Войти на сайт
19 Июня  2018 года

 

  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Къаллай салам берсенг, аллай джууаб алырса.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Итли къонакъ джарашмаз.

 

Страницы: 1 2 3 След.
RSS
hamann, заходи!!! и других Созаевых зови!
 
Всем-всем -всем доброго времени суток!

Открываю тему для Созаевых (впрочем, участвовать в ней могут все желающие, ежели по теме) (просьба не зафлуживать типа "у меня лучшая подруга Созаева, у меня кент Созаев и т.д, а ты знаешь такого-то такого"-давайте это вынесем в личку).

Цель темы- заинтересовать как можно большее количество народу (в смысле Созаевых) историей своей фамилии.

Задачи:
1. История фамилии.
Фамилия достаточно интересная, особенно если учесть, что никак с балкарского слово "Созай" не переводится. существуют разные версии, уходят они в основном в Осетию, но и там вроде как слово "Соза, Созай"-не трактуется, не переводится и не используется в лексиконе.
Я лично этим занималась несколько лет, в школе. через пару дней опубликую свои "находки", только приведу их в надлежащий вид и освежу . Пока у кого какие есть версии, кто что слышал-публикуйте, пожалуйста.
2.Знакомство-кто чем занимается, где есть. Москвичи, Питерцы-велкам
3. дальше видно будет
 
что за фамильный литературный кружок в разделе "Искусство и литература"?
 
Maga_tau
ацтань! я не знала где ее сделать
кстати, пачиму нет? для балкарской лит-ры фамилия "Созаев"-не последняя)))
 
Могу точно сказать что Вас много))
 
Джёма
ацтань! я не знала где ее сделать
кстати, пачиму нет? для балкарской лит-ры фамилия "Созаев"-не последняя)))


кстати, это у тебя может идти одним из пунктов в обсуждении)) я про людей из рода Созаевых
 
Maga_tau
да-да-да (*ты явно к нам неравнодушен..*)
 
Введение

Как тут сказали форумчане, начну с того, что нас много! И это не может не радовать, потому как можно сойти за ?своего? и среди осетин, и среди кабардинцев, не говоря уже о том, что ты-балкарец.


Для тех, кто не знает, не слышал - Созаевы есть ? осетины, балкарцы и кабардинцы - именно в такой последовательности формировались крупные группы, причисляющие себя к той или иной нации.
Итак, корни нашей фамилии, уходят в Осетию, кстати как и корни многих других балкарских фамилий, проживавших на территории Хуламо-Безенгийского ущелья.
Что ж, с Осетин и начнем!)))
 
Джёма
жду твоих находок)) вопрос тебе на засыпку, как звали отца Созая?
 
hamann


эй, с тобой вообще отдельный разговор! ты че на НФ написал, что ты в 5 поколении появился? я седня не поленилась нашла генеалогическое древо, потом тебя откопала-ты 12 поколние!!!
вопрос тебе на засыпку, как звали отца Созая?
в генеалогическом древе начинается от Созая. но есть отдельные данные, что Амырхан
 
Простите... Но тут экспромт возник... Ленс любит экспромты.. Как раз ближе к нему)))

Ой, Созай Тимур, Со-зай
Келе турама ишимден, Со-зай
Нальчик эльбага атлайма, Со-зай
Келмейме ачдан, Со-зай.

Ой, Созай Тимур, Со-зай

Артмакъымда ноутум, Со-зай
Къолумда да ?чолпуум?, Со-зай
Чыгъыгъызда кёрюгюз, Со-зай
Манга бир зат беригиз,Со-зай

Ой, Созай Тимур, Со-зай

Чырды толу этигиз, Со-зай
Андан юлюш этигиз, Со-зай
Къууанч кюннге жетигиз, Со-зай
Уялмасын бетигиз, Со-зай.

Ой, Созай Тимур, Со-зай

Энтда шайдан къуйугъуз, Со-зай
Берекетли ашыгъыз, Со-зай
Къатын алсын жашыгъыз, Со-зай

Ой, Созай Тимур, Со-зай


))) Сори за офтоп )))
 
Джёма
Амырхан это старший сын Созая, а отца звали Къашбий)))))
и писал я не в 5-м а в 7-м))))))))
 
hamann

не знаю, не знаааю если ты про историю про абрека-то и она оспаривается некоторыми
 
AENEAS

 
Джёма
 
AENEAS ))))))))))))))))))
Джёма
сорауа къалай?)))
 
AENEAS
убил свом экспромтом ))))))))))))))))))))))
 
Лэнс С тебя... хороший цейлонский чай... ))
 
AENEAS
да не вопрос, дай тока приехать ))))
 
Оооооооооооооо мне тоже в эту тему))))) так так кроме Лэнса
и hamannа есть ещё Созаевы???????????
 
Осетины
Как и в Карачае (къауумы-кланы), в Осетии есть старинные роды, от которых пошли многие фамилии. Их 5- Царазонта, Агузата, Сидамонта, Цахилта, Кусагонта.

По материалам книги Е.Г.Пчелиной ?Местность Уалладжир и шесть колен рода Ос-Богатара? , самым древним местом поселения потомков Цахила по сказанию является Урс-донское ущелье и его села: Дагом, Урсдон, Доныфарс Поколение Кусагона занимало левый берег реки Ардон и Мизурское плато. Первоначальным местом поселения Сидамонтээ считается местность Ксурт, затем их потомки заняли Архонское ущелье, образовав села Архон, Дейкау и Цус. Жители с.Унал переселившиеся из Ксурта также считаются потомками Сидамона.
По преданию, приводимому Е.Г.Пчелиной, старший сын Ос-Богатара - Цараз, образовавший род Царазонтæ, занимал верхнюю часть Ардона - все Касарское ущелье, Нузальское ущелье, села: Бад, Кора, Назыджин и др. Потомки Агуза по данным Е.Г.Пчелиной занимали в Северной Осетии местность Закка в Нарской котловине и Трусовское ущелье у истоков реки Терек, а на юге Осетии они эаселили Рукское ущелье, находящееся в верховьях реки Большая Лиахва.

К Царазоновым впоследствии относили себя следующие фамилии; Абоевы, Абочиевы, Агузаровы, Аладжикоевы, Алихановы, Асаевы, Афсановы, Битоевы, Бицоевы, Гамазовы, Газдановы, Газаевы, Губаевы, Доциевы, Джусоевы, Дзасоховы, Дзигоевы, Дзитоевы, Дзусовы, Жажиевы, Зандаровы, Елоевы, Кабуловы, Кайтмазовы, Кацлаевы, Качмазовы, Кзоевы, Кибизовы, Кудзаговы, Кобегкаевы, Купеевы, Лаппинаговы, Магкаевы, Мамиевы, Мамукаевы, Маргоевы, Мамитовы, Мзоковы, Муртазовы, Ногаевы, Ревазовы, Сатаевы, Сикоевы, Солоевы, Таркановы, Таугазовы, Тегкаевы, Теккоевы, Тотиевы, Туаевы, Туриевы, Урумовы, Ходаевы, Хабаловы, Халаевы, Хасиевы, Хетагуровы, Хосоновы, Хурумовы, Чемеевы, Чехоевы, Челдиевы (Гелдиевы), Цуциевы, Чочиевы.

К Агузовым относили себя: Абаевы, Агузаровы, Ардасеновы, Беслекоевы, Битаровы, Бигдаевы, Ванеевы, Габисовы, Габараевы, Габоловы, Гаглоевы, Галавановы, Гатеевы, Гусаловы, Гобеевы, Дзантиевы, Дзидзоевы, Дзугкоевы, Джерджиевы, Зораевы, Икаевы, Каировы, Касаевы, Катаевы, Кесаевы, Козаевы, Колиевы, Козоновы, Лавоевы, Осиаевы, Плиевы, Рамоновы, Саламовы, Санакоевы, Саулоховы, Саутиевы, Сирхоевы, СОЗАЕВЫ, Томаевы, Ханикаевы, Ханаевы, Цагараевы, Цидаевы.

К Сидамоновым относили себя: Абиевы, Агнаевы, Акиевы, Аккалаевы, Алборовы, Алдаковы, Алдатовы, Андутовы, Адырхаевы, Ансаовы, Атаевы, Ачеевы, Базировы, Басаевы, Баскаевы, Бацоевы, Беккузаровы, Бесаевы, Бердикоевы, Бибиловы, Биджеловы, Бираговы, Бицоевы, Бокоевы, Болиевы, Босиковы, Боциевы, Бутаевы, Бязровы, Вазиевы, Ватаевы, Габановы, Габеевы, Гагиевы, Гагацевы, Годжиевы, Гепповы, Гобеееы, Гобановы, Гагарцевы, Губаевы, Гозюмовы, Гуацаевы, Дауровы, Доциевы, Дудиевы, Джедикоевы, Джимиевы, Дзаникоевы, Дзаниковы, Дзарахоховы, Дзерановы, Дзиовы, Дзодзиевы, Дзокаевы, Доцоевы, Есеновы, Земетовы, Золоевы, Заоевы, Зангиевы, Икаевы, Илаевы, Кантеевы, Кардановы, Кабоевы, Калоевы, Карсановы, Кэнтаевы, Каммерэаевы, Кодзиревы, Кодэаевы, Касабиевы, Кайтовы, Карасаевы, Кобесовы, Коммоевы, Каджаевы, Кундуховы, Кутаровы, Лалиевы, Лавоевы, Легкоевы, Лековы, Лолаевы, Мадзаевы, Мамсуровы, Магкаевы, Меликовы, Мулдаровы, Мисиковы, Муриевы, Пагаевы, Перисаевы, Приевы, Ревазовы, Сагкаевы, Слановы, Санеевы, Суановы, Сахаговы, Седановы, СОЗАЕВЫ, Саткоевы, Смайловы, Слоховы, Сапоевы, Тахоховы, Таймазовы, Талиновы, Тауджиевы, Тедеевы, Таубоевы, Тедтиевы, Тихиловы, Телпаровы, Тохсировы, Тотиковы, Тибиловы, Теховы, Тоховы, Тулаевы, Тубоевы, Табишкаевы, Темирканоеы, Тохсаровы, Таубоевы, Уруэмаговы, Урумовы, Фардзиновы, Хадарцевы, Хаматовы, Хлоевы, Хосроевы, Хотоновы, Хотаевы, Хозиевы, Худаловы, Цаллаговы, Цараковы, Цомаевы, Цогоевы, Цуккаевы, Цопаноеы, Цхурбаевы (Цховребовы), Цихиевы, Чеселаевы, Черчесовы.

К Кусагоновым себя относят следующие: Азиевы, Айларовы, Амбаловы, Арсаговы, Бабаевы, Бесоловы, Бурдзиновы, Битиевы, Бизиковы, Габуевы, Гасиновы, Гасиевы, Габуповы, Галабаевы, Гагкуевы, Газюмовы, Губиевы, Газдановы, Дзагоевы, Дзугаевы, Дзигасовы, Дзбоевы, Джиоевы, Джикаевы, Касаевы, Калоевы, Караевы, Кокоевы, Карсановы, Калаевы, Келехсаевы, Кулаевы, Магкоевы, Мецаевы, Мисостовы, Марзоевы, Наскидаевы, Остаевы, Саламовы, Себетовы. Таутиевы, Тигиевы, Хестановы, Хнеевы, Хубуловы, Хоховы.

К Цахиловым относят себя следующие фамилии: Айларовы, Арсаговы, Баскаевы, Бзиковы, Бурдзиновы, Бурзиеаы, Бубаевы, Бутаевы, Габисовы, Галуевы, Габиевы, Габуевы, Галуевы, Гасиновы, Готцоевы, Гергиновы, Засеевы, Зангиевы, Каргиновы, Кариаевы, Караевы, Кусаевы, Куловы, Маккаевы, Марзоевы, Мсоевы, Мерденовы, Нартикоевы, Наниевы, Салбиевы, Слановы, Себетовы, Сохиевы, Сугаровы, Тауджиевы, Теблоевы, Тауджиевы, Теджиевы, Торезовы, Хацаговы, Хастаевы, Хугаевы, Хохаевы, Цахиловы, Цитджиевы, Шанаевы, Чиселаевы

Сказание об Ос-Богатаре и его потомстве датируется примерно 500 г.н.э, следовательно можно предположить, что эти древнейшие осетинские роды, как таковые окончательно сформировались к 7-8 веку.
Что касается самой фамилии ?Созаевы? или на осетинский манер ?Созайте?-по имеющимся у меня данным точно установить дату выделения и становления отдельного рода (клана) в среде осетин невозможно. Кроме того, как вы успели заметить, надеюсь, Созаевы по вышеприведенным данным одновременно относятся к двум группам-Агузовым и Сидамоновым. Чем это обусловлено, - тоже выяснить не удалось, к сожалению.

Однако, есть интересные факты, которые указал в своих записках один из путешественников, когда писал про аланские племена. В ?Сведениях греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах? есть летопись Корнелия Тацита (55-117 гг.н.э.)
?Когда Митридат Боспорский, после потери своих
владений блуждавший по разным местам, узнал, что римский полководец Дидий с главными своими силами удалился, а в новомцарстве остались молодой и неопытный Котис и немногие когорты под начальством римского всадника Юлия Аквилы, то, презирая того и другого, стал подстрекать окрестные племена и привлекать к себе перебежчиков; наконец, собрав войско, он изгоняет царядандаридов и захватывает его царство. Когда это стало известно и нападение Митрадата на Боспор ожидалось с часу на час, то Аквилаи Котис, не надеясь на собственные силы, потому что царь сираков Зорсин возобновил враждебные к ним отношения, также стали искать помощи извне и с этой целью отправили послов к Эвнону, стоявшему во главе племени аорсов92. Не трудно было склонить его к союзу, указывая на римское могущество в противоположность мятежнику Митридату. Итак, было условлено, что Эвнон будет действовать конницей, а римляне возьмут на себя осаду городов. XII, 16. Затем они выступают правильным строем, фронт и тыл которого занимают аорсы, центр - римские когорты и боспораны, вооруженные по-нашему. Они прогнали неприятеля и вступили в дандаридский город Созу, покинутый Митридатом по причине ненадежного настроения его жителей; решено было занять его и оставить гарнизон. Отсюда идут далее на сираков и, перейдя реку Панду, окружают Успу, расположенный на возвышенности и укрепленный стенами и рвами; впрочем, стены его, построенные не из камня, а из плетней и прутьев с насыпанной между ними землей, представляли слабую защиту против нападений. Осаждающие, выведя выше стен башни, бросаемыми с них факелами и копьями приводили в смятение осаждаемых, и если бы ночь не прекратила сражения, то взятие города было бы начато и завершено в один день?.

Таким образом получается был город Соза в прикаспийском районе-правда упоминания о нем хронологически раньше, чем о древних осетинских родах. Вполне может быть, что это были какие-то племена, перешедшие на оседлый образ жизни и обосновавшие город, позднее примкнувшие к осетинам, а затем самоидентировавшиеся как Созаевы. Имеет ли он (город) отношение к Созаевым, что такое вообще слово ?Соз, Соза? остается загадкой, по крайней мере, для меня, как любителя.


В более поздние периоды, когда шло становление осетинского языка как такового, а также фамилий (названия которых трансформировались под влиянием культуры соседних народов), фамилия Созаевы несколько видоизменялась. Вначале она звучала примерно как ?Созае?, затем присоединился фамилиеобразующий суффикс tæ, и стало звучать примерно как ?Созайте?. Кстати такое произношение сохранилось вплоть до сегодняшнего дня. Созаевы-это уже русская трактовка фамилии.
У некоторых народов Закавказья, в частности грузин, окончания фамилий ?швили, -дзе- определяют социально-политический статус, географическое расположение фамилии; то же самое можно сказать об осетинских фамилиях.
По мнению осетинских лингвистов, осетинский показатель множественности tæ, восходит к древнеиранскому коллективно-собирательному суффиксу tva. Недиферинцированно - собирательное восприятие племенных коллективов могло выделить племенные названия среди других именных групп оформлением суффикса t. Со временем t стал универсальным показателем множественности в осетинском. Так что, как тут правильно заметили - нас много, и многочисленность эта нашла отражение в лингвистике и фонетике осетинского языка.
Историческое место проживание Созаевых в Осетии в 16-17 веках-Дигора, дигорское ущелье. Именно в этих районах, в селении Ход находится родовая башня Созаевых. Кстати, по рассказам тех, кто там был, есть там и фамильная тамгъа, которая использовалась раньше. Она отличается от той, которая принята у нас сейчас, но незначительно. Но об этом позже)).
 
На сегодняшний день Созаевых в Осетии довольно много-распространенная фамилия. Точную цифра постараюсь вяснить в ближайшее время.

Ну, что hamann, нашел что-нить интересное?
 
Балкарцы

Я являюсь примерно 10-11 поколением Созаевых - балкарцев. Если прикинуть, что поколение-примерно в среднем 25 лет, то путем перемножения получим, что балкарскому роду Созаевых примерно 250-300 лет.
О том, как Созаевы появились в Хуламе-история умалчивает.
Мне рассказывали, что набеги Тимура вынудили осетин разделиться, и часть перебраться на территорию впоследствии Хулама, и там обосноваться, от них пошел род.
Тут, я знаю, рассказывали историю про абрека Къашбия, который ушел из Осетии, обосновался в Хуламе, сына назвал Созай, и фамилия пошла от него.
Тоже та еще загадка.
Однако, что совершенно точно известно: родовой башни Созавеых в Хуламе нет (она в Осетии, как уже было сказано). К 19 веку, согласно архивным данным и тому, что пишет Мусукаев, в Хуламе Созаевы были одним из многочисленных родов (благо, сыновей рождалось много-бывало по 6-7 в одной семье) -и занимало 8 (!) кварталов по атауулам (по главам семейств).
В общем-то особых сведений, а также интересных фактов про Созаевых, живших в Хуламе-не сохранилось, разве что численность и еще - очень высокий рост мужчин. По воспоминаниям стариков, 2 метра роста - это был не предел.
Примерно в конце 19 века начинается переселение Хулама на территорию нынешней Белой Речки-Акъ суу-в силу того, что в Холамо-Безенгийском ущелье жить становится все тесней и тесней, ощущается нехватка пастбищ, угодий и т.д. Так получилось, что нынешние балкарские фамилии ? Бачиевы, Созаевы, Жабоевы, Биттировы, Чабдаровы (если кого забыла - извиняюсь)-компактно проживали на территории Холама, и также переселились на территорию Белой Речки, а учитывая тот факт, что из других районов особо переселения не происходило (кстати, не происходит и до сих пор), получилось
1. Эти фамилии оказались родственными друг другу (много браков).
2. Сохранилось некоторое понятие слова ?порода? (чистый аллель, что ли ) , так что отец часто говорит-?школ къатына барып сюелсем-къайсы сабий кимники болгъанын айталлыкъма? .
Сегодня по численности живущих в КБР Созаевых ?рекордсмен? -Белая Речка, однако и в самом Нальчике, и в других населенных пунктах их можно встретить. Численность уточню))
По ?общественному кодификатору? так сказать, тукъум балкарских Созаевых относится к узденям (ёзденле) . насчет того, кто чей был вассал и кто кому служил-не скажу, врать не буду. знаю, что были у Созаевых работники, не буду говорить каких фамилий. но отношения были всегда очень доброжелательными, исключительно деловыми. вроде в этом вопросе особо нареканий не слышала.
 
Кабардинцы
Кабардинских Созаевых насчитывается примерно 35 семей, или около 200 человек. В основном живут в Псыгансу. По некоторым данным, ушли туда жить еще из Холама, но вот кто и когда-неизвестно точно, примерно вторая половина 19 века.
Кроме кабардинцев, есть Созаевы и в Турции-уехали туда во времна так называемого мухаджирства ? примерно в 1903 году. Сейчас их примерно 10 семей, правда фамилия у них не Созаевы. Но с начала 90-х годов они поддерживают отношения со своими родственниками в КБР, часто бывают в гостях.
 
Надо же, тема про меня =)

Я когда в Южной и Северной Осетии был (работаю журналистом), фамилия очень помогала =) сразу называют своим. На что я честно отвечал, что дедушка у меня был балкарцем. Говорили все равно свои!

И насколько я знаю на осетинском языке фамилия звучит Джошойты.
Так что парням можно смело брать ник Джо =)

А еще удивился, откуда у кабардинцев Созаевы? И почему тогда у карачаевцев нет?
 
Тавро (тамгъа)
Тавро рода Созаевых достаточно интересно - изначально напоминало треногие путы для коня-два для передних ног, одно для задней ноги (видели, наверно). Современное изображение ? с четырьмя буквами ?С?-появилось позже-примерно в 70 годы, а именно-в 78 году, после очередного ?фамильного сбора?, который проходил в Осетии. Тогда, после (это была где-то вторая встреча после большого перерыва-война, депортация балкарцев)-собранием старейшин было решено несколько видоизменить и стилизовать тавро, а также подготовить трафарет (металлическую печатку) и оттиски на коже (наверняка они есть дома у многих). Выложить не могу-нет фотографии. Но постараюсь.
Краткое описание-каждая из скрепленных букв ?С?-символизирует народы-осетин, балкарцев, кабардинцев, а свободная буква -фамилию - Созаевы.
Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам