- Ачлыкъ отха секиртир.
- Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
- Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
- Къайгъы тюбю – тенгиз.
- Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
- От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
- Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
- Нарт сёз – тилни бети.
- Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
- Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
- Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
- Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
- Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
- Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
- «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
- Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
- Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
- Тёзген – тёш ашар!
- Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
- Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
- Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
- Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
- Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
- Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
- Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
- Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
- Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
- Тели турса – той бузар.
- Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
- Ата – баланы уясы.
- Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
- Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
- Керек ташны ауурлугъу джокъ.
- Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
- «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
- Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
- Джарлыны тону джаз битер.
- Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
- Окъугъанны бети джарыкъ.
- Кёл – къызбай, къол – батыр.
- Аджалсыз ёлюм болмаз.
- Этим кетсе да, сюегим къалыр.
- Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
- Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
- Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
- Иги адам абынса да, джангылмаз.
- Элни кючю – эмеген.
- Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
- Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
- Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
Голодовка балкарских активистов и стариков у Государственной Думы РФ
13.07.2010 15:32:03
Принцип чисток неясен мягко говоря Поясни
|
|
|
|
13.07.2010 16:00:22
Atlan. И где, драгоценная мысля? Поделись, коль не жалко.
|
|
|
|
13.07.2010 17:47:53
холодный буш
вы меня тоже извините - я ж не конкретно про Хабаз и Кичмалку |
|
|
|
13.07.2010 18:44:00
холодный буш
Понятие "зольские пастбища" выражаясь по-научному - анахронизм, выражаясь по-народному - идиотизм. Либо нарочная подмена понятий, либо изучайте вопрос. Я писал уже здесь, куда-то делось, "зольские пастбища" существовали до 20-х годов, которыми на самом деле пользовались и кабардинцы и балкарцы, но которые до того как стать "общими" принадлежали 3-м балкарским фамилиям. После того как эти пастбища стали общими, через некоторое время, в 20-х годах прошлого века Бетал Калмыков заселил их кабардинскими селами - Залукодес, Шардаково, Камлюко, Псынодаха, Этоко и т.д., которые стоят там до сих пор. В 1956 году на территории Кабардинской автономии, в то время когда балкарцы были в ссылке, создается Зольский район - совсем не то же, что Зольские пастбища, на которые сейчас ссылаются. А уже в недавнем прошлом, премьер-министр КБР Хусеин Чеченов, условно балкарской национальности, тайком отписал от Эльбрусского, традиционно балкарского района территорию северного склона Эльбруса (верховья малки, тызыльское ущелье) в Зольский, традиционно кабардинский район. Когда в 2005м году в парламенте КБР большинством голосов (а кабардинцев в парламенте большинство) приняли закон о межселенных землях, верховья реки Малка, ранее входившие в балкарский район, так же вошли в т.н. межселенные земли. Сейчас балкарцы пытаются отменить межселенные земли, но кабардинские националисты упорно настаивают на сохранении (?) "зольских пастбищ общего пользования", которых уже с 20-х гг. 20 века не существует, и принадлежат кабардинцам. Предложение адыгским националистам: сносите кабардинские села, и будут вам пастбища, балкарцы на эти земли уже и не претендуют! Надеюсь этот довод никем из адекватных людей не будет оспариваться. Насчет того что северный склон испокон веков принадлежит адыгам. Адыгам принадлежит много чего, и никто не в праве на это претендовать. Но неужто нам нужно молчать, когда на земли, где нет ни одного адыгского топонима, гидронима, памятника, а сплошь все карачаево-балкарское, не говоря уже о том, что полно исторических свидетельств и доказательств того, что эти земли - места обитания карачаево-балкарцев, начинают с пеной у рта, предъявлять свои права адыги!? Боюсь не получится. |
|
|
|
13.07.2010 19:06:20
Хамзат
Трем балкарским фамилиям? Ты наверное даже знаешь, каким именно? Про Зольское восстание 1913 года почитай, для общего развития, кому и что принадлежало узнаешь |
|
|
|
13.07.2010 19:14:08
Узун Хаджи
Ну да, конечно. Здесь уже это обсуждали этот вопрос, почитай: http://www.elbrusoid.org/phorum/index.php?action=v thread&forum=2&topic=8474 Будут вопросы, не стесняйся, посмеемся над ними вместе. |
|
|
|
13.07.2010 19:25:37
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|||
Читают тему (гостей: 1)