Офшоры: опыт России и обсуждение мер по деофшоризации экономики
В российской практике первой формой особого экономического режима в начале 1990-х годов стали свободные экономические зоны. Особая, свободная или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) — один из видов привлечения финансовых ресурсов в приграничные районы, представляющая собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
Другим характерным явлением в 1990-е годы стали внутренние офшорные зоны.
Офшор, офшорная зона — (англ. offshore — вне страны, на расстоянии от берега) — территория с привлекательными для бизнеса условиями благодаря низким ставкам налогов, четкому законодательству об инвестиционных фондах, упрощенной системе регистрации компаний, конфиденциальности операций. В отличие от свободных экономических зон, связанных преимущественно с реальным сектором экономики, офшорные зоны благоприятны для проведения финансовых операций.
Внутренние офшорные зоны, по сути, оформили особые отношения между региональными властями и отдельными крупными компаниями, заинтересованными в оптимизации налогообложения.
Что такое офшорные зоны и в чем их преимущества
Обычно внутренние офшорные зоны создавались в небольших республиках и автономных округах. Примерами являются Ингушетия (зона экономического благоприятствования "Ингушетия" была создана по решению федерального правительства; в 1996 году в продолжение этой практики был принят федеральный закон "О Центре международного бизнеса "Ингушетия"), Калмыкия (регистрация предприятий на условиях офшорного налогового законодательства проводилась через Агентство развития и сотрудничества), республика Алтай ("Эколого-экономический регион "Алтай"). Позднее практику освобождения предприятий от региональных налогов стали применять в Мордовии, Эвенкийском, Чукотском АО и др. Например, Калмыкия на протяжении ряда лет была среди лидеров по доле федерального бюджета в налогах, собираемых на ее территории (то есть налоги в региональный бюджет практически не шли. Так, в 2003 году доля федерального бюджета в налогах, собираемых на территории Калмыкии, составила 85%).
В декабре 2003 года Совет Федерации РФ отменил с 1 января 2004 года инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которую до этого имели право устанавливать местные власти. А освобождение предприятий от налога на прибыль и было наиболее привлекательным стимулом предприятий, работающих в офшорных зонах. Тем самым в России были упразднены внутренние офшоры (Калмыкия, Чукотка и др.).
С принятием 22 июля 2005 года Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", в стране начали развиваться ОЭЗ.
С этого момента существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до принятия закона, прекратилось, за исключением ОЭЗ в Калининградской области (действует до 2016 года) и ОЭЗ в Магаданской области (действует до 2014 года).
В соответствии с законом, на территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
В 2006 году для реализации законопроекта было создано ОАО "Особые экономические зоны", 100% акций которого принадлежат государству.
В настоящее время ОАО "ОЭЗ" через создание дочерних обществ, филиалов и участие в составе наблюдательных советов управляет 17 особыми экономическими зонами четырех типов, фактически являясь крупнейшим девелопером индустриальных и инновационных парков в России.
С 2006 года по 2012 год в особые экономические зоны России пришло более 340 инвесторов из 23 стран. Объем заявленных резидентами инвестиций — более 400 миллиардов рублей или порядка 13 миллиардов долларов.
Государство создает благоприятные условия для инвесторов за счет предоставления налоговых, таможенных и административных преференций. На территориях особых экономических зона действует процедура "свободной таможенной зоны". Иностранные товары размещаются и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. А российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Курс на деофшоризацию
Президент РФ 12 декабря 2012 года поручил правительству создать систему по выводу российских активов из офшоров и внести соответствующие комплексные предложения по вопросу деофшоризации отечественной экономической структуры. Президент привел в пример оценки некоторых экспертов, согласно которым девять из десяти сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами.
По мнению специалистов, отреагировавших на инициативу Путина, сделки совершаются в офшорной зоне в большей степени из-за существующих в них налоговых послаблений. Такого мнения придерживается глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин отметивший также, что российские компании уходят в офшоры по причине того, им удобнее проводить сделки с иностранными партнерами в английском праве.
В свою очередь, бизнесмен и бывший совладелец "Вимм-Билль-Данна" Давид Якобашвили отметил, что деофшоризация российской экономики возможна только при четком регулировании российского законодательство, которое на данный момент имеет "столько дыр, что можно всегда к тебе привязаться и отнять все".
То, что сейчас классифицируется как отток капитала, во многом является эффектом офшоризации, заявил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его мнению, для реализации поручения президента важно создать необходимые условия, внести изменения в законы, которые позволят инвесторам чувствовать себя комфортно в России.
Глава Минэкономразвития РФ Андрей Белоусов 14 декабря 2012 года заявил о том, что вывод российской экономики из офшоров может осуществляться путем создания дополнительных налоговых стимулов и совершенствования гражданского законодательства, снимающего юридические риски при заключении сделок компаниями.
При этом, по мнению Белоусова, вводить прямой запрет на заключение сделок между российскими компаниями в английском или ином иностранном праве неэффективно.
16 января 2013 года Минэкономразвития предложило правительству РФ бороться с офшорами путем включения в налогооблагаемую базу российских компаний прибыли их иностранных "дочек". По мнению представителей МЭР, прямолинейное использование офшорных компаний для аккумулирования зарубежного дохода не позволит их владельцам избежать налогообложения этого дохода в РФ. Иными словами, это должно простимулировать российский бизнес к возвращению из офшоров в национальную юрисдикцию России.
17 января 2013 года Минэкономразвития РФ сообщило, что предложит включить новации фискального характера по деофшоризации экономики в основные направления налоговой политики.
4 марта 2013 года экс-министр финансов Алексей Кудрин высказал мнение о том, что деофшоризация российской экономики возможна лишь при условии снижения ее зависимости от цен на нефть, что приведет к уменьшению волатильности рубля и российского фондового рынка. Кроме того, у офшоризации экономики есть и другие причины: в офшоре лучше инвестиционный климат, в первую очередь уровень налогов, законодательное поле, простота административных процедур, развитая судебная система, плюс к этому добавляется получение крупного кредита под залог.
В качестве примера Кудрин привел решение "Русала" перевести принадлежащие ему 25% акций ГМК "Норильский никель" из России на баланс кипрской компании, чтобы рефинансировать кредит Сбербанка на 4,5 миллиарда долларов, по которому заложены бумаги. По мнению бывшего руководителя Минфина, деофшоризация не может решаться административными и запретительными мерами, но достигается путем улучшения инвестиционного климата в России.
18 марта 2013 года заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов выступил с сообщением о том, что Минфин РФ не будет готовить специальных налоговых мер для возврата средств российских налогоплательщиков из офшоров, но будет продолжать бороться со схемами ухода от налогов.
Запреты на операции с офшорами. Мировой опыт
21 марта 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в связи с банковским кризисом на Кипре предложил подумать о создании офшора на Дальнем Востоке. В качестве возможных мест для офшорной зоны Медведев тогда перечислил Сахалин и Курилы, отметив, что возможно часть российских денег вернется в страну с Кипра, Британских Виргинских островов, Багам.
В свою очередь глава РСПП Александр Шохин высказался за открытие офшорных зон в Калининграде, Сочи и на Дальнем Востоке.
В ответ глава Сбербанка Герман Греф выразил мнение о том, что не считает необходимым создавать внутренние офшоры. По его мнению, в настоящее время ключевой задачей должно стать создание привлекательных условий для перетока российских капиталов не в другие юрисдикции, а в Россию
7 мая 2013 года были объявлены основные направлениях налоговой политики России на 2014-2016 годы, включающие в себя намерения провести переговоры со всеми офшорными и низконалоговыми юрисдикциями для заключения межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией для противодействия схемам минимизации налогов, в рамках объявленного курса по деофшоризации экономики РФ. Однако данные инициативы не соответствуют российскому законодательству.
Во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией с офшорами и низконалоговыми юрисдикциями, Минфин планирует внести поправки в Налоговый кодекс РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в налоговых проверках в России, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением.
13 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия предлагает заключать двусторонние соглашения с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в качестве одной из мер деофшоризации экономики. Глава государства отметил, что борьба с уходом от налогов через офшоры является очень сложной и трудоемкой задачей.
Еще в декабре 2011 года Владимир Путин, тогда премьер, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить (средства. — Прим. авт.) где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара».
В поисках собственника
С тех пор антиофшорная кампания то набирала обороты, то затихала. Прошла волна проверок в окологосударственных и государственных корпорациях. Вскрылся ряд злоупотреблений с использованием не только иностранных компаний, но и российских юридических лиц. В конце марта, исполняя поручение правительства, налоговая служба представила первый в новейшей российской истории проект антиофшорных законопроектов.
Первым ключевым элементом предлагаемого пакета ФНС являлось введение понятия «конечный бенефициар» в Налоговый кодекс. Смысл введения в законодательство этого понятия в том, чтобы определить и установить конкретное физическое или юридическое лицо в России, которое с помощью офшора держит свои доходы за границей, предумышленно избегает их получение в России и, как следствие, не платит с них налоги. А вторым элементом явилось предложение по введению налога на выплаты в офшоры. Но о судьбе этого законопроекта до сих пор ничего не известно.
Пока самым большим успехом России в «борьбе с офшорами» стало заключение и ратификация новых протоколов к действующим соглашениям об избежании двойного налогообложения с Кипром, а затем и со Швейцарией. Такие соглашения нужны, чтобы получать информацию о счетах подозреваемых в уклонении от налогов. Однако обе страны ограничили обмен налоговой информацией только ответом на мотивированные запросы. Что это означает? Российские компетентные органы должны использовать сначала все предусмотренные национальным законом возможности для получения информации, а уже потом обращаться к иностранному органу с указанием всех необходимых деталей конкретных физических лиц, номеров счетов, названий банков, юридического лица, иначе в предоставлении информации будет отказано. Без точных данных официальный запрос можно считать обыкновенным «фишингом», когда задается вопрос о неизвестной сумме средств на неизвестном счету компании с неизвестным названием, но которая принадлежит вероятно Иванову Ивану Ивановичу. Важно и то, что запросить информацию в отношении периодов, предшествующих дате вступления соглашений в силу, компетентные органы, скорее всего, будут не вправе.
В октябре Росфинмониторингом и Минэкономразвития в правительство был внесен скорректированный проект изменений в ряд законов, цель которых — усиление госконтроля за средствами на российских банковских счетах как юридических, так и физических лиц. Что должно позволить контролировать не только фактические доходы и иные поступления, но и фактические расходы. Предусмотрен новый состав преступления в виде вывода средств по подложным документам. Значительным образом расширен перечень оснований для отнесения операций к подозрительным, а также предложено снизить критерий размера обязательно контролируемой операции с 6 млн до 600 000 рублей.
Чего ждать от таких изменений? Наверное, усиления оттока депозитов из российских банков и роста недоверия граждан России не только к банковской системе, но и к государству. Ведь по закону любой гражданин вправе открывать счета в любом иностранном банке за рубежом. А там никто не сможет диктовать, как тратить деньги.
Как у них?
«Крестовый поход» против офшоров и налоговых гаваней или налоговых убежищ (именно так преимущественно переводят в мире английское «tax haven») был начат ОЭСР в 1998 году. В докладе «Пагубная налоговая конкуренция», изданном ОЭСР, были впервые названы и указаны основные признаки юрисдикций, с которыми развитым странам предстояло бороться политическими и экономическими методами.
В мире было выявлено 41 налоговое убежище, включая большинство популярных офшоров. Всем им предложили дать официальное обязательство о сотрудничестве с ОЭСР, обеспечить большую прозрачность в регулировании и начать обмен налоговой информацией. Другими словами, развитые и богатые государства обязывали развивающиеся и бедные страны не перетягивать на себя «налоговое одеяло».
По результатам работы 18 апреля 2002 года ОЭСР выпустила первый «черный» список «не сотрудничающих налоговых гаваней», куда вошли только семь юрисдикций: Андорра, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Монако, Маршалловы острова и Науру. Так бы этот список и существовал без всякой пользы, но в начале 2009 года Франция и Германия сплотились в своем противостоянии со Швейцарией. Стали вскрываться факты сокрытия средств французскими и немецкими налогоплательщиками на счетах швейцарских банках. На этой волне в апреле 2009 года появился новый «черный список» ОЭСР. За сравнительно небольшой срок попавшие в него государства сделали то, что требовалось, — заключили минимальное количество соглашений об обмене налоговой информацией. Сейчас список пуст. Тем не менее у каждого государства есть свой собственный перечень офшоров, например в России он утвержден приказом Минфина в 2007 году.
Активные действия против злоупотребления офшорами в США начались с выхода в декабре 2008 года доклада Государственного контрольного управления «Международное налогообложение: крупные корпорации США и федеральные подрядчики с дочерними структурами в юрисдикциях, отнесенных к налоговым гаваням, или предоставляющим финансовую секретность». А Барак Обама еще до того, как стал президентом, выступил одним из соавторов законопроекта о борьбе со злоупотреблениями налоговыми гаванями (Bill S. 681 ‘Stop Tax Haven Abuse Act’).
Знаменитым в США стал офис юридической фирмы Ugland House на Каймановых островах. Это здание, под крышей которого нашли приют более 12 000 корпораций, привлекло внимание американского сената, особенно сенатора Обамы, заявившего, что это либо «самое большое здание в мире», либо «величайшая в истории налоговая афера». Но ироничное замечание сенатора парировал председатель Управления по финансовым услугам Каймановых островов Энтони Трэверс, посоветовавший Обаме лучше внимательнее присмотреться к штату Делавэр: «Офис, находящийся по адресу: город Уилмингтон, Норт-Ориндж-стрит, дом 1209, стал пристанищем в общей сложности 217 000 компаний». Из публичных, признанных источников известно, что этим адресом пользовались или пользуются Google, American Airlines, General Motors, Coca-Cola, Kentucky Fried Chicken, Verizon Internet Services Deutsche Bank и др.
Отдельно стоит остановиться на антиофшорной деятельности неправительственных организаций. Самым известным игроком в последнее время стала Организация за налоговую справедливость, известная как Tax Justice Network. Ее первый доклад «Цена офшора» произвел фурор в России, поскольку в нем была приведена оценка размера денежных средств, покинувших Россию после распада СССР. Сумма, превышающая $800 млрд, показалась многим астрономической. Но для сравнения нужно сказать, что по оценке другой неправительственной организации — Глобального финансового единства (Global Financial Integrity) — отток средств из КНР только в 2011 году составил более $600 млрд, а с 2011 года было выведено более $3,8 триллионов. Интересно, что в своих отчетах обе организации не выделяют суммы оттока в какие-либо конкретные офшоры. Почему? Все просто, легче всего деньги выводятся, конечно же, не в офшоры, а в обычные развитые страны, в банках которых и офшорные и неофшорные компании могут открывать банковские счета.
И тут на помощь приходят, по мнению Tax Justice Network, крупные международные банки (а конкретно их подразделения по управлению активами состоятельных физических лиц, или wealth management практики) и известная «Большая четверка» аудиторских компаний. Об этом Организация за налоговую справедливость выпустила в октябре 2012 года доклад «Финансовая секретность, банки и большая четверка аудиторских фирм».
Господство в сфере международного налогового контроля с 2015 года окончательно должны получить США благодаря своему законопроекту FATCA или Акту от 18 марта 2010 года «Об обязательном раскрытии информации об иностранных счетах», который действует и за пределами государственной границы США. Очевидно, что пока конкурировать в этой сфере на основе аналогичных механизмов ни у кого в мире возможности нет.
В мире не осталось стран, которые бы не приняли на себя обязательства по осуществлению обмена налоговой информацией. Однако сложно представить или допустить ситуацию, когда некая территория с населением всего 20 000 человек сможет физически обеспечивать эффективный обмен данными по сотням тысяч и миллионам зарегистрированных компаний. Наличие механизма абсолютно не гарантирует его работоспособность
ага, а вместе с тем ротенбергские компании продолжают выигрывать тендеры в газпроме, через офшорные компании, и попробуй кто пожалуйся в Фас. Цирк, да и только.
Масами
07.04.2014 12:02:39
10
Цитата
Sautulu пишет:
Еще в декабре 2011 года Владимир Путин, тогда премьер, обратил внимание на проблему злоупотребления офшорами: «Кто хочет хранить (средства. — Прим. авт.) где-то за рубежом — пожалуйста. Закон это не запрещает, но вывод через подставные фирмы финансовых ресурсов из отраслевого оборота недопустим». По его мнению, основной проблемой является то, что «за офшором не видно конечного бенефициара».
Если в стране сделают налоговый режим более простым и удобным, возможно уменьшится число финансовых злоупотреблений со стороны российских фирм, оформляющих свою "деятельность" за пределами РФ в офошорных зонах. В рейтинге всемирного банка "Дуин Бизнес" российский налоговый режим признан самым непривлекательным среди 29 европейских стран.
Чего стоит одна только мера по блокировке банковских счетов? Из за какого-то мелочного штрафа могут заблокировать все счета предпринимателя или фирмы, лишь для того, чтоб руководитель посетил налоговую и узнал, в чем проблема. А послать письмо-уведомление без блокировки счёта, как это делалось раньше, не вариант? (Налоговая вместе с судебными приставами вместо того, чтоб частично наложить арест на сумму штрафа, блокируют всё - приостанавливается практическая деятельность компании)
Масами
07.04.2014 12:08:51
10
Мне кажется, большую практическую пользу принесла бы такая реформа в налоговой сфере, по которой предприятия, магазины платили бы налог на прибыль и все остальные налоги по месту осуществления деятельности, а не по месту юридической регистрации фирм. Возьмём, к примеру, "расплодившиеся" по северному кавказу супермаркеты "Магнит". Где зарегистрирована фирма ЗАО "Тандер"? В Ростове или Краснодаре? Значит платит налог на прибыль предприятия не здесь. Сколько местных магазинов обанкротились и закрылись , из-за растущих как грибы после дождя "Магнитов"? А эти магазины могли бы платить налоги в местный бюджет
Масами,Возьмём, к примеру, "расплодившиеся" по северному кавказу супермаркеты "Магнит". Где зарегистрирована фирма ЗАО "Тандер"? В Ростове или Краснодаре? Значит платит налог на прибыль предприятия не здесь. Сколько местных магазинов обанкротились и закрылись , из-за растущих как грибы после дождя "Магнитов"? А эти магазины могли бы платить налоги в местный бюджет
Эта проблема уже стала притчей во языцех.А воз и ныне там.Вопрос заключается в том,как видится формирование региональных бюджетов из большого города.Там ведь тоже не спят лоббисты различных политико-финансовых групп.Плюс к этому межбюджетные отношения.И наконец, присутствие политики как таковой...
saffas,вместе с тем ротенбергские компании продолжают выигрывать тендеры в газпроме, через офшорные компании, и попробуй кто пожалуйся в Фас.
Он скоро станет хорошим дядей и больше так поступать не будет.Ибо "еловые шишки" будут лететь не только в него.....Ведь спросить могут----А кто там конечный бенефициар? Сейчас тем более.Желающих ущипнуть "за морем за океаном" только прибавилось....
Выше здесь было отмечено,что господство в сфере международного налогового контроля с 2015 года окончательно должны получить США благодаря своему законопроекту FATCA или Акту от 18 марта 2010 года «Об обязательном раскрытии информации об иностранных счетах», который действует и за пределами государственной границы США.Нечто аналогичное должно быть принято и в РФ. И вот тут начнётся….Деньги разные нужны,деньги всякие важны… Было бы наивно полагать, что там ,«за облаками» ,совсем не знают, у каких представителей российского политического класса «на чёрный день» лежат кубышки в тихих офшорных гаванях.. И джентльмены из –за «облаков» ох как держат за "жабры" иных российских деятелей. Ведь деньги разные бывают. Кое-кто ведь непременно скажет,что его будет интересовать не только налоги,но и происхождение авуаров..И столько «бедных» мужиков и дам будут видеть кошмарные сны и просыпаться ночами …. Будут шептать---- Чур тебя, чур тебя! Сгинь, зараза!
Может действительно захотят прибрать «избу свою рябую»…Будут «сушить поганок» или нет------ покажет время.Или «поганки» будут по-прежнему «сушить» страну.Тут вот слова занятные на сей счёт-------
«Я приберу избу свою рябую,
Поганок впрок за осень насушУ,
И как-нибудь уже перезимую,
Тут наколдую, там наворожу…»
Срок за офшор: в России могут ввести ответственность за уход от налогов
Минфин поддерживает предложение Следственного комитета России (СКР) прописать в Налоговом и Уголовном кодексах прямой запрет на злоупотребление правом в сфере налогообложения. Срок будет грозить, в частности, за оптимизацию налогов через вывод прибыли в офшор.
Проработать вопрос о введении запрета должен Минфин в соответствии с Национальным планом по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний, сообщил РБК источник в Росфинмониторинге, подготовившем документ. План должны обсудить и в правительстве.
Инициатором запрета выступает СКР. Следователи ранее предлагали расширить список способов уклонения от уплаты налогов по профильной ст.199 УК, теперь перечень будет открытым. Сейчас уголовная ответственность может наступить только за уклонение от уплаты налогов, сопряженное с фальсификацией отчетности, то есть налоговое мошенничество, пояснил РБК старший инспектор СК Георгий Смирнов. Налоговый кодекс предлагается дополнить статьей, предусматривающей прямой запрет на злоупотребление правами в части налогообложения (уклонение от налоговой обязанности или снижение ее размера).
Крупным размером ущерба по 199-й статье считается более 2 млн руб. неуплаченных налогов в течение трех лет, особо крупным - более 10 млн руб. за тот же период. Максимальная санкция - шесть лет лишения свободы. "Возможно, в части ответственности за агрессивное налоговое планирование суммы ущерба будут повышены, а сроки наказания пересмотрены в сторону понижения, так как это менее опасно, чем налоговое мошенничество", - не исключил представитель СКР.
В такой формулировке опасной может быть сама норма, предложенная силовым ведомством. Она оставляет крайне высокую степень усмотрения со стороны контролирующих органов, считает руководитель налоговой практики Baker Tilly Tax Services Рустам Вахитов. Он напомнил, что сегодня некоторые способы расчета считаются легальными, хоть и агрессивными: перечисление процентов в офшор, продажа по заниженным ценам иностранной компании.
В целом Минфин поддерживает наработки СКР по законодательному закреплению запрета на "злоупотребление правом в сфере налогообложения", сообщили РБК в пресс-службе министерства. Правда, предстоит еще сформулировать конкретное предложение в окончательной редакции, тогда и Минфин окончательно сформулирует позицию.
В Следственном комитете предлагают использовать новации в УК и НК прежде всего для борьбы с фиктивным дроблением бизнеса - для получения упрощенного режима налогообложения либо вывода прибыли в офшоры. Дробление компаний входит в пятерку наиболее популярных схем налоговой оптимизации, что неоднократно признавала ФНС в своих обзорах, отметил руководитель налоговой практики юрфирмы Sameta Андрей Панфилов.
Взаимосвязь между новыми компаниями при дроблении бизнеса, как правило, сохраняется, ее легко проследить по косвенным признакам (перевод работников из одной компании в другую, история взаимоотношений компаний, организация ведения бизнеса), заявил руководитель юридического отдела "МЭФ-Аудит" Иван Чемичев.
Налоговым органам, по его словам, не составляет особого труда доказать, что такое дробление было совершено для вида. "Налоговики активно разрабатывают эти схемы и доначисляют налоги, исходя из концепции необоснованной налоговой выгоды, сформулированной в арбитражной практике", - добавил Панфилов.
При агрессивном налоговом планировании с использованием офшоров сделки или группа компаний структурируются таким образом, что основная налоговая нагрузка переносится на компании, зарегистрированные в низконалоговых юрисдикциях и в странах, у которых с Россией имеются соглашения об избежании двойного налогообложения, объяснил Георгий Смирнов. "Размер внешнего долга российского небанковского сектора на конец 2012г. составил более 250 млрд долл., из которых 100 млрд были заимствованы в рублях. За рубежом нет долгового рублевого рынка, и иностранные банки предоставить эти кредиты в рублях не могли, что говорит о фиктивном характере кредитов", - заявил он. Похожая ситуация, по словам Смирнова, сложилась и с внутрироссийскими займами, 60% из которых были получены не у банков, а у других организаций.
Российская компания по фиктивным контрактам выводит прибыль в подконтрольную ей через траст иностранную организацию под видом поставки товаров либо платы за пользование товарным знаком, пояснил схему представитель Следственного комитета. Далее эти деньги переходят в еще одну компанию из юрисдикции, с которой у России нет соглашения о раскрытии информации о бенефициарах. Выведенные на подконтрольные организации деньги под видом кредитов возвращаются в российскую компанию. "Это приводит к существенному занижению базы по различным видам налогов, в первую очередь по налогу на прибыль и НДС", - отметил Георгий Смирнов.
Источник в Минэкономразвития согласился, что подобные схемы имеют большое распространение. Например, российская компания перечисляет деньги офшорной компании якобы за товары или услуги, но поставка не осуществляется. Деньги оседают в офшоре. Но доказать факт занижения налогооблагаемой базы в ряде случаев является проблемой, поскольку необязательно речь идет о схеме вывода денег: компанию могли действительно "кинуть" контрагенты в офшоре.
Запрет на злоупотребление правом в налогообложении и уголовная ответственность за агрессивное налоговое планирование - это не российское ноу-хау. Примером могут служить Международные правила против избежания налогов (General Anti-Avoidance Rules, GAAR) и американский закон FATCA, обязывающий банки раскрывать информацию о бенефициарах счетов американских резидентов. Доктрина разумной деловой цели, введенная в Кодекс внутренних доходов США, сделала операции, не преследующие экономической цели, уголовно наказуемыми. А принятие FATCA позволило американским властям осуществлять уголовное преследование швейцарских банков за соучастие в налоговых преступлениях американских резидентов, заметил источник в Минэкономразвития.
У депутатов Госдумы не осталось зарубежных активов По данным думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, все депутаты нижней палаты парламента сообщили о закрытии зарубежных счетов и активов.
Все члены нижней палаты российского парламента вовремя сдали декларации о доходах, расходах и имуществе, кроме того все депутаты сообщили о закрытии зарубежных счетов и активов, сообщил в среду глава думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах Николай Ковалев (фракция большинства ЕР) по итогам ее заседания.
Он уточнил, что декларации сдали все 449 депутатов, а 450-е кресло в Госдуме сейчас вакантно. По словам главы комиссии, все сведения будут опубликованы на официальном сайте палаты до 21 апреля.
«Все депутаты отчитались в срок… законом запрещено владение зарубежными активами и управление ими. Об этом все депутаты отчитались и закрыли», — сказал Ковалев журналистам.
В мае 2013 года президент подписал закон, запрещающий депутатам и чиновникам, их супругам и несовершеннолетним детям владеть активами и счетами за рубежом. При этом закон позволяет владеть зарубежной недвижимостью, но ее нужно декларировать. Ковалев в этой связи высказался за запрет и на владение зарубежной недвижимостью, чтобы избежать попыток влияния на руководителей, принимающих важные решения.
На заседании комиссии обсуждалось, что помимо отчетов о доходах закон обязывает парламентариев сообщать и о расходах, если они превышают совокупный доход семьи за три года. По словам Ковалева, многие депутаты не обязаны отчитываться о расходах, однако это сделали все, что бы избежать каких-либо недоразумений. Глава комиссии сообщил журналистам, что информация о расходах также будет опубликована, но как именно — решат до 21 апреля, поскольку такая информация часто сопряжена с конфиденциальными сведениями.
Ковалев заявил, что депутаты заранее консультировались с кадровым аппаратом и налоговой службой, что помогло избежать технических ошибок, которые были допущены по итогам декларационной кампании в 2013 году.
«Я приберу избу свою рябую, Поганок всех за осень засушУ, И как-нибудь уже перезимую, Тут наколдую, там наворожу…»
Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявил, что декларации чиновников о доходах будут проверены к осени". "Где-то к осени, я думаю, мы эту проверку завершим", - сказал он журналистам. Иванов отметил, что декларации будут проверяться в плановом порядке, как и в прошлом году. "Причем не только доходах, но и о расходах", - заметил он. Иванов подчеркнул, что декларации высших чиновников уже опубликованы. "Но далеко не все декларации вообще будут опубликованы", - предупредил глава администрации президента. Он пояснил, что всего подаются сотни тысяч и даже миллионы деклараций
Российское правительство может объявить капиталу налоговую амнистию Чиновники зовут российские капиталы домой: за рубежом им все равно угрожают санкции, а в России их может встретить налоговая амнистия
ШТРАФ ЗА ОФШОР
Александр Захаров из Paragon Advice Group рассказывает, что в США при амнистии офшорных активов требовалось уплатить штраф в 27,5% и недоимку. В Италии надо было уплатить 5% от сокрытых активов или купить гособлигации на 12% сокрытой суммы. В Великобритании и Венгрии — штраф в 10%, в Бельгии — в 15%.
Эта публикация основана на статье «В Россию бесплатно» из газеты «Ведомости» от 16.04.2014, №67 (3571).
В правительстве обсуждается идея амнистии для капиталов, возвращенных на родину, в том числе в виде ценных бумаг, рассказали «Ведомостям» высокопоставленный чиновник и сотрудник правительства, рассматриваются два варианта. Первый — частичная амнистия: налогоплательщик, вернувший капиталы, освобождается от пеней и штрафов за неуплаченный налог, а также от уголовной ответственности, но должен уплатить сам налог, говорят они, второй — полная амнистия. Второй вариант нравится первому вице-премьеру Игорю Шувалову, знает чиновник правительства. Представитель Шувалова отказался от комментариев. Преступные доходы не будут амнистированы ни в каком случае, подчеркивают собеседники «Ведомостей».
Амнистия должна дополнить план Минфина по деофшоризации, объясняют чиновники. В марте налоговую амнистию предложила председательница Совета Федерации Валентина Матвиенко, вчера с той же идеей выступил на коллегии Минфина председатель комитета Думы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Председатель правительства Дмитрий Медведев предложение не прокомментировал.
Высоки шансы, что идею одобрят, тогда закон об амнистии может быть принят уже в этом году, полагает один из чиновников: «Идея разумная, обстановка подходящая». Сейчас удобный политический момент, многие сами хотят вернуть деньги в Россию, соглашается другой чиновник: санкции могут затронуть зарубежные капиталы, а фондирование в зарубежных банках приходится заменять российским.
Налоговая амнистия необходима в связке с уже готовым законопроектом Минфина об иностранных контролируемых компаниях (CFC), объясняет чиновник финансово-экономического блока, этот закон обяжет платить российские налоги с нераспределенной прибыли иностранных компаний, более чем на 10% принадлежащих российским лицам. Минфин не посягает на доходы, накопленные в иностранных «дочках», — только на заработанное с 1 января 2015 г., по идее, тут амнистия и не нужна, указывает Денис Щекин из компании «Щекин и партнеры».
Верно, но, когда компании и граждане начнут раскрывать информацию, у правоохранителей могут возникнуть вопросы, думает чиновник. Амнистия тут нужна, чтобы компании не боялись раскрыться, продолжает он: «Мотив — закрыть прошлые грехи и легализовать средства».
Налоговики действительно могут предъявить претензии, считает Щекин, сослаться на то, что уже сейчас они могут взять налог с иностранной компании в том случае, если она является «бумажной пустышкой» и создавалась только для налоговых целей, такое предусмотрено доктринами Высшего арбитражного суда о необоснованной налоговой выгоде и о превосходстве существа над формой. Так что должна быть четкая норма, которая освободит от налогов все, даже если капиталы копили фиктивные структуры, заключает юрист.
Те капиталы, которые были выведены в офшоры, под уголовную ответственность не должны подпасть — в основном это были схемы агрессивного налогового планирования, в России пока это не уголовно наказуемое преступление, если не было мошенничества и фальсификаций, указывает старший следователь Следственного комитета Георгий Смирнов. Но ответственность за такие схемы может появиться, поэтому амнистия нужна, полагает он.
Амнистия актуальна для очень многих: если налог по правилам CFC должны будут платить только владельцы с 10% в иностранных компаниях, обязанность информировать налоговую об иностранных активах появится уже у владельцев 1%. Для тех, кто осмелится укрыться и не заплатить налог, законопроект предусматривает штраф в 20% от всей суммы дохода. Ловить налогоплательщиков, которые укроют офшорные компании, ФНС планирует через автоматический обмен информацией с налоговиками других стран. Минфин уже подготовил законопроект, ратифицирующий конвенцию ОЭСР об оказании налоговой помощи, сотрудники ФНС утверждали, что уже получали подобную информацию от иностранных коллег.
Все эти меры — кнут, а нужно дать бизнесу и пряник, чтобы стимулировать возвращать капитал, настаивает федеральный чиновник.
Не факт, что, если дать амнистию, капиталы вернутся, есть много причин не возвращаться, скептичны юристы. Просто амнистии мало — надо создавать дополнительные стимулы, например снижать налоговую нагрузку, согласен высокопоставленный чиновник.
Читал эту статью в Ведомостях. Мое мнение: деоффшоризация больнее всего ударит по среднему бизнесу, который структурировал сделки так, чтобы его не доили. Для малого - это неактуально, поскольку они не пользовались оффшорными инструментами. Для крупного - нестрашно, свои капиталы они заработали.
Еще одна проблема - сложно скрыть бенефициаров. Российское право таких инструментов, как трастовые декларации и проч. не знает. Иногда это надо, сугубо в целях безопасности. Все мы знаем – как кошмарят бизнес, чтобы не попасть по этот поток – все строили структуру владения через оффшор. Сейчас бизнес занял выжидательную позицию, но нервы накалены.
С политической точки зрения – те, кто заработал, сейчас здесь могу т свои активы раскрыть, они теперь белые все... Но зачем принимать те законы, которые не дают заработать другим?
Автору: плиз, не копируйте весь текст стаей, пользуйтесь ссылками. Всем занятым людям сложно читать.
Присутствие определённого напряжения в деловой среде очевидно. Дальнейшее развитие ситуации вокруг указанных вопросов покажет,насколько обоснованы опасения бизнес сообщества и стоит ли ждать "кошмарчиков".По просьбе.Практически после каждого материала даётся ссылка.Если занятые люди не располагают временем читать материал здесь,то они могут сразу пройти по указанной ссылке.Не думаю,что это действие сократит текст в первоисточнике.
Президент Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, обязывающие налогоплательщиков сообщать об участии в иностранных компаниях. Документ вносит изменения в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций
Текст закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», направленного на деофшоризацию российской экономики, опубликован на портале правовой информации.
Депутаты Государственной думы проголосовали за законопроект сразу во втором и третьем чтении 18 ноября. «Основной целью законопроекта является создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды», – говорилось в пояснительной записке к документу.
По новому закону, который вступит в силу с 1 января 2015 года, в Налоговый кодекс РФ вводится понятие «контролируемая иностранная компания», под которой понимается организация или структура без образования юридического лица, которая сама налоговым резидентом РФ не является, но ими контролируется.
Закон обязывает «контролирующих лиц» извещать налоговые органы о своем участии в капитале контролируемых компаний, а также декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль таких компаний. Минимальный размер прибыли, подлежащей декларации, составит в 2015 году 50 млн руб., в 2016 году снизится до 30 млн руб., а после 2017 года опустится до 10 млн руб.
Гражданин, владеющий более чем 50% в капитале компании, по новому закону признается контролирующим лицом. Под его положения попадают также россияне, которым вместе с супругами и несовершеннолетними детьми принадлежит более 10% в капитале компании, более чем наполовину принадлежащей налоговым резидентам России. Аналогичные нормы действуют и в отношении юридических лиц, участвующих в капитале иностранных компаний.
Начиная с 2016 года контролирующими лицами будут считаться и владельцы долей в 25%. Это норма стала наиболее значимой из поправок, внесенных в «антиофшорный закон» во втором чтении, – первоначально предлагалось опустить планку с 50% до 25% только в 2017 году.
В качестве наказания закон вводит штрафы за непредоставление отчетности о контролируемой иностранной организации и штраф за неуплату или неполную уплату налога, случившуюся из-за того, что при определении налоговой базы не была учтена прибыль от контролируемой иностранной организации. Кроме того, тех, кто попытается скрыть от налоговых органов наличие контролирующей доли в капитале иностранной компании, также будут штрафовать. Все это помимо существующей уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, от которой нарушители тоже освобождаться не будут.
После первого чтения в Думу поступили около 50 поправок, однако принято из них было только четыре. Среди отклоненных поправок были как подготовленные в правительстве, так и поправки от крупных компаний.
«Новые условия, безусловно, будут означать, что бизнесу дается только один год на то, чтобы собраться и вернуться в Россию или попрощаться с Россией как налоговым резидентством и полностью уйти за границу», – спрогнозировал РБК последствия принятия этого закона партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.