БАЛКАРСКАЯ ПАСТОРАЛЬГодом рождения ансамбля ?Балкария? считается 1988. Он явился воплощением мечты балкарцев о возрождении и был создан по воле народа и при поддержке правительства КБАССР. Его возглавил выдающийся танцовщик и балетмейстер Мутай Ульбашев, за короткое время сумев собрать и сплотить вокруг себя талантливую молодежь, в основном это были любители и выпускники Нальчикского культпросветучилища (ныне колледж культуры и искусств). Перед маэстро Ульбашевым стояла сложная задача ? суметь в новом хореографическом коллективе показать все то лучшее, что было веками накоплено балкарским народом в области танцевального фольклора и стало заветом грядущим поколениям. Ансамбль ?Балкария? просто обязан был иметь, свою особенную стать, отличную от других кавказских ансамблей. И надо сказать, первый же его концерт, прошедший под гром аплодисментов, вызвал слезы счастья у людей, испытавших тяготы депортации, тринадцатилетнюю полосу политического остракизма, годы вынужденного молчания, и доказал: ансамбль состоялся!
Коллектив ?Балкарии? за почти 20-летний период своего существования стал одним из ведущих танцевальных коллективов республики. С его творчеством ныне знакомы не только зрители северо-кавказских республик, ?Балкарию? на ?бис? встречали в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В 1990 году ?Балкария? удостоилась лавров победителя, став лауреатом первого фестиваля горских народов Кавказа в г. Сухуми, коллектив привез оттуда один из престижных своих трофеев ?Золотой шлем?.
На Всемирном фестивале тюркоязычных народов, в котором участвовали десятки стран, выступление ?Балкарии? во Дворце культуры г. Хония было встречено долго несмолкаемой овацией, турецкое телевидение показало репортаж, состоящий не только из конкретных номеров, но буквально ?сотканный? из восторженных дифирамбов. Высокопрофессиональному искусству танцоров, грации, пластически завершенному рисунку номеров, мастерству танцовщиц и джигитской удали юношей посвятили свои полосы многие печатные органы Турецкой Республики, в которых журналисты признавались, что у них не хватает красноречия, чтобы выразить свои чувства по поводу ?столь небывалого искрометного зрелища?.
С триумфом в 1993 году прошли гастроли ансамбля в Голландии, Польше и Германии. Большое европейское турне стало еще одной незабываемой страницей в истории ?Балкарии?, явилось эстетическим откровением, оставившим глубокий след в культурной жизни сотен и тысяч зарубежных зрителей.
?Балкария? была и остается нередким и желанным участником многих конкурсов, фестивалей и праздников культур немногочисленных этносов республики. Искусство Кабардино-Балкарии ?Балкария? представляла в 1995 году на Всемирном фестивале фольклора во Франции, в 1997 в Бельгии и Германии, украсила собой и концертную программу, посвященную празднованию 850-летия Москвы. Ее искусством восхищались города золотого кольца России, Казани, Ульяновска, Урала (Челябинск) и т.д.
Всемирными победами на сцене ?Балкария? обязана незабвенному Мутаю Ульбашеву. После его ухода из жизни, главным балетмейстером ансамбля стал один из лучших исполнителей горских танцев Хасан Кудаев, который, не изменяя наработанным Ульбашевым традициям, успел внести в работу коллектива ряд новшеств, что не могло остаться незамеченным. Свидетельством чему стал один из недавних концертов ?Балкарии?, прошедший в Балкарском национальном театре в июне этого года.
Зал был покорен хореографической сюитой ?Балкарии?, восхитив зрителей новыми танцевальными элементами, напомнившими национальную орнаментику балкарского войлочного ковра ? кийиза. Столь же эффективными, исполненными пластики и достоинства, были такие танцы как ?Тюз тепсеу?, ?Горский танец?, ?Абзех?, ?Голлоу?, ?Элия? и другие. Сцену то и дело ?оживляли? жанровые картинки, приковывающие внимание зрителей пасторали. Сюрприз следовал за сюрпризом, а все действо целиком стало воплощением горского чабанского быта и духа. Балкарская древняя забава, представленная в ?Горском танце?, и картина ?На горном пастбище?, поражали экзотическими лохматыми бараньими папахами, лихими озорными коленцами.
Сценки были словно выхвачены из жизни, их достоверность была весьма убедительной. Ощутимо присутствовал народный, скомороший дух, этот синоним жизнелюбия и жизнестойкости любого этноса. Отзвуки фольклора мы увидели в танце ?Хардар?, этом гимне мифологии, народной душе, крылатой и неравнодушной. ?Хардар? ? песнь божеству пахоты, требующий от исполнителей зажигательного, вихревого ритма, с чем впечатляюще справились танцоры.
Вся программа ?Балкарии? ? одическая песнь, здравица человеку труда. Специфика горского быта, праздника и воинского духа, крепость которого спасала людей в сложные периоды жизни, впечатляюще выражались языком пластики.
Репертуар ансамбля по замыслу и воплощению всегда подтверждал имидж ?Балкарии? как принципиально-фольклорно-этнографического ансамбля, репертуар которого можно смело считать энциклопедией народной хореографии. В его программе, в исторической ретроспективе нашла отражение часть духовного богатства нашего народа. Говорю часть, ибо фольклорно-этнографическая сокровищница балкарцев, как и любого народа, неисчерпаема. Старинные обрядовые танцы, ритуальные картинки, образчики горского быта, влекущие наивной прелестью лубочных моделей, мажорным многоцветьем и причудливостью орнаментики ? все отдает древней этнофилософией и манящими узорами, что дразнит взоры всех, кому довелось воочию увидеть чудо воплощения на сцене народного духа, услышать биение сердца балкарского народа.
В ансамбле много красивых женских лиц и темпераментных молодых танцоров, и это Ирина Жанатаева и Ахмат Махиев, Марат Мирзоев и Анна Асанова, Элеонора Боттаева и Ирина Нотова, Лейла Гуртуева и певцы-солисты ? Руслан Мусукаев и Башир Жашуев, слаженно работает и оркестровая группа. Приятно и то, что возраст танцоров колеблется от 19 до 22 лет, и концерты ?Балкарии?, уверена, сделали бы честь любому амбициозному коллективу. Плодотворным оказался и тандем директора ансамбля Магомеда Энеева и главного балетмейстера Хасана Кудаева. ?Блистательно выступила недавно ?Балкария? в Астане и Алма-Аты, в октябре ансамбль примет участие в торжественном концерте на сцене Большого Кремлевского дворца в Москве в рамках празднования 450-летия, а затем его ждут гастроли в Японии?, ? сказал нам директор ГФЭА Магомед Энеев.
Удачи тебе, ?Балкария?!