Расширенный поиск
17 Октября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Хатерли къул болур.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный