"Толерантность ? спорное понятие. У всех общечеловеческих ценностей и принципов существует порядок по приоритетности. Ценности и принципы также имеют взаимосвязь, по которой одни не могут существовать без других. Мне кажется, не может стоять вопрос о толерантном отношении одних людей к другим, если между ними не царит важная, и первостепенная ценность, такая как справедливость. Ислам построил свою теорию толерантности на твердой основе справедливости ко всем, без различий.
?О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый благородный из вас пред Аллахом ? наиболее благочестивый. Воистину, Аллах ? Знающий, Сведущий? (Коран, 49:13).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) вернул всех людей к НАЧАЛУ, о котором забыли люди: ?Вы все от Адама, а Адам из земли?, ? эти слова стали правилом, которым руководствовались и простые мусульмане, и богословы, и правители исламского халифата.
Аллах говорит, что разногласия в религии, мировоззрении и идеологии естественны для человека и человечества в целом.
?А если бы Аллах желал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые ? нет у них защитника? (Коран, 42:8).
Поэтому Господь приказывает мусульманам проявлять терпимость по отношению к неверующим, как к людям с такими же правами, но при этом обязывает всячески бороться с их неверием и заблуждениями.
Ислам никогда не притеснял религиозные чувства или практику иудеев и христиан. В Коране сказано ?Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и приводи им самое сильное доказательство? (Коран, 16:125).
С людьми Писания нас объединяет вера в Единого Бога и вера в одних посланников и пророков, несмотря на искажения, наложившие свой след на доктрины этих религий: ?Мы не делаем различий между Его посланниками? (Коран, 2:285).
?И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте. Воистину, Аллах не любит преступающих!? (Коран, 2:190).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: ?Не из нас тот, кто призывал к национальному фанатизму. Не из нас тот, кто воевал ради национального фанатизма. Не из нас тот, кто умер ради национального фанатизма? (Муслим, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Что подразумевается здесь под национальным фанатизмом? Это то, что во времена джахилийи называлось у арабов ?асабия?. Наилучшим толкованием будет доисламская арабская пословица: ?Поддержи своего брата, когда он обижен и когда он обидчик?. Напротив, Ислам установил: ?И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и посягательстве? (Коран, 5:2).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) учил, что о человеке следует судить по его делам: ?Чьи дела были слабы, не увеличит их ценности его родословная? (Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Ат?Тирмизи, Ибн Маджа).
Когда Пророк (мир ему и благословение) встал перед проходящей мимо похоронной процессией, сподвижники сказали ему: ?О Посланник Аллаха, это хоронят иудея?. Пророк (мир ему и благословение) ответил ему: ?А разве он не человек?!? (АльБухари).
В заключение напомним прекрасные слова Пророка (мир ему и благословение): ?Я свидетель, что все люди братья? (Ахмад бин Ханбал от Зейда бин Аркама)."
Сейран АРИФОВ
http://islam.com.ua/articles/bases/bases_of_islam/ 360/