Назифа Кагиева относится к той части карачаевской интеллигенции, судьбу которой определили годы депортации 1943-1957 гг. Именно ее поколению пришлось сполна познать все невзгоды, пережитые народом. Поколение Назифы - это те карачаевцы, которых в пяти-семилетнем возрасте везли в телячьих вагонах в неизвестность. Отсюда и все последствия, в силу которых оно именно в юном, самом ранимом возрасте особенно мучительно переносило не только материальные, но и моральные тяготы репрессии народа.
Вместе с тем, это поколение формировалось в большой, поистине братской, интернациональной среде, которая складывалась по воле роковых обстоятельств из «унесенных ветрами» 30-40-х годов ХХ в. К тому же хорошая русская школа, русский факультет серьезного ВУЗа. Был еще один университет у Назифы - родительский дом: это ее отец и мать, воспитавшие и восьмерых детей, мама - блестяще знавшая фольклор родного народа, владевшая русской и арабской грамотой, хорошо знакомая с культурой и литературой Востока, известная в народе как грамотная Сафият из рода Коркмазовых (что в переводе означает «Бесстрашные»); отец - мужественный, трудолюбивый, с чувством глубокого достоинства Магомет Биясланович Кагиев, который во всех испытаниях, выпавших на его долю как карачаевца, как мужчины отца большого семейства не ронял своей чести и своим мудрым служением семье был примером для нее и окружающих.
Истинным богатством Н. Кагиевой является ее двуязычие в полном смысле слова она не просто знает родной и русский, она думает и пишет образно на двух языках, она выросла на традициях карачаево-балкарской, русской и мировой литератур.
Богатый жизненный опыт, обширные знания, широта мировоззрения делают творчество Н. Кагиевой многогранным, многокрасочным. Она не идет по обочине жизни, ее страстно волнуют прошлое, настоящее и будущее ее народа, которое рассматривает в неразрывной связи с прошлым, настоящим и будущим всей Вселенной.
Нет возможности хоть сколько-нибудь полно охарактеризовать все, что изложено в ее 21 книгах. Главное в том, что за более полувека неустанной и плодотворной творческой и научной деятельности Кагиева внесла крупный вклад в развитие и исследование карачаево-балкарской литературы, историко-философское осмысление судьбы родного народа, духовную и общественную жизнь Карачаево-Черкесии. Ее творчество проложило новую тропу в карачаево-балкарской литературе, вошло в его историю самобытным и оригинальным почерком. Произведениям Н. Кагиевой неизменно характерны поэтичность и высокий слог, философская основа и историзм. Они приближают нашу литературу к лучшим образцам литератур народов многонациональной России, они близки традициям классической литературы. И в то же время творения Кагиевой глубоко отражают национальную психологию карачаевского народа, его быт и традиции, они обрамлены его духовно-нравственной аурой. Выдающийся немецкий просветитель Гердер внушал своему ученику молодому Гете, что истинно великая поэзия - это та поэзия, в которой выражает себя не тот или иной избранник, а дух всей нации. Читатель неизменно проникается справедливостью этой мысли, ознакомившись с такими книгами писательницы, как трилогия «Карча», действие которой разворачивается в XIV·XVI вв. на Кавказе, Руси, Египте и Средней Азии, роман «Свет божества», освещающий события, происходившие в XVII-XIХ вв. на Кавказе и в России, историческая повесть «Завещание Кубрата» (о хане Великой Булгарии, середина VII в.), книгами лирических миниатюр, рассказов и повестей («Сто раздумий, сто тревог», «На голубой ладони зари», «Назову твои именем», «Глаза матери»и др.), а также 7-ю историческими пьесами («Хан-кала» (середина VII в.), «Трам Хан» (XIII в.), «Карча» (XVI в.), «Шейх Абдуллах» (XVII в.), «Хасаука» (начало XIX в.)., 8-ю научными монографиями («Тинте барыб» , «Халимат Байрамукова», «Судьба страны - судьба твоя (Осман Хубиев)», «Адрахман Боташев», «Коронованные судьбы», «Айсандыр Дудов», «Из истории карачаево-балкарской литературы. Книга для чтения», «Курс истории древней карачаево-балкарской литературы»). Сегодня, когда карачаевское литературоведение переживает новый застой в силу общих наших трудностей, работы Н. Кагиевой по-прежнему актуальны. Как вы заметили, одни названия ее работ легко обнаруживают научные и художественные приоритеты юбиляра...
* * *
Джолунг болсун, сыйлы Джер,
Джер джюзюнде адам да!
Тиширыу да, ана болайым деген,
Эркиши да, аны къолундан тутхан,
Ол дуниягъа тууар джан да,
Къара суу да, терек да,
Кёкде учхан къанатлы да.
Не да, не да джылыу табсын
Джер юсюнде!
Джолунг болсун, сыйлы Джер,
Джер юсюнде адам да!
* * *
Ахыр кюнюм, билеме,
Къонакъ болуб келмейсе сен кишиге да,
Алай а бир тилегим барды санга:
Эти этим болгъанланы унукъдурма
Мени элтген кюнюнгде...
* * *
Сау бир дунияды кёкюрекде джюрек:
Таула тюзле да бардыла анда,
Джулдузла да,
Кёкде кибик,
Джаналла.
Тенгиз да чайкъалад аны ичинде!
Боран да улуйду,
Сабий да тууад,
Джыр да чыгъады, чартлаб ичинден!..
* * *
Атам чалкъы чалгъан джер,
Анам тылы басхан джер…
Бир татлыса,
Бир джылыса,
Тансыгъымы алалмайма,
Бир сейирсе,
Чыммакъ-акъса,
Кём-кёксе,
Кёз гинджимча,
Бир бурхуса,
Дюн-дунияча, бир уллуса...
* * *
О, джангкъылыч,
Тейри къызны кямары!
Не бард кёкде?
Джерге тюш да,
Тереклени беллерине чырмалчы,
Толкъунланы тозурат да,
Сыначы,
Аязчыкъ бла бирге кир да,
Сабанланы джашнатчы.
Не бард кёкде, ол узакъда?!
* * *
Шошлукъ.
Толкъун.
Сослан таш.
Хар бирини джумушлары башхады.
Шошлукъ хаухду.
Учхарады, оюмсузду толкъун да...
Таш а –
Джуртум кибик, къадама.
Трудно найти слова, когда действительно есть, что сказать.
Религиозность – это не только нахождение в мечети, но и хорошие взаимоотношения с людьми и благой нрав. Вот на эти качества должна обратить внимание молодежь при выборе второй половинки.
Бек къыйналдым Назифа Магомедовна преподавала у нас УНТ (устное народное творчество), столько всего нового и интересного для себя я узнала от этого прекрасного человека. Керти фахмулу, джарыкъ адам эди. Аллах джандетли этсин.
Говорят, физически человек обновляется каждые семь лет. А духовно не обновляется ли человек еще чаще? Сколько человек умирает в одном человеке, прежде чем сам он умрет?
О, джангкъылыч,
Тейри къызны кямары!
Не бард кёкде?
Джерге тюш да,
Тереклени беллерине чырмалчы,
Толкъунланы тозурат да,
Сыначы,
Аязчыкъ бла бирге кир да,
Сабанланы джашнатчы.
Не бард кёкде, ол узакъда?!