
ДРУГОЕ МНЕНИЕ с контраргументами.
Группа ученых считает, что добровольную молитву после 'асра совершать нельзя однозначно. При этом эти ученые опирались на хадисы,в которых запрещается совершать добровольные молитвы во время восхода, и захода солнца. 'Укъба ибн 'Амир рассказывал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал нам совершать молитвы и хоронить наших покойников в течение трех периодов: во время восхода солнца, пока оно не поднимется (над горизонтом); в полдень, пока солнце не начнет двигаться к закату; и во время заката солнца, пока оно не зайдет" . Муслим 831.
Однажды Му'ауия сказал людям, совершавшим молитву после 'асра: "Поистине, вы совершаете одну молитву, однако мы не видели, чтобы совершал ее посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в обществе которого мы находились, ибо он запретил эту молитву!" , - имея в виду совершение молитвы в два рак'ата после молитвы 'acр". аль-Бухари 587. Ибн 'Аббас говорил: "Мы не раз били с'Умаром за совершение двух рак'атов после 'асра!" аль-Бухари 1233, Муслим834.
Другие ученые сказали, что после 'асра можно совершать два рак'ата, совершаемые после обеденной молитвы (зухр), если человек пропустил их по причине. При этом они опирались на хадис:
Курайб рассказывал, что однажды Ибн'Аббас, аль-Мисуар ибн Махрама и 'Абдур-Рахман ибн Азхар послали его к'Аише, велев: ?Поприветствуй ее от нас всех, спроси о молитве в два раката, совершаемой после послеполуденной молитвы, и скажи ейследующее: "Нам сообщили, что ты совершаешь эту молитву, однако до нас дошло и то, что пророк запретил ее совершать!"? Что же касается Ибн 'Аббаса, то он сказал: "Мы не раз били с 'Умаром за совершение двух рак'атов после 'асра!" Курайб сказал: "Придя к 'Аише, я передал ей все то, зачем меня к ней посылали, но она сказала: "Спроси об этом Умм Саляму".Тогда я вернулся к ним, передал ее слова и они отправили меня к Умм Саляме, велев спросить у нее то же самое, о чем я спросил у 'Аиши". Умм Саляма же сказала: "Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать эту молитву, но потом увидела, как зайдя ко мне, он сам стал совершать ее после молитвы 'аср. В это время у меня находились женщины из числа ансаров, принадлежавшие к племени бану Харам, и я послала к нему рабыню, велев ей, чтобы она стала рядом с ним и сказала ему: ?О посланник Аллаха, Умм Саляма говорит тебе: "Я слышала, как ты запрещал совершать эти два рак'ата, но вижу, что сам ты делаешь это"?. Закончив совершать молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: ?О дочь Абу Умайи, ты спросила о совершении двух рак'атов после послеполуденной молитвы. Дело в том, что ко мне пришли люди из племени 'Абдуль-Къайс, которые отвлекли меня от совершения двух рак'атов, которые я совершаю после полуденной молитвы, и поэтому эти два рак'ата я совершил сейчас? ". аль-Бухари 1233, Муслим 834.
Другие ученые сказали, что возмещение обеденной (зухр) добровольной молитвы было особенностью только пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никогобольше. При этом они опирались на следующую добавку к вышеприведенному хадису, которая приводится в некоторых версиях этогохадиса: Умм Саляма спросила: "О посланник Аллаха, а нам возмещать эту молитву?" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: ?Нет!? Ахмад 6/315, ат-Тахауи 1/180. Однако ученые разошлись относительно достоверности этой версии хадиса. О том, что эта версия хадиса является слабой, говорили многие имамы, среди которых аль-Байхакъи, Ибн Хазм, аль-Мубаракфури и аль-Альбани. См. "аль-Ма'рифа" 3/437, "аль-Мухалля" 2/271, "Тухфатуль-ахуази" 1/545, "ас-Сильсиля ад-Да'ифа" 946.
Другие же ученые сказали, что возмещение добровольной обеденной Сунны пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал всего один раз, и больше этого не повторял.В довод они приводили следующий хадис: Ибн 'Аббас говорил: "Поистине, пророк(мир ему и благословение Аллаха) совершил два рак'ата после 'асра по причине того, что ему прислали деньги, и он был занят, по причине чего не совершил два рак'ата после обеденной молитвы (зурх). Он совершил их после 'асра и больше этого не делал!" ат-Тирмизи 184, Ибн Хиббан 1575. Однако относительно достоверности этого хадиса есть сомнение, посколькупередатчик этого хадиса Джарир, передал его от 'Ата ибн ас-Саиба после того, как он стал путаться, о чем говорил хафиз Ибн Хаджар в "аль-Фатх". И шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым. Но передается также от Умм Салямы, что она сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал два рак'ата до 'асра, но однажды его отвлекли от них и он совершил их после захода солнца. Однако я не видела ни до, ни после этого, чтобы он совершал их". ан-Насаи 581. Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса хорошим. Имам ан-Науауи сказал: "Внешне этот хадис указывает на то, что под двумя рак'атами идет речь о Сунне двух рак'атов до молитвы 'аср. Но Къады Ийяд сказал: ?Следует отнести эти дварак'ата к Сунне обеденной (зухр) молитвы, как это передавалось в другом хадисе Умм Салямы, чтобы совместить оба хадиса. И добровольная обеденная молитва может именоваться как "молитва до 'асра!?" См. "Шарх Сахих Муслим" 6/122.
И наконец, группа ученых говорила, что совершение двух добровольных рак'атов после 'асра является Сунной, но при условии, чтобы эти два рак'ата совершались сразу же после молитвы 'аср, пока солнце еще стоит высоко и не склонится к закату. И речь идет об отдельной Сунне, связанной с молитвой 'аср, а не возмещении какой-либо определенной добровольной молитвы. Это мнение является самым лучшим по нескольким причинам: Во-первых, указанием на это является свидетельство 'Аиши, которая рассказывала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) никогда не оставлял совершение двух рак'атов ни тайно, ни открыто: два рак'ата перед утренней молитвой и два рак'ата после молитвы 'аср!" аль-Бухари 592, Муслим 2/211. Ибн Мунташир рассказывал, что его отец совершал после 'асра два рак'ата, а когда его спросили об этом, он сказал: "Я не совершал бы их, еслибы не видел, как Масрукъ совершал эту молитву, а он был достойным доверия. Однако я спросил об этом и 'Аишу, и она сказала: ?Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не оставлял никогда совершение двух рак'атов до утренней (фаджр) молитвы и совершение двух рак'атов после молитвы 'аср!?" Ибн Абу Шайба 2/352. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 2920.
И таких утверждений от 'Аиши передается много.
А что касается того, почему некоторыесподвижники не знали об этой Сунне, то причину этого разъяснила 'Аиша, сказавшая: "Клянусь Тем, Кто забрал пророка (мир ему и благословение Аллаха) к Себе, он никогда не оставлял совершение двух рак'атов после 'асра до тех пор, пока не встретил Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал эти два рак'ата дома, никогда не делая этого в мечети, опасаясь того, что это будет слишком тяжело для его общины, а он любил облегчать для своей уммы". аль-Бухари 590.
'Али ибн Абу Талиб говорил: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал совершать молитву после 'асра, ЕСЛИ ТОЛЬКО солнце еще не стояло высоко, и было белым!" Ахмад 1/130, Абу Дауд1274, ан-Насаи 2/280. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-'Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани.
Доказательство этому также и слова Биляля, который говорил: "Совершение молитвы не было запрещено, кроме как непосредственно во время захода солнца!" Ибн Хазм 3/14. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 1/390. Таким образом, эти хадисы ясно указывают на то, что добровольные молитвы после 'асра совершать запрещалось непосредственно во время захода солнца, когда оно уже становится красного цвета. А что касается того периода, когда оно еще высоко, то нет никакого запрета на совершение добровольных молитв в это время. Поэтому передается, что сам передатчик упомянутого хадиса ? 'Али ибн Абу Талиб, совершал два рак'ата после 'асра, как об этом передал 'Асым ибн Дамра. аль-Байхакъи 2/458. В-третьих, то, что 'Умар ибн аль-Хаттаб бил людей, совершавших молитву после 'асра, являлось следствием его иджтихада. Имам Ибн Хазм сказал: "Некоторые говорят:?'Умар бил людей за молитву после 'асра, а также и Ибн 'Аббас вместе с ним!? Мы говорим на это: ?Нет доводав поступке кого-либо, кроме посланника (мир ему и благословение Аллаха), ни 'Умара, ни кого-либо иного! Наоборот, поступки пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются доводом, как для 'Умара, таки для других. И известно, что 'Умару в этом противоречили многие сподвижники!?" См. "аль-Мухалля" 2/272. Причину такого поступка 'Умара разъяснила 'Аиша. Сын Шурайха рассказывал, что его отец однажды спросил 'Аишу: "Как совершал молитвупророк (мир ему и благословение Аллаха)?" Когда же она упомянула о двух рак'атах после 'асра, он сказала: "Но ведь 'Умар бил за это?!" Она сказала: ?'Умар сам совершал эти два рак'ата, и знал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже их совершал. Однако твой народ очень религиозный, и когда они совершали обеденную молитву (зухр), то совершали добровольные молитвы между зухром и 'асром. А когда совершали 'аср, совершали добровольные молитвы между 'асром и магърибом. И поэтому 'Умар их бил, ипоступал правильно!? ас-Сирадж в "аль-Муснад" 1/132. Иснад достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" 6/1013. Также ас-Саиб рассказывал: "Однажды, когда 'Умар был халифом, он увидел, как Зайд ибн Халид аль-Джухани совершает два рак'ата после 'асра. Тогда 'Умар подошел к нему и ударил его плетью, однако Зайд так и не перестал совершать эту молитву. Когда же он закончил молитву, он сказал: ?Бей, о амир правоверных, я клянусь Аллахом, все равно никогда не оставлю совершениеэтой молитвы, после того, как я видел,что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ее!? 'Умар сел к нему и сказал: ?О Зайд ибнХалид! Если бы я не опасался того, что люди станут молиться вплоть до вечера, я не бил бы их за это!?" Ахмад, ат-Табарани. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. "Маджма'у-ззауаид" 2/223. Таким образом, 'Умар поступал так, чтобы перекрыть пути, ведущие к порицаемому и запретному поступку. На основании сказанного следует, что совершение двух рак'атов добровольной молитвы непосредственно сразу после молитвы'аср, является установленной Сунной, которую соверша