«Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан»

«Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан»

Къара чачлы 15.05.2013 20:05:50
Сообщений: 1750

2 3

«Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан»

Насколько это верно? Может политику оставить политикам, а поэтам заниматься только поэзией? Пусть каждый занимается своим делом.

Говорят, что «политическая деятельность» автора, отрицательно сказывается на качестве его стихов. Если это так, то зачем вредить своему призванию, ведь общественно-политической деятельностью могут заниматься многие, а поэтом не каждый может стать. Потом, политика грязная вещь, тот кто ею занимается, легко может и себя замарать. В любом случае, люди готовы растерзать многих политиков.

Может, поэзия и политическая деятельность как «гений и злодейство - две вещи несовместные»? Хотелось бы для начала задать эти вопросы поэтам Мурадину Ольмезову и Билалу Лайпанову, кроме них на нашем форуме других писателей и не вижу.

И вопрос: что они делают в молодежном форуме, может, другие писатели сюда не заходят, считая, что форум — не их поле, а вышеназванные писатели этого не понимают?

Хотелось бы на эти вопросы получить ответ от уважаемых мною поэтов. Просто мне жаль, что они много тратят своего драгоценного времени здесь, без особой пользы и для себя, и для форумчан. Или я ошибаюсь?

Изменено: Къара чачлы - 15.05.2013 20:18:44

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Piece of Happiness 15.05.2013 20:18:46
Сообщений: 1816
Цитата
Къара чачлы пишет:
Просто мне жаль, что они много тратят своего драгоценного времени здесь, без особой пользы и для себя, и для форумчан.
одним предложением взяла и пригвоздила...
Изменено: Piece of Happiness - 15.05.2013 20:19:59

Как хорошо проснуться на рассвете,
Глядеть на мир, за птицами следить
И знать, что выше счастья жить на свете
На свете ничего не может быть...©
Айшат(с НФ) 15.05.2013 20:47:47
Сообщений: 1986

1 0

Аллах айтса, ала мында ашыргъан заманны болур магъанасы. Къуру тилибиз ючюн, Акъ сёз ючюн кюрешгенлерин алсангда. Менге алгъын къарачай тилде уа джазамыса деб сорсала, къысхасы бла, джаза билмейме деб къойаем. Тырмашхан да этмеем джазыб кёрюрге. Билалны подачасындан блайда къарыуму кёрюб башладым, джаратхан да этдим. Ана тилим деб, аны билирим келди. Адабият конкурсну да аны ючюн къурагъан болур эдиле. Аллах разы болсун этген ашхы ишлерине.

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Abdullah 15.05.2013 20:53:37
Сообщений: 1615
Политиканы билмейме, бу форумда къуру политика джокъ ушайды, башха темалада ариу джаза биле эселе, джаш тёлюню тюз джанына бурурча бир джукъгъа джараяла эселе бек да орунларындадыла. Сора да шаирле къачанда тюзлюк бла кюрешгенлери себебли, тюзлюкню юсюнден айтханлары ючюн сюйюлгендиле, ансы олтуруб къайда эсе да мюйюшде, джашаудан узакъ, омакъ-чомакъ джазыула джазгъанлары себебли тюл.
Къара чачлы 15.05.2013 20:58:06
Сообщений: 1750

1 0

Айшат(с НФ), халатларынгы тюзете турургъа айтхан эдим :къойаем деб бизде сез жокъду -къоя эдим ;этмеем -этмей эдим ;подачасындан дегенинг бузду болгъанны -хайыры бла ,оноуу бла дерге боллукъду ;къарыуУму -эки у барды )
Бек тюз айтаса ,сезюнге къошарым жокъду !

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Кармен 15.05.2013 20:58:47
Сообщений: 708

2 0

Во-первых, Эльбрусоид вне политики, во-вторых, кухонные/форумные разговоры о судьбах Родины едва ли тянут на громкое звание политическая деятельность, так что, Къара чачлы, "обвинения" твои беспочвенны )))

Богатое воображение в подачках реальности не нуждается!...
Abdullah 15.05.2013 21:04:06
Сообщений: 1615
Алай а бир-бирледе асыры бек къызыб, болгъанны болмагъанны да айтыб иедиле, ол себебли бир кесек сен айтханда да барды магъана. Кесимден иги танг тамада адамлагъа джукъ юретирге тартынсам да, бир кесек джумушакъ эмда тутхучлу джазсала бек джарарыкъ эдиле мында.
Форумдан хапарлы адамла бу джазгъанларымы ачыкълаб айланмасам да не себеб бла джазгъанымы англарла деб, умут этеме. Ол эски джазылгъанланы джангыдан бери къайтарылыб айланылырын излемейме чырт.
Айшат(с НФ) 15.05.2013 21:05:32
Сообщений: 1986
Диана, тюзетгенинге разылыгъымы алгъаракъда билдиргенем :-):-):-).

Если радость придет, радость прими
И не гордись, будь достоин ее.
Если горе придет, губы сожми
И не страшись, будь достоин его.

К. Кулиев
Кармен 15.05.2013 21:10:18
Сообщений: 708
Цитата
Abdullah пишет:
Алай а бир-бирледе асыры бек къызыб, болгъанны болмагъанны да айтыб иедиле, ол себебли бир кесек сен айтханда да барды магъана. Кесимден иги танг тамада адамлагъа джукъ юретирге тартынсам да, бир кесек джумушакъ эмда тутхучлу джазсала бек джарарыкъ эдиле мында.
Есть такой момент. Интернет в этом плане очень развращает. Не замечая того, начинаешь с более старшими разговаривать "на равных". Бир-бири бетинги кермей селешген ючюн бола болур.

Богатое воображение в подачках реальности не нуждается!...
Къара чачлы 15.05.2013 21:10:40
Сообщений: 1750

1 0

Мен бу форумгъа келгенимде, артыкъ сейир керюнмеди, нек, билмейме! Хар не таб эди, алай мен кесим излеген жукъ кералмай эдим. Андан назму белюмлеге кире, Билал бла танышама! Миллетин, Журтун, тилин сюйген, жюрегинде энчи жерде жашатхан, таза иннетли, бир тамаша адам керюндю эм бюгюн да керюннгенлей барады! Назмуларымы сюзе, тюзете, болуша, кесин энчи эм тамам танытды! Жангыз Журтдан узакъда болгъанына жарсыдым ! Аллах айтыб, тюбербиз! Элбарс ким болгъанындан чырт хапарсыз эдим, энди былай жазгъанларын окъуй тургъанда ангыладым, бизни -кесибизникиди деб -тилни, миллетни сакъларгъа итиннген ! Иги кесекден Елмазланы Мурадин болгъанын Билал айтды. Къарачай жанындан Билал, Малкъардан Мурадин сау Алан Журтдан эки адам кюрешедиле аямай 'ТИЛ ' ДЕБ! Кебле аны жаратхан да этмейдиле ,болсада, келлери сынмай, тюнгюлмей ,тутхан жумушларындан муратларын алмайдыла! Не жанына да жетедиле, хар нени ачыкъ, кезге айтадыла ! Дагъыда, кеслерини акъылларын билирге бир бек излейме !

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 15.05.2013 21:13:39
Сообщений: 1750

1 0

Кармен, обвиненииия ? Шо бир ангылат ,къайсы жанындан ангыладынг сен бу теманы ?))

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 15.05.2013 21:18:37
Сообщений: 1750

1 0

Abdullah, болгъанны -болмагъанны дегенинг ? Ол къагъыланы юсюнденми айта тураса ?Абдуллах ,экибизни да атабыз тенгли эркиши сени алайда алдагъанмы этгенди дейсе ? Мурадин жомакъла къурамайды ,мен билиб, кеси юсюнден ! Сора къалайда оздуруб иедиле :тюзюнеми ,терсинеми? Тюзлюкнюмю сюредиле ,огъесе терсликними?

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Кармен 15.05.2013 21:23:18
Сообщений: 708
Къара чачлы, ой анам!)) там же стоят жыыырные такие кавычки) бир чам этерге да къомай олтурдугъуз)))
Мысль моя неглубокая заключалась в том, что ни Билял, ни Мурадин не являются политическими деятелями. Да, периодически они принимают участие в темах с политически заданной тематикой, ну аны политика бла кюрешгеннге санасанг, тут полфорума политиков.

Богатое воображение в подачках реальности не нуждается!...
Abdullah 15.05.2013 21:28:02
Сообщений: 1615
Ма былайын къошхан эдим, эслемеген эсенг,

Цитата
Abdullah пишет:
Форумдан хапарлы адамла бу джазгъанларымы ачыкълаб айланмасам да не себеб бла джазгъаны англарла деб, умут этеме. Ол эски джазылгъанланы джангыдан бери къайтарылыб айланылырын излемейме чырт.
Мен къуру бир теманы юсюнден айтмайма, башха темалада сёлеширими сёлешиб бошагъанма, кереклиге санагъан джерлеримде джазыб, энди барысын бери бир тартмайыкъ джангыдан.

Цитата
Къара чачлы пишет:
Abdullah, болгъанны -болмагъанны дегенинг ? Ол къагъыланы юсюнденми айта тураса ?Абдуллах ,экибизни да атабыз тенгли эркиши сени алайда алдагъанмы этгенди дейсе ? Мурадин жомакъла къурамайды ,мен билиб, кеси юсюнден ! Сора къалайда оздуруб иедиле :тюзюнеми ,терсинеми? Тюзлюкнюмю сюредиле ,огъесе терсликними?
энтда айтайым къайтарыб: адамны джаратханы-джаратмагъаны да, тюзге санагъаны-санамагъаны да болургъа болур, алай а айтхан заманда ариу тил бла, ачыкълаб, джаратмагъан джерлерин билдириб, джазаргъа керекди.
Къара чачлы 15.05.2013 21:31:12
Сообщений: 1750

1 0

Кармен, ой атам! Чамны унутханма мен мында ,мааа Абдуллах бла даулаша ))а ахыр айтымларынгы хапарын кеслери айтырла ,къобузну таууушу артда чыгъар деб! ))

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Къара чачлы 15.05.2013 21:36:36
Сообщений: 1750

1 0

Кармен, мен айтхан :аз да политика эшигинден башынгы къаратсанг , сен кесинге кеб къынгыр къарамны бураса! Назмуларынга окъунча тамгъа саллыкъланы! Хар ким фахмусуна кере, чырт чекден чыкъмаймы къалсын ,огъесе жаратхан белюмлеринде акъылын къоямы жюрюсюн?

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Мэй 15.05.2013 21:37:01
Сообщений: 2095
Цитата
Къара чачлы пишет:
Может, поэзия и политическая деятельность – как «гений и злодейство - две вещи несовместные »
задачей политики было формирование добродетельного гражданина, по крайней мере, в Др. Греции было так)), насколько я помню. Поэзия, искусство тоже недалеки от этого, по моему личному мнению. Это я к звучанию самого сочетания слов части предложения до тире)). И с частью после тире не согласна)).

Цитата
Кармен пишет:
кухонные/форумные разговоры о судьбах Родины едва ли тянут на громкое звание политическая деятельность
+1))


Цитата
Къара чачлы пишет:
Говорят, что «политическая деятельность» автора, отрицательно сказывается на качестве его стихов.
с таким же успехом может отрицательно сказываться и сельхоз. деятельность, и экономика, и право, и пр.)), имхо)).
Изменено: Мэй - 15.05.2013 21:39:59

Мне столик с видом на мечту,
Эспрессо и фламбе заката.
Нет, больше ничего не надо.
А впрочем, на ладонь звезду
И блюз с горчинкой шоколада.(с)
Къара чачлы 15.05.2013 21:44:41
Сообщений: 1750

1 0

Abdullah, Уллу Аллах! Мен сени бир заманда ангыларыкъ болурмамы ? Не уа сен мени! Айтыллыкъ жерде ариуну ангыламагъаннга,къатыракъ айтмай не этериксе? Бир айт, эки айт, болмаса ызынга къайт дейдиле миллетде! Ариу айта барсанг ,къатыракъны билмеген сунуб, башха мине барадыла !

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Кармен 15.05.2013 22:05:53
Сообщений: 708
По-моему автор немного путает понятия "заниматься политической деятельностью" и "иметь политические взгляды"

Первое - это полноценная профессия со всеми вытекающими последствиями. Во втором же можно упрекнуть всех, кроме грудных детей)

Богатое воображение в подачках реальности не нуждается!...
janet 15.05.2013 22:38:01
Сообщений: 11878
по моему, у нас обсуждение конкретных личностей запрещено.

Къара чачлы, если ты хотела обсудить политику в нашей жизни, в жизни каждого из нас, стоило бы по другому сформулировать вопросы, без указания чью деятельность ты пытаешься обсудить.

а так считаю, что тему нужно удалять.
Изменено: janet - 15.05.2013 22:38:50
saffas 15.05.2013 22:49:54
Традиционно поэты в России вне политики оставаться не могли и кстати некоторые руководители даже пытались писать стихи. Сейчас на память пришел бывший президент Рейган, так тот вообще не удавшийся актер, а СССР именно при нем рухнул.
Им как знатокам человеческих душ и как людям с тонким восприятием действительности, сложно не воспринимать проблемы людей и не реагировать на них, в том числе в своем творчестве.
Sabr 15.05.2013 23:29:20
Сообщений: 7254
Abdullah: "болсун сора, ачыкъ айтайым, сора да сюртюрме да къоярма, ансы тема терсине кетерге болур...".

Тюз айтаса, джазгъанынгы кетериб къойгъандан игиси болмаз, Къара Чачлыны кесине энчи джазсанг да, таб болур.

Мен а, Къара Чачлыны сорууларына рахат джууаб этерге кюрешейим.
Sabr 15.05.2013 23:59:33
Сообщений: 7254

1 0

Евгений ЕВТУШЕНКО

ПОЭТ В РОССИИ — БОЛЬШЕ ЧЕМ ПОЭТ

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
итог всему, что было до него.

Сумею ли? Культуры не хватает...
Нахватанность пророчеств не сулит...
Но дух России надо мной витает
и дерзновенно пробовать велит.

И, на колени тихо становясь,
готовый и для смерти, и победы,
прошу смиренно помощи у вас,
великие российские поэты...

Дай, Пушкин, мне свою певучесть,
свою раскованную речь,
свою пленительную участь -
как бы шаля, глаголом жечь.

Дай, Лермонтов, свой желчный взгляд,
своей презрительности яд
и келью замкнутой души,
где дышит, скрытая в тиши,
недоброты твоей сестра -
лампада тайного добра.

Дай, Некрасов, уняв мою резвость,
боль иссеченной музы твоей -
у парадных подъездов и рельсов
и в просторах лесов и полей.
Дай твоей неизящности силу.
Дай мне подвиг мучительный твой,
чтоб идти, волоча всю Россию,
как бурлаки идут бечевой.

О, дай мне, Блок, туманность вещую
и два кренящихся крыла,
чтобы, тая загадку вечную,
сквозь тело музыка текла.

Дай, Пастернак, смещенье дней,
смущенье веток,
сращенье запахов, теней
с мученьем века,
чтоб слово, садом бормоча,
цвело и зрело,
чтобы вовек твоя свеча
во мне горела.

Есенин, дай на счастье нежность мне
к березкам и лугам, к зверью и людям
и ко всему другому на земле,
что мы с тобой так беззащитно любим.

Дай, Маяковский, мне
глыбастость,
буйство,
бас,
непримиримость грозную к подонкам,
чтоб смог и я,
сквозь время прорубясь,
сказать о нем
товарищам-потомкам...
Sabr 16.05.2013 00:34:05
Сообщений: 7254

1 0

Евтушенкону назмусундача болмай, къуру поэзия бла кюрешиб турама деген да, сюйсе, сюймесе да политикагъа къатышмай болмайды. Сиясет (политика) аллай затды, андан къутулургъа мадар джокъду — буруу тыймагъан бир палахды ол.

Халкъыбызны эм уллу джырчысы, шайыры Джырчы Сымайыл да кюрешгенди политикадан бир джанында къалыргъа. Табигъатны, сюймекликни юсюнден джырлаб, баш сакълаб турургъа. Къоймагъандыла партиягъа, Сталиннге бир талай джыр этгинчи. Артда уа ол мадарсызлыкъны юсюнден былай джазгъанды:

Сталин деген чууутлу,
джашауубузну къурутду,
тиллерибизни чалдырды
кесине махтау салдырды.

Махтау салалгъан — тёргеди,
салалмагъан а — кёргеди.
Джан — татлы, мен да айтама,
артда тобагъа къайытама.

Алай а, адам ашагъан къанлы ёмюрде да Сымайылгъа диннге, Аллахха къаршчы джукъ джаздыралмагъандыла. Халкъына Хакъ сёзню, Акъ сёзню да айта, дуниядан кетгенди, джандетли болсун. Элли джылны ичинде бир назму тизгини бир джерде басмаланмай, дуниядан кетгенди.
Джырчы къаллай болургъа кереклисин бу назмусунда кескин айтханды Сымайыл:

«БЕЛГИЛИ ДЖЫРЧЫ» БЛА СЁЛЕШЕ

Сени сёзюнг халкъны сёзюн айтмай эсе,
Сени назмунг джюрекледе къалмай эсе,
Сени джырынг халкъ ауазы болмай эсе -
Аллай джырчы керек тюлдю Къарачайгъа!

Хар кючлюге кёзбау сёзле айта эсенг,
Тюз сёз бла энчи сокъмакъ салмай эсенг,
Керти затны айтыр кёкюрек табмай эсенг -
Аллай джырчы керек тюлдю Къарачайгъа!

Хар неден да борбай алгьан, абынмагъан,
Не межгитде, не клисада табынмагъан,
Джарлы халкъны ачыуларын сагъынмагьан -
Аллай джырчы керек тюлдю Къарачайгъа!

Сен кёзбауса - тинин сатыб, бетин атхан,
Зулмучулукъ кёкюрегинде орун табхан,
Ётюрюк бла керти затны башын джабхан,
Аллай джырчы керек тюлдю Къарачайгъа!

Мен кёкюрекме - тюз айтаса - тюзню сюйген,
Халкъ бла бирге бир ёртенде бирге кюйген,
Халкъ бла бирге тёрт санымы ишде тюйген,
Аллай джырчы керекди деб Къарачайгъа!

Сен къалырса талай джылдан сагьынылмай,
Мен турурма Къарачайда унутулмай,
Миллет берир багъабызны аджашдырмай,
Быллай джырчы керекди деб Къарачайгъа!

РАЗГОВОР С «ИЗВЕСТНЫМ» ПЕВЦОМ

Если слово твое - не народное слово,
Если стих не имеет родную основу,
Если песню твою не потребуют снова,-
Карачаю не нужен подобный певец!

Если сильным поешь ты льстивые песни,
Если праведным словом не стал ты известен,
Если истине той в твоем сердце нет места,-
Карачаю не нужен подобный певец!

Коль всеяден всегда и не знаешь падений,
Ни в мечети, ни в церкви не знаешь молений,
И народную боль не озвучишь в твореньях,-
Карачаю не нужен подобный певец!

Если дух продавая, лицо ты теряешь,
Если сердцем насилие ты оправдаешь,
Если ложью ты правду всегда подменяешь,-
Карачаю не нужен подобный певец!

перевел Лайпанов Нюр-Магомет
Sabr 16.05.2013 02:34:02
Сообщений: 7254
Къара Чачлы, бу тюбюнде статья сен салгъан сорууланы бир къауумуна джууаб орнуна джараб къалмазмы? Мени джамагъат ишлеге не келтиргенин - статьяда айтылгъандан ангылашыныб къалыр деб, кёлюме келеди. Башха соруулагъа артхаракъ джууаб этерме.

Бусагъатда ким не сюйсе да джазыб, чыгъарыб барыргъа амалы барды. СССР-ни кёзюуюнде иш башха тюрлю эди.

Джазыучулагъа, совет властны кёзюуюнде, кърал политика къалай къатылгъанын кесими юсюмде кёргюзюрге излейме. Аны джазгъан — къарачай-малкъар тилде уста сёлешген татарлы алим Виль Ганиевди."О народе и народном поэте" деген статьядан бир юзюкдю бу.

...В начале 1980-х годов (оно совпало по времени с принятием ЦК КПСС постановления «О серьезных недостатках в постановке организационной, идейно-воспитательной работы, соблюдения правопорядка в Карачаево-Черкесской автономной области») писательская организация Карачаево-Черкесии в третий раз обсудила рукопись стихотворений Билала Лайпанова «Бусакъла» и не рекомендовала её к изданию по следующим причинам, которые так обосновал рецензент:
«Во-первых, тематика некоторых стихотворений страдает абстрактностью. Во-вторых, нет четкого классового подхода. В-третьих, заметны идейные заблуждения автора и его преклонение перед религиозными культами. В-четвертых, не соблюдаются нормы стихотворной речи. В-пятых, отсутствует чувство меры и ответственности.
Это все делает стихи Билала Лайпанова неинтересными и непонятными. Чтобы не быть голословным, приведу примеры:

Бир джетген кюн таулугъа къолунгу берсенг,
Сеннге керек кюн таулу джанын да берир.
Алай а таулуну уруб бёркюн тюшюрсенг,
Таулу уруб башынгы тюшюрюр.

Если в тяжёлый для горца день протянешь ему руку,
То в черный твой день горец отдаст за тебя свою жизнь.
Но если ты собьешь папаху с головы горца,
То горец собьет твою голову с твоих плеч.

(Здесь и далее подстрочные переводы мои.- В.Г.)

Это противоречит принципам дружбы и братства народов. К чему призывает автор читателей? Я не берусь утверждать, что такие стихи отвечают требованиям социалистического реализма. К сожалению, такого рода ошибки в рукописи встречаются часто:

Къотур шхылды къысыр къаяда
Орнун табалгъан чакълы, орнуму
Табалмай къалдым бу шашхан дунияда
Деген кюнлерим да болду.
Даже как кустарник на скале
Не смог я найти свое место в этом сумасшедшем мире,
Говорил я в иные дни.

Конечно, на земле есть два мира, два образа жизни. О мире капитала, насилия и неравенства можно сказать так, как заявляет Лайпанов. Но как же может так заявлять человек нашего общества? Здесь заметна и его нескромность. Рукопись не свободна от грубых строк и слов:

Улурум келди джулдузлагъа къараб,
Итча, бёрюча созуб улурум,
Ёзге мен адам болгъаным себебли –
Назму джаздым да, сизге окъудум.
Хотелось выть, смотря на звезды,
Как собака, как волк – протяжно,
Но, так как я человек, –
Я написал стихи и прочитал вам.

Где здесь идейное содержание и художественное достоинство? Такие строки, на мой взгляд, ничего общего с поэзией не имеют. Здесь отсутствует полностью и эстетическая сторона стихотворения.
У автора заметно преклонение перед религиозными культами:

Джандетинги джаханим этсенг,
Джашарынг, кюеринг да джаханимде.
Если ты свой рай превратишь в ад,
То жить и гореть тебе в аду.

Какая необходимость пугать кого-то ужасами ада? Это проповедь муллы, а где же поэт, который должен убеждать людей беречь природу силой поэтического слова? Он должен, опираясь на наши нравственные принципы, пользоваться другими формами и методами.
На 34 странице рукописи в стихотворении «Эки сагъыш» встречается строка: «файгъамбар джуууннган сют кёлча бир кёл». Для автора символом высшей степени нравственной чистоты является озеро, где купался пророк. Это, по крайней мере, звучит странно.
Религизное настроение, дух присутствуют во многих стихотворениях:

Сен келтирген таулу китаблагъа
Тау башлагъача алай къууандым.
Алай къууаннган болур Меккягъа
Баргъан дин ахлусу, окъуй Къуранын.
Книгам, которые ты принесла,
Я обрадовался как горным вершинам.
Паломник, идущий в Мекку,
Так радовался, наверно, читая в пути Коран.

Странно, что автор для сравнения высшей своей радости, получив книги любимых авторов, ничего другого не нашел.
Автор часто берется за мировые проблемы. Конечно, здесь он ударяется в крайность, теряя чувство скромности:

Мен болсам эди джаратхан дунияны,
Кёб затын башхаракъ этеригем аны.
Алай а мен тюл эсем да джаратхан дунияны,
Кесим излегенча этерикме аны!
Если бы я был создателем этого мира,
Многое по-другому сделал.
Но если и не я создал этот мир,
Все равно по-своему сделаю его я.

Самые великие светила мировой поэзии не смогли переделать мир. Не могут взять на себя такую миссию, наоборот, они от скромности стесняются именовать себя поэтами... а автор одной маленькой книжки, изданной на карачаевском языке, Билал Лайпанов заявляет:

Джашайма. Джашайдыла ма менде
Ишчи да, философ да, поэт да.
Живу. Живут во мне
И рабочий, и философ, и поэт.

Рукопись данная местами говорит о том, что автор порой не понимает самой сути поэзии, значения искусства слова: «эки итча улуйдула эки кёзюм» («как две собаки, воют мои глаза»); «Аллах къыйынлы джаратхан бир джан», («Я Богом трагически сотворенный человек»); «меджисууну заманында адамча, табынырым келди бир кюн терекге» («как в первобытные времена, захотелось мне однажды поклониться дереву»)... Список таких строк можно было бы продолжить, но за неимением времени и возможности я называю только отдельные. Как видно, рукопись страдает от идейных и художественных недостатков».


Эта заказная рецензия – как заказ на убийство: охота на начинающего поэта, который не идет по стопам некоторых старших коллег и не собирается стать ни холуем советских властей и коммунистической партии, ни стукачом КГБ, а имеет свое мнение и мужество сказать это мнение вслух. А это опасно и для властей, и для их холопов. Вот почему такой вопль-донос: «поэзия Лайпанова не соответствует требованиям социалистического реализма». Значит, власти могут что угодно делать с твоим народом, с твоей родной землей, но ты молчи; но молчать тоже опасно – наполняйся трусливым благоразумием, рабским вдохновением – пой хвалебные, льстивые песни антинародному, антинациональному режиму. Вот этого добивались и не добились от Лайпанова. И не добились бы: «Къан бла кирген, джан бла чыгъад».
Инакомыслие в крови Поэта. Волка невозможно превратить в дворового пса. Поэта можно убить, но не сломить. Скорей всего, Лайпанов был бы уничтожен, если бы счастливая случайность не свела его с Кайсыном Кулиевым – патриархом карачаево-балкарской литературы, классиком советской поэзии. Великий Къайсын прочитал многострадальную рукопись молодого автора и написал восторженный, диаметрально противоположный выше приведенной рецензии, отзыв: «Билал Лайпанов – Поэт! Это мой главный вывод. Он по-настоящему талантлив...». После гневного письма Кайсына Кулиева первому секретарю Карачаево-Черкесского обкома КПСС «не соответсвующая социалистическому реализму» рукопись стихов Билала Лайпанова вышла отдельной книгой.
Так начиналась путь в литературу карачаевского Шандора Петефи.
Будучи студентом Литературного института им. А.М.Горького, Лайпанов участвовал в работе 8-го всесоюзного совещания молодых писателей; его имя прошло как открытие; рекомендованные поэтическим семинаром стихи его были изданы отдельной книгой «Советским писателем» – самым престижным издательством страны; его приняли в Союз писателей СССР; его книги начали выходить и в других московских издательствах – в «Молодой гвардии», «Современнике».
Но совсем другое отношение было к нему на родине. В «высших интересах», из-за «политических соображений» в печать не пропускали даже те стихи, которые уже появились в переводах на русский язык. Это касалось в первую очередь трагических страниц в истории народа – завоевание российской империей Карачая в 1828 году, геноцид в 1943-1957 годах, современное реабилитационное движение карачаевского народа. Другой вопрос – не противопоказано ли поэзии обращение к публицистическим темам? К чести Лайпанова, он и здесь сумел остаться поэтом. Этому подтверждение – стихи из цикла «Тому, кто Родину свободной хочет видеть...».
В стихотворении «Поэты гонимых народов» он пишет:

Когда в наш дом захватчики пришли,
Когда нас гонят прочь с родной земли,
Я людям должен рассказать об этом!
Но наша речь родная под запретом...

Когда нет справедливости нигде,
И оказался мой народ в беде,
Когда в тоске сжимаются сердца, –
Воззвать к свободе – это долг певца!
Но трудно на родной земле поэтам,
Когда и песни наши под запретом!

Заплакал – но послышались угрозы.
Так, значит, под запретом даже слезы?
Хотел к земле припасть, ещё не зная,
Что под запретом – и земля родная!

Но надо мной раздался голос Бога:
«Иди! Пусть нелегка твоя дорога!
Тому, кто Родину свободной хочет видеть,
Не запретишь любить и ненавидеть!».

В 1984 году, вернувшись из Москвы в Карачай, он начал работать корреспондентом областной газеты «Ленинни байрагъы», в отделе партийной жизни и советского строительства. Но работать в органе обкома КПСС для него пытка – писать неправду поэт не может. Он уезжает в Москву, где преподает в ГИТИСе им. А.Луначарского родной язык и литературу национальной студии. Переводит на карачаевский язык «Маленькие трагедии» А. Пушкина, «Гамлет» В. Шекспира, пишет свои стихи. Через три года возвращается на Родину и начинает работать в научно-исследовательском институте (в настоящее время – Институт гуманитарных исследований при правительстве КЧР) старшим научным сотрудником сектора литературы. Здесь сталкивается с дискриминацией по национальному признаку при подборе и расстановке научных кадров. Окончательно его выводит из себя запрет писать литературоведческие статьи на родном языке. Лайпанов организовывает и возглавляет забастовку ученых, доходит до Верховного Суда России, но правды не может добиться. Его увольняют с работы «за организацию признанной судом незаконной забастовки, участие в ней и нарушение трудовой дисциплины».
Поэт пишет:

Будь горд, потомок вольного народа,

И головы в печали не склоняй!
В тебе живет высокая свобода
Земли, чьё имя вечно – Карачай!

Борьба за свободу слова – за свободу своего народа превращают Лайпанова в закаленного, хладнокровного бойца:

Испытания жизни меня не согнули,

И, пока я живу на земле,
Я спокоен великим спокойствием пули
Перед выстрелом в тесном стволе.

С этого времени Лайпанов полностью отдается литературной и правозащитной деятельности, становится видным общественным деятелем, возглавляет демократическую организацию «Джамагъат», борется за полную реабилитацию репрессированных народов. Редактирует и издает первую независимую газету карачаевского народа «Юйге Игилик», единственный независимый карачаево-балкарский журнал «Ас-Алан», возглавляет московское издательство «Мир дому твоему», восстанавливает Союз карачаевских писателей. Издает книги правозащитников, писателей, исследователей национальной культуры. В его журнале печатаются и начинающие авторы, и мастера с мировым именем. Но главным для Лайпанова всё-таки остается поэтическое слово.

У него в Москве выходит десятитомное собрание сочинений на карачаевском и трехтомное – на русском языке. Поэту приходит известность и всенародная любовь.
Лайпанов – народный поэт Карачая, Почетный доктор Карачаево-Черкесского государственного Университета, Почётный доктор Международной Тюркской Академии. Его книга «Пространство моего голоса» была выдвинута на соискание Государственной премии России; кандидатуру Лайпанова поддержали и Союз писателей России, и Международное Сообщество Писательских Союзов. Но местная пресса обо всем этом молчит.
После 90-х годов в Карачаево-Черкесии Лайпанов ни разу не издавался.
Несмотря ни на что, Лайпанов продолжает творить.

Поэзия – озеро,
Открывшее глаза.
Сердцем пью из него
Отражения.
Ладонью черпаю
Своё лицо
Из глубины.
Велико ли озеро,
Не знаю,
Но, когда пою,
На другом берегу
Огни загораются.
Может, я не пророк,
Чтобы перейти его
Посуху,
Но за всю жизнь
Обойду без посоха
Пространство моего
Голоса.
А там – стану
Озером, открывшим глаза...

Конечно же, каждый этап творчества Билала ждет самостоятельного исследования и анализа. Тонкий лирик и почти памфлетист, задумчивый философ и революционный поэт-трибун – это все Билал Лайпанов. Но во всем и всегда он остается верным нартскому слову-истине: «джыджымны узуну, сёзню къысхасы ашхы». Его стихия – короткий верлибр.

Слово раба: Я очень похож на своего хозяина, когда он молчит.

Проситель: Нет, он не бил челом...слова его подползали ко мне на коленях, а взгляд – лизал руки...
Свет, музыка и кровь: Свет должен падать слева, и музыка должна литься ему навстречу, как кровь из ран сердца...
Трава: Как тяжело жить, зная, что когда-нибудь, вместо волос, трава прорастет из твоего черепа... Зато умирать будет легче, зная об этом.
Падшая красота: Обломки неба в грязных лужах.
Последний миг: Падая, срубленное дерево пытается ухватиться за звезды.
Осень: В опустевшем гнезде ласточки поселилась печаль.
Жизнь: Чтобы насытиться жизнью, надо умирать от любви.
Пути к спасению: Можно спастись, зарывшись в землю, а можно научиться летать.
Грусть полнолуния: От мёртвого света луны Дерево прячет тень своей души за спиной.
*** Ты любишь смотреть в звезды... Пью небо из твоих глаз.
*** Люблю свою бороду: говорят, она ещё немного будет расти после моей смерти.
*** Хором поэты поют лишь песню Одиночества...
Надпись на надгробии поэта: Звезды выпили его душу.
*** Крик заблудившихся журавлей в тумане встретился с воем собак, прикованных цепью... И землю пронизал осенний дождь.
*** Открой своё сердце – свет изгоняет тьму.

Билал Лайпанов – поэт и гражданин Земли и Небес. Его поэзия национальна и общечеловечна. Его свободные, крылатые, светоносные стихи – явление в современной поэзии. Поэтому так высоко оценили его творчество виднейшие мастера художественного слова Халимат Байрамукова, Кайсын Кулиев, Лев Ошанин, Сергей Михалков, Валентин Сорокин. А Чингиз Айтматов и Олжас Сулейменов, читающие карачаевского поэта в оригинале, выступили инициаторами выдвижения Билала Лайпанова на Нобелевскую премию. Я полностью разделяю мнение своих коллег и думаю, что наш институт также поддержит это выдвижение.


Виль Ганиев,
Литературовед, тюрколог,
старший научный сотрудник
Института мировой литературы
Российской Академии Наук,
исследователь творчества Билала Лайпанова.
Москва, 2004-2005
Sabr 16.05.2013 03:11:27
Сообщений: 7254

1 0

Цитата
Къара чачлы пишет:
И вопрос: что они делают в молодежном форуме, может, другие писатели сюда не заходят, считая, что форум — не их поле, а вышеназванные писатели этого не понимают?

Хотелось бы на эти вопросы получить ответ от уважаемых мною поэтов. Просто мне жаль, что они много тратят своего драгоценного времени здесь, без особой пользы и для себя, и для форумчан. Или я ошибаюсь?

Билмейме, кертиси бла Мурадин бла менден башха джазыучула нек кёрюне болмазла былайда? Ол сорууну барына соруб чыкъгъынчы, тюз джууаб табхан къыйынды. Мен а тилибизге, тарихибизге талай адамны эсин бёлдюралсам да - борчумдан чыкъгъаннга санарыкъма.
Назму джазгъанлагъа "ауаз берирге да" кюрешеме - ол да керекли иш болур деб турама.

Мени былайдан башха джерде джаш тёлюбюзню, халкъыбызны кёрюрге амалым джокъду. Аны ючюн да кире болурма форумгъа. Адабият газетибиз, журналларыбыз джокъдула - барыны орнун тутхан да бу форумду. Джангы фахмулу джашланы, къызланы форумда кёрюб къууаныр эсем а, Диананы, Мариямны, Айшатны, Шамилни, башхаланы да былайда кёрюб къууаннганча.

Сокъуранмайма бу форумгъа келгениме. Форумчуланы барына да насыб, къууанч, рахатлыкъ тилейме Аллахдан.

Къара чачлы 16.05.2013 09:44:22
Сообщений: 1750

1 0

Sabr, бек сау бол эм толу жууаб бергенинг ючюн ! Аллах ыразы болсун! ) хар затны кеси жазмангдан окъуб ,къууандым ! Сенича адамларыбыз къарачай -малкъар миллетибизде кеб болсунла ! Мурадин а къайда болур ,жууабын сакълайбыз ,алай ахырында сен айтханны айтырыкъ болур ол да )

"Къадарны этегинде...","Сени ючюн"...(с)
Shine 16.05.2013 11:27:02
Сообщений: 844
Цитата
Къара чачлы пишет:

И вопрос: что они делают в молодежном форуме, может, другие писатели сюда не заходят, считая, что форум — не их поле, а вышеназванные писатели этого не понимают?

Хотелось бы на эти вопросы получить ответ от уважаемых мною поэтов. Просто мне жаль, что они много тратят своего драгоценного времени здесь, без особой пользы и для себя, и для форумчан. Или я ошибаюсь?
Только мне режет глаз бестактность вышенаписанного? Просьба к автору не обижаться и не воспринимать "в штыки", но...



Sabr, как всегда, читаю с удовольствием)) Лично мне Вы приносите пользу, спасибо:)

Делай то, что должен и будь, что будет...
bubbleman 16.05.2013 12:56:27
Сообщений: 419
Благодаря именно Билялу форум заговорил на карачаевском :)

ПСАПЭ КУЭД ХЪУРКЪЫМ ДОБРА МНОГО НЕ БЫВАЕТ
elbars 16.05.2013 12:58:49
Сообщений: 2285
Керти Назмучу халкъны ёкюлюдю, келечиси! Аллайла эдиле Кязим, Жырчы Сымайыл, Къайсын… бизни бек уллу назмучуларыбыз, халкъ адамларыбыз да. Къыйынлыкъ ат ойнатхан заманлада халкъны уллу поэтлери, кеслерин сакъларгъа кюрешмей, къачан да халкъ бла бирге болгъандыла. Былайда назмуларындан юлгюле келтире турмайма, аланы биз иги билебиз. Къайсын уллу поэт болмаса, сюргюнден къутулур амалы бола тургъанлай, ол учузлукъ, сыныкълыкъ, артыкълыкъ, ачлыкъ тузагъына тюшген халкъыны ызындан бармаз эди. Къайсынны чыгъармачылыгъыны бек баш ишанлары – чексиз батырлыкъ бла жигит сюймеклик! Жалан да туугъан жерин, туугъан халкъын Къайсынча, Сымайылча, Кязимча сюйгенле боладыла Халкъ Поэтле, Халкъ Ёкюлле! Аланы атлары хар таулу жюрекни эм тёрюнде турадыла. Тургъан да этерле.

Мен кесими политика бла кюрешгенннге санамайма, алай бу къыйын, Терслик баш кётюрюп, Тюзлюкню теплеп баргъан заманда туурадан къарап туралмайма. Мен адам эсем, адамлыкъ борчуму этерге керекме. Биз кёп ачыгъан халкъбыз. Айхай бир терслигинг болса уа! Жаланда жирибиз байдан, ариудан, анга кёз къаратып къысыулукъ этедиле бизге. Аны себепли кесин таулугъа санагъан Туугъан Ташын сакъларгъа борчлуду, Кёзбаугъа, Фитнагъа, Ётюрюкге, Кёлсюзлюкге хорлатмай. Ол тюрлю затла уа кёпдюле, асыры кёп. Бир бирле халкъынга кёзбаусуз сюймеклигинги, тюзлюкню жакълагъанынгы, ёзге сылтау тапмасала, миллетчиликге тартып тохтайдыла. Бир халкъны ачырын сюймейме, бизни да ачытмасынла! Бир халкъны жугъуна кёз къаратмайма, бизни жугъубузгъа да къаратмасынла! Ол Аллахдан келген жорукъду. Намысы-сыйы болгъан хар инсанны бир жоругъу.

Мени «Эльбрусоидни" сабанларында бахчачыкъ салып, аны хансха басдырмазгъа кюреше эсем, заманымы не этерге билмегенликден угъай,ол халкъымы бир жугъуна жарар дегенликден этеме. Ким биледи, мени къадалып кесибизча жазгъаным бирлеге юлгю болур, ана тилге кёлю ачылыр. Анга бек ышанама. Бир таулуну ана тилине къайтаралсам, ишим сырафына кетмез. Мен «Сюймеклик китабын» да, былай этсемдамы окъумазла деп, андан басмалай турама. Сау болсунла! Окъуйдула. Аны хазырлаугъа кёп заманым кетеди. Сабий поэзияны да басмалай турама. Ол да ата-аналагъа, бала бахчада ишлегенлеге, устазлагъа хазыр китап бола турады.

Назмучуларыбыз кёп, «Эльбрусоидге» киргенле уа жокъну орнундадыла. Некди алай? Назмучуларыбызны кёбюсю компьютер бла хайырлана билмейдиле. Билгенле уа акъылларын халкъгъа туура этерге къоркъгъан этедиле. Къоркъгъан а нек этедиле? Ким да биледи - жазылгъан зат окъулгъан да этеди. Сакъчыла неда къуллукъчула окъуп къойсала – хата азданды да! – ариу кёрмезле, махтау бермезле, тап ачытып окъуна къоярла дегенча ууакъ чимдиучюкледен кеслерин къоркъутуп турадыла. Къоркъагъ а Поэт болалмайды...
Изменено: elbars - 16.05.2013 13:12:04
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный