Расширенный поиск
9 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Билим къая тешер.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Уруну арты – къуру.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.

Азрет Акбаев - народный любимец, Народный артист РФ

18.03.2009 0 2163

З. Боташева,
театровед, кандидат искусствоведения,
зав. отделом искусств народов КЧР КЧИГИ

Имя и деятельность народного артиста Российской Федерации Азретали Шогаевича Акбаева ассоциируются с именами первых подвижников карачаевского театра, стоявших у истоков зарождения национального сценического искусства.

Попытки создания театра в Карачае обозначились в конце ХIХ века любительской постановкой, повествующей о судьбе юноши-горца, впервые оказавшегося в Петербурге. Спектакль был единожды сыгран летом 1896 г. на русском языке для рабочих и служащих рудника "Эльбрусский" под руководством просветителя Ислама Крымшамхалова (1864-1910 гг.). Среди местного населения подобные сценические начинания в то время были преждевременны. После установления Советской власти на Северном Кавказе (1918 г.) театральное движение среди карачаевского народа обрело массовый характер: можно утверждать, что 20-30-е годы ХХ века прошли в энергичных попытках создания профессионального театра.

Выступления самодеятельных артистов студенческого театра при Микоян-Шахарском педагогическом техникуме, возглавляемого драматургом и музыкантом И.Гебеновым (т.н. "школа Геммы"), а также деятельность карачаевского ансамбля песни и танца, имевшего в своем составе драматическую группу под руководством Ш.Эбзеева и композитора И.Урусова, куда плавно переходили некоторые ученики Гебенова после окончания учебы, способствовали осознанию народом общественной значимости театрального искусства. Успешные начинания этих коллективов были прерваны началом войны 1941 года и последовавшей 14-летней депортацией народа в Среднюю Азию в 1943-1957 гг.

Через несколько лет после возвращения на родину выпускники Ленинградской актерской студии 1958-1962 гг. (Б. Тохчуков, Ч. Алиев, А. Аджиев, Р. Хапчаева, Б. Уртенов, Ш. Алиев, Т. Каппушева, Дж. Салпагарова, И. Джабаев, Дж. Урусов, А. Курджиев, Б. Борлаков и др.) вновь предприняли попытку создания национального театра, выпустив в течение двух театральных сезонов несколько спектаклей на родном языке, имевших ошеломляющий успех у зрителя. Но их вдохновенное сценическое начало и перспективные устремления неожиданно споткнулись о барьеры негласных политических установок, намеренно не поощрявших в тот период идею национального театрального строительства в области и затормозивших рождение театра на насколько лет. Более удачной оказалась третья попытка, связанная с творчеством выпускников Грузинского театрального института (1967-1972 гг.), к числу которых и принадлежит Азрет Акбаев.

 

Деятельность молодых актеров карачаевской труппы подразумевала активное участие в становлении национального театра. По существу им предстояло заново собрать и соединить разорванные звенья театрального наследия, оставленного предшественниками. Акбаеву, как и другим его коллегам, практически с первых выступлений пришлось на себе апробировать многие произведения начинающих карачаевских драматургов, способствуя тем самым развитию драматического жанра в национальной литературе.

Специфика работы национальных театров носит локальный характер, ограничивающий как знакомство с творчеством его талантливых актеров, так и распространение спектаклей на иноязычную публику. Конечно, артистам бывает обидно, что роли, которые они играли во время учебы в институте, о которых просто мечтали, в большинстве случаев, так и остаются несыгранными на сцене родного театра, но это уже издержки профессии актера национального театра, стоящего у истоков его становления. Многие артисты не выдерживают подобного испытания и уходят из профессии навсегда. В истории карачаевского театра были периоды, когда его дальнейшая судьба висела буквально на волоске: в труппе оставалось три-пять человек, и неизменно среди них находился актер Азрет Акбаев.

Акбаев раньше остальных коллег осознал, что ради укрепления позиций родного театра, ради его будущего необходимо усмирить свои актерские амбиции. Он сразу же занял четкую и ясную позицию: чтобы не случилось, не покидать театр и продолжать настойчиво знакомить зрителей с каждой новой постановкой театра, возрождать в памяти соплеменников магию театрального искусства, прерванную годами депортации. Акбаев оказался самым стойким из выпускников "грузинской" студии и единственным, кто до конца вынес все трудности становления, став наряду с корифеями карачаевского театра, заслуженными артистами РФ Розой Хапчаевой и Борисом Уртеновым, режиссерами Борисом Тохчуковым и Хасаном Биджиевым обязательной частью его самобытной истории. С первой своей роли актер энергично включился в работу театра и занял лидирующее положение в труппе, чем привлек к себе особое расположение народа. Азрет Акбаев сыграл незаменимую роль в истории театра как исполнитель практически всех главных ролей в спектаклях, под творческий потенциал которого подбирался репертуар.

18 марта 1972 года А.Акбаев впервые появился перед зрителями в драматической роли князя Гиргола в спектакле "Отцеубийца" (инсценировка одноименной повести классика грузинской литературы А.Казбеги). У Акбаева была не самая главная роль в этом спектакле, но мощная энергия, исходившая от его действий на сцене, значительно усилила драматический конфликт постановки и привлекла пристальный интерес публики, как к образу и поступкам умного и жестокого, уязвленного в чувствах героя, так и к личности исполнителя. Тогда же сразу определилась его актерская индивидуальность, выразившаяся в личностном отношении к создаваемому образу, стремлению во всей полноте передать все нюансы характера изображаемого героя.

Чуткость к проблемам родного театра побудила артиста в начале творческой карьеры заняться на короткое время режиссурой ("Три матери" Б.Аппаева), совместными переводами пьес и написанием песен к спектаклям ("Отцеубийца" А.Казбеги, "Ахмат-Батыр" А.-К.Батчаева, "Обмытая шляпа" Б.Аппаева и др.). Но он быстро отказался от отвлекающих его интересов, и сосредоточился на сценической игре как основной цели жизни: ведь он является актером по призванию.

Акбаев убежденный приверженец трудной и высокой традиции народного театра карачаевцев, с особой исполнительской техникой, которую он продолжает вслед за актерами прошлого Геммой (И.Гебеновым), Шахарби Эбзеевым и Шахарби Алиевым. Сиюминутная импровизация, экспромт, обаяние открытого юмора, живое общение с публикой развивало и развивает энергию исполнительского мастерства актера. Первой большой ролью Акбаева, в которой он искусно использовал богатые возможности комедийного жанра, является образ батрака Огурлу из одноименной, знаковой пьесы драматурга Ш.Эбзеева, созданной в 1930-ом году. В исполнении Акбаева перед зрителями предстал жизненно достоверный персонаж, с чертами народного героя Ходжи Насреддина, способного в самой тяжелой ситуации не терять чувство юмора и самоуважения. Наградой актеру за исполнение этой роли была любовь зрителей и обретение имени заглавного лица спектакля на долгие годы.

Зрительские симпатии к Акбаеву обусловлены узнаванием примет традиционных народных зрелищ, с их специфичной потребностью в непосредственном общении, единении публики и исполнителя. Таковы бессмертные сценические образы, созданные Акбаевым за многолетнюю творческую деятельность: директор ("Директор бани" Б.Аппаева), Кочкарев ("Женитьба" Гоголя), Хамбали ("Мордамбаловы" А.Узденова), Князь ("Ханума") А.Цагарели), Терешко ("Трибунал" А.Макаёнка), Скапен ("Проделки Скапена" Мольера), Мулин ("Невольницы" А.Островского), Эрнандо ("Хитроумная влюбленная") и мн.др.

Роли, сыгранные актером в различных жанрах (трагедии, трагикомедии, драме, сказках), внутренне содержательны и в то же время чрезвычайно интересно решены в пластическом плане. К таковым относятся роли Сынархана ("На рубеже веков" С.Бабоева), Азиза "Дуэль" М.Байджиева), Кикила ("Приключения храброго Кикилы" Г.Нахуцришвили и Б.Гамрекели), Арана ("Подсадная утка" Г.Мдивани), Радина ("Два брата" М.Лермонтова), Муштрая ("В ночь на пятницу" Ш.Алиева), Ласукова ("Осенняя скука" Некрасова), Берия ("Черный ноябрь 1943-его" Б.Тохчукова и С.Семеновой), Ахлау ("Бийнегер" С.Семеновой) и др. Артиста привлекают роли, в которых возможно показать душевные изменения персонажа, вскрыть взаимодействие социального и личного начал. Он стремится раскрыть характеры во всей полноте и искусно демонстрирует внутренний, скрытый от зрителя потенциал своих героев. Мастерство актера совершенствуется в постоянной работе, утверждении индивидуальной манеры игры, которую ни с кем не спутаешь.

Жанровое многообразие созданных А.Акбаевым характеров свидетельствует о широте его актерских возможностей. В его исполнении и положительные и отрицательные образы, будь то в комедии, драме или трагедии получают убедительное конкретное воплощение. Героями его спектаклей стали люди разного национального и социального положений. В каком бы театральном жанре не работал сам Акбаев, главным для него, всегда остается контакт со зрителями. Мастерское владение вниманием и настроением зрительного зала создает видимость свободного обращения актера с литературным текстом, настолько легко и непринужденно ведет он себя на сцене, никогда, при этом, не выходя за рамки авторского и режиссерского замыслов. Ему присуще глубочайшее проникновение в народную психологию и правду театрального бытия. Своей игрой он побуждает публику к соучастию, сопереживанию: его герои живут в прямой взаимосвязи со зрителем, как бы наполняя зрительный зал виртуальными "акбаевскими" персонажами, которые на её глазах обретают вечность сценического существования. Тонкостью актерской разработки, ясным отображением характеров отмечены многие созданные им сценические герои. Таковы роли Асланова ("Шутки Амура" Хай Вахита), Лысого ("Энергичные люди" В.Шукшина), Дадаша ("Бесфамильная невеста" Х.Байрамуковой), Ауба ("Директор" М.Чотчаева), Графа Альбафьорита ("Трактирщица" Гольдони), Тартюфа ("Тартюф" Мольера) и др.

 

Доминирование комедийных ролей в творчестве актера объясняется общей направленностью театра, полагающего, что юмор и сатира позволяют наиболее ярко показать приметы и преемственность народного театра карачаевцев. В решении этой задачи исключительная роль в театре отводится таким актерам, как Азрет Акбаев. Однако следует заметить, что талант и органика актера располагают к воплощению им на сцене образов мирового и русского классического репертуаров, например, Яго, Короля Лира, Ричарда Ш, Городничего и т.д. Неукомплектованность и частая смена актерского состава карачаевского театра ограничивали использование мощного художественного дарования Акбаева-актера. Коллеги артиста признают, что он сильный, непредсказуемый партнер на сцене, каждый раз играющий роль по-новому, и работать с ним всегда увлекательно. Своей игрой он мобилизует внимание актеров, наполняя действие спектакля правдой жизни и динамизмом. Он неожидан и для режиссеров: бывает, что отрицательные образы, созданные им, обретают выразительную привлекательность, от чего может расстроиться цельность режиссерского замысла, поэтому постановщики при распределении ролей бывают особенно внимательны выбирая, чью же актерскую игру противопоставить акбаевской.

В репертуаре национального театра, как и положено, превалируют пьесы карачаевских драматургов. Поначалу они не отличались разнообразием тематики и жанра, страдали бытовизмом и примитивизмом сюжета. С обращением театра к творчеству известного писателя Муссы Батчаева (1939-1982 гг.), внесшего качественные изменения в эстетику национальной драматургии, заметно вырос профессиональный уровень и актеров и драматургов. Акбаев блистательно сыграл роль Судьбы в первой пьесе Батчаева "Судьба и честь". По идее драматурга, Судьба отлучена от прямого контакта с персонажами пьесы, она издали искушает их моральную стойкость через озвучивание мыслей, внушаемых ею в сознание героев и накаляющих действие. Оригинальное философско-драматическое размышление о духовных основах бытия, выдвигающее на первый план проблему нравственного выбора в сложных обстоятельствах современности, потребовало от актера продемонстрировать всю широту пластической и интонационной выразительности в спектакле, решенном символическим языком. Следующей удачной ролью Акбаева была роль ретрограда Салмана в пьесе "Аймуш" М.Батчаева. Актер сыграл его внушительной личностью, умеющего тонко приспосабливаться к реалиям любого времени, он не понимал прямолинейности своей идейной противницы Аймуш и откровенно упрекал ее в неумении жить. Спектакль начинался со сцены в суде, которая затем перемежалась с мизансценами, уточняющими некоторые обстоятельства сюжета. Запоминалась картина ухода Салмана из дома Аймуш. Направляясь к двери, рассерженный и недовольный беседой Салман, замечает на столе надувную игрушку. После секундного раздумья с садистским удовольствием он выпускает из нее воздух и победным, многозначительным взглядом обменивается с заглавной героиней. Акбаев виртуозно обнажил злобность и двуличие своего персонажа в сценах суда, где и Салман, и Аймуш находились по разные стороны стола лицом к зрителям и вели откровенную борьбу за свои убеждения. Только искусная игра опытной Розы Хапчаевой, заслуженной артистки РФ, в роли Аймуш, помогла зрителям устоять перед актерским обаянием Акбаева.

Театральная практика Акбаева разнообразна и впечатляюща: им сыграно около 140 ролей в театре, радио, ТВ, кино. Все роли, сыгранные актером за 35 лет работы, объединены единой актерской задачей: попыткой олицетворения в своих героях узнаваемых (типичных) черт национального характера в современных реалиях. Огромный интерес, проявляемый актером к современности, обусловлен его желанием воплотить в художественных образах свое время. Можно смело сказать, что становление всех актеров карачаевского театра проходило и проходит под благотворным влиянием высочайшего исполнительского мастерства А.Акбаева. Созданные им образы имеют огромный успех у карачаевских и одноязычных с ними балкарских зрителей, и сразу становятся заметными явлениями в театральной жизни Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Акбаев вновь и вновь демонстрирует свой неувядаемый талант самого прославленного актера республики.

Акбаев является гордостью отечественной исполнительской школы, сочетающей в себе неповторимую характерность воплощаемых персонажей, искрометный, неподдельный темперамент, великолепную пластичность и музыкальность. Общее отношение к творчеству Акбаева - это единство художественного стиля, профессиональное мастерство и ясная актерская позиция. Выдающийся мастер сцены, художник своеобразный и востребованный народом, сегодня он возглавляет театр, в истории которого он останется как один из его основоположников. Несмотря на большую занятость по линии руководства театром, А.Акбаев самым активным образом участвует в формировании репертуара и жизнедеятельности театра. Он был одним из инициаторов создания в Северо-Кавказском институте искусств в г. Нальчике карачаевской актерской студии, выпускники которой влились в труппу летом 2006 года. В настоящее время, благодаря усилиям Акбаева, актерский состав карачаевского театра впервые полностью укомплектован, и он в состоянии обращаться к любым произведениям мировой и отечественной классики. В подборе нового репертуара, как и прежде, в обязательном порядке учитывается незаурядный актерский потенциал А.Акбаева, который, на наш взгляд, еще не полностью вскрыт режиссерами.

Акбаев принимает самое деятельное участие во всех культурно-массовых и общественно-политических мероприятиях, проводимых в регионе. Являясь одним из авторитетнейших и известных деятелей культуры Карачаево-Черкесской Республики, Акбаев вносит большой вклад в нормализацию общественно-политической ситуации в регионе. Он награжден почетными грамотами Министерства культуры РСФСР и СССР, ему посвящены десятки статей и передач в СМИ Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, Ставропольского края и других регионов. О нем писали журналы "Огонек" и "Театральная жизнь". Звание "Народный артист Российской Федерации", присуденное ему в мае 2008 года - это государственная оценка огромного вклада, внесенного артистом в становление профессионального театра карачаевцев. Анализируя сыгранные А.Ш.Акбаевым роли, отмечаешь, что при любых обстоятельствах он всегда стремился упрочить позиции родного театра и сохранять ему верность. Он служил и служит примером для актеров всех поколений, особенно молодым, в деле самозабвенного служения театру. Его преданность выбранной профессии подтверждена неувядающей к нему народной любовью. Перед началом спектаклей в карачаевских или балкарских аулах вот уже много лет зрители с интересом спрашивают: "Играет ли, приехал ли Акбаев?", чтобы еще раз ощутить причастность к незаурядному актерскому дарованию.

Остается только сожалеть, что в последние годы стали редкими гастроли национальных театров в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Кавказских Минеральных Водах и других регионах; канули в Лету всевозможные Декады искусств, расширявших знакомство русскоязычных зрителей с творчеством выдающихся мастеров сцены как Азрет Акбаев, олицетворяющего самые блистательные достижения театрального искусства народов Северного Кавказа.

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет