Папин ЮжакАссалам алейкум, аланла!
Разрешите поумничать.)
Человек своими мыслями формирует своё будущее. Для того чтобы что-то было, надо об этом хотя бы подумать. А если об одном и том же думает много людей, материализация мыслей является делом времени. Спасибо всем неравнодушным, всем единомышленникам. Представляю на ваш суд свои мысли, записанные прошедшим летом.
Прошло восемь лет с тех пор, как появился фонд "Эльбрусоид". За восемь лет молодежь, при активном содействии нашей интеллигенции, добилась без ложной скромности, очень неплохих результатов. Можно было бы сделать ещё больше, но мы пионеры в этом направлении и как говорится, нет столбовых дорог...
С другой стороны, всё, что сделано ?Эльбрусоидом? - капля в море, если обратить внимание на то, что нужно еще сделать. К сожалению, один молодежный фонд не в состоянии всё осилить.
У нас есть ещё много других общественных организаций, которые на протяжении многих лет отстаивают интересы народа, стараются помочь его развитию... Есть много сайтов, где по крупицам собирается информация и идёт интенсивное общение... Есть много людей, болеющих за народ и по мере возможностей, помогающих ?ближнему своему?... Мир не без добрых людей.
Но все старания, судя по результатам, малоэффективны и далеки от желаемого, в силу разных причин, в первую очередь, из-за разобщённости людей и организаций, из-за отсутствия конкретных целей в виде национальной идеи и комплексного, системного подхода к решению задач.
Нужен комплексный подход, приложение сил всех, нужна государственная помощь, а самое главное - осознание проблем самим народом.
Хочу поделиться с вами мыслями старого солдата, незнающего слов любви научно.)
Что такое народ, этнос и из чего он состоит?
Из Википедии:
Э́тнос (от греч. ἔ ? народ) ? группа людей, объединённая общими признаками, объективными, либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.
Наро́д ? многозначный термин. Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков ? языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д..
1) Язы́к
С потерей своего языка народ ассимилируется другим народом и теряет свою идентичность, свое мироощущение, свою ментальность. Не зря у нас родной язык называется "ана тил" - язык матери. Вместе с молоком матери ребенок впитывает язык народа, его миропонимание. Вместе с пословицами и поговорками на родном языке вырабатывает свою, отличную от других, ментальность. Например: в русском языке есть поговорка "из двух зол выбирают меньшее", а у англичан "из двух зол выбирать не стоит". У нас говорят: ?тонгузну аласы къарасы джокъду?. Чувствуете разницу? С таким разным пониманием и отношением ко всему растут дети разных народов.
Когда я учился в школе, у нас была проблема с русским языком, сегодня, всего через одно(!) поколение, у нас появилась проблема с родным языком, при плохом знании русского. В мои школьные годы в нашем селе была только одна семья, чьи дети не хотели посещать уроки родного языка, мотивируя это тем, что в дальнейшем образовании родной язык не потребуется, а разговаривать и так научатся в селе. Сегодня игнорирующих уроки родного языка сотни и тысячи. Плюс к этому, двадцать с лишним лет не издаются учебники по родному языку и литературе, да и отношение к подготовке учителей оставляет желать лучшего. Дети уже и в селах говорят на русском языке. А что им остается делать, если с самого рождения все книги, мультфильмы, фильмы, песни, компьютерные игры, газеты, журналы и т.д. на русском и английском языках? Нужно выпускать все это и на родном языке. Необходимо иметь популярные в народе радио и телевидение на родном языке, детские иллюстрированные журналы, газеты, книги...
В моем детстве нам еще рассказывали народные сказки и нартский эпос, сегодня же американские мультфильмы заменяют всё, даже русские сказки. Пора кричать "караул", но этим делу не поможешь, нужно навалиться всем миром и выправить положение пока не прошли точку невозврата.
2) Религия.
На протяжении своей истории наш народ, как и все другие народы мира, прошел через язычество, следом - тюркское тенгрианство, испытал влияние византийского христианства и хазарского иудаизма. Последние триста лет мы являемся мусульманами-суннитами ханафитского мазхаба. Религия вообще, а единобожие в частности, является нравственной основой любого народа. Жалок тот народ, который, как говорят русские "без царя в голове, без Бога в душе" или как у нас говорят "не Аллахдан къоркъмагъан, не адамдам уялмагъан". Надо уделять огромное внимание религиозному воспитанию молодежи. Нельзя оставлять это дело заезжим эмирам или виртуальным шейхам. Мы наблюдаем проблемы у многих народов Кавказа, появившиеся в последние десятилетия в результате разной трактовки канонов Ислама. Народ, раздробленный на религиозные секты, сам себе является большим врагом, чем любой внешний агрессор. Нужно всячески поощрять религиозное обучение молодежи, прилагая к этому максимум усилий, чтобы молодежь не занималась этим самостоятельно и не становилась приверженцем крайних течений, не становилась на путь радикализма и терроризма.
3) Культура.
Культура - понятие сложное, состоящее из целого ряда сфер общественной жизни. У каждого народа своя неповторимая культура, из множества слагаемых , начиная от культуры домостроения, ведения домашнего и сельского хозяйства, народных ремесел и промыслов, культуры личностного поведения, песен, танцев, обычаев и т. д. до творческих высот в поэзии и литературе, в живописи и музыке.
У нашего народа тоже своя, неповторимая культура, обусловленная множеством объективных и субъективных факторов, сложившаяся на протяжении всей нашей истории. Наша задача не потерять и передать потомкам уникальное наследие.
4) История.
История каждого народа неповторима. На протяжении тысячелетий каждый народ проходил свой исторический путь. У каждого народа были свои взлеты и падения. У нашего народа тоже свой исторический путь. Во времена лихолетий, когда наш народ был на грани исчезновения, не было возможности детально изучать свою историю. Сегодня, слава Всевышнему, у нас есть возможность скрупулезно и подробно изучить свою историю, разбросанную по архивам нашей страны и за рубежом. Изучить свою этнографию, археологию, лингвистику и этимологию своего языка и, на научной основе написать полноценную историю своего народа, не возвеличивая и не принижая ее. Без знания и уважения, без осознания своего прошлого, нет будущего: "Кто выстрелит в прошлое из ружья, в того будущее выстрелит из пушки"
5) Территория.
Если родной язык у нас называется "ана тил", то малая родина - "ата джурт", что тождественно русскому поэтическому "отчизна". Она досталась нам от наших отцов и должна быть передана нашим внукам.
Ата джурт - алтын бешик.
Ата джурт - атангы юйюнден артыкъ.
Ата джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
Ата джуртуму башы болмасам да, босагъасыны ташы болайым.
Ата джуртун сюймеген - атасын да сюймез.
Ата джуртун сюймей башха джуртну сюйген, башын сатхан кибикди.
Ата джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
Ата джуртуну къоругъан озар, къорумагъан тозар.
Никто не сможет оспорить красоту нашей малой родины и все признают ее жемчужиной России. История и культура нашего народа складывались под влиянием красот этих мест. Всевышний не обделил нас землей, о красоте которой сложено множество песен и написано много стихов, не только нашими поэтами, но и великими поэтами русского и многих других народов. Еще одна наша общая задача - уберечь наш заповедный край от хищнической эксплуатации. Вместе с тем, нам надо развивать наши земли, строить туристические комплексы международного уровня, привлекать инвесторов, развивать земледелие, садоводство, животноводство. Нам надо быть рачительными и гостеприимными хозяевами на земле наших предков.
...Необходимо всячески поддерживать достойный уровень жизни в наших сёлах. Только в сёлах живет истинный народный дух, сохраняются язык, традиции и обычаи. Только в сёлах поддерживается демографический прирост, необходимый для сохранения и увеличения численности населения. Народы, погубившие или потерявшие свои деревни, обречены на вымирание, на потерю своей идентичности, своей исконной культуры и истинного народного духа. Не зря в нашем народе новые города и поселки называются "джыйымдыкъ", что в грубом переводе означает "сборище", оторванное от своих корней, "не помнящее родства" и не знающее даже своего соседа. Поголовная урбанизация ведет, в конечном счете, к замещению одного народа другим, что мы наблюдаем на примере многих европейских народов, имеющих демографические проблемы
Язык, религия, культура, история и территория проживания - необходимые составляющие для сохранения самобытности народа, его самосознания, мироощущения и миропонимания, его, как модно говорить сейчас, ментальности.
Вместе с тем, время не стоит на месте, все течет, все меняется и развивается. В 21-ом веке, в век глобализации, каждый народ должен развиваться, адаптироваться под новые требования времени. Нужен новый, комплексный подход в деле развития народа, воспитания детей и молодежи, свежий взгляд на сферу современного образования и сохранения исторических традиций. Отличный пример научно-технического прорыва и сохранения культуры, традиций - Япония.
Для решения стоящих перед нами задач необходим новый, осмысленный и поддержанный всем народом комплекс мер. Нужна единая национальная идея. Назрела необходимость точной выработки целей, определения ориентиров в сложном и многообразном мире, настало время правильно расставить приоритеты в деле сохранения и развития нашего народа.
Оноу керекли эл тюб болду, деб нарт сез барды. Миллет джыйылыб кесине оноу этерге керекди...