Предложение РОО «ССБН»:
24 октября 2012 года Общественный Совет при Главе Кабардино-Балкарской Республики обсудил-таки очередную инициативу республиканской власти «Об организации земельной реформы в КБР, формах и принципах участия гражданского общества в её подготовке и проведении».
Отмечено, что «на протяжении последних лет при всех трудностях и препятствиях… общий рост экономики и объёма ВРП в республике носил и носит устойчивый характер. При этом отмечен значительный рост в аграрном секторе, что явилось следствием курса властей КБР…»
Понятно, что начинать «за здравие» - всего лишь признак хорошего тона, к чему члены Совета (бывшие большие чиновники и обласканные властью элитные представители бомонда, ныне представляющие «избранную и благонадёжную общественность») приучены с давних пор. Тем более, умалчивается, откуда и кем порождались эти «трудности и препятствия». Но главное не это.
Совет решился на объективную оценку сложившейся ситуации, несомненно, с одобрения или разрешения самого Главы КБР, что должно вселять определённые надежды на то, что дело, наконец-то, сдвинется с мёртвой точки. Совет констатировал в своём решении следующее:
«…в республике остаются неразвитыми рыночные институты и механизмы, особенно в сфере землепользования, что сковывает рост экономической активности населения, препятствует дальнейшему развитию экономики КБР на основе современных конкурентных принципов. Остаются нерешёнными и ключевые вопросы поддержания, воспроизводства и роста биологического плодородия земель сельскохозяйственного назначения. До сих пор так и не реализовано установленное российским законодательством право сельского жителя (крестьянина) на земельную собственность в разрез с принципами социальной справедливости и в ущерб интересам развития малого и среднего бизнеса в КБР. В этом контексте настоятельной необходимостью и одним из базовых условий дальнейшего экономического и социально-культурного развития нашей республики в современных условиях становится реформирование земельных отношений на основе системных принципов:
- реализации прав граждан на собственность и формирования правомочных и эффективных собственников земли в республике;
- регулируемого включения земельных ресурсов в рыночный оборот и их превращения в инструмент рыночных отношений и социально-экономического развития;
- повышения на этой основе технологического уровня и эффективности аграрного сектора экономики, занятости и уровня жизни населения;
- максимального учёта исторического опыта землепользования народов КБР.
Совет решил одобрить и концепцию, и программу мероприятий, поручив координационному комитету Совета и рабочей комиссии Правительства КБР внести уточнения и поправки в календарный график подготовки и проведения реформы земельных отношений в республике. Есть также рекомендации Правительству и Парламенту КБР, муниципальным органам власти, политическим партиям, СМИ и структурам гражданского общества КБР.
К сожалению, некоторые «рекомендации» Совета грешат неопределённостью формулировок: «разграничение земель по уровням отнесения собственности,.. рекомендации по организации земельных реформ (будто их несколько),.. отмена поэтапно 49-летнего моратория…» и т.п.
«Неангажированная» общественность сельского населения республики в виде сходов и собраний в сельских поселениях Аргудан, Нартан, Безенги, Кичмалка, Кёнделен и др., Союза фермеров и арендаторов КБР, республиканского отделения ООД «Крестьянский фронт», Совета старейшин балкарского народа и др., в целом благожелательно отнеслась к декларированию Главой КБР и его институтами намерений провести земельную реформу в КБР. Однако, намерения – не есть конкретная «дорожная карта», где ясным, доступным для всех и не допускающим разночтений языком расписаны конкретные мероприятия с определением персональных исполнителей; чётких (с точностью до 1 месяца) сроков исполнения, объёма необходимой документации; источников финансирования и ряда иных факторов, от чего зависит реализация на деле заявленных слов.
Эта общественность предлагает для обсуждения и свою точку зрения, оформленную в общих чертах в проекте резолюции конференции актива сельских жителей КБР.
Проект резолюции Конференции представителей сельского населения КБР, намеченной в гор. Нальчике на декабрь 2012 года по инициативе Союза фермеров и арендаторов КБР, РО ООД «Крестьянский фронт» и актива жителей ряда сельских поселений республики отмечает, что заявленные инициативы Главы КБР и его институтов власти по организации и претворению в жизнь земельной реформы в соответствии с нормами российского законодательства встречены сельским населением Кабардино-Балкарии с одобрением и пониманием. Вместе с тем, озвученные в концепции реализации земельной реформы в КБР отдельные оговорки, расплывчатые формулировки, неоправданно длительные сроки исполнения ряда конкретных мероприятий чреваты угрозой заволокичивания этого безусловно наиважнейшего социально-экономического процесса, напрямую связанного с обеспечением благосостояния и безопасности всего населения республики. Для достижения этих целей Конференция предлагает всем участникам процесса реализации земельной реформы в КБР принять следующие меры:
1. Глава КБР, Парламент КБР :
1.1. Исключить из Закона КБР №23-РЗ от 30.07.04г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в КБР» положение о наложении моратория на 49 лет на приватизацию земли. (Это положение изначально противоречит принципу верховенства Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.02г. над Законом субъекта РФ. Также незаконна и «поэтапная отмена моратория», предлагаемая Общественным Советом при Главе КБР).
1.2. Отменить положения Законов КБР №12-РЗ и №13-РЗ от 27.02.05г. в частях, противоречащих нормам Конституции РФ, Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.03г., распоряжения Правительства РФ №707-р от 26.05.04г., решениям Конституционного Суда РФ №171 от 3.04.07г. и №715 от 2.10.07г. с отменой введения в Кабардино-Балкарии «межселенных территорий» и восстановлением муниципальных образований – сельских поселений Адиюх, Белая Речка, Кенже, Хасанья.
1.3. Определить границы муниципальных образований – сельских поселений. городов и городских округов, основываясь на требованиях статьи 11 Федерального закона №131-ФЗ от 6.10.03г. и исключив понятия «межселенная территория», «сопредельная территория». Границы каждого муниципального образования утвердить с согласия всех смежных муниципальных образований, используя при необходимости согласительные процедуры.
2.
Правительство КБР, органы муниципальной власти районов, городов, гор. округов:
2.1. Разработать механизм определения объёма (площадей) земель сельхозназначения по каждому сельскому поселению и городскому округу, предназначенных для передачи в долевую собственность сельчанам, обеспечив правовую экспертизу и публичное обсуждение предлагаемых проектов нормативных актов, установив конкретные сроки их рассмотрения и принятия.
2.2. Разработать методику определения претендентов на право обладания долевой собственностью из земель сельхозназначения.
2.3. Организовать межевание земель сельхозназначения, выделяемых для оформления долевой собственности, определив источники и объёмы финансирования затрат на проведение межевания.
2.4. Привести в соответствие с действующим законодательством ранее заключённые с сельскими поселениями соглашения о передаче полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, представляемых из бюджетов поселений в бюджет района (округа).
3. Органы муниципальной власти сельских поселений:
3.1. Утвердить общее число и списочный состав лиц, претендующих на обладание долевой собственностью из земель сельхозназначения по методике, разработанной органами республиканской власти.
3.2. Организовать и провести общие собрания участников долевой собственности из земель сельхозназначения в порядке, предусмотренном статьёй 14.1 Федерального закона №101-ФЗ от 24.07.02г.
3.3. Обсудить на общих собраниях участников долевой собственности из земель сельхозназначения объём площадей из земель сельхозназначения, необходимых для выделения присельских пастбищ, сохранения ветрозащитных лесополос, внутрихозяйственных дорог, иных коммуникаций и инженерных сетей, выделения земельных резервов на развитие поселения и т.п.
4. Жителям сельских поселений, возможным участникам долевой собственности из земель сельхозпоселений:
4.1. Образовать на сельских сходах, собраниях инициативные группы активистов – доверенных лиц для проведения мониторинга происходящих процессов и действий исполнительной власти по реализации земельной реформы с публичным обсуждением хода реформы и возникающих проблем. Поручить им обмен информацией с жителями иных сельских поселений для накопления и распространения среди населения опыта проведения конкретных мероприятий по земельной реформе.
4.2. В помощь главе администрации и депутатам сельского поселения избрать из своей среды группу уважаемых и пользующихся доверием населения сельчан для осуществления ими функций третейского суда при возникновении спорных вопросов социально-этического характера.
4.3. В публичных выступлениях и приватных беседах пресекать возможные попытки отдельных граждан к излишней политизации проводимой реформы, либо оценки происходящих процессов с этнических, конфессиональных, партийных и иных позиций, не имеющих отношения к проводимой в КБР земельной реформе.