Войти на сайт
1 Марта  2021 года

 

  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Хатерли къул болур.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Тамчы таш тешер.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
RSS
Ритуал
 
Тема не из числа приятных/ позитивных, но, думаю, она нужна. Я бы даже хотела сделать из нее некую инструкцию, которую можно использовать при соответствющих мероприятиях. Здесь будем говорить обо всем, что сопровождает смерть человека у наших народов. Наверно, все сталкивались с такими ситуациями, когда, например, родственники из Учкекена говорят "надо так!", родственники из Теберды кричат" Нет! не так"...а человек, который организует это мероприятие и который еще не отошел от смерти близкого , разрываясь в неком тумане, выслушивая вопли и разнокалиберные советы со всех сторон, делает то, что надо/не надо.... Обычно, когда у нас сталкиваются мусульманские замуты с горскими, мы всегда говорим, что самое главное-это предписания Аллаха и проч..А здесь какой -то непонятный маскарад получается...к примеру, некоторые обычаи, немыслимые для нормального мусульманина, на БИС проходят в среднестатистической карачаево-балкарской семье. столы на поминках напоминают свадебные, взаимоотношения с афендиле бла похожи на сцены с еврейскими ростовщиками в средневековой Европе и так далее. А все эти обязательные заморочки елгенинги унутдурадыла... Давайте будем здесь говорить все, что мы видели, слышали и читали, а те кто знают, будут поправлять и выводить из заблуждения. Здесь непременно нужно обращаться за помощью къартлагъа, алимлеге и проч.знающим, поэтому, у кого есть возможность-спросите и постарайтесь это зафиксировать здесь. можно разбить на такие части как: день первый день третий день девятый день 52 год четверги ну или кому как удобно. Сейчас становится все меньше и меньше людей, которые действительно знают как правильно поступать, чтобы не было излишеств или пренебрежения. При этом появляются ученые, которые знают как это делается в Дагестане, Чечне и проч.тридевятых царствах. Как было у нас -Къарачай-Малкъарда?... что изменилось с приходом ислама в наш народ? что стало в последнее время? как избежать цирка, как не допустить суеты? и многое другое... По окончании обсуждения, постараемся подвести итоги, где отметим основные ошибки и выведем верные поступки.
 
[b:4ad5892bc6]Форти[/b:4ad5892bc6], ты в своем репертуаре. :smt001 Любишь умные темки открывать)) По теме мало что могу сказать, так как сам плохо знаком со всеми выше перечисленными делами... Более всего интересен один факт - Я слышал то ли женщин, то ли мужчин закапывают глубже... Для чего это делается?
 
что я видела.... нельзя готовить во дворе умершего человека в течении трех дней... готовили у соседей, и всех вернувшихся с кладбище скромно карачаевским супом и хлебом кормили у соседей....никаких конфет...фруктов и овощей не было... в комнате, котором лежало тело, по вечерам зажигали свет, даже если там на тот момент никого нет... а так пожилые люди собираются по вечерам и читаю молитвы... на третий, девятый, 52 день столы ни в коем случае не наряжаются, накрываются, а просто кладутся стол. приборы... еда подается после молитв...
 
[b:a1c0b3be31]zuu[/b:a1c0b3be31],
Цитата
нельзя готовить во дворе умершего человека в течении трех дней...
по-моему, огонь тоже нельзя разжигать 3 дня. кто точно знает?
 
[b:904fcf1124]ФФ[/b:904fcf1124] Молодец . Очень нужная тема . Об этом надо знать . [b:904fcf1124]на третий, девятый, 52 день столы ни в коем случае не наряжаются,[/b:904fcf1124] у нас нет понятия 9 дней .... :smt017 , что это ? К сожалению сталкивалась , знаю , столы накрывали на 3 день и на 52 , кормили всех кто приходил .....почти как на свадьбе (кроме спиртного )....на 52 день кормили +пакеты (юлюшле )давали . Я считаю , что это не правильно ....но мое мнение понятно дело ...... А как на самом деле ПРАВИЛЬНО ?
 
Цитата
. нельзя готовить во дворе умершего человека в течении трех дней...
Цитата
по-моему, огонь тоже нельзя разжигать 3 дня.
первый раз такое слышу :smt017
 
[b:530156dc9f] Къарацайлы [/b:530156dc9f] насчет разжигания огня не слышала ничего, а вот готовить в доме точно не принято, соседи три дня приносят еду... у этого даже название свое есть, аузума тюшмейди аты... Знаю, что елгенни ызындан в тот же день садакъа чыгъарадыла...
 
Цитата
Знаю, что елгенни ызындан в тот же день садакъа чыгъарадыла..
причем садакъа не как тебе заблагорассудится, а в составе каких-то строго определенных компонентов. здесь "хех") хотелось бы узнать-каких? ну а с самого начала. Вот не стало человека. Слезы, родственники и проч.естественные процессы уже в ходу.что делать дальше? кого приглашать? кому докладывать? Я когда бываю в селе, слышу, что утром перед азаном в мечети объявляют. В какой момент приходят чтецы (или как их)? Какими действиями (молитвами) сопровождаются мероприятия до момента "къабырлагъа кетген"?
 
Цитата
насчет разжигания огня не слышала ничего, а вот готовить в доме точно не принято, соседи три дня приносят еду... у этого даже название свое есть, аузума тюшмейди аты...
еще закрывают все зеркала, ТВ и проч. Наверно, это что-то языческое ...
 
надеюсь, не сильно смущает дислокация темы? Позже перенесу в более адекватный раздел. Просто в "болталке" любая тема как пирожки на железнодорожном вокзале-мимо не пройдешь и даже если не ешь-запах все равно услышишь) *желая 100% участия*
 
[b:98e61a2434]Фортуна Фиделя[/b:98e61a2434],
Цитата
еще закрывают все зеркала, ТВ и проч. Наверно, это что-то языческое ...
здесь две стороны... есть и языческая (зеркала, как портал в параллельные миры, куда может засосать душу, в зеркале может отразиться душа умершего, испугать живых), а с другой стороны - чтобы не отвлекали от молитв, не придавали празности помещению... тв- как обозначение того, что вообще им не пользуются.... Ведь завешивают только крупные зеркала....
 
Цитата
[b:0bb2cc5eaf] Къарацайлы [/b:0bb2cc5eaf] насчет разжигания огня не слышала ничего, а вот готовить в доме точно не принято, соседи три дня приносят еду... у этого даже название свое есть, аузума тюшмейди аты... Знаю, что елгенни ызындан в тот же день садакъа чыгъарадыла...
къайгъы аш называют
 
знаю только какие-то детали. может и плохо, но полагаюсь на старших в этом вопросе.
 
[b:5bb01be2be]Janet[/b:5bb01be2be], а если мы сами станем старшими? на кого будем полагаться? может, надо начать интересоваться не только деталями, но и сутью, чтобы избежать искажений/недоразумений?
 
Ария, точно, къайгъы аш... Фортуна Фиделя, вечером, Аллах айтса, увижу бабушку, устрою допрос с пристрастием... Он похоронила четверых детей, мужа, брата и мать - большой опыт... Кстати, тема кебинлик еще интересует, что и как...
 
без "правильно"/"не правильно"...просто то, что имеет место быть... по порядку...попробую...насколько мне это известно... [u:a1c70de736]1. Смерть[/u:a1c70de736] Когда человек умирает...первое дело... надо закрыть ему глаза... после чего...необходимо его положить на спину вытянув руки по бока...вдоль туловища...никаких скрещенных на груди рук... омыть тело... и перевязать челюсть... если есть возмжность омыть сразу...если нет..необходимо сделать все остальное... после чего заворачивают в саван... и ковер... рядом с усопшим до утра сидят его близкие люди... [u:a1c70de736]2. Могила...[/u:a1c70de736] обычно глубина полтора метра(где-то по грудь..человеку ростом 180 см)...ширина примерно метр может чуть больше... длина два метра... выкапывается сперва прямо вниз...как яма прямоугольной формы... после чего... на дне... с правой стороны... если стоять у ног... откапывается ниша...под углом примерно 45 градусов... [u:a1c70de736]3. Похороны...[/u:a1c70de736] тело привозят на кладбище завернутым в ковер...ставят его на носилках на землю...и выстраиваются позади тела для того чтобы совершить [i:a1c70de736]джаназы[/i:a1c70de736]...(у нас женщины на кладбище не едут)... после чего... тело относят к могиле...в которую спускаются мужчины самые близкие родственники умершего... обычно три-четыре человека... принимают тело...таким образом чтобы левая рука была снизу... а правая сверху тела... и опускают тело в могилу...при этом... голова хоронящих людей по мере опускания упирается в стену могилы...и сползает по стене вниз...тело укладывается в нишу...на правый бок...спиной к проему...после чего развязываются шнурки, которыми стянут саван...после этого хоронящие выходят из могилы... туда спускается человек... который "запечатает" проем ниши... проем закрывается специальными досками...примерно одной длины...и подгнаннми так, чтобы между ними не оставалось зазоров...досками закладывают проем... после чего этот человек так же выходит из могилы... все собравшиеся, начинают засыпать могилу землей... довольно часто заменяя друг друга.. с головы и ног могилы устанавливаются два камня(я так понимаю, чтобы обозначить границы и чтобы могила не теряла форму)... делается насыпь... с левой стороны(если стоять у ног)... насыпь делается покруче...а справа более пологой... после этого... могилу поливают водой... и кладут на нее сломанную веточку... [u:a1c70de736]4. В доме...[/u:a1c70de736] после смерти человека...свет в его комнате кажется неделю... остается включенным... закрываются зеркала... три дня...разводить огонь, готовить и так далее нельзя... кормят родственники и соседи... которые....обычно готовят шорпа... приносят и раздают тем, кто там находится... это называется [i:a1c70de736]къайгъы аш[/i:a1c70de736]... [u:a1c70de736]5. Соболезнования...[/u:a1c70de736] во дворе обычно сидят самые близкие родственники усопшего...во двор заходит человек... и здоровается... ему отвечают на приветсвие...после чего знающий человек... читает дуа по усопшему, в это время все поднимают руки...и присоединяются к нему... кроме близких усопшего, которые стоят опустив руки(как мне объясняли...это делается для того, чтобы пришедший мог сразу распознать, кому принести свои соболезнования)... дуа заканчивается словом "Фатиха"...после чего все читают эту суру...после этого пришедший приносит свои соболезнования родственникам... еще продолжу...
 
вспомнила еще, когда умер дедушка до 52 дня стабильно ночью во дворе свет включенным оставляли
 
[b:34155e7a85]аааа[/b:34155e7a85], в пукт похороны добавлю, хоронят головой востоку, ногами к западу. Кстати, с этим пунктом связан и другой обычай или сунна, желательно спать головой к востоку.
 
далее... [u:30c6632ef5]6. Дууа...[/u:30c6632ef5] обычно дууа у нас бывают следующих видов... а) первые три дня по утрам... б) третий или седьмой день...([i:30c6632ef5]гитче дууа[/i:30c6632ef5]) в) каждый четверг...(байрым кече) г) 52 дня...([i:30c6632ef5]эки джыйырма бла онекинчи кече дууасы, уллу дууа, кемик дууа, джик дууа[/i:30c6632ef5]) д) год...([i:30c6632ef5]джыл дууа[/i:30c6632ef5]) а) первые три дня после смерти человека... до утреннего намаза...читается в мечети... просто собираются близкие люди усопшего и читают... б) обычно делается на третий или на седьмой день, по выбору, родственников усопшего... называется гитче дууа...режут животное..обычно овца... приглашаются апендиле/моллала... которые читают... на столе... напитки... как было указанно выше... столовые приборы...еды нет... еда подается, когда они делают перерыв... обычно это шорпа, мясо, хычины, фрукты, и калмыцкий чай... хызенле... для всех присуствующих...не только апендилеге...а всем кто пришел...но из того, что на столах... и уже приготовлено... в) четверги...или байрым кече... тут когда как... первое время читают... (читающих кормят тем же, что делается для того, чтобы раздать)...потом могут и не читать... но всегда раздают... хычины, фрукты, конфеты(обязательно, что-нить пожаренное на масле)... что называется [i:30c6632ef5]джау ийис этдирген[/i:30c6632ef5]... г) 52 дня...он же эки джыйырма бла онэкинчи кече дууасы, уллу дууа, кемик дууа, джик дууа... основной дууа...после которого теоретически можно снять траур...но обычно траур продолжается до года... отличается от гитче дууа...а количеством читающих... а также присутствующих... опять же хызены для всех...кто пришел...(в зависимости от возможностей...режут несколько овец... кто-то может бычка) д) Год... т.е. джыл дууа... обычно режут и раздают овец... в остальном процедурная часть...примерно такая же...как и при гитче дууа... п.с. если что-то упустил...или где-то ошибся...исправляйте...
 
[b:07a0d70fcd]Ария[/b:07a0d70fcd],
Цитата
аааа, в пукт похороны добавлю, хоронят головой востоку, ногами к западу.
упустил...)да...это так...
 
хызенле... теоретически... хызенле наполняются... едой... если можно так сказать...первой необходимости... т.е. мясо, хлеб, рис или макроны, пачка чая, пачка сахара... на практике...кто во что горазд...
 
про хызен вспомнилось, лет 10 назад, когда хызены делались но народ еще не сходил с ума, умер какой-то дальний родственник, семья довольно зажиточная, умер в конце осени, уллу дуа попадал под новый год, и вот привезли хызен, огромный! ну примерно как вот ашановские пакеты, полностью набитый сладостями, шоколадом, и вот перед мамой такая делема стояла, отмечать новый год сладостями из хызена? а покупать другие сладости когда дома и так полно, что-то запомнился этот НГ...
 
Выяснила про садакъа. Елюкню чыгъаргъынчы-чыгъаргъандан сора да бередиле, садакъа разрешен был самим Пророком(С.А.С.), по размеру садакъа не может быть больше трети от имущества умершего, потому как 2/3 должны обязательно оставаться в доме...
 
чаще слышала формулировку байрым ингир, странно, проводят в четверг, а называется байрым ингир (кече). С чем интересно связан этот обычай, есть подобный обычай у других народов? связан ли он с религией или это что-то национальное?
 
[b:5580bd4388]Ария[/b:5580bd4388], четверг... это Байрым кече...или ингир...т.е. вечер/ночь на пятницу... а пятница...это Байрым кюн...
Страницы: 1 2 3 4 5 6 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам