Azamat_SPbМарат МАНКИЕВ
Не подведенные итоги Кавказской войны и Олимпиада-2014 в Сочи
От бурцев.ру.Статья Марата Манкиева о "черкесском вопросе" появилась еще в прошлом году, но ее актуальность будет только расти по мере приближения Олимпийских игр в Сочи. Поэтому ее полезно опубликовать у нас, тем более, что по теме она имеет непосредственное отношение к деятельности антироссийского альянса спецслужб под ширмой агенства Фар Вест, ЛЛЦ и интернет-издания Форум.мск.ру . Главный редактор этого издания, бывший офицер ГРУ ГШ МО Антон Суриков, адыгей по-национальности, является теневым лидером т.н. ?Черкесского конгресса?--подрывной антироссийской организации, пользующейся поддержкой спецслужб США, Турции и Великобритании. Манкиев пишет об этом организме в своей статье. По некоторым данным Суриков?его родовое имя Мансур Натхоев?недавно стал раисом (начальником) Мухабарата (комитета безопасности) Черкесского конгресса, который базируется в Дубае, там же, где и штаб-квартира Фар Вест ЛЛЦ. Если эта информация верна, это может означать, что вслед за операцией ЦРУ на Тибете готовится новый раунд в стратегии напряженности на российском Кавказе. Подробнее о роли Сурикова-Натхоева и его друзей-фарвестовцев в Большой игре против России можно узнать из книги А. Баумгартена ?Третья Барбаросса?
http://left.ru/2007/11/baumgarten163.phtml и многочисленных статей на странице исследовательской группы бурцев.ру
http://left.ru/burtsev/index.html .
* * *
Кавказская война 1818-1864 годов с равным ожесточением шла и на Северо-Восточном, и Северо-Западном Кавказе. На Северо-Восточном Кавказе она обрела формы ?кавказского мюридизма?, опираясь на радикальную интерпретацию концепции ?джихада?, или ?газавата? (священной войны правоверных против неверных), и формально закончилась в 1859 г. в связи с пленением легендарного дагестанского имама Шамиля. Однако на Северо-Западном Кавказе, населенном преимущественно многочисленными адыгскими племенами, сопротивление горцев не носило характера ?газавата?, а базировалось, в основном, на связях этнической солидарности. Принято считать, что Кавказская война была завершена именно на Северо-Западном Кавказе, а ее последний выстрел прозвучал 21 мая 1864 г. на территории нынешней Красной Поляны (Краснодарский край), где планируется проведение Олимпийских игр 2014 года.
В то время Северо-Западный был населен, главным образом, адыгскими племенами и близкими к ним абазинами и абхазами. Итогом Кавказской войны и последовавшего ?мухаджирства? (эмиграции) северокавказцев, прежде всего адыгов (преимущественно в Турцию), стало резкое сокращение в регионе численности всего адыгского суперэтноса, а также практическое исчезновение здесь некоторых адыгских субэтнических групп - абадзехов, бжедугов, натухайцев, убыхов и др. Убыхи жили между реками Шахе и Хамыш, Шапсухо и Мдзымта, Псезуапсе и Саше. На западе они граничили с землями натухайцев, на северо-западе - с шапсугами, на севере - с абадзехами, на юге и юго-востоке - с абхазами1. Иными словами, убыхи заселяли территорию, на которой планируется проведение Олимпийских игр 2014 года .
Развал Советского Союза привел к этнизации общественно-политической жизни на части территории РФ. Особенно это характерно для северокавказских республик, в том числе Северо-Западного Кавказа. Здесь в конце 80-х ? начале 90-х гг. стали возникать многочисленные политические партии и общественные организации, большая часть которых образована по этническому признаку. Среди них - ?Адыгэ Хасэ? (Адыгея), ?Адыгский национальный конгресс? и ?Конгресс кабардинского народа? (Кабардино-Балкария), филиал ?Адыгского национального конгресса? (Карачаево-Черкесия), ?Хасэ шапсугского народа? (Краснодарский край) и др. Одновременно влиятельными политическими субъектами постепенно становились религиозные и культурно-просветительские организации. В последние годы здесь сформировались радикальные мусульманские структуры ? так называемые ?молодежные джамааты?, представляющие собой, по сути, сетевые структуры террористического движения, прикрывающегося исламом.
Родственные адыгские народы (адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги) и близкие к ним абазины и абхазы оказались разобщенными административными границами субъектов Российской Федерации (Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Краснодарский край) и межгосударственной границей (Абхазия). В начале 90-х годов это привело к реанимированию идеолого-политического конструкта ?Великой Черкесии?, подразумевающей территориально-политическое единение всех адыгов Северо-Западного Кавказа. Одновременно в результате мухаджирства за рубежом образовалась влиятельная диаспора адыгов. В 1992 г. на этой основе была создана ?Международная Черкесская Ассоциация? (МЧА), поставившая в качестве основных целей активное возвращение на историческую родину зарубежных соотечественников, а также сохранение языка, культуры, обычаев, традиций народа, поддержание связей с зарубежными адыгами.
Этноэтатизм всегда создает собственную идеологию, обосновывающую властные притязания групп, взявших его на вооружение. С конца 80-х гг. ХХ в. стали появляться огромные пласты псевдонаучных ?исследований?, выдвигающих идеи ?возрожденчества?, обретения ?корней?, восхождения к истокам. Их инициаторами выступали и выступают идеологи и практики различных этнонациональных и исламистских движений Северного Кавказа. В результате сегодня мы являемся свидетелями вовсе не мифического, но реального возрождения абречества, а также непотистских (родственно-кумовских) связей, различного рода ограничений для ?не своего? по крови бизнеса, требований депортации со ?своей земли? чужаков, образования ?исламского халифата? и т.д.
В конце 80-х ? начале 90-х гг. националистические идеи усилиями, прежде всего, ?коренных? ученых национальных республик Северного Кавказа были закреплены в материалах научных конференций, семинаров, круглых столов по различным региональным проблемам. Именно тогда зародились различные северокавказские мифы, были внедрены антинаучные (и антироссийские) термины ?русско-кавказская война?, ?геноцид северокавказских народов? и т.п. Одновременно эти темы были актуализированы средствами массовой информации. В этот же период националистические идеи из научных изданий и СМИ плавно перекочевали в школьные учебники по истории практически всех республик. Так, в изданных несколько лет назад в Республике Адыгея учебниках истории для 5-9 классов просматривается ярый ?адыгоцентризм?, нежелание считаться с традиционной полиэтничностью, с историей региона. Название серии учебников, по мнению экспертов, маскирует очевидную подмену ?истории Адыгеи? историей адыгейцев и их возвеличиваемых предков. Аналогичные издания имеются и в других республиках Северного Кавказа.
В результате возникают новые, идеологически все более агрессивные националистические организации, среди которых особо следует отметить ?Черкесский конгресс?, учрежденный несколько лет назад в Адыгее. Заявленная цель Конгресса - содействие развитию национальных обычаев, поддержка членов движения, возрождение культуры адыгов. Однако реальные дела не очень соответствуют этим внешне благозвучным и благородным задачам.
Особенно активизировалась деятельность Конгресса в 2006 году, когда активно обсуждался вопрос об укрупнении Краснодарского края за счет вхождения в его состав Адыгеи. Неуклюже поставленный федеральным центром вопрос об объединении Адыгеи и Краснодарского края привел к радикализации адыгейского национального движения, в частности, к усилению влияния того же ?Черкесского конгресса?. Сегодня это движение мобилизует националистически настроенные силы, выдвигающие лозунги сохранения за Адыгеей статуса республики, признания ?геноцида? адыгов в Кавказской войне, права на репатриацию диаспоры и возвращения территорий под эту репатриацию (так называемая ?деколонизация? адыгских земель). Мобилизованы зарубежные черкесские организации, создан ?Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея?, состоящий из граждан Израиля, Иордании, Турции, США, Канады и стран Евросоюза (руководитель ? Харун Тхаухо, гражданин Израиля). Этот комитет организует за рубежом шумные информационные акции, плодит мифы об ?имперской политике? России на Северном Кавказе, о подавлении государственности адыгов, самоопределившихся в рамках Республики Адыгея. Через диаспору осуществляется выход на международные структуры. Так, было отправлено обращение в Страсбург с просьбой поддержать право адыгов на самоопределение, получен и формальный ответ из Совета Европы.
В случае реализации ?московского проекта? объединения Адыгеи и Краснодарского края представители Конгресса не исключают даже возможности развязывания на Северо-Западном Кавказе ?войны?. Из уст заместителя председателя ?Черкесского Конгресса? Заура Дзеукожева не так давно прозвучала угроза: ?...в Адыгее появятся и очень громко заявят о себе другие люди, которые уже активно действуют во многих других кавказских республиках и которые настроены не на компромисс, а на противостояние. Эти люди будут не говорить, а стрелять... назовем это национально-освободительным движением...? 2.
Сама организация (?Черкесский конгресс?) пока немногочисленна, но риторика лидеров становится более требовательной. Базируясь на территории Адыгеи, организация имеет свои отделения также в Кабардино-Балкарии и в Карачаево-Черкесии. Требование объединения этих трех республик в рамках политики ?укрупнения регионов? ? еще одно идеолого-пропагандистское клише лидеров ?Черкесского конгресса?.
Накануне и сразу после принятия Международным олимпийским комитетом решения о проведении Олимпиады-2014 в Сочи радикально-националистический ?Черкесский конгресс? и родственные ей организации в унисон заговорили о невозможности реализации этого решения, шумно заявляя, что Олимпийские игры не могут проводиться на ?костях? народа, подвергшегося ?геноциду?.
Кавказская война XIX века, действительно, носила ожесточенный характер, и обе стороны ? русские и горцы ? демонстрировали в ней храбрость, героизм, стойкость и отвагу. Много погибло в этой войне и русских, в том числе каз