Войти на сайт
19 Августа  2018 года

 

  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Тели турса – той бузар.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Хатерли къул болур.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.

 

Страницы: 1
RSS
Мутай Ульбашев. Кабардинская рапсодия и балкарская пастораль.
 
По мотивам статьи Светланы Моттаевой.
 
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ САГА
http://www.100nations.ru/pictures/2007/006/uni1.jpg
Кавказ не только ?гора языков?, как образно его называют, но и многоцветный ковер, сотканный руками божественного мастера, щедро одарившего край незабываемыми красотами дикой природы, но и ставший поэтической музой не только гениев поэзии, но и каждого, кому довелось хоть раз побывать на нашей благодатной земле. Никто и никогда не оставался равнодушным также и к искусству народов, населяющих Кабардино-Балкарию ? кабардинцев и балкарцев, вобравшем в себя лучшие черты их духовности, что поднялась из древних корней, впитав соки благодатной кабардинской равнины и альпийских балкарских лугов.
http://www.100nations.ru/pictures/2007/006/uni2.jpg
Издавна этим напиталось и искусство танца народов КБР, покорившее не одно поколение зрителей.
 
КАБАРДИНСКАЯ РАПСОДИЯ

Прославленный академический ансамбль адыгского танца ?Кабардинка? был организован как самостоятельный хореографический коллектив в июле 1965 года. Он вырос на базе бывшего, учрежденного в 1933 году ?Государственного ансамбля песни и пляски КБР?. Первым руководителем коллектива стал известный деятель культуры КБАССР Юрий Гальперин. Первыми танцорами и музыкантами ансамбля песни и пляски были Хашир Дашуев, Мутай Ульбашев, Соня Шериева, Каншао Соттаев, Мухамед Алакаев, Якуб Рахаев, Зара и Михаил Захмышевы. Ряд известных танцоров ?Кабардинки?, а это Валентина Мисакова, Светлана Шортанова, Борис и Любовь Нагудовы сегодня руководят самодеятельными коллективами в школах и других учебных заведениях республики. Гармонисты ансамбля Кураца Каширгова, Лидия Оразаева, Фатима Дышекова, Михаил Кодзов, который и сегодня проводит большую работу по воспитанию юных гармонистов во Дворце творчества детей и юношества, вписали красивые страницы в музыкальную биографию коллектива.

С 1964 по 1988 год художественным руководителем ?Кабардинки? являлся выдающийся танцовщик и балетмейстер, народный артист РФ Мутай Ульбашев, которого образно называли Моисеевым Кавказа. За годы работы в ?Кабардинке? ее главный балетмейстер внес в хореографическую палитру ансамбля новые краски, оригинальные танцевальные модели, создал полифонию рисунка, придав своеобразие всему репертуару. Им была основательно откорректирована исполнительская манера, более изощренным, насыщенным стал танцевальный стиль, тяготеющий к академизму, что, собственно, в последующем оказалось доминантой ?почерка? ?Кабардинки?. И это дало ей право получить статус академического, то есть титул выскопрофессионального ансамбля. Но из всех танцевальных произведений, поставленных ?Кабардинкой?, внятно и победно проглядывал имидж народного искусства; сохранилось, а порой и в утрированной (в хорошем смысле) интерпретации, все то, что именуется национальным по характеру творчеством.

Это позволило ?Кабардинке? стать царицей сцены, навсегда завоевать сердца зрителей, которым посчастливилось годы и десятилетия наблюдать, как происходит творческая эволюция любимого коллектива. Любимого потому, что ансамбль демонстрирует эмоциональные танцы, грациозные, в ритме величавой кантилены, номера сменяются темпераментными, зажигательными танцами, обогащенные нередко этнически выразительным юмором. На сцене мы видим и рыцарский турнир с фехтованием, и разудалый перепляс с элементами акробатики и национального театра клоунады, а также, исполненные стыдливого кокетства, девичьи танцы. И все это сопровождается мелодиями и ритмами в исполнении оркестровой группы ансамбля, музыкантами, в совершенстве владеющими инструментом.

Концерты ?Кабардинки? проходят на фоне продуманного, этнически подчеркнутого антуража, радуют глаз роскошью национальных костюмов.

Обширна география зарубежных гастролей ?Кабардинки?. Она побывала в 40 странах Европы, Азии, Америки, Африки, Латинской Америке и в Австралии. Везде выступления ансамбля принимались с восторгом, проходили триумфально.

Вместе с тысячами любителей искусства ими восхищались главы государств и правительств, известные деятели культуры и искусства зарубежных стран. Восторженно-одобрительные отзывы о них публиковались газетами и журналами, передавались по радио, телевидению.

?Кабардинка? лауреат многих международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов и фестивалей, кавалер высоких государственных наград Хашимитского Королевства ? Ордена независимости Иордании I степени и Ордена ?Звезда Иордании? I степени (1981 и 1985 гг.).
Наряду с такими танцевальными композициями как ?Удж-хетт? и ?Удж-пух?, взрывным ?Исламеем? и танцами многих народов Северного Кавказа, а также русскими танцами, фишкой ?Кабардинки?, ее визитной карточкой, остается, конечно же, ?Кафа?. Этот исполненный лиризма и достоинства танец, является воплощением душевной окрыленности народа, с его извечным стремлением к красоте и величавому покою. Танец мечты и любовной неги ?Дворянская кафа? всегда занимает почетное место в репертуаре ?Кабардинки?, является предметом гордости коллектива.

Большую книгу под названием ?Браво, ?Кабардинка!? посвятил ансамблю экс-министр культуры Кабардино-Балкарии Константин Эфендиев. В данном издании, вспоминая о незабываемых гастролях ансамбля в странах Магриба, автор пишет: ?На аплодисменты (во время концертов. ? С.М.) уходит немало времени... ?Бурные аплодисменты продолжаются несколько минут?. Пресса Туниса, Алжира, Марокко, в частности, применяя военную терминологию в одной из газет, пишет: ?Русские штурмом взяли Триполи?. Или: ?Их (?Кабардинки? ? С.М.) концерты ? это веселье, возбуждение и фантастические аплодисменты...?.

Нынешний главный балетмейстер ?Кабардинки? Игорь Атабиев, сам бывший танцор ансамбля, заняв эту должность, почувствовал колоссальную ответственность, ибо ему предстояло, что называется, не только ?удержать? ансамбль на достигнутой М. Ульбашевым эстетической высоте, но и вдохнуть в него новые силы и, что важно, подтвердить высокий титул академического. Разумеется, молодому балетмейстеру это удалось, ансамбль ?Кабардинка? сегодня впечатляющ как никогда, его концерты неизменно проходят с аншлагом, каждый из них становится праздником как для зрителя, так и для самих танцоров.

Нынче лучшие традиции коллектива продолжают и умножают молодые солисты ?Кабардинки? Ирина и Алим Канукоевы, Анжела и Аскер Бацевы, Руслан Макушев, Оксана Кучменова, Ксения и Виталий Шогеновы и другие.
Директор ансамбля, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия и КЧР, второй десяток руководящий ?Кабардинкой?, делает многое, чтобы ансамбль продолжал свое победное турне.
 
БАЛКАРСКАЯ ПАСТОРАЛЬ

Годом рождения ансамбля ?Балкария? считается 1988. Он явился воплощением мечты балкарцев о возрождении и был создан по воле народа и при поддержке правительства КБАССР. Его возглавил выдающийся танцовщик и балетмейстер Мутай Ульбашев, за короткое время сумев собрать и сплотить вокруг себя талантливую молодежь, в основном это были любители и выпускники Нальчикского культпросветучилища (ныне колледж культуры и искусств). Перед маэстро Ульбашевым стояла сложная задача ? суметь в новом хореографическом коллективе показать все то лучшее, что было веками накоплено балкарским народом в области танцевального фольклора и стало заветом грядущим поколениям. Ансамбль ?Балкария? просто обязан был иметь, свою особенную стать, отличную от других кавказских ансамблей. И надо сказать, первый же его концерт, прошедший под гром аплодисментов, вызвал слезы счастья у людей, испытавших тяготы депортации, тринадцатилетнюю полосу политического остракизма, годы вынужденного молчания, и доказал: ансамбль состоялся!
Коллектив ?Балкарии? за почти 20-летний период своего существования стал одним из ведущих танцевальных коллективов республики. С его творчеством ныне знакомы не только зрители северо-кавказских республик, ?Балкарию? на ?бис? встречали в странах ближнего и дальнего зарубежья.
http://www.100nations.ru/pictures/2007/006/uni3.jpg

В 1990 году ?Балкария? удостоилась лавров победителя, став лауреатом первого фестиваля горских народов Кавказа в г. Сухуми, коллектив привез оттуда один из престижных своих трофеев ?Золотой шлем?.

На Всемирном фестивале тюркоязычных народов, в котором участвовали десятки стран, выступление ?Балкарии? во Дворце культуры г. Хония было встречено долго несмолкаемой овацией, турецкое телевидение показало репортаж, состоящий не только из конкретных номеров, но буквально ?сотканный? из восторженных дифирамбов. Высокопрофессиональному искусству танцоров, грации, пластически завершенному рисунку номеров, мастерству танцовщиц и джигитской удали юношей посвятили свои полосы многие печатные органы Турецкой Республики, в которых журналисты признавались, что у них не хватает красноречия, чтобы выразить свои чувства по поводу ?столь небывалого искрометного зрелища?.

С триумфом в 1993 году прошли гастроли ансамбля в Голландии, Польше и Германии. Большое европейское турне стало еще одной незабываемой страницей в истории ?Балкарии?, явилось эстетическим откровением, оставившим глубокий след в культурной жизни сотен и тысяч зарубежных зрителей.

?Балкария? была и остается нередким и желанным участником многих конкурсов, фестивалей и праздников культур немногочисленных этносов республики. Искусство Кабардино-Балкарии ?Балкария? представляла в 1995 году на Всемирном фестивале фольклора во Франции, в 1997 в Бельгии и Германии, украсила собой и концертную программу, посвященную празднованию 850-летия Москвы. Ее искусством восхищались города золотого кольца России, Казани, Ульяновска, Урала (Челябинск) и т.д.

Всемирными победами на сцене ?Балкария? обязана незабвенному Мутаю Ульбашеву. После его ухода из жизни, главным балетмейстером ансамбля стал один из лучших исполнителей горских танцев Хасан Кудаев, который, не изменяя наработанным Ульбашевым традициям, успел внести в работу коллектива ряд новшеств, что не могло остаться незамеченным. Свидетельством чему стал один из недавних концертов ?Балкарии?, прошедший в Балкарском национальном театре в июне этого года.

Зал был покорен хореографической сюитой ?Балкарии?, восхитив зрителей новыми танцевальными элементами, напомнившими национальную орнаментику балкарского войлочного ковра ? кийиза. Столь же эффективными, исполненными пластики и достоинства, были такие танцы как ?Тюз тепсеу?, ?Горский танец?, ?Абзех?, ?Голлоу?, ?Элия? и другие. Сцену то и дело ?оживляли? жанровые картинки, приковывающие внимание зрителей пасторали. Сюрприз следовал за сюрпризом, а все действо целиком стало воплощением горского чабанского быта и духа. Балкарская древняя забава, представленная в ?Горском танце?, и картина ?На горном пастбище?, поражали экзотическими лохматыми бараньими папахами, лихими озорными коленцами.

Сценки были словно выхвачены из жизни, их достоверность была весьма убедительной. Ощутимо присутствовал народный, скомороший дух, этот синоним жизнелюбия и жизнестойкости любого этноса. Отзвуки фольклора мы увидели в танце ?Хардар?, этом гимне мифологии, народной душе, крылатой и неравнодушной. ?Хардар? ? песнь божеству пахоты, требующий от исполнителей зажигательного, вихревого ритма, с чем впечатляюще справились танцоры.
http://www.100nations.ru/pictures/2007/006/uni4.jpg
Вся программа ?Балкарии? ? одическая песнь, здравица человеку труда. Специфика горского быта, праздника и воинского духа, крепость которого спасала людей в сложные периоды жизни, впечатляюще выражались языком пластики.

Репертуар ансамбля по замыслу и воплощению всегда подтверждал имидж ?Балкарии? как принципиально-фольклорно-этнографического ансамбля, репертуар которого можно смело считать энциклопедией народной хореографии. В его программе, в исторической ретроспективе нашла отражение часть духовного богатства нашего народа. Говорю часть, ибо фольклорно-этнографическая сокровищница балкарцев, как и любого народа, неисчерпаема. Старинные обрядовые танцы, ритуальные картинки, образчики горского быта, влекущие наивной прелестью лубочных моделей, мажорным многоцветьем и причудливостью орнаментики ? все отдает древней этнофилософией и манящими узорами, что дразнит взоры всех, кому довелось воочию увидеть чудо воплощения на сцене народного духа, услышать биение сердца балкарского народа.

В ансамбле много красивых женских лиц и темпераментных молодых танцоров, и это Ирина Жанатаева и Ахмат Махиев, Марат Мирзоев и Анна Асанова, Элеонора Боттаева и Ирина Нотова, Лейла Гуртуева и певцы-солисты ? Руслан Мусукаев и Башир Жашуев, слаженно работает и оркестровая группа. Приятно и то, что возраст танцоров колеблется от 19 до 22 лет, и концерты ?Балкарии?, уверена, сделали бы честь любому амбициозному коллективу. Плодотворным оказался и тандем директора ансамбля Магомеда Энеева и главного балетмейстера Хасана Кудаева. ?Блистательно выступила недавно ?Балкария? в Астане и Алма-Аты, в октябре ансамбль примет участие в торжественном концерте на сцене Большого Кремлевского дворца в Москве в рамках празднования 450-летия, а затем его ждут гастроли в Японии?, ? сказал нам директор ГФЭА Магомед Энеев.
http://www.100nations.ru/pictures/2007/006/uni5.jpg
Удачи тебе, ?Балкария?!
 
Блестящий в свое время солист "Вайнаха" Докка Мальсагов рассказывал, что во времена выселения Мутай подружился с легендарным народным чеченским танцором Садыковым. У них сложилась компания танцоров, которую зазывали танцевать на праздники и вечеринки не только свои, но и местные жители, русские, немцы и тд. Мутай был младшим в компании, чеченцы его уважали и отдавали дань его таланту. Однажды Мутай и Садыков солировали на вечере и их очень долго не отпускали собравшиеся гости. Марафон закончился тем, что у танцоров просто порвалась обувь...и то не хотели отпускать - какое-то время им пришлось босиком кружиться....
А Докка до сих пор не пропускает ни одного концерта в Москве "Балкарии" и "Кабардинки"
 
Сегодня был по ТВ репортаж с вечера памяти Инны Кашежевой и я только сегодня узнал, что это она написала слова известной балкарской песни 'Возьму тебя в Балкарию'. Вот так и жили раньше... И это было хорошо...
 
АК-74, и где твои вопросы?
 
Амиго
было, да к сожалению, сплыло...огромное спасибо нынешним властям, низкий поклон!
 
zaza
огромное спасибо нынешним властям, низкий поклон!

Вчерашним прежде всего.
 
привет всем!
 
sult
Все хорошо, вот только на всех фото "Кабардинка"
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

 

Написать нам