Войти на сайт
18 Апреля  2024 года

 

  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ат басханны джер билед.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.

 

Страницы: 1
RSS
"ВАХХАБИЗМ". Мифы и реальность.
 
?ВАХХАБИЗМ?. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ Распад СССР, сопровождающийся крупномасштабными социально-политическими, экономическими, территориальными, идеологическими трансформациями и бурно протекающим процессом религиозного ренессан-са, повлиял на глобальные изменения в мировоззренческих позициях широ-ких социальных слоев, на изменение ценностных ориентиров индивида, спровоцировавшее интерес народов страны, в особенности так называемых ?малых? народов, к своим этнокультурным и конфессиональным традициям. Что касается российского Ислама, то, несмотря на те серьезные модифика-ции, которые претерпела его сущность при советской власти, он все же со-хранился в исторически присущей ему этнической среде, пусть даже лишь в качестве элемента национальной культуры. Поэтому в условиях постсовет-ского религиозного возрождения, Ислам на Северном Кавказе, являющийся превалирующей здесь конфессией, обнаружился в качестве влиятельного фактора общественной и политической жизни, что было обусловлено рядом веских исторически сложившихся и современных факторов. Кроме того, существенные и неоднозначные процессы, происходящие в со-временном мире в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль Ислама в нем. Ислам становится все более весомым фактором в ми-ровой политике, играет все более важную роль в общественной и культурной жизни многих стран, причем не только тех, в которых мусульманское насе-ление является превалирующим. На этом фоне безусловным показателем усиления роли Ислама в северокавказской социальной среде является рост числа мусульманских общин и количества мечетей, открытие мусульманских учебных заведений, появление большого количества периодики, переводной популярной и богословской литературы, посвященной исламской тематике. Восстановлены многие исламские обряды, среди которых особое место по праву занимает Хадж ? паломничество в Мекку, практически запрещенный в годы советской власти с целью предотвращения внешней идеологической индоктринации. Кроме того, значительное количество молодых мусульман обучаются за рубежом ? в Саудовской Аравии, Катаре, Египте, Турции, Си-рии, Ливии и т. д. Анализ проблемы показал, что в идеологии исламского возрождения доми-нируют две различных, зачастую противостоящих друг другу тенденции, сущность которых составляет базу нынешнего внутриконфессионального конфликта. Религиозность адептов ?бытовой? формы вероучения характери-зуется восприятием ислама в качестве рецессивного компонента привычных этноконфессиональных традиций, которые далеко не всегда совпадают с его классическими канонами. Именно этот подход явился идеологической со-ставляющей так называемого мусульманского традиционализма, получивше-го наибольшее распространение в среде российских адептов вероучения. ?Неотделимый от национального мировоззрения и соответствующих ему по-веденческих норм традиционализм оказался идеологией религиозного воз-рождения большей части российского мусульманства? (1). Однако исламский ренессанс не мог ограничиться стремлением справлять культ и возводить мечети, он повлиял на глобальные изменения в мировоз-зрении и религиозном самосознании современного российского мусульмани-на. Важным аспектом религиозного ренессанса стало устойчивое стремление верующих не только к постижению глубокой теологической, цивилизацион-ной, идеологической, философской, экономической, политической и право-вой баз Ислама, но и к претворению их в жизнь. Кроме того, неизбежным оказался процесс внутриконфессиональных коммуникаций российских му-сульман с зарубежными единоверцами, приобщения к разнообразным идеям и концепциям, к достоянию мировой мусульманской мысли. В связи с этим в регионе получила распространение ?догматическая? форма ислама, религиозность сторонников которой базируется на строгом соблюде-нии стержневых основ вероучения, стремлении к постижению и реализации его глубокой доктринальной сути. Попытки официального духовенства обособить мусульман от неприсущих распространенному в России народно-бытовому исламу доктрин и учений на практике оказались неэффективными. В связи с этим в 90-х годах в отечест-венных средствах массовой информации стала активно разрабатываться тема угрозы России со стороны так называемого ?ваххабизма?. Причем ?ваххаби-тами? нарекли такие разные по своей сути, отражающейся и в позициях, и в действиях, социальные группы как военно-террористические образования, функционирующие в регионе под мусульманскими лозунгами, и мусульман, составляющих в силу своих религиозно-идеологических воззрений и уровня знаний оппозицию традиционной для Северного Кавказа, бытовой, синкре-тичной формы исламского вероучения. Показательно, что вскоре заведомо неправомерный, нетактичный и не имеющий под собой никакой приемлемой основы в данных ситуационных параметрах термин ?ваххабизм? был взят на вооружение не только политическими, но и, что особенно ошеломляет, науч-ными и духовными деятелями, соответственно, стремительно распростра-нившись, и столь же быстро укоренившись в сознании обывателя. Мы считаем неприемлемым употребление ?ваххабизм? в отношении духов-ной оппозиции традиционному для Северного Кавказа ?фольклорно-бытовому? мусульманскому вероучению, выражая при этом убеждение в не-корректности употребления термина ?ваххабиты? применительно к северо-кавказским военно-террористическим образованиям. Во-первых, анализ ис-следуемой проблемы показал, что понятия ?терроризм? и ?ваххабизм? не яв-ляются тождественными. Во-вторых, не следует так же игнорировать тот факт, что представители этих образований выступают против отождествле-ния их идейных установок с ваххабизмом, как таковым. Исследуя проблему, необходимо акцентировать внимание на том, что в со-временной научной мысли не существует однозначного термина для обозна-чения нетрадиционной для России формы Ислама. В работах отечественных исследователей его называют фундаментализмом, возрожденчеством, ре-форматорством, ревивализмом, радикализмом, объединяя эти понятия общим эпитетом ? ?исламский?, а так же ?ваххабизмом?. Не секрет, что эти слово-сочетания в общественном сознании ассоциируются с чем-то негативным, порой радикально-экстремистским. Что касается термина ?ваххабизм?, то се-годня тиражируется часто и повсеместно. Специалистам хорошо известно, что термин ?аль-ваххабийя? был введен в практику еще в XVIII веке противниками религиозно-обновленческого дви-жения в Аравии, основоположником которого стал шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб. Это не самоназвание, а простонародное прозвище, являющееся в принципе неверным с точки зрения литературного арабского языка. Следуя его строю и правилам нормативной грамматики, это движение должно было бы именоваться как ?аль-мухаммадийя?, но никак не ?аль-ваххабийя?. Пока-зательно, что именно изначально неверный термин ?аль-ваххабийя? в разно-образных интерпретациях получил широкое распространение в России. К тому же наиболее ощутимый вклад в разработку концепции необхо-димости ?очищения? Ислама был сделан еще в XIII веке Ибн Таймийей, а Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб лишь продолжил ее в XVIII веке. В этом плане ваххабизм является лишь одним из частных проявлений идей салафийи, имеющих конкретно-историческую привязку. Очевидно, что возрожденческие тенденции, распространенные сегодня на Северном Кавказе, хоть и стоят на одной идеологической платформе с вахха-бизмом, но на практике не являются его буквальным воплощением. Кроме того, спектр смыслов, вкладываемых россиянами в понятие ?ваххабизм? чрезмерно широк и многообразен. Например, большинство специалистов, религиоведов, политологов склонно признавать легитимность существования ваххабизма в рамках исламской мысли и вероучения. Отечественный исследователь А. Игнатенко считает ваххабизм ?конкретным проявлением вечной религии ислама? (2), а извест-ный специалист - исламовед А. Васильев определяет ваххабитов как ?пури-тан ислама?, посвящая исследованию этого вопроса монографию с одно-именным названием (3). Он же с уверенностью отмечает, что ?фундамента-лизм и то, что называют ?ваххабизмом?, для России... опасности не пред-ставляет? (4). Известный российский журналист М. Шевченко считает, что ?сегодня ваххабизм ? это отрицательное, ругательное слово, означающее терроризм, борьбу с государством. Изначально ваххабит - это последователь идей Абд аль-Ваххаба об очищении ислама от всего наносного, связанного с адатом, с привычками людей? (5). Он совершенно обоснованно отметил, что надо быть корректными в формулировках. Не надо употреблять без нужды исламские понятия там, где их можно не употреблять. Он же отмечает, что ?понятие ?ваххабиты? носило характер политического обвинения ещё в со-ветское время. Им обозначали группы мусульман, высказывавших желание изучать шариат самостоятельно, обходясь без советских муфтиев, шейхов и поддерживавшего их КГБ? (6). Политики же, в том числе и этнические мусульмане из их числа, чаше всего вкладывают в термин ?ваххабизм? иной смысл, отождествляя его с религи-озным экстремизмом и терроризмом. Так, бывший федеральный министр Р. Абдулатипов признает, что ?в понятие ?ваххабизм? мы вложили все невеже-ственное, что оказалось вокруг ислама? (7), а бывший председатель Верхов-ного совета России Р.Хасбулатов считает ваххабизм ?религиозным сектант-ством? (8). Подобной позиции зачастую придерживаются и средства массовой информа-ции, то именуя ваххабизм ?формой религиозного экстремизма ? идеологией зла, насилия и убийства? (9), то называя его ?не просто злом, но смертонос-ным злом? (10). Известно, что формирование массовых стереотипов и обще-ственного мнения происходит в первую очередь посредством СМИ. В связи с этим высказал свои опасения отечественный исследователь Т.Толгуров: ?Деятельность практически всех государственных СМИ направлена на соз-дание имиджа ваххабита-экстремиста. Со временем под это определение вполне может попасть и мусульманин ?классического? типа? (11). Далее проведем анализ концептуально-идеологического содержания как та-кового ваххабизма, приведем мнения российских и зарубежных авторов по затронутой проблематике с целью формирования адекватного восприятия ис-следуемого вопроса. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1791) жил в то время, когда на обшир-ных просторах Аравийского полуострова и в сопредельных регионах ислам-скому вероучению грозила самая настоящая деградация, что особенно прояв-лялось в повсеместном распространении суеверий и просто откровенного язычества. Отсюда понятен главный призыв шейха Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ? возврат к чистому Исламу, к его фундаментальным основам и принципам. Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб ?выступил перед сородичами с? резкой критикой на распространенные среди арабов остатки первобытных верований: на почитание фетишей ? скал, камней, источников, деревьев, на пережитки тотемизма? (В. Луцкий. Арабские страны. М., 1947) (12). ?Ваххабизм последовательно выступал за соблюдение основополагающего принципа единобожия (таухид), согласно которому Аллах ? абсолютный ис-точник творения всего сущего, а потому верующий не должен поклоняться никому, кроме Всевышнего? (В.Х. Акаев. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе. М.,1999) (13). ?Было ибн Абд-аль-Ваххабу, верно, уже лет сорок, когда он поднял вопрос о необходимости обновить ислам на чистых основах Корана и сонны (Сунны.?Д.С.)? и отбросить новшества (бид'а), к числу которых относится идолопо-клонническое пилигримство к гробу Пророка; пилигримства в Мекку, пред-принятого самим Мухаммадом, он не отрицал. К более мелким частностям, которые требовал Абд-аль-Ваххаб, относилось воспрещение четок, воспре-щение курить табак, носить шелковую одежду и вообще проявлять рос-кошь? Вера в безусловно единого Бога ? главный догмат ваххабитов ? му-ваххидун ? единобожники. Стремясь восстановить ислам в ?первоначальной чистоте?, они признавали только Коран, Сунну периода четырех праведных халифов. Ваххабиты отвергали все ?новшества?, появившиеся в процессе развития ислама, в том числе культ святых, монашество (суфизм), придержи-вались суровой простоты нравов?? (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб., 1880) (14). ?Основные обряды ислама, пятикратную молитву, хадж ваххабизм сохраня-ет, требуя их строжайшего выполнения, но освобождает от тех мелочных формальностей, которыми их обставил позднейший ислам? Гражданские законы, установленные Кораном, ваххабизм стремится восстановить во всей силе: обложение верных закятом, воспрещение ростовщичества, строгое пре-следование разврата, противоестественных пороков, кражи, разбоя, борьба с обычаем кровной мести? (М. Томара. Истоки ваххабизма. М., 1930) (15). Ключевые идеи классической салафийи (и, соответственно, ваххабизма как одного из ее проявлений), изложенные в трудах Мухаммеда ибн Абд Аль-Ваххаба, Ибн Таймийи, а так же таких авторитетных мусульманских ученых, как Ибн ас-Сувайди, Абдуллах Али аль-Касими, Мухаммед Хамид аль-Факи, и других основаны на возвращении к Исламу времен Пророка Мухаммада (с.а.с.) и четырех праведных халифов, а именно: четком принципе Единобо-жия (таухид), искоренении недопустимых нововведений (бид'а), отрицании таклида ? принципиального, слепого и фанатичного следования подчеркнуто одной богословско-правовой школе (мазхабу), приоритете религиозных цен-ностей над этническими (идея исламской нации), и, при необходимости, от-даче всех духовных, физических, умственных, материальных ресурсов лич-ности во имя торжества религии (джихад). Из всех перечисленных аспектов, лишь идея Джихада содержит конфликт-ный потенциал. Джихад, включающий в себя, прежде всего, борьбу мусуль-манина с собственными пороками и слабостями, а так же увещевание, приобретает право на существование в форме религиозной войны (газават) в случае выраженной агрессии против Ислама и мусульман. Меры же правительства и силовых структур, направленные на искоренение ?ваххабизма? и так называемого ?исламского радикализма? (такие как арест последователей, запрет литературы, закрытие медресе, мечетей, молебных комнат) дают возможность радикальным военно-террористическим образованиям настаивать на правомерности религиозной войны, как ответной реакции на конфессиональную и этническую дискриминацию. Бытует мнение о том, что ваххабизм есть нечто противостоящее канонам Ис-лама, в частности четырем основополагающим мусульманским богословско-правовым школам (мазхабам). Как справедливо отметил Д. Жантиев: ?Он никогда не противопоставлял себя четырем имамам ? основоположникам че-тырех мусульманских мазхабов, названных по их именам: ?аль-мазхабу аль-ханафий?, ?...аш-шафиий?, ?...аль-маликий? и ?...аль-ханбалий?. Верность всех четырех мазхабов никогда не подвергалась сомнению со стороны Му-хаммада ибн Абд аль-Ваххаба. В его проповеди не было ничего такого, что противоречило бы общепризнанным взглядам большинства авторитетных имамов-факихов или было бы нацелено на их опровержение? (16). Более то-го, он квалифицируется многими исламскими учеными как последователь имама Ахмада, т.е. ханбалий. Известный исламский реформатор на рубеже XIX и XX веков шейх Мухам-мад Рашид Рида отзывался об основателе ваххабизма следующим образом: ?Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб был одним из тех справедливых об-новленцев, которые призывали к очищению единобожия, к искренней вере в единого Аллаха против предосудительных новшеств и строптивых прегре-шений?. А вот характеристика, данная арабским писателем и просветителем Таха Ху-сейном: ?Это исправительное движение, основоположником которого стал недждийский шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб, является мощным при-зывом к подлинному исламу, очищенному от примесей многобожия и языче-ства?. Очевидно, что в современной России значение термина ?ваххабизм? расши-рилось, став обозначением всех фундаменталистских и радикальных течений в суннизме (17). Интересна реакция зарубежных единоверцев на происходящие в российском обществе процессы, так или иначе связанные с затронутой проблемой. Так, обращаясь к россиянам, один из видных авторитетов суннитского ислама, шейх Каирского университета Аль-Азхар Мухаммед Саид Тантави подчерк-нул: ?Те, кого вы называете ваххабитами, относятся к мазхабу имама Ахмеда ибн-Ханбала, а он почитается каноническим мазхабом? (18). Из этого можно сделать вывод, что неуместное и несвоевременное употребление исламских терминов может привести к конфронтации между Россией и исламским ми-ром. Мы считаем, что нетрадиционную для России форму мусульманского веро-учения адекватно обозначать как ?догматический ислам? или ?салафийя?. Наш выбор обусловлен, прежде всего, результатами анализа идеологии при-верженцев подобных форм мусульманского вероучения, позволяющим су-дить что их идейным ядром является ?салафийя? или ?чистый Ислам?. Дан-ное понятие отражает ?интенцию очищения Ислама от исторически нало-жившихся на него наслоений. Именно это и подразумевается, когда говорят о фундаменталистском возврате к нормам и установлениям, теории и практике Ислама времен праведных предков? (19). То, что сегодня называют ?ваххабизмом? или салафийей, чаще всего объясняется как идея восстановления изначального Ислама через обра-щение к опыту ас-салаф ас-салихун. Необходимость ?обновления? или же ?очищения? Ислама от девиаций и нововведений, привнесенных в него в ходе истории, была определена самим Пророком (с.а.с.), который, согласно известному хадису, сказал: ?Лучшее поколение поколение ? это мое, потом следующее и то, что будет после него. А потом будет появ-ляться ложь?. В традиционном исламском дискурсе категория салаф или ас-салаф ас-салихун (благочестивые предки) как раз и включает в себя три первых поколения мусульман ? сподвижников Пророка (а.с.с.) (асхаб), их учеников и последователей (таби?ун) и учеников этих послед-них (таби?у таби?ин). Салафитами, таким образом, являются те, кто при решении религиозных вопросов апеллирует к опыту ахль ас-салаф. Пре-дупреждая же о том, что мусульманская Умма разделится на 73 течения, Пророк (с.а.с.) провозгласил, что лишь последователи одного из них бу-дут на Прямом пути: те, которые следуют ему и его сподвижникам. В связи с этим историк-арабист И.Л. Алексеев отметил: ?Учитывая, что опора на первоисточники (Коран и Сунну) и опыт раннемусульманской общины является базовым императивом исламского религиозно-правового мышления, салафитом можно считать практически любого мусульманина, сознательно руководствующегося в своей жизни религи-озными нормами?. К тому же существует мнение, что архетипическим обновленцем был сам Пророк (с.а.с.), стремившийся освободить религию Ибрагима (Ав-раама), Исмаила (Измаила), Исхака (Исаака), Йакуба (Иакова), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса) ? Ислам ? от недозволенных привнесений, от людских искажений и заблуждений, с целью вернуть заблудших (хри-стиан) и находящихся под гневом Аллаха (иудеев) к Исламу и предосте-речь мусульман от ошибок, постигших предыдущие общины. Более того, Пророк (с.а.с.) говорил о том, что ?в начале каждого столе-тия появится свой обновитель?. Следует сделать акцент на том, что ?об-новителем? в данном контексте является не тот, кто вносит новое и ре-формирует, а тот, кто, как говорил один известный исламский мысли-тель, ?очищает от человеческих нововведений реальную традицию, иными словами, восстановитель, возвращающий традицию к первоис-точнику?. Признанный в международном научном сообществе энциклопедический сло-варь ?Ислам? определяет салафитов как ?общее название мусульманских ре-лигиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступа-ли с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульман-ской общины, ?праведных предков? (ас-салаф ас-салихун), квалифицируя как бид'а все позднейшие нововведения в указанных сферах? (20). Догматический Ислам, получивший в регионе широкое распространение, подвергается сегодня агрессии, как со стороны типичных северокавказских мусульман, так и со стороны государственных властей и духовных управле-ний. Последние, пользуясь вверенными им безграничными полномочиями, которые явно нелегитимны, как с позиций Ислама, так, что примечательно, с точки зрения российского законодательства, используют терминологическую неразбериху как орудие борьбы с идеологическими конкурентами. Безосновательное, зачастую несанкционированное давление последователей догматического Ислама, силовые и запретительные меры, применяемые к ним, повлияли на становление тенденции перехода от религиозно-идеологических к антагонистическим, от устойчиво умеренных к крайним позициям. Обостряющим ситуацию фактором является так же зачастую непродуманная этноконфессиональная политика, направленная, во-первых, на взаимодейст-вие с официальным духовенством, которое далеко не всегда является доста-точно компетентным и авторитетным, и, во-вторых, на безапелляционное по-давление салафийи в обществе. Следствием данного подхода является отчу-ждение и радикализация приверженцев последнего, формирование в их ми-ровосприятии образа государства-диктатора, препятствующего реализации в теории и практике их религиозных взглядов, что дает возможность заинтере-сованным силам использовать концепцию Джихада в качестве идеологиче-ского обоснования реакции на этническую и конфессиональную дискрими-нацию. Кроме того, само наличие юридически неполноценных законодательных ак-тов и постановлений, направленных на осуществление борьбы с пресловутым ?ваххабизмом? дает обширные возможности для злоупотреблений и превы-шения полномочий представителями органов правопорядка. Очевидно, что четкого определения понятия ?ваххабизм?, ?ваххабит?, ?ваххабитская дея-тельность?, ?ваххабитская организация? применительно к современной Рос-сии до сих пор не существует. Тем не менее, в стране, особенно в северокав-казском регионе, производится немало задержаний и арестов по обвинению в наличии литературы ?ваххабитского? толка или принадлежности к течению ?ваххабизм?. Примечания: 1. Казначеев А.В. Ислам и Кавказ. Пятигорск: издательст-во?Технологический университет?,2002.С.16. 2. Игнатенко А. Исламизация по-чеченски // Независимая газета ? 1997. ? 20 ноября. 3. Васильев А. Пуритане ислама. ? М., 1974. 4. Васильев А. ?Ваххабизма? как течения в исламе не существует // Сего-дня.? 1999. ? сентябрь. 5. НГ-религии - ? 15. - 11.08.99. 6. НГ-религии - ? 15. - 11.08.99. 7. Независимая газета ? 1999. ? 19 октября. 8. Хасбулатов Р. Чечня: последняя надежда // Независимая газета ? 2000. ? 23 мая. 9. Дагестанская правда. ? 1999. ? 12 окт. 10. Михайлин Д. Ваххабизм ? не просто зло, это смертоносное зло //Российская газета ? 1999. ? 28 сентября. 11. Толгуров Т. Кабардино-Балкария: религиозные институты в условиях по-литической нестабильности // Центральная Азия и Кавказ. 1999. ? 2(3). С.176-177. 12. Ваххабиты: XVIII-XX века. Историческое исследование / Составители С.А.Шумов, А.Р. Андреев. М., 2002. С. 125. 13. Там же, с. 126. 14. Там же. 15. Там же, с. 129. 16. Газета - ? 11. ? июнь, 2003. 17. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. ?2(8). С.126-127. 18. НГ-религии - ? 15. - 11.08.99. 19. Игнатенко А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. ? 2 (8). С. 117. 20. Ислам: Энциклопедический словарь. ? М.: Наука. Гл. ред. вост. лит., 1991. ? С. 204.
 
я читал китаб ат-таухид не зная что это за книга...иначе сжег бы не открывая..субхан Аллаh..как же они оклеветали всех...и теперь не успокоятся...
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам