Намаз и стереотипы нашего общества.

Инкогнито 01.12.2011 19:13:50
Хочу поделиться мыслями, которые очень давно меня беспокоят. Мыслями о намазе, но не о самом намазе как таковом, а о нашем отношении, об отношении нашего общества к намазу, и к исламу вообще. Это очень сложная тема, и актуальная, материала достаточно будет на целую кандидатскую, по всем религиозным аспектам, но я только о намазе. Дело в том, что большинство из нас не осознают ни обязательности, ни значимости, ни положения намаза в жизни человека. Не то что не осознают, но у многих неправильное и искаженное понимание вообще как ислама, так соответственно и намаза. Мало того что люди не соблюдающие религию, воспринимают намаз как атрибут и свидетельство высшей степени религиозности человека, его моральной зрелости и венец духовного роста, с последующим отказом от мирской жизни и чуть ли не затворничеством. Кроме того, не побоюсь предположить, порой и сами молящиеся неправильно воспринимают намаз и себя через призму этого же искаженного стереотипа, но уже с другой стороны, плюс смешав все отрывочные знания, стремясь отодвинуться от других мирских обязанностей, а то и проявляют высокомерие и жестокость к не религиозным людям своего общества, в числе которых они сами были еще вчера. Это все есть непонимание сути ислама и намаза. Что касается последних - это невежество.



Человек делающий намаз не становится другим, только если сам к этому не стремится. Человек делающий намаз может стремиться проявлять лишь свои лучшие качества, подавляя худшее в себе, свои пороки. Это смысл ислама, намаз предполагает это и располагает к этому. Борьба со своими пороками - лучший джихад, и такой мусульманин лучше. Но сам намаз не означает сиюминутных изменений - моральных, духовных, умственных, поведенческих и т.д. И человеки разные, кто то может наоборот, реализовать свою агрессию под новым "соусом", полагая что если ислам - истина, то всякое его заблуждение от имени ислама - истинно. Это тоже невежество конкретного человека, религия или намаз тут ни причем. А так же человек может оставаться таким же - жить, смеяться, иногда грешить, но делать намаз. Все эти люди разные, но они выполняют главную обязанность перед Аллахом: они делают намаз. И этим они спасают себя от другого большого греха, а далее уже каждому по его делам. Таким образом, намаз - это не действие из ряда вон выходящее, которое делает из человека святого или сверхчеловека; намаз это не то, до чего надо "дойти", дожить, дорасти; что бы начать намаз, не нужно начинать новый этап своей жизни; не нужно резко менять образ жизни; - все это самообман и стереотипы. Очень ошибочно мнение, что намаз надо начать делать только после того как прекратишь совершать грехи - употребление спиртного и т.д. Конечно, это сами по себе большие грехи, и стараться быть лучше, жить по исламу и менять свою жизнь к лучшему начав делать намаз - это лучше чем просто начать намаз. Но главное нужно понять - намаз первичен, все остальное тоже важно, но вне зависимости от намаза.



Исходя из этих стереотипов, одни оправдывают себя тем, что они вот-вот скоро начнут намаз, только бы избавились от грехов. Другие осуждают тех, кто оставив грехи, начали совершать намаз. Третьи ищут изъяны и пороки в тех кто делает намаз, что бы подвергнуть сомнению уместность намаза, мол грешит еще и намаз делает. Все эти люди одинаково заблуждаются, это непонимание, и положение их хуже, чем у тех кого они порицают. Опять же, повторюсь, если человек полностью отказался от своих пороков и живет по исламу - это очень большой шаг. Но! Пить, курить, гулять, обманывать - все это одинаково грешно для всех: делай ты намаз, не делай, разницы нет. Каждый этот грех это каждый раз только 1 грех. А человек не делающий намаз - это 5 грехов каждый день. Несоизмеримо бОльших, чем все другое. Этот ежедневный, пятикратный грех - самый главный грех нашей жизни. Все ведь мусульмане? Верите в Бога, и в свою смерть? После смерти первым вопросом не будет - употреблял ли ты спиртное, или совершил ли ты другой грех. За все грехи ответит человек. Но первый вопрос - совершал ли намаз. Просто нужно понять это - человек живет в мире насыщенном огромным количеством событий, жизненных перипетий, повстречав счастье, горе в своей жизни, грешил безбожно, или творил добро, детей вырастил, дерево посадил, кошек бездомных домой носил - и вот он умер в возрасте 100 лет. И самый первый вопрос, подумайте, - совершал ли он намаз. Все остальное тоже учтется уже в последующую очередь. Так почему человек думает что отсутствие намаза после совершенного греха как то облегчит грех, и наоборот намаз после совершения греха - усилит степень греха? Наоборот, с намазом, если вы раскаетесь в совершенном - быть может Аллах простит. Намаз - это обыденность, и не дождетесь вы дня когда просветление опустится с небес на ваши головы, словно манна небесная, или вы увидите знамение в виде светящегося послания на ночном небе или перестанете грешить. Главное условие для намаза - совершеннолетие и дееспособность. Всё! Других условий для намаза нет. И в Коране Аллах неоднократно обращается словами "...и может быть вы будете богобоязненны". Т.е. намаз не является каким то своеобразным финишем, концом вашего духовного роста и т.д. - намаз это начало начал, это самое простейшее и самое важное для человека. С намаза начинается ислам, и даже делая намаз нет гарантии что вы не будете грешить. Поэтому тем кто делает намаз, нужно тоже постараться понять, что начав делать намаз они не намного оторвались от тех кто еще не делает намаз, что намаз не перемещает моментально человека на 10 ступеней над остальными, или не делает членом другого общества. При этом я не умаляю значимости намаза - намаз большое благо для человека, он многое меняет, ко многому обязывает и намаз многое дает человеку. И те кто встали на намаз, должны с пониманием относиться к тем, кто не настроен пока на это, с пониманием прежде всего основ правильного призыва и психологии человека, что люди не могут вмиг изменить свое мнение. Это сложный труд.



По поводу того, насколько важно делать намаз в свое время - стоя, сидя, лежа. Аллах обязывает человека иногда так, что это может удивлять своей жесткостью, далеких от религии. На примере намаза. В исламе есть вещи-условия, которые делают намаз недействительным. Одно из таких - если во время намаза открывается аурат - части тела, которые должны быть закрыты. Помимо аурата, для мужчин нежелательно делать намаз в одних брюках - нужно закрыть и тело, которое в принципе не является ауратом. Но такова культура ислама. Так же из главных условий для намаза - ритуальная чистота - омовение и чистота одежды. Если нет омовения - нужно его взять, а если например на одежде есть кровь запретного животного, или другая грязь, и нет возможности очистить, то нужно поменять одежду. Ну и опять же, если одежда не позволяет оставлять закрытым аурат во время намаза - так же предпринять меры по устранению, иначе намаз будет недействителен. Теперь представим человека в определенных стесненных обстоятельствах: он остался без воды, воду нигде не находит, а время намаза проходит. Ну или по причине болезни, вода может ему навредить. (В исламе есть такое понятие, как "обстоятельства делающие дозволенным - запретное", к примеру употребление в пищу запрещенного, при крайней необходимости, без возможности найти альтернативу). Так вот достаточно найти чистую землю/камень/песок и с помощью этого взять условное омовение (таяммум), что засчитывается как омовение. Это конечно четко регламентировано - как, когда, где. Т.е. намаз настолько важен, что не говорится о том что бы оставить намаз до лучших времен, если нет воды, а потом восполнить. Второе обстоятельство - у человека только одна одежда, на которой грязь, делающее намаз недействительным в стандартных условиях. И в этом случае, в исламе разрешается пренебречь одним из важных условий - и делать намаз в этой одежде. Более того, если нет одежды, закрывающей аурат, то следует делать намаз в этой одежде. Вплоть до наготы (кечериксиз, Аллах сыйласын сизни)) ) если остался вообще без одежды. Опять же об оставлении намаза до вечера/завтра/через год - речи нет. Вы вдумайтесь, насколько железно выполнение намаза в срок, если такие условия для намаза позволительны, и насколько нелепы доводы тех, кто пренебрегает этим.



Наконец о том, в каких положениях дозволен намаз. Несмотря на всю жесткость по отношению к совершению намаза, ровно так же Аллах облегчает его для тех, кто стеснен обстоятельствами. Стандартно, намаз нужно делать стоя, не спеша, с выполнением всех положений. Те кто не могут выполнять его стоя, к примеру по причине болезни/старости, разрешается делать сидя. Если кто не может выполнять его сидя - после операции к примеру, то лежа на спине, только двигая головой, руками, в соответствии с положениями. Если нет возможности на спине - то на боку. Если и так не может - двигая головой и руками, тогда мысленно. В итоге опять же самое главное условие намаза - делать его в свое время. Все это не является свидетельством того что намаз для сумасшедших фанатиков, это все лишь говорит о том, насколько намаз важен для человека. Единственное состояние дееспособного человека, когда он может не делать намаз, это когда он пьяный. Но восполнить намаз он должен обязательно тогда когда протрезвеет. Ну и разумеется, если он проспал или был без сознания - там тоже все определено. Так что, пусть каждый, кто признает себя последователем ислама, поставит себе галочку мысленно о том что время для намаза уже пришло, и каждый день 5 раз мы пропуская свой намаз, тем самым совершаем грех, тяжелее чем пьянство, воровство и т.д. Это самое первое и самое главное в исламе. Самое первое и главное в жизни человека. И если кто то не делает намаз, то пусть не приводит нелепых доводов, которые не согласуются с условиями этого намаза.
Инкогнито 01.12.2011 19:14:29
И в довесок, несколько хадисов о грехах и обязательности намаза, что бы понимали что отказ от грехов для намаза не является условием для намаза, о том что грешат все люди, независимо от совершения обязательных молитв.

- Абу Зар (радиаллаху 'анху) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) вышел из своего дома. Была осень, и листья падали с деревьев. Он схватил ветку дерева, от чего её листья посыпались. На это он заметил: ?О, Абу Зар (радиаллаху 'анху), когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как опадают эти листья с этого дерева?.

- Абу Хурайра (радиаллаху 'анху) рассказывает: ?Я слышал, как Посланник Аллаха (салляллаху 'алейхи уа саллям) спросил своих сахаба:
?Если человек купается 5 раз в день в реке, протекающей около его дверей, останется ли какая-нибудь грязь на нём?? ?Нет, никакая грязь на нём не останется?, ? ответили сахаба. Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) заметил: ?Точно такое же действие пятикратного намаза. Аллах смывает им все грехи?.

- Абу Са'ид Худри (радиаллаху "анху) рассказывает, что он слышал, как Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) говорил: "Пятикратные намазы -это возмещение за грехи между ними". То есть малые грехи, совершённые от одного намаза до другого, прощаются из-за намаза. После этого Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) сказал: ?'Чтобы объяснить это возьмём пример человека, работающего в мастерской. Его работа такая, что всё его тело покрывается пылью и грязью. Но имеется пять рек с проточной водой между мастерской и его домом, и, возвращаясь с работы, он купается в каждой реке. Совершенно схож с этим эффект пятикратного намаза. Любой из оставшихся или совершённых между двумя намазами проступков прощается из-за истигфара и тауба в каждом намазе?.

- "Пропустивший один намаз, подобен тому, кто потерял всю свою семью и богатство". (Передал Науфиль бин Муавия)

Ну и далее, кому интересно, можете искать в интернете на тему.

Аллах барыбызныда намазлыкъгъа джыйсын, гуняхларыбызны кечсин.
Лучизарная 01.12.2011 22:33:30
Интересно. В общем, согласна с вышеизложенным.
шумная 02.12.2011 00:01:05
Инкогнито
МашаАллах слов нет, очень понравилось)
Гинджичик 02.12.2011 02:36:55
Аллах разы болсун сенге. Сау бол))
Если можешь, продолжи тему. Какие еще есть хадисы на эту тему или мудрые высказывания ученых. Было бы интересно почитать.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный