[IMG] ДОСТОИНСТВО МЕСЯЦА ША'БАН
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ними искренне.
Эта небольшая статья - о месяце ша'бан, в которой постараемся разобрать достоинство месяца ша'бан и, в частности, - 15 числа этого месяца.
[IMG] Итог статьи:
[IMG] желательно поститься большую часть месяца ша'бан;
[IMG] нежелательно поститься последние дни месяца, кроме случаев, если это обычный пост человека;
[IMG] достоинство ночи середины месяца;
[IMG] отсутствие определённых видов поклонения в эту ночь - человек проводит эту ночь в своём обычном поклонении (из молитвы тахаджуд, чтения Корана и других видов поклонения);
[IMG] пост, приуроченный к величию 15 ночи является новшеством;
[IMG] желательность поститься 3 дня в середине каждого месяца.
[IMG] Сама статья:
[IMG] Передал имам ан-Наса'и, с хорошей цепочкой, от Усамы бин Зейда, да будет доволен ими Аллах, что он обратился к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со словами: «О посланник Аллаха, я не вижу тебя постящимся так много, как ты это делаешь в месяц ша'бан». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Люди забывают этот месяц между раджабом и рамаданом; и в этом месяце дела поднимаются к Господу миров, и я люблю, чтобы мои дела поднимались, когда я пощусь».
Так же передал имам Ахмад от Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, постился и не прерывал пост, пока мы не думали, что он будет поститься весь год; так же он оставлял пост так долго, что мы думали, что он не будет поститься года. И самым любимым для него постом был пост в месяц ша'бан».
Передали аль-Бухари и Муслим, что 'Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я не видела, чтобы он постился полный месяц, кроме рамадана, и больше всего он постился в месяц ша'бан».
Так же есть много других подобных хадисов, указывающих на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил поститься в этом месяце.
Учёные упомянули несколько причин того, что он, да благословит его Аллах и приветствует, любил пост в этот месяц:
1) лучшее дополнительное поклонение - это то поклонение, которое связано с обязательным поклонением, и в посте это - то, что до месяца рамадан и то, что после него. Оно подобно дополнительным молитвам, которые человек совершает до и после обязательных молитв, и нет разногласия, что эти молитвы лучше, чем простые дополнительные молитвы;
2) то, что этот месяц находится между запретным месяцем раджаб и великим месяцем рамадан, и многие люди пренебрегают этим месяцем, оставляя его без должного внимания, как на это указал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в вышеупомянутом хадисе, и многие люди думают, что пост в месяц раджаб лучше, чем пост в ша'бан из-за того, что раджаб - запретный месяц, но в действительности пост в ша'бан лучше, чем пост в раджаб, исходя из упомянутых хадисов;
3) то, что в этот месяц дела людей поднимаются к Аллаха, Свят Он и Велик, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, любил, чтобы его дела поднимались, когда он постится, как в вышеупомянутом хадисе Усамы.
[IMG] Так же пришли хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрещающие пост во второй половине месяца ша'бан, пока не настанет рамадан (передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджах).
Так же передали аль-Бухари и Муслим от Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Не поститесь перед рамаданом за день или два, если это - не ваш обычный пост».
Разошлось мнение учёных относительно поста во второй половине месяца ша'бан, исходя из вышеупомянутых двух хадисов и хадиса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился полностью ша'бан и рамадан, как это передали Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие от Умм Салямы.
Что касается первого хадиса о запрете поста во второй половине месяца ша'бан, то имам Ахмад назвал его отвергнутым (мункар). Таким же считал его имам 'АбдурРахман бин Махди и не передавал этот хадис. Основой на это, скорее всего, служит аль-Аля бин 'АбдурРахман, один из передатчиков этого хадиса, относительно которого есть обсуждения среди учёных, тем более, он противоречит достоверным хадисам Умм Салямы и Абу Хурейры. Однако от него передавал имам Малик. Так же имам Муслим приводит в своём достоверном сборнике хадисы от него. Как бы не было у учёных в области хадисов, так же есть свои мазхабы относительно передатчиков, и каждый выводит решения, опираясь на то, что ему показал его иджтихад.
Хадис Умм Салямы, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился весь ша'бан и хадис Абу Хурейры, где пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил поститься перед рамаданом за день и за два, не противоречат друг другу, потому, что хадис Умм Салямы не указывает на то, что он постился весь ша'бан, а указывает, что он постился большую её часть. На это толкование указывает то, что передал Муслим от 'Айши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, постился ша'бан, кроме нескольких дней; так же это известное выражение среди арабов, когда говорят "весь", но имеют в виду большую часть, как это передал имам ат-Тирмизи от Ибн Мубарака.
Так же можно объединить хадис запрета поститься во вторую половину ша'бана с хадисом запрета поститься за два дня до рамадана и с хадисом Умм Салямы о посте про весь ша'бан, сказав, что запрет поститься во вторую половину относится к тем, кто не постился до этого, а начал пост именно с целью встретить рамадан и подготовиться к нему. К этому же относится запрет поста за пару дней до него, как в хадисе Абу Хурейры, и в нём же - дозволенность поста тому, у кого он совпадает с постоянным постом, как пост через день или пост в понедельник и четверг.
[IMG] Передали Ибн Маджах и Ибн Хиббан, от Му'аза бин Джабаля, так же ат-Табарани и аль-Бейхакъи от Абу Са'ляба, да будет доволен ими Аллах, по достоверной цепочке, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Смотрит Аллах на всех своих творений в ночь середины месяца ша'бан и прощает всем творениям, кроме многобожников или враждующих».
В этом хадисе - указание на величие греха и опасности многобожия, так же в нём - указание на величие вражды между мусульманами и проявления злобы друг другу. Как пришло в хадисе от Абу Хурейры у имама Муслима, что в понедельник и четверг открываются врата Рая, и Аллах прощает каждому рабу, который не придаёт Ему сотоварища, кроме человека у которого с его братом - вражда, и говорит: «Оставьте этих, пока они не помирятся».
Так же в нём - указание на достоинство этой ночи, что в эту ночь Аллах прощает всех Своих рабов, кроме многобожников и враждующих. И необходимо человеку провести это время в поклонении и оставлении грехов.
[IMG] Но в нём нет указания на то, чтобы человек проводил отдельные виды поклонения в эту ночь или же днём. Сказал Ибн Раджаб в «Лятаиф аль-ма'ариф»: «И ночь середины ша'бана некоторые из таби'инов из Шама, такие, как Халид бин Ми'дан, Макхуль, Лукъман бин Амир и другие возвеличивали его и проявляли усердие в поклонении, и люди переняли от них это. Было сказано, что в этом вопросе до них дошли сообщения от иудеев. Когда это распространилось в разных местах, то люди разделились во времени, и из них те, кто принял это от них и начал возвеличивать (эту ночь) в том числе - группа поклоняющихся из Басры; и порицало это большинство учёных Хиджаза».
Сказал Ибн Теймийя: «Что касается ночи в середине ша'бана, то в ней есть достоинство, и из саляфов были те, кто молился в ней, однако, собираться в мечети для того, чтобы проводить эту ночь в поклонении является новшеством» (см. «аль-Маджму'»).
Все хадисы, в которых идёт побуждение совершать в эту ночь отдельное поклонение или поститься в этот день, являются слабыми или выдуманными.
Передали имам ат-Тирмизи и Ибн Маджах от 'Айши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах спускается на первое небо в ночь середины ша'бана и прощает большему количеству людей, чем количество шерсти на овцах племени Кальб».
Сказал ат-Тирмизи: «Я слышал Мухаммада ( имам аль-Бухари), что этот хадис слабый, Яхья не слышал от Уруы, а аль-Хаджадж не слышал от Яхьи». Сказал ад-Даракъутни: «Его цепочка противоречащая, недостоверная». Сказал Дахья: «Нет ничего достоверного относительно ночи середины ша'бана, и не говорил о молитве в ней никто из достоверных передатчиков, и это ввели те люди, которые играют с шари'атом Мухамада, стремясь к виду маджусов».
Передал Ибн Маджах и аль-Бейхакъи от 'Али, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда наступает ночь середины ша'бана, то выстаивайте её и поститесь днём; поистине, Аллах спускается с заходом солнца на первое небо и говорит: «Есть ли просящий прощения? Я прощу его. Есть ли просящий удела? Я дам ему удел. Есть ли испытывающий трудности? Я помогу ему. Есть ли такой-то?.. Есть ли такой то?..», - пока не настанет рассвет». Этот хадис является выдуманным - в его цепочке есть Ибн Аби Сабра, про которого имам Ахмад сказал: «Он выдумывал хадисы». Так же этот хадис назвали слабым аль-Бусейри в «аз-Зауаид», ибн Раджаб в «Лятаиф». Так же все хадисы о том, что в эту ночь записываются сроки людей на один год, являются слабыми, как это указал имам Абу Бакр ибн Араби в «Ахкам аль-Къуран»: «Нет относительно ночи середины ша'бана хадиса, на который можно опереться ни в её достоинстве, ни в записи сроков людей - не обращайте на них внимание». Ранее мы упомянули достоинство данной ночи и хадис указывающий на это.
[IMG] Что касается поста в этот день, то если это делается с намерением на то, что это - день середины месяца ша'бан, то это является новшеством в религии, а если человек постится 3 дня в середине каждого месяца, то это является сунной.
[IMG] Примечание: наши слова: «нет отдельных видов поклонения в эту ночь» или в другие подобные ночи, которые люди ввели разного вида поклонения, на указание и выделение которых нет доводов из шари'ата, не означают, что в эту ночь нельзя совершать молитвы, или читать Коран, или выполнять другие виды поклонений. Так каждую ночь мусульманину является крайне желательным совершать тахаджуд намаз, читать Коран и проводить определённую часть ночи в поклонении Аллаху, Свят Он и Велик - это является пропитанием мусульманина и делом, без которого нельзя представить себе человека, который боится Аллаха и следует сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Однако запретным является вводить новые виды молитв или других поклонений и привязывать их к определённым случаям и датам.
Да наставит Аллах нас на путь, которым Он доволен.
Это — всё, что было облегчено мне в этой статье. Всё, что соответствует истине — от Аллаха, а ошибки — от меня и от шайтана.
И в заключении — хвала Аллаху, Господу Миров.
[IMG] Руслан Эбзеев.
АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ сказал:
«Воистину, каждый человек - в убытке, кроме тех, которые УВЕРОВАЛИ, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (КОРАН: сура 103 («аль-'Аср»), аяты 2-3).