ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛКАРСКОМУ НАРОДУ
Москва, Кремль 5 марта 1994 г.
Дорогие соотечественники!
В последние месяцы, в канун скорбных годовщин насиль¬ственного переселения многих народов, наша память с особой горечью возвращает нас в годы сталинского беззакония и про¬извола, которые не обошли стороной ни один народ России.
8 марта 1944 года, в то время, когда сыны балкарского на¬рода воевали на фронтах Великой Отечественной, старики, женщины и дети были отправлены в товарных вагонах в дале¬кие степи Казахстана и Киргизии. Как и другим репрессиро¬ванным народам, балкарцам в полной мере пришлось испить горькую чашу оскорбительных подозрений, несправедливых обвинений, тяжелейших моральных и физических унижений.
Балкарский народ издавна славится своим трудолюбием, мудростью и добротой. Именно эти качества и, конечно же, бесконечная вера в торжество справедливости помогли им вы¬стоять в бесчеловечных условиях спецпоселений. И не просто выжить, но и заслужить глубокое уважение в республиках, ставших для балкарцев второй родиной.
Сегодня, в скорбный день 50-летия насильственного пере¬селения балкарцев, низко склоняю голову перед памятью без¬временно погибших в ссылке, выражаю искреннее сочувствие и соболезнование их родным и близким. Как Президент Рос¬сийской Федерации приношу извинения за допущенную не¬справедливость.
Для того чтобы хоть в какой-то степени возместить тяже¬лейший материальный и моральный ущерб, нанесенный в результате депортации, принят Указ Президента Российской Федерации о мерах по реабилитации балкарского народа и го¬сударственной поддержке его возрождения и развития. Глубоко уверен, что происходящие в России и в вашей республике со¬циальные, экономические, духовные перемены смогут оконча¬тельно залечить тяжелые раны.
Желаю мира и спокойствия вашей земле, счастья и благо¬получия балкарскому народу.
Б. Ельцин
Кабардино-Балкарская правда. 1994. 10 марта.
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ РЕАБИЛИТАЦИИ БАЛКАРСКОГО НАРОДА В СВЯЗИ С ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЕМ ЕГО РЕПРЕССИИ»
г. Нальчик 7 марта 1994 г.
В целях восстановления исторической справедливости в отно¬шении балкарского народа в связи с 50-летием его насильствен¬ного выселения постановляю:
1. Признать необходимым в рамках реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» восстановление в составе Кабардино-Балкарской Республики административно-территориальных районов, существовавших до насильственного вы¬селения балкарского народа. Образовать на территории бывшего Тырныаузского городского Совета народных депутатов с учетом пожелания жителей селения Гунделен Баксанского района Эльб¬русский район Кабардино-Балкарской Республики. Переименовать Советский административно-территориальный район КБР в Черек¬ский район Кабардино-Балкарской Республики.
Кабинету Министров (Правительству) Кабардино-Балкарской Республики в срок до 1 июля 1994 г. по результатам местных ре¬ферендумов в населенных пунктах, входивших в состав бывших Хуламо-Безенгиевского и Чегемского административно-террито¬риальных районов, подготовить и внести соответствующие пред¬ложения в Парламент КБР.
2. Предложить Парламенту Кабардино-Балкарской Республи¬ки разработать проект новой Конституции КБР, предусматривающей формирование одной из палат Парламента (Совет Нацио¬нальностей) на паритетных началах.
Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики ока¬зать практическую помощь в возвращении из бывших мест спец¬поселения и компактном расселении балкарцев и членов их се¬мей, обеспечив им выделение земельных участков в местах их прежнего проживания для строительства индивидуального жилья и подсобных хозяйств. Предусмотреть на эти цели государствен¬ные субсидии в пределах общей сметы расходов бюджета КБР и средства, выделяемые постановлением Совета Министров - Прави¬тельства Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 546 «О со¬циально-экономической поддержке балкарского народа».
3. Заключить с республиками Казахстан и Кыргызстан меж-правительственные соглашения о порядке и сроках организованного возвращения балкарцев и членов их семей на основании принято¬го государствами-участниками СНГ 9 октября 1992 г. Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортирован¬ных лиц, национальных меньшинств и народов.
4. Кабинету Министров (Правительству) Кабардино-Балкарской Республики содействовать возвращению в Фонды Республики объектов национальной культуры балкарского народа, изъятых в ходе незаконных репрессий.
5. Учредить три республиканские стипендии имени Кязима Мечиева для студентов и аспирантов гуманитарного профиля Кабар¬дино-Балкарского государственного университета и две - для студентов и аспирантов Северо-Кавказского государственного института искусств.
Правительству КБР в месячный срок утвердить Положение о стипендии имени Кязима Мечиева.
6. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Президент Кабардино-Балкарской Республики В. Коков
Кабардино-Балкарская правда. 1994. 8 марта.
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДНЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ БАЛКАРСКОГО НАРОДА»
г. Нальчик 25 марта 1994 г.
Идя навстречу пожеланиям балкарского народа и учитывая ре¬шение собрания общественности республики, посвященного 50-ле¬тию репрессии балкарского народа, постановляю.
1. объявить 28 марта - день принятия в 1957 г. Закона КБАССР «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР» - Днем возрождения балкарского народа.
2. Установить, что 28 марта является праздничным (нерабо¬чим) днем для всех народов, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике.
3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его опубликования.
Президент Кабардино-Балкарской Республики
В.Коков
Кабардино-Балкарская правда. 1994. 28 марта.
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О МЕРАХ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ БАЛКАРСКОГО НАРОДА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ»
Москва, Кремль 3 марта 1994 г.
В целях восстановления исторической справедливости, уст¬ранения последствий незаконной депортации и допущенных нарушений прав балкарского народа, а также реализации Зако¬на РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» п о¬ с т а н о в л я ю:
1. Поддержать предложение органов государственной вла¬сти Кабардино-Балкарской Республики о принятии комплекса мер по восстановлению исторической справедливости, полити¬ческому, социальному и духовному возрождению балкарского народа, восстановлению прав граждан, подвергшихся незакон¬ному переселению и политическим репрессиям по националь¬ному и иным признакам.
2. Правительству Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных наро¬дов» совместно с органами государственной власти Кабарди¬но-Балкарской Республики:
содействовать возрождению и развитию духовного и куль¬турного наследия балкарского народа, народных промыслов и традиционных форм хозяйствования, возвращению прежних исторических названий населенным пунктам и местностям;
по согласованию с Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Кыргызстан определить ком¬плекс мер по возвращению лиц балкарской национальности в Российскую Федерацию и их обустройству;
оказывать практическую помощь в расселении, выделении земельных участков и обустройстве лиц балкарской националь¬ности, подвергшихся незаконному пере селению и возвращаю¬щихся в индивидуальном порядке в места прежнего прожива¬ния, а также в решении других вопросов социально-экономи¬ческого развития и национально-культурного возрождения балкарского народа;
до 21 июня 1994 г. рассмотреть предложение Кабарди¬но-Балкарской Республики о возможности предоставления ли¬цам из числа репрессированных народов, подвергшихся неза¬конному переселению, льгот по пенсионному обеспечению и о представлении в установленном порядке в Федеральное Собра¬ние законопроекта о внесении изменений и дополнений в За¬кон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
до 2 июля 1994 г. разработать программу социально-эконо-мического развития и национально-культурного возрождения балкарского народа;
рассмотреть вопрос о выделении средств для выплаты еди-новременного пособия лицам балкарской национальности, подвергшимся незаконному переселению, членам их семей, включая детей, родившихся в местах спецпоселений;
определить источники финансирования указанных меро¬приятий.
3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федера¬ции совместно с органами государственной власти Кабарди¬но-Балкарской Республики рассмотреть вопрос о выделении в 1994 году льготных кредитов республике на индивидуальное жилищное строительство для лиц балкарской национальности, подвергшихся незаконному переселению.
4. Настоящий указ вступает в силу с момента его подписа¬ния.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Российская газета. 1994. 14 марта.
СОВЕТ МИНИСТРОВ - ¬ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 546
О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ БАЛКАРСКОГО НАРОДА
г. Москва 10 июня 1993 г.
Во исполнение Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» и в целях создания необходимых условий социально-экономи¬ческого развития балкарского народа, подвергшегося насильственному переселению в 1944 году, восстановле¬ния социальной и производственной инфраструктур в местах компактного проживания балкарцев в Кабардино-¬Балкарской Республике Совет Министров - Правитель¬ство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Министерству финансов Российской Федерации предусмотреть в 1993-1995 годах выделение из респуб¬ликанского бюджета Российской Федерации средств на выплату единовременных пособий в счет возмещения ущерба лицам балкарской национальности, подвергшимся в 1944 году насильственному переселению, в размерах применительно к Закону РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» и Положению о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилити-рованным в соответствии с законом РСФСР «О реабили¬тации жертв политических репрессий», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1992 г. № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабили-тированным в соответствии с Законом РСФСР «О реа¬билитации жертв политических репрессий».
2. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Мини¬стерству сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики внести дополнения к заданиям по строительству и вводу в эксплуатацию объектов производственного и непроиз¬водственного назначения в горных населенных пунктах и хозяйствах Кабардино-Балкарской Республики, преду¬смотренным распоряжением Совета Министров РСФСР от 6 августа 1991 г. № 858-р, а также предусмотреть в 1993-2000 годах дополнительное выделение капи¬тальных вложений и ассигнований на эти цели в объеме 54 млн. рублей ежегодно (в ценах 1991 года) согласно приложению.
3. Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 1232 «О мерах по государственной поддержке социально-эко¬номического развития Кабардино-Балкарской Рес¬публики» подготовить и внести предложения по уточ¬нению программы энергообеспечения потребителей на территории Кабардино-Балкарской Республики, а также по строительству и восстановлению разрушенных после насильственного переселения балкарского народа средних и малых гидроэлектростанций.
4. Российскому акционерному обществу «Газпром» обеспечить в 1993-1995 годах строительство и ввод в эксплуатацию в поселке Кашхатау, селениях Верхняя Жемтала, Кичмалка, Хабаз, Бабугент, Герпегеж, Эльбрус, Терскол Кабардино-Балкарской Республики 150 км газопроводов-отводов.
5. Комитету Российской Федерации по геологии и использованию недр провести в 1993-1995 годах гео¬логоразведочные работы в Кабардино-Балкарской Республике по выявлению и оценке запасов месторож¬дений полезных ископаемых, а также исследования бальнеологических ресурсов в горных районах рес¬публики.
Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Рес¬публики совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации подготовить предложения по эффективному использованию бальнеологических ресурсов в лечебно-оздоровительных целях.
6. Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по делам Федерации и нацио¬нальностей, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации разработать программу, преду¬сматривающую возрождение и развитие балкарской национальной культуры, подготовку национальных кадров.
Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию рассмотреть по представлению
Кабинета министров Кабардино-Балкарской Республики вопрос о ежегодном внеконкурсном приеме в образо¬вательные учреждения высшего профессионального образования 50 человек балкарской национальности.
Председатель Совета Министров-Правительства РФ В. Черномырдин
Реабилитация народов и граждан. С. 248-249.
КУДА УХОДЯТ «БАЛКАРСКИЕ ДЕНЬГИ!?»
Дело в том, что после очередного спонтанного выступления бывшего - премьер-министра республики Черкесова на одном из совещаний, где он заявил, что в балкарских селах за счет федеральных средств, выделенных на социально экономическое развитие балкарского народа, построено и реконструировано свыше 200 объектов, но практически из всех наших сел от Кичмалки до Верхней Балкарии, все начали жаловаться на то, что из «этих 200 объектов именно в их селе не построено ничего».
Мы все смогли убедиться в том, что прозвучавшая информация о двухстах нововведенных объектах в наших поселениях не более чем очередная ложь. Ни в одном из балкарских сел до сих пор не введено в действие ни одного социально значимого нового объекта. Более того, прошла откровенная имитация социально-экономической реабилитации балкарского народа с массовым отмыванием и неприкрытым расхищением федеральных средств, направленных в республику по целевой программе кабинета министров России.
Балкарский народ требовал организовать специальный банк для целевого поступления этих средств и создания общественной комиссии по контролю за их расходованием, на что было устное заявление Черкесова: «Только через мой труп!»
Неоднократно были обращение во все высшие властные органы республики, но это не возымело никакого действия. Далее обращались в Миннац, кабинет министров и Президенту России. Итог был примерно тот же, что и в республике, хотя и зазвучали отдельные, к тому же, весьма туманные попытки местных чиновников разъяснить народу, что «всехопережающая социально-экономическая реабилитация балкарского народа» реализуется по полной программе
Более того, после одного из очередных публичных скандалов по этому поводу, решив успокоить общественное мнение республики и в первую очередь балкарского народа, в ряде республиканских газет, в т.ч. и районных, они опубликовали статью под заголовком: «Средства используются по назначению».
Но это явная ложь, свидетельством тому служит вот эта копия акта КРУ МФ РФ по КБР от 15 августа 1995 года, где контролерами-ревизорами отображены все нюансы расходования бюджетных средств с начала 1994 г. и до момента проверки, т. е. l5.08.95 года.
Обратите внимание! Согласно упомянутому акту из общего объема капвложений в сумме 63 млрд. 769 млн. 100 тыс. рублей часть в сумме 10 млрд. 537 млн. 800 тысяч рублей – средства, выделенные из федерального бюджета и направленные на развитие горных населенных пунктов КБР. Распределение этих средств производилось согласно сводному плану Кабинета министров КБР.
Проверкой установлено, что часть этих средств в сумме 1 млрд. 036 млн. 200 тыс. рублей использована на цели, не относящиеся к капитальному строительству (т.е. не по назначению), в т.ч.:
– Минкультуры КБР – 19.9 млн. руб. на День возрождения Балкарии.
Но будем откровенны, деньги, брошенные на наспех сочиненный «балкарский праздник», – это мелочь по сравнению с теми суммами, которые ушли в вовсе неизвестном направлении или использованы не по назначению.
Давайте попробуем, согласно акту КРУ, отследить их расходование по конкретным адресам. И так:
1. Совхозу «Декоративные культуры» за счет развития горных районов республики было выделено бюджетных средств в сумме – 250 млн. руб. Совхоз закупил у племсовхоза «Майский» пятнистых оленей, хозпостройки и сооружения, технику. И даже при этом, то есть если посчитать за «реабилитацию балкарского народа» закупку диких оленей для будущих королевских охот, организуемых высшим руководством республики, мы видим, что 47,8 млн. рублей из выделенных средств были использованы на внутрисовхозные нужды, т.е. не по целевому назначению.
2. «Выделенные в 1995 году на реконструкцию ветлечебницы с Кёнделен 20 млн. руб. израсходованы на приобретение служебного УАЗа – 31514 для ветврача.
3. Администрацией с. Нижний Чегем значатся освоенными за 1994 год 375,5 млн. рублей. Исходя из их расхода (учитывая средства, напрямую направленные УКСом: на цех стройматериалов – 50 млн. руб. и мельницу с пекарней – 80 млн.руб.), становится ясным, что отчетность по Нижнему Чегему по освоению капвложений завышена на 209,6 млн. руб.
4. По администрации с. Яникой значатся освоенными 287,5 млн. руб., в т.ч. на реконструкцию дорог и дома культуры. Часть средств была перечислена совхозу им. Байсултанова за мельницу, но в отчетности эти средства освоенными не значатся.
Всего использование средств на капвложения по с. Яникой, согласно акту, завышено на 145 млн.руб.
5. Администрацией с. Верхний Чегем значатся освоенными 167,5 млн. руб. В т.ч. на строительство мечети – 20 млн. руб., на благоустройство 30 млн. руб.
6. Колхозом «Родина» Чегемского района значатся освоенными 188,9 млн. руб. Из них 104,6 млн. руб. не имеют документального подтверждения.
7. На строительство мемориального комплекса жертвам геноцида балкарского народа значатся освоенными 200 млн. рублей. По данному объекту фактически освоено 85,3 млн. руб., т.е. объем КС завышен на 114,7 млн. руб. Становится очевидным, что обворовывается даже память народная – мемориал.
8. По объекту «Дирекция строящегося завода по розливу экологически чистой воды» с. Бабугент АО «КБПищепром» за 1994 год по форме КС-2 значатся освоенными капвложения в сумме 2 млрд. 559 млн. 800 тыс. рублей. Фактически было освоено 781 млн. рублей, т.е. отчетность по освоению средств только по этому объекту завышена на 1 млрд. 778 млн. 200 тысяч руб.
9. Администрацией с. Кёнделен из полученных 277 млн. руб., в нарушение постановления кабинета министров КБР, 150 млн. руб. были перечислены малым частным предприятиям «Мадина» и «Жаннет».
10. На реконструкцию дороги в пос. Верхний Баксан в декабре 1994 года МП «Ада» было выделено 40 млн. руб. Эти средства, вопреки отчёту администрации Тырныауза, с декабря 1994 года по июль 1995 года использовались малым предприятием «Ада», на собственные нужды.
11. Администрацией пос. Эльбрус на оборудование цеха ТНП значится освоенной сумма 30 млн. руб., из которых 25 млн. рублей фактически были перечислены фирме «Тызыл-1», т.е. фирмой «Тызыл-1» использовались бюджетные средства, которые значились как освоенные Эльбрусской администрацией.
12. Администрации кабардинского села Каменномостское 21.11.94 г. выделено УКСом 40 млн. руб. на строительство мельницы.
Факт строительства и сама мельница отсутствуют.
13. В ноябре 1994 года УКС Минсельхоза КБР заключило договор на поставку труб с фирмой «Август» на сумму 250 млн.руб. для водоснабжения селений Жанхотеко, Бедык, Урвань, Чегем-2, Зарагиж, Новая Балкария, Кёнделен, Кичмалка, Хабаз, Нижняя Жемтала.
В связи с только частичным исполнением своих обязательств рядом фирм, которые перекидывали эти средства со счета на счет, ущерб составил 100 млн. рублей.
14. За счет завышения расценок ПMК-4 получило 12,9 млн. руб. с колхоза «Родина» Чегемского района.
15. Проверкой установлено, что по объекту «Дом культуры на 400 мест в п. Хасанья» излишне оплачено 65,3 млн. руб. Кроме того, дополнительные затраты по перепроектированию составили 75,6 млн.руб.
16. По колхозу «Дружба народов» Зольского района всего на строительство навеса для крупного рогатого скота (на 400 голов) кооперативом «Ремонтник» объем СМР был завышен на 102,9 млн. руб.
17. По колхозу «Кабарда» Баксанского района на строительстве водопровода значится излишней задолженности на 10,5 млн. руб.
18. По Урванскому МХО по плодоводству (весьма далекому от Балкарии и балкарцев) показан объем освоения капвложений в сумме 1 млрд. 40 млн. 300 тысяч рублей, но и тут ревизорами установлено, что отчётность завышена на 546,2 млн. руб.
19. Совхозом «Шалушкинский» значатся освоенными 829,6 млн. руб. Установлено, что отчетность завышена на 300 млн. руб.
20. Чегемский PTП-1 отчитывается за 1 млрд. 108 млн. 500 тыс. рублей. Фактически освоено средств 619,8 млн. руб., т.е. отчетность завышена на 489,3 млн. руб.
21. При проверке расчетов с подрядными организациями по устройству газопроводов в населенных пунктах (не указывается в каких) обнаружено, что АО «Интеркомгаз» выполнило работы на сумму 867,8 млн. руб. При этом обнаружилась разница на 34,4 тонны труб, которых не оказалось в наличии.
22. По объему многопрофильная больница в с. Хасанья за 1994 гг. подрядными организациями ГПСК «Потенциал», АООТ «Созидатель» НХСУ KБ ПC объем только строительно-монтажных работ завышен на 430,9 млн. руб. Кроме того, задолженность ГПСК «Потенциал» составляет еще 711,4 млн. руб.
Это наиболее очевидные и убедительные примеры форм и методов экономической «реабилитации балкарского народа», что сегодня скажут балкарскому народу о фактах разбазаривания реабилитационных средств бывшие - председатель кабинета министров КБР Г. Черкесов и заместитель министра сельского хозяйства республики М. Ка¬бардиков, непосредственно распределяющие и контролирующие использование народных денег? Народ ждет от них четкого, внятного и убедительного ответа.
Послесловие:
Говоря об истории развития республики перед участниками торжественного собрания, В.М. Коков особо подчеркнул действительно неоценимую помощь Российской Федерации в конце 50-х – начале 60-x годов, оказанную вернувшемуся из депортации балкарскому народу. Вместе с тем он безо всякого смущения и во всеуслышание заявил, что «К каждому рублю, выделенному федеральными органами на возрождение Балкарии, был добавлен кабардинский рубль».
Что ж, цель подобного публичного заявления понятна. Оно должно было убедить там собравшихся, в том числе и в первую очередь высоких московских гостей, относительно того, кто, наравне с Россией, восстанавливал Балкарию.
Слава Богу, что память народная гораздо длительнее, чем память отдельных политиков, а потому балкарцы хорошо помнят, мягко говоря, весьма затруднительное материальное состояние самой Кабарды в момент их возвращения на родину из ссылки. Вряд ли это забыли и сами кабардинцы.
А если кто-то в этом сомневается, то в качестве документального подтверждения фактического состояния экономики Кабарды в конце 50-х годов можно было бы привести письма руководства Кабардинской АССР в Москву с просьбой списать с республики числящиеся за ней громадные по тем временам задолженности перед государством, «т. к. республика не в состоянии их выплатить».
Можно привести в пример и письмо OK KПCC и Совета министров Кабардинской АССР, опять же в Москву, с просьбой увеличить объем выделяемых средств на принятие и обустройство балкарского народа, «т.к. выделяемых ранее средств недостаточно».
Балкарский народ (а точнее его старики, женщины и дети) благодаря своему трудолюбию не погиб, даже оказавшись выброшенным в снежные степи Азии, и, несмотря на многотысячные жертвы, выжил, и на родину, как известно, вернулся уже не в телячьих вагонах и не с нищенской сумой.
Кроме того, тот факт, что все четыре своих ордена Кабардино-Балкария получила только при наличии в ней балкарского народа, наверное, тоже о чем-то говорит.
Более того, балкарцы достаточно хорошо знают, куда и кем (начиная с 1956 года и по сей день) деваются «рубли федеральные», предназначенные для репрессированного балкарского народа.
Справка
О результатах работы комиссии Совета Министров КБССР
по проверке материалов, связанных с возвращением балкарского народа
в КБССР в конце 50-х годов
Комиссия Совета Министров КБССР, изучив материалы Государственного и республиканского партийного архивов, установила следующее. В марте 1944 г. в порядке спецпереселения были выселены в Среднюю Азию и Казахстан 35958 человек или 9037 семейств балкарцев, без учета участников ВОВ. Спустя месяц, 8 апреля 1944 года, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР».
Балкария имела 4 самостоятельных административных района, основное население которых составляли балкарцы, – Эльбрусский, Чегемский, Черекский и Хуламо-Безенгиевский. Кроме того, два ее населенных пункта (Хабаз и Кич-Малка) входили в Нагорный район и один (Ташлы-Тала) – в Лескенский.
Всего в Балкарии было 32 колхоза, которые имели земли всего – 514848 га. Кроме того, им было выделено в постоянное арендное пользование на Куре – 6322 га пашни, на Нагорных пастбищах -18603 га пастбищ и в Бажигане – 79000 га выпасов. (Примечание. Собственные земли Хабаза и Кич-Малки, входивших тогда в состав Нагорного района, не относятся к числу вышеозначенных, т.е. выделенных в арендное пользование. Ред.).
После выселения балкарцев земли, находившиеся в их пользовании, разновременно были переданы колхозам, совхозам и подсобным хозяйствам Кабардинской АССР и других краев и республик СССР. Часть труднодоступных сенокосов и пастбищ переведена в госземфонд. Скот и другое имущество, принадлежавшие балкарским колхозам и населению, были приняты специальной республиканской комиссией, которая была образована 9 марта 1944 года. Все жилые и хозяйственные постройки балкарских колхозов, за исключением тех, которые передавались колхозам и совхозам, были разорены. Материал – черепица, лес и др. был вывезен колхозами, разными организациями и частными лицами. Данное обстоятельство существенно затрудняло возвращение и обустройство балкарцев после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР» от 9 января 1957 года.
Указанными постановлениями Совета Министров РСФСР на оказание помощи балкарскому населению в хозяйственном и культурно-бытовом строительстве было предусмотрено выделение средств в сумме 68,2 млн. рублей, в т.ч. за счет бюджета и резервного фонда Совета Министров РСФСР 37,6 млн. рублей, а 30,6 млн. рублей было поручено центральным министерствам и ведомствам предусмотреть в планах. Бюджетные средства и средства резервного фонда Совета Министров РСФСР предназначались: на строительство и реконструкцию объектов просвещения – 13,4 млн. рублей, здравоохранения – 12,17 млн. рублей, культуры – 1,14 млн. рублей, связи – 1,4 млн. рублей, зооветучреждений – 1,33 млн. рублей, оказание единовременной помощи – 5,5 млн. рублей, развитие коммунального хозяйства – 0,85 млн. рублей, строительство домов для инвалидов ВОВ и труда – 1,5 млн. рублей и прочие мероприятия – 0,3 млн. рублей.
Централизованные источники министерств и ведомств в сумме 30,6 млн. рублей предназначались для:
– развития плодопитомнических совхозов – 6,9 млн. рублей (эти мероприятия намечалось провести в 1960-1969 гг.),
– ремонта и строительства автомобильных дорог – 5,25 млн. рублей;
– строительства Советской ГЭС – 3 млн. рублей;
– продолжения строительства черепичного завода в станице Солдатской – 3 млн. рублей;
– строительства торговых предприятий – 2,48 млн. рублей, в т.ч. за счет средств Роспотребсоюза – 1,89 млн. рублей, Минторга РСФСР – 0,5 млн. рублей;
– установления 30 двухквартирных стандартных домов для размещения работников МТС и совхозов – 2 млн. рублей;
– завершения строительства шахтной известковой печи мощностью 5 тыс. тонн в год и кирпично-черепичного завода в районе села Советское – 1,5 млн. рублей;
– строительства домов для инвалидов войны и труда – 1,5 млн. рублей;
– строительства жилых домов, культурно-бытовых объектов, сельскохозяйственных построек, закладки плодовых насаждений в Черекском плодосовхозе – 1,3 млн. рублей;
– строительства животноводческих помещений – 1 млн. рублей;
– строительства водопроводов в районах с балкарским населением – 1 млн. рублей:
– строительства станций по племенному делу – 0,74 млн. рублей;
– строительства двух 8-квартирных домов – 0,7 млн. рублей.
Решением правительства РСФСР в аппарате Совета Министров КБАССР был создан специальный отдел переселения и организованного набора рабочих. Президиумом Верховного Совета, Советом Министров КБАССР и обкомом КПСС были разработаны и осуществлены практические меры по культурно-бытовому и хозяйственному устройству балкарского населения.
После завершения своей деятельности специальный отдел переселения и организованного набора рабочих при СМ КБАССР был упразднен . В связи с тем, что итогового отчета о деятельности отдела обнаружить не удалось, комиссия Совета Министров КБАССР по проверке материалов, касающихся обстоятельств возвращения балкарского народа в республику, на основании постановлений бюро обкома КПСС и Совета Министров КБАССР установила, что средства 68,2 млн. рублей, предусмотренные постановлениями Совета Министров РСФСР на хозяйственное и культурно-бытовое обустройство балкарского населения, возвращающегося в КБАССР, были распределены следующим образом:
1. Из предусмотренных 37,6 млн. рублей за счет бюджета и резервного фонда Совета Министров РСФСР:
– выделены на строительство объектов просвещения в балкарских населенных пунктах – 13,4 млн. рублей, из коих постановлениями бюро обкома КПСС и Совета Министров КБАССР 4,93 млн. руб. были направлены на строительство и реконструкцию школ в следующих селах: Гунделен, Бабугент, Яникой, Ташлы-Тала, Хушто-Сырт, В.Чегем, В.Жемтала, Кич-Малка и детского сада в пос. Советский. Остальные 8,47 млн. рублей были направлены на строительство школ и детских домов и детских садов в городах Нальчике, Тереке, Лечинкае, Прохладном, Кызбурун, Заюково, Сармаково, Баксане, Нарткале, Хамидие Плановском, Дее;
– из 12,17 млн. рублей, выделенных на строительство объектов здравоохранения в балкарских населенных пунктах, 6,8 млн. рублей направлены на строительство и восстановление больниц в пос. Советский, Н.Чегем, Гунделен. на размещение сети фельдшерско-акушерских пунктов в сел. Герпегеж, Хасанья, Белая Речка, Хабаз, Н.Чегем, Бабугент, Былым.
Остальные 5,37 млн. рублей – на строительство больницы, детяслей и медучилища в гор. Нальчике, больницы в селе Заюково, строительство собственной стройконторы Минздрава КБАССР и приобретение инвентаря и оборудования:
– из 740 тыс. рублей, выделенных на радиофикацию и телефонизацию балкарских населенных пунктов, 519 тыс. рублей были использованы по назначению; остальные 221 тыс. рублей были распределены следующим образом: на установку узловой АТС в селах Куба, Баксаненок, Сармаково, реконструкцию радиоузла и строительство линии радиофикации в селах Залукокоаже, В.Лескен, Алтуд, на подвеску телефонных цепей в Лескенском и Зольском районах;
– из выделенных на строительство и реконструкцию объектов культуры в балкарских населенных пунктах, 900 тыс. были предусмотрены на строительство клубов в селах Бабугент, Н.Чегем, Гунделен, на приобретение книг на балкарском языке, оборудования и музыкальных инструментов для культпросветучреждений, а 450 тыс. на строительство Дома культуры в селе Чегем 1;
– из 5,5 млн. рублей, выделенных на оказание единовременной материальной помощи остронуждающимся балкарским семьям, при рассмотрении архивных данных удалось установить распределение средств на сумму 3,24 млн. рубля. Согласно справке Министерства финансов КБАССР от 13.03.1959 г. «О результатах проверки законности и целесообразности расходования средств, отпущенных балкарскому населению на оказание единовременной денежной помощи и строительства жилых домов остронуждающимся» при оформлении и выдаче единовременной помощи допускались серьезные злоупотребления и нарушения. Имели место недостачи, хищения, оказание помощи несколько раз одним и тем же семьям, как правило, руководящих работников и т.д.;
– для строительства домов инвалидам ВОВ и труда и семьям погибших было выделено средств – 3 млн. рублей, которые крайне медленно осваивались, при этом имели место факты нецелевого их использования.
2. Из 30,6 млн. рублей, предусмотренных централизованными источниками министерств для хозяйственного и культурно-бытового обустройства балкарцев, по информации, имеющейся в прилагаемых материалах, проводился ремонт дорог республиканского значения Урвань – Прохладный – Эльбрус. В план 1958 года был включен ремонт дорог – Бабугент – Безенги, Чегем-2 – Булунгу, Аушигер – Герпегеж, Долинск – Белая Речка, Малка – Хабаз, строительство моста через Псыгансу. Роспотребсоюзом было выделено на строительство 6 магазинов, 2 закусочных и хлебопекарни в Советском, Чегемском и Эльбрусском районах 1 млн. 390 тыс. рублей. Министерством торговли РСФСР было предусмотрено выделение 590 тыс. рублей на строительство 4 магазинов в селах Хасанья и Белая Речка и строительство водопроводов осуществлялось в селе Заюково и в пос. Советский. К 1960 году была возведена первая очередь Советской ГЭС.
Министерством сельского хозяйства РСФСР вместо предусмотренных 30 двухквартирных стандартных домов для размещения работников вновь организованных в балкарских населенных пунктах МТС и совхозов было выделено 29. Постановлением бюро ОК КПСС и СМ КБАССР № 754 от 5 февраля 1958 г. под грифом «Строго секретно» эти дома были распределены следующим образом: Прималкинскому зерносовхозу-14, Мало-Кабар¬динскому племовцесовхозу – 2, Племмолсовхозу Зольского района – 2, Урванскому плодопитомнику – 2, Куркужинскому птицесовхозу -1, Эльбрусской МТС – 2, Чегемской МТС-1, Советской МТС-2, Екатеринодарской МТС – 1, Сельхозкооп – 1, Министерству сельского хозяйства КБАССР -1.
Следует отметить, что дать полную и объективную оценку фактического выделения средств, предусмотренных для хозяйственного и культурно-бытового обустройства балкарского населения и их освоения не представляется возможным ввиду отсутствия у членов комиссии необходимых документов. В связи с этим данная справка не может считаться исчерпывающей»...
Комментарий:
Ни один из населенных пунктов, хозяйств или объектов, выделенных в п.п.1;2 настоящей справки и профинансированных из целевых «балкарских денег» в пятидесятых годах (за исключением г. Нальчика), не имеют никакого отношения ни к балкарскому народу (этнически), ни к Балкарии (территориально).
Кроме того, как это наглядно видно из справки, цинизм местных властей, откровенно распылявших и расхищавших эти деньги, дошел до того, что они «отремонтировали дорогу в «балкарское селение Эльбрус», начав почему-то не с ближайшего кабардинского села – Заюково и сразу вверх по ущелью, а, в первую очередь, с равнинной Урвани, расположенной далеко в Кабарде и как раз-таки на а/магистрали общегосударственного значения Ростов – Баку. К тому же, маршрут этого странного ремонта изначально был проложен в прямо противоположную от Эльбруса сторону и шел через г. Прохладный, что увеличивало его объемы в несколько раз! Балкарские же села, наиболее остро нуждающиеся в строительстве дорог, были только «включены в план» 1958 года, а их электрификация завершилась в основном только к концу 60-х годов...
И наконец, самое главное. При всей своей «размытости» (конечно же, не по вине ее составителей), данная справка однозначно свидетельствует о том, что, если отбросить все благие пожелания обкома КПСС и СМ КБАССР в адрес балкарских сел типа: «включены в план ... года», «предусматривалось», «намечалось» и т.д., то из всего объема федеральных средств (68,2 млн. руб.), предназначенных на обустройство балкарского народа, бесспорно в балкарские села, судя по документам было направлено всего лишь около 18% этих средств, или 12,249 млн. руб., в том числе:
4,93 млн. руб. – на строительство и реконструкцию школ;
6,8 млн. руб. – на здравоохранение;
0,519 млн. руб. – на радиофикацию и телефонизацию.
Куда же тогда делись свыше 82% так называемых «балкарских денег», выделенных Москвой?!
На этот вопрос точно могут ответить только либо суперзапрятанные, либо специально уничтоженные обкомом и Совмином республики банковские документы конца 50-х и начала 60-х годов.
Нам же остается только удивляться всей дальновидности бывшего секретаря Кабардинского, а затем Кабардино-Балкарского обкома КПСС Т.Мальбахова, позавидовать его любви к собственному народу и умению извлекать для него выгоду из любой ситуации и любыми средствами.
Надо отдать должное тому, как этот человек, после неоднократных и неудавшихся попыток «вернуть Кабарде Курпский район», выставив это перед руководством СССР в качестве одного из непременных условий возвращения на родину балкарцев, сумел изобразить полнейшее законопослушание перед Москвой. Он даже заново, но уже в других границах, провозгласил два (из четырех антиконституционно ликвидированных в 1944 г.) района Балкарии – Эльбрусский и Чегемский.
Но весь фокус заключается в том, что Мальбахов умудрился назначить в качестве «столицы» новопровозглашенного Эльбрусского района не его же бывший райцентр (балкарское село Кёнделен), и даже не город Тырныауз с соответствующей инфраструктурой и находящийся прямо в центре этого района, а довольно захудалое в то время кабардинское селение Заюково, ранее входящее в Баксанский район Кабарды и расположенное в 80–90 км от Приэльбрусья.
Еще более изощренный трюк был проделан с Чегемским районом.
Вместо бывшего балкарского райцентра – селения Нижний Чегем – «столицей» этого района был провозглашен, опять таки, этнически кабардинский к тому времени Чегем I, в довоенные годы входивший в состав Нальчикского района. Но и этого, видимо, показалось мало, т.к. вскоре все балкарские села бывшего Чегемского района были переподчинены очередному кабардинскому селу Баксан, а административная афера продолжалась дальше, набирая все большие обороты. Так, например, вовсе не упоминая бывшего Холамо-Бызын-гиевского района Балкарии (очевидно, чтобы не затронуть вопроса о восстановлении балкарской территории Нальчика), Мальбахов активно продолжил «раздачу новых столиц». При этом, четко следуя избранному курсу, в качестве райцентра Советского (бывшего Черекского) района Балкарии было определено не балкарское селение Мухол, т.е. его прежний райцентр, а очередное кабардинское село Муртазово (позже Докшукино, ныне г. Нарткала), расположенное далеко на равнине...
Для чего все это делалось?! Ответ прост. Именно в этих селах – райцентрах открывались банки, куда поступали и откуда исчезали федеральные средства, выделенные Москвой на обустройство возвратившегося из ссылки балкарского народа. Именно в этих селах, и за счет этих же средств, закладывалась и обустраивалась вся районная инфраструктура, в том числе и управленческая. Именно в этих селах и, в первую очередь, создавались рабочие места, строились новые школы и больницы, дома культуры и торговые центры, водопроводы и газопроводы, дороги и дома быта...
Итоги всей этой деятельности сегодня налицо. Сравните процветающие (ныне города) Баксан, Чегем I и Нарткалу с бывшими балкарскими райцентрами Кёнделен, Нижний Чегем и Мухол. Вторые, по сравнению с первыми, явно напоминают резервации.
Чем же закончилась вся эта эпопея так называемой «реабилитации братского балкарского народа» в Кабардино-Балкарии в 50-60 гг.?
Как известно, очередным социально-экономическим и территориальным разграблением балкарского народа.
В частности, как только иссяк поток целевых «балкарских денег», выделяемых Москвой, сразу же был упразднен Эльбрусский район, а его «новоявленную столицу» – Заюково передали обратно Баксанскому району Кабарды. Более того, в состав Баксанского района были переданы и балкарские селения Лашкута, Бедык и даже бывший райцентр – Кёнделен. Оставшаяся часть Эльбрусского района, начиная от селения Былым и до Азау, была передана вновь образованному Тырныаузскому горсовету. При этом Баксанскому и Зольскому районам Кабарды были переданы все зимние и летние пастбища Балкарии, расположенные в Баксанском и Малкинском ущельях. И только лишь несколько пастбищных угодий, расположенных на территории источников Жылы-Суу, у самого подножия Эльбруса, куда не добираются кабардинские колхозы, остались в ведении совхоза «Былымский»…
Так и не восстановленному фактически, бывшему Чегемскому району Балкарии вновь «поменяли столицу», в очередной раз подчинив его Чегему I.
«Поменяли столицу» и Советскому (бывшему Черекскому) району. Правда, в отличие от первых двух районов теперь его райцентром было определено балкарское село Къашхатау (в то время Советское).
И вовсе не упомянутым во всей этой чехарде остался Холамо-Бызын¬гиевский район Балкарии, так как часть его бывших сел финансировалась (или, как бытует в народе, «обворовывалась») непосредственно через Нальчик.
Конечно, крайне неприятно сегодня ворошить всю эту грязь, замешанную на подлости и цинизме, алчности и воровстве, возведенные здесь до уровня государственной политики.
Но, увы и ах! Это наша новейшая история, а потому ее надо знать и помнить всем, в т.ч. и, в первую очередь, высокопоставленным «благодетелям балкарского народа».