Мне очень понравился 1 отрывок из книги Фаваид ибн аль- Каййима, хочу его тут процитировать. О шахаде, произнесенной человеком перед смертью.
" Страсти в нем уже мертвы, его бунтовавшая ранее душа сделалась смиренной и покорилась после того, как отказалась повиноваться ему и ослушивалась его. Она повернулась, после того, как отворачивалась, и стала униженной после силы. От нее ушло ее стремление к мирским благам и она стоит пред Господом, Создателем и Покровителем своим - такая смиренная, какой не была никогда ранее, и как никогда надеется на Его прощение и милость. Единобожие стало очевидным для нее , поскольку все причины многобожия устранены, и ложность его стала очевидной. Ушли все эти противостояния, которые занимали ее , и всей своей сущностью она устремлена теперь к Тому, неизбежность встречи с Кем и прибытия к Кому стала очевидной для нее. В эти моменты раб Аллаха всецело обращается к Нему - сердцем, духом и помыслами. Он покоряется Ему одному внешне и внутренне, и тайное и явное в нем становится одинаковым. Он говорит " нет божества, кроме Аллаха" искренне, от всего сердца. Сердце его освободилось от привязанности к кому то или чем то, кроме Него, и он перестал обращать внимание на кого-то, кроме Него. Мир этот полностью вышел из сердца его, и приближается момент прибытия к Господу. Пламя страстей его утихло, и сердце его наполнил мир вечный, и уже стоит у него перед глазами, а мир этот он оставил позади.
Если бы ему случилось произнести свидетельство таким образом в дни здравия, мир этот и его обитатели показались бы ему чужими, и он побежал бы от людей к Аллаху, и лишь Он казался бы ему близким. Однако в то время он произносил это свидетельство с сердцем, наполненным страстями и любовью к жизни и ее причинам, с душой, исполненной стремления обрести мирские блага, направившей внимание свое не на Аллаха. А если бы она освободилась от всего этого так, как освобождается она перед смертью, то у нее была бы совсем другая история, и жизнь у ее обладателя была бы другой, не животной...."