Кавалер ордена Александра Невского
Мухтар Боттаев,
Нальчик
Идут годы, сменяют друг друга весны, растут новые поколения людей, но память о народном подвиге в годы Великой Отечественной войны не может померкнуть. Она живет в трепетном Вечном огне, в монументах на площадях больших городов и в скромных обелисках сельских проселков.
Имени Дадаша Османова нет ни на одном обелиске. Его прах покоится в Германии, которую он когда-то освобождал. Родился Дадаш в Верхней Балкарии, но отец Жюнюс увидеть сына не смог, он скоропостижно скончался. А когда мать позже сообщила, что хочет выйти замуж, дед Токъмакъ постоял, склонив голову, и произнес: "Дочка, счастья тебе, но негоже, чтобы мальчик рос в чужой семье. Пусть он остается в роду".
Так семилетний Дадаш стал самым любимым внуком деда. И не только деда. Есть неписаный закон у горцев: к сироте относиться особо, чтоб он не чувствовал себя обездоленным. Эту истину последний раз повторил старый Токъмакъ, когда сильно заболел и понял, что не встанет. Он собрал сыновей и дочерей и завещал: "Мальчик тянется к знаниям, похоже, будет с него толк, сделайте все, чтобы он получил образование".
Наказ Токъмакъа был выполнен. После окончания средней школы в селе Дадаша отправили на учебу в Ленинский учебный городок в Нальчике. Учебу он завершил с отличием, устроился работать наборщиком в типографию, затем в республиканский радиокомитет. Он первый - редактор передач на балкарском языке.
Но Дадаш решил продолжить учебу в Ростове-на-Дону и по возвращении стал работать в редакции газеты "Социалистическая Кабардино-Балкария". В 1935 году Дадаша отправляют на службу в Красную Армию. Закончив двухгодичные курсы Армавирского военного училища, он становится кадровым офицером. Трудная служба военного пришлась ему по душе. Здесь же он нашел свое счастье: Александра Рудь училась в медучилище. Постепенно дружба переросла в любовь, и в родную Кабардино-Балкарию Дадаш Османов приехал с семьей.
Но офицерская доля такова, что своей судьбой человек распоряжается постольку поскольку. В 39-м году Дадаша переводят на Украину. Офицер полковой связи совершенствует мастерство, обучает молодых солдат. Он уже стал отцом двоих детей. И тут нагрянула война. Дадашу пришлось испытать и горечь отступления, и тяжелые оборонительные бои, и потерю боевых друзей. Не раз под пулями восстанавливал он связь между полком и командованием.
...Шел 1944 год, Красная Армия наступала. Кавалерийскому корпусу, где служил Дадаш Османов, поставили задачу выбить врага из усиленно укрепленного района. Были задействованы танки и артиллерия. Поскольку противник имел преимущество вести кинжальный огонь, все три группы с донесением в танковый полк были уничтожены. Пришлось Османову самому доставить пакет. Он сумел выполнить задание, более того на обратном пути он успел заметить, что противник скрытно вышел в тыл танковому корпусу и роет траншеи. Обстановку он доложил командиру. Разведчиков в этот момент не оказалось, и Дадашу вновь пришлось идти самому. Несмотря на то, что попал под пулеметный огонь, Османов выполнил задание. Сведения, доставленные им, помогли нашей артиллерии накрыть оборонительный рубеж фашистов.
Следующий эпизод фронтовой биографии Османова, пожалуй, мог войти в книгу рекордов Гиннеса. Красная армия подошла к границам Германии. Ожесточенные бои за каждый метр давались с трудом. Ведь в глубине гитлеровцы сумели выстроить мощный оборонительный рубеж. Атаки кавалерийского корпуса захлебнулись: заранее укрепленные и замаскированные огневые точки врага подавляли любое продвижение. Корпус нес потери, а засечь эти точки не удавалось. И тогда Дадаш решился на отчаянный шаг: он вскочил на коня, крикнув наблюдателям: "Фиксируйте огневые точки!" - и поскакал вдоль линии огня. Тотчас заработали фашистские огневые средства. Это было неподдающееся разуму зрелище: сплошной огонь, при котором даже голову невозможно поднять, и прильнувший к гриве коня седок. Но Дадашу повезло: он проскакал туда и обратно. Бог миловал, и его смертельный трюк оказался с благополучным концом. Зато точные расчеты наблюдателей позволили мощным огнем артиллерии подавить огневые точки противника, обеспечив успех наступательной операции.
Османова встретили как настоящего героя, а в штаб армии ушли наградные документы, которые где-то затерялись. И до сих пор смелый сын Балкарии в списке тех, кто не получил высокое звание Героя.
Советские войска продвигались дальше, до победы оставались считанные дни. 23 апреля развернулось ожесточенное сражение за город Гроссенхайм. Специальный противотанковый дивизион Кавалерийского корпуса прорвался в глубь противника и вел неравный бой. Командный состав корпуса на господствующем холме корректировал боевые действия подразделений. В горячке боя бойцы продвинулись еще дальше и оказались в тылу врага. Артиллеристы, решив, что бой ведут гитлеровцы, открыли огонь из "катюш" и сравняли холм с командным пунктом с землей. Среди погибших офицеров был и заместитель командира дивизиона по политчасти Дадаш Османов.
Супруга Дадаша Александра при жизни не смогла побывать на могиле мужа. Она завещала это дочери Жанне. В 1972 году та выполнила завещание, побывала на могиле отца и поклонилась его праху. Она переехала с Украины на родину отца, жила у близкого родственника Дадаша Науруза Чочаева, закончила медучилище в Нальчике, много лет проработала стоматологом в Прохладном. Сейчас на пенсии.
Год назад ее попросили приехать в Нальчик и вручили орден Святого Александра Невского, учрежденный Российской академией обороны, безопасности и правовой охраны. Не забыли славного бойца и земляки. В марте нынешнего года его именем назвали сельскую начальную школу, которую он окончил в далеком 1930-м году.
Комментариев нет