О добродетели...

О добродетели...

Мерсéдес 18.03.2013 18:57:27
Сообщений: 2158

3 0

Начало этой темы было положено в реале, обсуждение происходило эмоционально, разносторонне, а от того и запутанно))Поэтому решила перенести и в виртуал, чтобы либо все прояснить, либо окончательно запутать...)):гыы:

Итого, можно ли считать добродетелью какое-либо качество, если оно в человеке никоим образом не подвергалось испытанию?

Если кто слышал, есть такая пословица китайская: легко быть святым на горе, трудно им оставаться на базаре.


Смысл реальной дискуссии сводился к тому, что потенциальная способность совершить грех/преступное сидит в каждом человеке. Только одни эти возможности периодически реализуют, другие хотят реализовать, но могут сдерживаться, а третьим как-то по жизни и не представлялось совершить нечто преступное и аморальное, то есть не было причины/ситуации/повода/человека, кто подтолкнул бы к этому и т.д.

Так вот, речь в большей степени велась по поводу третьей категории людей, и того, как расценивается их поведение с точки зрения обыденного человека и с точки зрения религии (особенно интересны положения религии по этому вопросу, ибо со светской точки зрения оправдать можно почти все, что угодно).

И вообще, можно ли человека, который не совершает ряд запретных вещей, считать добродетельным, если учитывать тот факт, что эти самые его качества по жизни испытанию не подвергались? Или это уже не добродетель, а простое везение?


Например, алкоголь. Он запретен. А конкретный человек не принимает его только потому, что его отталкивает запах и вкус спиртного, а пьяные люди раздражают одним своим видом? Конкретно по этому поводу данный "объект" добродетелен, или просто ему повезло, что алкоголь ему не по вкусу? По исламу вроде все оценивается по намерениям. То есть в данном случае отказ от алкоголя как благодеяние и не воспринимается?

Ну, и многие дискутирующие сошлись во мнении, что никогда нельзя говорить никогда)) потому что неизвестно, что будет завтра и что может совершить человек в крайне затруднительном положении, на что решиться, на какое сумасбродство пойти...))Однако из этого вытекает другое неутешительное заключение:


если человек и его нравственные качества не закалены и не проверены жизнью, тогда даже его мнение о самом себе остается просто неподтвержденной, хотя пока и не опровергнутой теорией?


Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))Однако после разговоров начала сомневаться во всем подряд)))Наверное, так смогут сказать только те, кто уверены в своей вере (пардон за тавтологию)) и живут, опираясь исключительно на религиозные позиции...)Все остальные, так или иначе, в группе риска)))

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Неуловимая 18.03.2013 19:55:06
Сообщений: 2567

0 0

Вопрос волнует давно...

Цитата
Мерсéдес пишет:
Начало этой темы было положено в реале, обсуждение происходило эмоционально, разносторонне, а от того и запутанно))Поэтому решила перенести и в виртуал, чтобы либо все прояснить, либо окончательно запутать...))

И вот что думается по сему поводу.
Мы часто фыркаем и негодуем касаемо нехороших поступков тех или иных людей. Вот и недавно, услышав одну вещь, я позволила себе возмутиться. А потом подумалось, а какое я имею право осуждать поступок этого человека, когда я сама никогда не вставала перед таким выбором и мне не приходилось решать, совершать это или нет? Что ты знаешь об этом человеке и его ситуации? Ты ведь можешь только теоретизировать на эту тему спрашивала я себя... и, конечно, других)))))) Другие говорили разное, например, такое, что говорит МерсЕдес
Цитата
Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))

Или, например, ты что не знаешь себя... и вообще это же ужасно...)...

Мы все живем стереотипами, которые почерпнули из личного опыта, опыта нашего окружения и тех, что навязаны нам книгами, СМИ, интернетом, образованием и т.д. в общем образом жизни. В целом можно сказать, что круг стереотипов у обывателя - достаточно узок. И мы зачастую не знаем как мы поступим в той или иной стрессовой ситуации, когда никакой наш опыт, ни личный, ни "подсмотренный" , не дает даже примерно представления о том, что делать в такой ситуации.



Наверняка, многие из вас слышали рассказы о том, как удесятеряются силы и возможности человека в критической опасной ситуации: человек может поднять машину, перепрыгнуть через трехметровый забор... в общем сделать то, что ему неподвластно в обычной, обыденной жизни.

Я и многие могут сказать: Я никогда никого не убивала.
Но ведь, слава Всевышнему, передо мною не стоял такой выбор... не было искушения решить проблему таким образом. (другой вопрос, что я не могу смотреть даже как курице шею сворачивают... но то курица, и если что я могу купить куриное мясо в магазине)

Я и многие могут сказать: Я не воровала. Но ведь и искушения не было или возможности)))). На это говорят, что соответствующий способ мышления изыскивает способы и возможности для воровства или другого...
Но многие ли из нас, к примеру, смогут ответить отрицательно на вопрос: Будь у тебя возможность украсть мнооооого денег (меру "много" определяйте сами), одним щелчком мыши и об этом будут знать только ты и Господь Бог... Смогли бы Вы избежать соблазна? Сказать нет, всем тем возможности, которые могут открыться, получи ты эти деньги...

Так и с искушением.
Оп... Стоит перед тобой ИСКУШЕНИЕ... Искушение совершить то, о чем ты, хороший в принципе человек, даже не помышлять совершить... более того, фыркая и брезгливо морщась говорил о тех, кто это делает... А теперь вот оно искушение стоит перед тобой... сделай шаг, переступи... заплати грехом и получи невероятную выгоду... Да вроде и грех-то такой... Тысячи и тысячи людей делают такое и даже не слишком переживают по этому поводу...

И наше "да я никогда", "ни за что", "я бы никогда не сделал/а так как он/а", "да как он/а мог/ла, я никогда", есть нечто иное как гордыня и высокомерие, ИМХО

Мысли по этому поводу могу резюмировать следующим:
Добродетель, не прошедшая через искушение остается только декларацией добрых намерений. Храни меня, Господи от соблазна, перед которым мне не дано устоять и дай сил устоять перед соблазнами, которые Ты посылаешь! ))) как-то так (такое вот ... нихитрое дуа, наверняка есть аналоги на арабском)... )

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
WinX 18.03.2013 22:05:33

0 0

Цитата
Неуловимая пишет:
Я и многие могут сказать: Я не воровала. Но ведь и искушения не было или возможности)))). На это говорят, что соответствующий способ мышления изыскивает способы и возможности для воровства или другого...
Но многие ли из нас, к примеру, смогут ответить отрицательно на вопрос: Будь у тебя возможность украсть мнооооого денег (меру "много" определяйте сами), одним щелчком мыши и об этом будут знать только ты и Господь Бог... Смогли бы Вы избежать соблазна? Сказать нет, всем тем возможности, которые могут открыться, получи ты эти деньги...
У кого украсть? Если у другого человека, то никогда, ни при каких обстоятельствах. Потому что это не твоё. Это чужое. Украсть у государства, которое украло у нас всех и обкрадывает каждый день? Тоже нет. Потому что твои родители с детства приучили, что чужое брать нельзя, чьё бы оно ни было. И даже если попытаться представить, что ты можешь украсть одним щелчком мыши огромную сумму и никто из людей об этом не узнает, себя ты не обманешь - ты будешь знать об этом и тебе с этим жить. 7 лет назад, Однажды, по дороге на работу рано утром, рядом со мной с неба упал чемодан с миллионом долларов. Кто-то уронил чемодан, или потерял, а я нашла, вся такая счастливая, хватаю деньги, несу домой, прячу в подвале. И планирую, где буду менять баксы на рубли , как куплю себе свой дом, открываю счета в разных банках по маленьким суммам до 600 тыс, чтоб не попасть в списки обналичильщиков. А потом выясняется, что за мной следили, ходили по пятам, и теперь хотят меня ограбить и убить. Появился неописуемый страх потерять всё. И каждый раз когда на ум приходили мысли о "бесплатном сыре" с миллионом, тут же накрывал ужас. Поэтому я больше не мечтаю о деньгах. Думаю, что смогла бы избежать соблазна, украсть мноооого денег, как написала Неуловимая. :)
Цитата
Мерсéдес пишет:
Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))
Определённо есть :)
Ляна 19.03.2013 12:41:23
Сообщений: 133

2 0

;;;;
Изменено: Ляна - 26.12.2014 03:44:21
Ария 19.03.2013 13:18:35
Сообщений: 1654

1 0

Мы каждый божий день проходим через эти испытания. Очень часто, человек готовый совершить какой-нибудь порицаемый поступок, попадает в такую среду или ситуацию, в которой этот поступок реально совершить. Так получается, что у таких людей мозг уже работает в эту стророну, и тянет, так сказать налево) мы говорим не о случайности, а о закономерности. Человек, который готов убить внутренне, готов украсть, готов к прилюбодеянию, почему то оказывается перед этим выбором. Человек, который даже под страхом смерти не сможет совершить проступок, редко попадет в такую ситуацию. Поэтому я уже заранее буду уважасть человека, который оберегает свою репутацию, честь и иман. И не подвергает это все каким-либо не нужным испытаниям. Испытания, конечно же укрепляют, но не могут не нанести вред. Чистый и ровный лист, будет оставаться читым, если его беречь. Лист который смяли, даже после того как его разровняли, будет в поломах.

Сэстренка - самая классная на этом форуме!)))))))
Totur_Ram 19.03.2013 13:54:22
Сообщений: 5904

0 0

Мерсéдес, Сейчас все проясним))):гыы:

Цитата
Мерсéдес пишет:
можно ли человека, который не совершает ряд запретных вещей, считать добродетельным, если учитывать тот факт, что эти самые его качества по жизни испытанию не подвергались?
Конечно, можно. Или как нужно относится к добродетельности? "Ты хороший пацан, хорошие дела делаешь, но ты просто вырос в хорошей среде, черт знает каким преступником ты бы стал, если бы жил с наркоманами, поэтому катись-ка ты отсюда..."
Испытания по-разному влияют на людей. Вот иногда думаешь, что в какой-то критический момент скорее вот этот человек окажется более устойчивым к плохим поступкам, чем тот, а в итоге - редко угадываешь. А если не знаешь, то лучше и не подозревать. Если кто-то не делает запретных вещей - надо радоваться.

Цитата
Мерсéдес пишет:
Или это уже не добродетель, а простое везение?
Добродетель - это не простое везение. Это самое лучшее везение, какое человек может получить. Если ему достались хорошие родители - повезло, если хорошая среда - повезло, если хорошие мозги и осознание действительности - повезло. Всем остальным - крупно не везет.

Цитата
Мерсéдес пишет:
легко быть святым на горе, трудно им оставаться на базаре.
Людям надо стараться быть подальше от "базаров" (плохие компании, ночные клубы, дискотеки), а не хвалиться, что как трудно быть святым в таких местах. Пусть находит и идет в "горы", а не считает разность потенциалов своей добродетели со своим окружением.

Цитата
Мерсéдес пишет:
Я все-таки склонялась ко мнению, что есть ряд определенных границ у каждого человека, за рамки которых он никогда не выйдет))
Конечно. И чем сознательней человек, тем его границы четче.
Totur_Ram 19.03.2013 14:07:22
Сообщений: 5904

0 0

Цитата
Неуловимая пишет:
Добродетель, не прошедшая через искушение остается только декларацией добрых намерений.
А как ты распознаешь, пройдет добродетель через какое-то искушение или нет? Или все равно? Пока не пройдет - значит, не добродетель?

Цитата
Неуловимая пишет:
Храни меня, Господи от соблазна, перед которым мне не дано устоять и дай сил устоять перед соблазнами, которые Ты посылаешь!
Верно, верно. Только соблазны не Господь посылает, Он говорит, чтобы мы избегали соблазнов, наущаемые нам шайтаном.
КёлКёз 19.03.2013 14:08:03
Сообщений: 1697
Цитата
Неуловимая пишет:
И наше "да я никогда", "ни за что", "я бы никогда не сделал/а так как он/а", "да как он/а мог/ла, я никогда", есть нечто иное как гордыня и высокомерие,
Согласна, абсолютно.

Есть у меня такая плохая черта в характере, не доверять услышанному. Не верю и все тут. В каждой возникшей ситуации, можно найти причину для оправдания, а можно найти и для обвинения. За исключением, конечно, редких случаев. До истины, вообще,трудно добраться, даже когда ты сам непосредственный свидетель, а тем более, через вторые и последующие "руки". Для меня всегда больше скрытых причин, чем явных.

Цитата
Мерседес пишет:
И вообще, можно ли человека, который не совершает ряд запретных вещей, считать добродетельным, если учитывать тот факт, что эти самые его качества по жизни испытанию не подвергались? Или это уже не добродетель, а простое везение?
Добродетель. В любом случае, этот человек сам уберегал себя от этих испытаний. А тем более, если это везение, то оно тоже от Аллаха. Аллах бла да сакъланнган адам, тюз адам болмайын къалай болад?
Аллах бла сакъланайык барыбыз да!
Изменено: КёлКёз - 19.03.2013 14:17:08

WE WERE BORN TO SHINE
*Чистые помыслы - добрые дела*

Неуловимая 19.03.2013 19:42:50
Сообщений: 2567
Цитата
Totur_Ram пишет:
А как ты распознаешь, пройдет добродетель через какое-то искушение или нет? Или все равно? Пока не пройдет - значит, не добродетель?
Я же написала, что я думаю, про такую добродетель - это декларация добрых намерений. И это тоже хорошо, когда у человека есть некий иммунитет на плохое: он готов не красть, не убивать, не клеветать... Это замечательно. Таким образом, он проходит через будничные испытания, не подвергая свою душу опасности.

Имела ввиду, что всегда есть некое испытание, некий соблазн, который может поколебать душевное равновесие, ставя человека перед сложным выбором. И такой выбор может быть даже у самого замечательного человека, практически прозрачного от отсутствия многих грехов. (Ну мы же все-таки помним, что безгрешных на этой земле нет)))... Хотя читаю народ, и мне кажется, уже стали об этом забывать))) )

Цитата
Totur_Ram пишет:
Верно, верно. Только соблазны не Господь посылает, Он говорит, чтобы мы избегали соблазнов, наущаемые нам шайтаном.
Мои познания в Исламе очень слабые, но кажется в Коране есть место в котором говорится, что ни один лист не упадет на землю без Его ведома, посему все испытания, читай соблазны, все от Него, а не просто сговор слабенькой души с подлым шайтаном.

Цитата
Ария пишет:
Очень часто, человек готовый совершить какой-нибудь порицаемый поступок, попадает в такую среду или ситуацию, в которой этот поступок реально совершить. Так получается, что у таких людей мозг уже работает в эту стророну, и тянет, так сказать налево) мы говорим не о случайности, а о закономерности.
Про случайности и закономерности.
Да, если ты состоишь в ОПГ, у тебя гораздо больше шансов убить и вообще больше шансов совершить греховное.

А я вот случайностях говорю))

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
Неуловимая 19.03.2013 19:52:02
Сообщений: 2567
Получается, каждый из вас, готов утверждать, что построил такую вокруг себя такую действительность, которая исключает всякую возможность "СЛУЧАЙНОСТИ"... ? И только плохие и неправильно думающие совершают тяжкие грехи? А мы хорошие и с нами это невозможно?

Оговорюсь сразу)))) Не думайте, что я отрицаю наличие добродетели в человеке, олицетворяющего большинство, в которое вхожу и я, проживающего тихую, мирную, спокойную жизнь по модели: школа-институт-семья/работа-дети-школа-институт-пенсия...- Аллах джандетли этсин...

Безусловно, запас добрых намерений имеет все шансы позволить прожить хорошую жизнь, не совершая каких-нибудь особо-опасных грехов.

А если в эту модель закрадется случайность? Что-то такое, абсолютно выбивающееся из твоей обыденной действительности?

Возвращаясь к соблазнам и к побиваемому камнями, все мы наверное, слышали, чтобы провести в одну дверь ЗЛА, этот негодяй способен провести нас через 70 дверей добра...

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
Неуловимая 19.03.2013 19:56:09
Сообщений: 2567
И еще...
Чья добродетель может оцениваться выше?
Человека, который превозмогает свое желание выпить, убить... и не делает этого, потому что это грех, то есть не совершает это во имя Аллаха.

Или такую как я, обычного, среднестатистического человека, которого не тянет совершить такое. Который не превозмогает себя, а просто остается таким какой есть.

П.С. Вот бы щас какого-нить умного человека, который смог бы письменно изложить, что крутится в голове, но никак не хочет складываться в слова и предложения))))))))))

Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не добр. Знающий не доказывает, доказывающий не знает. (с) Лао Цзы
КёлКёз 19.03.2013 23:23:39
Сообщений: 1697
Цитата
Неуловимая пишет:
И еще...
Чья добродетель может оцениваться выше?
Человека, который превозмогает свое желание выпить, убить... и не делает этого, потому что это грех, то есть не совершает это во имя Аллаха.

Или такую как я, обычного, среднестатистического человека, которого не тянет совершить такое. Который не превозмогает себя, а просто остается таким какой есть.

П.С. Вот бы щас какого-нить умного человека, который смог бы письменно изложить, что крутится в голове, но никак не хочет складываться в слова и предложения))))))))))


Не. Не такую как ты, а спортсмена или ботаника, к примеру. Мне кажется, не суть по какой причине. Главное отстраняются люди от зла и заслуживают уважения, в любом случае. И какая разница, кто и как, главное результат.
Изменено: КёлКёз - 19.03.2013 23:25:02

WE WERE BORN TO SHINE
*Чистые помыслы - добрые дела*

Ляна 19.03.2013 23:41:41
Сообщений: 133

1 0

;;;
Изменено: Ляна - 26.12.2014 03:41:14
Totur_Ram 20.03.2013 00:47:44
Сообщений: 5904

0 0

Неуловимая, когда я читаю про декларацию добрых намерений и закрадывания в модели случайности у меня что-то перемыкает в голове, и я теряю нить предыдущей явно осязаемой мысли))):гыы: к весне я всегда чуть слабее ориентируюсь в пространствах, авитаминоз, скорее всего))
Что такое декларация добрых намерений?
Ну и сразу, что такое добродетель?



Мои познания в Исламе очень слабые, но кажется в Коране есть место в котором говорится, что ни один лист не упадет на землю без Его ведома, посему все испытания, читай соблазны, все от Него, а не просто сговор слабенькой души с подлым шайтаном.

Испытания Всевышнего и соблазны этого мира - разные вещи. Да, без Его ведома ни один лист не упадет на землю, также как и ничто другое в этом мире не совершится без Его позволения, включая всевозможные преступления. Но это не значит, что Бог посылает убийц для убийств, или соблазнения для проверок. Просто Он все знает. Соблазнения для людей готовит Иблис (Аллахны налаты анга болсун) со своими помощниками из числа людей и джиннов. Мы же не думаем, что Бог соблазняет людей игровыми автоматами с моментальным выигрышем?
Totur_Ram 20.03.2013 01:26:46
Сообщений: 5904

0 0

Я, напротив, всегда задумывалась, кто более искренен перед Аллахом, человек дающий садака, потому что так велел Всевышний или тот, кто пожалел просящего?

Пожалеть просящего - веление Всевышнего. Все хорошее, что есть в мире нужно совершать по велению Всевышнего, все "общечеловеческие" моральные ценности - веление Всевышнего. Нет разделения: это человеческие, а это религиозные нормы. Все положительные поступки, которые может совершить человек, все они предписаны нам Аллахом. Кто-то интуитивно чувствует благодать от помощи больным, кто-то от совершения каких-то хороших подарков, кто-то от намаза или омовения, или от раздачи еды бедным - суть, все они предписаны нам. Нет разделения по религиозному фильтру. Их можно поделить лишь по тому, что они разделены Богом как хорошо или как плохо.
Если человек не зная, что это веление Всевышнего, но, все же, осознанно поможет просящему, то это безусловно большой плюс ему. Который станет еще больше, если совершить его ради довольства Всевышнего. Потому что все хорошие поступки человек должен начинать со словами "бисмиЛлях"("во имя Аллаха").
Роберт 20.03.2013 11:25:48
Сообщений: 31

0 0

Цитата
Мерсéдес пишет:
Например, алкоголь. Он запретен. А конкретный человек не принимает его только потому, что его отталкивает запах и вкус спиртного, а пьяные люди раздражают одним своим видом? Конкретно по этому поводу данный "объект" добродетелен, или просто ему повезло, что алкоголь ему не по вкусу? По исламу вроде все оценивается по намерениям. То есть в данном случае отказ от алкоголя как благодеяние и не воспринимается?
Если не употребление спиртного по велению Божьему, является благодеянием, то и не употребление спиртного без ссылки на священные писания, также является благодеянием. Почему Вы не допускаете, что Бог изначально человеку привил правильный вкус и он чуждые (запретные) его организму напитки не употребляет ввиду этого ? ))))
АбуАхмад 20.03.2013 12:50:44
Сообщений: 1160

0 0

Тот, который выпил, совершил грех.
Тот, кто не выпил, тот не совершил грех, т.е. хотя бы минус себе не заработал.
Тот, кто не пьет, боясь Аллаха, получает награду за своё намерение, за любовь, страх, надежду на прощение и награду от Аллаха.
Тот, у кого были желание и возможность выпить, но он не выпил по религиозным причинам, получает награду уже за деяние- оставление греха ))))

Аш-Шафи'и "Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."
shamsa 20.03.2013 14:59:06
Сообщений: 92

0 0

Цитата
АбуАхмад пишет:
Тот, у кого были желание и возможность выпить, но он не выпил по религиозным причинам, получает награду уже за деяние- оставление греха ))))
так при таком раскладе получается, что человек не испытывающий тяги к запретному, то есть, который изначально морально выше, в лузерах по количеству наград?))
Мерсéдес 20.03.2013 15:20:12
Сообщений: 2158

0 0

Цитата
shamsa пишет:
что человек не испытывающий тяги к запретному, то есть, который изначально морально выше

Изначально морально выше... - спорный и очень непростой вопрос...

Есть два человека - оба не пьют. Но для одного это норма, а второму это дается тяжело...Если в итоге мы имеем один и тот же результат, можно ли человека, который прилагает (то есть действует) усилия на этом пути скинуть в "морально ниже"?:думаю:

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Мерсéдес 20.03.2013 15:23:07
Сообщений: 2158

0 0

Цитата
Роберт пишет:
Почему Вы не допускаете, что Бог изначально человеку привил правильный вкус и он чуждые (запретные) его организму напитки не употребляет ввиду этого ? ))))
Не знаю))
Я думала все рождаются одинаковыми, а прививают разные вещи уже сами люди...
Если говорить об отсутствии какой-то физиологической/генетической предрасположенности к алкоголю, то да, это, наверное, подарок от Бога...))

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
АбуАхмад 20.03.2013 15:37:25
Сообщений: 1160

1 0

shamsa,
намерение- это чудесная вещь, позволяющая зарабатывать награду ничего не делая )))
Намерение- не пить ради довольства Аллаха, испытывать отвращение к пьющим и т.д., это всё поклонение сердца, которое может совершаться каждый день.
Зарабатывайте себе награду сколько хотите )))
А вероятность предложения алкоголя обоим одинакова. Конечно, тот который отказался ради Аллаха, выше, в этот момент чем тот, которому алкоголь "не идёт". Потому что в нем собирается много видов благих дел как тела, так и сердца.
А тот может и выпил бы и его НЕ ОСТАНОВИЛ бы страх перед Аллахом! Но желудок у него слабоват....
Кроме того первый может дать слабину... Тогда на него ляжет огромный грех, который он будет смывать наградой за молитвы в течении 40 дней

Аш-Шафи'и "Я не знаю более священной науки, после науки о халяле и хараме, чем наука о медицине."
КёлКёз 20.03.2013 16:26:58
Сообщений: 1697

1 0

Цитата
Мерс пишет:
Есть два человека - оба не пьют. Но для одного это норма, а второму это дается тяжело...Если в итоге мы имеем один и тот же результат, можно ли человека, который прилагает (то есть действует) усилия на этом пути скинуть в "морально ниже"?:думаю:
не выше и ни ниже нельзя. это достоинство и точка.
вообще, почему достоинство одного должно уничижать достоинство другого?
от того, что первого больше заботит собственное здоровье, нужно меньше уважать во втором усилия воли, направленные к цели, уже достигнутой первым?
Изменено: КёлКёз - 20.03.2013 18:57:39

WE WERE BORN TO SHINE
*Чистые помыслы - добрые дела*

shamsa 20.03.2013 18:33:39
Сообщений: 92

0 0

АбуАхмад, я имела ввиду случай, когда намерение есть у обоих)

Цитата
Мерсéдес пишет:
Есть два человека - оба не пьют. Но для одного это норма, а второму это дается тяжело...Если в итоге мы имеем один и тот же результат, можно ли человека, который прилагает (то есть действует) усилия на этом пути скинуть в "морально ниже"?:думаю:

считаю что да, люди, в характере которых заложено все то, чего они придерживаются по предписанию, безусловно отличаются
КёлКёз 20.03.2013 19:02:39
Сообщений: 1697

0 0

Цитата
shamsa пишет:
Цитата
Мерсéдес пишет:
Есть два человека - оба не пьют. Но для одного это норма, а второму это дается тяжело...Если в итоге мы имеем один и тот же результат, можно ли человека, который прилагает (то есть действует) усилия на этом пути скинуть в "морально ниже"?:думаю:

считаю что да, люди, в характере которых заложено все то, чего они придерживаются по предписанию, безусловно отличаются
но ведь речь сейчас идёт не о наших с вами предпочтениях. если мой сосед-алкоголик, к примеру, закодируется, я стану уважать его больше.
или он того не стоит, только потому, что мой брат имам?
Изменено: КёлКёз - 20.03.2013 19:03:13

WE WERE BORN TO SHINE
*Чистые помыслы - добрые дела*

ran 21.03.2013 09:19:26
Сообщений: 384

3 0

Обычно воспринимается образ человека целиком..
Не пить, не курить, не красть, не... Это всё, конечно, добродетели...Отдельно взятые и без всяких оговорок...
Но это блёклые, пастельные тона в портрете человека. Яркости образу придадут только поступки, причём поступки направленные не на собственное благо(это не плохо, но это другое), а на пользу другим людям и обществу...
Вторая часть слова "добродетель" говорит о деятельной стороне вопроса.
Активными положительными делами, человек может "затмить" некоторые свои недостатки...
Легко представляется человек выпивающий иногда, но бескорыстно помогающий другим.
А человек с полным набором "не...", может быть скользким эгоистом и характеристика "добродетельный" будет сползать с него на наших глазах, по мере узнавания...

Каждый отдельно взятый человек достаточно вовлечён в агрессивную окружающую среду со всеми её опасностями, которые надо избежать и возможностями, которыми предоставляется воспользоваться, чтобы попытки градации расплывчатого показателя "степень искушения", отбросить...
Beleza 28.03.2013 23:22:15
Сообщений: 2932

0 0

"Ты сам ведь из глины меня изваял! - Что же делать мне?

Меня, словно ткань, ты на стене соткал - Что же делать мне?
Все зло и добро, что я в мире вершу, ты сам предрешил,
Удел мой ты сам мне на лбу начертал! - Что же делать мне?.."
Омар Хайям


Помню, готовила какую-то работу по криминалистике и наткнулась на просторах интернета на статью о психологии серийных убийц. Так вот общей чертой между рассматриваемыми преступниками был дефицит материнской любви в детстве.. Хотя дефицит - мягко сказано.. Жестокое обращение, отсутствие материнской ласки..
Самое страшное в этом плане детство было у Чикатило.. Алкоголизм матери - не самое страшное, с чем он в детстве столкнулся.. Не хочу тут рассказывать, но детство у него было безрадостное..
Вот и получается, что мы такие хорошие благодаря Всевышнему - в первую очередь, родителям - во вторую, а потом уже в силу собственной добродетельности...
Я не призываю оправдывать серийных убийц - человек, достигая сознательного возраста, волен сам распоряжаться своими поступками, у всех есть право выбора.. Но и с пустыми осуждениями лучше не торопиться.. Т.к. неизвестно, как бы мы поступили на его месте..
МЭН 29.03.2013 01:19:28
Сообщений: 468

0 0

или..
простите не читал всех ответов. только топикстартера. интересная тема. тоже об этом задумывался и сформировал свое мнение на "или"
одно другое, конечно, не исключает. однако, "никогда не говори никогда" - хорошее правило. и я думаю, чем больше добродетели, тем больше должна быть приверженность этому правилу. в особенности связал бы я такое положение вещей с богобоязненностью.
постараюсь привести какие-то доводы в свое оправдание )
ну, во-первых, порой бывает зарекаешься относительно определенных ситуаций или вещей наблюдая это со стороны, смотря в далекое будущее и примеряя на себе, но, однако, случается такой день и час, когда подобное испытание ВНЕЗАПНО постигает тебя и ты сталкиваешься лицом к лицу с событиями аналогичными тем, относительно которых ты когда-то легкомысленно зарекся. кагбуд-то в назидание. и казалось бы.. . но как водится случайности не случайны. и прослеживается некая закономерность в том, что поведение и отношение в реальности сильно разнится (если не сказать ровно противоположно) тому, о чем когда-то зарекся.

какбуд-то Аллах дает тебе понять, показывает, что ты преступаешь границы. загадывая будущее и предрешая его судьбу. но нет, только Аллах объемлет Своим знанием будущее, которое является частью сокровенного знания, и владеет им Он один.
анализируя подобное явление для себя я сделал вывод. что не стоит в далекое будущее загадывать свои дела, свои мысли, особенно если это сопровождается чрезмерной самуверенностью, и претензией на знание будущего. никто не может дать гарантию даже на самого себя. это точно. поэтому, я думаю, что хорошей манерой в богобоязненности, да и в особенности тем, о которых вы говорите "уверенные в своей вере" будет упование на Аллаха и обращение к Нему. (чтобы Аллах укрепил его, когда эти соблазны подступятся и его поведение было правильным, таким, каким должно быть )
уверенность в своей непогрешимости, уверенность в своем спасении*, и мысль о крепости своей веры - это не признак крепости веры. я бы сказал, это обольщение, самодовольство, признак невежества и слабой веры.


верующий человек всегда находится между страхом и надеждой. он боится наказания Аллаха, и надеется на Его милость. как это отражается на делах и словах. прежде всего такое состояние сердца должно мотивировать человека на то, чтобы Он проявлял больше искренности. больше старательности, боясь, что его дело может быть не принятым, по причине его ошибок, и все же стремится совершить то благое, в надежде на милость Аллаха и его принятие дела.
незнаю смог ли изъясниться..


т.е. я хочу сказать, чрезмерная уверенность в своей успешности, завершенности, непогрешимости и т.п. - это не показатель крепкого имана. все дела оцениваются по намерениям. но, что у человека в сердце - знает Аллах. поэтому и расчет за дела по намерениям человек получит от Аллаха. а пока не получил расчета нельзя быть уверенным на 100 процент.. правильным наверное будет надежда. и стремление добавить к этмоу еще и еще с большим усердием и большей искренностью в намерениях.


и из источников Ислама приведу пару строк, которые дают верное направление в размышлении над этими вопросами
аяты из Суры Пещера:
23. И никогда не говори: «Я сделаю это завтра».
24. Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: «Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем».

Толкование на эти два аята от Абдуррахмана асСа'ди:
Этот запрет похож на многие другие коранические запреты, потому что он был ниспослан Пророку Мухаммаду по поводу конкретного события, но относится ко всем людям. Из этого следует, что Аллах запретил Своим рабам уверенно заявлять о том, что человек непременно сделает что-либо в будущем, не связав это с волей самого Аллаха. Если человек нарушает этот запрет, то он говорит о сокровенном знании, не зная того, сможет он выполнить задуманное или нет. Тем самым он связывает свой поступок исключительно с волей человека и совершает грех, потому что абсолютно все происходит по воле Аллаха. Всевышний сказал: وَمَا تَشَاؤُونَ إِلَّا أَن يَشَاء اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29). Упоминание о воле Аллаха облегчает человеку выполнение задуманного, помогает ему получить благословение Всевышнего и подразумевает обращение к Аллаху за помощью. Однако человек всегда остается человеком, и это значит, что он может по забывчивости не упомянуть о воле Аллаха. Если же он вспомнит об этом, то должен связать выполнение задуманного с волей Аллаха позднее, дабы добиться желаемого и уберечься от всего дурного. Упоминая о воле Аллаха, человек вспоминает о своем упущении, искупает совершенную ошибку и начинает поминать своего Господа, дабы не оказаться среди беспечных невежд. А поскольку без помощи Аллаха человек не в состоянии сделать верный шаг и избежать ошибок в словах или делах, Всевышний Господь повелел ему говорить: "Быть может, Господь мой направит меня к более правильному пути". Господь повелел взывать к Нему, надеяться на Него и верить в то, что Он непременно поможет человеку найти наиболее короткий путь к успеху. А еще лучше, если наряду с этим человек сам стремится найти правильное решение и делает все возможное для достижения благой цели. Такому человеку Аллах обязательно поможет пройти прямым путем и поступать правильно во всех начинаниях.



еще один хадис:
Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Мас'уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
"Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал нам:
"Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре веши: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершат дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)"
. (Приводит аль Бухари, Муслим.)


Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи уа саллям) говорил: يا مقلب القلوب ثبت قلبي على دينك
О переворачивающий сердца, укрепи мое сердце на твоей религии.



и конечно, одних Аллах оградил от некоторых грехов, лишив их возможности совершить его. один раз случился диалог такой, не по мню по какому поводу, но брат один сказал "Никогда...." (или что-то в этом роде) . и я попытался напомнить ему, что не стоит так говорить, ибо сейчас, нет соблазна и нам легко говорить. но ты не знаешь как себя поведешь, когда столкнешься с этим. нельзя быть уверенным. Наущения искусителя тем сильнее, чем больше возможности оступиться и склониться ко греху. и привел пару примеров, когда, каазалось бы, более набожные и крепкие в вере люди оступались.. а что гооорить о таких как мы....

так, что некоторые лишения вполне являются для нас милостью Аллаха. =) (в том плане, что ограждены от некоторых соблазнов, на которые могли бы поддаться)

"... Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете."

My homepage
Мерсéдес 02.04.2013 02:53:49
Сообщений: 2158

0 0

Цитата
МЭН пишет:
поэтому, я думаю, что хорошей манерой в богобоязненности, да и в особенности тем, о которых вы говорите "уверенные в своей вере" будет упование на Аллаха и обращение к Нему.

Под уверенными в своей вере я подразумевала людей, которые не сомневаются, из каких принципов им надо исходить и чем руководствоваться при оценке того или иного поступка/проступка. Другое дело, что не всегда получается это претворять в жизнь...

Я же говорю, со светской точки зрения можно оправдать любое дело, пожалеть, не догнать всей тяжести совершенного и т.д.

Итого, зарекаться нельзя, даже от тех поступков, которые, казалось бы, ты не склонен совершать.
Тогда-то в реальной дискуссии и появился другой вопрос: а осуждать?

Имеет ли право один человек осудить дурной поступок/недостойное поведение другого? Ведь каждый и сам оказывается в потенциальной группе риска и наверняка не без греха....

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Totur_Ram 02.04.2013 03:23:44
Сообщений: 5904

1 0

Цитата
Мерсéдес пишет:
Имеет ли право один человек осудить дурной поступок/недостойное поведение другого?
Я скажу, что имеет, и окажусь прав.
И если кто-то хочет меня переубедить - пусть знает, что он этим меня осуждает.


Цитата
Мерсéдес пишет:
Ведь каждый и сам оказывается в потенциальной группе риска и наверняка не без греха....
Да, каждый оказывается в потенциальной группе риска и потом, оказывается, уже жарится в Аду. И многие друзья будут вместе там жариться, хотя могли бы предостеречь и осудить, а не покровительствовать друг другу в греховных поступках.
Смысл осуждение действия человека я вижу в предостережении его от неправильного пути, а не в показывании, что я очень умный святой апостол.
saffas 02.04.2013 03:46:17
Рассуждения форумчан этой темы очень содержательные о новое непросто добавить, каждое из которых можно перечитывать и я всем прибавил +)).
Такой контраст с "делами форумными" и что я раньше ее не замечал)).



Заглянул в википедию, пришлось.. уж давно я не слышал это слово - добродетель, и оказалось, что это свойство характера человека, определяемое волей и поступками. То есть получается, если не было испытания, не была задействована воля, то и добродетели нет.

Может я засыпаю, но получается так)).
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный