Войти на сайт
23 Октября  2017 года

 

  • Тил – миллетни джаны.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.

 

Страницы: 1
RSS
АСМА БИНТ АБУ БАКР
 
[i:eb242d686e]Асма прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом. Из истории[/i:eb242d686e] Эта сподвижница посланника Аллаха была очень знаменитой женщиной. Её отец, дед, сестра, муж и сын были сподвижниками посланника Аллаха. Уже только это является предметом гордости и особого почитания людей. Её отец, правдивейший Абу Бакр, был близким другом и сподвижником благородного посланника Аллаха при его жизни, а после его смерти стал его преемником, возглавив халифат. Её дед Абу Атик был отцом Абу Бакра. Мать правоверных Аиша была её сестрой. Её муж аз-Зубайр ибн аль-Аввам был близким соратником и учеником посланника Аллаха. Сыном же Асмы был Абдулла ибн аз-Зубайр, да будет Аллах доволен ими всеми... Таково было окружение Асмы Бинт Абу Бакр, и этим всё сказано... Асма была среди первых, кто принял исламскую веру. В этой величайшей добродетели её опередило всего лишь семнадцать человек, как мужчин, так и женщин. Асма получила также титул ?обладательницы двух поясов?. В тот день, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с её отцом отправлялись в Медину, она приготовила им припасы на дорогу и бурдюк с водой. Не найдя ничего, чем можно было бы привязать всё это, Асма разорвала на две части свой пояс. Одной половиной она привязала торбу с припасами, а второй закрепила бурдюк для воды. Увидев это, Пророк воззвал к Аллаху, чтобы Он одарил Асму двумя поясами в Раю. Именно поэтому ее прозвали ?обладательницей двух поясов?. * * * На Асме женился аз-Зубайр ибн аль-Аввам, который был в то время бедным юношей, не имевшим ни одного слуги. У него не было также никакого имущества или средств, за исключением одного коня. Зато он обрёл благо в лице праведной жены, которая обслуживала его, присматривала за его конём и толкла зёрна ему на корм. Однако впоследствии Аллах смилостивился над аз-Зубайром, и он стал одним из богатейших сподвижников посланника Аллаха. Когда Асме предоставилась возможность переселиться в Медину, чтобы бежать со своей религией к Аллаху и Его посланнику, она была на последнем месяце беременности своим сыном Абдуллой ибн аз-Зубайром. Однако это обстоятельство не помешало ей отправиться в тяжёлый и долгий путь. Недалеко от Медины в деревне Куба она родила своего ребёнка. Все мусульмане громко возвеличили Аллаха и воздали Ему хвалу, поскольку это был первый новорождённый у мухаджиров в Медине. Асма принесла ребёнка посланнику Аллаха и положила его ему на колени. Взяв немного своей слюны, Пророк положил её ему в рот, а затем испросил для младенца благословение Аллаха. Таким образом, первое, что попало вовнутрь сына Асмы, была слюна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует! * * * Дочь Абу Бакра обладала самыми благородными и добрыми качествами. К тому же она отличалась редким даже для мужчин благоразумием. Своей жизнью она являла собой образец бесконечной щедрости. Её сын Абдулла рассказывал: ?В своей жизни я не видел более щедрых женщин, чем моя тётя Аиша и моя мать Асма, хотя их щедрость и отличалась. Моя тётя понемногу собирала средства, пока не накапливалась достаточная сумма, чтобы её можно было поделить между нуждающимися. А моя мать, когда у неё что-нибудь появлялось, не могла дождаться даже следующего дня, чтобы раздать что-нибудь бедным?. * * * Благодаря своему острому уму, Асма прекрасно действовала в самых критических ситуациях... Например, когда правдивейший Абу Бакр ушёл вместе с посланником Аллаха в Медину, то забрал с собой все свои деньги - шесть тысяч дирхемов, ничего не оставив семье... Когда его отец Абу Кухафа, который оставался язычником, узнал об отъезде сына, то пришёл к нему в дом и сказал Асме: ? Клянусь Аллахом, он причинил вам г0ре, забрав все деньги, да ещё нанёс вам удар своими собственными действиями. Асма возразила ему: ? Совсем нет, отец! Он оставил нам много денег. Взяв мелких камешков и насыпав их в углубление в стене, где в доме обычно хранились деньги, она накрыла их одеждой, подвела старика за руку, так как он был слепым, и сказала: ? Убедись сам, отец, сколько он оставил нам денег. Затем она положила его руку на одежду, под которой находились камешки. Старик сказал: ?Это приличная сумма. Если он оставил вам столько, то поступил порядочно?. Тем самым Асма хотела успокоить старика, чтобы не вынуждать его давать ей свои деньги. Ей очень не хотелось получать любую помощь или блага от язычника, даже если он и был для неё дедом... * * * Если история и выпустила из виду все славные дела дочери Абу Бакра Асмы, то она никогда не забудет её рассудительности, решительности и силу её веры, которую она продемонстрировала во время своей последней встречи со своим сыном Абдуллой. После смерти Йазида ибн Муавии халифат перешёл к Аб-дулле ибн аз-Зубайру. Ему подчинялись Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан и большая часть аш-Шама. Почти сразу же Омейяды снарядили в поход против него огромную армию под командованием аль-Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи. Противоборствующие стороны завязали между собой кровопролитные сражения, в которых ибн аз-Зубайр проявлял истинный героизм, достойный такого рыцаря-богатыря, которым он был. Однако его сторонники начали постепенно покидать его. Придя на священную землю Дома Аллаха, он укрылся со своими спутниками в Каабе... За несколько часов до своей гибели он пришёл к своей матери Асме, которая была уже дряхлой и слепой старушкой, сказав ей: ? Мир тебе, мама, милость Аллаха и Его благословение... Она ответила: ? И тебе мир, Абдулла... Что привело тебя в такой час, когда катапульты аль-Хаджаджа обрушивают каменные глыбы на твоих воинов на священной территории, сотрясая всю Мекку? ? Я пришёл попросить у тебя совета, - сказал Абдулла. ? Попросить у меня совета?! В чём же?! Абдулла сказал: ? Люди бросили меня на произвол судьбы, испугавшись аль-Хаджаджа или соблазнившись тем, что у него есть. Меня бросили даже мои дети и близкие. Со мной осталась совсем небольшая группа моих сторонников, которые, как бы ожесточённо они ни сражались, продержатся от силы два часа. Гонцы омейядов обещают дать мне любые мирские блага и богатства, которые я захочу, если я сложу оружие и присягну на верность Аб-дель Малику ибн Марвану. Что ты думаешь по этому поводу? Возвысив свой голос, Асма сказала: ? Это твоё дело, Абдулла, так как ты лучше знаешь себя самого... Если ты уверен, что ты прав и призываешь к истине, то будь стойким и сражайся так же упорно, как сражались твои товарищи, которые пали под твоим знаменем... Если же ты стремился к мирским благам, то тогда ты плохой слуга Аллаха, тогда ты погубил свою душу и своих людей. ? Но это означает, что сегодня я обязательно буду убит, ? сказал Абдулла. Асма ответила: ? Это будет лучшим для тебя, чем добровольно отдать себя в руки аль-Хаджаджа, а потом твоей головой будут играть омей-ядские слуги. ? Я не боюсь смерти, а боюсь надругательства над своим телом, ? сказал Абдулла. - После смерти человеку нечего бояться. Зарезанному барашку не больно, когда с него снимают шкуру.., ? сказала Асма. Радостью озарилось лицо Абдуллы, и он воскликнул: ? Да будешь ты благословенна, да будут благословенны твои высокие и похвальные качества! Я пришёл к тебе в такой час исключительно ради того, чтобы услышать от тебя то, что ты сказала. Аллаху известно, что я не ослаб и не обессилел. Аллах Свидетель того, что я делал всё вовсе не ради нашего материального мира и его мишуры. Я вершил все мои дела, будучи в гневе из-за того, что люди попирали запреты Аллаха, как это им заблагорассудится. А теперь я поступлю так, как это любезно тебе. Не впадай в скорбь, если я буду убит, и предайся воле Аллаха. .. ? Я бы скорбела по тебе, если бы ты погиб ради неправого дела, - сказала Асма. Абдулла продолжал: ? Будь уверенна, что никогда в жизни я не собирался совершать что-нибудь запрещённое или греховное, либо противоречащее закону Аллаха. Я никогда не был вероломным и бесчестным, не притеснял мусульманина и не нарушал договора с защищаемыми мною иноверцами. Для меня никогда не было ничего превыше благосклонности Всевышнего и Всемогущего Аллаха... Я говорю всё это не для того, чтобы обелить себя, так как Аллах знает всё про меня лучше, чем я сам. Я сказал всё это для того, чтобы твоё сердце преисполнилось твёрдости. Асма сказала: ? Хвала Аллаху, Который наставил тебя на путь, угодный Ему и мне... Подойди ко мне, сынок, чтобы я смогла вдохнуть твой запах и прикоснуться к тебе, так как это, наверное, наша последняя встреча. Припав к рукам и ногам матери, Абдулла покрыл их поцелуями, а Асма, прижавшись к его волосам и лицу, вдыхала его запах и целовала его. Обняв Абдуллу, она начала гладить его тело, но вдруг, подняв руки, она воскликнула: ? Во что ты одет, Абдулла?! ? В кольчугу, ? ответил он. ? Сынок, это не та одежда, которую надевает на себя тот, кто хочет пасть смертью муджахида на поле боя! ? воскликнула Асма. - Я надел её только ради тебя, чтобы успокоить твоё сердце, ? сказал Абдулла. ? Сними её, ? потребовала Асма. ? Это придаст тебе мужества и отваги, усилит твой боевой пыл и облегчит твои передвижения. Вместо неё надень широкие длинные шаровары, чтобы в случае твоей гибели твоё тело не оголилось. Сняв с себя кольчугу, Абдулла ибн аз-Зубайр надел свои шаровары и отправился на священную территорию продолжать бой. На прощание он сказал матери: ? Не переставай молиться за меня Аллаху, мама. Воздев руки к небу, Асма взмолилась: ? О Аллах, смилостивись над ним за его ночные бдения и проникновенные молитвы к Тебе в ночном мраке, когда все люди спали! О Аллах, смилостивись над ним за его голод и жажду, когда он постился в полуденный зной Медины и Мекки... О Аллах, смилостивись над ним за его доброту и любовь к своим отцу и матери... О Аллах, я предоставила его воле Твоей, и я буду довольна Твоим предопределением... Ниспошли мне за моё терпение награду, которой Ты вознаграждаешь стойких. * * * Ещё до заката солнца в этот день Абдулла ибн аз-Зубайр покинул эту жизнь и ушёл под сень своего Владыки. Всего лишь через несколько недель после гибели Абдуллы его мать Асма, дочь Абу Бакра, воссоединилась с ним. Она прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам