Расширенный поиск
19 Октября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
Страницы: 1
"Песня слагается в Карачае, а поется в Балкарии", О народной песне и народных сказителях
 
«ПЕСНЯ СЛАГАЕТСЯ В КАРАЧАЕ, А ПОЕТСЯ В БАЛКАРИИ»
Величие любого народа – в наследии прошлого и в уровне его современной культуры. У карачаево-балкарского народа, как и у других народов, богатые традиции во всех видах искусства: устно-поэтическом творчестве, хореографии, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре…
Народная песня, как один из жанров устного народного творчества, имеет глубокие корни и свои традиции. Горцы с незапамятных времен владели искусством слагать и петь песни, воспринимать на слух мелодии и запоминать их. Среди них встречаются произведения самого разного характера – героические поэмы о древних богатырях- нартах, эпические песни о подвигах и мужестве героев, об их жизни и гибели.
Один из просвещеннейших людей своего времени, владеющий несколькими языками, глубоко разбирающийся в вопросах изобразительного и музыкального искусства, литературы Ислам Крымшамхалов (1864-1910) придавал большое значение устному народному творчеству. Он в своих дневниках писал: «Нартский фольклор – это фундамент, с которого начинается горский стиль… Фольклор – это образ народа, его душа. В нем хранится все лучшее и вечное. Народный символ прекрасного никогда не стареет».
Действительно, в народной песне выражена душа народа, его любовь и боль, история и память, разум и дарование, радость и печаль. Это сокровище, которое никогда не потеряет волшебства. Народ в неё вкладывал свой талант. И сегодня, переходя из уст в уста, от поколения к поколению народные песни, как писал Яннис Ставридис, «…возбуждают такой же трепет и волнение, как и великие явления природы – восход солнца, гром и молния, первая зелень весны, жизнь и смерть: в них в них открывается чудо человеческой природы, чудо совместной жизни людей, её глубочайшие закономерности».
Народная песня… Она прошла через сердца многих поколений, и остались в наследство живым. В них стремление к счастью и боль души. Любовь к ней, как показывает время, не только не угасает, а все больше и больше вызывает восхищение и удивление. Поэтому их исполняли и на свадьбах, и во время обычных застолий, их пастухи пели на пастбищах, путники в дороге, девушки за рукодельем, матери у колыбели.
В карачаево-балкарской народной песне значительное место занимают лирика, охотничьи, бытовые, трудовые, шуточные и колыбельные песни. Они, освещенные светом народной души, светом его надежды, призывают нас быть добрыми, благородными, щедрыми, верными в дружбе и любви. Учат быть преданными отчей земле, родному очагу, быть отважными в борьбе с врагами. В них величие и красота наших гор.
Еще Аристотель писал, что «музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души… она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Об этом нужно всегда помнить.
***

Знакомясь с замечательными произведениями устного народного творчества, мало кто задумывается об огромной подвижнической работе собирателей и исполнителей.
Как говорил Н.Г. Чернышевский: «…посвящать свою жизнь собиранию песен – прекрасный подвиг». В Карачае и Балкарии таких людей было немало. Как правило, все певцы-сказители этому предавали большое значение. Среди них, чьи имена навсегда остались в памяти народа, можно назвать Касбота Кочкарова (1840- 1940), Аппу Джанибекова (1860-1934), Ёрюзмека Меккяева (умер 1940), Махамета Лайпанова (!884-1945), Муссу Магуллаева (1980-1946), Муссу Байчорова /в народе – Капруч улу/ (1890-1974), Харшима Хубиева (1886-1944), Курманбия Канаматова (1912-1942), Магомета Хубиева (1929-1989) и многих других.
О некоторых из них хочется рассказать отдельно.
КАСБОТ КОЧКАРОВ, поэт и певец, чье творчество значительно повлияло на развитие художественной мысли карачаевцев и балкарцев, чьи песни стали народными при его жизни. И не удивительно, что в настоящее время многие не знают, что известные народные песни «Къанамат», «Дебош», «Гапалау», «Сандырак» принадлежат его перу. Он сочинял историко-героические, бытовые, лирические песни и поэмы. В «Песне о Канамате», как известно, рассказывается об отважном рыцаре гор, благородном и храбром защитнике бедных.
Песня о Канамат трагична и мужественна. Ее поэтическую мощь не передать в переводе на другой язык. Её нужно слушать в оригинале.
Къасбот, знаменитый в Карачае народный поэт, автор лирических поэм «Айджаякъ» и «Хорасан», вместе с тем был одним из талантливых певцов-популяризаторов народной песни. Он исполнял старинные обрядовые песни «Благопожелания», охотничьи «Апсаты», «Бийнёгер», трудовые и бытовые песни «Эрирей», «Долай», историко-героические «Ачей улу Ачемез, «Татаркан», «Джандар», песни о любви «Зарият», «Кемисхан», «Акъбийче и Рамазан», сатирические песни. «На протяжении почти целого века Касбот славился по всему Карачаю, как замечательный исполнитель старинных народных песен, как лучший народный певец. За долгую жизнь он создал много произведений», - писал о нем Эфенди Капиев 1940 году.
В 1939 году (в 105 лет!) Касбот в составе ансамбля Зеленчукского района участвовал в областной олимпиаде песни и танца Карачаевской Автономной области, пел песни, читал стихи в доме культуры г. Микоян-Шахаре (ныне г. Карачаевск). «Во время олимпиады он учил солистов областного ансамбля таким старинным танцам, как «Алтыэжиу» (шестиголосие), «Ийген тепсеу» (Круговой коллективный танец), «Джезокъа» («Медный галун» - парный танец, выводящий рисунки), «Абезек» («Приложение ладони»), «Къапатейна» (парный танец-пляска), «Сандыракъ» («Бредовая пляска» - одиночный танец), «Чопа» (древняя хороводная пляска), «Кешеуек» («Скрешение ног» - коллективный танец), «Аякъ къакъгъан» («топанье ногой» - коллективный танец), «Джангыз» (одиночная пляска), «Истемей» («Пляска» - парная и коллективная), «Тюз тепсеу» («Плавный танец» - парный и коллективный), «Юч атлам» («Три шага» - парный коллективный танец), - писал профессор Магомет Хабичев в своей книге «Касбот Кочкаров – старейшина народных певцов (Черкесск, 1986).
Касбот Кочкаров (в народе – Багъыр улу Касбот) родился 10 ноября 1834 году в Учкулане. Прожив 106 лет, умер 24 декабря 1940 году. Пожалуй, в истории мировой литературы самым пожилым певцом-долгожителем был Касбот Кочкаров.
АППА ДЖАНИБЕКОВ (в народе – Къалай улу Аппа) удивлял не только своим талантом, но и как личность, преодолевшая такие трудности, которые люди в его положении редко могли осилить! Для своего времени творчество и личность Джанибекова имели несравненно большее значение, чем деятельность его современников-соотечественников. Его острому слову, его сатирическим песням, памфлетам не было преграды. Это один из ярких людей, когда-либо живших в Карачае.
Острослов и балагур, он за свои сатирические песни расплатился свободой – был сослан в Сибирь и там, на рудниках, провел долгих четыре года. Но он не отчаивался – в письме Исламу Крымшамхалову он с иронией писал: «За меня не волнуйтесь, у меня все хорошо. Мой покой бережет охрана, а царь позаботился о том, чтобы не забыли дать мне хлеб и работу. Берегите себя, за вас боюсь я очень – вы же на свободе».
Он, бесстрашный защитник бедных, был певцом-странником. Его жизнь проходила на седле. Все, что он имел и прекрасно владел, было сатирическое слово и верный конь, на котором он объезжал Карачай вдоль и поперек. Его песни-экспромты многих заставляли трепетать.
Народ певца-импровизатора очень любил. Где бы он не появлялся, везде ему были рады простые люди. Однажды спетая им песня, подхватывалась другими и продолжала жить, приводя одних в восторг, а для других становилась клеймом позора. Поэтому его любили и боялись, уважали и сторонились. Многие его высказывания стали пословицами, а песни – народными.
Аппа Джанибеков родился в старинном ауле Учкулане 1864 году, умер 1934 в карачаевском селе Кызыл-Покун.
ЁРЮЗМЕК МЕККЯЕВ. О личной судьбе народного певца Меккя улу Ёрюзмека, так его звали в народе (настоящая фамилия неизвестна) очень мало сведений. Бытует мнение, что он был родом из Балкарии. Но всю сознательную жизнь он прожил в Большом Карачае, в ауле Учкулан. Он славился не только как талантливый исполнитель народных песен, но и как мастер каменной кладки, что высоко ценился в горах.
В предисловии к книге «Старинные карачаевские песни» (Составители Х. О. Лайпанов и М. А. Дудов), изданном в Микоян Шахаре в 1940 году, обозначено, что песни, вошедшие в этот сборник, в основном записаны у Ёрюзмека Меккяева. Певец не только исполнял много старинных песен, но и знал истории создания этих песен.
Сам он сочинял лирические песни – ийнары. Его любимыми слушателями были молодые женщины и девушки, которые порой глумились, смеялись над его слабостями, устраивали ему всякие козни, разыгрывали его.
У певца не было своей семьи.
А когда он умер, женщины изъявили желание самим нести его тело до кладбища, в знак большой любви и признания своей вины перед этим талантливым певцом. Может быть, другого такого случая, не только у горских народов, история не знает
Ёрюзмек Меккяев умер 1940 году в Учкулане.

АБУГАЛИЙ УЗДЕНОВ. Он с ранних лет проникся глубокой любовью к произведениям устного народного творчества: нартскому эпосу, сказкам, легендам, старинным песням, песням трагическим (кюу), лирическим (ийнар), шуточным (чам), сатирическим (самаркъау). Знал их и мастерски исполнял.
«В старину не была горца, который не сочинял бы, не исполнял бы, не знал бы песни», - утверждал талантливый джырчы Абугалий Узденов. Он был талантливым исполнителем и пропагандистом старинных песен. Был мастером устного рассказа.
Он не только пел старинные песни, он и сам сочинил много интересных песен. Его песня о переселении «Ой, Кавказские горы» («Ай, Кавказ таула») является одним из самых популярных и исполняемых в народе до сих пор.
Узденов Абугалий родился в 1897 году в горном ауле Джазлык Большого Карачая. Умер 25-го февраля 1992 года в селе Сарытюз в 95 лет от роду.
КУРМАНБИЙ КАНАМАТОВ. Он был талантливым импровизатором, поэтом-песенником, одним из одаренных людей своего времени.
Творчество Курманбий Адежеевича - светлое, жизнеутверждающее, искреннее. Он был певцом любви. Его песни «Кулина» и «Шерифала» сделали имя поэта бессмертным.
«Кулина» - эта имя девушки, возлюбленной певца, ради которой ему пришлось преодолеть много преград. Но, в конце концов, он сумел свою судьбу соединить с любимой девушкой, хотя не надолго – началась Великая Отечественная война, и поэт ушел на фронт.
Эта лирическая песня долгое время считалась народной, хотя Кулина (Мариям Хатуева) была еще жива. Без ложной скромности позволю себе сказать, что автор этих строк (в начале 90-х годов прошлого века) приложила немало усилий, чтобы песню «вернуть» её создателю. «Кулина» очень любима в народе и давно живет своей жизнью – имеет около 10-ти вариантов. В исполнении незабвенного Омара Отарова мы знаем один из вариантов этой песни. В Карачае ее по-другому исполнял тоже талантливый поэт и певец Сапар Бабоев. Вариант, записанный мной, ценен тем, что её мне продиктовала сама «Кулина» (82-летняя Мариям Хатуева).
Вторая песня Канаматова, о которой хочется сказать несколько слов, это - «Шерифала». Она названа именем девушки, но во множественном числе. Этим именем он называл всех девушек аула Нижняя Мара и посвятил каждой из них по одному или по два куплета. Талантливый поэт, не повторяясь, создавал словесные портреты девушек своего родного аула, с тонким юмором и безграничной нежностью повествуя о каждой. И в конце песни он просит прощения у тех, о ком не вспомнил. Эта довольно длинная и красивая песня с оригинальной мелодией.
Курманбий Канаматов родился 5-го апреля 1912 года в горном селении Нижняя Мара. 1942 году погиб на фронте, в 30-летнем возрасте.
МАГОМЕТ (АЛАН) ХУБИЕВ. Он был писателем, фольклористом, литературоведом и педагогом, неутомимым и вдумчивым собирателем лирики безымянных поэтов. Сбору и исследованию народных песен он отдал 16 лет жизни. Им было собрано 1 200 песенных текстов. Это – 8400 куплетов, или 33600 строк. Он писал и о судьбах некоторых создателей песен, собрал более восьмисот пословиц и поговорок карачаево-балкарского народа, написал очерк «О карачаево-балкарских песнях дооктябрьского периода».
«Горец никогда не ждал какой-нибудь причины для пения, - писал Хубиев, - его не огорчало и отсутствие слушателей. Он пел, отправляясь на охоту; пел, идя за отарой овец, ехал по едва заметной тропинке на скакуне или по ущелью на двухколесной арбе, запряженной волами – он пел...»
В своем очерке ученый Магомет Хубиев рассказывал об историческом пути карачаевцев и балкарцев, их фольклоре и песнях: обрядовых, нартских, абреческих, батрацких, шуточных, детских и других.
Магомет был известен и как исполнитель народных песен. В его репертуаре их было более ста. Был случай, когда Кайсын Кулиев гостил в Карачае. И пока они ехали из Теберды в Карачаевск, по просьбе великого поэта из Балкарии народную песню «Орусбийлары» Магомет исполнил 17 раз. Старинные песни он очень искусно исполнял, порой аккомпанируя себе сам на каком-нибудь музыкальном инструменте. Он хорошо играл на мандолине, банжо и скрипке. Поэтому поэт Азамат Суюнчев любил его называть - «человек-оркестр».
Магомет Хубиев родился 15 апреля 1929 года в горном селении Верхняя Теберда. Умер 17 августа 1987 года в городе Карачаевске.
Фатима Байрамукова,
народный поэт КЧР.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный