КАДЫРОВ МУХАЖИР ЦИЦУЕВИЧ (летчик, офицер)

Киммер 11.12.2010 14:12:31
Кадыров Мухажир Цицуевич


Мухажир Цицуевич Кадыров родился в селении Кашка-тау в 1911 г. В 1931 г. Кадыров - курсант 77-го кавполка 10-й кавалерийской дивизии Северо-Кавказского военного округа. В 1932 г. Мухажир поступает учиться в Военную школу морских летчиков им. Сталина в г. Ейске.
В 1937 г. выпущен лейтенантом в 121-ю истребительную эскадрилью 95-й истребительной авиабригады Закавказского военного округа. В 1938 г. после реорганизации частей ВВС он стал командиром звена 36-го истребительного полка 60-й авиабригады. Эта часть была сформирована в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 г. на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 г., и имела на вооружении истребители И-16 и И-15бис. В 1939 г. группа из 60 летчиков-истребителей и техников 36-го полка принимала участие в боях на Халхин-Голе. М. Кадыров, ставший заместителем командира эскадрильи, по всей видимости, остался служить в Закавказье В сентябре 1941 г. капитан Мухажир Кадыров стал командиром эскадрильи только что сформированного 483-го истребительного авиаполка.
В период с 15 июля по 12 августа 1942 г. этот полк действовал в составе 238-й штурмовой авиационной дивизии генерал-майора авиации В. В. Нанейшвили. Это был один из сложнейших периодов Великой Отечественной войны. 25 июля 1942 г. немецко-фашистские войска при поддержке превосходящих сил авиации, танков и артиллерии начали расширять ранее захваченные плацдармы на левом берегу Дона, захватили Батайск, предприняли попытку окружения советских войск южнее Ростова. Учитывая создавшуюся обстановку, Северо-Кавказскому фронту ставилась задача в упорных оборонительных сражениях остановить дальнейшее продвижение противника, активными боевыми действиями вернуть Батайск и восстановить положение на левом берегу реки Дон. 5-я воздушная армия, вошедшая в состав фронта, сразу же стала привлекаться к ведению непрерывной воздушной разведки, прикрытию войск на поле боя, переправ через Дон, транспортов, железнодорожных станций, аэродромов и других объектов. Она наносила штурмовые удары по наступавшим фашистским войскам и вела бои с вражеской авиацией. С 25 июля по 17 августа шла борьба на переправах через Дон и осуществлялся отход советских войск к предгорьям Главного Кавказского хребта. Особенно тяжелым было положение в последней декаде июля и начале августа. Под давлением превосходящих сил противника советские войска отошли на рубеж левый берег реки Кагальник, Манычский канал. Противник продвигался на юг. С 18 августа и до конца 1942 г. продолжались оборонительные операции на Кавказе. Летный состав вел боевые действия на пределе человеческих возможностей. Совершая ежедневно по нескольку вылетов, летчики очень часто после выполнения очередного задания производили посадки на новые аэродромы, так как за это время их прежние аэродромы оказывались в зоне действий наземных войск.
Бесстрашие и неутомимость в полетах проявляли летчики-штурмовики 238-й авиадивизии генерал-майора авиации В.В. Нанейшвили. Перебазировавшись с аэродрома Крымский на другой аэродром, дивизия основными силами наносила штурмовые удары по скоплениям вражеских войск в устье Дона, мотомехчастям на дорогах, подавляла огонь полевой и зенитной артиллерии на позициях. Только за 25 и 26 июля они произвели по три вылета на аэродромы в Федоровке и на хуторе Веселом, где базировалось до 80 фашистских самолетов. В каждом вы?лете принимало участие не менее 30 самолетов, которые действовали в условиях интенсивного огня зенитной артиллерии и истребителей противника, патрулировавших этот район. В районе станицы Тихорецкая штурмовики дивизии только в течение 28 июля 1942 г. уничтожили несколько десятков танков и бронемашин немецкой 13-й танковой дивизии. Летчики дрались насмерть, не жалея себя. В боях в районе Армавира погибли 34 летчика авиадивизии. Штурмовики сожгли в этом районе 118 танков и 460 автомашин с грузами и живой силой, разрушили 10 переправ, провели 12 воздушных боев и сбили 8 самолетов фашистских захватчиков. В конце августа 1942 г. в результате больших потерь авиадивизия была направлена в тыл на переформирование. Часть ее самолетов была передана в другие полки.

До настоящего времени время гибели М.Ц. Кадырова, героически сражавшегося на фронте, неизвестно. После августа 1942 г. его следы затерялись. По данным архива Министерства обороны один М. Кадыров скончался в военно-хирургическом полевом походном госпитале в 1944 г., другой М. Кадыров похоронен в братской могиле в центре села Воробьевка Воронежской области в 1943 г. Достоверных данных о месте гибели отважного летчика нет, но верится, что оно будет найдено.
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный