Жители села Белая речка встали на защиту свой земли

Жители села Белая речка встали на защиту свой земли

Айнар 20.03.2013 23:29:12
Сообщений: 659

4 0

Участиник схода села отправились к зданию правительства КБР, где встретились с представителями руководства республики.
Разговор касался нерешенных в КБР земельных проблем.
Загрузка плеера

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)

Ответы

fatima07 31.03.2013 14:10:39
Сообщений: 1

2 0

депутаты муниципалитета Кичмалка большинством голосов приняли решение отозвать полномочия по распоряжению своими землями из ведения Зольского района и передали полномочия на распоряжение землями совету местного самоуправления своего поселения. решение планируется опубликовать в сми. инициатором муниципального законодательного акта стал депутат яблочник.
депутаты решили создать комиссию, которая и будет принимать земельные решения. этот шаг мог бы стать прецедентом для остальных наших сел. не отдают земли - пора брать самим.
решение кичмалкинцев не противоречит 131 ФЗ.
saffas 03.04.2013 00:48:35
fatima07,

Расскажите как развиваются дальнейшие события в Кичмалке?
Айнар 04.04.2013 21:44:11
Сообщений: 659

2 0

Интересный репортаж КавказУзла со схода в Белой Речке 3 апреля 2013 года, куда обещали явиться, но не явились представители республиканской власти.
Загрузка плеера

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Sabr 05.04.2013 14:46:06
Сообщений: 7254
Тюзлюк ючюн, туугъан джер ючюн ёрге тургъанлагъа махтау. Къуллукъ къул этген насыбсызлагъа, "халкъым, джуртум" дей билмегенлеге уа не айтхын?


НЕ КЪЫЙЫН БОЛСА ДА ДЖАШАУ

Не къыйын болса да джашау,
Аллахха салайыкъ махтау.

Келсе да къайгъы, палах,
чамландырмайыкъ (биз) Кёкню:
адам кёлтюралмаз (бир) джюкню
салырмы бизге Аллах?

Огъай. Хайыр джокъ джылаудан:
дуния — сынауду бизге.
Керекбиз — ётюб сынаудан -
атларгъа ёлюмсюзлюкге.

«Эркиши джыламайды»,- дей,
ёсдюргендиле бизни.
Сойкъырымны, сюргюнню
кёргенлЕ — къоркъабыз неден?

Сойкъырымдан, сюргюнден
къоркъабыз энтда. Зулму
къайытады деб къоркъабыз артха.
Тиширыугъа, сабийге, къартха
джетеди деб, къоркъабыз палах.
Къалмаса уа башха мадар,
"Ёрге туругъуз",- дейди Аллах.

Малын сакълар, къатлар ючюн ул,
зулмугъа болса уа къул,
ол - эки дуниядан да къалыр къуру.
Аллай сыйсызлыкъдан, намыссызлыкъдан,
Аллах, бизни сакъла эм къору.

Бармаз ючюн джаяу, болмаз ючюн джаяу,
зулмуну миннгенлЕ арбасына,
джырлагъанлА джырын аны,
къысылгъанлА арбазына -

сизлеге джокъду кечмеклик,
къара багъана сакълайды сизни.
Унутургъа боллукъмуду Сёзню:
«Аллахдан башха джокъду илях».

Дуния мал ючюн тюл,
Динибиз, Тилибиз, Джуртубуз ючюн,
Тюзлюк ючюн, Эркинлик ючюн,
бет ючюн, сый-намыс ючюн,
инсан, миллет хакъыбыз ючюн
ёрге турмагъан,
кюрешмеген,
сермешмеген —
ол — аланмыды,
адаммыды,
муслиманмыды?
Айнар 06.04.2013 19:41:17
Сообщений: 659

2 0

Руководитель регионального отделения партии "Яблоко" в КБР Хаким(Руслан) Кучмезов рассказывает жителям Белой речки интересную теорию о том, как микрорайон города Нальчика может пользоваться полномочиями муниципального образования, независимо от совета местного самоуправление городского округа Нальчик.
Загрузка плеера

Хаким Кучмезов и Айшат Султанова уверяют жителей Белой речки, что они могут решать любые вопросы.

А вот положение села Белая речка в соотвествии с уставом Нальчика:

http://www.pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr-main.nsf/html/GORODSKOIOKRUGNALCHIK.BELAYARECHKA

Администрация с.Белая Речка является территориальным исполнительным органом местной администрации г.Нальчика и осуществляет исполнительно-распорядительные функции на территории с.Белая Речка.Полное наименование территориального органа-территориальный исполнительный орган местной администрации г.Нальчика в селении Белая Речка, сокращенное наименование – администрация с.Белая Речка.Администрация с.Белая Речка в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, федеральными и республиканскими законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, Уставом г.Нальчика, решениями Нальчикского городского Совета местного самоуправления, постановлениями и распоряжениями главы города Нальчика и главы местной администрации г.Нальчика.
Администрация с.Белая Речка является юридическим лицом, имеет свою печать, штампы и иную официальную атрибутику, счета в банках и других кредитных учреждениях, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам и принимаемым решениям в порядке, установленном действующим законодательством.Место нахождения администрации с.Белая Речка: Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, с.Белая Речка, ул.Бабаева, 16.
Полномочия администрации Администрация с.Белая Речка осуществляет следующие полномочия:
участие в подготовке и реализации планов и программ развития селения как составной части планов и программ развития города Нальчика; организация эксплуатации муниципальной муниципального жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, являющихся муниципальной собственностью;обеспечение деятельности и оказание помощи учреждениям образования, здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивным объектам, входящим в состав муниципальной собственности города;организация сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов, поддержание чистоты и порядка;обеспечения охраны зеленых насаждений, водоемов;содержание автомобильных дорог и тротуаров, других объектов благоустройства;участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;создание детских площадок, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений;принятие мер по организации клубов по интересам, кружков и клубов технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведению воспитательной работы среди детей и подростков;организация помощи гражданам, нуждающимся в социальной защите;организация общественного порядка;охрана и сохранение памятников истории и иных объектов культурного наследия местного значения;организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;оказание содействия в обеспечении в границах населенного пункта электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения;выдача жителям с.Белая Речка справок о составе семьи, акта о проверке жилищных условий, справок с места жительства и других документов;внесение предложений главе местной администрации г.Нальчика о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства жителям с.Белая Речка;проведение мероприятия по предупреждению самовольного строительства;другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.
Прошу обратить особое внимание на этот пункт полномочий администрации Белой речки:

внесение предложений главе местной администрации г.Нальчика о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства жителям с.Белая Речка

Глава администрации Белой речки, назначаемый из Нальчика, имеет право попросить земельный участок под индивидуальную застройку, без никакой надежды на удовлетворение. На этом весь круг полномочий по управлению землей у белореченцев исчерпывается.

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Айнар 06.04.2013 19:42:58
Сообщений: 659

1 0

http://www.protown.ru/russia/city/articles/articles_1132.html тут можно ознакомиться с уставом Нальчика

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Mateo 06.04.2013 22:25:15
Сообщений: 5

3 0

Как народ терпит таких без совестных лицемеров которые плюют в наглую в лицо!
Какими подлецами надо быть чтобы людям лгать в лицо!
ЧТО им ненужен муниципалитет и что у них якобы есть права!
Село в нынешнем положении пустое место без решения главы города и никогда им никто не позволит в таком статусе распоряжаться селом!
Если не добиться возвращения муниципального статуса то Белореченцы будут чужими в своем селе!
И это ясно как белый день!
Что за юрист и что за выскочка этот Руслан на видео!

Это что за выскочка Руслан кучмезов и Айшат?
Стыдно везде читать твой подхалимский бред! Если ты продал свой народ смени фамилию! То лаял на канокова то потом после встречи с ними начал восхищаться им! че за кочточку кинули интересно!)!
Mateo 06.04.2013 22:28:26
Сообщений: 5
Бедный народ когда у тебя будет единство чтобы утилизировать такой мусор! и чтобы марионеточных своих сородичей чинушь которые там как лохи с опущенной головой ходят взять и вышвырнуть с их позиции! А на Балкарские места ставить нормальных Мужиков которые будут бояться только свой народ!
Сахадин 06.04.2013 22:29:43
Сообщений: 5401

1 0

Цитата
Айнар пишет:
Руководитель регионального отделения партии "Яблоко" в КБР Хаким(Руслан)
Кучмезов рассказывает жителям Белой речки интересную теорию о том, как
микрорайон города Нальчика может пользоваться полномочиями муниципального
образования, независимо от совета местного самоуправление городского округа
Нальчик.
Очередное доказательство, что Кучмезов пытается играть только своими картами.
В преддверии осенних Парламентских выборов уже все партии на всех избирательных участках определились с членами комиссии кроме партии Яблоко.
Ранее он так же провалил процесс избрания сельских депутатов.
См. тему "Деятельность юста".
Айнар 06.04.2013 23:44:48
Сообщений: 659

2 0

Главы Белой речки и Кенже Чабдаров и Пшеноков о местном самоуправлении на круглом столе в декабре 2010 года "Реформа местного самоуправления в КБР" с комментариями Мурадина Рахаева.

Загрузка плеера


Это видео будет крайне интересно посмотреть жителям незаконно присоединенных к Нальчику сел, чтобы понять как власти КБР обманывают людей

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Айнар 06.04.2013 23:54:02
Сообщений: 659

2 0

Удивительно что эти главы сел, при наличии Определения Конституционного суда 2007 года, которое требует восстановления муниципального статуса сел Кенже, Хасанья, Адиюх и Белая речка просят у властей республики внести поправки в федеральный закон, чтобы были учтены интересы их сел. Полнейший абсурд. А Кашироков с добрейшими глазами обещает помочь, он обещал и в 2005 году хасаньинцам, но как видим слова руководителей КБР недорого стоят.

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
0707 07.04.2013 14:25:07
Сообщений: 724

1 0

Цитата
ВВС пишет:
В октябре 2005 года жители Хасаньи с соблюдением всех требований конституции РФ провели референдум и подавляющим большинством голосов высказались за сохранения муниципального статуса, но власти КБР не признали этот референдум

...А референдум между тем прошел законно, правда против воли республиканских и городских властей... и проходил он на центральной площади Хасаньи рядом со зданием сельского муниципалитета. На площади – большое скопление людей, урны и кабины для голосования расположены внутри большой военной палатки. "Вчера вечером накануне референдума городские власти опечатали все избирательные участки в Хасанье, нам сказали, что это делается для защиты муниципальной собственности. Поэтому мы вчера поставили палатку и подготовили в ней все для референдума. А потом, чтобы не допустить провокаций, около ста наших ребят дежурили всю ночь на площади", - рассказала руководитель инициативной группы хасаньинцев Мухарби Таумурзаев. "В полдень мы засвидетельствовали, что референдум состоялся. Явка избирателей уже более 50%, - продолжила член муниципальной избирательной комиссии Зуля Жабоева. - Мы наизусть выучили все российские законы о референдуме и очень тщательно подготовились, чтобы не допустить ошибок, которые потом могут стать поводом для опротестования результатов нашего референдума".
...Но председатель центризбиркома Кабардино-Балкарии Борис Зумакулов не разделяет мнение муниципальной коллеги. Накануне референдума в Хасанье он выступил в местной прессе с призывом к населению поселка бойкотировать референдум, как противозаконный акт, результаты которого в любом случае не будут признаны легитимными.
ИА REGNUM
saffas 07.04.2013 14:50:06
Цитата
Mateo пишет:
Бедный народ когда у тебя будет единство чтобы утилизировать такой мусор! и чтобы марионеточных своих сородичей чинушь которые там как лохи с опущенной головой ходят взять и вышвырнуть с их позиции! А на Балкарские места ставить нормальных Мужиков которые будут бояться только свой народ!
Sabr 07.04.2013 15:08:38
Сообщений: 7254
Цитата
0707 пишет:
...Но председатель центризбиркома Кабардино-Балкарии Борис Зумакулов не разделяет мнение муниципальной коллеги. Накануне референдума в Хасанье он выступил в местной прессе с призывом к населению поселка бойкотировать референдум, как противозаконный акт, результаты которого в любом случае не будут признаны легитимными .
ИА REGNUM
Борис Зумакулов - черкеслимиди?
ВВС 07.04.2013 15:21:22
Сообщений: 312
Цитата
Sabr пишет:
Борис Зумакулов - черкеслимиди?

таулуду
Mateo 07.04.2013 16:21:07
Сообщений: 5
Борис зумакулов таулуду! Типичный пример марионеточности и продажности интересов своего народа! Его Сестра ТАнзиля ЗУмакулова в отличии от него благородней смелее и порядочней!
Борис зумакулов человек который всю жизнь с началом своей жалкой чинушничей карьеры Измывался над своим народом будучи 2-м секретарем Обкома КБАССР проводил репрессии против шерстяной деятельности вязания устраивал облавы и всячески мешал и преследовал тех кто таким промыслом кормили свои семьи (вязание шерсть итд) Этот человек бездарно для своего народа и даже родни провел все эти годы довольствуясь тем что имел служебные волки и как ему кажется важные статусы! В Общем пустое место!
Единственное что положительное в его биографии что он Афганец служил в Афганистане!

В общем такой же как и большинство балкарских чинушь! которым отведена роль безправных шестерок!
saffas 07.04.2013 19:12:01
Цитата
Mateo пишет:
Единственное что положительное в его биографии что он Афганец служил в Афганистане!
Интересно, как может быть положительным служба в Афгане и война со своими единоверцами, по маразматическому зову полуживых лидеров ссср?!
0707 07.04.2013 19:49:39
Сообщений: 724
Цитата
saffas пишет:
Интересно, как может быть положительным служба в Афгане и война со своими единоверцами, по маразматическому зову полуживых лидеров ссср?!

Он же был секретярем обкома - какие единоверцы?)))
Айнар 07.04.2013 19:59:33
Сообщений: 659

1 0

Mateo, saffas, 0707 попрошу вас не отвлекаться от темы, давайте о проблемах Белой речки и местного самоуправления в КБР

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
0707 07.04.2013 20:26:37
Сообщений: 724

1 0

Цитата
bubbleman пишет:
Какова предыстория вопроса, какие требования выдвигают жители этих населенных пунктов и какие преимущества они получат в случае если властивыполнят их требования?Из просмотра видео и статьи в газете мало что понятно.

ЭЛЬБРУС ПРЕВЫШЕ КОНСТИТУЦИИ Конституционный суд не смог решить, является ли законным переход приэльбрусских сел под юрисдикцию г. Нальчика Конституционный суд России, собравшись 17 июля на свое последнее перед отпуском заседание, решил не участвовать в земельных разборках и огласил весьма странное решение по проблеме так называемых межселенных территорий в Кабардино-Балкарии. КС сообщил, что это не его ума дело думать: конституционно ли забирать у сел земли в пользу городов или нет? Тогда чьего ума?

Напомним суть этой острейшей проблемы, о которой мы уже писали. 2 марта 2005 года в КБР вступили в силу два республиканских закона: «О статусе и границах муниципальных образований» и, в его развитие, «Об административно-территориальном устройстве». Инициаторы их принятия перекроили Кабардино-Балкарию по-новому. Большинство крупных сел, в том числе и такие, как Хасанья и Белая Речка — традиционные центры балкарской жизни, юридически перестали быть собственно селами и существовать как муниципальные образования со своими сельсоветами, депутатами, финансами, нарастающим местным самоуправлением.
Местная бюрократия с удовольствием потирала руки. Еще бы: села были подарены Нальчику, его городской администрации, как когда-то Крым Украине. Вместе с пастбищами и сенокосами, окружающими эти села, ранее находившимися в юридическом подчинении сельских органов местного самоуправления.
Надо заметить, что пастбища и сенокосы принципиальны для тех же Хасаньи и Белой Речки. В селах традиционно, десятилетиями, люди заняты преимущественно животноводством. И вот в 2005-м этих животноводов поставили перед фактом: отныне, чтобы пасти скот там, где они и их предки это делали, платите аренду Нальчику. И только Нальчик теперь будет решать, как использовать эти земли: то ли сдавать в аренду прежним хозяевам, то ли отдавать под застройку новым.
По-простому это означало: села, расположенные у города, оказались в крепостной зависимости от города. А горные населенные пункты, удаленные от Нальчика — в Черекском, Эльбрусском, части Чегемского и Зольского районов, также потеряли право распоряжаться землями вокруг. Это право было раскидано по лояльным районным властям — в награду за лояльность. Получилась конфигурация власти, весьма странно выглядящей на фоне XXI века в стране, именующей себя демократической, а значит, развивающей местное самоуправление и инициативу граждан. При наличии, кроме всего прочего, передовой Конституции.
Жителей сел, естественно, никто заранее ни о чем не спросил, их мнение никого не интересовало. Законы рождались в администрации президента КБР (тогда еще В. Кокова) — парламент их лишь штамповал. (Впрочем, пересмотра не случилось и при нынешнем президенте-рыночнике А. Канокове.)
Как вы понимаете, земля везде на вес золота, а уж на Кавказе, где ее немного и за нее веками идут войны, и подавно. Началась борьба. В ней быстро появились жертвы. Отец шестерых детей, глава администрации селения Хасанья Артур Зокаев, лидер движения за отмену принятых законов, инициатор проведения местного референдума против административного произвола, а также автор жалобы в Верховный суд КБР, был расстрелян в ночь на 15 мая 2005 года на пороге собственного дома в Хасанье (преступление до сих пор не раскрыто). Ну а Верховный суд республики, рассмотрев жалобу Зокаева, постановил законы оставить в силе… Прокурором республики Ю. Кетовым, кроме того, были возбуждены уголовные дела против глав сельских администраций (села Эльбрус У. Курданова и Эльбрусского района Х. Макитова), осмелившихся в судебном порядке оспаривать насильственное изъятие земель…

К огда же 9 октября 2005 года все-таки состоялся референдум о судьбе муниципального образования Хасаньи — быть с Нальчиком или жить самостоятельно, — референдум, который готовил убитый Артур Зокаев, и за самостоятельность проголосовали 99,4% жителей Хасаньи — республиканская власть не «увидела» этих результатов…
Мнение народное повисло в воздухе — оно опять никого не заинтересовало. Параллельно с подготовкой референдума инициативные группы из той же Хасаньи, а также Белой Речки, Карасу, Безенги и Эльбруса обратились с коллективной жалобой в Конституционный суд РФ, попросив о проверке конституционности республиканских законов, ликвидирующих самостоятельность их сел и отнимающих межселенные территории.
Было это больше года назад. Жалоба встала в очередь — наш КС по справедливости завален работой: дурных законов в стране тьма, народ борется с нарушениями Конституции активно. Для Кабардино-Балкарии этот год ожидания рассмотрения дела в Москве был очень сложным. Все так и висело в воздухе. Люди в селах, отмененных на бумаге, жили и надеялись, что Москва восстановит их в правах: им это казалось очевидным. Власть тоже побаивалась активничать, надеясь, что решение КС окажется в ее пользу или хотя бы все затянется. Процветала ползучая экспроприация.

— Кто в это время реально управлял этими селами? — спрашиваю Оюса Гуртуева, председателя совета старейшин селения Белая Речка, активиста юридической процедуры в Конституционном суде.
— Да никто фактически. Сами мы и управляли — скорее старейшины. Назначенные главы боялись что-то предпринимать. Хотя постоянно нам угрожали, если не смиримся. Например, даже «скорой помощи» лишить хотели. В селе Верхняя Балкария (самое большое высокогорное село в КБР. — А.П.) сельское кладбище отдали к межселенным, и люди потеряли право на эти гектары! На Кавказе с нашим особым отношением к смерти этого быть просто не может. В Приэльбрусье населенным пунктам Верхний Баксан, Нейтрино, Тегенекли, Байдаево, Эльбрус, Иткол и Терскол оставили в распоряжение лишь дорожную полосу вдоль речки… Как жить сельскому человеку? Чем кормиться? В этот год все постепенно разваливалось на глазах, ведь в межселенных территориях формально оказалось 80% земель, которыми мы распоряжались. Очень тяжело жили.

Из материалов съезда старейшин балкарского народа, прошедшего 20 мая 2006 года в Нальчике, где в основном обсуждали этот острейший земельный кризис: «…Сельский совет разогнан городскими властями. (Речь идет о селении Хасанья. — А.П.) …Новый глава без полномочий, молодой и хороший парень Фриев приручен Нальчиком. Большая часть молодежи покинула село в поисках работы, другая прозябает на пенсию стариков и старух. Безработица порождает наркоманию и пьянство, социальный нигилизм, озлобленность и распущенность нравов…».

Аналогичная ситуация — в других селах.
— Встречались ли члены инициативной группы, подавшей жалобу в Конституционный суд, в течение этого года с президентом Каноковым, чтобы объяснить, что происходит? Вместе найти выход из этого кризиса? — продолжаем мы говорить с Оюсом Гуртуевым.
— Мы не можем прорваться. Максимум, кто принимает, — это замглавы президентской администрации. А все письменные обращения к Канокову остались без ответа.
— Как вы в результате восприняли такое формальное решение Конституционного суда?

Из проекта решения КС РФ от 17 июля 2006 года «О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений законов Кабардино-Балкарской Республики «Об административно-
территориальном устройстве КБР» и «О статусе и границах муниципальных образований в КБР»:
«…разрешение вопроса о том, нарушено ли право на местное самоуправление положениями законов КБР, в данном случае невозможно без проверки соответствующих норм названного федерального закона
(имеется в виду закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. — А.П.), которые заявителями ни в жалобах в КС РФ, ни на заседании КС РФ не оспаривались. При таких обстоятельствах продолжение КС РФ производства по настоящему делу означало бы… принятие на себя не свойственных органу правосудия функций…».

– Я
просто не понимаю, как это могло случиться. Как нам объяснить теперь людям в селах, что умнейшие люди год с лишним решали, что они решить этого не вправе? Если же существовали в нашей жалобе формальные зацепки, позволившие отфутболить ее таким образом, почему за год нас об этом не известили? И не предложили переписать, к примеру? Не подсказали? Ведь всем — абсолютно всем в республике — важно именно решение по сути земельной проблемы. Это не могли не понимать члены КС.
— Что намерены делать дальше?
— Совет старейшин разделится на группы по два-три человека, и мы поедем по селам. Просить о сдержанности, о терпении. Будем призывать людей выдержать правовой путь до конца. Надеемся, что нас поддержат. Во-первых, в том, что мы напишем жалобу в Европейский суд по правам человека. А во-вторых, перепишем обращение в Конституционный суд, чтобы не осталось технических придирок для формальных подходов. Правовой путь, конечно, очень долгий. Люди устали ждать — они жить хотят по-современному, по Конституции. И поэтому уходят из сел.
В нашей стране нарастает опасная тенденция: откладывать тяжелые решения неизвестно на какие сроки. Консервировать их. При этом отлично понимая опасности — что тем самым продлеваешь не просто страдания тысяч людей, а взводишь какой-то невидимый глазу механизм, способный быть детонатором. Но это же будет не при тебе… Те, кто составляет круг «принимающих решения», все чаще предпочитают действовать в рамках этой тенденции — полезнее тихо спихнуть с себя ответственность, чем взять ее на себя. Так сказать, приоритетная безответственность как залог личной безопасности.
Тенденция, конечно, не могла оставить в стороне и Конституционный суд. Самый независимый из независимых. Последнюю Стену народного плача. На этом решении по земле стена что-то пала.

Анна ПОЛИТКОВСКАЯ, обозреватель «Новой»
20.07.2006.
P.S. Определения Конституционного суда 2007 года требуют восстановления муниципального статуса сел Кенже, Хасанья, Адиюх и Белая речка, но Политковская об этом уже не напишет... 07.10.2006 ее не стало...
Изменено: 0707 - 07.04.2013 20:29:36
Айнар 08.04.2013 01:24:27
Сообщений: 659

2 0

Сход в Белой речке 06.04.13
Загрузка плеера

"Керти байлыкъ жерди, андан къалгъаны желди" (нарт сёз)
Сахадин 12.04.2013 16:52:53
Сообщений: 5401

1 0

А вот как "ЗА КОРДОНОМ" КБР выносятся анологичные решения высшего суда РФ а затем исполняются.:тактак:

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г.Стрекозова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалоб главы муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) и граждан Т.Р.Алексеевой и Е.С.Мондаровой,

1. В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации глава муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) В.В.Евтушенко и граждане Т.Р.Алексеева и Е.С.Мондарова просят признать статью 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и приложение 1 к этому Закону в части, касающейся установления границ муниципального образования "Город Якутск", противоречащими Конституции Российской Федерации, ее статьям 12 , 130 и 131 .

По мнению заявителей, оспариваемые законоположения, в соответствии с которыми муниципальное образование "Город Якутск" наделяется статусом городского округа, устанавливаются его границы, а его территория включает территорию муниципального образования "Село Маган", при том что такие изменения не предусматривают получение согласия населения и представительного органа указанного муниципального образования, нарушают право граждан на осуществление местного самоуправления, его самостоятельность.

Как следует из представленных материалов, Верховный суд Республики Саха (Якутия) по заявлению Прокурора Республики Саха (Якутия) с участием представителей муниципального образования "Село Маган" 24 марта 2005 года вынес решение об отказе в признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)". Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 июня 2005 года оставила данное решение без изменения, а кассационное представление и кассационную жалобу - без удовлетворения. Суды указали, что мнение муниципального образования "Село Маган" относительно объединения с муниципальным образованием "Город Якутск" было выявлено на местном референдуме 29 сентября 2002 года. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в постановлении от 15 марта 2006 года N 4-П по делу о проверке конституционности названного Закона в части, касающейся установления границ муниципального образования "Город Якутск", указал, что оспариваемый Закон не противоречит положениям статьи 99 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которым местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) осуществляется в улусах (районах), городе республиканского значения Якутске, городах, наслегах, поселках и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть первая), а установление и изменение границ муниципальных образований определяется законом Республики Саха (Якутия) с учетом мнения населения соответствующих территорий (часть третья).

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление, составляющее одну из основ конституционного строя Российской Федерации, служит выражением власти народа, самостоятельно в пределах своих полномочий и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, оно осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 3, части 2 и 3 ; статья 12 ; статья 130, часть 1 ; статья 131 ); право граждан на участие в местном самоуправлении путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления относится к основным правам и свободам, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 2 ; статья 17, части 1 и 2 ; статья 32, часть 2 ; статья 130, часть 2 ); местное самоуправление гарантируется, кроме того, правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133 ).

Согласно ратифицированной Российской Федерацией Европейской Хартии местного самоуправления, которая вступила в силу и, следовательно, является составной частью правовой системы Российской Федерации как акт более высокого уровня по отношению к внутреннему законодательству (статья 15, часть 4 , Конституции Российской Федерации), изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом (статья 5 ).

Исходя из приведенных положений Конституции Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях (постановления от 24 января 1997 года N 1-П , от 16 октября 1997 года N 14-П , от 3 ноября 1997 года N 15-П , от 30 ноября 2000 года N 15-П , определения от 13 июля 2000 года N 195-О, от 10 июля 2003 года N 289-О , от 3 апреля 2007 года N 171-О-П ) сформулировал следующие правовые позиции относительно территориальной основы местного самоуправления и конституционных гарантий его самостоятельности, в том числе при решении законодателем вопросов, касающихся изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, в связи с преобразованием или упразднением муниципальных образований.

Определение территориальных уровней, на которых возможно создание муниципальных образований, должно способствовать, насколько возможно, приближению органов местного самоуправления к населению и позволять решать весь комплекс вопросов местного значения, подлежащих передаче в ведение местного самоуправления. Наличие установленного законодателем порядка образования, преобразования или упразднения муниципальных образований - существенный элемент их правового статуса и статуса их органов, имеющий также принципиальное значение для реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления. Такой порядок должен быть основан на нормах Конституции Российской Федерации, определяющих статус местного самоуправления и право граждан на осуществление местного самоуправления.

Конституционное предписание об учете мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, относится к самому существу конституционно-правового статуса местного самоуправления и является одной из необходимых гарантий права граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Данный императив ограничивает свободу усмотрения законодателя и правоприменителя при принятии ими решений, касающихся изменения территориальной организаций местного самоуправления; при этом в любом случае изменение территориальной организации местного самоуправления не может приводить к отказу от него.

Учет мнения населения в определенных конституционно-правовых ситуациях может осуществляться путем принятия населением решения на местном референдуме, итоги которого носят обязательный характер; в иных случаях мнение населения может выявляться с помощью различных форм как непосредственного, так и опосредованного (через представительный орган власти) волеизъявления граждан; к ним могут относиться решения представительных органов местного самоуправления по принятию и изменению своих уставов, которыми, в частности, устанавливается территориальная основа местного самоуправления и, соответственно, определяется состав территорий муниципальных образований; в случаях изменения границ территорий в связи с упразднением муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление и действуют выборные органы муниципальных образований, наиболее адекватной формой учета мнения населения, по смыслу статьи 130 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации, является референдум; при решении вопросов реорганизации муниципальных образований полномочия органов местного самоуправления по определению формы учета мнения населения и порядка организации выявления мнения населения путем сбора подписей или письменных заявлений соответствуют выявленным Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовым критериям разрешения подобных вопросов и не противоречат Конституции Российской Федерации.

По смыслу статей 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (части 2 и 3 ), 32 (часть 2 ), 71 (пункт "в" ), 72 (пункт "б" части 1), 130 и 131 , на случай, когда законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, преобразования, объединения и упразднения муниципальных образований, федеральный законодатель вправе предусмотреть норму, в соответствии с которой определение территории местного самоуправления осуществлялось бы так, как это предписано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", а именно в соответствии с существующим административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации. Тем самым обеспечивается реализация конституционных принципов и иных положений о местном самоуправлении, гарантируются конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления и конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых сформулированы приведенные правовые позиции, сохраняют свою силу и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" являются обязательными на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Конкретизируя конституционные гарантии местного самоуправления и устанавливая общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, в том числе территориальные, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений (часть 3 статьи 12); преобразование муниципальных образований путем объединения двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан (часть 3 статьи 13); изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, мнение которого выявляется путем голосования (часть 7 статьи 13); в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования (часть 3 статьи 24).

Согласно абзацам пятому - восьмому части 3 статьи 84 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае наличия в составе территории (в границах) муниципального образования (за исключением района) города и других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, не позднее 1 марта 2005 года законом субъекта Российской Федерации принимается решение: об упразднении указанных муниципальных образований (за исключением города) и соответствующих органов местного самоуправления не позднее 1 января 2006 года, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты; об исключении территорий населенных пунктов, находящихся за пределами городской черты, из состава территории указанного муниципального образования; внутригородские муниципальные образования упраздняются с 1 января 2006 года.

Следовательно, при установлении уполномоченными органами, разрешающими вопрос о наделении муниципального образования статусом городского округа, факта вхождения в состав территории данного муниципального образования других населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями, но находящихся за пределами городской черты, соответствующие муниципальные образования подлежат исключению из состава территории муниципального образования, статус которого изменяется.

Приведенными положениями части 3 статьи 84 названного Федерального закона непосредственно не предусматривается необходимость учета мнения населения соответствующих муниципальных образований при принятии органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения об упразднении муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления, если территории данных муниципальных образований находятся в пределах городской черты. Однако эти положения - по их смыслу во взаимосвязи со статьями 12 и 13 , абзацем первым части 3 статьи 83 и абзацем первым части 3 статьи 84 - также предполагают, что изменение границ территорий и преобразование муниципальных образований осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 12 и 13, т. е. с учетом мнения населения соответствующих территорий.

4. Статья 85 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в первоначальной редакции устанавливала, что в Республике Саха (Якутия) местное самоуправление осуществляется населением через местные органы государственной власти и управления, а также органы общественного территориального самоуправления, различные формы непосредственного волеизъявления населения (сходы, собрания, референдумы). Аналогичная норма была закреплена в Законе Республики Саха (Якутия) от 29 октября 1999 года "О статусе столицы Республики Саха (Якутия) - города Якутска": согласно его положениям местное самоуправление могло осуществляться лишь в селах, поселках, наслегах, расположенных на территории города Якутска, и на внутригородских территориях, а отношения между местными органами государственной власти города Якутска и местными администрациями пригородных сел, поселков, наслегов определялись как отношения административного подчинения.

Фактически на территории Республики Саха (Якутия) местное самоуправление в противоречие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществлялось лишь в 10 муниципальных образованиях, созданных в поселениях. Впоследствии в Конституцию Республики Саха (Якутия) (Закон Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2002 года 54-3 N 445-II) и законы Республики Саха (Якутия) были внесены изменения в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о местном самоуправлении.

4.1. Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 года N 83/3-2 на 29 сентября 2002 года были назначены местные референдумы, на которые выносились вопросы о создании в границах административно-территориальных единиц Республики Саха (Якутия) муниципальных образований и о принятии их уставов.

На местном референдуме по вопросу о создании в городе Якутске единого муниципального образования "Город Якутск" и об установлении структуры органов местного самоуправления были вынесены следующие вопросы: 1) Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования "Город Якутск" в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутска? 2) Считаете ли Вы, что в муниципальном образовании "Город Якутск" должна быть установлена следующая структура органов местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления - городское собрание депутатов Якутска в количестве 25 человек со сроком полномочий 5 лет; выборное должностное лицо - глава муниципального образования, избираемый населением, со сроком полномочий 5 лет?

Между тем 26 июня 1998 года был принят сходом поселка и 4 февраля 1999 года зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Саха (Якутия) устав муниципального образования "Поселок Маган" (переименован постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2004 года в село Маган). Следовательно, постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 29 сентября 2002 года в части проведения референдума об организации местного самоуправления в городе Якутске, в том числе на территории поселка Маган - муниципального образования, где местное самоуправление уже осуществлялось, не основывалось на нормах Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": согласно пункту 2 его статьи 22 решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Ни орган местного самоуправления, ни население муниципального образования "Поселок Маган" такой инициативы не проявляли.

4.2. В уставе муниципального образования "Город Якутск" в первоначальной редакции (от 22 января 2003 года) указывалось, что на территории города находятся населенные пункты Жатай и Маган - самостоятельные муниципальные образования. Соответственно, предметом местного референдума не являлось и не могло являться упразднение самостоятельных муниципальных образований путем объединения их с муниципальным образованием "Город Якутск". Это подтвердил Верховный суд Республики Саха (Якутия), который в своем решении от 17 сентября 2002 года указал, что назначение референдума на территории города Якутска, включая поселок Жатай, является незаконным и подлежит отмене, поскольку ущемляет права самостоятельного муниципального образования и его жителей (аналогичный вывод в полной мере распространяется и на муниципальное образование "Поселок Маган"). Впоследствии правоприменительными органами и судами референдуму от 29 сентября 2002 года стал придаваться смысл, в соответствии с которым мнение населения поселка Маган о преобразовании организации местного самоуправления якобы было учтено в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В отличие от Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который определял порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований (пункт 3 статьи 13), Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к преобразованию муниципальных образований относит их объединение, разделение, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (часть 1 статьи 13), а об упразднении муниципальных образований прямо не упоминает, однако его положения, касающиеся преобразования муниципальных образований, подразумевают и их упразднение, в частности при объединении двух и более поселений, согласно же части 3 его статьи 13 объединение двух и более поселений, не влекущее изменение границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений.
Таким образом, хотя муниципальное образование "Село Маган" находилось в административных границах города Якутска, оно существовало в этих границах как самостоятельное муниципальное образование. Следовательно, его упразднение и включение в состав муниципального образования "Город Якутск" является преобразованием данного муниципального образования, изменением его границ, а значит, предполагает необходимость учета мнения населения по данному вопросу.

4.3. Выявляя конституционно-правовой смысл статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и приложения 1 к этому Закону, Конституционный Суд Российской Федерации не предопределяет ни порядок разрешения споров о границах территорий муниципальных образований, ни правовые формы и средства выявления мнения населения, - на основании федеральных законов они устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные образования, реализуя конституционные положения о местном самоуправлении, во всяком случае обязаны находить адекватные и легитимные подходы при решении исторически обусловленных комплексных проблем территориальной организации местного самоуправления на основе гласного анализа положительных и отрицательных сторон возможных преобразований, используя в случае споров согласительные процедуры и руководствуясь конституционным императивом сохранения государственного единства.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Положения статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 года "Об установлении границ территорий и о наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия)" и приложения 1 к этому Закону, согласно которым муниципальное образование "Город Якутск" наделяется статусом городского округа и устанавливаются его границы, в системе действующего правового регулирования предполагают, что при установлении и изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, при преобразовании и (или) упразднении муниципальных образований необходим учет мнения населения соответствующих муниципальных образований.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" выявленный в настоящем Определении на основе правовых позиций, выраженных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

2. Признать жалобы главы муниципального образования "Село Маган" Республики Саха (Якутия) В.В.Евтушенко и граждан Т.Р.Алексеевой и Е.С.Мондаровой не подлежащими дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителями вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а также в официальных изданиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Turk 12.04.2013 17:46:38
Сообщений: 1414
Какой итог, выводы и результат по сходу?
Сахадин 12.04.2013 22:37:36
Сообщений: 5401

2 0

Цитата
Turk пишет:
Какой итог, выводы и результат по сходу?
Приехали, пытались увести внимание схода от основной проблемы, (восстановление статуса) им популярно напомнили, составили список требований в котором им пришлось это записать первым номером, обещали, что бумага окажется на столе главы республики, вдруг всему виной окажется склероз:).

Инициативная группа составила резолюцию, которую приняли путем голосования. (единогласно).
Она будет направлена во все соответствующие органы центральной власти.
Позже опубликуем.

Вот еще один серьезный документ:

http://auaz.livejournal.com/10482.html
Тюрок 11.05.2013 19:28:58
Сообщений: 3

1 0

Салам Алейкум. Насколько я понимаю , ситуация сейчас-"а воз и ныне там".. Жалко что кроме жителей Белой Речки все борются за их земли , что случилось ? Почему так ? Люди вышли на 2 часа , покричали и чувствуют себя борцами за свои права и землю ? Это конечно хорошо и замечательно что все переживают за белореченцев, кроме них самих..
Бек биринчиден адамла кеслери чыгъаргъада эм да англаргъа керектиле.
ralay 11.05.2013 22:02:46
Сообщений: 7

1 0

По моему необходимо пригласить того же эксперта Дениса Соколова, у него очень много информации по поводу того как решаются такие проблемы в других республиках СКФО. Обратиться к так называемым оппозиционным партиям, к депутатам, ЗА КОТОРЫХ ГОЛОСОВАЛИ сами жители и предложить выйти с требованием решить проблему в пользу сельчан.
Далее по ситуации... Также сформировать комиссию, которая бы занималась данным вопросом.
Ведь можно было бы рассмотреть вопрос о раздаче паев с/х хозяйств, которые там находились и успешно "обанкротились".
Далее, там у кого то прозвучала фраза про конкурсы, типа на конкурсы будет вставляться земля. А почему жене состоялось ни одного конкурса, а земля тем не менее кому то принадлежит!!! Ни одного! Теперь оказывается будут конкурсы, ну надо же! Т.е. провести инвентаризацию земель, кому , когда и как...
Я пыталась как то по совхозу "Белореченский" узнать инфо, когда он "банкротился", следы в Москву привели. Совхоз должен был около 4 или 2 млн руб. в бюджет ПФР и за эти долги вроде отдали какой то московской компашке имущество. Когда я через свои источники пыталась узнать ЗАПЛАТИ ли задолженность в бюджет, оказалось, что нет.. Дальше рыть не стала, ну вроде и сама не сельский житель, но есть желание возродить сельское хозяйство на родине
ИКС 11.05.2013 22:10:26
ralay, там в республике чуть ли не каждую сделку с землей можно законно оспорить.
ralay 11.05.2013 22:16:02
Сообщений: 7
Так, нам все не интересны, начнем со своей территории...
ИКС 11.05.2013 22:19:13
Ждем начало конца.
ralay 11.05.2013 22:24:00
Сообщений: 7
ИКС, а может не ждать, а включиться в этот процесс?) Вы где живете, если не секрет?
Я к тому, что, очень много говорится, но так и заканчивается на уровне разговоров. Мое мнение-если проблема волнует, нужно постараться что-то сделать. Вернее, не что-то, а нечто обдуманное)
Изменено: ralay - 11.05.2013 22:25:53
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный