Приближается значимое событие для всей российской и мировой культуры – 200-летие со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова.
Сложно переоценить значение Лермонтова в истории русской литературы, поскольку оно определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило все основные идеи, волновавшие передовые умы России. Крупнейшие русские поэты и прозаики находили в художественной палитре юного поэта краски и для своих холстов: так, отличительная особенность лирики Лермонтова — слияние в ней общественно-политических мотивов с мотивами личными — находит преломление в творчестве Некрасова, его прозаические произведения перекликаются с романами Тургенева и Л. Толстого; Чехов перенимал у автора «Тамани» мастерство короткого рассказа, простоту и точность построения фразы.
Влияние Лермонтова не ограничилось рамками русской литературы. У него учились выдающиеся поэты Армении (Шах-Азиз, О. Туманян, А. Исаакян), Грузии (Н. Бараташвили, А. Церетели, И. Чавчавадзе), Осетии (К. Хетагуров) и других народов.
Особое значение в жизни и творчестве Лермонтова занимает тема Кавказа, проходящая через всю судьбу поэта. По мнению В.Г.Белинского: «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов...»
Лира Лермонтова звучит с неугасающей силой в русской и мировой литературе, заставляя все новые поколения читателей восторгаться гением великого поэта, и сегодня современная Россия отдает ему дань, отмечая в течение года Лермонтовский юбилей.
Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид» совместно с КЧГУ им. У.Д.Алиева и Администрацией Карачаевского городского округа проводит цикл мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
Школьники среднего звена помимо указанных номинаций будут состязаться еще и в написании сочинений по творчеству М.Ю. Лермонтова, а для старшеклассников, студентов педагогического факультета и института филологии будут проведены конкурсы научно-исследовательских работ, конкурс фотографий и олимпиада по творчеству поэта.
Кроме того в рамках фестиваля пройдет конкурс на лучший отрытый урок по творчеству М.Ю. Лермонтова, поездка в Дом-музей Лермонтова в г. Пятигорск и экскурсия к развалинам аула Джамагат.
Еженедельно в течение сентября-октября в читальном зале КЧГУ будут проводиться открытые лекции, круглые столы, литературно-музыкальные композиции по творчеству поэта.
Организаторы надеются с помощью этих мероприятий способствовать популяризации творческого наследия поэта, повышению образовательного и эстетического уровня учащихся, формированию духовных ценностей и нравственно-эстетических принципов у подрастающего поколения.
Мероприятия ко дню рождения М.Ю. Лермонтова для начальной школы
1.Конкурс чтецов «Стихи великого поэта» Цели конкурса:
1) способствовать знакомству учащихся с лучшими образцами поэзии Лермонтова;
2) выявить наиболее талантливых чтецов среди учащихся начальной школы;
3) способствовать повышению интереса учащихся к русской литературе.
Задачи конкурса:
1) воспитание патриотизма и гражданственности на примере произведений М.Ю. Лермонтова;
2) формирование интереса к истории малой родины и истории России.
3) эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.
Условия проведения: конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурс проводится в школах. Победители школьного этапа выходят на второй этап.
Критерии оценки:
1) использование средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окраски выступления) для реализации художественного замысла автора;
2) грамотное произношение слов (ударение, окончание);
3) дикционная, артикуляционная и орфоэпическая чистота речи.
2.Конкурс рисунков по произведениям М.Ю. Лермонтова «Произведения М.Ю. Лермонтова - глазами детей» На конкурс принимаются работы, иллюстрирующие произведения
М.Ю. Лермонтова, либо работы ассоциативного характера, возникшие на основе творчества писателя.
Цели конкурса:
1) популяризация творческого наследия поэта;
2) раскрытие творческих способностей участников и поощрение талантов.
Задачи конкурса:
1) пропаганда творчества М.Ю. Лермонтова;
2) содействие эстетическому воспитанию подрастающего поколения;
3) повышение духовной культуры младших школьников;
4) стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
Содержание конкурса:
1) рисунок может быть выполнен любым способом (в техниках карандаш, гуашь, пастель, акварель, гравюра, коллаж, аппликация и др.);
2) размер рисунка должен быть не менее формата А4, не более формата А3;
3) участник представляет к участию в конкурсе не более одной работы;
4) на обратной стороне рисунка, в левом верхнем углу необходимо прикрепить этикетку (этикетка должна содержать название работы, номинации, данные об авторе: Ф.И.О., возраст, номер школы и класса, название работы).
5) написать сопроводительный текст к рисунку (письменное обоснование, раскрывающее замысел автора в произвольной форме).
Объем текста должен быть не более одной страницы формата А4 (Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал).
Текст должен быть представлен в печатном виде. В нем также необходимо повторить информацию об авторе (Ф.И.О. возраст, номер школы и класса, название работы).
Критерии оценки рисунков:
1) соответствие содержания работы теме конкурса;
2) художественное мастерство (техника и качество исполнения работы, соответствие творческого уровня возрасту автора);
3) оригинальность замысла;
4) соответствие требованиям к оформлению конкурсных работ.
Порядок определения победителей конкурса:
1) Определение победителей конкурса осуществляет жюри.
2) Жюри принимает решение простым большинством голосов. Решение жюри оформляется протоколом, который хранится у организаторов конкурса.
3) Фамилии и работы победителей Конкурса публикуются на официальном сайте университета.
Порядок награждения участников конкурса:
Все победители конкурса получают дипломы и призы.
3. Олимпиада по творчеству М.Ю. Лермонтова «Мой Лермонтов»
Цели конкурса: стимулировать детей к более глубокому изучению истории жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, сформировать их интерес к отечественной прозе и поэзии.
Задачи конкурса:
1)приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия М.Ю. Лермонтова – великого русского поэта, прозаика, драматурга;
2)интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения;
3)приобщение школьников к художественному творчеству;
4)формирование познавательной активности учащихся.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Содержание конкурса: учащимся предоставляются отпечатанные задания.
Порядок проведения конкурса:
- конкурс проводится в 2 тура. По итогам каждого тура подводятся итоги, определяются участники 2-го тура и победители.
Критерии оценки конкурсных материалов:
- наличие правильного ответа, при необходимости – комментарий участника;
Подведение итогов конкурса:
1)итоги конкурса подводятся по окончании каждого тура;
2)участникам, победившим в конкурсе, присваивается звание победителя I, II, III степеней;
3)каждый участник получает сертификат об участии;
3)победители конкурса награждаются дипломами;
4)результаты конкурса публикуются на сайтах КЧГУ им. У.Д.Алиева и "www.elbrusoid.org "
Мероприятия ко дню рождения М.Ю. Лермонтова для средней школы
1.Конкурс чтецов «Стихи великого поэта»
Цели конкурса:
1) способствовать знакомству учащихся с лучшими образцами поэзии Лермонтова;
2) выявить наиболее талантливых чтецов среди учащихся начальной школы;
3) способствовать повышению интереса учащихся к русской литературе.
Задачи конкурса:
1) воспитание патриотизма и гражданственности на примере произведений М.Ю. Лермонтова;
2) формирование интереса к истории малой родины и истории России.
3) эстетическое воспитание и развитие творческих способностей детей.
Условия проведения: конкурс проводится в два этапа. На первом этапе конкурс проводится в школах. Победители школьного этапа выходят на второй этап.
Критерии оценки:
1) использование средств выразительного чтения (логических ударений, интонирования, темпа, тембра, эмоционально-экспрессивной окраски выступления) для реализации художественного замысла автора;
2) грамотное произношение слов (ударение, окончание);
3) дикционная, артикуляционная и орфоэпическая чистота речи.
2.Конкурс рисунков по произведениям М.Ю. Лермонтова «Мой Лермонтов»
На конкурс принимаются работы, иллюстрирующие произведения М.Ю. Лермонтова, либо работы ассоциативного характера, возникшие на основе творчества писателя.
Цели конкурса:
1) популяризация творческого наследия поэта;
2) раскрытие творческих способностей участников и поощрение талантов.
Задачи конкурса:
1) пропаганда творчества М.Ю. Лермонтова;
2) содействие эстетическому воспитанию подрастающего поколения;
3) повышение духовной культуры младших школьников;
4) стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
Содержание конкурса:
1) рисунок может быть выполнен любым способом (в техниках карандаш, гуашь, пастель, акварель, гравюра, коллаж, аппликация и др.);
2) размер рисунка должен быть не менее формата А4, не более формата А3;
3) участник представляет к участию в конкурсе не более одной работы;
4) на обратной стороне рисунка, в левом верхнем углу необходимо прикрепить этикетку (этикетка должна содержать название работы, номинации, данные об авторе: Ф.И.О., возраст, номер школы и класса, название работы).
5) написать сопроводительный текст к рисунку (письменное обоснование, раскрывающее замысел автора в произвольной форме). Объем текста должен быть не более одной страницы формата А4 (Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал). Текст должен быть представлен в печатном виде. В нем также необходимо повторить информацию об авторе (Ф.И.О. возраст, номер школы и класса, название работы).
Критерии оценки рисунков:
1) соответствие содержания работы теме конкурса;
2) художественное мастерство (техника и качество исполнения работы, соответствие творческого уровня возрасту автора);
3) оригинальность замысла;
4) соответствие требованиям к оформлению конкурсных работ.
Порядок определения победителей конкурса:
1) Определение победителей конкурса осуществляет жюри.
2) Жюри принимает решение простым большинством голосов. Решение жюри оформляется протоколом, который хранится у организаторов конкурса.
3) Фамилии и работы победителей Конкурса публикуются на официальном сайте университета.
Порядок награждения участников конкурса:
Все победители конкурса получают дипломы и призы.
Контактная информация
3. Конкурс сочинений по творчеству М.Ю. Лермонтова
Цели конкурса: стимулировать детей к более глубокому изучению истории жизни и творчества Михаила Юрьевича Лермонтова, сформировать их интерес к отечественной прозе и поэзии.
Задачи конкурса:
1)приобщение учащихся к изучению и анализу литературного наследия М.Ю. Лермонтова – великого русского поэта, прозаика, драматурга;
2)интеллектуальное и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения;
3)приобщение школьников к художественному творчеству;
4)формирование познавательной активности учащихся и закрепление навыка в написании письменных творческих работ.
Участники: учащиеся 5-8 классов.
Порядок проведения конкурса:
- конкурс проводится в 2 тура. По итогам каждого тура подводятся итоги, определяются участники 2-го тура и победители.
Критерии оценки конкурсных материалов:
- наличие работы, написанной без орфографических ошибок, в соответствии с заявленной темой, демонстрирующей хорошее владение письменной речью и самостоятельные суждения.
Подведение итогов конкурса:
1)итоги конкурса подводятся по окончании каждого тура;
2)участникам, победившим в конкурсе, присваивается звание победителя I, II, III степеней;
3)каждый участник получает сертификат об участии;
3)победители конкурса награждаются дипломами;
4)результаты конкурса будут опубликованы на сайтах КЧГУ им. У.Д.Алиева и "www.elbrusoid.org "