Войти на сайт
20 Июля  2019 года

 

  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Ата – баланы уясы.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.

 

Страницы: 1
RSS
Открытие неизвестного - Муаиддин Джанди из Джанда
 
Открытие неизвестного - Муаиддин Джанди из Джанда Одним из наиболее ярких и точных методов познания с точки зрения представителей мистического Ислама является ирфан(монотеистический гнозис). Полученные таким путём знания, по мнению исламских эзотериков, стоят намного выше, научных знаний или знаний, приобретенных посредством определённых философских методик. Знания, полученные посредством мистической, сакральной манифестации преследуют, прежде всего, определённые условия и особого божественного провидения и не даются исключительно путём научных исследований и усилий человеческого разума. Исламская эзотерическая мысль, к сожалению, в настоящее время практически неизвестна и покрыта пеленой незнания для нашей публики. Существующие некоторые обрывки, переведенные и подготовленные для наших читателей, в своём большинстве, не имеют связывающей нити с духовной сакральной традицией Ислама. Интерпретации же, дающиеся этим ?оторванным? от контекста отрывкам, часто представляются абсолютно не компетентными людьми в области ирфана и исламской философии. Это в свою очередь создаёт неправильное и ложное представление относительно мистического Ислама, в частности доктрина единства бытия (сущего как такового) трактуется ими как пантеистическое направление. Естественно, такие исследования в области исламского мистицизма, не в состоянии представить современной публике живую, метафизическую сущность духовной божественной традиции. В этой связи интересно было бы познакомить казахстанцев с взглядами одного из ярких представителей монотеистического гнозиса,- Муаиддина Джанди (умер примерно 1291 году н.э.). Город Джанд (Джент, Жент) один из древнейших городов Казахстана. Для казахстанцев практически неизвестно, что Муаиддин Джанди, уроженец города Джанда (Джент), ныне, развалины которого находятся в Кзылординской области. Джанди, покинувший свой город накануне монгольского нашествия, направился в хадж, путешествуя таким образом по исламским странам, он познакомился в Конье (Турция) с великим мистиком того времени Садриддином Кунави. Более 10 лет Джанди провёл у Кунави, будучи его учеником. Есть большая вероятность и того, что Джанди застал и самого Мухииддина ибн Араби и имел возможность почерпнуть определенные мистические знания и у него. Что касается Кунави, то он был лучшим учеником ибн Араби (умер 638 году по лунной хиджре, что соответствует 1241 г. х.э). Джанди, первый написал шарх (комментарий) к книге ?Фусус аль Хикам? (?Геммы мудростей?) ибн Араби. В настоящий момент имеются более 112 комментариев к книге ?Фусус?, написанные на арабском, персидском и турецком языках. Однако, первым и, пожалуй, наиболее объемлющим комментарием, был труд Джанди, который отличается своеобразием и особым специфическим стилем. Как отмечают многие специалисты и исследователи творчества ибн Араби, комментарий Джанди выделяется от всех, написанных доселе, комментариев к книге ?Фусус аль Хикам? более глубоким исследовательским стилем, и точным пониманием значений и поставленных ибн Араби целей. Воззрения ибн Араби были упорядочены и сохранены его учениками. Именно они (его преданные ученики), сыграли большое значение в распространении взглядов ибн Араби и развитии исламской эзотерической мысли. Так учеником Джанди был Абд ар-Разак Касани (Кашани) учеником которого в свою очередь был Кейсари (Руми), написавший ?Шарх Фусус аль Хикам? к книге ибн Араби, вступление к этой книге было настолько значимым, что Джалаладдин Аштиани иранский философ и специалист по ирфану написал комментарий к вступлению этой книги (мукадама), его книга так и получила название ?Шарх мукадама Кайсарийя?. Эта книга поистине является энциклопедией по эзотерическому Исламу. Сам Аштиани в частности пишет: ?После того, как мне удалось раздобыть старинную, рукописную копию ?Шарх Фусус аль Хикам? Джанди, я пересмотрел свои взгляды относительно метода написания комментария к ?Мукадама Кайсарийя?. Другими словами, влияние Джанди на развитие ирфана велико, и оно отражается в особенности на классических теоретических работах учеников Джанди. Комментарий Джанди отличается ещё и тем, что он, приведя отрывок из текста ?Фусус аль Хикам? ибн Араби начинает его независимый комментарий. Интересно ещё и то, что многие исследователи теоретического пути исламского мистицизма в своих исследованиях непременно опирались на труд Джанди, что, несомненно, свидетельство того, что роль последнего в развитии теоретического исламского мистицизма действительно велика. Кроме комментария (Шарх) к книге ?Фусус аль Хикам?, написанного на арабском языке (книга переиздана в Иране, насчитывает более 1000 страниц), сохранились другие книги и суфийские мистического характера стихи Джанди. Одна из книг Муаиддина Джанди ?Нафахат ар-Рух уа туфхат аль Футух?, написанная в отличии от ?Шарха Фусус аль Хикам? на персидском языке. Книга ?Шарх Муак?а ан-Нуджум? написана Джанди к комментарию книги ибн Араби ?Муак?а ан-Нуджум?, также может быть интересна, ибн Араби, который написал эту книгу ещё будучи в городе Мурсия (Испания) придавал этой книге особое значение. Как пишет сам Джанди, большинство своих книг за исключением ?Шарха ?Фусус? написал в Багдаде уже в старческом возрасте. Джанди считал, что человек для познания истины имеет два метода, один внешний, другой тайный. Внешнее познание основывается на логике, разуме, доводах. Так, человек может для доказательства существования Бога привести к примеру определенные доводы, опираться на логику и разум. Другими словами данный метод имеет значение посредника, ознакомляющий человека с общими божественными принципами. Однако второй метод, имеет абсолютное отличие от первого, по словам Джанди это: ?Метод познания великого неизвестного, в сумерках человеческой жизни??. Особое отличие первого от второго метода в том, что если первый только используется исследователями и учёными, как познание истины, то второй - метод достижения Её, и ?присоединения? себя к Ней. Истинность ирфана есть второй метод человеческого познания, цель которой достижение и ?растворение? человека в Истине. Подготовил Алмат Абсаликов (Иран, Кум)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам