Надо полагать, что карачаевская порода лошадей сформировалась в середине нашего тысячелетия в результате народной селекции. В ее основе были древние лошади Северного Кавказа, неприхотливые кони степных кочевников, а также жеребцы восточного и южного происхождения, в т.ч., очевидно, арабские. В свою очередь, карачаевская порода принимала участие при выведении донской, азово-черноморской и терской пород.
Играя исключительно важную роль в жизни горцев, карачаевская лошадь должна была обладать высокими разносторонними качествами: быть выносливой, энергичной, ловкой, достаточно резвой, нетребовательной к корму, плодовитой, обладать мягкими движениями на всех аллюрах.
Эти цели были достигнуты, что и подтверждают многие исторические свидетельства, часть из которых мы здесь приводим.
"Они легки на ходу и я не знаю другой породы, которая была бы более подходящей для езды по крутым склонам и более неутомимой" - писал о карачаевских лошадях в 1828 году французский ученый и путешественник Жан-Шарль де Бесс. Еще ранее, в 1808 году, академик Г.Клапрот характеризовал этих лошадей: "...сильны, проворны и превосходны для езды по горам".
"Лошади их (карачаевцев - К.-Г. У.) считаются одними из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своею в езде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен", отмечал в XIX веке русский офицер В.В.Шевцов.
После труднейшего перехода через ледники Кавказского Хребта, совершенного Марухским отрядом генерала Бабича в 1878 году, газета "Кубанские ведомости" писала: "Условиям могли удовлетворить лошади исключительно только карачаевской породы". В русско-турецкой войне 1877-1878 годов принимали участие до тысячи карачаевцев, их лошади также получили самую высокую оценку.
Особые достоинства лошадей карачаевской породы отмечали и многие другие авторы. Свидетельством признания высоких качеств карачаевских лошадей и их широкого использования в казачьих формированиях являются слова известного ветеринарного врача Баталпашинского отдела А. А. Атаманских, который писал в 1913 году: "Карачай в данном случае играет очень значительную роль,снабжая строевыми лошадьми большинство казачьих полков Кубанского и Терского войска и сбывая вообще до 10000 лошадей ежегодно". Карачаевские лошади в составе кавалерийских частей русской армии участвовали в переходе Альп, в сражении за Шипку и во многих других военных походах и баталиях. Так, из числа карачаевцев-добровольцев, участников русско-японской войны 1905 года, трое - Локман Эбзеев, Сослан Хасанов и Адиль-Герий Урусов -вернулись домой на своих лошадях.
В конном пробеге вокруг Кавказского хребта, одном из самых протяженных и сложных по условиям, проходившем зимой 1935 - 1936 годов, наряду с лошадьми других пород, участвовали и карачаевские. Труднейшую трассу в 3000 километров всадники прошли за 47 дней. Клухорский перевал (2781 м над уровнем моря) преодолели в ночь на новый 1936 год по двухметровому снегу. Лошади карачаевской породы шли в головной группе, пробивая тропу и, по выражению одного из участников пробега, были "бульдозерами". Через месяц после окончания этого тяжелейшего перехода без специальной подготовки на тех же лошадях был совершен скоростной пробег по тяжелой весенней распутице по маршруту Пятигорск - Ростов, протяженностью в 550 км. Трасса была пройдена за 5 дней с максимальным суточным переходом в 150 км.
В годы Великой Отечественной войны карачаевские лошади в большом количестве поступали в кавалерийские части Красной Армии. Они и здесь зарекомендовали себя как отличные строевые лошади, благодаря своей выносливости, крепости и подвижности.
Разведение карачаевских лошадей в предреволюционные годы было сосредоточено в основном в руках крупных коннозаводчиков, в табунах которых насчитывалось по несколько сотен кобыл. Особенно известны были табуны О. и К. Байчоровых, Д. Айбазова, И. Салпагарова, М. Абаева, А. Урусова, М. Кубанова, Б. Тамбиева, Д. Байрамукова, а также Крым-Шаухаловых, Урусбиевых и других. Однако с конца 19 века, в связи с развитием на Северном Кавказе земледелия и овцеводства и сокращением пастбищных угодий, численность табунных лошадей Карачая стала заметно сокращаться.
Революционные события начала века и гражданская война нанесли коннозаводству Карачая огромный урон. Тысячи лошадей погибли или были уведены в ходе продолжительных военных действий на Северном Кавказе. Тяжело отразились на коневодстве и последствия насильственной коллективизации тридцатых годов. Вместе с тем высокие хозяйственно-полезные качества лошадей карачаевской породы отчетливо проявившиеся и в бурные годы социальных потрясений, заставили принимать действенные меры по ее сохранению и улучшению. Для этих целей в конце 20-х годов в Малом Карачае создается госконюшня, куда поступают лучшие карачаевские жеребцы из частных табунов. В 1929 году был создан госплемхоз, а на его базе в 1930 году был организован Карачаевский конный завод, ставший основным репродуктором породы и возглавивший всю систему племенной работы по ее совершенствованию.
В конном заводе за более чем шестидесятилетний период его существования были достигнуты значительные результаты - карачаевские лошади приобрели крупный рост (средние промеры высоты в холке увеличились на 10 см), правильные формы, более высокую работоспособность. Была заложена и успешно развивалась генеалогическая структура породы.
Современные карачаевские лошади характеризуются крепкой, сухой конституцией и своеобразным экстерьером горной лошади. Для них типичны: слегка горбоносая голова со строгими лирообразными ушами, не длинная, крепкая, иногда кадыковатая шея, прочная спина, хорошо обмускуленный, спущенный круп, широкая и глубокая грудная клетка, исключительно прочные сухие конечности с крепким копытным рогом, хорошая обросливость гривы и хвоста, часто с извитым волосом. Масть этих лошадей преимущественно темная - , или темно-гнедая, отметины встречаются очень редко.