искусство исламского мира

janet 25.01.2016 01:21:07
Сообщений: 11878

4 0

как ни крути живем по большей части в среде Западной цивилизации. пора бы уже приобщиться и к Восточной))
приглашаю всех любителей и знатоков, тащите все, что вас восхищает, все что подходит по теме. будем смотреть, слушать, разбирать))
от архитектуры до кино, без ограничений.

Ответы

janet 27.01.2016 22:43:27
Сообщений: 11878
Автор, стихи Хаяма разъясняют нам мироустройство, и одновременно примиряют нас с ним и с самими собой.
он не революционер, а созерцатель.

Цитата
Azamat пишет:
janet,
Почему именно Востока , а не Ислама: многое, что здесь уже есть и будет добавлено позднее форумчанами к исламу относится лишь номинально. Но хозяин(ка) - барин))
потому что "под прицелом" Ислам, рассматриваем, пытаемся понять философию...
мне не интересно поговорить на тему прекрасного восточного искусства.. у меня узкий, конкретный интерес.
близкое, доисламское есть, но думаю, мы разберемся, что основное.
Katik 27.01.2016 22:43:38
Сообщений: 6663
Цитата
janet пишет:
Цитата
Katik пишет:
Недавно делал нож для одного родственника по его просьбе. В творческом поиске в Инете нашел много интересных арабских клинков - настоящие шедевры - произведения искусства!)
красота!
только не говори, что ты еще и кузнец?))))
Нет не кузнец)) Токарь)) Полгода между школой и армией и потом между армией и универом я работал токарем на заводе)) А кузнецом у нас был мой одноклассник, который делал ножи на продажу. Он меня и научил))

Лучше орел в небе, чем попугай под каблуком!
Гъость [в_шкафу] 27.01.2016 22:45:57
Сообщений: 9017

1 0

Цитата
Katik пишет:
Недавно делал нож

Цитата
janet пишет:
только не говори, что ты еще и кузнец?))))
Смотри, что он натворил, этот кузнец своего счастья))))))))))))

Гъость [в_шкафу] 27.01.2016 22:48:13
Сообщений: 9017
janet, т.е. токарь своего счастья)))
Katik 27.01.2016 22:49:07
Сообщений: 6663
Цитата
Гъость [в_шкафу] пишет:
Цитата
Katik пишет:
Недавно делал нож

Цитата
janet пишет:
только не говори, что ты еще и кузнец?))))
Смотри, что он натворил, этот кузнец своего счастья))))))))))))
)))))))))))))))) Ой, не могу!!!)))) :lol:

Лучше орел в небе, чем попугай под каблуком!
janet 27.01.2016 22:55:40
Сообщений: 11878
Цитата
Katik пишет:
Нет не кузнец)) Токарь)) Полгода между школой и армией и потом между армией и универом я работал токарем на заводе)) А кузнецом у нас был мой одноклассник, который делал ножи на продажу. Он меня и научил))
ничего себе)) сплошные таланты))
и сталь "вырезаешь", и ручку?)

Цитата
Гъость [в_шкафу] пишет:
Смотри, что он натворил, этот кузнец своего счастья))))))))))))

так ты и есть тот самый родственник?)
Изменено: janet - 27.01.2016 23:01:42
Гъость [в_шкафу] 27.01.2016 22:55:48
Сообщений: 9017
Цитата
Katik пишет:
)))))))))))))))) Ой, не могу!!!))))


))))))))) :lol:
Katik 27.01.2016 23:02:11
Сообщений: 6663
Цитата
janet пишет:
Цитата
Katik пишет:
Цитата
janet пишет:
Цитата
Katik пишет:
Недавно делал нож для одного родственника по его просьбе. В творческом поиске в Инете нашел много интересных арабских клинков - настоящие шедевры - произведения искусства!)
красота!
только не говори, что ты еще и кузнец?))))
Нет не кузнец)) Токарь)) Полгода между школой и армией и потом между армией и универом я работал токарем на заводе)) А кузнецом у нас был мой одноклассник, который делал ножи на продажу. Он меня и научил))
ничего себе)) сплошные таланты))
и сталь "вырезаешь", и ручку?)
Это не так сложно, как кажется)) Особых талантов не требуется. После 3-4 попытки начинают получаться вполне приличные ножи - и сталь, и ручка)) Главное, не торопиться))


Цитата
Гъость [в_шкафу] пишет:
Цитата
Katik пишет:
)))))))))))))))) Ой, не могу!!!))))


))))))))) :lol:
Действительно, шутка была шедевральная!))))

Лучше орел в небе, чем попугай под каблуком!
Гъость [в_шкафу] 27.01.2016 23:07:04
Сообщений: 9017
Цитата
janet пишет:
так ты и есть тот самый родственник?)))))
Да, он мой внучатый племянник)))) Вырастил вот аболтуса на свою голову)))))
Фантомас 28.01.2016 00:36:06
Сообщений: 659
[img]undefined[/img]



Джамбия — йеменский самородок
Джамбия: йеменский кинжал с загнутым клинком
Джамбия, которую, порой, именуют «бабушкой» арабской сабли, — это кинжал с характерным загнутым, широким и обоюдоострым клинком. Его носят на ремне или поясе чуть сбоку. Такое традиционное ношения и дало название этому типу холодного оружия. По-арабски jamb означает «бок«.
Значение джамбии
История кинжала насчитывает много тысячелетий. Она служила и для военных, и для хозяйственных целей. Древние арабские поэты и певцы воспевали джамбию в своих неумирающих строках. Многие древнейшие представители вида сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях.


Джамбия

Обладание настоящей джамбией на Востоке и сегодня считается почетным. Повышенная плотность джамбий на душу населения по-прежнему приходится на Северный Йемен. Здесь даже дети владеют этим холодным оружием и носят его на поясе. Сегодня это, скорее, признак статуса, высокого положения владельца и мужское самоутверждение. По прямому назначению их сегодня практически не используют.
Настоящие джамбии очень дороги. У состоятельных йеменцев таких кинжалов обычно бывает несколько. В коллекции обязательно представлены и повседневные и парадные клинки. Ножны богато украшают. Самые ценные изделия продают обычно в комплектах с аналогично украшенными поясами, чтобы не стыдно было посетить друзей, родных или отправиться на праздник. По рукоятке и поясу не сложно составить мнение о социальном статусе владельца.
Антикварные джамбии свято хранят и передают по наследству. Они являются в Йемене и соседних странах символом рода-племени. Стать наследником такого символа очень почетно. Влиятельные йеменцы с джамбиями не расстаются, даже приходя в государственные учреждения, где принято давать оружие охране при входе.
Аналоги джамбии и техника владения клинком
Считается, что джамбия имеет йеменские корни. Возможный родственник — турецкий ятаган — кривая сабля. С его помощью аналогичными широкими взмахами можно наносить такие же резаные раны, которые делает джамбия, имеющая большой изгиб клинка.
Похожие на джамбию кинжалы распространились по всей Османской империи. Из Турции она просочилась на Кавказ. Там был свой кинжал, который назвали «бебут«. Он тоже имеет сходство с джамбией, но имеет свои корни.


Кинжал джамбия


Джамбия


В ножнах

Благодаря своим широким возможностям в бою, джамбия всегда признавалась наиболее эффективным типом холодного оружия при общей простоте техники удара. Быть может, поэтому она и сохранилась в веках. Помимо режущих ран, с помощью джамбии наносятся колющие удары снизу вверх.
Если поменять хват рукоятки, то аналогичные удары можно наносить и в обратном направлении. Высокую пробивную силу острию придает его ориентированность по направлению кругового движения руки воина.
Действия ятагана всем известно. Джамбия вонзается в тело таким же образом и действует в ране своей верхней вогнутой кромкой. Еще один удар, который наносят джамбией, — рубящий. Для этого требуется сильный взмах. Воин, отлично владеющий таким клинком, способен с его помощью раздробить кости противника.
В ближнем бою особенно удобен малый размер клинка. Он позволяет орудовать даже в толпе, свободно нанося удары, меняя руку. Джамбию можно смело называть наиболее совершенным типом кинжала при ее убойной эффективности.
Строение джамбии
В своей конструкции йеменская джамбия и ее аналоги имеют:
  1. рукоятку,
  2. широкое, обоюдоострое, сильно изогнутое лезвие,
  3. ножны.
Клинок изготавливается из знаменитой дамасской стали, аналогично дамасскому булату. Фактически он воспроизводит форму природного оружия, т.е. похож на клык или коготь животного. Его наделяют ребром жесткости и затачивают до остроты бритвы. Гарды нет, благодаря его широкому основанию. Ножны для джамбии изготавливаются из дорогостоящих материалов и богато украшаются. Сами ножны выполняются с загнутым концом. Загиб выполняется со последней трети длины клинка и может доходить до полукруглой формы, почти под 180 градусов.


Джамбия с ножнами


Джамбия


Отделка от ЗЛАТОУСТА

Выбору материала для рукоятки уделяют особое внимание, ведь по нему будут определять состоятельность владельца. Самым престижным считается рукоятка из рога носорога. Он особым образом затемняется с течением времени и приобретает оттенки перламутра. Правда, до этого момента должно пройти несколько веков. По стоимости такая рукоятка одна потянет на полторы тысячи долларов.


Джамбия на поясе

Очень дорогой тип рукоятки называют saifani. Она имеет матовую поверхность желтоватого цвета. С течением времени она становится прозрачнее и желтее. У нее появляется особое имя — hayat saifani, что означает «сердце меча«. На следующем этапе старения у нее появляется зеленоватый оттенок, и ее начинают именовать asadi, но и на этом изменения не заканчиваются. Zaraf имя рукоятки с бледно-желтым оттенком, и, наконец, albasali, самый древний возраст, когда рукоятка отличается практически белым цветом.
Безусловно, описанные выше джамбии стоят от 10 до 50 тысяч долларов и по карману только очень солидным, богатым представителям элиты и бизнеса. Для людей попроще делают рукоятки из слоновой кости и костей других животных.
Ножны традиционно выполняют из особого сорта дерева. Они не крепятся на ремне из дубленой кожи или плотной ткани, а просто закладываются за него. Иногда ее носят в ножнах на шее.
Изготовить джамбию в домашних условиях вряд ли получится. Купить ее можно в любых странах Востока, однако, настоящую, безусловно, лучше приобретать в Йемене. При покупке необходимо требовать сертификат, выданный официальными органами. В России джамбия причислена к виду холодного оружия, так что даже ввести ее без сертификата не удастся. При регистрации джамбии также потребуют официальный сертификат.
Джамбия вряд ли покинет свой пьедестал и навсегда останется национальной гордостью многих народов, прежде всего, жителей Северного Йемена. Ее и сегодня продолжают воспевать в стихах и песнях, а воины, которые используют ее как оружие, даже модернизируют джамбию, применяя новейшие технологии.


http://spiculo.ru/news/dzhambiya-jemenskij-samorodok.html
Изменено: Фантомас - 28.01.2016 00:36:58
Сахадин 28.01.2016 03:13:50
Сообщений: 5401
Цитата
Автор пишет:
Но есть и такие которые иначе как аморальными нельзя назвать ))
Автор, Неужели я зря проливал кровь за Хаяма на фронтах Эльбы,)) следы еще остались если интересно))
Автор 28.01.2016 12:35:48
8
Изменено: Незнакомец - 06.06.2016 13:34:45
Автор 28.01.2016 12:37:24
9
Изменено: Незнакомец - 06.06.2016 13:35:03
Мерсéдес 28.01.2016 23:47:13
Сообщений: 2158

2 0

Цитата
janet пишет:
а я твою задачку разгадываю))

подобно этой?

мечеть Аладдина в Коньи.

Че-то ты сельчуков недооценила))
В Эдирне вроде более поздние мечети, там уже такой переход к классическому османскому стилю, только основное отличие, из того, что препод рассказывал, это купола. В сельчукской они одинаково большие, и мне это больше понравилось. И цветовая гамма такая приятная, ну, в общем, это очень субъективное восприятие))









Не могу эти купола найти

You don't have a soul. You are a Soul. You have a body. © (C.S. Lewis)

Когда у меня проблемы: или финансовые, или там личные, я вспоминаю, что я молодой здоровый карачаевец)))) и сразу становится так радостно)))) (с)
Маат 29.01.2016 02:14:58
Сообщений: 45
Красивый медленный танец, и не соревнуются кто кого обскачет. После, возможно, икроножные мышцы зудят у парня.

Сахадин 29.01.2016 19:17:24
Сообщений: 5401
Цитата
Автор пишет:
Видимо я пока не дорос до понимания этой мудрости ))

Это поправимо)
http://www.elbrusoid.org/forum/forum183/topic24150/?PAGEN_1=4
janet 29.01.2016 21:02:01
Сообщений: 11878
начиная эту тему я грешным делом думала, что не смотря на то, что в исламе есть запрет на изображение человека и животных, наверняка живопись развивалась, и где-то есть. мне хотелось ее найти. но чем больше я смотрела и читала, тем больше понимала, что не нужно ее искать. верно будет уделить внимание самой сути.

традиции аниконизма (отсутствие икон) глубоки и естественны для ислама. в этом и есть одни из аспектов философии мусульман.
искусство ислама появилось за относительно небольшой промежуток времени, целостное, внутренне не противоречивое, обладающее своей индивидуальностью.
конечно же оно началось со слова, с текста, с Книги. оттуда взяла свое начало и архитектура, и всё изобразительное искусство.
толчком для книжной миниатюры послужили переводы на арабский язык иллюстрированных научных книг по медицине, ботанике, и пр. тексты переводили, а иллюстрации рисовали свои, возможно первыми мастерами были византийцы...


например, «Учение о лекарственных вещах» Диоскорида, одних из первых трудов, переведенных на арабский, и в сопровождении арабской миниатюры.

Поучайщий Диоскорид 1229г.:





специалисты говорят, что на этой миниатюре появился впервые способ прочерчивания одежд белым цветом, символизируя божественный свет (нюр). а еще, что эта и следующие миниатюры, были поворотными работами, которые изменили все мусульманское искусство.







виноград.

по последней работе видно, что мастера миниатюр конечно же понимали, как рисуется предмет в перспективе, в объеме, и изображения людей, это конечно же умышленное сдерживание себя. легко отказываться от того, чего ты не имеешь, а если имеешь мастерство, и умышленно отказывается, это приобретает особую убедительность.
Изменено: janet - 29.01.2016 23:34:44
janet 30.01.2016 01:39:26
Сообщений: 11878

1 0

Цитата
Мерсéдес пишет:
только основное отличие, из того, что препод рассказывал, это купола. В сельчукской они одинаково большие, и мне это больше понравилось.
читала сравнение куполов мечети Айя-София и Голубой мечети.







купол Айя Софии нависает над людьми, и тем самым довлеет , а в Голубой мечети центральный купол упирается на 4 колонны, вроде как не так сильно "давит" на зрителей.

а по мне так оба варианта хороши))

Изменено: janet - 30.01.2016 01:41:03
señorita Zorrita 30.01.2016 01:56:36
Сообщений: 784

2 0

Цитата
janet пишет:
читала сравнение куполов мечети Айя-София и Голубой мечети.

купол Айя Софии нависает над людьми, и тем самым давить, а в Голубой мечети центральный купол упирается на 4 колонны, вроде как не так сильно "давит" на зрителей.

а по мне так оба варианта хороши))

Не в тему, канешн, но очень уж хочется выложить)))

Милорад Павич
ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ


Однажды вечером в Стамбуле перед вечерней молитвой - акшамом - глаза султана, как два черных голубя, опустились на землю неподалеку от Ат-мейдана. Взгляд султана, проникающий сквозь густую мысль, вдруг словно окаменел, и он задумал поставить на этом самом месте Мечеть всех мечетей. Он решил, что мечеть будет иметь шесть минаретов, и разослал в обе стороны своего царства гонцов, чтобы они привели к нему самого лучшего зодчего.



Но гонец, посланный на Запад, столкнулся с непредвиденными трудностями. Самый знаменитый зодчий царства так испугался задания, которое ему предстояло выполнить, что бесследно исчез, а вместо себя выставил какого-то неграмотного серба из Боснии, семья которого, правда, уже в пятом колене исповедовала ислам.
Он прославился, делая надгробные памятники и фонтаны, но посланнику султана не посмели сказать, что это был другой, а не тот, настоящий. Мастер был человек молчаливый, нос у него начинался прямо ото лба и, спускаясь на лицо, мучительным образом раздвигал глаза. За ним следом всегда шли семь лет несчастий, и нельзя было сказать, много ли соли предстоит ему еще съесть.
А хуже всего было то, что даже такой человек согласился безо всякой охоты. Когда он узнал, что надо делать, смех его постарел на один день, и он попросил разрешения до отъезда посоветоваться с муфтием. Они встретились во владениях муфтия, который зажимал в кулаке свою бороду, а на том человеке была рубашка с веревкой вместо ворота. Хоть сейчас на виселицу.
- Ты едешь так далеко, что человек может такую даль только помнить, а оббежать ее вокрг не может, - сказал ему муфтий. - Но запомни одно: кто от себя излечится, тот пропадет.



"Чем мудрей разговор, тем меньше толку", - подумал зодчий и вышел вон.
После встречи муфтий успокоил посланника султана, сказав, что мастер умеет симметрично думать и может в одно и то же время левой рукой поднимать, а правой опускать на землю стакан вина, не пролив при этом ни капли. Не смея возвращаться с пустыми руками, гонец повез в Стамбул того, кто слюной врачует раны, надеясь, что другому гонцу, что поехал на Восток, повезет больше.
Но случилось так, что мастер из Дамаска утонул вместе с кораблем, на котором плыл, и таким образом перед Великим визирем предстал тот единственный, который нашелся. Его спросили, привез ли он с собой какие-нибудь наброски чертежей для предстоящего дела, мастер сунул руку за пазуху и вытащил три веревки, на которых на равном расстоянии друг от друга были завязаны узлы.
- И больше ничего? - удивился визирь.
- Этого хватит, - ответил мастер.
- А как наш господин узнает, какое здание ты собираешься ему строить? - спросил визирь.
Строитель ткнул указательным пальцем в направлении вельможи и сказал:
- Пусть господин покажет пальцем, что он хочет, и я ему это построю.
Говорят, что здесь Великий визирь подумал, что зодчий едва ли понимает, о чем с ним говорят, и что знание турецкого языка не относится к его достоинствам.
- Как господин объяснит тебе, что он хочет, когда ты и понять-то его как следует не сумеешь?
- У мечтателей нет отечества, и сны не знают языков. А Мечеть всех мечетей нашего господина разве не сон?
Понравился план Великому визирю или нет, об этом ничего не известно, только зодчий был приведен к султану Ахмеду, и, к изумлению визиря, султан подвел того к окну и ткнул туда пальцем. Там, в босфорском тумане, в зеленой воде утреннего воздуха, стояла, как в небе, огромная Церковь Церквей, константинопольская Святая София, гордость разрушенного Византийского царства, самый большой храм христианского мира, уже давно превращенный в мечеть.
- Она не должна быть больше, потому что я не больший правитель, чем Юстиниан, который ее построил, но не должна быть и меньше, - сказал султан Ахмед и отпустил мастера, приказав, чтобы работы начались тот же час.



"И у Аллаха этот мир всего лишь первая попытка, - подумал строитель, выходя от султана, - любую вещь на этом свете, для того чтобы она получилась как следует, нужно сделать дважды. - Он разулся и вошел под огромный купол храма Мудрости. - Вопрос в том, - сказал он себе, - как я хочу, чтобы меня похоронили, - пьяным или трезвым...".

Сначала он по мощенным камнем проходам поднялся наверх и с хоров и галерей храма оглядел пространство внизу, похожее на площадь, которая закрывалась девятью дверями. Он обошел верхние галереи, где его встретили мерцающие в темноте глаза тех мозаик, которые еще не облупились. На него смотрели лики Христа и Богородицы, а рядом с ними и поверх них были закреплены кожаные щиты с сурами Корана, которые он не мог прочитать, потому что был неграмотным. Тысяча лампад мерцала в глубине над полом церкви, и человеку показалось, что он видит ночное звездное небо не снизу, как это обычно бывает, а сверху, как Бог.



Он медленно спустился вниз, велел привести себе высокого, самого высокого в Стамбуле, верблюда, и приказал, чтобы десять тысяч строителей собрались в назначенный день возле того места, где проводились бега, и которое здесь называли Ат-мейданом.
С того дня в течение следующих десяти лет он каждое утро шел в Святую Софию и измерял своей веревкой полы и стены, алтарь и клиросы, окна, ризницы, дарохранительницы, галереи с хорам и неф церкви, приделы и притворы, купола и двери. Три узла влево от входа, четыре узла вверх. И всё это передавалось строителям, которые работали на песке рядом с ипподромом по его указаниям и по таким же веревкам с узлами. Если бы он упал с верблюда и умер, если бы его укусил ветер или ужалила змея, никто назавтра не смог бы продолжить строительство. Только он один знал, что уже построено, и только в нем были сокрыты все планы на будущее. Но каждый раз приближаясь к стройке на своем высоком двугорбом верблюде, он сидел спиной к голове животного и не спуская глаз смотрел на Святую Софию, используя даже это время своего удаления от Мудрости для того, чтобы крепко-накрепко запомнить каждую особенность этих огромных стен и фронтонов, которые трудно было окинуть одним взглядом. При этом он думал, что живописцы иногда смотрят не на цветок, который рисуют, а на пустоту, окружающую его, считая, что надо изобразить границы пустоты, а не очертания цветка. Вот и он, удаляясь от Святой Софии и заучивая наизусть каждый ее уголок, каждое ее окно, невольно запечатлел в своей памяти и кусочек неба, повторяющий очертания купола, кусочек, на который один раз взглянешь - и уже никогда не забудешь. Ведь далеко небезразлично, позади какого предмета или существа находится пустота. Пустота - это, по сути дела, болванка, принимающая форму того предмета, который в ней только что находился, пустота беременна предметом, который ее заполнял. Мир вокруг нас и внутри нас полон таких беременных пустот.



Зодчий так старательно упражнял свою зрительную память, что взгляд его створожился и превратился в сгусток, а глаза стали похожими на два камня, выпущенных из пращи. В конце концов он стал не только видеть небо снаружи храма, но и во всех тонкостях запоминать очертания той благоуханной пустоты, которая находилась внутри; в свете лампад она заполняла пространство и держала на себе оболочку стен. И чем глубже он вникал во все детали Святой Софии здесь, рядом с Топкапи-сараем и дворцом султана, тем быстрее там, на берегу, рядом с ипподромом, возводилась величественная, прекрасная мечеть. Мечеть всех мечетей.



Но все-таки что-то не ладилось. Святая София несла в камне мудрость христианского храма, и мечеть, которая вырастала на песке ипподрома, как бы самой своей природой, предназначением, да и обликом, сопротивлялась этому зданию-образцу. Как будто бы шла война между той, что уже существовала, и той, что делалась по ее образу и подобию. А зодчий должен был мирить их, прокладывать мостки над разделяющей их бездной и носить в себе этот ужасный раскол и противоречие, напоминавшие пропасть. Он должен был обуздать и укротить ту первую огромную церковь, где мудрость была превращена в камень. Вкус этого камня он помнил даже во сне. Но камень строящегося здания не имел этого вкуса. Другими словами, строитель султана не знал, как закончить свою мечеть.



Зодчий годами не сворачивал в сторону со своей дороги от Святой Софии до стройки, и только теперь, когда он стал иногда уклоняться от поездки на ипподром, не зная, что приказать строителям, он обнаружил один большой рынок и, пройдя через него по извилистым крытым проулкам, спустился с Золотого Рога и здесь, на берегу, увидел другой, меньший рынок, Мисир-базар, где прямо под рыночные своды выгружали душистые масла и пряности, привезенные кораблями из Египта. Он вошел туда как зачарованный, чтобы купить что попадется.
- Сандал? - спросил торговец душистыми маслами, сунул маленький пузырек из мутного стекла под другой, побольше, и стал ждать. Ожидание в полутьме длилось, и ничего не происходило. А потом, когда покупатель уже хотел махнуть рукой и уйти, торговец сказал:
- Надо ждать столько, сколько времени читается сура Корана.
Покупатель был неграмотным и не знал, сколько времени читается сура Корана, но в этот момент на перевернутом горлышке большого пузырька появилась одна, блестящая, как комета, капля; вися на своем хвосте, она медленно спустилась ниже и канула в маленький пузырек.
- Хочешь попробовать? - спросил торговец, ловко обтер край горлышка пальцем и протянул его покупателю. Тот взял масло с пальца на палец и хотел намазать сандал на одежду.
- На одежду не надо! - предостерег торговец. - Прожжет. На ладонь. Прямо на ладонь.
Покупатель так и сделал и хотел было понюхать, но торговец опять удержал его:
- Не сегодня, господин, не сегодня! Через три дня! Тогда появится настоящий запах. И он будет стойким, как запах пота. Но будет сильнее, чем пот, потому что имеет силу слезы...
Вот так зодчий понял, почему не дается ему мечеть. Ее надо было оценивать через три дня, а не сразу. Он слишком рано поднес руку к ноздрям. Для настоящей работы небезразлично, в какой день ее заканчивают. Для завершения нужно дождаться определенного дня. Определенного дня. Так он и сделал.



Когда здание наконец было построено и строители заделали то отверстие в куполе, через которое зодчему полагалось взглянуть на звезду и полумесяц, он еще раз вернулся в Святую Софию и залюбовался ее неизмеримой высотой.
Наверху, в темноте под куполом, виднелось что-то округлое и белое, прикрепленное к цепи, с помощью которой подвешивались лампы. Он долго смотрел туда и недоумевал, пока наконец не понял, что это такое. Это было страусиное яйцо. Не зная чему, но зная, кому оно служит, он приказал подвесить два таких же страусиных яйца в новой мечети.



Потом он вошел в только что построенное здание, хлестнул длинным бичом, посчитал, сколько раз откликнулось эхо, и опять вернулся в Святую Софию. Сосчитал отзвуки от удара бича и там, и их оказалось на десять больше, чем было в мечети.
Тогда он приказал заделать в своды нового здания четыре больших горшка из обожженной глины, и горшки эти дали мечети нужное число отзвуков, а кроме того, в них сразу же начала скапливаться гарь от лампад, которую потом счищали и делали из нее лучшую в государстве тушь. А страусиные яйца отпугивали пауков, и в мечети по сей день нет паутины.



И вот зодчий повесил в дверях двойной кожаный занавес, приказал постелить на каменный пол бухарские ковры и упал ничком перед султаном, передавая ему Голубую мечеть.



По пути домой зодчий продолжал видеть во сне, как он заходит в приделы и осматривает фундамент Святой Софии, как измеряет своей веревкой с узлами пропорции и размеры Мудрости и как куда-то везет их за пазухой верхом на верблюде. Он снова видел во сне каждый кусочек каменной Мудрости. А просыпался со странным чувством недомогания, будто в нем что-то изменилось, будто он оказался где-то среди дырявых снов. Он не мог найти себе место в собственной прежней жизни. Он был теперь не таким, как раньше. А когда его сны стали понемногу слабеть, он все равно продолжал ощущать в себе какую-то странную болезнь. И он отправился искать снадобье от своего недуга, блуждая от лекаря к лекарю и жалуясь на то, что стареет слишком медленно и с большими усилиями.
В конце концов один укротитель растений сказал ему:
- У каждой смерти есть отец и мать. Виновник твоего недуга не мать твоей смерти, а отец твоей смерти.
- Что это значит? - спросил зодчий.
-Это значит, что тебе не надо искать снадобье у лекаря, потому что болезнь твоя не телесная.
И тогда зодчий вернулся туда, откуда начал свое путешествие по свету, к тому муфтию, который провожал его в Стамбул. И рассказал ему все о своей беде.
Какое-то время муфтий смотрел на него, точнее, как два близоруких черных глаза смотрели ноздри муфтия. Потом муфтий без колебаний сказал:
- Я знаю, что с тобой.
- Что? - вскричал зодчий.
- Ты стал христианином.
- Христианином? Но я неграмотный, и ноги моей никогда не было в христианском гяурском храме, кроме как когда...
И тут зодчий поперхнулся так сильно, что муфтию пришлось ударить его книгой по спине.
- А есть какое-нибудь лекарство? - взмолился перепуганный зодчий.
- Есть, но добраться до него так же трудно, как до души человеческой. Ты должен найти другого султана и такую же большую мечеть, как Голубая мечеть в Константинополе. И там, где ты ее найдешь - в Дамаске или в Иерусалиме, это все равно, ты должен будешь, находясь в этой мечети десять лет и постоянно глядя на нее, построить точно такую же, как она, церковь с крестом наверху, или синагогу, или что-нибудь другое, хоть баню, если тебе так больше нравится...
Но тот, кто от себя излечится, пропадет.
Изменено: señorita Zorrita - 31.01.2016 16:31:45

Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
janet 30.01.2016 02:33:05
Сообщений: 11878
Цитата
señorita Zorrita пишет:
Милорад Павич
ГОЛУБАЯ МЕЧЕТЬ
все связано)
janet 31.01.2016 12:41:52
Сообщений: 11878
"Соловьиная песня" (в некоторых переводах "воробьиная"), иранского режиссера Маджид Маджиди.





Кларынкарл 31.01.2016 13:46:00
Дайте мне большой дизлайк, ей понравится крест, дабы поставить его на байку сеньориты зори ты.
janet 31.01.2016 13:52:27
Сообщений: 11878

1 0

Кларынкарл,сначала покажи, что-то интересное по теме, и только потом, может быть, оценки других ответов))
señorita Zorrita 31.01.2016 16:22:50
Сообщений: 784
Цитата
Кларынкарл пишет:
Дайте мне большой дизлайк, ей понравится крест, дабы поставить его на байку сеньориты зори ты.

Это не байка, а рассказ сербского писателя Милорада Павича...
А дизлайки меня не пугают и не расстраивают - я к ним привычная ещё с тех времён, когда они были на форуме)))

Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
señorita Zorrita 31.01.2016 16:25:39
Сообщений: 784
Цитата
janet пишет:
" Соловьиная песня " (в некоторых переводах "воробьиная"), иранского режиссера Маджид Маджиди.

Смотрела?

Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
Кларынкарл 31.01.2016 16:42:59
Цитата

señorita Zorrita пишет:
Это не байка, а рассказ сербского писателя Милорада Павича...

Допустим это не байка, а художественный вымысел выкреста Павлиныча..
при чем тут исламское исскуство?!
Вот вам лишь бы пропихнуть вату всюду.
janet 31.01.2016 16:54:11
Сообщений: 11878

1 0

Кларынкарл,ай-яй)) опять с секирой своей зашел))
сюда вход с искусством, ну или с миром хотя бы))


Цитата
señorita Zorrita пишет:
Цитата
janet пишет:
" Соловьиная песня " (в некоторых переводах "воробьиная"), иранского режиссера Маджид Маджиди.

Смотрела?

смотрела. рекомендую) фильм лишен, кажется, принятого в иранском кино, драматизма.
интересен и легок в просмотре, полон смыслов и символов)

этого же режиссера фильм "Дети неба" тоже понравился, но последний более сентиментальный что ли)
señorita Zorrita 31.01.2016 17:04:34
Сообщений: 784
Цитата
Кларынкарл пишет:
Допустим это не байка, а художественный вымысел выкреста Павлиныча..
при чем тут исламское исскуство?!
Вот вам лишь бы пропихнуть вату всюду.

Если б вы были чуть повнимательней, могли бы заметить, что я, прежде чем выложить, предупредила, что он не в тему, но выложить хочется. Потому что он всё-таки отчасти в тему - хоть писатель и не "исламский", но повествует рассказ(пусть и художественный вымысел) о создании мечети... Это во-первых.
Во-вторых, уж если кто и может предъявлять мне претензии по этому поводу, так уж точно не вы, а хозяйка этой темы. Но она, как видите, не возражала, напротив, прокомментировала: "Всё связано".
В-третьих... при чём тут "вата"?! :гыы: Не, вот серьёзно, при чём??? Вам эта "вата" мерещится повсюду... но, скажите на милость, какое отношение к ней Павич имеет? :гыы:
И да, в-четвёртых... с чего это вдруг Павич "выкрест"? Вы хоть значение этого слова знаете, чтоб им так кидаться?

Для меня филоамериканизм - ярчайший маркер быдла, это родовой знак гопоты и сволочи.
Нельзя быть фанатом "Импегии Добга" и не потерять при этом признаки вида homo sapiens. (с) Амирам Григоров
Фантомас 31.01.2016 18:02:40
Сообщений: 659
Cредневековое искусство ислама















Византийский собор Св.Софии, перестроенный под мечеть






В художественной культуре человечества важное место принадлежит средневековому искусству народов, когда- то входивших в огромное феодальное государство - Арабский халифат. Многочисленные арабские племена объединились в единое государство благодаря единой религии, которая была названа исламом , а верующие стали называться мусульманами. По арабски - «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» присходит от слова «муслим» — предавший себя Аллаху, во множественном числе — «муслимун».
В VII веке арабы покорили весь Аравийский полуостров, а затем стали завоевывать страны за его пределами. Поэтому ислам быстро распространился на огромных территориях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Испании, и в этих странах утвердилась мусульманская культура. Завоевывая другие страны, арабы усваивали и их культуру, так, в состав халифата входили богатые византийские колонии — Сирия и Палестина с традициями греческой и римской культуры. Сильно сказывалось и воздействие иранской культуры, достигшей к тому времени особой торжественности и совершенства. Достижения собственной культуры в сочетании с традициями других цивилизаций помогли арабам добиться огромных успехов. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, философию и медицину, математику и астрономию, географию и историю, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.
Культура мусульманских стран стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы. Земли Сирии, Ирака, Египта, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и Турции, Туниса, Алжира, Марокко и Южной Испании украшали прекрасные, густонаселенные, благоустроенные города с великолепными зданиями. Здесь возникли новые типы монументальных построек : мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты — башни, медресе — здания мусульманских учебных заведений, госпитали, библиотеки, дворцы, утопавшие в зелени садов, протяженные на несколько километров крытые рынки, постоялые дворы — караван-сараи, которые воздвигались в городах и на путях караванной торговли.
Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Были созданы разнообразные формы арок — стрельчатых, подковообразных, многолопастных, фестончатых, изобретены особые системы сводов — перекрытий. Иногда внутреннее помещение выглядело подобно лесу, благодаря многочисленным колоннам. Здания богато украшались утонченным, прихотливым орнаментом, причудливой резьбой.
Особого расцвета мусульманская культура достигла в 10 — 15 веках, когда небывалого совершенства достигли художественные ремесла. Широкий торговый и культурный обмен способствовал расцвету наук и художественного творчества. Культура народов Ближнего и Среднего Востока в первые века ислама стояла выше европейской. К сожалению, не так много, как хотелось бы, осталось памятников великолепного зодчества той поры. Бесчисленные войны, стихийные бедствия, безжалостное солнце, ветры, наступающие пески превращали цветущие оазисы в заброшенные мертвые руины. И все же незабываемое впечатление и поныне оставляют старые кварталы Дамаска, Халеба (Алеппо), Каира, Туниса, Кайруана и особенно городов Марокко.






Минарет аль-Мальвия в Самарре. 847г.







Минарет аль — Мальвия. Это уникальное для своего времени сооружение необычной формы: на квадратном основании усеченный конус, охваченный внешним спиральным обходом — пандусом. Минарет был построен при самой крупной мечети в мусульманском мире — в г. Самарре, от которой осталась только одна стена. Одиноко возвышаясь на плоской земле, минарет, высота которого достигает 50 метров, виден издалека. Он спирально ввинчивается в небо, и подъем по пандусу, все более крутой к вершине, оставляет незабываемое впечатление. Редкой красотой отличается цвет аль- Мальвии и стен мечети. Цвет кирпичных построек меняется от времени дня, от освещения. Он то бледно-желтый, как пески пустыни, то, словно загораясь в лучах солнца, становится ослепительно золотистым и с оттенками розового.






Большая мечеть Омейядов







В условиях средневекового города мечеть играла роль главного общественного центра, где вершилось правосудие, возникали научные и поэтические дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В эпоху халифата Омейядов в столице Сирии Дамаске была воздвигнута большая мечеть - прославленное сооружение мусульманского мира. Дамаск — один из древнейших городов мира, он входил когда-то в состав провинций Византии и Рима, поэтому на искусство Сирии наложили отпечаток культуры разных стран восточного Средиземноморья. Мечеть Омейядов была перестроена из большой христианской церкви Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, была воздвигнута на месте римского храма Юпитера Дамасского. Вытянутый прямоугольный план христианской базилики был изменен согласно арабского зодчества. Здесь использованы стройные мраморные колонны с коринфскими капителями из предшествующего здания. Внутреннее пространство здания просматривается в глубину со всех сторон. Множество арок и аркад украшают архитектуру сооружения.






Альгамбра. Дворик Львов.







В отличие от стран арабского Востока, североафриканские страны, расположенные к Западу от Египта, получили арабское название Магриба, то есть Запада. Средневековое искусство этих стран — Алжира, Туниса,Марокко и мусульманской Испании значительно отличалось от предыдущего и получило условное наименование мавританского.
В 10 веке Арабская Испания превратилась в самую богатую,населенную и благоустроенную страну Европы. В противоположность остальной Европе мусульманская Испания была в основном грамотной и получила гордое название «обиталища наук». Искусство Магриба 14 века вошло в мировое наследие как самое чистое воплощение мавританского стиля. Поражает своей красотой и великолепием прославленный архитектурный комплекс Альгамбра с его мощными крепостными стенами и разномасштабными башнями на вершине холма аль-Сабика в Гранаде (Испания). Дворец Львов — дворцовый жилище-сад, где протекала частная жизнь монарха. В центре композиции открытый дворик с фонтаном, который окружают двенадцать каменных изваяний львов. Вдоль всего дворика идет галерея из подковообразных арок, опирающиеся на тонкие мраморные колонны. Дворик Львов пленяет строгой соразмерностью частей, симметрией композиции и изысканной причудливостью. Под тяжестью деревянного карниза стоят крепкие и сильные колонны. Помещения, которые окружают Дворик Львов, это поистине сказочные чертоги. Неисчерпаемо богатство украшающего их орнамента.






Большая мечеть в Кордове







Примером мавританского искусства следует назвать и искусство города Кордова, который в 10 веке соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом, Каиром. Вот знаменитый памятник в Кордове - Большая соборная мечеть. Заложена в 8 веке, а расширялась вплоть до конца 10-го. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут на себе двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных клинчатых камней. Молитвенный зал аркады справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Мечеть была настолько прекрасной, что испанцы-христиане, овладевшие городом в 1296 году, не решились ее разрушить.






Внутреннее помещение мусульманских зданий







Башня - минарет







Вход в здание сплошь покрывают арабески







Декоративно-прикладное искусство в мусульманских странах также развивалось по своему, особенному пути. В отличие от стран Запада, в странах ислама изобразительное искусство не применялось для пропаганды религиозных идей. Силу своего воздействия религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Главными святынями стали не иконы и статуи, а старые рукописные Кораны.
Ислам не изображает человекоподобного божества, запрещает изображать фигуру и лицо человека, поэтому здесь очень мало скульптуры, а живопись сводится к миниатюре и орнаменту. Арабский орнамент называется "а р а б е с к и" и как правило это геометрический рисунок, который напоминает своеобразный ковер с повторяющимся узором. В мусульманских странах была высоко развита к а л л и г р а ф и я, которая достигла необычайной сложности и красоты и стала одной из форм орнамента, которым украшали стены зданий, предметы быта.






Мечеть с минаретом, украшенные арабесками







Бога нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в оформлении зданий получил развитие геометрический орнамент, состоявший из знаков и символов, имеющих религиозное значение. Например, слово » а л л а х » обозначалось четырьмя вертикальными линиями. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы (Кааба-буквально-куб, святилище в Мекке). Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент мусульманского орнамента. Пятиугольник обозначал 5 заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку). Поэтому нередко орнамент читался в мусульманском обществе как открытая книга. Наряду с геометрическими узорами и надписями широкое применение в орнаменте нашли растительные мотивы. Орнамент — «музыка для глаз» — стал для художников главной сферой приложения творческих сил, его невиданное развитие как бы восполняло ограничения некоторых изобразительных видов искусства.
Следует сказать, что религиозный запрет соблюдался далеко не всегда, например, это было связано с требованиями светской культуры. Высокого расцвета в мусульманском средневековом искусстве достигли миниатюра ( как правило, это книжные иллюстрации), дворцовые росписи, богато украшенные декоративные сосуды, посуда. Своим совершенством покоряет и восхищает также изящная, причудливая резьба по дереву, камню.






Узор на ковре







Купол, украшенный узорами







Арабески и каллиграфия на стенах мечети







Украшение каллиграфией







Каллиграфическая надпись на колоннах







Ажурная декоративная арка







Богато украшенный арабесками купол





















http://cvetamira.ru/crednevekovoe-iskusstvo-islama
Кларынкарл 31.01.2016 20:07:45
Файл для проигрывания не найден.
" />

https://www.youtube.com/watch?v=tt5lOSemY64&feature=youtu.be

http://mahalla1.ru/articles/poznanie-i-razvitie/xadzh-magnetizm-kaaby.php
Изменено: Кларынкарл - 31.01.2016 20:12:21
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный