АЛАНЫ (КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЫ), КИПЧАКИ (НОГАЙЦЫ), ОРДЫНЦЫ (КАЗАХИ)

АЛАНЫ (КАРАЧАЕВО-БАЛКАРЦЫ), КИПЧАКИ (НОГАЙЦЫ), ОРДЫНЦЫ (КАЗАХИ)

Баксанец 11.06.2014 01:56:09
Сообщений: 574

1 1

Карачаево-балкарцы – один из древнейших народов Кавказа, этнические территории которого расположены в исторической Алании. По расе относятся к центральному кластеру кавкасионской расы, по этнокультуре являются классическим кавказским народом с четко определяемыми тюркскими корнями. В частности, карачаево-балкарцы обладатели самого архаичного тюркского языка (Боровков, Алиев). Сохранились отголоски древнетюркской религии – Тенгрианства. Традиционный хозяйственно-культурный тип, характерный для большинства тюркских народов, связанный главным образом с отгонным скотоводством. До революции, по данным «Абрамовской комиссии» карачаево-балкарцы были самым богатым по скотоводству этносом Северного Кавказа. Прекрасно известны, прославленные специалистами и путешественниками, карачаевские горные породы лошадей и овец. Национальная одежда: кёлек, кёнчек, чепкен, джамчи, гебенек, бёрк, къалпакъ, бокка, башлыкъ, джаулукъ, джыйрыкъ, ышымла и др., декоративно-прикладное искусство (к примеру, тюркский орнамент, распространившийся и у соседних народов); традиционная пища; древняя руническая письменность на территории расселения карачаево-балкарцев.

Лингвистический (в т.ч., топонимический) и этнокультурный материалы Центрального и Западного Кавказа свидетельствует о том, что в древности тюркоязычные предки карачаево-балкарцев оказали значительное влияние на этногенез и этнокультуру соседних народов. Как известно, язык – летопись народа: у всех соседних народов наличествуют многочисленные лексические заимствования из аланского (карачаево-балкарского языка), это термины, относящиеся практически ко всем сферам жизни.

Если в довоенное время изучению истории карачаево-балкарцев не уделялось практически никакого внимания, то в 60-ые годы XX века была представлена слабо обоснованная гипотеза, состоявшая в том, что карачаево-балкарцы сформировались на основе - 1) кавказоязычных племён, 2) «ираноязычных алан» и 3) половцев-кипчаков, бежавших в XIII веке от монголо-татар, якобы, в горы Алании. И третьим пунктом объяснялось наличие тюркского языка у карачаево-балкарцев.

Относительно, более или менее, соответствующей действительности в этой концепции была только первая часть - про кавказский субстрат; вторая, касаемо алан, некорректна в плане их языковой атрибуции; а третья, про кипчаков является анахронизмом, не имеющим никакого отношения к реальности. Так, у всех народов, в этногенезе которых действительно приняли участие кипчаки-половцы (к примеру, ногайцы, казахи, каракалпаки, башкиры и др.), их название сохранилось, в карачаево-балкарском же ономастиконе, вообще, не зафиксирован этноним "кипчак". Что касается сравнения особенностей языка то, из сохранившихся письменных источников, известно, что язык предкавказских кипчаков был «йокающим» языком, аналогичным ногайскому, а карачаево-балкарский является «джокающим» тюркским языкам. Карачаево-балкарский – это оригинальный и архаичный тюркский язык, который по своим особенностям ни от одного другого известного тюркского языка не мог произойти.

Помимо лингвистической составляющей, демонстрирующую ошибочность концепции влияния кипчаков на этногенез карачаево-балкарского народа, есть и другой важный вопрос, который можно сформулировать следующим образом: «Какие вообще имеются реальные основания, чтобы говорить о том, что некогда кипчаки массово заселили ущелья средневековой Алании, в результате чего там могла произойти поголовная ассимиляция «ираноязычных алан»? Когда и как это произошло»?

Следует сразу отметить, что гипотеза о проникновении кипчаков-половцев в горы Алании и их участии в этногенезе карачаево-балкарцев базируется только на одном, тенденциозно интерпретированном сторонниками ираноязычия алан, сообщении арабского автора XIII века - Бин аль Асира, в котором упоминается о кипчаках Восточной Европы, уходящих в некие «горы» от, надвигающихся со стороны Северного Кавказа монголо-татар. Но у него не говорится о том, в какие именно горы уходили кипчаки, не говорится о том, что эти «горы» вообще на Кавказе. Более того, из текста сообщения проявляется вполне логичный вывод о невозможности подобной трактовки.

Бин аль Асир сообщает только о том, что кипчаки «которые были далеко», услышав о разгроме предкавказских кипчаков, стали уходить в различных направлениях. Ещё дальше от, наступающих со стороны Северного Кавказа, ордынцев, в т.ч. и в некие горы: «И те из кипчаков, которые были далеко, услышав эту весть, бежали без боя и удалились; одни спрятались в болотах, другие в горах, а некоторые ушли к русским».

Возможно ли из данного сообщения делать вывод о том, что кипчаки бежали именно в кавказские горы, и при этом в аккурат к аланам? Вряд ли. Тем не менее, сторонники ираноязычия алан, пытаясь в рамках надуманной концепции объяснить реальное тюркоязычие исторической Алании, настойчиво и без каких-либо реальных оснований, утверждают, что кипчаки уходили именно в горы к аланам, и что, якобы это привело к ассимиляции аланов на большей части территории Алании. Но, как видно из текста сообщения Бин Аль-Асира, такой вывод совершенно не получается. Да, и с какой бы стати кипчаки бежали от ордынцев к аланам, с которыми они только накануне нарушили военно-политический союз, в результате которого аланы потерпели поражение от ордынцев?! И логично предположить, что аланы, считая кипчаков виновниками своего поражения, при встрече не прочь были бы, мягко говоря, предъявить претензии по этому поводу. Разумеется, это прекрасно понимали и кипчаки, а потому у них желания искать убежища у тех, кого они только накануне оставили одних на поле сражения, явно не возникло бы. Учитывая же тот факт, что равнинная территория алан была занята войсками монголо-татар, исключена и возможность того, что кипчаки, отступая от ордынцев, могли прийти в горы к аланам. Такое утверждение равносильно утверждению, что кипчаки, отступая от ордынцев, шли прямо к ним навстречу. А это есть очевидное противоречие здравому смыслу.

Также, позицию сторонников проникновения кипчаков в горы Алании опровергает и сообщение фламандского монаха Гильома де Рубрука, который в 1253-1255 годах с дипломатической миссией совершал путешествие в Орду. Его информация свидетельствует о том, что и через три десятка лет после событий, описанных Бин Аль-Асиром, аланы с гор продолжали досаждать ордынцам, и ни о каких кипчаках, проникших в горы и занимающихся ассимиляцией аланов, там и речи нет: «Аланы на этих горах все еще не покорены, так, что из каждо­го десятка людей Сартака (правнук Чингисхана) двоим, надлежало караулить гор­ные ущелья, чтобы эти аланы не выходили из гор для похище­ния их стад на равнине».

По причине, упомянутой в свидетельстве Рубрука, блокировки выходов с ущелий, даже при большом желании кипчаков, возможность пробраться в горы к аланам оставалась бы для них неосуществимой мечтой. Принимая во внимание особенности ландшафта данной территории, предположение о проникновении кипчаков в горы Алании является совершенно несерьёзным, и подобное может говорить тот, кто не имеет никакого реального представления о предмете разговора. При блокировке входов в ущелья со стороны северокавказской равнины, ландшафтно-географический фактор исключает возможность свободного проникновения какой-либо, более или менее значительной группы людей в горы Алании.

Для демонстрации же и некоторых других сторон несостоятельности кипчако-ассимиляторской гипотезы, представим уже чисто абстрактное, теоретическое проникновение кипчаков в горы Алании. Но и здесь, снова возникают несколько естественных вопросов, к примеру:

1. Какое огромное количество степняков-кипчаков, не имевших адаптации к хозяйствованию в горных условиях, должно было проникнуть в самую высокогорную часть Кавказа, для столь успешной лингвистической ассимиляции аланов, которых и самих было не мало, так что для защиты от них даже ордынцы вынуждены были держать у входов в ущелья, в качестве караула 20% своего войска?!

2. Как могло произойти так, что обитатели большей части исторической Алании - карачаевцы и балкарцы, сохранив свой кавказский антропологический тип, кавказскую этнокультуру и т.п., могли подчистую утерять только прежний, якобы, иранский язык и приобрести свой совершенно иной, чистейший тюркский язык однообразный во всех ущельях Карачая и Балкарии?

Здесь важно отметить, что аланы до погромов Тамерлана в XIV веке были самым многочисленным и влиятельным этносом Северного Кавказа, вследствие этого, исконные этнические территории их прямых потомков - современных карачаево-балкарцев, в сравнении с другими кавказскими народами, занимают самые протяжённые пространства вдоль Кавказского хребта. Карачаево-балкарские субэтнические группы - карачаевцы, баксанцы, чегемцы, холамцы, безенгийцы, балкарцы, живущие в горных ущельях Западного и Центрального Кавказа, несмотря на, существующую в протяжении уже многих веков ландшафтную изолированность высочайшими горами Кавказа, являются одним народом, с единым этногенезом, языком, этнокультурой и менталитетом. Чего естественно не было бы в случае, если бы карачаево-балкарский этнос формировался в результате ассимиляционных процессов в условиях изолированных друг от друга ущелий.

3. Так же, как объяснить полнейшую утерю родного языка на своей же территории, из-за неких беженцев, таким гордым и патриотично настроенным народом, как аланы? Обширный исторический материал, по которому можно судить о менталитете аланов, совершенно не даёт повода для предположений о безразличном отношении к своей этнической самоидентификации, из-за которой бы они могли расстаться со своим языком. В целом, этому противоречит исключительная консервативность, традиционно присущая всем кавказцам.

Если отойти от рассмотрения надуманной кипчако-ассимиляторской гипотезы в этногенезе карачаево-балкарцев, то прекрасно известно, что предкавказские половцы-кипчаки были основой этногенеза ногайского народа. И, собственно, ногайцев логично ассоциировать по всем этнокультурным, языковым и территориальным характеристикам с кипчаками-половцами Восточной Европы. Но к карачаево-балкарцам кипчаки прямого отношения не имеют, не иначе, как родственный в рамках северо-тюркской общности, но, другой народ.

Чингисхан же и его народ не имеют никакого отношения к халха (монголоязычное население современной Монголии: этноним «монголы» стал использоваться в их отношении с XIX в), калмыкам и бурятам. Народ Чингисхана, если по-современному – казахи, и рода, первыми вошедшие в союз, и начавшие движение номадов, возглавляемое Чингисханом – джалаиры, кереи, аргыны, найманы и др., до сих пор существующие, известные большие казахские рода. И в контексте нашей темы, следует подробнее остановиться на вопросе этнической идентификации его народа, смысле терминов и идеологии империи Чингисхана.

Примитивно представлять этого талантливого политического деятеля и полководца средневековья, как некоего, одержимого жаждой власти и богатства, амбициозного завоевателя не стоит. Таковых в степи (и не только в степи) было немало, а чтобы снискать поддержку многих необходимо было это заслужить. Для чего нужно было представить и некую универсальную идею, за которой пошли бы многие. И не только элементы, жаждущие обогатиться за счёт завоеваний, но, и скажем так - люди с вполне нормальными принципами, при этом, даже с других народов, как это и было...

Личность и мировоззрение Темучина (китайское фонетическое оформление, на тюркском - Темирчи/Темирши – Кузнец) - будущего Чингисхана зрела в условиях, где даже родственные между собой рода из-за отсутствия политического единства, уничтожали друг друга в фактически бессмысленных междоусобных войнах. Данная ситуация, судя по всему, совершенно не устраивала Чингисхана. В результате, у него сформировалась политическая и мировоззренческая идеология, выраженная в лозунге «Нет стран - нет войн!» и в другой формуле «Один мир - один правитель!».

Таким образом, Чингисхан начал движение с целью объединения людей со всеми их национальными и религиозными особенностями в рамках единого государства. Некоторое представление о намерениях Чингисхана складывается, к примеру, из его письма к правителю Хорезма:

«Купцы являются опорой страны. Это они привозят владыкам диковинки и драгоценности, и нет нужды препятствовать им в этом. Я, со своей стороны, не намерен мешать нашим купцам торговать с вами. Надо, чтобы мы оба действовали совместно ради процветания наших краев. Поэтому мы приказали, чтобы отныне между всеми странами на земле установился мир, чтобы купцы безбоязненно направлялись во все края. Богатые и бедные будут жить в мире, и благословлять Бога».

Изначально политика Чингисхана была в виде призывов к правителям о мирном сотрудничестве. Но, уже в самом начале она наткнулась на невменяемые местнические интересы, религиозный фанатизм и т.п. И потому, без всяких иллюзий, прекрасно понимая, что «добро должно быть с кулаками», Чингисхан укреплял своё государство на традициях строительства предшествующих тюркских империй. Также сформулировал обязательные для всех граждан его страны государственные законы известные, как «Яса» или «Джасак», организовал прекрасно оснащённую и дисциплинированную армию, отменную дипломатическую службу (что, кстати, было продемонстрировано и при расстройстве союза кипчаков и алан).

Чингисхан не начинал военных действий, предварительно не направив посольства, разъясняющего их цели. Если другая сторона принимала их предложение, то всё заканчивалось сравнительно благополучно: Орда брала на себя обязанности по организации защиты, вновь присоединившейся территории, предоставлялось право свободной торговли на всей территории империи и безопасность караванных путей. Также гарантировалась свобода вероисповедания, в «Ясе» было предписано: «Уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному, дома Божии и его служителей, кто бы ни был – щадить, оставлять свободными от налогов и почитать их».

Единственно, в этой стране и народ Чингисхана, и остальные обязаны были платить годовой налог – десятину, и признавать верховенство политической власти единого правителя. При отказе от вхождения в состав государства Чингисхана, мощь самой боеспособной армии того времени обрушивалась на нежелающих жить в рамках единого государства. В период завоеваний, зачастую было так, что никакого всенародного сопротивления не возникало, вполне достойные ханы, эмиры, князья, беки и другие правители добровольно переходили на его сторону, да и простой народ, в общем, партизанить не рвался.

В определённой мере Чингисхан добился своей цели: создал государство, примерно, в границах, существовавшего за 600-700 лет до него, огромного Тюркского каганата - от Чёрного моря до Тихого океана, но ещё и с присоединением Китая, Персии и части Ближнего Востока. Империя Чингисхана стала самым крупным на данный момент в истории государством.

В соответствии со сформулированной Чингисханом идеологией была и терминология государства. Орда, общетюркск. - орта – центр; Улус (казахск.) – часть, удел, область (общетюркск. – ỳлỳш); Чингис-хан/Джангыз-хан, тюркск. - Единственный хан. Хотя, существует и другое приемлемое объяснение титула Чингисхан: с казахского Женгис-хан – Хан победы. Правильное название «Ясы», конституции Чингисхана – «Жасак», что, также с казахского, можно этимологизировать как «Жизнеустройство».

