Расширенный поиск
29 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ата – баланы уясы.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
Translit

Ляйлятуль-къадр - Ночь Предопределения

07.06.2018 2 5461
В месяце поста есть одна величественная ночь — Ляйлятуль-кадр, когда поклонение Господу, как и любые благие деяния, даже самые приземленные, бытовые, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

В Священном Коране сказано:

«Воистину, Мы [говорит Господь миров] низвели его [Священный Коран] /1/ в Ляйлятуль-кадр (в Ночь Могущества).
И откуда тебе [Мухаммад] знать, что такое Ляйлятуль-кадр (Ночь Могущества)?!
Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!
Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «В каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие») /2/ . Она [эта ночь, длится] до рассвета» (Св. Коран, 97).

Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание — Священный Коран — был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом /3/.

2. Повторение «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой прием в арабском языке указывает на уважение и значимость.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые высказывали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:

— «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;
— «...по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускается в эту ночь на Землю»;
— «...проявление благодати, милости и прощения Господом миров в эту ночь несравнимо с таковым в другие ночи по своей значимости»;
— «...верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большое количество сил и жизненной энергии».

Слово «аль-кадр» может быть переведено и как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно»

Другой перевод — «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно Ляйлятуль-кадр, ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры. 

Порой «Ляйлятуль-кадр» истолковывают как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого истолкования исламские ученые предположительно поясняли: «То, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя в параллели и единстве с изначальной всеосведомленностью Творца» /4/.

4. «Ляйлятуль-кадр лучше, чем тысяча месяцев!» — когда в этих месяцах и среди многих тысяч дней в них нет самой этой ночи, нет Ляйлятуль-кадр.

Аят прямым текстом дает понять, что совершение любого благого дела в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Богом, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже произнесение доброго слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом — проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» — как спускаются с небес на землю, так и становятся ближе к верующим.

6. «...И ар-рух [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою /5/.

7. «В каждом деле» — то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году /6/.

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» — Ляйлятуль-кадр начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр /7/.

В Священном Коране есть еще одно упоминание о Ляйлятуль-кадр:

«Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь /8/. И Мы, поистине, предостерегаем (оповещаем) [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также разъяснением ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [Ляйлятуль-кадр] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это — проявление милости Господа твоего. Воистину, Он — Всеслышащий и Всезнающий» (Св. Коран, 44:3 — 6) /9/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву /10/ в Ляйлятуль-кадр, веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» /11/.

Что касается самого пророка Мухаммада, то ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью [для молитвы], становился более строг к себе [совершал много благого]» /12/.


Среди каких ночей ожидать ее?

Во-первых, абсолютное большинство исламских ученых говорило о том, что Ляйлятуль-кадр присутствует в каждом году и именно в месяце Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров /13/.

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи. Вот некоторые из них:

— «Ищите Ночь могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан» /14/;
— «Ищите Ночь могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» /15/;
— «Кто будет искать Ночь могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней» /16/;
— «Ночь могущества — это ночь двадцать седьмого дня» /17/;
— «Ночь могущества — это ночь двадцать четвертого дня» /18/;
— «Ночь могущества — это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]» /19/.

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы «Поиск Ляйлятуль-кадр в нечетные дни последних десяти дней» из свода имама аль-Бухари, в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил: «Такое название этой главы как бы указывает на то, что Ляйлятуль-кадр находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно в нечетных из них» /20/.

Значительная часть исламских ученых делала акцент именно на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, хотя не однозначно. Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день /21/ месяца Рамадан /22/.

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделять определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершать дополнительную молитву, по завершении которой обращаться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и делать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно. Даже если очередная ночь не окажется Ночью могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать Ляйлятуль-кадр в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.
Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!


Как встречать Ночь могущества?

Больше позитива, энергии в делах /24/, одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих намечаемых делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.

Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в Ляйлятуль-кадр?» 

Пророк ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни»«О Господи! Поистине, Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!»


Сила мольбы

«Мольба (молитва, мысленная или словесная обращенность к Богу) в состоянии предотвратить (отразить, удалить с жизненного пути) то, что уже вот-вот должно произойти (определено Свыше и вроде как неизбежно)» /25/,  — говорил пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует).

В другом достоверном хадисе сказано: «Воистину, человек [может] лишиться удела [того или иного блага] в результате совершения греха! Ничто не может остановить уже определенное (предопределенное) /26/ [например, что-то плохое, находящееся по воле Творца рядом или идущее нам прямо навстречу], кроме мольбы-ду‘а [ничто не сможет столь эффективно поспособствовать удалению беды, кроме как сердечная обращенность к Богу]. Ничто не продлевает жизнь так [не делает ее настолько благодатной], как любое проявление благородства [доброты, щедрости, праведности]» /27/.

Такие известные сподвижники пророка Мухаммада, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн Мас‘уд и другие, часто молили Всевышнего мудрой, исполненной глубокого трепета молитвой-ду‘а. 

Например, ‘Умар, совершая обход вокруг Каабы, со слезами на глазах молил Бога: «О Господи! Если относительно меня записано (в Хранимой Скрижали) какое-то несчастье, беда или грех, то (прошу Тебя) бесследно удали это! Ведь Ты «бесследно стираешь то, что пожелаешь, и укрепляешь. И у Тебя — Основа Книги [Хранимая Скрижаль]» /28/. Преврати это (заведомо плохое) в счастье, благополучие и прощение» /29/.

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Верующий всегда ждет от Всевышнего только блага — молит Его о помощи в беде (в трудную минуту) и благодарит Его в радости (в моменты радости)» /30/.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) часто молил Творца следующей мольбой-ду‘а: «Господи, удали меня [с Твоего благословения и по Твоей милости] от тревог и беспокойств; от печали и грусти; от слабости (потери сил, немощности, бессилия, болезней, нетрудоспособности); от лени (лености, нерадения /31/, скуки); от трусости, малодушия; от скупости и жадности; от долгов, которые «искривляют», прогибают, ломают человека своей тяжестью, и [самое главное] от состояния быть побежденным (от поражений)» /32/.



ТИЛЕК

Субхан Аллах. О Сыйлы Аллах, мени кеси гюнахларымдан джакъла, уллу джарсыўладан, ахырат азабладан, сыныкълы халиден, хыянат келтирлик тенгден, Сенден бир джанына тартырыкъ умутладан, Сени унутдурлукъ джарлылыкъдан, уллу кёллю этерик байлыкъдан сакъла мени.

О Сыйлы Аллах, сюйген къулларынга бергенинги бер меннге да, къыямат кюнде Сени менден бир джанына бурлукъ затладан сакъла мени, муслиманлай тургъанлайыма ал джанымы, муслиманлай джан сал, джазыкъсыныўунгу саўгъа эт, чамланыўунгдан кенг эт.

О Аллах, саўлугъумда сюйген къулларынгы джакълагъанча джакъла мени да, аўушханымдан сора этген гюнахларымы кеч эмда джазыкъсын.

О Аллах, джашагъаным иги эсе, джашама къой, ёлгеним иги эсе, ал джанымы. Ал джанымы, о Сыйлы Аллах, Даджалны ишлерине къатышмагъанлай, ал джанымы ийманым бла, ийман чакъыра тургъанлайыма, иймансыз ёлюмден Сен сакъла, къабыр азабладан эмда дуния къыйынлыкъладан Сен къутхар. Эки дунияны хурметинден да бер меннге.

О Сыйлы Аллах, Сени билирге, сюерге онг бер, Сени аллынгда буюкъмакълыкъ бер, Сени сагъыннганлай турургъа, Сени джолунг бла барыргъа болуш. Сен къой дегенни къоярча, кюч бер; Сеннге сансыз болгъандан сакъла; Сен разы болурча хали, Сеннге кёлюмю ачалырча билим бер.

Хаух дунияны хазнасындан джангыз халал боллугъун бер, Сенден башхагъа баш ургъандан сакъла, Сеннге баш ура джашар кючню бер, суўаб ишлерими къабыл эт, джюрегими хыйлачылыкъдан, субайлыкъдан тазала. Тилими – ётюрюкден, кёзлерими ёзгертиўден сакъла.

О Аллах, Сыйлы Аллах, Сенден саўлукъ, ийнам, ышаныў тилейме, халими игилендириўню, адамла бла келише билиўню, джазыўума бойсуна билиўню тилейме.

О Аллах, Сен багъалы кёргенни этиб джашарча кюч бер, Сен огъурамагъанны барындан ёнгелерча Сен эт. Сеннге таралмакълыкъны, Сеннге баш салыўну бизге насыб эт, Мухаммат файгъамбарны (АСАБ) сюннетин тутаргъа болуш.

О Сыйлы Аллах, Сенсе мени ием, Сенден башха Аллах джокъду, Сенсе мени джаратхан, мен а Сени къулунгма, Сеннге кертиликни сакъларыкъма, этген гюнахларымдан Сенден излейме джакълыкъ.

Этген джумшакълыгъынгы билеме, этген гюнахларымы кеч меннге, гюнахланы кечерге Сенден башха джокъду.

(Перевод на карачаево-балкарский язык Байрамуковой Фатимы)







(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    Сэстренка
    14.07.2015 04:40:34
    Спасибо большое! Особенно за слова дууа на карачаево-балкарском языке)). Аллах къабыл этсин барыгъызны да дууаларыгъызны!
    Джаратама0
    Murat
    14.07.2015 06:43:38
    Амин Аллах! Биргелей!