2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России. 2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа.
17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики. 17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая.
26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР. 26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...".
2 ноября 1825 г. А. Я. Якубович написал:«карачаевцы – народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей. Сама природа своими красотами и ужасами возвышают силу духа горцев, любовь их к славе, презрение к жизни и порождает благородные страсти…».
2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России. 2 ноября 1853 г. - Лев Толстой написал: "Карачай - нейтральный народ, живущий у подошвы Эльборуса; отличается своей верностью, красотою и храбростью".
2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа.
17 НОЯБРЯ:
17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1989 года была создана организация "Джамагъат"; ныне "Демократическая организация "Джамагъат"
17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая.
26 АПРЕЛЯ:
26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР.
26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...".
8 марта 1944г. - депортация Балкарского народа.
17 НОЯБРЯ
17 ноября 1920г. - образование Балкарского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1991г. - на общенациональном съезде Балкарского народа провозглашена Балкарская республика.
17 ноября 1991 года - вышел первый номер газеты "Юйге игилик";
17 ноября 1998 года - вышел первый номер первого независимого карачаево-балкарского журнала "Ас-Алан", где напечатана История карачаево-балкарского народа на трех языках - русском, английском и турецком.
17 ноября 1992 года - вышел сборник стихов и песен великого Певца и Поэта Исмаила Семенова, после полувекового умолчания
17 ноября - Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года
Сюргюн къыйынлыкъны эсге тюшюре, дагъыда бир затны унутмазгъа керекбиз: талай минг адамыбыз ( 1943-чю джыл кёчюрюлгенле бла аладан туугъанла) бюгюн да Азиядан ызларына къайыталмай турадыла.
Талай кере делегацияла ийиб, КЧР-ни башчыларына тюбеб, джуртха къайытыргъа болушугъуз деб кюрешгендиле. 470 адам Къыргъызстан къайытыргъа излеб, заявлениеле джазыб, КЧР-ни оноучуларына баш уруб кюрешген эдиле. "Сизни мында орунлашдырырча мадарыбыз джокъду. Россияда иш къол къалайда керек эсе - ары барыгъыз" деб къойгъандыла бизни къарачай оноучула.
Ол заманда "Комиссия по возращению соотечественников" нек къуралгъанын да ангылагъан къыйынды. Кесибизни халкъны адамларын джуртха джыяргъа къоркъгъан къарачайлы оноучула - не айтыргъа боллукъду сизге?
Башха халкъны оноучулары уа адамларын къайсы тыш къралдан да бери къайтарыр джанындан кюрешгенлей турадыла - къайтаргъан да этедиле.
Азиядан Кавказгъа къайытыргъа излеген ахлуларыбызгъа да, башха къралладан (Сириядан-затдан дегенча) къайытыргъа излегенлерибизге да сагъыш этейик бу кюнледе. Башха кюнледе да унутмайыкъ аланы. Оноучуларыбызгъа-къуллукъчуларыбызгъа да унутдурмайыкъ.
Бизни республикада бизни халкъыбызгъа къыйынлыкъ джетдирген къуллукъчуланы, аскер башчыланы атлары аталгъан не бар эсе да, алагъа эскертмеле бар эселе да - бары къурутулургъа керекдиле - неда ол эскертмеледе этген аманлыкълары джазылыргъа керекди - кимни ким болгъанын тёлюле билиб турурча...
185 джылны мындан алгъа, Къарачай кърал (бюгюннгю дунияда - джери, адам саны да андан аз болгъан къралла - бардыла) баш эркинлигин тас этгенди, Хасаука урушдан сора, кесамат бла Эресейге къошулгъанды (мадар болмаса, къошулмай да не этерик эди).
70 джылны мындан алгъа, сталинчи джорукъ Къарачайны адаргы къраллыгъын да (автоном областын) къурутханды, кесин а, 600 кесек этиб, Орта Азияны къум тюзлерине, Сибирияны буз тюзлерине чачханды.
Кёчгюнчюлюк халкъыбызгъа салгъан зарауатлыкъны хакъындан айтыб айланыргъа да керек тюлдю. Алай а аны заман сау эталмазлыкъ джаралары да кёбдюле. Орта Азия бла Къазахстанда ёлгенлерибизни бери киши да къайтараллыкъ тюлдю.
Аллай бушуу ишлени бири тас болгъан эллерибиздиле. Къачан эсе да къарачай тойла этилиб, сабийле ойнаб айланнган эллерибизде бюгюнлюкде эл ышандан ёнге джукъ къалмагъанды.
Къайсыладыла ол элле? Къарачай районда эки эл Джазлыкъ бла Дууут, Гитче Къарачай районда - Схауат, Джёгетей Аягъы районда Джагъанас, Зеленчук районда - Къызыл Къарачай эл. Бютеулей да беш эл. Бу элле барысы да Къарачайны Къара кюнюнде - 1943-чю джыл ноябрны 2-де - тюб болгъандыла.
- Эки элде эки эсгертме салдыкъ, бютеу тас болгъан эллеге атаб, - деди бу ишге башчылыкъ этген Къочхарланы Джашарбек, «Къарачай - алан халкъ» джамагъат организацияны Къарачай район бёлюмюню тамадасы. - Ол бизни борчубуз эди, бу джумуш кесини кёзюуюн сакълаб тургъанлы бек кёб заман болады...
Тюздю, бизни сартын, бу затны къайгъысы этилгенин ушатмазлыкъ адам болмаз. Тарихибизде унутулгъан зат болмазгъа керекди. Мадар болса, таб, ол эллени джангыдан аякъ юсюне салыргъа тыйыншлыды...
Алайды да, Джазлыкъгъа октябрны 26-да кёб адам джыйылгъанды. Кюн да, баджарылгъан ишге махтау салгъанча, ал кюнюнде хыны болса да, бюгюн джарыгъын, джылыуун да джерге чомарт тёкгенди. Митингни Къочхар улу ачыб, ёлгенлеге дууа этдирирге сёзню Аджиланы Ислам хаджиге берди.
Андан ары сёзюнде Боташ улу миллетибиз, къыйын кёзюуледе джарсыуну аллында тобукъланмай, ашхы тёлю да ёсдюрюб, халкъгъа да оноу этиб, ишде атын да айтдырыб, кесин иги джаны бла танытханын чертди.
Митингде Карачаевск шахарны мэрини заместители Сергей Панферов, Къарачай-Черкес кърал педагогика университетни ректору Тамбийланы Бурхан, дагъыда башхала сёлешдиле.
Къочхарланы Джашарбек бу ишге къыйын салгъанлагъа уллу бюсюреу этиб сёлешди. Бютюн да Карачаевск шахар бла районну башчылары къайгъырыу танытхандыла. Иш джюрютген джашла Айбазланы Казбек, ДотдайланыАльберт, Ёзденланы Умар, дагъыда башхала къолларындан келген болушлукъну этгендиле. Эки эсгертме да 10 кюнню ичине ишлениб хазыр болгъандыла.
Эскертмеле салгъан бла иш тыныб къалмаз. Эм уллу иш - неда этиб, ол элледе джангыдан джашауну джангыртыргъа керекди. Республиканы башчылары этдираллыкъдыла аны. "По долгу службы и совести" дегенча. Реабилитация закон да излейди аны. Башчы - къарачай кёкюреги, миллет джюреги болгъан адам эсе, аллай ишлени барын тындырыргъа боллукъду.
Тюз айтады Ибрахим - Малкъар, Къарачай да Къайытыу кюнню апрелни 26-да белгилеселе иги болур. Ол тархда чыкъгъанды закон "О реабилитации..." да.
Къарачай-малкъар халкъны Къайытыу (Джангырыу) кюню ол тархда- апрелни 26-да - белгиленсе дурусду. Уллу магъанасы болгъан керекли ишди ол.
_____________
Тарихни бузгъан, терс кёргюзтген ётюрюк тархланы тюзетирге кереклиси хакъды. Это оскорбительно для репрессированного народа, вот как это выразил в своем труде Р.. Джаппуев "Большие проблемы малых народов":
"Коков первый начал отрицать о существовании балкарского народа в Кабардино-Балкарии. Он объявил Днем Республики 1 сентября день образования кабардинской области, а не день объединении Кабарды и Балкарии 16 января 1922 года.
28 марта 1995 года В. Коков подписывает указ об объявлении Дня возрождения балкарского народа. Слово «возрождение» воспринимается среди балкарского населения как «вырождение».
Коков объявил днем возрождение Балкарии, как насмешка и издевательство над балкарским народом. Во-первых, фактически день возрождение Балкарии еще не наступил, так как, не выполнен Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года, и это остаётся пока теоретическим днем возрождения Балкарии. А 28 марта никакое отношение к балкарцам не имеет, только напоминает один из самых чёрных дней балкарцев когда закончилось расселение на чужбине и балкарцы массово гибли от холода и голода.
День «ВОЗВРАЩЕНИЯ» балкарцев, а не «возрождения», надо считать 9 января, когда вышел Указ в Кремле от 9 января 1957 года, а не 28 марта который нам навязали
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР О ПРЕОБРАЗОВАНИИ КАБАРДИНСКОЙ АССР В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКУЮ АССР Москва, Кремль 9 января 1957 г. В целях создания необходимых условий для национального развития балкарского народа Президиум Верховного Совета СССР
п о с т а н о в л я е т:
1. Признать необходимым восстановить национальную автономию балкарского народа.
2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР.
3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 года «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР» и статью 2 Указа от 28 апреля 1956 года в части запрещения балкарцам возвращаться на прежнее местожительство.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Ворошилов
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин
ГАРФ, ф. 7523, оп. 72, д. 701, л.
Майны 18 - кърым татар халкъны сюргюн кюню. 18 мая - День памяти жертв депортации татар из Крыма. В этот день в 1944 г. в Среднюю Азию из Крыма был отправлен первый эшелон крымских татар.
02 НОЯБРЯ 1943 ГОДА ДЕПОРТИРОВАНЫ 14774 семьи: 69267 человек,
из них: 53,9% - дети; 28,1% - женщины;
18% - мужчины (старики и инвалиды).
Умерли за годы депортации - 43247 человек,
из них - 22000 детей.
Воевали на фронтах ВОВ 17186 человек:
погибли на фронте - 9340 человек.
23 - представлены к званию Героя Советского Союза.
Высшую награду Родины получили 11 человек.
02 НОЯБРЯ 1943 ГОДА ДЕПОРТИРОВАНЫ 14774 семьи: 69267 человек,
из них: 53,9% - дети; 28,1% - женщины;
18% - мужчины (старики и инвалиды).
Умерли за годы депортации - 43247 человек,
из них - 22000 детей.
Воевали на фронтах ВОВ 17186 человек:
погибли на фронте - 9340 человек.
Откуда данные? Национальный состав[править | править вики-текст]
Национальный состав населения СССР (согласно переписям 1939 — предварительные данные, 1959, 1970, 1979, 1989 годов)
национальность1939 год1959 год1970 год1979 год1989 год карачаевцы7576381403112741131074155936
69267+ 17186 =86453. 69267_-43247=26020 в 1959г.карачаевцев 81403чел..
Чтобы численность увеличилась на 65тыс. нужно хотя бы 80-90 лет. может я ,что-то не понимаю,но цифры ,лично мне ,не внушают доверия.
Откуда они ?
Во всех исследованиях приводятся эти цифры. Они же и стоят на мемориальом камне в г. Карачаевске. Не думаю, что все наши историки ошибаются.
Мусса пишет:
"69267+ 17186 =86453. 69267_-43247=26020 в 1959г.карачаевцев 81403чел..
Чтобы численность увеличилась на 65тыс. нужно хотя бы 80-90 лет. может я ,что-то не понимаю,но цифры ,лично мне ,не внушают доверия.
Откуда они?"
Так нельзя считать. Из цифры 69 267 отнимаешь 43 247 и получается 26 020. Но не так было: жизнь продолжалдась, умирали люди, но и рождались дети. 43 247 умерли за все время депортации, а не моментально, чтобы отсчет начать с 26 020.
Потом, на войне погибло 9 340. Из 17186-9340= 7846. Эту цифру добавляем к 69267 = 77113. Во вторых, за 13-14 лет (после первых 2-3 лет) жизнь более мене наладилась и рождаемость начала расти. И притом - семьи становились многодетными, не то что сейчас. Например, в семье нас шестеро - четверо родились там. У сестер моей матери матери - у кого 5, у кого 6 детей родились там, по отцовской линии - такая же ситуация.
Если бы не депортация - численность нашего народа была бы где-то 450-500 тысяч. До 1940 года, численность нашего народа удваивалась через каждые 30 лет. Проблемы с демографией у нас начались после возвращения - причины известны: политика Ставропольского крайкома и обкома КПСС КЧАО, когда в горных селениях не создали инфрастуктуру, не давали держать скот побольше, не давали землю под строительство домов, чтобы подросшее поколение обрело свое жилье, росла безработица - люди начали уходить в районные центры, города...К чему все это привело - видим: ассимиляция идет полным ходом, демография упала, язык исчезает - короче, исчезаем как народ.
СЮРГЮН КЪЫЙЫНЛЫКЪДАН, ХАР НЕ ТЮРЛЮ ЗУЛМУДАН ДА АЛЛАХ САКЪЛАСЫН КЪРЫМТАТАР ХАЛКЪНЫ, БАШХА ХАЛКЪЛАНЫ ДА
Майны 18 - кърым татар халкъны сюргюн кюню. 18 мая - День памяти жертв депортации татар из Крыма. В этот день в 1944 г. в Среднюю Азию из Крыма был отправлен первый эшелон крымских татар.
Къарамыйыкъ Къарачайны къанын иче, Джарыкъ кюнюбюзню этди къара кече, Бушуу, къайгьы бары бирден бизге кёче... Баш кёлтюрюб къарамайды Къарачайым. Юйюбюзден къысдалла Энди юйюбюз джокъ. Элибизден къысдалла Элибиз да джокъ.
Джашауубуз джашау тюлдю джаннган отду, Хар кюнюбюз кюн тюлдю, учхан окъду. Бюгюнлюкде насыб кёрген бир джан джокъду... Баш кёлтюрюб къарамаиды Къарачайым. Динибизни алдыла Энди дин да джокъ. Джуртубузну алдыла Энди джурт да джокъ
Умут чагьы джюрекледе бир чакъмаса, Къарлы таргъа салыб барыр кюн чыкъмаса, Тюзлюк туруб бу зорлукъну бир джыкъмаса, Баш кёлтюрюб къараялмаз Къарачайым. Бу дунияны кенгинде Бизге ышыкъ джокъ. Къарачай аты болгъан Энди халкъ да джокъ.
Къара кюн да къара Кюннге,
Къара Айгъа: ийнам кетмез,
Ийман кетмез - Къарачайгъа
Къаргъыш джетмез. Тилек да эт,
Алгъыш да эт. Аман къыш да
Юшюталмагьанды иги сёзню.
Къара къыш да къаралталмагъанды
Минги Тауну. Кишилигибиз
Къаматханды келген джауну.
Тюзлюгюбюз
Хорларыкъды джалгьан дауну.
Иги, аман, бай, джарлы эсе да,
Ариу, эрши, сау, джаралы эсе да,
Мындан сора Къарачай атлы джурт джокъду,
Къобанны тауушундан ариу макъам, джыр джокъду.
Ол фикирди, ол зикирди, кераматды, аманатды -
Бу джер бизге дунияды, ахыратды.
Ата джуртха беклигибизни сынаргъа сюе,
Джазыу бизге къыйынлыкъланы тургъанды ие.
Ёзге къыйынлыкъладан къутулаллыкъ тюлбюз,
Ёмюрде да эркин солуяллыкъ тюлбюз,
Туугьан джерибизге болмасакъ ие.
Бир къауум хоншу джут эсе, зар эсе да,
Джолубуз ныхыт эсе, тар эсе да,
Нартладан, аланладан бизде бир джукъ бар эсе,
Къурарыкъбыз Къарачай деген къралны!
Орта Азияда халкъыбызны къырылгьан джарымы,
Ёлюмден къутулуб, ызына къайытхан джарымына,
Андан, къабырладан, турады къычыра,
Къарачай къраллыгьын табханмыды ызына?
3 - 65 лет назад родился Хасан Биджиев - Народный артист России и КЧР
8 - 110 лет назад около 4 тысяч жителей Карачая эмигрировали в Турцию (1905).
20 - 95 лет со дня рождения военачальника, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., дипломата, генерал-полковника Солтана Кеккезовича Магометова (1920-1989).
Кесини ёз къралын, Эресейни ичинде энчи къраллыгъын да тас этген Къарачайгъа, Аллах кюч-къарыу берсин динин, тилин, джуртун да тас этмей джашаргъа. _________________________________
ЭТИ ДАТЫ НАДО ПОМНИТЬ
2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России.
2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа. 17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая. 26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР.
26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения..."
Ол кюнлени унутугъуз дегенле, ол кюнледе тил тутугъуз дегенле бардыла. Душманла нени айтсала, ала да аны халкъыбызгъа айтыргъа кюрешедиле. Ол кюнледе бизни Джуртсуз, Элсиз этгенле, бюгюн бизни тилсиз этерге умут этедиле.
Ёмюрде да унутурукъ тюлбюз бизни ким сюрдюргенин джуртдан, ызыбызгъа къайытырыбызны да сюймей, тыйгъыч салыб кюрешгенлени. Ёмюрде да унутурукъ тюлбюз, не кечерик тюлбюз бизни Джуртдан сюрдюргенлени, къайытханыбызда да миллет Юйюбюзню-Элибизни ызына къураргъа къоймагъанланы 1957 джылда да, 1990-чы джыллада да.
Халкъыбызны Азияны къумларында, Сибирияны бузларында къырылыб къалгъан джарымы «саула Ата джуртха къайытырла, Тюзлюгюбюзню тюзде къоймазла, Элибизни джангыдан къурарла, Ана тилибизни, адетлерибизни да сакъларла, халкъыбызны адам саны да, миллет ангысы да ёсер» дей ёлгендиле. Джандетли болсунла ала. Саула да аланы осиятларын тындырыргъа кюрешейик.
8-чи март бушуу кюндю, байрам тюлдю бизге. Бизни Байрамыбыз алдады. Алллах болушсун анга джетерге, хорлам Байракъны да ёрге кёлтюрюрге.
14-джыллыкъ сюргюнде халкъыбызны джарымы къырылгъанды. 1957 джыл Ата джуртуна къайыталгъанлыгъына, алгъын къраллыгъын а бюгюн да ызына къайтаралмай турады...
Къарачайны бютеу палахлары - баш эркинлигин, къраллыгъын тас этген кюнюнден башланадыла...
____________________________________________
Bilal LAYPAN
ДЖАШАРЫКЪМЫДЫ КЪАРАЧАЙ?!
Къара кюн да - къара Кюннге,
Къара Айгьа: ийнам кетмез,
Ийман кетмез - Къарачайгьа
Къаргьыш джетмез. Тилек да эт,
Алгьыш да эт. Аман къыш да
Юшюталмагьанды иги сёзню.
Къара къыш да къаралталмагъанды
Минги Тауну. Кишилигибиз
Къаматханды келген джауну.
Тюзлюгюбюз
Хорларыкъды джалгьан дауну.
Иги, аман, бай, джарлы эсе да,
Ариу, эрши, сау, джаралы эсе да,
Мындан сора Къарачай атлы джурт джокъду,
Къобанны тауушундан ариу макъам, джыр джокъду.
Ол фикирди, ол зикирди, кераматды, аманатды -
Бу джер бизге дунияды, ахыратды.
Ата джуртха беклигибизни сынаргъа сюе,
Джазыу бизге къыйынлыкъланы тургъанды ие.
Ёзге къыйынлыкъладан къутулаллыкъ тюлбюз,
Ёмюрде да эркин солуяллыкъ тюлбюз,
Туугьан джерибизге болмасакъ ие.
Бир къауум хоншу - джут эсе, зар эсе да,
Джолубуз - ныхыт эсе, тар эсе да,
Нартладан, аланладан бизде бир джукъ бар эсе,
Къурарыкъбыз Къарачай деген къралны!
Орта Азияда халкъыбызны къырылгьан джарымы,
Ёлюмден къутулуб, ызына къайытхан джарымына,
Андан, къабырладан, турады къычыра:
Къарачай къраллыгьын табханмыды ызына?
2 ноября 1828г. - Хасаукинское сражение и присоединение Карачая к России.
2 ноября 1943г. - депортация карачаевского народа.
17 ноября 1920г. - образование Карачаевского национального округа в составе Горской республики.
17 ноября 1990г. - провозглашение Карачаевской республики в составе России Съездом депутатов всех уровней Советов народных депутатов, на котором присутствовало 1412 депутатов, представляющих интересы народов Карачая.
26 апреля 1926г. - самоопределение Карачаевского народа в форме Карачаевской автономной области, юридически закрепленное постановлением ВЦИК РСФСР.
26 апреля 1991г. - принят Верховным Советом РСФСР Закон "О реабилитации репрессированных народов", который предусматривает "права репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения...".
____________________
КЪАРАЧАЙ КЁЛ
120 миллионов кюри радиоактивности - в два с половиной раза больше, чем было выброшено в окружающую среду при аварии на ЧАЭС - плещется сегодня под открытым небом в озере Карачай. Собственно, какое это озеро, Карачай... Это открытое хранилище жидких среднеактивных отходов - "продуктов" деятельности печально знаменитого предприятия "Маяк" ("МН" № 43, 25. 10. 1992г.)
Азатлыкъгьа кёлю бла термилген
Къарачай кёлюбюзден бошаб огъуна къойгьандыла:
Анга - ол тазалыкъгьа - ёлюр от къуйгъандыла
120 миллион кюри бла тергелген.
Артдаракъда кёчюрген да, джойгьан да
Ол юзюкден фыргъауунла тюлмелле?
Бюгюн бизни къраллыкъсыз къойгьан да
Ол къауумдан Амантишле тюлмюлле?
...Да бошай бошадыла Къарачай кёлден -
Къаллай бир джылны кир къуюб турдула:
Ата джурт, Ана тил деб эсгергенлени -
Басдыла, асдыла, ГУЛАГлагъа урдула.
Бошадыла Къарачай кёлден -
Ичкичиликни-хаулеликни джайдыла, орнатдыла.
Къралгьа джау - адамбыз, халкъбыз деб баш кёлтюрген,
Аланы кече-кюн бла къурутдула, къоратдыла.
"...Рахатлыкъ, эркинлик, джер да - сизге",-
Дегенлери ючюн большевиклени баш этдик.
Фыргьауунланы сёзлерине ийнаныб,
Башчыларын халкъыбызгьа джаш этдик.
Партиягьа тёшек боллукъларын билмей,
Советлеге сайладыкъ - власт этиб.
Ала уа, кюч-къарыу алгъанларында,
Бизни къул этерге кюрешдиле къаст этиб.
Динибизни, тилибизни, мюлкюбюзню да
Сыйырыб алыб, къуру джуртха къаратыб къойдула.
Алай а артда Джуртубузну да сыйырыб,
Къабырларыбызгьа дери чачдыла, ойдула.
Тонгузну аласы-къарасы джокъ дегенлей,
Орус патчахы, коммунист патчахы да бизге бир.
Мыкалай-Сталин-Суслов империя,
Къалгьан империялача кёбер, чёгер, ёлюр.
Алай а энди Къарачай кёлге не оноу?
Алай а энди Къарачай халкъгьа не оноу?
Ол ызына аязыб, тирилиб кетерми,
Джашау этерми ариуланыб, джангырыб?!
1992 джыл, ноябрны 2
_____________
ДЖАШАРЫКЪМЫДЫ КЪАРАЧАЙ?!
Къара кюн да къара Кюннге,
Къара Айгьа: ийнам кетмез,
Ийман кетмез - Къарачайгьа
Къаргьыш джетмез. Тилек да эт,
Алгьыш да эт. Аман къыш да
Юшюталмагьанды иги сёзню.
Къара къыш да къаралталмагъанды
Минги Тауну. Кишилигибиз
Къаматханды келген джауну.
Тюзлюгюбюз
Хорларыкъды джалгьан дауну.
Иги, аман, бай, джарлы эсе да,
Ариу, эрши, сау, джаралы эсе да,
Мындан сора Къарачай атлы джурт джокъду,
Къобанны тауушундан ариу макъам, джыр джокъду.
Ол фикирди, ол зикирди, кераматды, аманатды -
Бу джер бизге дунияды, ахыратды.
Ата джуртха беклигибизни сынаргъа сюе,
Джазыу бизге къыйынлыкъланы тургъанды ие.
Ёзге къыйынлыкъладан къутулаллыкъ тюлбюз,
Ёмюрде да эркин солуяллыкъ тюлбюз,
Туугьан джерибизге болмасакъ ие.
Бир къауум хоншу джут эсе, зар эсе да,
Джолубуз ныхыт эсе, тар эсе да,
Нартладан, аланладан бизде бир джукъ бар эсе,
Къурарыкъбыз Къарачай деген къралны!
Орта Азияда халкъыбызны къырылгьан джарымы,
Ёлюмден къутулуб, ызына къайытхан джарымына,
Андан, къабырладан, турады къычыра,
Къарачай къраллыгьын табханмыды ызына?
Къраллыгьын табханмыды Къарачай?!
Джерине, тилине эркинмиди Къарачай?!
Джашаймыды, джашарыкъмыды Къарачай?!
ноябрны экиси, 1990 дж.
_______________________
ЧТО БЫЛО ДО ДЕПОРТАЦИИ?
Самое главное что было - это чувство национальной гордости, чувство родины, языка, государственности; что мы не сброд, а Народ, и имя наше - Карачай, и земля наша - Карачай. Национальное самосознание и историческая память - вот что проснулось, когда мы обрели свой национальный Дом - Карачаевскую АО. Без (своей!) автономии народ обречен. Тогда это все понимали - и народ, и его руководители.
После Октябрьской революции, по инициативе и под руководством У. Алиева 17 ноября 1920 года в составе Горской республики (наряду с Балкарией, Чечней, Ингушетией, Осетией, Кабардой) образуется Карачаевский национальный округ с административным центром в г. Кисловодске.
12 января 1922 года ВЦИК издал декрет о создании объединенной Карачаево-Черкесской автономной области, напрямую входящей в РСФСР. 26 апреля 1926 года КЧАО была разделена на две самостоятельные автономные единицы - Карачаевскую автономную область (КАО) и Черкесский национальный округ.
Территория Карачаевской автономной области составляла 11,4 тыс.кв. км (сегодняшняя территория КЧР составляет 14,3 тыс.кв. км). 85% населения в КАО были карачаевцы.
Расцвет Карачая приходится именно на этот отрезок времени - 1926-1943 гг. - период существования Карачаевской АО. Развивалась быстрыми темпами экономика, наука, культура. Все это - несмотря на резкий спад животноводства и других отраслей в результате гражданской войны, коллективизации, репрессий 37-38 гг., уничтоживших значительную часть народа, в том числе интеллигенции.
с 1922г. по 1940г. валовая продукция народного хозяйства области увеличилась более чем в 100 раз и в 1940г. в ценах 1926-1927гг. составила 64,8 млн. рублей.
В этот период большими темпами развивалась сеть учреждений культуры, науки, народного образования, здравоохранения, издательского дела.
В области имелись 264 учреждения культуры, в том числе государственный ансамбль песни и танца, музей краеведения, создавался профессиональный карачаевский театр.
На базе двух типографий в городах Кисловодске и Микоян-шахаре (Карачаевске) областное издательство ежегодно выпускало 16 наименований учебников на карачаевском языке, 58 наименований книг общим тиражом 432 тыс. экземпляров. Выходило 7 областных и районных газет. Набирали силу молодое изобразительное искусство, музыка, литература, национальная драматургия. Писательская организация насчитывала 10 членов Союза писателей СССР. Драматургами в предвоенные годы было написано более 30 пьес.
Широкий размах имели художественные промыслы; шерстеваляльное производство, резьба по дереву, золотошвейное и другие виды прикладного искусства.
В 1941 году в Карачае работали педагогический институт, научно-исследовательский институт, педагогическое и медицинское училища, кооперативный и зооветеринарный техникумы.
Более чем в 100 общеобразовательных школах учились дети. Обучение с 1 по 7 классы велось на родном языке с преподаванием русского языка и литературы как предмета.
К началу войны здравоохранение Карачая представляло собой сформировавшуюся систему медико-санитарной помощи населению, состоявшую из 16 больниц, 2 поликлиник, 41 фельдшерского пункта, 39 амбулаторий, 23 родильных домов, 11 детских яслей.
В довоенное время сформировалась карачаевская интеллигенция, выдвинулись крупные общественные и государственные деятели, ученые, прсветители: У. Алиев, К. Курджиев, И. Хубиев, И. Тамбиев, Х. Аппаев, И. Каракотов, М. Урусов, А. Батчаев, А. Биджиев, А. Уртенов и другие.
И все это за короткий срок существования Карачаевской АО.
Вот что значит иметь свой Национальный Дом.
2 ноября 1943 года этот Дом был сожжен сталинским режимом, горная часть КАО была передана Грузии, а карачаевский народ был изган из родной земли. Один из главных виновников нашей депортации секретарь Ставропольского крайкома ВКП(б) Михаил Суслов, в ноябре 1944 года злорадствовал: "Мы выжили карачаевцев из горных ущелий. Теперь надо выжить отсюда их дух".
Но Всевышний распорядился по другому - наш народ продолжает жить и развиваться на своей родной земле.
________________________
ТАРИХ эмда ТАРИХХЕ КЕТМЕЗЛИК СОРУУЛА
(интервью из 2010 года)
17 ноября 2010 года исполняется 90 лет со дня образования Балкарской и Карачаевской национальных округов в составе Горской республики;
17 ноября 1990 года была провозглашена Карачаевская республика; 17 ноября 1991 года была провозглашена Балкарская республика;
17 ноября 1989 года была создана организация "Джамагъат"; (ныне "Демократичечкая организация "Джамагъат");
17 ноября вышел первый номер газеты "Юйге игилик";
17 ноября 1998 года начал выходить журнал ";Ас-Алан".
Этим датам посвящается данное интервью
ОБЩЕСТВО "ДЖАМАГЪАТ"И ЕГО ПРАВОПРЕЕМНИК
"ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДЖАМАГЪАТ"
(интервью А. Кипкеевой с редактором "АС-АЛАН")
- В этом году исполняется 20 лет со дня создания карачаевской общественной организации "Джамагъат". Вы один из тех, кто стоял у истоков этой организации. Выполнила ли она свои уставные цели и задачи?
- У истоков общества "Джамагъат" стояли другие люди. В частности, Азрет Кечеруков, который в настоящее время возглавляет демократическую организацию "Джамагъат" - правопреемника того "Джамагъата". К "Джамагъату" я имею отношение с 1990 года.
"Джамагъат" был создан с целью добиться полной реабилитации карачаевского народа. Основную свою цель она не достигла , не восстановлена Карачаевская автономная область, уничтоженная сталинским режимом в 1943 году. Но благодаря совместной борьбе"Джамагъат"и братских организаций репрессированных народов, в 1991 году был принят российский закон "О реабилитации репрессированных народов". Благодаря усилиям организации "Джамагъат", Ельцин представил в Верховный Совет законопроект "О восстановлении Карачаевской автономной области". Эти два момента считаю самыми большими достижениями нашего движения.
- Если есть закон "О реабилитации репрессированных народов"и Ельцинский законопроект "О восстановлениии КАО", то почему не восстановлена Карачаевская АО?
- На этот вопрос есть ответ в докладе "Этнические вызовы и тупики федеральной политики на Северном Кавказе" профессора С. Червонной, которая возглавляла научную экспедицию в Балкарию и Карачай в конце 1990-х годов. С докладом можно ознакомиться в http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar3/che rvonnaja.htm/
"... В этнополитической ситуации можно выделить несколько основных узлов, в которых сплетаются нерешенные проблемы, горькие обиды и остающиеся без ответа и понимания этнические вызовы тюркского мира.
В Карачае - это нерешенная проблема "территориальной реабилитации", восстановления автономии Карачая.
Политический статус Карачая, определяемый в соответствии с правом карачаевского народа на самоопределение (или, напротив, при грубом игнорировании этого права), на протяжении 20 века менялся неоднократно, и в этих сменах отразилась драматическая история национальных стремлений и жестоких разочарований.
Завоеванный в прошлом веке и порабощенный народ (земли Карачая были присоединены к Российской империи после битвы 1828 года у горы Хасаука) попытался после Октябрьской революции 1917 года использовать тот шанс, какой давала ему ленинская политика "автономизации" национальных окраин, интенсивно проводившаяся в ходе гражданской войны. Как и другие народы центральной и западной части Северного Кавказа, карачаевцы сначала входили в состав Горской Республики, провозглашенной 17 ноября 1920 года со столицей во Владикавказе, имея при этом в её рамках свой, образованный в конце 1920 года Карачаевский национальный округ с центром в Кисловодске. 12 января 1922 года, по решению московского "центра" (ВЦИК), без какого-либо волеизъявления карачаевского народа, этот округ был объединен с черкесскими территориями, в результате чего была образована Карачаево-Черкесская автономная область, просуществовавшая четыре года (1922-1926). 26 апреля 1926 года она была разделена на Карачаевскую автономную область и Черкесский национальный округ. Столицей Карачаевской автономии стал молодой, вновь построенный город (первоначально носивший имя Микоян-Шахар, в 1944-1957 годах - Клухори, ныне - Карачаевск).
Время существования Карачаевской автономии (1926 - 1943) многими карачаевцами до сих пор воспринимается как "золотой век" "национальной государственности", а ликвидация этой автономии (по Указу от 12 октября 1943 года с последовавшей 2 ноября 1943 года насильственной депортацией всего карачаевского народа) - проявлением преступного государственного произвола. Территория Карачая была разделена на части между Грузинской ССР, Ставропольским, Краснодарским краями и Черкесской АО. Лишь через 13 лет карачаевцы смогли вернуться из ссылки на свою Родину. Однако прежняя Карачаевская АО так и не была восстановлена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 января 1957 года Черкесская АО была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО в составе Ставропольского края. Неудовлетворенность карачаевцев своим положением внутри этой автономии и ее статусом красной нитью проходит через весь поздний советский период (разумеется, до "перестройки" лишь в форме скрытого, глухого протеста) и выливается в бурных манифестациях и категорических требованиях крепнущего национального движения в конце 1980-х годов.
С февраля 1989 года разворачивается работа по формированию карачаевской общественной организации, создание которой провозглашается в мае 1989 года, а официальная регистрация в Карачаевске происходит в декабре 1989 года. Молодая организация получает наименование "Джамагъат" и разворачивает бурную деятельность, направленную на восстановление Карачаевской АО (в границах, существовавших до депортации карачаевского народа), определяя эту деятельность как программу возрождения карачаевской национальной государственности. Активисты "Джамагата" собирают в 1989-1990 годах свыше 70 тысяч подписей под воззванием о необходимости восстановления автономии Карачая.
8 октября 1989 года созывается первый конгресс народов Карачая, а 29 октября (впервые в советской истории) проходит открытый массовый траурный митинг, посвященный годовщине карачаевской национальной трагедии.
Второй конгресс народов Карачая 9 июня 1990 года торжественно провозглашает Карачаевскую Республику. Это находит поддержку у Чрезвычайного съезда карачаевских депутатов всех уровней, который 17 ноября 1990 года принимает Декларацию о государственном суверенитете Карачаевской Республики. Гигантский народный митинг (с участием около 30 тысяч человек) требует реализации концепции Карачаевской Республики.
Преобразование (3 июля 1991 года) Карачаево-Черкесской АО в составе Ставропольского края в Карачаево-Черкесскую Республику в составе РСФСР является отвлекающим маневром местной администрации, пытающейся удержаться у власти в новых условиях. "Джамагат" вступает в конфронтацию с этой властью и находит поддержку у Конфедерации репрессированных народов, которая прерывает заседания своего первого, открывшегося в Москве 1 июля 1991 года съезда и выезжает в Карачаевск, чтобы оттуда обратиться к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с призывом прекратить дискриминацию карачаевского народа. Созванный в Карачаевске 13 июля 1991 года Чрезвычайный конгресс карачаевского народа намечает конкретные меры по созданию Карачаевской республики, формирует Национальный совет как ее Временное правительство.
Своего наивысшего подъема движение за восстановление Карачаевской республики достигает в конце 1991 года. Торжественное траурное собрание на площади Свободы в Карачаевске, посвященное 48-й годовщине депортации карачаевского народа (ноябрь 1991 года), превращается в бессрочный митинг, в котором участвует практически весь карачаевский народ. Под мощным общественным давлением открывшаяся 3 декабря 1991 года в Черкесске сессия Областного Совета, депутатский корпус которого формировался еще из старой номенклатуры, вынуждена была принять решение о разделении Карачаево-Черкесии на две самостоятельные автономии. Никогда еще победа карачаевского национального движения не была столь близка, а вынашиваемая десятилетиями идея "национальной государственности" не казалась столь реально осуществимой. 5 февраля 1992 года Б.Н. Ельцин представил в Верховный Совет законопроект о восстановлении Карачаевской автономии в составе Российской Федерации. Принятие такого Закона знаменовало бы один из первых шагов реального действия в России Закона о реабилитации репрессированных народов.
Однако в России было слишком много сил, заинтересованных в том, чтобы этот Закон не действовал. "Джамагат" упустил свою победу. Воспользовавшись разногласиями на разных уровнях власти, старое руководство Карачаево-Черкесии, отлично отдававшее себе отчет в том, что в новых структурах Карачаевской и Черкесской республик оно не найдет себе место, предприняло беспрецедентную атаку на уже готовый законопроект и добилось отсрочки его рассмотрения под предлогом необходимости проведения в Республике "общественного опроса". Все силы и средства искушенного в политических интригах аппарата были брошены на подготовку этого "опроса" в нужном направлении. В ход шли и откровенные провокации (в казачьих районах распространялись дикие вымыслы о том, будто "Джамагат" собирается заселить эти районы турками, передать их во владение Турции и изгнать казаков), и грубые угрозы (к избирательным пунктам в карачаевских селах в день опроса стягивались отряды ОМОНа), и подтасовки результатов, и сбивающие с толку иезуитские формулировки самого опроса ("Согласны ли Вы - при условии реализации Закона "О реабилитации репрессированных народов" на принципах равноправия всех народов - сохранить единую Карачаево-Черкесскую Республику?"). Национальное карачаевское движение не сумело противопоставить этому натиску достаточно гибкую и продуманную тактику; не нашло способа разъяснить людям, что при отрицательном ответе они не ставят под сомнение правильность Закона "О реабилитации..." и принципы равноправия всех народов. В результате опрос состоялся 28 марта 1992 года, и 78,5 % принявших участие в голосовании (прежде всего русские, черкесы, абазины, в чьи руки была передана судьба карачаевского народа) ответили на вопрос положительно.
Законодательная машина Российской Федерации дала сбой и закрутилась в обратном направлении. Б.Н. Ельцин отозвал из Верховного Совета свой законопроект, и вопрос о восстановлении Карачаевской автономии был практически закрыт. В Республике началась тотальная обработка общественного мнения, нацеленная на то, чтобы впредь никто и никогда не смел вернуться к этому вопросу.
Бывшая советская номенклатура сумела мастерски использовать неопытность и доверчивость лидеров национального движения, растерянность и неосведомленность русского населения, амбиции казачества, запуганность карачаевцев, которым фактически пригрозили войной и второй депортацией, если они будут настаивать на отделении, и многие другие факторы.
Вопрос о разделении Карачаево-Черкесии практически снят сегодня с повестки дня политической жизни Российской Федерации. Ныне в Республике мало кто из карачаевцев надеется, что самостоятельный Карачай можно возродить. Люди боятся новых потрясений, не верят в успех демократических начинаний, а социальное положение значительных групп интеллектуальной, научной, технической, политической карачаевской элиты, оказавшихся в Черкесске, где еще существуют более-менее нормальные условия, в то время как в заброшенном, разрушающемся, погибающем от безработицы Карачаевске жить просто невозможно, заставляет их уже в эгоистических интересах забыть о национальных идеалах.
Сегодня карачаевский народ, составляющий относительное большинство населения Карачаево-Черкесии (около 40 %) 14, вынужден довольствоваться менее чем четвертью прав, льгот (например, если судить по представительству в органах власти, в научных и культурных центрах, по количеству принадлежащих карачаевцам министерских портфелей, по расходам, выделяемым из бюджета на нужды карачаевских районов, по итогам приватизации, в результате которой карачаевцы получили только 15 % ценностей), деля всё, чем богата (а по нормальным меркам, не богата, а бедна Республика, занимающая едва ли не последнее место по уровню социально-экономического развития в Российской Федерации), с "национальными меньшинствами", к которым здесь относятся русские, черкесы, ногайцы, абазины. Практически карачаевцы, в массе своей, с этим смирились, и хотя на вопрос нашей анкеты "Удовлетворены ли вы современным политическим статусом Вашего народа?" 98 % опрошенных карачаевцев ответили отрицательно, но при выяснении их позиции стало очевидно, что эту ситуацию они не надеются изменить и не считают нужным предпринимать что-либо для изменения "политического статуса" Карачая. 15 Пусть так, лишь бы не было хуже, - таков основной рефрен аргументации нынешней политической пассивности практически всех слоев карачаевского населения.
_______________________________
ИНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В БАЛКАРИИ
Иное положение - в Балкарии, где осознанная и элитой (прежде всего творческой интеллигенцией), и массами невозможность, невыносимость дальнейшего существования балкарского этноса в рамках Кабардино-Балкарской государственности, под "гнетом" подавляющего кабардинского большинства толкает людей на крайние, решительные меры и легальной, и подпольной политической борьбы. Развитие событий проходит при этом достаточно драматично. Современный период (1997-1999 годы) можно характеризовать как этап глубокого поражения, глухой обороны, в которую вынуждено было перейти национальное движение, выдвинувшее требования самоопределения балкарского народа (отделения от Кабарды), как период жестокого преследования его лидеров и активистов. Тем не менее нам кажется это поражение временным, ибо никакого политического равновесия не достигнуто, никаких эффективных средств, которыми можно было бы или успокоить, или отвлечь, или хотя бы насмерть запугать балкарский народ, не найдено, борьба продолжается, и требования свободного самоопределения нарастают.
В ходе научной экспедиции, проведенной нами в Балкарии в 1998 году, буквально в каждом районе, на каждой заранее запланированной или стихийно возникающей встрече с балкарцами разного возраста, разного социального и образовательного статуса - от пастухов в далеких горах до известнейших художников, писателей, журналистов в Нальчике - нам говорили одно и то же - о невозможности, о противоестественности, о безнадежности самого существования балкарского народа "под кабардинским диктатом". Лишь в нескольких кабинетах избранных, высокопоставленных балкарских чиновников мы слышали дежурные фразы о дружбе народов и о том, что все нормально и спокойно в Кабардино-Балкарии, где "реабилитация балкарского народа идет опережающими темпами".
История вопроса о "балкарской автономии" гораздо в меньшей степени, чем в соседнем Карачае, способна "работать" на идею отделения Балкарии от Кабарды. Дело в том, что обособленная от Кабардинской Балкарская автономия существовала очень недолго, очень давно (в рамках Горской Республики в 1921 году были два отдельных национальных округа ? Балкарский с центром в Долинске и Кабардинский с центром в Нальчике; 1 сентября 1921 г. на основе выделенного из Горской АССР Кабардинского округа была образована Кабардинская АО, 6 января 1922 года Наркомнац принял решение о выделении из Горской АССР Балкарского округа и образовании на его основе Балкарской АО, однако уже через три дня ? 9 января 1922 года это решение было отменено, и 16 января 1922 года ВЦИК принял декрет об образовании Кабардино-Балкарской АО, которая в 1936 году была преобразована в АССР), так что под восстановление Балкарской автономии никак нельзя подвести Закон "О реабилитации репрессированных народов", поскольку к 8 марта 1944 года ? к печальной дате депортации балкарцев ? никакой отделенной от Кабарды Балкарской автономии на карте Российской Федерации уже более 20 лет не было, а Кабардино-Балкарская АССР, преобразованная Указом Верховного Совета СССР 8 апреля 1944 года в Кабардинскую АССР, была восстановлена (в точном соответствии с прежним названием и внешними границами) 9 января 1957 года.
Тем не менее проблему своей незавершенной "территориальной реабилитации" балкарцы ощущают еще более остро, чем карачаевцы, поскольку в Кабардино-Балкарии не были восстановлены те "национальные районы", в которых традиционно проживало, занимая предгорные ущелья, балкарское население. Болезненное ощущение своего неравноправного положения в качестве дискриминируемого меньшинства (балкарцы составляют всего 10 % населения Кабардино-Балкарии и почти в 5 раз уступают по численности кабардинцам 16); воспоминания о том историческом периоде, когда разработанное в 1922 году "Положение об объединении Кабарды и Балкарии" включало принцип паритетности этнического представительства в органах власти (1/3 от балкарцев, 1/3 от кабардинцев и 1/3 от русских); надежды на изменение положения к лучшему в условиях перестройки и даже первые достигнутые на пути к "разъединению" договоренности с кабардинским национальным движением "Адыгэ Хасэ" ? все это вдохновило лидеров балкарского движения на довольно решительные шаги и смелые инициативы, возможно, прямо или косвенно санкционированные теми силами российской политической элиты, которые (во всяком случае, до перелома ситуации в конце 1992 года) не знали, чем обернется тенденция к укреплению адыго-кабардино-черкесской солидарности, и искали способы уравновесить ее сопротивлением тюркского мира.
Первое заседание Съезда балкарского народа состоялось в марте 1991 года. Съезд обратился к Верховному Совету тогда еще Советской Социалистической Кабардино-Балкарской Республики с требованием восстановить существовавшее до депортации административно-территориальное устройство Республики (Эльбрусский, Черекский, Чегемский и Хуламо-Безенгиевский районы, в которых исторически всегда проживало балкарское население), создать двухпалатный парламент с паритетным представительством в одной из палат балкарского народа, обеспечить поочередное замещение должности главы Республики представителями разных народов, являющимися субъектами, образующими Республику. Как видим, вопрос о разделении Кабардино-Балкарии тогда еще не ставился, и если бы требования балкарского съезда были удовлетворены или хотя бы услышаны, возможно, не произошло бы дальнейшего обострения ситуации.
Но руководство Кабардино-Балкарии проигнорировало обращение съезда. Тогда на втором своем заседании, созванном в ноябре 1991 года, Съезд балкарского народа принял "Декларацию о провозглашении Республики Балкария в составе Российской Федерации и национального суверенитета балкарского народа". Декларация еще не носила характер государственного постановления, демонстрируя лишь намерения, конечные цели балкарского движения, возглавленного Национальным Советом балкарского народа. Тем не менее некоторые практические решения Съезда, а затем и Совета свидетельствовали о начавшемся "снизу" претворении в жизнь требований обеспечения балкарского государственного суверенитета. Так, Съезд счел нецелесообразным для балкарского народа участие в выборах Президента КБССР, назначенных на 22 декабря 1991 года. В итоге в 28 избирательных участках выборы не состоялись, их бойкотировало балкарское население, и кабардинец В.М. Коков (бывший коммунистический партийный функционер), избранный Президентом Республики, не был избранником балкарского народа, в этих выборах не участвовавшего. Зато 29 декабря 1991 года состоялся референдум, проведенный среди балкарского населения Республики, на котором был поставлен вопрос "Поддерживаете ли Вы провозглашение национального суверенитета балкарского народа и Республики Балкария как субъекта РСФСР?". В референдуме приняли участие 85 % балкарцев, имеющих право голоса (38.411 граждан из 45.219, включенных в списки избирателей). Из них 36.404 человек, то есть 94,8 % участвовавших в референдуме ответили на поставленный вопрос положительно.
Легитимность волеизъявления балкарского народа не вызывала сомнений, и на первых порах казалось, что оно, в принципе поддержанное и Верховным Советом Кабардино-Балкарии, не наносящее ни малейшего ущерба целостности Российской Федерации, будет реализовано. Однако властные структуры Республики, возглавленные Президентом В.М. Коковым, сумели уйти от решения этого вопроса, подменив однозначные результаты референдума волокитой комиссий и сомнительными результатами не предусмотренных конституционными нормами "опросов" и "региональных референдумов", которые выборочно проводились среди балкарского населения в 1994 году и итоги которых якобы означали, что народ "не признает никакого разделения и желает жить в единой Кабардино-Балкарской республике". Опрос, выданный постфактум парламентским Постановлением от 18 ноября 1994 года за "всенародное голосование (референдум)", и региональные референдумы с их чрезвычайно запутанными, перегруженными перечислением географических названий вопросами проводились с многочисленными нарушениями закона, при прямом давлении на голосующих, при подтасовках в подсчете голосов.
Ощущение бесправия, моральной, политической и экономической дискриминации балкарского народа нарастало на всем протяжении 1990-х годов.
17 ноября 1996 года продолжил свою работу Первый Съезд балкарского народа, который вернулся к рассмотрению Декларации "О провозглашении Республики Балкария и национального суверенитета балкарского народа". Нервозная обстановка, созданная властями Республики вокруг этого Съезда (хотя на его проведение было получено официальное разрешение, но делегатам не давали пройти в здание, целые автобусы и машины, следовавшие из балкарских районов в Нальчик с делегатами Съезда, милиция задерживала на дорогах), накалила атмосферу, в которой проходил Съезд, и подтолкнула к радикальным решениям даже наиболее осторожных участников процесса. Было принято Постановление по реализации прежней Декларации, определены границы новой Республики Балкария в пределах существовавших до депортации Эльбрусского, Черекского, Чегемского, Хуламо-Безенгиевского районов и населенных пунктов компактного проживания балкарцев - Кичималка, Хабаз, Ташлы-Тала; сформирован Государственный Совет Балкарии и образован его Исполком; приняты решения о предстоящих выборах Президента Республики Балкария и об обеспечении порядка на ее территории, в том числе о формировании народных дружин, Обращение к Президенту РФ Б.Н. Ельцину, как гаранту прав и свобод человека и гражданина . 17
После закрытия съезда в Республике начались преследования его делегатов, аресты, допросы, обыски в квартирах. В Обращении делегатов Съезда в Палату по правам человека при Президенте РФ "в связи с теми гонениями, которым подвергались и подвергаются делегаты Съезда", указывалось на то, что руководство Кабардино-Балкарии избрало по отношению к балкарскому народу "путь запугивания, угроз и насилия". 18
"От имени Национального Совета балкарского народа, который с 1994 года является членом ФСНЕ 19, - писал в декабре 1996 года Расул Джаппуев, - от имени созданного Первым съездом балкарского народа 17 ноября 1996 года Государственного Совета Балкарии обращаюсь в Президиум ФСНЕ, в Евросовет, ко всем правозащитным, демократическим организациям Европы с убедительной просьбой принять участие в судьбе нашей организации, которая подвергнута разгрому силовыми структурами Министерства внутренних дел Кабардино-Балкарии. В Республике развернуты преследования делегатов съезда и активистов Национального Совета балкарского народа. Заведены уголовные дела на членов Госсовета, проводятся незаконные обыски, много случаев избиений и издевательств над людьми балкарской национальности. Осуществляется политика террора против балкарского народа. Ему закрыт доступ к средствам массовой информации. Наскоро сформированные из послушных властям чиновников или запуганных обывателей собрания "представителей балкарского народа" фальсифицируют подлинную волю народа, выраженную на референдуме 29 декабря 1991 года и подтвержденную 17 ноября 1996 года съездом балкарского народа о самостоятельной Балкарии в составе Российской Федерации. Ущемляются конституционные права балкарского народа. Наш народ терпит национальное бедствие..." 20
Практически все балкарские общественные организации в ноябре-декабре 1996 года были закрыты, их офисы опечатаны. Национальная балкарская партия "Тёре" была запрещена. Против членов избранного на съезде Государственного Совета, возглавленного Расулом Джаппуевым, были заведены уголовные дела. На скорую руку организованные политические фарсы типа "собрания балкарских депутатов всех уровней" или "собрания балкарской творческой интеллигенции" (куда настоящих представителей интеллигенции не пускали, а библиотекарей и клубных работников заставляли зачитывать заготовленные тексты, осуждающие решения национального съезда от имени интеллигенции) должны были осудить решения съезда.
Властные структуры Кабардино-Балкарии сумели с максимальной выгодой для себя, для укрепления своих позиций использовать сложившуюся в конце 1996 года ситуацию (шок, растерянность, страх перед новыми репрессиями значительной части балкарского населения, раскол в рядах руководства бывшего Национального совета, паралич всех де-юре или де-факто запрещенных балкарских общественных организаций, тень судебных преследований, нависшая над их лидерами; рост национализма и антибалкарских настроений в кабардинской среде).
12 января 1997 года состоялись выборы Президента Кабардино-Балкарии, которые имели безальтернативный характер: в бюллетени для тайного голосования была внесена одна единственная кандидатура действующего Президента В.М. Кокова. Результаты этих выборов, поразившие, как гром, демократическую общественность России, были подобны результатам "единодушных" выборов во времена советского застоя или сталинского террора. По официальным данным, в выборах участвовало 97,5 % избирателей, и за В.М. Кокова проголосовало 99,35 % принявших участие в выборах.
Все последующие отчаянные попытки активистов балкарского движения доказать немыслимость подобных результатов (составлялись перечни балкарских населенных пунктов, где избирательные участки в день президентских выборов даже не открывались; собирались свидетельства очевидцев о массовых изъятиях из урн бюллетеней и их замене) остались "гласом вопиющего в пустыне". Воля балкарского народа к организованному коллективному сопротивлению была подавлена.
Укрепив свои позиции на посту Президента, В.М. Коков направил свои дальнейшие усилия на разработку нового проекта Конституции Кабардино-Балкарской Республики, на законодательное обеспечение своей диктатуры на долгие времена. В новой Конституции КБР, которая была принята...( Проф. С.Червоннаяны Малкъарны юсюнден джазгъаныны ахыр юзюгю сыйынмай къалгъанды. Толусу бла былайда окъургъа боллукъсуз: -R]https://www.facebook.com/groups/alanla/permalink/2295182410510238/ )