Войти на сайт
17 Августа  2018 года

 

  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.

 

Страницы: 1
RSS
Блиц
 

В этой теме будем проводить блиц-опросы. Лучшую подборку опубликуем в журнале.
Однозначные ответы не принимаются
Флуд со смыслом приветствуется
Провокационные вопросы будут удаляться


Вопрос 1


Могут ли герои нартского эпоса служить образцом для современной молодежи?
 


Конечно могут. Если есть Наполеоны, почему бы не быть Нартами
 
Безусловно.
Кому как ни нартам быть лекалом для современной молодежи.
Им присуща доброта, широта души, сострадание, почитание старших, уважение к женщинам, детям,...
Любовь к родине, к родной земле, к обычаям, к труду, наконец. Вот, что должно быть ярким примером для нынешней молодежи. Все эти качества пришли не сами по себе, это- результат многовековой огранки лучших человеческих качеств.



зы: одно только умение извлечь жидкость из сыра, и устрашить тем самым эмегена чего стоит... даже современным понтарям есть чему поучиться))
 
изяшниперсон
зы -
 
*заранее сорри за флуд*
теперь я знаю, какой раздел мой самый любимый:-)
 
ELISABETH
 
Дети могут воспитываться на этих самых героях, а современную молодежь развивать и воспитывать в большей степени на исторических личностях, которые сыграли важную роль в становлении народа (культура, история, наука и т.д.), аула, фамилии.

Эпос - личностные характеристики, современные исторические личности - это еще (помимо личностных характеристик) и некие реально осязаемые достижения. Не только же палкой махать.
 
А подсказка "звонок другу" есть? ))) Чур, Къанамату я звоню, лучше него вряд ли кто здесь знает нарсткий эпос))
 
Нарты совсем не так однозначны, как кажутся на первый взгляд.
Доброта, широта души - по-моему, не про них...Да и культивирование мирного труда особо в эпосе не наблюдается...Разве что Дебет, да и там немного иные функции и цели...Но это только мнение, субъективное...

Изначальная цель их существования, конечно, весьма благородна: борьба со злом, если говорить о частном его проявлении, то с теми же эмегенами...А так, наиболее яркие их черты - это бесконечная храбрость, отвага, граничащая почти с безрассудством, принципиальность, туда же примешивается порой жесткость, переходящая в жестокость, честь, поставленная превыше жизни и всего прочего, ум, хитрость и т.д. Но не стоит забывать, что для нартов совершать набеги считалось делом обычным))
Как раз сегодня в предисловии к ингушской нартиаде вычитала: для нартов было позором заниматься воровством, но набеги с целью грабежа не считались таковым, ибо там владельцы имущества и всякого добра вызывались на битву, т. е. на "честный бой".)) В свободное от набегов время нарты пировали и танцевали. Карачаево-балкарские нарты в этом смысле ничем не отличаются по описаниям от ингушских и всех прочих нартов.))

Узун сёзню къысхасы, я, конечно, против культивирования "честных набегов" с целью "честного наживания всякого рода имущества", но для мальчиков нарты - самое то!)) Девочкам у них особо нечему учиться. Разве что на примере Сатанай.

Ждем теперь управдома. Она-то нам все и разложит по полочкам.))
 
В этой теме будем проводить блиц-опросы. Лучшую подборку опубликуем в журнале.

только дошел смысл написанного))
предупреждаю сразу, мой пост не для публикаций))
 
Эпос нартов всех народов имеет общие корни, но в некоторых моментах расхож и довольно существенно. (У Байрамукова Умара Зулкъарнаевича были издания о нартах, в которых был тщательный анализ нартских сказаний у различных народов) В карачаево-балкарском эпосе нарты ? эталон поведения в для любого случая, их обычаи - это наши адеты. В бою, на войне, они были жестки, даже жестоки, свирепые лица, там, красные, чуть взбешенные глаза, наводящие ужас крики, но в обычной мирной жизни были трудягами: добывали пропитание, строили дома, разводили скот, занимались земледелием, - работали не покладая рук. Благо, были сильны, и вся работа протекала в виде забав, в числе которых были, естественно, соревнования. Потом праздники, где тоже были соревнования. Они были очень сильны, поэтому все время состязались в поднятии тяжестей, борьбе на поясах, и т.д. Были очень честны, поэтому никогда ни на кого беспричинно не нападали, большей частью ездили к соседним племенам посоревноваться. Жили в горах, где часто сталкивались с эмегенами, поэтому приходилось с ними сражаться, иногда и соревноваться, конечно же.)))

Герои нартского эпоса должны служить образцом для современной молодежи. Но чтобы они были примером для подражания недостаточно чтения их истории и похвалы их заслуг, необходимы продолжатели их миссии, коим бы мы равнялись, и гордились. Благо, они есть ? наши ветераны, наши сосланные дедушки, бабушки, которые в тяжелое время, не сломились, с честью и достоинством сохранили для нас культуру и человечность; наши общественные деятели, всю свою жизнь вкладывающие в развитие и укрепление народа, и, конечно, наши спортсмены, которые не раз явно доказывали, что они сильнее всех на свете. Например, вот эти два спортсмена мне напоминают Ёрюзмека и Сосрукъо.
URL
Через несколько лет наши потомки будут думать о нашем времени как об истории, возможно, жизнь некоторых людей будет добавлена к эпосу нартов, и раз тут однозначные ответы не принимаются, то мой многозначный ответ: ?Нартские герои нам нужны, конечно жешь!?
 
sama реверанс в вашу сторону мамзель, но тут вы немного преувеличили,
Ждем теперь управдома. Она-то нам все и разложит по полочкам.))
я еще не волшебник, я только учусь (с)

Нартский эпос уходит своими корнями в такую тьму веков, что нам с вами отсюда не все и разглядеть. то что лежит на самой на поверхности, это отражение военного уклада жизни автохтонных народов Кавказа, во время формирования ядра эпоса. в те времена ийнек саууб бышлакъны базарда сдавать этген модада болмагъанды, ол сагъатда билекде кюч бла башда акъыл, кеслеринде болмаса Сатанайда бар эди ол байлыкъ
образы нартского эпоса это сплав тех качеств, которые били необходимы во время ратных походов. как уже сказала сама это не воспевание тихой сельской жизни, а суровые военные условия. да и смотря на современную молодежь не верю я, что их может воодушевить храбрость Сосурукъа, мудрость Ерюзмека, мастерство Дебета. я не в нартов не верю, а в молодежь, сапсем пессимист болгъанма.
для мальчиков это образцы доблести мужества и чести, для девочек, образ Сатанай как хранительницы очага. Можно мыслить нартов без любого из героев, но невозможно их мыслить без Сатанай. В.И. Абаев)

а волшебный котелок о сорока ушках, который сам наполнялся, ваще моя мечта на кухне.
 
управдом
sama реверанс в вашу сторону мамзель, но тут вы немного преувеличили,
Ждем теперь управдома. Она-то нам все и разложит по полочкам.))
я еще не волшебник, я только учусь (с)


родственные чувства, идеи, взгляды - эт сила

Сэстренка
Давай звони
 
sama
Totur_Ram
управдом
Спасибо за ваши мнения...
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам