- Сёз садакъдан кючлюдю.
- Ашха уста, юйюнде болсун
- Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
- Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
- Сангырау къулакъ эл бузар.
- Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
- Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
- Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
- Хансыз джомакъ болмаз.
- Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
- Кенгеш болса, уруш болмаз.
- Ана къолу ачытмаз.
- Суу кетер, таш къалыр.
- Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
- Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
- Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
- Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
- Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
- Эринчекге кюн узун.
- Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
- Бермеген къол, алмайды.
- Къарнынг къанлынга кийирир.
- Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
- Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
- Бетинги сатма, малынгы сат.
- Рысхы – насыбха къор.
- Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
- Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
- Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
- Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
- Ёлюк кебинсиз къалмаз.
- Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
- Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
- Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
- Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
- Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
- Чомарт бергенин айтмаз.
- Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
- Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
- Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
- Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
- Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
- Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
- Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
- Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
- Бек анасы джыламаз.
- Джюрекден джюрекге джол барды.
- Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
- Чабар ат – джетген къыз.
- Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
Карачаевская культура в энциклопедиях
02.02.2005 12:35:01
[b:e7355b85d5]Карачаевцы[/b:e7355b85d5]
КАРАЧ?АЕВЦЫ, кърачайлыла (самоназвание), народ в Российской Федерации. Численность свыше 150,3 тыс. человек. Коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии) (более 129,4 тыс. человек). Живут также в Средней Азии, Казахстане, Турции, Сирии, США (свыше 20 тыс. человек). Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на русской графической основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты.
В этногенезе Карачаевцев принимали участие местные кавказские племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домонгольское время Карачаевцы входили в аланский союз племён. Наиболее ранними карачаево-балкарскими памятниками считаются могильники 13-14 веков на территории Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки Карачаевцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа.
В 1828 Карачаевцы вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть административного округа Эльбрусский. После гражданской войны и установления советской власти (1920) определился статус Карачаевцев в рамках национально-территориальной автономии: 1920 - Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией Карачаевцев в Среднюю Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения Карачаевцев на историческую родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику.
Основные традиционные занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, крупный рогатый скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться главным занятием горной и предгорной части населения. Преимущественное направление получило разведение крупного рогатого скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделие, выделывание войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё.
Традиционные селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийре), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жилые и хозяйственные строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отдельный дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С конца 19 века появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиционной архитектуры - дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения.
Национальная одежда Карачаевцев сходна с одеждой других народов Северного Кавказа. Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня - кинжал или нож, кресало и др. Летний головной убор - войлочные шляпы, зимний - овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Женская одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или курпея, а также беличьи. Женские головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок.
Основа питания - мясо-молочно-растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона (къара шай).
Центром общественной жизни была сельская община (эльджамагат), связанная общностью территории и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифического или реального родоначальника. Среди Карачаевцев сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К концу 19 века в связи с распадом семейных общин в сельской общине стали преобладать моногамные семьи (юйдеги).
Наиболее развитым видом народного искусства было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В народной жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные народные праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и другими состязаниями.
С исламом (утвердился в конце 18 века) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавказскими танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкарские танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, исторические, трудовые, героические, сатирические, любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже Насреддине). Традиционные музыкальные инструменты - тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.
И.М. Шаманов
По данным Переписи населения 2002 года численность карачаевцев, проживающих на территории России, составляет 192 тысячи человек.
читайте также на этом сайте:
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)