Расширенный поиск
23 Февраля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Тилчиден кери бол.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?

ШАХАНОВ БАСИЯТ АБАЕВИЧ (1879-1919)

23.04.2003 0 3911

Тамара Биттирова,
доктор филологических наук

Творчество Басията Абаевича (Бориса Александровича) Шаханова занимает особое место в истории карачаево-балкарской литературы. Статьи Шаханова, написанные живо, полемично и образно, находили широкий отклик у демократически настроенной интеллигенции Северного Кавказа.

Басият Шаханов родился в г. Владикавказе в семье врача. Его отец - Абай Шаулухович был в числе первых северокавказцев, получивших высшее медицинское образование. Яркая личность Абая Шаханова, его деятельность в области санитарного просвещения оставили заметный след в истории культуры Карачая и Балкарии.

В 1889 г. Абай определяет своего сына Бориса Александровича в Александровский кадетский корпус, а после окончания Константиновское артиллерийское училище определяется юнкером и переводится в Михайловское артиллерийское училище. По окончании училища в июле 1898 года Б.А. Шаханову присваивается звание подпоручика "со старшинством", его назначают в 4 батарею 21 артиллерийской бригады в слободе Воздвиженская Грозненского округа.

Басият Шаханов сразу после приезда к месту службы начинает изучать жизнь и быт народов Северного Кавказа, часто бывает в различных государственных учреждениях Терской области: на заседаниях думы, горского словесного суда, в госпиталях и больницах, в редакциях местных изданий; посещает учебные заведения, театральные представления, церковные службы, занятия музыкально-хорового общества...

Период жизни Б. Шаханова в качестве артиллерийского офицера, охватывавший 1898-1904 годы, были самыми значительными в его творческой судьбе. Именно в эти шесть лет его глубоко заинтересовали проблемы, порожденные социально-экономической нестабильностью жизни народов Северного Кавказа. Он начинает искать причины такого положения и находит их в противоречии существующих сословно-поземельных отношений и требований нового века, нежелании правящей царской администрации решить проблемы горцев на уровне государственной политики. О глубоких раздумьях и боли двадцатилетнего юноши свидетельствуют его статьи, написанные после окончания артиллерийского училища. Оказать посильную помощь своему народу через разъяснение непонятных ему законов, защищать попавших в беду неграмотных крестьян - эти цели преследует он во всех статьях, написанных перед поступлением в Военно-юридическую академию в Петербурге.

Сохранилась характеристика, которая была представлена Б.Шахановым в Военно-юридическую академию в 1903 г. В нем командир дивизиона 21 артиллерийской бригады полковник Григорович отметил такие качества молодого офицера Б. Шаханова: "Честен, беспристрастен, настойчив в достижении цели, не жалеет собственных средств для достижения результатов работы. Добродушен, немножко горяч, немного застенчив, обладает даром слова".

Институт присяжных поверенных (учрежден на Кавказе только в 1910 г., с этого года начинает работать там и Б.А. Шаханов) отличался относительной самостоятельностью и демократичностью по сравнению с другими правовыми органами. Переход Басията Шаханова из военного ведомства в присяжные поверенные можно объяснить, учитывая его взгляды на состояние юридического обеспечения округа. В своих статьях еще до поступления в Военно-юридическую Академию он неоднократно писал о том, что большинство населения беззащитно перед царской администрацией из-за незнания российских законов и своих прав.

Имя присяжного поверенного Басията Шаханова быстро стало популярным, благодаря тому, что, участвуя в крупных судебных процессах, он защищал интересы простых людей. Так, он сумел добиться оправдания организаторов и участников Черекского восстания 1913 г. Басият Шаханов развернул активную деятельность по защите прав живущих на земле, в первую очередь он принялся за правовое обоснование владения землей, для чего сконцентрировал в издании "Возражение" большой фактический материал по обычному праву в истории балкарцев. Этот материал имеет большую ценность и для сегодняшних историков и этнографов.

Публицистика и общественная деятельность Б. Шаханова пришлись именно на те годы, когда буржуазия (в основном русская и иностранная) постепенно брала верх над феодалами и всеми силами старались прибрать к рукам недра Северного Кавказа. Буржуазия использовала свои связи, практиковала подкуп, а иногда и подлог, чтобы добиться своей цели. Ведь если доказать, что горцы не хозяева земли то, естественно, ее хозяином является царь, казна. А у нее их может приобрести любой человек, имеющий средства, т.е. она сама, буржуазия. Поэтому и возможно было появление различного рода проектов переселения и выселения горцев, которые были основаны формально на том, что горцы не имеют права собственности, закрепленного документальными свидетельствами на землю. Хозяевами земель в Балкарии, как и в других местах Нагорной полосы, были в основном князья и кулаки, часть ее принадлежала и простым горцам, крестьянам. Изъятие их наделов привело бы к зависимости балкарцев от соседних народов, зависимость экономическая в тех условиях для горной Балкарии означала ее политическую бесперспективность.

Проект Абрамовской комиссии, занимавшейся изучением состояния землевладения и землепользования в Нагорной полосе, предполагал отчуждение казне всех земельных прав горцев. Б.А. Шаханов за несколько лет до создания Абрамовской комиссии считал, "что для правильного разрешения характера и пространства землевладения в горах является необходимость учредить специальную комиссию из юристов и знатоков края и подробно исследовать этот вопрос на месте, только тогда можно будет правильно решить, кому по справедливости и какая земля принадлежит в горах и у кого, как захватчика, можно отобрать землю для наделения ею народа". В этой же статье ("О поземельном вопросе в Нагорной полосе Терской области") Б. Шаханов с тревогой писал: "местное управление государственных имуществ отобрало фактически все леса в горах в казну и считает казенною и безлесную часть горной полосы".

В течение 6 лет Басият Шаханов исполнял обязанности помощника присяжного поверенного, а в последний предреволюционный год - присяжного поверенного. По свидетельству коллеги "блестяще образованный юрист, он (Шаханов) стал в ряды народной бедноты и смело боролся за нужды угнетенных и обиженных, вызывая тем к себе враждебное отношение... ".

С 1910-го по 1916 г.г. Басият Шаханов был юрисконсультом "Большой и Малой Кабарды и Пяти горских обществ Балкарии". В его обязанности входило юридическое обеспечение различных сделок как между жителями Кабарды, Балкарии, так и представление их интересов в областных и столичных учреждениях. Большую работу в качестве юрисконсульта Б. А. Шаханов проводил при проектировании и учреждении первых курортных заведений, устройстве общественного лесничества...

Необходимо отметить также его заслуги в деле преобразования Нальчикской горской школы в реальное училище. Жизнь и деятельность Басията Шаханова в период между двух революций 1917 года и гражданской войны была очень сложной и противоречивой. Искренне приняв февральскую буржуазно-демократическую революцию 1917 года, он входил в органы Временного правительства Терской области. Был одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев. Избран председателем Первого съезда горцев Северного Кавказа и Дагестана в начале мая 1917 года. Позже отошел от Союза горцев, который в декабре 1917года пошел на альянс с контрреволюционными верхами терского казачества.

В конце 1917 года Б.А. Шаханов по рекомендации Дагестанского социалистического блока был избран комиссаром Дагестана. В феврале-марте 1918 года Басият Шаханов - участник 2 съезда народов Терека, провозгласившего Советскую власть в области. Б.А. Шаханов входил в коллегию правозащиты при Нальчикском окружном совете. О последних месяцах жизни Б. Шаханова в некрологе, напечатанном в газете "Вольная Кубань", говорится: "В последних числах февраля (1919 г.) в городе Екатеринодаре скончался от тифа крупный общественно-политический деятель, популярный среди горцев Терека, Дагестана и Кубани, присяжный поверенный, подполковник артиллерии в отставке Б.А. Шаханов. В лице его как человека, ставившего интересы общественные, народные выше личных, горцы понесли невозвратимую утрату".

       

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.4)

  • Нравится

Комментариев нет