Войти на сайт
20 Сентября  2018 года

 

  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Уруну арты – къуру.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Тели турса – той бузар.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Билим къая тешер.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Кёбге таш атма.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Ата – баланы уясы.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Зарда марда джокъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 ... 11 След.
RSS
Атеизм & квазиисторию в образовательные учреждения КБР или Религия в свете адыгского национализма.
 
ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ, Нальчик, 2007г.


Автор: Кашиф Хаждаутович Унежев, известный ученый и общественный деятель, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Кабардино-Балкарского госуниверситета им. Х.М. Бербекова.

Рецензенты: С.А. Ляушева, д-р филос. наук, проф.,
В.А. Шевлоков, д-р филос. наук, проф.,
А.В. Кушхабиев, д-р ист. наук, проф.

Автор, также, выражает глубокую благодарность известным меценатам КБР О.Л. Шандирову и В.З. Карданову за оказанную поддержку в издании этой книги.

Книга рекомендована Министерством образования и науки КБР (!) в качестве учебного пособия и расчитан на студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учащихся старших классов и средних специальных заведений, а также широкого круга читателей.

_ Только тогда, когда у человека оказываются какие-то цели, но, по его мнению, они не достижимы, создается то нервно-психическое напряжение, чувство безысходности, которое парализует чувство реальности, и тогда вступает в силу полет фантазии, на основе которой возникают религиозные верования, то есть вера в сверхестественное. Человек в таком безвыходном психическом состоянии прибегает к помощи сверхестественных сил, которые могут, по его мнению, решить все его проблемы ? земные и не земные. Тогда и появляются религиозные верования. Таким образом, на определенной ступени развития первобытного человека он не только осознавал неудовлетворенность своего положения, но и начинал мечтать о лучшей жизни, которой в данный момент у него не было. У человека в таком состоянии появляются религиозные верования. Именно на определенной стадии развития человека его воображение отрывается от реальной обстановки и строит общие умозаключения, переходящие в понятия, которые оформляются в виде религии. Это, по словам В.И. Ленина, есть ?отлет фантазии от жизни? . (стр. 22-23)

_... религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным, то есть когда создались соответствующие объективные условия. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека; в порождавшемся этими условиями постоянном нервно- эмоциональном напряжении, которое травмировало умственную деятельность, в стремлении к выходу из критической ситуации. Религиозные представления возникли тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции. (стр.23)

_... религия ? великое ?изобретение? человека. Религия ? результат полета его фантазии, результат его абстрагирования от реальной жизни. Религия ? это результат бессилия человека в объективном объяснении происходящего вокруг него. (стр. 24)

_... она ? ответ на бессилие человека перед окружающим миром и одновременно ? результат развития его интеллекта. То есть, религия стала возможной тогда, когда человек стал абстрактно мыслить, мог фантазировать, опираясь во многом на не понятные ему природные явления. (стр. 35)

_...они (адыги) изначально терпели и терпят наряду со своими, сугубо национальными богами, и других. Пример тому ? Иисус Христос и Аллах, то есть христианство и ислам, которые они восприняли в различные исторические эпохи. И не случайно когда адыг говорит об Аллахе, он подразумевает Тхьэ (Тхьэшхуэ), то есть своего главного бога. Это свидетельствует о том, что адыг и сейчас не отказался от своих богов, в этом его постоянство. Когда адыг говорит о мусульманстве, он прежде всего имеет в виду адыгагъэ (адыгство), в представлении адыга ? это его своеобразная религия. (стр.6-7)

_ Адыгъэ хабзэ гораздо шире по своей смысловой нагрузке, чем религия и адыгагъэ тоже шире, чем верование. (стр.209)

_Прежде всего следует отметить, что именно адыгский этикет стал важнейшим барьером в у креплении позиций религии в среде адыгов. Дело в том, что религия в жизни адыгов никогда не играла такой же важной роли, как это имело место и имеет место у остальных народов Северного Кавказа. Адыгъэ хабзэ по своему функциональному назначению решает больше задач, чем религия: нет проблем в обществе, начиная от рождения человека до ухода его в мир иной, которое Адыгъэ хабзэ не регулирует. Поэтому именно Адыгъэ хабзэ стал (и по сей день является) ?преградой? укрепления позиций религии в адыгском обществе. (стр.192) и т.д., и т.п.

_Одним из главных тотемных животных у адыгов выступала в древности собака. Об этом многочисленные данные различных наук, в том числе языкознания. Этого мнения придерживались многие ученные: Г.В.Рогова, А.А.Миллер, Н.Ф.Яковлев, Л.И.Лавров, А.Х.Налоев ? и другие, которые слово ?тхьэ? (бог) связывали с названием ?собака? (хьэ). А.А.Миллер и Н.Ф.Яковлев определяли ?хьэ? (собака) как тотемное животное адыгов. В частности, Н.Ф.Яковлев пишет: ?На древность и культовое значение собаки в быту черкесов указывает наличие, например, у адыгейцев таких имен, как мужские имена: Хьэхъу ? кобель, Хьэкъарэжь ? Старая Черная Собака, Хьэдыгъужь ? собака-волк, Хьэлъакъу ? собачья нога, ХьэцIыгъу ? собака-мышь и т.д.?. Подтверждением того, что собака выступала у адыгов одним из тотемных животных, является тот факт, что многие адыгские фамилии начинаются со слога ?хьэ?. Кроме того, многие кабардинские имена тоже начинаются со слога ?хьэ?: Хьэсэнбий, Хьэдис, Хьэхъужь, Хьэлимэт, Хьэнифэ, Хьэуа, Хьэтал, Хьэбалэ, Хьэсэн. (стр.58)

_Слово ?тха? (тхьэ) ? бог, по-гречески ?theos? до сих пор объясняется по-разному. На наш взгляд, это слово необходимо объяснить с точки зрения адыгского языка. В этом плане, не претендуя на исчерпывающий ответ на этот вопрос, можно привести два объяснения этого слова. Первое, слово ?тьхэ?, возможно происходит от другого адыгского слова ?Дыгъэ? (тыгъэ, тыхьэ). Возможно ?Тхьэ? первоначально предполагало ?Дыгъэ? (тыгъэ) ? Солнце. Издревле адыги, как многие другие народы, обожествляли Солнце и, возможно, солнечное божество было названо ?Тхьэ?.
Второй подход. Это касается того, из каких частей состоит само слово ?Тхьэ?. Оно состоит из ?хьэ? (собака) и ?ты?, ?етын? (отдать, давать). Если исходить из того положения, что издревле одним из тотемных животных адыгов выступала собака, то можно предположить, что слово ?тхьэ? имеет прямое отношение к этому животному...
...Таким образом, можно предположить, что и в первом, и во втором случае слово ?тхьэ? (бог) имеет адыгское происхождение. Вообще можно предположить, что в основе слов ?Дыгъэ? и ?Тхьэ? лежит слово ?хьэ? (собака). Дело в том, что слово ?Дыгъэ? тоже, как было сказано выше, произносилось и как ?тыгъэ?, ?тыхьэ? (тхьэ), то есть во всех случаях в разных вариантах присутствует слово ?хьэ? (собака). Исходя из всего этого, можно предположить, что и слово ?тхьэ? (бог), и слово ?дыгъэ? (солнце) имеют прямую связь со словом ?хьэ? - собака, которая являлась одним из самых главных тотемных животных древнейших предков адыгов. (стр.87-88)

_Следы древнекаменного века (палеолита), в том числе и среднего палеолита, обнаружены во многих местах расселения протоадыгов. Как было отмечено выше, уже в период среднего палеолита (80-35 тыс. лет до н. э., а именно 40 тыс. лет до н. э.) у древнейших предков адыгов существовали простейшие религиозные верования и элементы искусства. Именно к этому периоду завершается процесс становления человека разумного (homo sapiens), который был способен к абстрактному мышлению, что позволило ему создать в своем воображении иной, загробный мир.
Следы первых и самых примитивных религиозных верований этого периода обнаружены и на Северном Кавказе, в том числе более чем в 60 его регионах, в которых с момента появления человека как разумного существа проживали древнейшие предки адыгов. Это такие очаги древнейшей культуры Северного Кавказа, как Ильская стоянка (на реке Иль, в 40 км к югу от гор. Краснодара до сел. Заюково Баксанского района), и другие регионы нашего края, где с периода палеолита жили предки адыгов. Именно на этом огромном пространстве вплоть до современной Чечни и Ингушетии жили еще с периода палеолита протоадыги, и у них появились в тот период первые религиозные верования и элементы искусства. В этот же период они стали строить примитивные жилища. (стр.14-15)

_Люди в различных регионах планеты Земля приходили к первым, самым примитивным, религиозным верованиям самостоятельно. Другое дело, когда речь идет о мировых и национальных религиях: они имеют конкретную, свою ?прописку?, то есть они возникли в конкретных географических пространствах и имеют своих конкретных ?авторов?. (стр.21)

_В пользу того, что именно греки в большей степени восприняли у древних предков абхазо-адыгов многие традиции, обычаи и элементы религиозных верований, говорят греческие мифы и легенды, где присутствует тематика Кавказа, и которые своими корнями уходят в историю протоадыгов. Не случайно много параллелей и между греческой мифологией и нартским эпосом, первоначальным создателем которого являются предки абхазо-адыгов. Но это особый объект дальнейших научных изысканий. (стр.82)
 
P. S. И еще один любопытный момент. Из этого ?монументального труда? понятно, что профессор Унежев не верит ни в Бога, ни в богов, пусть даже адыгских так ему симпатичных, тогда напрашивается вполне логичный вопрос для чего же (или,скорее, для кого же) он, в качестве эпиграфа(!) для своей книги, использовал вот эту душещипательную ?молитву?:


Веками в дни тяжелых испытаний и дни радостей и
веселья далекие предки отцов моих всегда молились тебе
со словами: ?О, Великий Бог древних адыгов ? Тхьэшхуэ,
чье обиталище ? величавая гора Iуащхьэмахуэ! Ты даришь людям
день и ночь, зиму и лето. Ты же посылаешь им горе и радость.
Ты раскрываешь ложь и обман людей грешных на земле,
ты открываешь правду и даешь мудрые советы праведным смертным.
Помощники тебе в этом вечном твоем ?ремесле? - Псатхьэ и Щыблэ,
Зек Iуэтхьэ и Емыш и другие боги адыгов.
Сохрани небо и горы, поля и сады, стада и очаг домашний
потомков твоих величавых, живущих у подножия твоего Дома ? Iуащхьэмахуэ?.


К. Унежев



Или, пользуясь определениями самого Унежева, какие-то недостижимые цели и не удовлетворенность своим положением вызвали нервно-психическое напряжение, которое, травмировало умственную деятельность профессора? У человека в таком состоянии появляются религиозные верования. Многобожие это уже нечто отличное от воинствующего атеизма. Неужто уверовал?!!!
И обратите внимание, что, обращаясь к Тхьэшхуэ, местоимение ? твоего? Унежев пишет с маленькой буквы, а якобы обиталище Тхьэшхуэ - ?Дом? с большой. Какая-то не стыковка ? дому, т.е. атрибуту божества оказывается большее почтение, чем самому божеству. С чего бы это? Впрочем, ответ ясен как Божий день...
 
Агъузубилляхь ! Уроды они! Враги Ислама!
 
Просьба к форумчанам, далее статьи на тему "ИСЛАМ И АДЫГЭ ХАБЗЭ" публиковать на форумах с адыгским большинством. С уважением.
 
adyga
точно...
 
KALAYSA Pictures
Прально))Может закроешь его и всё?
Сколько этих тем расплодилось здесь на форуме...
 
KALAYSA Pictures
вам че приятнее яитат эту атеистическо-язычечкую дребедень? Ты походу не далеко от этих авторов ушел!
 
Веками в дни тяжелых испытаний и дни радостей и
веселья далекие предки отцов моих всегда молились тебе
со словами: ?О, Великий Бог древних адыгов ? Тхьэшхуэ,
чье обиталище ? величавая гора Iуащхьэмахуэ! Ты даришь людям
день и ночь, зиму и лето. Ты же посылаешь им горе и радость.
Ты раскрываешь ложь и обман людей грешных на земле,
ты открываешь правду и даешь мудрые советы праведным смертным.
Помощники тебе в этом вечном твоем ?ремесле? - Псатхьэ и Щыблэ,
Зек Iуэтхьэ и Емыш и другие боги адыгов.
Сохрани небо и горы, поля и сады, стада и очаг домашний
потомков твоих величавых, живущих у подножия твоего Дома ? Iуащхьэмахуэ?.


Уашхьэмахуэ - это Эльбрус... и атеист-Унежев, поселил адыгского бога Тха на "величавой горе Iуащхьэмахуэ"? И после этого, адыги пытаются смеяться над тем, что пишет Будай:

Далее. По Калмыкову адыгские боги такие как "Пса", "Тха" (бог жизни), Мзы Тха (бог леса) жили на вершине Эльбруса. Это является слабой, неудачной попыткой связать свое происхождение с Эльбрусом. Адыги, не найдя на земле никаких доказательств подтверждающих, что они имели свои земли на Кавказе, обратили свои
взоры к небесам, заявив, что бог "Тха" подарил им в свое время Эльбрус.

Почему мы критикуем эту легенду. Потому, что адыгская нтеллигенция опираясь на такие фантастические "факты", делает провокационные политические заявления, которые могут развязать на Кавказе межнациональный конфликт. Например, они заявляют: "Земля Эльбрус - это священная родина черкесов, дарованная "Тха"(богом). "Тха даровал нам землю Эльбрус - источник для крови и хабзе, их храм, и
нельзя оставлять его!" "...Эльбрус это родина предков, наша кровь".
Об этом также пишут М. Ахметов и Т. Марчануков в своей книге "Край овеянный легендами" стр. 11-12. Обратите внимание на следующее. На первом этапе сочиняется легенда (Калмыков).
На втором этапе, поверив в этот бред, другие начинают утверждать, что эта земля действительно адыгская (Ахметов). На третьем этапе по-
литические заявления об освобождении этой земли и ее возврата адыгам.

Ярким примером этому служит А. Бакиев, который пишет: "...нет
и йоты сомнения в том, что наиболее развитая дворянско-аристократическая Кабарда в первый же благоприятный момент начала бы объединительный процесс с соседними адыгскими землями и может быть, принудила бы их к объединению воинской силой". To есть, остается последний и самый опасный этап, военный, к этому у них все готово.

Именно в этих целях чтобы предотвратить четвертый этап, мы вынуждены разоблачать подобную идеологию адыгской интеллигенции.

По этой же причине мы докажем, что адыгский бог "Тха" сам является гостем на Кавказе. "Тха" никогда не имел своих земель на Кавказе. Он был не в праве дарить что-либо адыгам, тем более Эльбрус.


Если рассматривать все адыгские легенды из них можно понять, что адыги в силу каких-то причин, из разных мест, в разное время посте-
пенно подтянулись на Кавказ, а из карачаевских легенд мы можем подчерпнуть информацию о том, что карачаевцы именно с Кавказа расселялись в разные районы земли, например, легенда "Как Акка
уехал на Восток". Есть также легенды, в которых говорится
о возвращении карачаевцев на родину предков после насильственного переселения их с Кавказа, например "Возвращение Карчи.

На сегодняшний день адыги пытаются представить всё наоборот. Посадить на троне Эльбруса "Тха" и убедить всех, что карачаевцы -это пришлая кучка оборванцев.

Давайте заглянем поглубже в историю и этнологию. Откуда пришли на Кавказ "Тха" и все его поклонники? В книге "Мифы народов мира" на стр. 534-536 о "Тха" пишется следующее:

1. Тха - главный бог адыгов.
2. Тхагаледж - бог земледелия у адыгов.
3. Тхаухуд - адыг. бог
4. Тхашхо - адыг. бог
5. Тхожей - адыг. бог

(Теперь сравните с названиями богов Индокитая)
6. Тхагьямин - главный бог Бирмы.
7. Тхамала - легендарный покровитель Камбоджи.
8. Тхэуранг - бог природы на Тибете.
9. Тхонг и двараси - боги природы в Лаосе.
10.Тхорании - бог земли и любви на Сиаме.
11. Тхэн Беп - бог очага во Вьетнаме.
12. Тхэн Биен ~ бог моря во Вьетнаме.
13. Тхэн зо - бог воздуха во Вьетнаме.
14. Тхэн лыа - бог огня во Вьетнаме.
15. Тхэн люа - бог риса во Вьетнаем.
16. Тхэн матцанг - бог Луны во Вьетнаме.
17. Тхэн мацей - бог Солнца во Вьетнаме.
18. Тхэн сет - бог молнии

Как вы видите, адыгский бог "ТХА" нормально существует на своей исторической родине, ничем не отличаясь от своих родственников.

В таком случае, зачем вы его стараетесь затащить на родину Тейри. Пытаетесь усадить его на Эльбрусе, не боясь, что он может превратиться в мороженое. На Кавказе нет городов названных в
честь "Тха", а вот если рассмотреть карты вышеперечисленных
стран, где проживает "Тха" мы увидим множество населенных
пунктов в названиях которых упоминается его имя.

1. Тхатхом.
2. Тхакхэк.
3. Тхангуен.
4. Тхаибинь.
5. Тханьхоз
6. Тхузаумат,
7. Тхаптям.
8. Тхоту.
9. Тхана.
10. Тхануен.
11.Тхал.
12. Тхэихон.
13. Тхабури.

А городов начинающихся с "ХА" (тотем адыгов) просто не перечесть. Таким образом, утверждения адыгов, что Тха" подарил им Эльбрус", просто смехотворно. "Тха" на своей территории может дарить вам что угодно, но не на Кавказе, где он сам является гостем.


Не знаю, что еще тут можно сказать!? Полагаю, тему можно закрыть.
 
adyga
вам че приятнее яитат эту атеистическо-язычечкую дребедень? Ты походу не далеко от этих авторов ушел!

конечно.. можно сказать, вырос на книгах унежева...
 
KALAYSA Pictures понятно всею ты собираешь все плохое , что есть у адыгов ие тем самым вешаешь ярлык на всех адыгов!
создаешь тему по поводу "язычества и хабза" публикуються на форумах с карачаевским большинством, а темы Ислам и Адыгэ Хабзэ не публикаються!!!!!
Где локика? зачем на форуме с карачаевским большинтсвом "язычества и хабза"????
нормальные стаити мсульман-адыгов не публикуешь!Нацик ты и будет ждать тебе геена так же как и этих авторов!
 
adyga
Я в мусульманах-адыгах не сомневаюсь, так же как и не сомневаюсь в тебе. Я уверен что никто здесь в этом не сомневается. Но я очень сомневаюсь в том, что пишет унежев, в том что он говорит что хабзе не позволяет укорениться исламу в адыгском обществе. Мне об этом говорить не нужно, я знаком с адыгами-мусульманами, и знаю, что им ничего не мешает быть мусульманами. Все что Унежев сделал - дал понять что его психическо-моральное заболевание не позволяет быть мусульманином.
 
Нацик ты и будет ждать тебе геена так же как и этих авторов!
спасибо, от души посмеялась))))))))

напоминает лексикон эдаких обозленных старушек)))
 
чиста-политическая тема... почему она в разделе "Религия"?
 
Может хватит писать гадости о соседях?У КБ тоже был бог Тенгри, и он далеко не кавказского происхождения.
Слава Аллаху, мы сейчас мусульманские народы, а язычники и перебежчики в другие веры есть у всех.Но не нам их судить.
 
МуратАдыг
дело не в происхождении богов, и даже не в самих богах...
 
Если Унежев - атеист, то это его личный выбор.Я слышал и о кабардинцах, и о балкарцах , и о чеченцах ставших свидетелями иеговы, но это их личное дело, они сами за себя ответят.Но никто не имеет право опираясь на эти случаи наезжать на весь народ.
Да и вообще, через некоторое время генетики скажут кто откуда пришёл на Сев.Кавказ, и примерное время этих процессов, вот тогда и решим все споры.
 
В принципе генная история народа уже сейчас может быть написана генетиками, просто нужны деньги, желание и независимые учёные.
 
Тейри - это тоже самое что Бог на русском языке. Аллах на арабском. Танры на турецком. Подразумевается то Он, Аллах который не родил и не был рождён и не было Ему подобным никто.
А так зачем тему удалять, пускай живёт, у искренних мусульман от этой статьи вера не перегибётся, и братские отношения тем более чувства к мусульманам адыгам не исчезнут....а тех кому верить не во что что Бог Аллах, что Иегова, что Доллар, что камень, а что и вулкан) всё одно!!!

Да поможет Аллах искренним мусульманам Кавказа, и да сделает религию главенствующей над атеизмом, как в делах так и в сердцах и умах хороших людей!!!
Ну а плохие сами себя и сожрут как всегда бывало!!!!
 
МуратАдыг
не пойму о чем ты... а кто здесь наехал на весь народ опираясь на эти случаи?
 
KALAYSA Pictures
товарищ.... взгляните в личку)))
 
Опираясь на слово Тха вывели кабардинцев из Индокитая.
Если на то пошло, то некоторые ученые считают, что монголоидная раса - продукт смешивания белой и негроидной расы в условиях континентальных степей Азии.А белая раса зародилась на Кавказе и Причерноморье.
Так что верования в Тха мог зародится и на Кавказе.
 
МуратАдыг
Так что верования в Тха мог зародится и на Кавказе.

на ошхамахуа?
 
МуратАдыг
Если Унежев - атеист, то это его личный выбор.

Всё бы ничего, если бы его личный выбор не был рекомендован в качестве учебного пособия практически всем слоям населения...

Книга рекомендована Министерством образования и науки КБР (!) в качестве учебного пособия и расчитан на студентов вузов, аспирантов, преподавателей, учащихся старших классов и средних специальных заведений, а также широкого круга читателей.
 
Да что тут говорить... Разве удивительно то, что пишет Унежев? Как умеет так и пишет. Простите его, а?
 
KALAYSA Pictures
Не знаю.Хотя вряд ли - слишком суровый климат(тем более тогда только закончился большой ледников.период), думаю что в степях причерноморья - климат помягче.
Страницы: 1 2 3 4 5 ... 11 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам