Войти на сайт
24 Октября  2018 года

 

  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Нарт сёз – тилни бети.

 

Страницы: 1
RSS
Что значит быть представителем своего народа?
 
Вот как на этот вопрос отвечает российский писатель, чеченец по национальности Герман Садулаев , автор книги ?Я ? чеченец!?

А как бы ответил представитель карачаево-балкарского народа? Интересный ответ (если на русском языке) может быть опубликован в одном из столичных журналов. Если на родном языке - то в газете "Карачай" или в журнале "Минги Тау"
 
Чеченцы в Европе
Беседа с Германом Садулаевым.


От редакции. Последнее время чеченцы, живущие в Европе, привлекают к себе все большее внимание. Так, например, чеченские подростки , оказавшиеся на острове Утойя во время бойни, устроенной Брейвиком, стали героями норвежской прессы. Как сообщает пресса, они пытались спасти других подростков от террориста, стремившегося их убить. Но были и другие не столь приятные истории ? захват пассажирского поезда в Польше, драки с молодежью и другими беженцами, побудившие правительства ряда стран Европы принять самые жесткие меры в отношении чеченской диаспоры.

О ?чеченской проблеме? в Европе ?Русский журнал? побеседовал с российским писателем, чеченцем по национальности Германом Садулаевым , автором книги ?Я ? чеченец!?.

Герман Садулаев - российский писатель. Родился в 1973 году в селе Шали Чечено-Ингушской АССР. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Как прозаик дебютировал в декабре 2005 года в журналах "Знамя" и "Континент"; в 2006 году выпустил книги "Я - чеченец" и "Радио Fuck", опубликовал реконструкцию чеченского эпоса "Илли". Вышедший в 2008 году роман ?Таблетка? вошёл в шорт-лист литературной премии ?Русский Букер?. В июне 2009 года был опубликован роман AD, признанный журналом GQ книгой месяца. Роман ?Шалинский рейд? вошёл в шорт-лист ?Русского Букера? в 2010 году.

* * *

Русский журнал: С начала 1990-х началась интенсивная миграция чеченцев в Европу. И европейские страны охотно предоставляли убежище беженцам из Чечни. В последнее время, однако, ?чеченская тема? поднимается в Европе в связи, например, с убийством в Вене Умара Исраилова проживающими в Австрии чеченцами, дракой в 2006 г. в Бельгии чеченцев с местной молодежью на дискотеке, захватом чеченскими и грузинскими беженцами пассажирского поезда в Польше с целью добраться до Страсбурга, чтобы пожаловаться в Европейский суд по правам человека на плохие условия жизни в лагерях для переселенцев. Что представляют собою европейские чеченцы, как они сохраняют свою идентичность в контексте нарастающей исламо- и мигрантофобии в Европе? Что значит быть чеченцем в Европе?

Герман Садулаев: Я не знаю, что значит быть чеченцем в Европе. Я вообще не знаю, что сейчас значит быть чеченцем. Когда я писал ?трудно быть чеченцем? я подразумевал, что такое самоопределение обусловливает повышенные требования к самому себе, к своей морали, к своему поведению. Такому человеку трудно самому, зато окружающим с ним легко. Если человек следует повышенным требованиям идеального кодекса чести, то он во всяком случае удовлетворит средневзвешенным требованиям к обычному поведению в российском или европейском обществе. Если человек такой ?чеченец?, то он одновременно и ?европеец?, с этим нет никаких проблем. Но мои бывшие земляки порой полагают, что определение ?чеченец? больше не связано с требовательностью к себе, наоборот, они требуют от других особого к себе отношения, а себе позволяют то, в чём отказано другим. Или противопоставляют свою систему ценностей системе ценностей окружающего их общества. И это сразу становится проблемой. В этом смысле не нужно быть чеченцем в Европе. В Европе нужно быть европейцем. Живёшь в Риме ? живи как римлянин. Если хочешь оставаться таким чистым тру-чеченом ? живи в Чечне, не надо никуда уезжать.

РЖ: Принимающее сообщество Европы скептично в отношении мигрантов в принципе, в том числе и в отношении многодетных чеченских семей. Например, в Норвегии семьи многих беженцев многодетны, и живут на социальные пособия. Насколько обоснованы заявление о том, что многие чеченцы едут в Европу за пособиями, а отнюдь не скрываются от преследований в России или авторитарной власти на Родине?

Г.С.: В экономическом плане сообщество Европы только выиграет от принятых им многодетных чеченских семей. Выплаченные социальные пособия вернутся сторицей. Дети вырастут, выучатся, и будут работать на благо принявшего их сообщества. Будут зарабатывать на пенсии для нынешних работающих норвежцев или немцев. Больше некому будет работать, европейские нации стремительно стареют ? и понимают это. Так что в экономике нет никаких проблем от мигрантов, одни плюсы и выгоды. Однако нужно решить вопрос культурной и социальной интеграции. Проблемы интеграции могут обрушить европейское общество, а не пособия. А почему чеченцы, а также и прочие россияне, продолжают бежать в Европу ? об этом стоит задуматься не Европе (ей, в сущности, всё равно ? лишь бы интегрировались), а России. За пособиями, то есть, в чисто экономических целях, чтобы не работать и кушать за чужой счёт? Только за этим? Вряд ли. Говорят про захваченный в Польше поезд, но не говорят про группу беженцев, которые прошлой зимой замёрзли и погибли в той же Польше. Неужели так хотелось им этих ?пособий?, что они рискнули и обрекли себя на смерть? Нет, не за пособиями бегут. А от духоты. От безнадёжности. От несвободы. От мрака. Ради будущего своих детей. Часто мигранты говорят так: мы помучаемся, зато наши дети будут жить в нормальном обществе. Действительно, бывает, что мигранты придумывают обстоятельства их ?преследований? в России. Но факт, что они не видят в России будущего для себя и своих детей. А как они его увидят, если самые первые лица нашего государства давно вывезли своих собственных детей в Европу? Если даже они не верят в свою страну? Так что пусть сначала дети наших правителей вернутся на родину, а потом можно будет укорять мигрантов в недостатке патриотизма.

РЖ: Вам принадлежит фраза, ?чеченец всегда держит себя так, как будто сегодня ему принадлежит весь мир?, значит ли это, что принадлежать миру и жить не по своим обычаям чеченцы не смогут ? ни в России, ни в Европе?

Г.С.: У этой фразы есть важное продолжение ?.., а завтра его всё равно убьют?. Смысл имеет только полная цитата. Такая уверенность в обладании миром основана на убеждении в правильности своего пути и готовности в любую минуту умереть ради свободы. Настоящее благородство всегда сопутствует жертвенности. Это образ чеченского самурая, следующего идеальному кодексу чести. Думаю, сейчас он имеет мало отношения к действительности. И те мои бывшие земляки, которые носят за своим начальником небрежно брошенные им галстуки и пиджаки, меньше всего похожи на героев и эпических персонажей. Время героев, вообще говоря, прошло. Пришло время приспособленцев. Чеченцы сейчас, как и русские, как и все остальные, будут жить по любым обычаям, по которым им прикажут жить.

РЖ: Весной этого года Норвегия выслала из страны беженцев из Чечни ? формально из-за подозрения некоторых в связях с террористами. Но в СМИ появлялись сообщения о том, что причина лежит в том, что вынужденные переселенцы из Чечни оказывались участниками конфликтных ситуаций с местным населением. В июне этого года в Ницце прокуратурой Парижа была проведена операция, направленная на уничтожение ?чеченской сети материально-технического обеспечения?. Насколько обосновано представление о ?конфликтности? чеченцев с любым ?иным? сообществом, в том числе европейским?

Г.С.: Не думаю, что есть какая-то специфическая ?чеченская? проблема в Европе. На прошлой неделе этнические и подростковые банды несколько дней грабили Лондон и другие крупные города Великобритании. На кадрах беспорядков ни чеченцев, ни албанцев, ни даже турок не видно. Витрины бьют, в основном, чернокожие. Афробританцы. Так что есть в Европе и более проблемные этнические сообщества, чем чеченцы, которых по сравнению с теми же турками или арабами ? ничтожно мало. А проблема интеграции есть. В целом, для всех мигрантов в Европе. И она стоит с обеих сторон ? и со стороны мигрантов, и со стороны принимающего общества. Я жил в Германии под местечком Дюрен. Это город населением в 80 000 человек. Из них 4 000 ? русскоязычные. Это много. И это проблема. Они не хотят полностью интегрироваться. А интеграция по-немецки означает, что нужно стать более или менее немцем! Другого способа интеграции Германия ? изначально мононациональная страна ? не знает. Немцы очень радушны в этом отношении, они искренне поощряют вас, если вы учите немецкий язык и вообще онемечиваетесь ? они готовы принять вас. Но русские, или чеченцы, не хотят становиться немцами. Они хотят оставаться тем, кто они есть, но жить в Германии ? в стране немцев. Как быть? Казалось, что у Англии есть лучший рецепт интеграции ? в Англии никто не собирается делать из приезжих индусов или чеченцев англичан (наоборот, никто не позволит вам стать англичанином, при случае вам всегда укажут, что вы не-англичанин, и ваше место вон там, за оградкой ? в этом коренное отличие интеграции по-английски от интеграции по-немецки). В Англии все принимают как факт то, что вы на национальном уровне чеченец или пакистанец, но на другом, наднациональном уровне вы осознаёте себя как британца, как подданного Её Величества. То есть, это как бы имперский способ интеграции. Однако недавние события в Лондоне показали, что и этот метод не идеален. Европе ещё предстоит найти рецепт от внутренних конфликтов, порождённых миграцией. И это будет общий рецепт ? ничего отдельного или особенного ни для чеченцев, ни для кумыков не нужно.

РЖ: По словам С. Ганнушкиной, ?у многих чеченских семей успели вырасти дети, пока они добивались статуса политических эмигрантов. Эти дети уже европейцы, с абсолютно другой внутренней свободой и психологией. Возвращение в патриархальную Чечню для них невозможно?. Тогда как сами чеченские мигранты говорят о том, что в России (а не в Чечне) их ждет преследование по национальному признаку и несправедливость. Как Вы думаете, почему ?европейские чеченцы? не стремятся возвращаться на свою спокойную уже Родину?
 
Г.С.: Действительно, почему? Может, потому, что она не такая спокойная, как нам кажется? Или, может, они привыкли к тому, что закон один для всех ? и для простого горожанина, и для министра или мэра? Что по велосипедным дорожкам едут велосипеды, а машины (все машины, даже порше) останавливаются на красный свет и перед пешеходным переходом? Что случаи коррупции редки, обязательно вскрываются и сопровождаются громкими процессами, скандалами и отставками чиновников сразу целой партии? Что ограбивший народ чиновник получает не кафедру в университете, а нары в тюремной камере? Что можно давать своим детям образование и быть уверенными в том, что они получат работу на равных условиях с остальными ? без связей и взяток? Что можно заниматься бизнесом, и у тебя не отберут твой магазин люди в погонах и с оружием, потому что он им понравился? Что к тебе не придут и не скажут: помимо всех налогов ты должен ещё отчислять вот столько-то денег вот в этот фонд, добровольно. И попробуй не отчисли. Что социальные пособия ? если уж говорить о социальных пособиях ? рассчитаны так, что на них действительно можно прожить в трудное время? Что пенсии рассчитаны так, что на них можно достойно встретить старость? Что газоны подстрижены? Что продукты в супермаркетах снабжены корректными ценниками за литр или килограмм? Что на улицах чисто, так чисто, что надев с утра лакированные туфли, вечером возвращаешься ? а пыли нет? Это всё, конечно, мелочи ? чистая обувь и демократические выборы. Но к хорошему быстро привыкаешь.

РЖ: После конфликтного инцидента в австрийском пересылочном лагере Трайскирхен с участием чеченцев (драка с другими беженцами), ожидавших предоставления им статуса политических беженцев, министерство внутренних дел Австрии приняло решение о выселении чеченцев из лагеря и распределении их по всем австрийским землям (кроме Вены) с тем, ?чтобы они не могли образовывать группы?. В Норвегии для выходцев из Чечни, получивших вид на жительство в этой стране, планируется введение запрета на посещение родины. Значит ли это, что ассимиляция чеченцев возможна через разрушение общины, к чему фактически и стремятся европейские страны?

Г.С.: У европейцев сейчас куча проблем с мигрантами, это факт. А главная проблема в том, что нет единой и оправданной стратегии интеграции. Все принимаемые меры вроде распыления диаспоры по разным землям ? только тактические решения. Стратегии нет. В том числе нет стратегии ?распылим национальные диаспоры, чтобы обеспечить лучшую интеграцию в наше австрийское общество?, хотя в этом и была бы какая-то логика, вроде поиска другого пути, альтернативного путям Лондона и Парижа, где есть национальные кварталы, и мы видели, к чему это привело. Но и такой стратегии нет. Завтра будет принято другое тактическое решение, в связи с другими обстоятельствами. Нет единого мнения о том, что и как надо делать, ни среди европейских политиков, ни в обществе. Отношение к мигрантам сложное. Доходит до трагических крайностей ? как в деле Брейвика из той же Норвегии. А в Германии стала бестселлером довольно неполиткорректная книга о мигрантах. Это при том, что немецкое общество в целом очень толерантно. Лично я думаю, что никаких специальных мер не нужно, национальная община разрушается сама собой. В Берлине живут тысячи чеченцев. Но никакой единой общины нет. Взрослые все переругались из-за разницы в политических пристрастиях, а молодёжь просто живёт, просто строит свою жизнь в Берлине, потому что Берлин ? прекрасен, в нём есть место каждому. Смена поколений решит половину европейских проблем по интеграции мигрантов, это так. И чеченцы, как и русские, как и украинцы, как и все прочие народы бывшего СССР ? самые позитивные мигранты в любой стране. Как правило, они гораздо лучше и быстрее, за одно-два поколения, интегрируются в новое общество, чем многие афро-африканцы и прочие, каковые склонны воспроизводить одни и те же интеграционные проблемы из поколения в поколение, бесконечно.

РЖ: А может быть чеченцы, ратующие за традиционализацию своего общества, правы и за признанием Европой провала политики мультикультурализма последует ренессанс национальных сообществ? И чеченцы в итоге окажутся в выигрыше как сохранившие свою самобытность?

Г.С.: Если чеченцы так правы, а Европа так не права, то почему чеченцы так рвутся в Европу, а не европейцы в Чечню? Или, если говорить, в общем: если мононациональное и традиционное общество так хорошо, а мультикультурное европейское общество ? так плохо, то почему столько несчастных людей бегут из своих идеальных национальных земель в неидеальную, сложную, конфликтную Европу, бегут, рискуя жизнью, по снегам, плывут на рыбачьих лодках через Средиземное море, ныряют у границы и попадают в сети, но продолжают плыть, бежать, лететь, ползти в Европу из своей счастливой страны? Не сказано ли ? по плодам их узнаете их? Европа не в первый раз признаёт свои провалы, тогда как очередной африкан-баши не признаёт никаких провалов, наоборот, только достижения, исторические прорывы и смены вех, а афро-африканцы всё прут и прут в провальную Европу от своего идеального царя. Почему? И почему бы какому-нибудь ? я не говорю о чеченском, я вообще ? какому-нибудь самобытному обществу не построить такую самобытную цивилизацию, в которой хотелось бы жить, в которой хотелось бы жить самим самобытным хотя бы, а в идеале ? и другим тоже, и чтобы европейцы увидели, как им надо жить, куда стремиться, отказавшись от пагубной политики мультикультурализма и толерантности? Почему бы и нет, а? Пока слова остаются словами, а дела остаются делами. Традиционалисты и самобытники ратуют, однако самое дорогое - своих детей и свои капиталы предпочитают держать в мультикультурной и провальной, толерантной и кризисной, которая уже давно в закате, в яме, у которой нет исторического будущего и бла-бла-бла. В старой доброй матушке Европе.

Поэтому сама постановка вопроса ложна. Или национальный ренессанс ? или мультикультурализм. Сейчас мир очень мал. Мир ? один большой аул. Если политика мультикультурализма провалится, то и никакого национального ренессанса не будет. Мы можем говорить об этом только вместе ? о развитии национальных культур в контексте мирового мультикультурного развития. И успех каждого индивида зависит от его правильной социализации, и успех любого национального сообщества зависит от правильной интеграции в интернациональную среду.

Беседовала Раиса Бараш
 
Вот так вот, разъезжаются по разным странам и, думая, что продают Родину, продают свою совесть.
 
Сэстренка
Вот так вот, разъезжаются по разным странам и, думая, что продают Родину, продают свою совесть.

Не стоит так строго и категорично судить людей, которые вынуждены были изза войны покинуть свою родину. Так можно обвинить и каарачаевобалкарцев, уехавших на работу за пределы своих республик.
 
ВВС
Ну, уехал из-за войны.. зачем теперь своих же, чеченцев, охаивать? Я не обвиняю в том, что уехал, я высказываю недовольство по поводу того, что своих же, чеченцев человек охаивает. Не хочет - пусть не возвращается, но пусть молчит о тех, кто дома находится. А если все еще болит душа об оставшихся, то пусть им и пишет, а не вдали от них на весь белый свет.
 
Сэстренка
Ай-ай, возьми свои слова обратно: никто не продает ни Родину, ни совесть. Жизнь заставляет людей мотаться по всему свету - как тебя, как меня и многих других.

А чеченцы наши братья по вере, судьбе и Кавказу. Мы вместе пережили сталинский геноцид. А они пережили и новое потрясение. Не каждый народ выдержал бы то, что выдержали чеченцы. И в армии, а сейчас и зарубежом, всегда находил и нахожу их братскую поддержку.

А тему открыл не для обсуждения чеченцев, а поговорить о нас самих.
 
Жизнь заставляет людей мотаться по всему свету - как тебя, как меня и многих других.
Sabr
Меня ни жизнь, никто не заставляет мотаться по свету. Я хотела расти профессионально и приехала в Москву. И не потому, что я не могла это сделать дома. У меня был выбор, и я выбрала Москву. Это так, к слову, раз возник такой вопрос.

А чеченцы наши братья по вере, судьбе и Кавказу. Мы вместе пережили сталинский геноцид. А они пережили и новое потрясение. Не каждый народ выдержал бы то, что выдержали чеченцы. И в армии, а сейчас и зарубежом, всегда находил и нахожу их братскую поддержку.
- Не понимаю, почему Вы мне решили об этом рассказать, я про чеченцев ничего плохого даже намеком не сказала.

А тему открыл не для обсуждения чеченцев, а поговорить о нас самих.
- Я всегда стараюсь писать по теме. В этой теме тоже. И Вы, создавая свой топик, начали его со слов:
"Вот как на этот вопрос отвечает российский писатель, чеченец по национальности Герман Садулаев , автор книги ?Я ? чеченец!? А как бы ответил представитель карачаево-балкарского народа?"
Вполне естественно, что я высказала свое мнение по поводу ответа Садулаева. И я надеюсь, что наши соплеменники, выехав за пределы своей родины, не будут говорить плохо о своем народе. Ни о народе в целом, ни о его отдельных представителях.
 
И я надеюсь, что наши соплеменники, выехав за пределы своей родины, не будут говорить плохо о своем народе. Ни о народе в целом, ни о его отдельных представителях.

А находясь в пределах родины можно плохо говорить о народе или о его отдельных представителях?

Мое мнение - где бы ни находился - плохо не надо говорить. А вот правду можно и нужно сказать.
 
Чтобы не было вопросов, уточняю, какие именно его слова я имею в виду:
Но мои бывшие земляки порой полагают, что определение ?чеченец? больше не связано с требовательностью к себе, наоборот, они требуют от других особого к себе отношения, а себе позволяют то, в чём отказано другим. Или противопоставляют свою систему ценностей системе ценностей окружающего их общества. И это сразу становится проблемой. В этом смысле не нужно быть чеченцем в Европе. В Европе нужно быть европейцем. Живёшь в Риме ? живи как римлянин. Если хочешь оставаться таким чистым тру-чеченом ? живи в Чечне, не надо никуда уезжать.




А находясь в пределах родины можно плохо говорить о народе или о его отдельных представителях?
Sabr
Прошу Вас, проследите еще раз за линией нашей беседы: Это Вы концентрировали мое внимание на тех, кто выехал за пределы родины, поэтому и я продолжила беседу, говоря о тех, кто выехал, но ни в коем случае не противопоставляя их тем, кто остался жить на родине.

Мое мнение - где бы ни находился - плохо не надо говорить. А вот правду можно и нужно сказать.
Если мне станет известно о каком-то Вашем плохом поступке, я должна эту правду разносить по белу свету или сказать лично Вам: "Билал, былайчыгъынгы тюзетсенг керек эди"? То же самое в отношении народа, тем более своего: болит душа за свой народ, пусть и говорит об этом своим. Зачем на весь белый свет говорить сюйгеннге-сюймегеннге да? И то, что он корреспонденту сказал, ой, как на руку антикавказски и антиисламски настроенным политикам. Если болит душа за родину и за соплеменников, пусть самим соплеменникам и говорит. Я вот о чем.
 
Сэстренка
Чеченлилени юсюнден орус, дуния басма да иги, аман да, тюз, терс да кёб затны джазадыла. Мен ангылагъаннга кёре, Садуллаев объективный болургъа кюрешгенди, аны бла бирге кесини халкъына джан аурутханы кёрюнюб турады. Россияда чеченлилеге бек эрши къарагъан кёзюуде, "Я - чеченец!" деб, байракъны кёлтюргенча китаб джазыб, эталлыгъыгъызны аямагъыз дегенча, сюелгенди. "Шалинский рейд" романы орус-чечен къазауатны юсюнден джазылгъан эм кючлю чыгъарма болур дерчады. Алай болса да, къояйыкъ аланы - ала кеслерин хорлатырыкъ халкъ тюлдюле: хар юйюрде 9-10 сабий болгъан халкъны тамбласы барды. Кесибизни проблемалагъа кёчейик.

Тюз сёзню (халкъны, адамны юсюнден да) къайда, къачан, къалай айтыргъа керекди?

Бу соруу кеси бир тема болурчады да - бираз сагъыш этиб, джууаб этерме. Менден табыракъ айталлыкъла да чыгъарла. Этот вопрос касается всех деб кёлюме келеди.
 
Мен ангылагъаннга кёре, Садуллаев объективный болургъа кюрешгенди, аны бла бирге кесини халкъына джан аурутханы кёрюнюб турады. Россияда чеченлилеге бек эрши къарагъан кёзюуде, "Я - чеченец!" деб, байракъны кёлтюргенча китаб джазыб, эталлыгъыгъызны аямагъыз дегенча, сюелгенди. "Шалинский рейд" романы орус-чечен къазауатны юсюнден джазылгъан эм кючлю чыгъарма болур дерчады. Алай болса да, къояйыкъ аланы - ала кеслерин хорлатырыкъ халкъ тюлдюле: хар юйюрде 9-10 сабий болгъан халкъны тамбласы барды. Кесибизни проблемалагъа кёчейик.

Sabr
Да, къайдам, Билал, Рамзан Кадыров а бек кючлю айтхан эди бу адамны юсюнден: "Он шизофреник и вообще не человек" деб. Чеченлиле да керюб болмайдыла, бек къаршчыдыла аны джазгъанларына. Къазауатны юсюнден джазгъанларына уа хыликке этиб джырдан сезлени алыб "Все, что было не со мной, помню" деб къысхасы бла айтыб, "Я - чеченец" китабына да "он мстит за то, что не состоялся в Ичкерии" деб, дагъыда бир талай зат къошуб, узуну бла айтадыла. Къалай да болсун, чеченлиле кеслери мынга ариу айтыб а бир да кермедим. "Я - чеченец" деген романын Масхадовну ачха амалтын предавать этеди романда герой деб бошщайды. Мен кесим окъумагъанма, Интернетде джазылгъанны окъуб айтама. Интернетде десем да, Интернетде "КОмсомольская правда", "Знамя" дегенча газетледе. Сиз окъугъанмысыз китабны кесин? И вообще он не уехал из-за войны, как Вы выше писали, а поехал в Питер поступать в ВУЗ и там и остался после института. Ну, бу быртда аман затла джазады чеченлилени юсюнден. Мен биринчи муну джаратмагъанымы билдирген сагъатда (бу топикде), аны ким болгъанын да билмей эдим алкъын, артдан окъугъанымда уа кеси кесими прозорливостьыма сеирсиндим))). Энди чеченлиле муну "юсюне къуса" тургъан сагъатда сиз муну герой этгенигиз манга бек сеир керюнеди. Разы болугъуз. Просто "Вот как на этот вопрос отвечает российский писатель, чеченец по национальности Герман Садулаев , автор книги ?Я ? чеченец!? деген "вот как Садулаев любит свой народ, а вы так можете?" дегенча керюнеди къарагъан кезге)).
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам