Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Билим – акъылны чырагъы.

Национальная балкарская женская одежда

06.02.2017 0 22012  Чеченова Лейла

Реферат Чеченовой Лейлы, 10 «В»
Консультант: Шахманова М.А.
Учитель: Чочаева Анжела Мухтаровна

Одежда и ее украшения

Народная одежда - это отрасль творчества, которая еще совсем недавно тесно смыкалась с жизненным укладом народа. В силу исторических условий она крайне плохо представлена в настоящее время в музеях и в национальном быту. Поэтому трудно проследить историю развития ее основных видов. Это возможно сделать лишь с помощью литературных источников, бытовых фотографий, а также привлечения археологических материалов.

Балкарскую одежду в ее уже сложившемся виде можно увидеть запечатленной на рисунках и фотографиях в книге немецкого путешественника Готфрида Мерцбахера, который побывал в горах Центрального Кавказа в конце XIX века. Большой вклад в дело изучения одежды балкарцев сделан работами Е.Н. Студенецкой.



В сложении форм народной одежды решающую роль всегда играл материал, из которого она изготовлялась. Как во всяком скотоводческом хозяйстве, изначально для одежды балкарцы использовали шерсть, кожу, мех, но с усилением торговых отношений появились хлопчатобумажные и шелковые ткани.

Весь цикл приготовления шерсти выполнялся женщинами каждого семейства. Прядение нитей производилось на самом примитивном приспособлении - веретене, вращаемом движением руки.

Широко использовался при изготовлении одежды плетеный шнур чалыў. Он имел самое различное назначение: служил для укрепления швов одежды, обшивки ее краев, изготовления петельных пуговиц, а также и украшения башлыков и женского платья. Шнуром выкладывались узоры и сетки на девичьих шапочках. Плелись шнуры из шелковых, а часто и из металлических нитей. Для отделки нарядного платья мастерицами изготовлялись более широкие ленты из металлических нитей - “галуны” очень сложных узорных переплетений. При плетении галуна мастерица должна постоянно делать самые разнообразные движения, сохраняя при этом напряженное внимание, это описывает Маргграф, пораженный сложностью манипуляций рук мастерицы, имеющей дело со “сложною системою карт, доходящих числом до 150 штук”.

Металлические нити (золотые и серебряные) привозились на Северный Кавказ из Турции или Крыма. Из привозимых материалов в одежде балкарцев большое применение получили также хлопчатобумажные ткани для нательного белья и шелковые, бархатные, парчовые - для нарядных или свадебных одежд.





Меха у балкарцев использовались чаще, чем у других народов, потому что они жили в горных районах. Овчины местной выделки шли на изготовление шуб, которые не возбранялось носить женщинам, особенно пожилым. На богатые женские шубы использовался привозной мех. Для обуви использовалась кожа тоже домашнего производства. Исходя из назначения обуви, применялись кожи бараньи, бычьи, козлиные. 

Органичной частью горской одежды были оружие и металлические украшения. “В прежнее время были у балкар хорошие оружейные мастера, но теперь они встречаются очень редко”, - писал Н. А. Караулов. Во второй половине XIX века на Северном Кавказе парадная мужская и женская одежда украшалась изделиями дагестанских оружейников и ювелиров.

Основу почти всех частей костюма составляло сукно собственной выделки, черно-белая тональность стала доминирующей в одежде.

Белая шерсть стала привилегией дворянского сословия, а в народной одежде применялась только для таких деталей, как башлык, шляпа, бешмет, которые красиво контрастировали с черной верхней одеждой.

Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал оранжево-красный тон. Для получения более ярких красных оттенков отваривались корни марены. Поэтому красный и оранжевый цвета стали излюбленными в женской праздничной одежде. Даже покупная ткань для платьев, кафтанчиков, платков предпочтительно выбиралась из этих теплых, празднично насыщенных тонов. 

Женская одежда и ее элементы


Женский балкарский национальный костюм сохраняет в себе много черт самобытности. Это может быть объяснено малоподвижностью форм домашнего быта горцев.

В состав балкарского женского костюма вошли - рубашка нательная, штаны, бешмет и платье. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Были выработаны различные способы декоративных швов и приемов отделки краев, надолго закрепившиеся затем в женской одежде.

Женские нательные рубашки делались не только из льняных, но и из шелковых покупных тканей яркой расцветки. Молодые девушки предпочитали красные, малиновые, оранжевые оттенки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами, девушкам можно было выставлять их напоказ, но разрешалось не всем, т.к. считалось нательной одеждой. Женские шаровары отличаются от мужских только качеством ткани и более легкой, яркой расцветкой.

Широкая нательная рубашка с длинными рукавами и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике “Байрым” (Верхний Чегем). Подобные формы одежды сохраняются в глухих балкарских аулах до сих пор. С другой стороны, эти рубашки (кёлек), очень родственны и формам башкирского кулдека.

Женские одеяния, обнаруженные в древних захоронениях Кавказа, состояли из трех платьев, надеваемых одно на другое.

Украшения в виде золотого шитья, а также золоченой кожи, позолоченных бляшек и бубенчиков, имели распространение в женской одежде.

Горский женский костюм, в котором прослеживаются различные древние следы, в основе своей глубоко традиционен, сохраняет свои элементы почти без изменений. 

В XIX веке женский кафтан шьется в талию путем сложного раскроя спинки. Полы расширяются книзу от пояса путем вставляемых боковых клиньев. В балкарском языке имеется только одно название для женской одежды этого типа - къаптал. Только для пожилых женщин при его изготовлении применялось сукно домашнего производства. Более нарядные девичьи кафтанчики шились из ярких фабричных тканей - атласа, бархата, сукна.





В XIX - начале XX века появляются плотно облегающие руку длинные рукава с проймами. Полы каптала и все его края обшивались тесьмой, из нее же делались и пуговицы с петельками. К нарядным богатым бешметам пришивались металлические, часто серебряные и даже золоченые застежки.

Поверх бешмета одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая носит у балкарцев название жыйрыкъ - “платье”. Делается верхнее женское платье из тонкой ткани, оно так же заужено в талии и расширяется к подолу юбки. Праздничная одежда шилась из нарядной ткани и украшалась богатой вышивкой и позументами. Обшивались не только края подолов и рукавов, но и все продольные швы.

Особой декоративностью и сложностью покроя отличались рукава чепкена, которые прошли свою собственную эволюцию.


 
В начале века еще сохраняется длинный ложный рукав с прорезью в верхней части. Одновременно с ним существовали и другие формы рукава - простые облегающие, спускающиеся только чуть длиннее кисти рук. В небольшие прорези между локтем и кистью руки выпускался рукав нижней рубахи. Своей белизной или красочностью он оттенял основной тон платья.

К середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисть руки. К концу XIX века, когда рукав стал облегающим и длинным, из-под него продолжали выглядывать яркие рукава нательной рубашки, в начале XX века их вытеснили окончательно манжеты, появившиеся под влиянием городской культуры.

Сначала вышитый бархатный рукав целиком выставлялся в прорезь платья, контрастно выделяясь на фоне его шелка. Во второй половине XIX века, когда форма нарядного женского платья уже окончательно сложилась, начинает меняться сам кафтанчик. Он становится декоративным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, потому что они скрыты верхним платьем - чепкеном. А когда отпадает необходимость в рукавах каптала, то их начинают делать подвесными. На них переносится рисунок вышивки с рукава кафтанчика уже в несколько переработанном виде. Образуются нарукавные подвязки (къол баш) - очень характерная деталь женского платья балкарцев.



Потеряв свои нарядные вышитые рукава, превратившиеся в привязные лопасти к платью, женский кафтанчик продолжает распадаться на составные декоративные части и далее. Выглядывавшая в грудной разрез платья часть кафтанчика превращается как бы в нагрудную манишку (тюйме). Теперь нагрудные застежки нашиваются на плотную ткань. Они выполняют уже декоративную роль. Нижние полы каптала, украшенные металлическими бляшками или золотым шитьем, тоже выделяются в самостоятельную форму. Превращенные в поясные декоративные подвески, они прикрепляются к поясу внутри под полами платья. Вероятно, ввиду уменьшившейся декоративной нагрузки поясных подвесок их украшательные функции вскоре целиком перешли на полы платья. Обычно они выполнялись из орнаментального золотого шитья или нашивных литых бляшек.

В начале XX века зашивается разрез подола спереди, и глухая цельная юбка, хотя и украшается по традиции вышивкой, но материалы для этого используются уже новые - шелковые нитки, бисер. В качестве отделки платья широко стали применяться и фабричные кружева, хотя часто они сочетались с традиционными украшениями золотым позументом, шелковым шнуром.

Пояс - кямар - как важная декоративная деталь женской одежды входил в общий комплект ее металлических украшений. На раннем этапе пояс изготавливался в домашних условиях. Местные мастера отливали металлические бляшки, которые и накладывались на сыромятный ремень. На следующем этапе развития пояс состоял из отдельных металлических пластинок, нанизанных на ременную основу. Отсюда был сделан следующий шаг уже к пластинчатому металлическому поясу, пластинки которого скреплялись на специальных соединительных шипах. Пояс и нагрудные украшения остаются устойчивой деталью национального платья балкарских женщин.





Пояс вносит строгость и четкую организованность в общий ансамбль одежды. Он подчеркивает линейный ритм в очертаниях платья, выявляя в женской фигуре изящество и легкость.

В повседневной жизни была распространена легкая женская обувь домашнего изготовления - чарыки. Они шились из мягкой козловой кожи и долгое время изготовлялись без подошвы, с продольным швом. С появлением подошвы чарыки уже стали выстрачиваться из суконной ткани, и верх у них украшался аппликацией из цветного сафьяна. Потом появились сафьяновые чувяки ярких цветов из Турции, которые считались самыми нарядными.

Многократно упоминавшиеся исследователями “ходули” - богато орнаментированные деревянные подставки для ног, надеваемые при торжественных выходах княгини, балкарскими женщинами употреблялись исключительно при парадных выходах. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны. 



Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение.

Головные уборы


Типы женских головных уборов, которые сохранялись в Балкарии в XIX веке, были довольно разнообразны.

Бытование в балкарском и карачаевском женском наряде высокого конусообразного головного убора, надеваемого в особо торжественных случаях, нельзя объяснить практическими потребностями. Высокий торжественный головной убор определенно носит ритуальный характер, он связан с девичьим свадебным костюмом и древним обрядом ввода ее в семью мужа. На ранней стадии общественного развития такой пышный по форме и украшению головной убор существовал у многих народов. Ученые связывают его происхождение с попыткой древнего человека воздействовать на силы природы, используя его в качестве оберега. Это были высокие островерхие шапки с характерными украшениями на висках в виде спиральных рогообразных колец, нашитых на валики из войлока. По мнению С. Плетневой, такое украшение должно было символически обозначать девушку, олицетворяемую со священным бараном. Эта символика расшифровывается существующей и у ряда современных тюркских народов свадебной игрой в барана и волка. Вместе с тем высокий конусообразный головной убор Байрымского захоронения принадлежал пожилой женщине. Он тоже был сделан из плотного войлока и обтянут шерстяной тканью.

Есть еще одна форма древних женских головных уборов с нашитыми на войлочную основу бронзовыми металлическими пластинками в виде желобчатых полос. Они прогибались в три параллельных ряда, связанные между собой проволочными узкими скрепками. Подобные металлические налобные пластинки встречаются довольно часто в более поздних захоронениях и на территории Балкарии. На войлочную основу вплотную нашиваются металлические пластинки, которые позднее заменяются красивыми узорными галунами, вытканными из золотых нитей.

Высокая цилиндрическая шапка с небольшим сферическим навершием была одной из распространенных форм. Цилиндрическое основание женского головного убора сплошь покрывалось золотыми позументами. Но наиболее часто они покрывались золотым шитьем и, вероятно, не случайно в декоре шапочек главным мотивом становятся пресловутые къочхар мюйюз - “бараньи рога” - одна из основных тем тюркского орнамента.

Ко второму типу женских головных уборов можно отнести шапку с более острым коническим навершием, идущим от сравнительно низкого цилиндрического основания. Принцип наложения галунов тот же, что и в первом типе - ими создается впечатление как бы литой металлической поверхности. В верхней части они располагаются по граням пирамидального навершия. К ним часто добавляются украшения в виде литых металлических птичек, тоже имеющих древние кавказские истоки.



Третий тип шапочек уже совсем позднего происхождения. Это невысокий цилиндр с плоским донышком. Как правило, цилиндр обтягивался бархатом и покрывался золотым шитьем растительного орнамента. Металлическое навершие убора и золотая сетка, сплетенная из шнура, были его частым украшением. Балкарске девушки эти шапочки иногда украшали монетами.

Низкие цилиндрические шапочки девушки часто носили и без платка. Хотя это и выглядело в общем очень нарядным, но для свадебного обряда считалось непригодным. В то же время первые два типа высоких шапочек, считавшиеся незаменимыми в свадебных церемониях, надевались девушками во всех торжественных случаях и носились вместе с обязательным покрывающим их платком.





Самым распространенным головным убором к концу XIX века стал платок. Завязанный концами на затылке, с выпущенным наружным углом, платок придавал мягкую грациозность фигурам девушек. В прохладную погоду сверху надевалась шаль, иногда завязываемая на талии, в других случаях набрасывалась на плечи.

Нарядный платок праздничного одеяния драпировался на плечах. Бахрома на платках, ставшая очень модной в конце XIX века, несколько прикрывая нагрудные украшения платья, нарушала его четкий строгий рисунок.

У горцев выработался свой идеал женщины - хозяйки дома, матери семейства. Главные его черты нашли определенное воплощение в повседневном платье пожилой женщины. Для него характерны плотные ткани сдержанных расцветок, которые создают тяжелые ниспадающие складки, скрадывающие фигуру. Силуэт костюма пожилой женщины довольно обобщенный, он завершается платком, мягко драпирующим голову и плечи. Иногда шалью обматывают и поясницу, что добавляет характерные штрихи к общему силуэту.

Одновременно создавался в костюме и другой образ - молодой и жизнерадостной девушки. Он находил свое отражение прежде всего в праздничном костюме, который был связан с выходом на танцы и особым свадебным ритуалом. В костюме этого назначения полностью выявлялась его зрелищная, праздничная сторона.



Украшения


В украшениях можно проследить свои путь развития. Служебная роль украшений закреплялась в древности определенными магическими верованиями. Со временем смысл забывался, тогда украшения превращались просто в декоративно-служебные элементы одежды. Выделение вертикальных швов декоративной отделкой у народов Северного Кавказа превратилось в характерное украшение верхнего платья. Не только края одежды, но и вертикальные ее швы балкарскими мастерицами обшивались золотым галуном.

Но есть типы украшений, которые возникали независимо от самой одежды. Их корни восходят к первобытной магии, к созданию талисманов, амулетов, которые подвешивались на груди и на поясе. Раковины, когти убитых животных, металлические погремушки и другие освященные предметы образовывались с течением времени в декоративные бусы, подвески из монет.

Другие украшения одежды: аппликации, вышивка - являются вторичными по происхождению от тех же магических знаков. Ведь в свое время обереги и священные предметы могли изображаться на тканях. С течением времени эти знаки также приобретали уже чисто эстетическое значение и продолжали бытовать в новых сочетаниях, сохраняясь в новых материалах и формах.

Заключение


Из-за трагической судьбы балкарского народа одежда, как и многие предметы быта, почти не сохранилась до наших дней. В трагические дни марта 1943 людям, которых высылали в Среднюю Азию, не давали время на сборы, они выходили в том, в чем были на момент приезда войск. Естественно, наиболее дорогие комплекты одежды оставались в сундуках, у людей почти не было возможности забрать их с собой. Отдельные сохранившиеся экземпляры одежды – скорее исключение из правил. Тем ценней они для изучения культуры народа и для самих семей, в которых они чудом сохранились.

В нашей семье тоже есть такие реликвии. У нас есть серебряные нагрудники и пояса, но что еще ценнее, у нас есть женские платки, один из них сделан руками маминой прабабушки, нить на этот платок вручную сплела мамина прапрабабушка. А вышивала его по более поздней моде моя прабабушка. Они не только смогли пронести через ужас революции, а затем и выселение сами предметы, но и передали последующим поколениям умения создавать эти предметы. Например, моя мама создает национальные шелковые шали, а бабушкин брат, ювелир, и его дочь, моя тетя, создают пояса, нагрудники, национальные женские украшения. Надеюсь, что со временем я тоже научусь этому и передам своим детям.

Если не делать этого, то прекрасная женская национальная одежда станет частью истории и останется только на старинных фотографиях. Хочется верить и надеяться, что наши дети и дети наших детей будут ценить красоту национального костюма и, что еще важнее, смогут его создавать. 


Использованная литература:








(Голосов: 7, Рейтинг: 3.43)

  • Нравится

Комментариев нет