Albert
08.01.2007 15:13:34
"0 Аллах!" и "Нет божества, кроме Аллаха."
обратись к этому сравнительному рассказу, послушай...
Как-то в давние времена отправились вместе в долгое странствие два брага. Шли они вместе, пока дорога не раздвоилась. На распутье они увидели одного старца и спросили у него: "Какой путь лучше?" И он ответил им так: "На правом пути имеется необходимость подчинения закону и порядку, однако, в этом обременении есть некая уверенность и благополучие. На левом же пути - свобода и независимость, но в той свободе имеется опасность и вероятность катастрофы. А сейчас свобода выбора за вами. "
Выслушав эти слова, тот из братьев, который обладал хорошим характером, сказав:
تَوَكَّلْتُ عَلَى اللّهِ
"Полагаюсь на Аллаха", отправился по правому пути. Он согласился подчиняться порядку и соблюдать дисциплину. Другой же брат, который был бесхарактерным и беспутным, лишь ради вольности предпочел идти по левому пути. А сейчас мы мысленно сопроводим этого человека, отправившегося внешне в легком, но морально в трудном состоянии.
Так вот, этот человек, перевалив через горы и перейдя долины, с течением времени вышел на некую пустынную равнину. Внезапно он услышал какой-то устрашающий рев. Оглянувшись, он увидел, как ужасный лев, выйдя из рощи, бросился на него. Путник обратился в бегство и бежал, пока случайно не встретил безводный колодец глубиной в шестьдесят аршинов. От страха он бросился в него. При падении на середине колодца его руки случайно коснулись сучьев какою-то дерева и он ухватился за них. На стене колодца имелись два корня того разросшегося дерева.
Две мыши, белая и черная, напав на эти два корня, грызли их. Он посмотрел наверх и увидел: лев, словно часовой, караулит его наверху. Посмотрев же вниз, увидел, что там, на дне, лежал устрашающий дракон, который, подняв свою голову, приблизил ее к его ногам, которые были в тридцати аршинах от дна. Пасть же дракона была широка как дно колодца. Посмотрев на стены, он увидел, что они покрыты жалящими ядовитыми тварями. А взглянув на дерево, увидел, что это некая смоковница. Однако, на диво, на ней росли плоды многих разнообразных деревьев от ореха до граната.
И вот этот человек, из-за своей несообразительности и неразумности, не догадывается, что все это - неспроста, недаром. Это не может быть случайностью. За всем этим кроется какая-то необыкновенная тайна. И он не смог прийти к заключению, что существует один, весьма великий Автор всех этих дел. Несмотря на то, что сейчас его сердце, душа и разум тайно рыдают и взывают о помощи от такого горького положения, его нэфс-и эммарэ(*) (* Нэфс-и эммаре - повелевающие страсти (чувства) человека, когда он без возражений и борьбы поддается побуждениям сатаны.) как ни в чем не бывало, притворился не понимающим положение, и он, заткнув свои уши на плач души и сердца, обманывая самого себя, словно находится в каком-нибудь саду, начал есть плоды того дерева. Между тем, часть этих плодов была ядовитой и вредной. В одном священном хадисе(*) (* Хадис - высказывание пророка Мухаммеда.) Всевышний заповедал нам: "
اَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى
Как Меня познает мой раб, таким же образом я буду обращаться с ним.
" И вот этот злосчастный человек то, что увидел своим порочным воззрением и со своей неразумностью, воспринял простым, обычным и самой истиной. И подобному обращению подвергся он сам. И подвергается. И подвергнется!.. И не умирает, и не живет- вот так он страдает. А мы, оставив несчастного в этих страданиях, вернемся, чтобы понять положение другого брата.
И вот, идет этот благословенный, благоразумный человек по своей дороге. Однако он не испытывает такие трудности, какие испытывает его брат. Дело в том, что он, вследствие своей добропорядочности, будет думать о добром, мечтать о хорошем, будет дружить с самим собой. К тому же, он не утруждает себя, как ею брат, и не терпит мучении, так как знает порядок и подчиняется ему- он видит в этом облегчение. Он свободно продолжает свой путь в спокойствии и уверенности. И вот встретил он в пути сад, в котором есть прекрасные цветы и плоды, но из-за отсутствия ухода имеются и грязные, испорченные вещи. Его брат тоже заходил в подобный сад, но из-за того, что он обращал внимание на эти вызывающие тошноту вещи, он, совершенно не отдохнув, продолжал свои путь. А этот же, поступив по правилу: "Во всем ищи хорошее", совершенно не стал смотреть на грязные вещи. Как следует воспользовался хорошими вещами и, хорошенько отдохнув, продолжил свои путь.
С течением времени он, как и его брат, очутился на бескрайней равнине. Вдруг он услышал рев бросившегося на него льва. Он испугался, но не настолько, как его брат, так как он, благодаря своему благому воззрению и благой мысли, нашел утешение, предположив так: "У этого безбрежного простора есть один Правитель. И, вероятно, этот лев является неким слугой в распоряжении того Правителя." Но. все же обратился в бегство. И бросился в один, попавшийся на пути, колодец глубиной в шестьдесят аршинов. Подобно своему брату и ею руки на середине колодца ухватились за какое-то дерево, и он повис на нем. Посмотрев вокруг, он увидел, как два животных грызут два корня того дерева. Наверху его караулил лев, а на дне колодца лежал дракон. Так же, как и его брат, он увидел необычную ситуацию и ужаснулся, однако страх его был в тысячу раз легче страха своего брата. Дело в том, что его добропорядочность навела его на благую мысль. А благая же мысль, благое суждение во всем показывают ему хорошую сторону.
И вот по этой причине он размышлял так: "Эти необычные дела связаны между собой. И, к тому же, они словно действуют по одному повелению. В таком случае, за этими делами кроется какая-то тайна. Да, все эти дела происходят по повелению одного скрытого Правителя. Стало быть, я не одинок, тот скрытый Правитель наблюдает за мной, испытывает меня и, куда-то направляя ради какой-то цели, приглашает меня. " И от этой сладкой боязни и благой мысли у него возникнет любопытство: "Интересно, а кто же Он, который, испытывая меня, желает представить себя и этим необычным путем ведет меня к некой цели?"
Затем, от желания познать, у него появилась любовь к обладателю тайны. И от этой любви возникло стремление раскрыть эту тайну. А из-за этого стремления появилось желание занять благую позицию, которая удовлетворила бы обладателя тайны и понравилась бы ему.
Затем он взглянул на дерево и увидел, что это смоковница. Однако на ней росли плоды тысяч разнообразных деревьев. Тогда страх его вовсе пропал, потому что он твердо понял: эта смоковница- это некое меню, некий каталог, некая выставка! Должно быть, тот скрытый Правитель с неким смыслом и каким-то чудом повесил на это дерево образцы плодов со своего сада и украсил его в виде некого знамения угощением, приготовленным этим Правителем для своих гостей. Иначе одно-единственное дерево не даст плодов тысяч разнообразных деревьев.
После этою он приступил к молению, начал взывать, и так, что ключ к разгадке той тайны раскрылся ему.
Он взывал:
"О Правитель этих мест! Моя судьба в твоих руках. Ищу спасения у тебя и тебе покоряюсь. Прошу твоего согласия и ищу тебя."
После этой мольбы стена колодца вдруг раскололась и раскрылась какая-то дверь в очаровательно чистый и прекрасный сад. Конечно же, пасть того дракона превратилась в эту дверь. А лев и дракон приняли вид двух слуг и приглашают его внутрь. И даже тот лев обратился для нею в послушного копя.
Итак, о моя ленивая душа и мой воображаемый спутник! Давайте сравним положение этих двух братьев, чтобы увидеть и понять, как добро приносит добро и как зло порождает зло...
Так вот, злосчастный путник левой дороги ожидает в любой момент оказаться в пасти дракона, дрожит от страха. А этот счастливый путник приглашается в один плодоносный и великолепный сад. Сердце того несчастного терзается в горьком ужасе и страхе. А этот счастливый в сладкой боязни наблюдает удивительные явления, с любовью познавая их и извлекая полезный урок. Кроме того, тот несчастный мучается в дикости, отчаянии и одиночестве. А этот счастливый наслаждается в общении, надежде и ожидании. Тот несчастный чувствует себя в положении какого-то узника, подверженного нападению свирепых зверей. А этот счастливый- некий дорогой гость, который гостит у Щедрого Хозяина и шутит с Его необычными слугами, видя в них друзей. Кроме того, тот злосчастный, употребляя внешне сладкие, но по сути ядовитые плоды, ускоряет приход своих мук. Ибо те плоды-образцы. Позволение вкусить их имеется, дабы он, желая и добиваясь их оригиналов, стал их покупателем. Разрешения же поглощать их как животное нет. А этот счастливый отведает их, поймет в чем дело и отсрочит их употребление. И будет наслаждаться ожиданием. Тот несчастный извел, истерзал самого себя. Светлую, как день, истину и ясную ситуацию своей недальновидностью обратил для себя в темные и мрачные опасения и воображения, в образ преисподней. И не заслуживает он сочувствия, и не имеет права ни на кого жаловаться.
Например, если человек, который летом, в великолепном саду, среди своих друзей, не довольствуясь настроением за приятным праздничным угощением, опьянив себя скверными дурманящими напитками, вообразив себя среди зверей, зимой, голодным и несчастным, начнет рыдать и причитать -он не будет заслуживать сочувствия. Он изводит самого себя. Принимая друзей своих за зверей, оскорбляет их. Так вот и тот несчастный подобен ему. А этот счастливый увидел истину, а истина прекрасна. С постижением ее красоты он станет почитать совершенство Обладателя Истины. И будет достоин Его милости. Таким образом раскрывается тайна одной из заповедей Корана: "Зло знай от себя, добро - от Аллаха." И если еще сопоставишь другие отличия, подобные данным, то поймешь, что нэфс-и эммарэ первого подготовил ему некий духовный ад. А доброе намерение и благое воззрение, добропорядочность и благое суждение другого брата удостоили его великой милости и благополучия, а также блестящей проницательности и достоинства.
О душа моя и человек, слушающий вместе со мной этот рассказ!
Если не желаешь быть несчастным братом и хочешь стать счастливым, то слушай Коран ч повинуйся его заповедям! И возьмись за него! И действуй по его предписаниям!..
Если ты уразумел истины, имеющиеся в этом сравнительном рассказе, то действительность окружающего нас мира, религии, человека и веры (имана) сможешь приспособить к нему. Необходимое я тебе раскрою, а в тонкостях разберись сам.
Так вот, смотри! Те два брата: один из них - душа богобоязненною и сердце праведного; другой же- душа безбожного и сердце порочного человека. А из тех двух дорог: правая- путь Корана и веры, левая -путь неповиновения Господу и непризнания Божьей милости. Садом же на той дороге является мимолетная общественная жизнь внутри человеческого общества и цивилизации, в которой рядом существуют добро и зло, хорошее и плохое, чистое и грязное. Благоразумен тот, кто будет поступать по правилу:
خُذْ مَا صَفَا دَعْ مَا كَدَرْ
"Возьми хорошее, не тронь плохое."
и уйдет из жизни со спасенным сердцем. А та бескрайняя равнина - это наш мир и вселенная. Тот лев - это гибель и смерть. Колодец же - это тело человека и срок жизни. А те шестьдесят аршинов глубины указываю! на шестьдесят лет, являющихся средней, наиболее вероятной продолжительностью жизни человека. То дерево-это период жизни, основа и средства ее существования. А те две - белая и черная - мыши - это день и ночь. Тем драконом является преддверие Потустороннего мира и путь Берзаха, началом которого является могила- пасть того дракона. Однако для верующего, благочестивого человека эта пасть является некой дверью, открывающейся из темницы в сад. Те зловредные твари - это наши земные беды и невзгоды.
Но для праведного богобоязненного человека они на положении доброго божественного предостережения и благосклонности Милосердного Господа, чтобы не погрузиться в сон беспечности. А плоды на том дереве - это земные блага, которые Великий Милостивый Аллах сотворил в виде некого перечня благ Потустороннего мира - Ахирета, и их вестников, и их подобий, а также в виде образцов райских плодов, приглашающих своих покупателей. И несмотря на единственность этого дерева, оно дает всевозможные разнообразные плоды, что указывает на печать Божественного Могущества и Господства. Дело в том, что "Из одной вещи сотворять все", т.е. из одной земли взращивать все растения и плоды, и из одной воды сотворять всех животных, и из одной простой пищи создавать все органы живого существа; и, вместе с этим, "Все вещи сотворять единой вещью",
т.е. из весьма разнообразной пищи, употребляемой живыми существами, создавать для каждого из них один, свойственный исключительно ему, организм, и ткать однородную ткань (кожу), и прочие искусства, подобные данным, - это уникальная специфическая печать Царя Вечности, являющегося Ахадом(*) (* Ахад - один, единственный. ) и Самадом(*) (* Самад - ни в чем не нуждающийся и в котором все нуждаются.), которая свойственна исключительно Ему и неподдельна. Да, единое сотворять всем и все сотворять единым - это некое знамение, некий знак, характерный исключительно Создателю всех вещей и Могущественному над всякой вещью. А той загадкой является сокровенный смысл сотворения, раскрывающийся секретом имана. А тот ключ - это
يَا اَللّهُ لآَ اِلهَ اِلاَّ اللّهْ اَللّهُ لآَ اِلهَ اِلاَّ هُوَ اْلحَىُّ الْقَيُّومُ
"0 Аллах! Нет божества, кроме Аллаха."
Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий! (Коран, 3:1)
А превращение же пасти того дракона во врата сада указывает на следующее:
Хотя смерть и является для заблудших и безбожных некой дверью, в ужасе ч забвении открывающейся в могилу, гнетущую, как темница, и тесную, как чрево дракона, для последователей Корана и людей веры она является некими вратами. раскрывающимися т темницы сего мира в сады вечности, из арены испытаний- в райские сады, от тягот сей жизни- к милости Милосердного. А также обращение того свирепого льва в приветливого слугу и становление его неким послушным конем указывает, что несмотря на то. что смерть для заблудших - это горькая вечная разлука со всеми своими любимыми и близкими и, кроме того, в страхе и одиночестве арест и заточение в темницу могилы с изгнанием из своего мнимого земного рая, для людей пути истины и последователей Корана это - возможность для воссоединения с ушедшими в мир иной их старыми друзьями и близкими. А также способ для вступления на их подлинную родину и на вечные земли блаженства. А также некое приглашение войти в райские сады, покинув темницу сего мира. И некая очередь получения от божьей милости и щедрости Милостивого, Милосердного Аллаха вознаграждения, соответствующего своему служению. И некое освобождение от бремени прижизненных обязанностей. А также некое освобождение от учений и предписаний экзамена жизни и поклонения Всевышнему...
даже если он внешне будет жить в некем раю, духовно он будет в аду. А тот же, кто серьезно устремлен к вечной жизни, достигнет счастья в обоих мирах. Насколько бы трудной и горькой не была его жизнь, по тон причине, что он рассматривает ч осознает этот мир в качестве зала ожидания Рая, найдет его прекрасным, выдержит все его тяготы и в терпении будет благодарить Всевышнего...