Расширенный поиск
20 Августа  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Зарда марда джокъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный