Войти на сайт
18 Октября  2017 года

 

  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Эл ауузу – элия.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.

 

Страницы: 1
RSS
Карачаевская культура в энциклопедиях
 
[b:e7355b85d5]Карачаевцы[/b:e7355b85d5] КАРАЧ?АЕВЦЫ, кърачайлыла (самоназвание), народ в Российской Федерации. Численность свыше 150,3 тыс. человек. Коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии) (более 129,4 тыс. человек). Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (свыше 20 тыс. человек). Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты. В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольское время Карачаевцы входили в аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки Карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа. В 1828 Карачаевцы вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть административного округа Эльбрусский. После гражданской войны и установления советской власти (1920) определился статус Карачаевцев в рамках национально-территориальной автономии: 1920 - Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией Карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения Карачаевцев на историческую родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику. Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. Традиционные селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отдельный дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С конца 19 века появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиционной архитектуры - дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения. Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона (къара шай). Центром общественной жизни была сельская община (эльджамагат), связанная общностью территории и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифического или реального родоначальника. Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К концу 19 века в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги). Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями. С исламом (утвердился в конце 18 века) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь. И.М. Шаманов По данным Переписи населения 2002 года численность карачаевцев, проживающих на территории России, составляет 192 тысячи человек. читайте также на этом сайте:http://tyurki.ferghana.ru/balkar.htm#kar :wink:
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам