Войти на сайт
16 Апреля  2024 года

 

  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Айраннга суу къош, телиге джол бош.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Ач уят къоймаз.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.

 

Страницы: 1
RSS
Открытие неизвестного - Муаиддин Джанди из Джанда
 
Открытие неизвестного - Муаиддин Джанди из Джанда Одним из наиболее ярких и точных методов познания с точки зрения представителей мистического Ислама является ирфан(монотеистический гнозис). Полученные таким путём знания, по мнению исламских эзотериков, стоят намного выше, научных знаний или знаний, приобретенных посредством определённых философских методик. Знания, полученные посредством мистической, сакральной манифестации преследуют, прежде всего, определённые условия и особого божественного провидения и не даются исключительно путём научных исследований и усилий человеческого разума. Исламская эзотерическая мысль, к сожалению, в настоящее время практически неизвестна и покрыта пеленой незнания для нашей публики. Существующие некоторые обрывки, переведенные и подготовленные для наших читателей, в своём большинстве, не имеют связывающей нити с духовной сакральной традицией Ислама. Интерпретации же, дающиеся этим ?оторванным? от контекста отрывкам, часто представляются абсолютно не компетентными людьми в области ирфана и исламской философии. Это в свою очередь создаёт неправильное и ложное представление относительно мистического Ислама, в частности доктрина единства бытия (сущего как такового) трактуется ими как пантеистическое направление. Естественно, такие исследования в области исламского мистицизма, не в состоянии представить современной публике живую, метафизическую сущность духовной божественной традиции. В этой связи интересно было бы познакомить казахстанцев с взглядами одного из ярких представителей монотеистического гнозиса,- Муаиддина Джанди (умер примерно 1291 году н.э.). Город Джанд (Джент, Жент) один из древнейших городов Казахстана. Для казахстанцев практически неизвестно, что Муаиддин Джанди, уроженец города Джанда (Джент), ныне, развалины которого находятся в Кзылординской области. Джанди, покинувший свой город накануне монгольского нашествия, направился в хадж, путешествуя таким образом по исламским странам, он познакомился в Конье (Турция) с великим мистиком того времени Садриддином Кунави. Более 10 лет Джанди провёл у Кунави, будучи его учеником. Есть большая вероятность и того, что Джанди застал и самого Мухииддина ибн Араби и имел возможность почерпнуть определенные мистические знания и у него. Что касается Кунави, то он был лучшим учеником ибн Араби (умер 638 году по лунной хиджре, что соответствует 1241 г. х.э). Джанди, первый написал шарх (комментарий) к книге ?Фусус аль Хикам? (?Геммы мудростей?) ибн Араби. В настоящий момент имеются более 112 комментариев к книге ?Фусус?, написанные на арабском, персидском и турецком языках. Однако, первым и, пожалуй, наиболее объемлющим комментарием, был труд Джанди, который отличается своеобразием и особым специфическим стилем. Как отмечают многие специалисты и исследователи творчества ибн Араби, комментарий Джанди выделяется от всех, написанных доселе, комментариев к книге ?Фусус аль Хикам? более глубоким исследовательским стилем, и точным пониманием значений и поставленных ибн Араби целей. Воззрения ибн Араби были упорядочены и сохранены его учениками. Именно они (его преданные ученики), сыграли большое значение в распространении взглядов ибн Араби и развитии исламской эзотерической мысли. Так учеником Джанди был Абд ар-Разак Касани (Кашани) учеником которого в свою очередь был Кейсари (Руми), написавший ?Шарх Фусус аль Хикам? к книге ибн Араби, вступление к этой книге было настолько значимым, что Джалаладдин Аштиани иранский философ и специалист по ирфану написал комментарий к вступлению этой книги (мукадама), его книга так и получила название ?Шарх мукадама Кайсарийя?. Эта книга поистине является энциклопедией по эзотерическому Исламу. Сам Аштиани в частности пишет: ?После того, как мне удалось раздобыть старинную, рукописную копию ?Шарх Фусус аль Хикам? Джанди, я пересмотрел свои взгляды относительно метода написания комментария к ?Мукадама Кайсарийя?. Другими словами, влияние Джанди на развитие ирфана велико, и оно отражается в особенности на классических теоретических работах учеников Джанди. Комментарий Джанди отличается ещё и тем, что он, приведя отрывок из текста ?Фусус аль Хикам? ибн Араби начинает его независимый комментарий. Интересно ещё и то, что многие исследователи теоретического пути исламского мистицизма в своих исследованиях непременно опирались на труд Джанди, что, несомненно, свидетельство того, что роль последнего в развитии теоретического исламского мистицизма действительно велика. Кроме комментария (Шарх) к книге ?Фусус аль Хикам?, написанного на арабском языке (книга переиздана в Иране, насчитывает более 1000 страниц), сохранились другие книги и суфийские мистического характера стихи Джанди. Одна из книг Муаиддина Джанди ?Нафахат ар-Рух уа туфхат аль Футух?, написанная в отличии от ?Шарха Фусус аль Хикам? на персидском языке. Книга ?Шарх Муак?а ан-Нуджум? написана Джанди к комментарию книги ибн Араби ?Муак?а ан-Нуджум?, также может быть интересна, ибн Араби, который написал эту книгу ещё будучи в городе Мурсия (Испания) придавал этой книге особое значение. Как пишет сам Джанди, большинство своих книг за исключением ?Шарха ?Фусус? написал в Багдаде уже в старческом возрасте. Джанди считал, что человек для познания истины имеет два метода, один внешний, другой тайный. Внешнее познание основывается на логике, разуме, доводах. Так, человек может для доказательства существования Бога привести к примеру определенные доводы, опираться на логику и разум. Другими словами данный метод имеет значение посредника, ознакомляющий человека с общими божественными принципами. Однако второй метод, имеет абсолютное отличие от первого, по словам Джанди это: ?Метод познания великого неизвестного, в сумерках человеческой жизни??. Особое отличие первого от второго метода в том, что если первый только используется исследователями и учёными, как познание истины, то второй - метод достижения Её, и ?присоединения? себя к Ней. Истинность ирфана есть второй метод человеческого познания, цель которой достижение и ?растворение? человека в Истине. Подготовил Алмат Абсаликов (Иран, Кум)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам