ОсетиныКак и в Карачае (къауумы-кланы), в Осетии есть старинные роды, от которых пошли многие фамилии. Их 5-
Царазонта, Агузата, Сидамонта, Цахилта, Кусагонта. По материалам книги Е.Г.Пчелиной
?Местность Уалладжир и шесть колен рода Ос-Богатара? , самым древним местом поселения потомков Цахила по сказанию является Урс-донское ущелье и его села: Дагом, Урсдон, Доныфарс Поколение Кусагона занимало левый берег реки Ардон и Мизурское плато. Первоначальным местом поселения Сидамонтээ считается местность Ксурт, затем их потомки заняли Архонское ущелье, образовав села Архон, Дейкау и Цус. Жители с.Унал переселившиеся из Ксурта также считаются потомками Сидамона.
По преданию, приводимому Е.Г.Пчелиной, старший сын Ос-Богатара - Цараз, образовавший род Царазонтæ, занимал верхнюю часть Ардона - все Касарское ущелье, Нузальское ущелье, села: Бад, Кора, Назыджин и др. Потомки Агуза по данным Е.Г.Пчелиной занимали в Северной Осетии местность Закка в Нарской котловине и Трусовское ущелье у истоков реки Терек, а на юге Осетии они эаселили Рукское ущелье, находящееся в верховьях реки Большая Лиахва.
К
Царазоновым впоследствии относили себя следующие фамилии; Абоевы, Абочиевы, Агузаровы, Аладжикоевы, Алихановы, Асаевы, Афсановы, Битоевы, Бицоевы, Гамазовы, Газдановы, Газаевы, Губаевы, Доциевы, Джусоевы, Дзасоховы, Дзигоевы, Дзитоевы, Дзусовы, Жажиевы, Зандаровы, Елоевы, Кабуловы, Кайтмазовы, Кацлаевы, Качмазовы, Кзоевы, Кибизовы, Кудзаговы, Кобегкаевы, Купеевы, Лаппинаговы, Магкаевы, Мамиевы, Мамукаевы, Маргоевы, Мамитовы, Мзоковы, Муртазовы, Ногаевы, Ревазовы, Сатаевы, Сикоевы, Солоевы, Таркановы, Таугазовы, Тегкаевы, Теккоевы, Тотиевы, Туаевы, Туриевы, Урумовы, Ходаевы, Хабаловы, Халаевы, Хасиевы, Хетагуровы, Хосоновы, Хурумовы, Чемеевы, Чехоевы, Челдиевы (Гелдиевы), Цуциевы, Чочиевы.
К
Агузовым относили себя: Абаевы, Агузаровы, Ардасеновы, Беслекоевы, Битаровы, Бигдаевы, Ванеевы, Габисовы, Габараевы, Габоловы, Гаглоевы, Галавановы, Гатеевы, Гусаловы, Гобеевы, Дзантиевы, Дзидзоевы, Дзугкоевы, Джерджиевы, Зораевы, Икаевы, Каировы, Касаевы, Катаевы, Кесаевы, Козаевы, Колиевы, Козоновы, Лавоевы, Осиаевы, Плиевы, Рамоновы, Саламовы, Санакоевы, Саулоховы, Саутиевы, Сирхоевы,
СОЗАЕВЫ, Томаевы, Ханикаевы, Ханаевы, Цагараевы, Цидаевы.
К Сидамоновым относили себя: Абиевы, Агнаевы, Акиевы, Аккалаевы, Алборовы, Алдаковы, Алдатовы, Андутовы, Адырхаевы, Ансаовы, Атаевы, Ачеевы, Базировы, Басаевы, Баскаевы, Бацоевы, Беккузаровы, Бесаевы, Бердикоевы, Бибиловы, Биджеловы, Бираговы, Бицоевы, Бокоевы, Болиевы, Босиковы, Боциевы, Бутаевы, Бязровы, Вазиевы, Ватаевы, Габановы, Габеевы, Гагиевы, Гагацевы, Годжиевы, Гепповы, Гобеееы, Гобановы, Гагарцевы, Губаевы, Гозюмовы, Гуацаевы, Дауровы, Доциевы, Дудиевы, Джедикоевы, Джимиевы, Дзаникоевы, Дзаниковы, Дзарахоховы, Дзерановы, Дзиовы, Дзодзиевы, Дзокаевы, Доцоевы, Есеновы, Земетовы, Золоевы, Заоевы, Зангиевы, Икаевы, Илаевы, Кантеевы, Кардановы, Кабоевы, Калоевы, Карсановы, Кэнтаевы, Каммерэаевы, Кодзиревы, Кодэаевы, Касабиевы, Кайтовы, Карасаевы, Кобесовы, Коммоевы, Каджаевы, Кундуховы, Кутаровы, Лалиевы, Лавоевы, Легкоевы, Лековы, Лолаевы, Мадзаевы, Мамсуровы, Магкаевы, Меликовы, Мулдаровы, Мисиковы, Муриевы, Пагаевы, Перисаевы, Приевы, Ревазовы, Сагкаевы, Слановы, Санеевы, Суановы, Сахаговы, Седановы,
СОЗАЕВЫ, Саткоевы, Смайловы, Слоховы, Сапоевы, Тахоховы, Таймазовы, Талиновы, Тауджиевы, Тедеевы, Таубоевы, Тедтиевы, Тихиловы, Телпаровы, Тохсировы, Тотиковы, Тибиловы, Теховы, Тоховы, Тулаевы, Тубоевы, Табишкаевы, Темирканоеы, Тохсаровы, Таубоевы, Уруэмаговы, Урумовы, Фардзиновы, Хадарцевы, Хаматовы, Хлоевы, Хосроевы, Хотоновы, Хотаевы, Хозиевы, Худаловы, Цаллаговы, Цараковы, Цомаевы, Цогоевы, Цуккаевы, Цопаноеы, Цхурбаевы (Цховребовы), Цихиевы, Чеселаевы, Черчесовы.
К
Кусагоновым себя относят следующие: Азиевы, Айларовы, Амбаловы, Арсаговы, Бабаевы, Бесоловы, Бурдзиновы, Битиевы, Бизиковы, Габуевы, Гасиновы, Гасиевы, Габуповы, Галабаевы, Гагкуевы, Газюмовы, Губиевы, Газдановы, Дзагоевы, Дзугаевы, Дзигасовы, Дзбоевы, Джиоевы, Джикаевы, Касаевы, Калоевы, Караевы, Кокоевы, Карсановы, Калаевы, Келехсаевы, Кулаевы, Магкоевы, Мецаевы, Мисостовы, Марзоевы, Наскидаевы, Остаевы, Саламовы, Себетовы. Таутиевы, Тигиевы, Хестановы, Хнеевы, Хубуловы, Хоховы.
К
Цахиловым относят себя следующие фамилии: Айларовы, Арсаговы, Баскаевы, Бзиковы, Бурдзиновы, Бурзиеаы, Бубаевы, Бутаевы, Габисовы, Галуевы, Габиевы, Габуевы, Галуевы, Гасиновы, Готцоевы, Гергиновы, Засеевы, Зангиевы, Каргиновы, Кариаевы, Караевы, Кусаевы, Куловы, Маккаевы, Марзоевы, Мсоевы, Мерденовы, Нартикоевы, Наниевы, Салбиевы, Слановы, Себетовы, Сохиевы, Сугаровы, Тауджиевы, Теблоевы, Тауджиевы, Теджиевы, Торезовы, Хацаговы, Хастаевы, Хугаевы, Хохаевы, Цахиловы, Цитджиевы, Шанаевы, Чиселаевы
Сказание об Ос-Богатаре и его потомстве датируется примерно 500 г.н.э, следовательно можно предположить, что эти древнейшие осетинские роды, как таковые окончательно сформировались к 7-8 веку.
Что касается самой фамилии
?Созаевы? или на осетинский манер
?Созайте?-по имеющимся у меня данным точно установить дату выделения и становления отдельного рода (клана) в среде осетин невозможно. Кроме того, как вы успели заметить, надеюсь,
Созаевы по вышеприведенным данным одновременно относятся к двум группам-
Агузовым и Сидамоновым. Чем это обусловлено, - тоже выяснить не удалось, к сожалению.
Однако, есть интересные факты, которые указал в своих записках один из путешественников, когда писал про аланские племена. В
?Сведениях греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах? есть летопись Корнелия Тацита (55-117 гг.н.э.) ?Когда Митридат Боспорский, после потери своих
владений блуждавший по разным местам, узнал, что римский полководец Дидий с главными своими силами удалился, а в новомцарстве остались молодой и неопытный Котис и немногие когорты под начальством римского всадника Юлия Аквилы, то, презирая того и другого, стал подстрекать окрестные племена и привлекать к себе перебежчиков; наконец, собрав войско, он изгоняет царядандаридов и захватывает его царство. Когда это стало известно и нападение Митрадата на Боспор ожидалось с часу на час, то Аквилаи Котис, не надеясь на собственные силы, потому что царь сираков Зорсин возобновил враждебные к ним отношения, также стали искать помощи извне и с этой целью отправили послов к Эвнону, стоявшему во главе племени аорсов92. Не трудно было склонить его к союзу, указывая на римское могущество в противоположность мятежнику Митридату. Итак, было условлено, что Эвнон будет действовать конницей, а римляне возьмут на себя осаду городов. XII, 16. Затем они выступают правильным строем, фронт и тыл которого занимают аорсы, центр - римские когорты и боспораны, вооруженные по-нашему. Они прогнали неприятеля и вступили в дандаридский город Созу, покинутый Митридатом по причине ненадежного настроения его жителей; решено было занять его и оставить гарнизон. Отсюда идут далее на сираков и, перейдя реку Панду, окружают Успу, расположенный на возвышенности и укрепленный стенами и рвами; впрочем, стены его, построенные не из камня, а из плетней и прутьев с насыпанной между ними землей, представляли слабую защиту против нападений. Осаждающие, выведя выше стен башни, бросаемыми с них факелами и копьями приводили в смятение осаждаемых, и если бы ночь не прекратила сражения, то взятие города было бы начато и завершено в один день?. Таким образом получается был
город Соза в прикаспийском районе-правда упоминания о нем хронологически раньше, чем о древних осетинских родах. Вполне может быть, что это были какие-то племена, перешедшие на оседлый образ жизни и обосновавшие город, позднее примкнувшие к осетинам, а затем самоидентировавшиеся как Созаевы. Имеет ли он (город) отношение к Созаевым, что такое вообще слово
?Соз, Соза? остается загадкой, по крайней мере, для меня, как любителя.
В более поздние периоды, когда шло становление осетинского языка как такового, а также фамилий (названия которых трансформировались под влиянием культуры соседних народов), фамилия Созаевы несколько видоизменялась. Вначале она звучала примерно как
?Созае?, затем присоединился фамилиеобразующий суффикс
tæ, и стало звучать примерно как
?Созайте?. Кстати такое произношение сохранилось вплоть до сегодняшнего дня.
Созаевы-это уже русская трактовка фамилии.
У некоторых народов Закавказья, в частности грузин, окончания фамилий
?швили, -дзе- определяют социально-политический статус, географическое расположение фамилии; то же самое можно сказать об осетинских фамилиях.
По мнению осетинских лингвистов, осетинский показатель множественности
tæ, восходит к древнеиранскому коллективно-собирательному суффиксу tva. Недиферинцированно - собирательное восприятие племенных коллективов могло выделить племенные названия среди других именных групп оформлением суффикса t. Со временем t стал универсальным показателем множественности в осетинском. Так что, как тут правильно заметили - нас много, и многочисленность эта нашла отражение в лингвистике и фонетике осетинского языка.
Историческое место проживание Созаевых в Осетии в 16-17 веках-Дигора, дигорское ущелье.
Именно в этих районах, в селении Ход находится родовая башня Созаевых. Кстати, по рассказам тех, кто там был, есть там и фамильная тамгъа, которая использовалась раньше. Она отличается от той, которая принята у нас сейчас, но незначительно. Но об этом позже)).