- Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Керек ташны ауурлугъу джокъ.
- Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
- Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
- Махтаннган къыз, тойда джукълар.
- Ат да турмайды бир териде.
- Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
- Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
- Ёлген аслан – сау чычхан.
- Джогъун бар этген, барын бал этген.
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
- Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
- Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
- Аджашхан тёгерек айланыр.
- Акъыл бла адеб эгизледиле.
- Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
- Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
- Тил джюрекге джол ишлейди.
- Ишленмеклик адамлыкъды.
- Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
- Ариу сёзде ауруу джокъ.
- Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
- Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
- Айтхан сёзюне табылгъан.
- Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
- Кийим тукъум сордурур.
- Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
- Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
- Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
- Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
- Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
- Тёрени джагъы джокъ.
- Окъугъанны бети джарыкъ.
- Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
- Ишлегенден, къарагъан уста.
- Джерни букъусу кёкге къонмаз.
- Мухардан ач ычхынмаз.
- Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
- Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
- Айраннга суу къош, телиге джол бош.
- Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
- Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
- Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
- Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
- Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
- Нарт сёз къарт болмаз.
- Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
Карачаевская культура в энциклопедиях
02.02.2005 12:35:01
[b:e7355b85d5]Карачаевцы[/b:e7355b85d5]
КАРАЧ?АЕВЦЫ, кърачайлыла (самоназвание), народ в Российской Федерации. Численность свыше 150,3 тыс. человек. Коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии) (более 129,4 тыс. человек). Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (свыше 20 тыс. человек). Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольское время Карачаевцы входили в аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки Карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.
В 1828 Карачаевцы вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть административного округа Эльбрусский. После гражданской войны и установления советской власти (1920) определился статус Карачаевцев в рамках национально-территориальной автономии: 1920 - Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией Карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения Карачаевцев на историческую родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику.
Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.
Традиционные селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отдельный дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С конца 19 века появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиционной архитектуры - дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.
Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок.
Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона (къара шай).
Центром общественной жизни была сельская община (эльджамагат), связанная общностью территории и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифического или реального родоначальника. Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К концу 19 века в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги).
Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.
С исламом (утвердился в конце 18 века) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.
И.М. Шаманов
По данным Переписи населения 2002 года численность карачаевцев, проживающих на территории России, составляет 192 тысячи человек.
читайте также на этом сайте:
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)