Аланы (Асы) тюркоязычный народ, прямые предки карачаево-балкарцев.
Доказательство этому: термин "алан" на татарском, турецком, алтайском и других тюркских языках означает понятие "долина, равнина, опушка";
- родо - племенные группы "алан" бытуют среди каракалпаков и туркмен;
- среди алтайцев существуют племена "Аландан келген", т. е. ?пришедшие с равнины?;
- "аланами" до сих пор мегрелы называют карачаевцев;
- термином "алан" балкарцы и карачаевцы обращаются друг к другу, к группе людей, но только к тем, кто понимает их язык. Таким образом, этот термин означает в балкарско - карачаевской среде понятие "сородич, соплеменник";
Часть алан, откочевавших в V в. во главе с ханом Кандаком из Подунавья, назывались "Керти алан" - "Истинные аланы";
- "Аланией" византийские авторы называли верховья Кубани - территорию Карачая;
- "Аланией" территорию Карачая, а не Осетии, называли на стратегических, топографических картах XIII?XIX вв. при строительстве Военно - Грузинской дороги через Владикавказ;
- в известной "Зеленчукской надписи" XII в. значатся многие тюркско - балкарские слова: "ата" - "отец", "журт" - "родина", "бёлюнюп" - "отделившись", "алан" - "долина, равнина", "Ба - гатар" - личное тюркское имя, "итинир" - "стремиться", "от зл" - "год быка", "де" - "повествуй".
Самоназванием алан считается термин "ас", вероятно восходящий к тюркскому этнониму "усуни", с которыми их отождествляют многие историки, этнографы и антропологи (Ю. Зуев, М. Артомонов, М. Трофимова, В. Кузнецов). По словам В. В. Бартольда, асы - усуни существуют среди "каракыргызов" и в казахском родо - племенном подразделении "ассыг". Асы, как и аланы, были предками балкарцев, о чем говорят следующие факты, не встречающиеся у других народов:
- "Ас - " - на множестве тюркских языков означает: "переваливать через гору, возвышенность", "терять дорогу", "блуждать" (кочевать);
- родо - племенные группы "ас" существуют у алтайцев, ногайцев, казахов, кыргызов, туркмен;
- "Ас - киши" - это библейское название скифов (Ашкузы);
- "Ас - киши" - тюркские племена, обитавшие в VII? XI вв. в Прибалхашье, Прииртышье, Притяньшанье;
- "Ас - киши", "Асы" и "Аланы" - суть тюркские народы, размещались в Крыму, на Центральном Кавказе в XIV в.;
- с "асами" в самом конце XIV в. воевали отряды Тимура в горах Приэльбрусья;
Асы бытовали среди княжеских родов болгар, из которых выбрал себе жену Суздальский князь Андрей Боголюбский;
- асы, по данным китайских исторических хроник VII?VIII вв., значатся в числе тюркского племени "Теле".
О кипчакской теории этногеза балкарцев.
Кипчаки не сыграли в этногенезе балкарского народа заметной роли. Об этом говорят следующие факты:
- кипчаки по антропологическому облику были монголоиды, а у балкарцев этих черт нет, они относятся к кавкасионскому типу;
Кипчаки говорили на "йокающем", позднем, диалекте тюркского языка, а балкарцы и карачаевцы на более древнем - "Дж", "Дз" - диалекте;
- некоторые известные специалисты по тюркским языкам полагают, что так называемый "Половецкий словарь" ("Кодекс куманикус") отражает упомянутый "йокающий диалект", а поскольку составлен в XV в. (после исчезновения кипчаков с исторической арены), то он может оказаться и некипчакским;
- начиная с 1972 г. в КБР проводились большие археологические раскопки, открыты многие сотни курганных могильников, однако до сих пор неизвестны кипчакские захоронения на территории Кабардино - Балкарии;
- по сведениям Иби - аль - Асира, кипчаки на Северном Кавказе никуда в горы от монголов не убегали, а разбрелись по своим отдаленным областям. Лишь после разгрома в Крыму они частью бежали в горы, частью по морю, а часть ушла в южнорусские степи.Борьба Тимура с Асами у Эльбруса.
Летописцы тимуровских походов - Шереф ад - Дин Иезиди, Низам ад - Дин Шами сообщают: Когда мысли Тимура успокоились от дел с областью русских и черкесов, то он со всем, подобным небосводу, войском повернул к горе Эльбурз... В намерении покорить неверных знамя, мир завоевывающее, направилось на Бурикана и Буриберди, которые были правителями народа асов. На этом пути были густые, непроходимые леса. Вырубив деревья, войска проложили дорогу... и Тимур, оставив эмира Хаджи - Сейф - Аддина при обозу, сам взошел на Эльбурз". Разбив здешних жителей, взяв много богатств, Тимур вернулся к обозу, где ему был устроен роскошный пир. Однако вскоре пришло сообщение, что асы вновь поднялись на борьбу против захватчиков. "Тимур, снова оставив обоз, двинулся к крепостям Кулы и Taуса... У тамошних жителей были крепости, пройти к которым вследствие их высоты было невозможно... у смотревшего на них мутился глаз, валилась шапка с головы, пущенная стрела туда не долетала... Тимур приказал сделать несколько высоких лестниц...", которые помогли туда добраться и разбить асов. Кулы и Тауса были взяты в плен. Однако Утурку, один из смелых эмиров Тохтамыша, нашел убежище у предводителя асов ? Пулада. По дороге к крепости Кулы, Тауса и Пулада войско Тимура остановилось в местности "Балкан", в названии которого многие ученые видят "Балкар". "Чтобы вызвать предлог для сражения, Тимур написал Пуладу письмо: "Пришли Утурку, укрывшегося у тебя, если же нет, то я приду с бесчисленным войском, которое все состоит из львов, поражающих врагов". Но Пулад ответил: "У меня хорошо защищенная крепость и средства для защиты приготовлены; Утурку нашел у меня убежище, и, пока у меня душа будет в теле, я его не выдам и, пока смогу, буду защищать и оберегать его". Вот как высоко чтили горцы своих гостей! Тимур с неимоверными трудностями одолел крепость Пулада, истребил его защитников, награбил много богатства, а самого Утурку настиг в местности Аяса (Уаза). Так закончилось нашествие Тимура на асов - балкарцев, которое окончательно замкнуло их в горах Центрального Кавказа.
С падением золотоордынского ига наступает относительная стабилизация обстановки на Северном Кавказе. После походов Тимура - с конца XIV - начала XV в. - постепенно улучшается социально - экономическое развитие северокавказских народов. На историческую арену начинают выступать самобытные и самостоятельные этнокультурные образования, находящиеся на стадии ранних государственных объединений.
Падение Золотой Орды способствовало складыванию ранней самобытной Балкарии. Это можно заключить из сведений летописцев Тимура, войска которого неоднократно организовывали военные походы против народа асов - балкарцев, имевших своих предводителей и ведших в конце XIV в. ожесточенные сражения за свою независимость с войсками завоевателя.
Балкария состояла из отдельных обществ ("эль"), каждое из которых было подвластно своему общественному органу управления, они были объединены в "Пять Горских обществ" ("Беш тау эль"), размещенных по отдельным ущельям Балкарии. Все эти общества ("эли") подчинялись верховному общественному органу управления народной власти и суда - "Балкарскому Тё - ре", куда нередко обращались для разрешения своих спорных вопросов и соседние народы.
Балкария уже во времена тимуровских военных походов представляла собой некоторую общность. Об этом говорит тот факт, что золотоордынский эмир Утурку постепенно перемещался под натиском отрядов Тимура из одного эля в другой и везде находил поддержку.
Продолжая приведенное высказывание Н.Я.Марра, заметим факты, корректирующие мысль ученого. В цитированной статье Н.Я.Марр пишет: ?чрезвычайно любопытно, что существует абхазская фамилия аланского происхождения в мингрельской форме Alania? (О языке ? 57). ? Но дело в том, что Н.Я.Марр писал свое сочинение до выхода в свет работы его ученика И.Кипшидзе ?Грамматика мингрельского (иверского) языка с хрестоматиею и словарем?, опубликованной в Санкт-Петербурге лишь в 1914 г. в серии ?Материалы по яфетическому языкознанию?. Из нее мы узнаем, что в мегрельском существовало слово ?алан? в качестве эпитета сильного человека. Так мегрелы именовали карачаевцев.(Кипшидзе С. 193). ? Так что абхазская фамилия Аланиа антропонимически, как и многие другие, раздвоенна мегрелами и абхазами: собственно абхазская форма представляет собой просто этноним ? ?Алан?."(доктор исторических наук Г.В.Цулай.)
Остановлюсь еще на примере решения с помощью антропонима одного из культурных проблем Северного Кавказа, в частности, Нартовского эпоса местных народов.
Много было затрачено усилий для того, чтобы иметь честь создателя так называемого ?первоначального ядра? нартовского эпоса, и вопрос этот упирался преимущественно в имя главного героя эпоса Саслана (в разных национальных вариантах снабженный своим антропонимическим формантом). Первоначально он встречается на осетинской почве: так звали супруга грузинской царицы Тамар (1184-1207?) еще в бытность свою в Алании задолго до женитьбы его на грузинской правительнице, где он в свою очередь полуил наиболее престижное здесь династическое имя Давид ? Сослан-Давид. Еще в 1935 г. В.И.Абаев, сопоставляя кабардинский и осетинский варианты имен главных героев нартовского эпоса, соответственно Созырыко и Сослан, довольно пессимистически заключал, что эти его сопоставления не дают ?в общем ничего определенного? относительно их историко-лингвистического разъяснения, так как корень имени Сос не относится ни к осетинскому, ни к кабардинскому языкам. В последней на эту тему работе В.И.Абаев окончательно пришел к выводу о тюркско-монгольском происхождении имени Сослан и приводит доказательства из ногайского языка, на котором это имя означает ?иметь грозный вид?, ?хмурый?, ?грозный?, что вполне соответствует самому образу эпического героя. Но тут возникает другой вопрос: в первых записях Нартовского эпоса осетин известна адыгеизированная форма Созырыко, но не Сослан. Однако ?на помощь? идут материалы из вариантов, можно думать, испытавших влияние осетинского эпоса еще до первых его записей: балкарское Сослан, чеченское и ингушское Солса, грузинское Сосуран, сванское Сослан. В адегиезированном виде, пишет В.И.Абаев, имя и вернулось к осетинам (ИЭС. Т.Ш. С.139).
Грузинский источник также свидетельствует о примечательном факте ? проникновении в аланскую среду тюрко-монгольского имени, возможно, задолго до татаро-монгольских завоеваний Алании: Сослан (Давид), конечно, не мог быть не только единственным, но и первым ?Сосланом? в аланской этнической среде. Этот вероятный факт может свидетельствовать о престижности и популярности данного имени в быту не одних только алан-осетин путем фольклорных и живых связей различных народов Кавказа (адыгов, вайнахов, картвелов и др.).
В письменных памятниках грузин имя Сослан больше не встречается. Даже в поэме Руставели, где Сослан воспет уже в третьей строфе, имя Сослан конкретно не поименован, а в заключительных строфах он назван именем Давид: ?Бог грузин Давид?.
Это обстоятельство должно указывать на позднее, неруставелевское авторство, не только этой строфы, о всего заключительного пассажа ?Витязя в тигровой шкуре?, когда в памяти грузинских потомков образ Сослана-Давида приобрел культовый характер и, возможно, даже ассоциировался не только с грузинским царем Давидом Строителем, но и с библейским Давидом.
В 1902 г. Д.Каричашвили выпустил свое издание ?Витязя в тигровой шкуре? с обширным предисловием, названным Н.Я.Марром любопытным. Д.Каричашвили отверг аутентичность вступительных строф поэмы Руставели, за что Н.Я.Марр и обрушил на него строгую критику, так как это не соответствовало его изначальной концепции происхождения произведения грузинского поэта: ?Отметая целиком, как сорную траву, все вступление, мы, конечно, легко достигаем лишь одного: отпадает автентичность свидетельства самого автора о персидском происхождении поэмы? (ТР, ХП. С. У). Как показал исследовательский опыт, контраргументы Н.Я.Марра оказались более чем неубедительные (Абаев).
Но сопоставление имени Сослана с антропонимическим словарем осетин более позднего времени, мы не можем не заметить его редкую распространенность. И это видно уже не только, как мы говорили, во вступительных и заключительных строфах поэмы Руставели, в которых он вообще отсутствует, но и замена его впоследствии в осетинском корне Нартовском эпосе адыгским вариантом Созырыко. В истории и фольклоре осетин выступают эпические бойцы теперь уже с другими именами (но не образами), ничего общего не имеющими со скифо-сармато-аланским ядром Нартовского эпоса.