КАК СДЕЛАТЬ ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ЛУЧШЕ?
Одна из удивительных особенностей истинной веры в том, что она наполняет сердце человека радостью и уверенностью, помогает легко справляться с трудностями и ни в коем случае не отчаиваться. Вера расширяет грудь и позволяет насладиться жизнью, а тот, кто лишён её, всегда испытывает дискомфорт и беспокойство, стеснение и тревогу, даже когда для этого нет видимых причин.
Что же мешает людям получать удовольствие от жизни, делать добро и доставлять радость, ценить то, что они имеют, и не печалиться от того, что есть у других? Почему жизненные успехи, которых ждут порой многие годы, так быстро забываются и не приносят желанного удовлетворения? Что так омрачает земные радости тем, для кого они являются единственным смыслом жизни?
Пожалуй, одна из главных причин этого ? страх перед будущим и неуверенность в завтрашнем дне. Осознание своей зависимости и неспособность изменить это положение вынуждает многих искать спасение в том, что не соответствует человеческой природе и, в конечном итоге, не приносит ничего, кроме разочарования. Одни прибегают к алкоголю или наркотикам, другие проводят время за бесполезными занятиями, третьи отправляются в экстремальные путешествия, чтобы хоть как-то скрасить своё бессмысленное существование. Некоторые умирают, так и не опомнившись от такого беспамятства, а для некоторых наступает прозрение, и тогда почва уходит у них из-под ног и они осознают свой бесконечный убыток.
Страх перед неизвестностью отравляет удовольствия и лишает покоя, и избавляет от него только вера в Аллаха, Милостивого и Всемогущего Покровителя. В 62-м аяте суры ?Йунус? сказано: ?Поистине, приближённые Аллаха не познают страха и не будут опечалены?. Это значит, что верующие, поклоняющиеся одному Аллаху и стремящиеся к встрече с Ним, выполняющие Его повеления и не преступающие Его запреты, не печалятся от того, что оставили позади, и не страшатся того, что ожидает их в будущем.
Вера в Аллаха невозможна без доверия Ему, и если человек познал могущество и безграничное милосердие Господа, если он понял, что ни одна беда не случается без Его позволения и что спастись от страданий можно только в Его милости, то в душе не остаётся сомнений и страхов, кроме страха перед Аллахом. Это не животный страх, не страх перед хищником или беспощадным тираном. Это осознанное опасение предать доверие Любящего Благодетеля, опасение пасть в глазах Того, без Которого жизнь лишается всякого смысла. Это страх, сопряжённый с надеждой и увенчанный любовью к Тому, Кто заслуживает самой полной и беззаветной любви.
Верующий доверяет Аллаху, и Тот не предаёт доверия. В 36-м аяте суры ?аз-Зумар? говорится: ?Разве Аллаха не достаточно для Его раба?? Поистине, если человек вверяет свою жизнь Всемилостивому Покровителю, если он выполняет свои обязанности перед Ним и заслуживает права называться Его рабом, то Аллах избавляет его от врагов и от беспокойства. Он наделяет верующего силой, благодаря которой ему удаётся использовать и успехи, и злоключения исключительно во благо последней жизни. Его решительность и усердие подкрепляются верой в завтрашний день, верой в прекрасную жизнь в обители Божьей милости, где блага не заканчиваются и где их никто не запрещает.
А наряду с этим вера помогает человеку украсить земную жизнь. В 30-м аяте суры ?ан-Нахль? сказано: ?Тем, кто творил добро, в этом мире [будет воздано] добром, а последняя обитель будет ещё лучше?. В 97-м аяте той же суры говорится: ?Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали?.
О раб Аллаха! Обещание твоего Господа истинно, и если ты уверовал и поступаешь правильно, то непременно получишь добрую награду в этом мире. Это могут быть и богатство, и роскошный дом, и красивая жена, но самые прекрасные из земных наград ? это ощущение сладости веры и облегчение добрых дел, осознание божественной заботы и избавление от чувства тревоги.
В награду за правильную веру, благие поступки и правдивые слова Аллах исправляет дела человека и устраивает их наилучшим образом. В Священном Коране сказано: ?О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово правое, и Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи?. Это 70-й и 71-й аяты из суры ?аль-Ахзаб?.
И если ты один из тех, кто надеется на прощение Аллаха, если ты стремишься к настоящему успеху и не обольщаешься блеском скорой наживы, то будь правдив и со своим Господом, и с окружающими людьми, и с самим собой. Доверься Тому, Кто проявляет к тебе больше сострадания, чем твоя родная мать, Кто заботится об интересах Своих творений больше, чем они сами. Он одаряет благами, когда к Нему взывают, и спасает из несчастий, когда прибегают к Его защите, и избавляет от нужды, когда на Него уповают.
Аллах обещал Своему Посланнику и верующим, что их пристанище в Раю будет лучше, чем этот тленный мир. В 4-м аяте суры ?ад-Духа? говорится: ?Поистине, последняя [обитель] для тебя лучше, чем первая?. Смысл этих удивительных слов в том, что каждое последующее состояние для истинного верующего лучше, чем предыдущее. Такое толкование подтверждается хадисом Сухайба ар-Руми, переданным в ?Муснаде? Ахмада и ?Сахихе? Муслима. В нём сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: ?Удивительно положение верующего! Он извлекает выгоду из всего происходящего, и это не удается никому, кроме верующего. Если он приобретает добро, то проявляет благодарность и извлекает из этого выгоду. Если же его постигает несчастье, то он проявляет терпение и извлекает из этого выгоду?.
Но Всевышний Аллах не ограничился правдивым обещанием и разъяснил Своим верующим рабам, как они могут сделать свой завтрашний день лучше и прекраснее. Секрет этого искусства, искусства делать жизнь прекраснее и наслаждаться ею, в последних трёх аятах суры ?ад-Духа?. В них сказано: ?Посему не притесняй сироту! И не гони просящего! И говори о милости своего Господа?. Эти три предписания охватывают весь шариат Аллаха, и они по силам только тому, кто уверовал в Него душой и подчинился ему всем телом.
Первое из них ? не притесняй сироту. Это предполагает доброе и почтительное отношение ко всем слабым и беззащитным, сиротам и беднякам, вдовам и пленникам. Коран не только запрещает относиться к ним несправедливо или с презрением, но и побуждает верующих находиться рядом с ними и не избегать их общества. В 28-м аяте суры ?ал-Кахф? сказано: ?Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира?.
Послушайте поучительную историю, пересказанную имамом Муслимом со слов Абу Хубайры.
После заключения Худайбийского мира предводитель мекканских язычников Абу Суфйан в сопровождении нескольких человек прибыл в Медину. Когда он повстречался с Салманом, Билалем и Сухайбом, они сказали: ?Мечи Аллаха не получили своего от врага Аллаха!? Абу Бакр, надеявшийся на обращение Абу Суфйана в ислам, упрекнул их и сказал: ?И вы говорите подобное шейху и господину курайшитов?!? А потом он пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и рассказал ему о происшедшем, и тот сказал: ?О Абу Бакр, может быть, ты разгневал их? Поистине, если ты разгневал их, это значит, что ты разгневал Господа твоего!? И тогда Абу Бакр пришёл к ним и спросил: ?О братья, не разгневал ли я вас?? Они же ответили: ?Нет, брат наш, да простит тебя Аллах!?
Перс Салман, абиссинец Билал и византиец Сухайб... Они были не просто бедняками. Они даже не были арабами. Но ислам научил верующих не делать различия между арабами и остальными народами, между бедными и богатыми. Более того, бедняк и чужестранец, сирота и калека, каждый, кто уязвим более других, заслуживают большего сострадания и лучшего обращения.
Второе предписание ? не гони просящего. Вера человека не станет истинной и правильной, пока он не возлюбит для своих братьев и сестёр то, что желает самому себе. И если кто-либо обращается к тебе с просьбой, которую ты можешь удовлетворить без вреда для себя, то помоги, а если кто-либо просит тебя поделиться знаниями или дать добрый совет, ты ответь ему наилучшим образом. Поистине, таким был превосходный нрав нашего Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Ахмад, ал-Бухари и Муслим передали со слов Джабира ибн 'Абдаллаха: ?Посланник Аллаха ни разу не говорил "нет", когда его просили о чём-нибудь?.
Наконец, третье предписание ? говори только о милости твоего Господа. И, несомненно, самое лучшее поминание милости Божьей ? призыв к поклонению одному Аллаху и следованию путём Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. В 33-м аяте суры ?Фуссилат? говорится: ?Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: "Поистине, я один из мусульман"??
Тем не менее, повеление говорить о милости Аллаха относится ко всем благам, которыми пользуются творения, и это значит, что верующий должен говорить только о хорошем и полезном, избегая лжи и злословия, бесполезных разговоров и сетования на судьбу.
Как часто, собираясь вместе, люди начинают делиться своими проблемами и обсуждать то, что не в силах изменить и исправить. К великому сожалению, сегодня эта болезнь широко распространилась и среди мусульман, которые делятся своими бедами не с Милостивым Аллахом, как это делами твёрдые духом посланники, а с Его беспомощными рабами. А ведь своими жалобами они ничего не приобретают, а лишь доставляют огорчение тем, кому они дороги, и дают повод злорадствовать тем, кто питает к ним ненависть. Они упускают сегодняшний день и не делают прекраснее день завтрашний.
Задумайся, о раб Аллаха, над этими предписаниями. Первое из них по силам лишь тому, чья душа исполнена милосердия и сострадания, скромности и смирения. Второе требует готовности выполнять обязанности перед Аллахом и перед Его созданиями, а с третьим справится только тот, кто познал суть ислама и прямой путь, ведущий к довольству нашего Господа. И если ты желаешь улучшить своё будущее в этом мире и после смерти, то следуй этим путём и наберись терпения.
Избавься же от страхов и переживаний, положись на руководство Всевышнего и помни, что мирская жизнь ? всего лишь испытание и