До Чингисхана народа или рода под названием «монголы» не существовало в природе. Этноним «монголы» - искусственный, объединяющий различные племена термин, полиэтноним, наподобие, как «советский» (народ). Этот полиэтноним, вероятнее всего, изобретение самого Чингисхана. Слово монг – на тюркских языках значит - обилие, множество; монглу – обильный, многочисленный. К примеру, на карачаево-балкарском языке есть пословица: «Оноу сюйген – онглу болсун, тюйюл эсе – монглу болсун», что значит: «Кто хочет править (или иметь право веского слова) – пусть будет способным (сильным), а если не таков – пусть будет многочисленным». Чингисхан мыслил свою страну многочисленной и могущественной, отсюда и название граждан его страны - монголы/монглу – «многочисленные».

Цель завоеваний Чингисхана - создание страны размерами, чем больше - тем лучше, живущей на основе единых законов, в мире и согласии. Руководимые этой идеей, войска Орды шли, завоёвывая всех по пути, и прибыли через Закавказье на Северный Кавказ. Вначале ордынцы, вероятно, хотели мирно присоединить Северный Кавказ к Орде, но аланы в союзе с кипчаками решили оказать военное сопротивление и сохранить независимость Кипчаки и аланы на первых порах явно не прониклись, для того времени довольно передовыми (глобалистскими) идеями Чингисхана, хотя в дальнейшем стали одними из самых надёжных составляющих империи.

Произошла первая битва между ордынскими войсками и войсками алан в союзе с предкавказскими кипчаками. Успех ни в одну из сторон не склонился. Тогда, Субудей из кипчакского рода уранхайцев - предводитель ордынского войска, направил к кипчакам послов, которые им весьма справедливо сказали, что они - ордынцы (суть казахи) и кипчаки (суть ногайцы) - одного рода, а аланы им чужие. Также, ордынцы дали кипчакам некие подарки. После чего кипчаки оставили своих союзников, и аланы проиграли битву.

Карачаево-балкарцы – тюркоязычный народ, но также, внешне, ментально и многим другим этническим характеристикам – типичный северокавказский народ. А потому, по принципу «свой-чужой», ордынцы (казахи) и прибывшие с территории Северного Казахстана в Предкавказье в XI веке кипчаки (ногайцы), несомненно, были гораздо ближе между собой, чем с аланами - предками карачаево-балкарцев.

Также, кипчаки, ордынцы и некоторые другие восточные тюрки относились к восточному ареалу тюркских народов, к древнему роду Ашина, а западные тюрки, в их числе и предки карачаево-балкарцев – аланы (болгары) к роду Дуло. И понятна логика того, что кипчаки склонились на сторону более родственных им по всем параметрам ордынцев. Собственно на эти обстоятельства и были обращены слова ордынских дипломатов, адресованные кипчакам: «Мы и вы - одного рода». Отсутствие связи родов карачаево-балкарцев с одной стороны, а с другой - ногайцев и казахов, поддерживает правоту слов ордынских дипломатов. Подтверждением чему является и то, что и кипчаки, отличавшиеся своей воинственностью, особого рвения, судя по сообщению Бин Аль-Асира, к сражению с ордынцами явно не испытывали: «Они (аланы) постарались и собрали у себя толпу кипчаков».

Кроме того, ордынские дипломаты, желая привести дополнительные аргументы для расстройства военного союза предкавказских кипчаков и алан, привели кипчакам, как довод - разность их религий. К тому времени аланы несколько веков исповедовали христианство: «Аланы являются тюрками, которые приняли христианство… В соседстве с ними имеется народ, по расе тюрки, называемый асы. Этот народ имеет то же происхождение, ту же религию, что и аланы». (Абульфида (1273-1331), «География», стр.287, Париж, 1878).

Потомки аланов - карачаево-балкарцы в своей основе начали принимать Ислам в XVIII веке, а до этого считались христианами, судя, по сохранившейся терминологии, принявшими эту религию с Византии. Отдельные следы христианства сохранились в названиях дней недели, месяцев, некоторых топонимах и антропонимах. На территории Карачая и Балкарии ( исторической Алании) - самое большее количество древних христианских памятников культуры на всём Северном Кавказе, являющихся также древнейшими памятниками христианства на территории России.

Эпизод, описанный Бин-аль-Асиром, косвенно свидетельствует также и о том, что ордынцы, кипчаки и аланы говорили на схожих языках. Дипломаты Субудея, желая расстроить военно-политический союз кипчаков и аланов, искали любой аргумент: приводили в качестве довода и разность родов, и разность религий и даже дали кипчакам некие подарки (которые затем, вероятно, чтобы не было прецедента, в разы больше забрали), но словом не обмолвились о разности языков. Возможно, если бы у ордынских дипломатов имелся бы повод сказать о разности языков, они не преминули бы этим воспользоваться, и указать на это в том роде, что «и язык вы друг друга не понимаете».

В силу особенностей грамматической структуры (агглютинативности), тюркские языки прекрасно сохраняются и между собой довольно взаимопонимаемы. Но в то же время имеются определённые отличия, которые делают их отдельными языками. Это касается и фонетики, и грамматики, и лексики. Даже, такие близкие между собой языки, как кумыкский и карачаево-балкарский, несмотря на свою близость, являются отдельными тюркскими языками. Карачаево-балкарский язык - фонетически, грамматически и лексически, вероятно, является самым архаичным и чисто сохранившимся тюркским языком. Одна из причин этого - количественное и политическое доминирование их предков в северокавказском регионе с глубокой древности до XIV века, в результате, чего карачаево-балкарский язык не подвергался какому-либо значимому влиянию языков соседних народов, а после потери численности - значительная изолированность в горах до XIX века.

Говоря о значении карачаево-балкарского языка, тюрколог и славист, профессор У.Б. Алиев писал: «Карачаево-балкарский язык, будучи одним из древнейших тюркских языков, заслуживает особого интереса: благодаря историческим условиям жизни его носителей, он сохранил в себе много черт, особенно ценных для исторической и сравнительной грамматик тюркских языков».

Подводя итог сказанному, можно заключить, что по данным письменных источников, географическим факторам и лингвистическим особенностям, нет никаких оснований считать и следует исключить, как возможную, вероятность того, что карачаево-балкарский язык мог являться результатом влияния кипчаков Восточной Европы. А является языком этноса с глубокой древности, проживавшего в горах и предгорьях Центрального и Западного Кавказа. И это были аланы.
Изменено: Баксанец - 11.06.2014 03:13:49

http://history.rossiaforum.com/

Ответы

Эльтау 12.08.2018 17:52:14
Сообщений: 38
amat22, кроме языка и давно забытых языческих обычаев, частично похожих у всех язычников, (христианами успели побывать, всё можно сказать попробывали)), я не знаю что нас связывает с тюрками. Я Кавказец!)
Эльтау 15.08.2018 03:19:58
Сообщений: 38
amat22, А мы с вами оказывается, в равной степени претенденты в красную книгу.)
Википедия говорит, что вас всего 80 тыс. и делитесь вы на две этнические группы, отличающиеся языком, культурой и антропологией. У вас также есть айран? Насколько это верно и в чем отличие? Расскажите
amat22 18.08.2018 04:24:35
Сообщений: 35
По поводу айрана. У нас он скорее всего - чеген. Из чегена гонят алтай аркы (Ставят на казан, на него чымыргы и получают слабую молочную водку). Также из него получают арчы. (арчы размешивают с молоком и добавлением сахара. Получается вкусно ). А из арчы - курут. Но если другие тюркские народы получают курут путем сушки на солнце и добавлением соли, то мы сушим его над очагом, с помощью дыма и без добавления соли. Намного вкуснее )).
А так у Вас оказывается всё сложно.
Я то думал, у Вас нет проблем с языком. Оказывается и у Вас есть молодежь, которая не говорит на родном языке.
С происхождением тоже не понятно.
Мы то исконные тюрки. Состоим из южных алтайцев - теленгиты. У них чуть другой диалект. Так же есть северные алтайцы - кумандинцы, чалканцы, тубалары и т.д. Они светлые. Например кумандинцы - куу мен. (я бледный). И есть основная часть -алтай кижи. Которая состоит из разных сёёков (основные - кыпчак, иркит, меркит, кёбёк, тёлёс). Каждый сёёк имеет свой танъма. Как и у вас. И они одного типа.

В этой статье сделан следующий вывод: следует исключить, как возможную, вероятность того, что карачаево-балкарский язык мог являться результатом влияния кипчаков Восточной Европы.

Это просто смешно. У Вас истинно тюркский язык и язык кыпчаков. Начал читать книгу "О происхождении балкарцев и карачаевцев".

Там есть статья в которой пытаются доказать, что карачаево-болкарцы произошли от древних булгар и доказывают сходством языков. Вам надо сравнивать с казахским, киргизским и алтайским. А так как алтайский язык был более изолирован, то лучше брать алтайский для сравнивания.
(например пишут там: древние булгары - кыз, катын, и вы также. Мы - кыс и кадын (молодая женщина). Там же баш, таш. так же как и у нас. Бас - иди, тас - лысый. И главное!! )) Кумыки: йыл, йер. Вы: джил, джер. Но мы, исконные кыпчаки: jер, Jер.(тьыл, тьер). Jирме (20), jети (7).
Жокают казахи. Своим джоканием вы близки алтайцам и казахам, исконным кыпчакам. Там же. алтайский язык: jок, jол, jуундаш, jут, jымыртка, уят, jирме, jай, jап, jака, jети, салкын, Jитке (у волжских болгар - желке - плечо), ягода - кат (кызылкат, каракат) jастык, jаш, jар, jанъмыр, jылтырай, jанъыс и т.д. Еще раз "j" - это "ть". Так же у вас - иш, и у нас иш. Казахи и киргизы говорят джумуш. У нас это jунадыш (убираться). jыланъаш - голый у нас. Татары, балкары, алтайцы: билбау, белбау, белбу; кубыз, къобуз, къомыс; куркак, кьоркъак, къоркъык; сакал, сакъал, сакъал; тубен, тёбен, тёмён; йок, жюк, jюк. Кургак, также кургак. Делается вывод: Следовательно, этническое ядро балкаро-карачаевского народа составляют тюркоязычные «черные болгары». Да из этого делаем вывод: карачаево-болкарский язык - это кыпчакский (алтайский).))
amat22 18.08.2018 04:53:38
Сообщений: 35
Там же. Очень интересно также отметить почти полное совпадение местоимений у кипчаков с местоимениями карачаевцев и балкарцев. Примеры: не (что), нек (почему), нечик (как), неме (чего), къайда (где), къайдан, (откуда), къайсы (кто) и Др. Алтайцы - не, неме, ненинЪ учун, неме, къайда, къайданъ, кажы. Эльджурт - эль jурт- народное поселение. Оба санъдык - Обо (собирание камней в знак памяти, почтения к местам и т.д. Как в рекламе банка империал.) Санъ салып - что то связанное с почтением к божествам). Значит и древние обычаи схожи. Там же. На основании приведенного материала я считаю, что кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль, т. е. их первоначальное ядро — это кипчаки. Очень согласен )). На основании данных истории, языка, фольклора и памятников материальной культуры мы пришли к заключению, что карачаевцы и балкарцы — коренные обитатели истоков Кубани и Терека. Это бесспорно. Мне кажется тут и не надо ломать копья. Пришли кыпчаки, вырезали мужчин. Взяли женщин и образовали предков карачаево-болкарцев. Так как они кочевники, то jайлу-кышту в горах и вкусная баранина )). Это на счет того, что кыпчаки забыли в горах. Карачаевцы и балкарцы носили самые различные названия: джики, баяне, картагъа, аланы и т. д. Алтайцы - тюрки, кыпчаки, ойроты, алтайские калмыки, алтай-кижи, алтайцы. Что типично для тюркских народностей. Например берендеи. Это кыпчаки которые откочевали от основной части своего народа и перешли в подданство русских. Их так и назвали - беринди (отдались). Но прошли в истории как народность. Так же и чаки (саки) - кыпчаки. Чак - горе. Приносили горе другим народам и их так и обозвали - чак. Записали как сак. Появилась новая народность саки. Они появились откуда-то и исчезли куда то. В письменах. А как были тюрк албаты, так и остались. Русские назвали их куманы и половцы. Появилась новая народность и т.д. Фольклор сообщает, что предводителем карачаевцев был Карча. У алтайцев был весьма уважаемый баатыр - Карчага.
Изменено: amat22 - 18.08.2018 04:58:51
amat22 18.08.2018 05:19:50
Сообщений: 35
еще из интересного.
В их числе имеются существительные, обозначающие людей: киши (человек) кижи, къыз (девушка) кыс, къул (раб) къул и другие; названия животных: ат (конь), бугъа (бык) букъа, кьой (овца) къой и др.; части тела людей и животных: баш (голова), аркъа (спина) аркъа, ин (внутренность) ич, кёз (глаз) кёс, къаш (бровь) кабак, тыл (язык) тил и т. д.; названия веществ: эт (мясо), таш (камень), къум (песок) кумак, къар (снег) къар, кюмюш (серебро) и т. д.; времена года и время дня: къыш (зима), танг (заря) танъ, тюн (ночь) и т. д.; явления: ёртен (пожар) ёрт, ёлюм (смерть) и др.; астрономические и географические названия: ай (луна), кюн (солнце), кёл (озеро) и др.; местоимения: биз (мы) бис, бу (этот), сен (ты), ким (кто) кем, мен (я) и т. д.; числительные: бир (один), эки (два), тёрт (четыре), он (десять), алты (шесть), тогъузунчу (девятый) тогызынчы и т. д.; глаголы: ал (бери), бар (иди), бил (знай), ур, (бей), тут (держи), тюш (слезай), къон (садись) ночуй И т. д. После скобок по алтайски. те слова которые одинаковы - не писал. Также алтын, бёрю, кадын, мынча, бери - у нас. и на орхонском: алтун, бери, къатун, бунча, бирю. Эти факты говорят о том, что балкарский язык является одним из тех языков, которые сохраняют самые древние черты тюркского языка. Тоже согласен с этим выводом.
Ну и наши беды пошли от того, что китайцы возномерились окончательно решить тюркский вопрос и в середине 1700 годов вырезали за 3 года более миллиона тюрков - алтайцев. В основном мужчин. Всех мужчин, которые выше колеса арбы. Мы так и не смогли оправится от этого. Часть попросилось в подданство к Ак каану, часть осталась в современном Китае, очень маленькая часть в современном Казахстане (мы с ними резались только так. Фильм "Кочевник" - это про то время) и часть в Монголии. Города Алтай есть в Китае, Монголии, России (Горно-Алтайск). Географически (рудный алтай (Казахстан), горный алтай, степной алтай, монгольский алтай, есть китайский и в тибете) .
amat22 18.08.2018 05:29:54
Сообщений: 35
Отда бишген картоф - Одто бышкан картоп. )) К сожалению так уже не говорят. (Картошка)
Къара къайын - черемуха )).
Изменено: amat22 - 18.08.2018 05:35:36
amat22 18.08.2018 14:30:51
Сообщений: 35
Кстати, "эмеген" по-монгольски - "женщина".
На монгольском сестра - эгч. Интересно в каких еще тюркских языках, кроме КБ, есть созвучие этого слова с монгольским?
На алтайском: эмеген, эмеен - женщина. Сестра - эjе.
Кто то писал: Къарындас - младшая сестра, апа - старшая сестра. Это по отношению к брату.
Младшая сестра по отношению к сестре сіңлі, старшая тоже апа)
Все не так, ребята. Карындаш - младший брат или еще ыйны. Младшая сестра по отношению к сестре СЫЙНЫ.
Спрашивают: с эмчек и (сют) эмизген здесь только созвучие? По алтайски - эмчек, эм, сют эмискен, сют эмген.
Не мог понять что бакое бла бла бла. Дошло - это наше ла. Карындашла адазы.
И вы говорите, что у вас не кыпчакский язык.
Изменено: amat22 - 18.08.2018 14:48:01
amat22 18.08.2018 14:54:44
Сообщений: 35
PS Ешюн шишлик - шашлык из грудинки. Очень интересным является шашлык из грудинки. При разделе туши овцы или барана вырезали тут же небольшой кусочек грудинки по самому центру и жарили его на вертеле. Этот шашлык предназначался либо тому, в честь которого заклали животное, либо дядя по матери отдавал его своему племяннику. В настоящее время этот древний обычай утерян.
Эта часть у нас называется керзенъ. Считается самой вкусной частью баранины и её едят, те кто заколол барана, раздают детям. Кстати, кроме печени (буур), это единственная часть баранины, которую мы едим в виде шашлыка. Остальное только варенное, ну или жаренное мясо на сковородке. Чуть - чуть.
Ну и про барана, точь в точь как у нас. Только такого досконального ритуала нет или утратили.
Теперь я понял, почему шашлык тюркское слово. Это же шылык. Эдти сёктенъ шылыган.
Молоко и молочные продукты занимали доминирующее положение в пищевом рационе балкарцев и карачаевцев. Я этого молока в детстве обожрался. Вся еда была молочная. Курут, каймак, ёромё, сют, кайнаткан сют, чеген, арчы, быштак, сарjу и т.д. и т.п. всё домашнее.

И конечно мясо. Без мяса мы вообще не едим.
Изменено: amat22 - 18.08.2018 15:00:02
Эльтау 18.08.2018 22:03:19
Сообщений: 38
amat22,
Мы уже такие привыкшие ко всякого рода гипотезам и версиям, что даже ваша не кажется оригинальной))
Но почему тогда другие народы ск не говорят на карачаево балкарском?) а достался он одним из самых высокорных?
legenda 18.08.2018 22:07:29
Сообщений: 6340
Цитата

Эльтау пишет:
Но почему тогда другие народы ск не говорят на карачаево балкарском?) а достался он одним из самых высокорных?
😁😁😁....жди ответки))))))новая гипотеза что кроме нас в те времена никто не жил)))))

Si vis pacem, para bellum
legenda 18.08.2018 22:19:09
Сообщений: 6340
Почерк амат22 напоминает мне некоего с ником Болат.он тоже все время твердил что КБ есть кипчаки)

Si vis pacem, para bellum
Эльтау 19.08.2018 00:21:34
Сообщений: 38
Цитата

legenda пишет:
Цитата
Эльтау пишет:
Но почему тогда другие народы ск не говорят на карачаево балкарском?) а достался он одним из самых высокорных?
😁😁😁....жди ответки))))))новая гипотеза что кроме нас в те времена никто не жил)))))

Тоже сойдёт)) надо алтайцев к кавказским спорам подключать)))) чтобы каша до конца в головах укрепилась)))
Изменено: Эльтау - 19.08.2018 00:24:54
legenda 19.08.2018 02:23:02
Сообщений: 6340
Цитата

Эльтау пишет:
Цитата
legenda пишет:
Цитата
Эльтау пишет:
Но почему тогда другие народы ск не говорят на карачаево балкарском?) а достался он одним из самых высокорных?
😁😁😁....жди ответки))))))новая гипотеза что кроме нас в те времена никто не жил)))))

Тоже сойдёт)) надо алтайцев к кавказским спорам подключать)))) чтобы каша до конца в головах укрепилась)))

Амат из 22 региона начал кашу варить,скоро...😁

Si vis pacem, para bellum
amat22 19.08.2018 04:21:12
Сообщений: 35
ну от этого никуда не деться. вы находитесь за тысячи км. от нас, но говорите как мы. а между нами казахи, киргизы и еще там кто то. А у нас с ними отличия в языке, обычаях больше чем у вас.
анча канча
ётюрюкчю тёгюнчи
чайкъа jайка
чайна чайна
чакъыр кычыр
ынчхайды онътоды
ачы ачу
ачыкъ ачык
ачыу - меге ачу
агъач агаш, агач
ахча ахча
бичен ёлёнъ
кьач кач
кьачан качан
чыгьанакъ чаганак
чык чык
чырай чырай
чимди чымчы
чечек чечек.
произносим твердо. там где у вас стоит твердый знак. очевидного сходства в языке, заметил даже я, не филолог.
Большинство основных слов одинаковы. разница в словах от осетин, у нас тут их нет. в новых словах, типа зубр, свекла, помидор, кукуруза, бахча. У нас они так и зовутся. Ну не было их раньше у наших предков.
Самойлович в классификации турецких языков балкарский язык относит но ряду признаков к подгруппе «домонгольскую». Он же приходит к выводу, что- «балкарцы по языку восходят к половцам». Балкарцев считают, остатками гуннов, ибо гунны и балкарцы по языку тюркской ветви. я думаю, что это так и есть.
Ведь и казахи считают вас кыпчаками. )) Это очевидно, если брать язык.
Изменено: amat22 - 19.08.2018 04:40:05
amat22 19.08.2018 04:41:01
Сообщений: 35
Как там у вас дракон? Дракон то китайский. вот откуда он у вас в ваших сказаниях. у нас он тоже есть - Jельбеген. любит кушать солнце.
(затмение)
А обычай вешать цветные полосы тканей на деревьях, шестах у вас? Это характерный обычай алтайцев. Его отмечают все, кто был на Алтае. Но мы подводили это к будизму. А получается все не так однозначно.
А обычай санъ салары?
А обычай задабривать духов гор разбрасывая часть мяса добычи или при забое скота?
А ваш jерсууумай - пантеон тюркских богов: jер-суу - духи земли и воды, Умай - кудай всего женского. Женщины обращаются к ней. Характерно для алтайцев. Есть и у других тюрков, но наиболее выражено у нас.
А Тенъери? Тенъ - верховный, ер - мужчина. Был он у Вас раньше, до мусульманства. Кёк Тенъери - Алтай кудай. Так обращаемся мы к богу.
А голубой цвет вашего флага. Как и у нас. Пошло от кёк тюрков.
А почитание волка? От хуннов. От них же: мне нельзя охотится на зайца, т.к. один из 4 основных родов хунну был койон. Соответственно нельзя охотится на животное своего рода. Что то типа адата. Адам айткан и передается от поколения к поколению.
А адаты? получается и у нас есть типа адаты. Адам айткан. Оны эдерге jарабас. Нельзя и всё.
А нарт сёз? кеп сёс. У нас они один в один. Читая ваши, как будь-то читаю алтайские. От казахских например нет такого ощущения.
А алкыш на свадьбе? Точно так же присутствующие говорят алкыш молодоженам. Так же на столе стоят угощения. Стараются, что бы было больше белого. Что бы мысли, намерения были ару, ак болзын. После алкыша по кругу пускают чашку с молоком. И все пьют из него, говоря в слух или про себя айтканарла келзин или алкыш, если тебе слово не дали.
А гадания на лопатке?
А танъма? У нас по сёёку. У вас по родам.
А выражения о танцах, свадьбах? Почитал Вашу книгу о танцах, свадьбе. Почти все выражения алтайские, только у Вас красиво описано. Мб и у нас так же есть красивое описание. надо посмотреть. И у нас это - биjе. А У Вас тепсе. По нашему - топтать. И выражение - кюйю нёкёр. я думал, что нёкёр это монгольское слово. Еще хотел заметить: бисте куль тепсебей турган. Не топчим мы золу, не танцуем на огне. У нас нельзя перешагивать через очаг, огонь. Jарабас. Огонь считается священным, очищающим и так с ним нельзя обращаться.
А как охотник готовиться к охоте? У нас то же так же было раньше. Это нельзя, того нельзя. Хоть на охоту не иди.
А типично кыпчакские могильники, обнаруженные у вас?
Ууууу. Да Вы по обычаям и языку натуральные тюрки, начала тысячилетия. Только кавказоиды.
PS В командировке. Делать сильно не чего. Не бухать же. Вот и сижу строчу. )) А в общем, ну вот что тут не так? Ведь это все на вскидку. А если покапаться? По существу-то возражений нет. Как я думаю.
Изменено: amat22 - 19.08.2018 04:53:22
amat22 19.08.2018 04:55:21
Сообщений: 35
И еще, как мне кажется, у вас до хрена любителей подкалывать, чечен сёсту улус. С учетом кавказского менталитета, конечно. Если это так, то вы точно потомки кыпчаков. )) Это у тюрков в крови.
Изменено: amat22 - 19.08.2018 04:56:56
legenda 19.08.2018 10:05:20
Сообщений: 6340
Что за слово навскидку))типа этого достаточно чтобы пологать что мы тюрки кипчаки?))

Si vis pacem, para bellum
Эльтау 19.08.2018 13:53:00
Сообщений: 38
amat22, мы сформировались раньше 6 века на той территории где и живем как отдельная нация. Ваши половцы возникли в 11 веке..
Читайте Гумелева Льва Николаевича, остальное можете сжечь
Эльтау 19.08.2018 14:12:18
Сообщений: 38
Amat, для Вас)
amat22 13.02.2021 18:11:59
Сообщений: 35
А разве этого не достаточно. У нас все так похоже, что даже не найдешь отличия )). Значит были общие предки до кыпчаков (почти дословно - истинные чаки) Вы же так же переведете - кып - внутренний. Да те же саки.
amat22 13.02.2021 18:20:57
Сообщений: 35
А вообще у Вас есть рода (сёёк).
Даже у русских это было. Белая кость - благородный род. А произошло это от кыпчакского сёёк - (род, но и в то же время кость).
У нас есть сёёки (типа иркит, кыпчак, тодош, тёлёс, кёбёк, ара, моол и т.д.). Он должен быть, так как даже у русских это понятие было, принято у кыпчаков.

А Эльтау - это эль туу.
Читают тему (гостей: 3)

Форум  Мобильный | Стационарный