Расширенный поиск
19 Декабря  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Билим къая тешер.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
Страницы: 1
Посемейные списки Нальчикского округа за 1886 год. Очень нужно нам всем!, Нужен том 3 и 4
 
Аланла! Помогите найти скан книги Посемейные списки населенных пунктов Нальчикского округа 1886 г. Том 3. Издательский центр "Эль-фа". Нальчик. 2004 г. и том 4!

Том 1 и 2 есть на просторах интернета.

Сау болугъуз!
 
Третий том, по-моему, по кабардинским селам.
Четвертый том состоит вроде бы из двух частей. Первая часть четвертого тома есть в интернете:
https://vk.com/wall3371_3278
В четвертом томе следующее должно быть:

Но в первой части отсутствуют Урусбиевское и Чегемское общество. Скорей всего это во второй части четвертого тома.
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Малкъара вообще нет в этом томе получается, если не в пятом томе. В интернете есть упоминания об этом томе, только содержания не нашел.
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
Слышал, что некий малкъарлы увидев свою фамилию в числе "простых", просто уничтожил материал из Малкъара.
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
 
Цитата
Гвидо Фокс пишет:
если это так, то он настоящая сволочь - кто это сделал. кстати карачаевские списки так и не нашлись. ким босада алай этиб къойгъан болурму?)
Полностью согласен!
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
Цитата
z2123 пишет:
увидев свою фамилию в числе "простых"

А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Может быть и так. Я в балкарских родах совсем не разбираюсь...
"Где, как не здесь, ты увидишь политику Всепрощения всепрощающего Человечного Человека" - Rassel

После общения с некоторыми людьми, у меня возникает стойкое чувство собственной полноценности.
 
Цитата
Azamat_SPb пишет:
А кто знает, что в этих списках значит "простого сословия"? Нет нигде каких-то пояснений по каким принципам составляли эти списки? Там, по-моему, как-то по своей градации сделано, наверное, как принято было в Российской Империи, а не то деление, что было принято у нас. К примеру, представители духовенства выделены в отдельное сословие.
По тем данным, что посмотрел в первой части четвертого тома, насколько разбираюсь в этом, под определением "простого сословия" обозначаются фамилии различных сословий.. и свободных и зависимых. Мне показалось, что под этим определением там имеются ввиду все, кроме представителей привилегированных сословий.
Крестьяне, но к ним же относят и узденей и каракиши. Все смешалось.

А по спискам нужно до архива КБР доехать.

Кстати, по Хуламу и Эльбрусу есть полные данные.
 
Уважаемые форумчане! В указанных списках есть примечания, подписанные аульными старшинами, иногда ефенди и другими лицами. В них отмечается, что сословное звание "тауби" означает владелец, привилегированное сословие, карауздень близкое таубиям, также привилегированное сословие, простого звания - азаты, чагары и рабы. При этом указывается, что азаты по своему статусу равны кабардинским узденям третьей степени.
Полагаю, что эти объяснения и пояснения, исходящие от самих балкарцев и принятые российской администрацией, вполне достоверны, но не полны. Что же касается выведения духовенства в отдельное сословие, то здесь тоже есть доля истины, поскольку согласно карачаево-балкарским адатам, уздень или азат, или каракиши, принимая на себя обязанности служителя культа освобождался от общественных (в нашем понимании государственных) повинностей и становился равным по этим признакам с представителями высших сословий. Правда, было бы правильнее назвать духовенство социальным стратом (т.е. социальной группой), нежели полноценным сословием, поскольку сословное звание все же переходит по наследству. Но от этого суть не меняется, призвание мулла или эфенди автоматически переводило его обладателя в ранг особой социальной группы.
С ув. М. Каракетов
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный