Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.

Формирование карачаево-балкарской диаспоры в Турции

06.10.2003 0 4513

           

Массовое переселение части карачаевцев и балкарцев в Османскую империю в 1884 - 1887 гг. и в 1905 - 1906 гг. было последним в ряду массовых переселений северокавказских народов на протяжении всего XIX столетия. Всех мухаджиров с Северного Кавказа в Турции называли "черкесами", независимо от национальности. Инициаторы и предводители переселения вливались в армию султана в звании "паша" (генерал) и являлись его преданными сторонниками в борьбе с внешними и внутренними врагами.

Переселение части адыгов, осетин, чеченцев происходило в годы "Танзимата" (араб. "преобразования"). С конца 30-х и до начала 70-х годов XIX века в Турции пытались проводить реформы, вызванные углублением кризиса Османской Империи, возникшего вследствие роста внутренних противоречий и обострения борьбы европейских держав за господство на Балканах и Ближнем Востоке. Прогрессивные круги Турции пытались спасти империю от распада и гибели.
Но "Танзимат" практически прекратил своё существование при султане Абдул-Хамиде II (1876 - 1909), когда в стране воцарился самодержавный режим феодальной реакции - "Зюлюм" (араб." насилие"). Предоставив привилегии иностранному капиталу, султан Абдул-Хамид всю систему "зюлюма" направил на подавление роста прогрессивных и национальных движений в империи. В основу своей внешней политики Абдул-Хамид положил идеи "панисламизма", толкуя его как единство интересов и прав всех подданных империи независимо от национальности. На самом деле это была попытка подчинить своему влиянию все мусульманские народы. "Внутренней опорой деспотического режима Абдул-Хамида были крупные феодалы турецкого и нетурецкого (черкесы, албанцы) происхождения".

Османскую империю сотрясали антитурецкие выступления греков, турков, армян. В 1880-1882 гг. произошло восстание курдов под руководством шейха Обейдулы. В 1904 г. началось восстание в Йемене. В такой общественно-политической ситуации состоялись переселения части карачаевцев и балкарцев, инспирированные эмиссарами султана. Очевидно, Абдул-Хамид надеялся преумножить число своих преданных сторонников, которых имел в лице переселившихся в первой половине XIX века адыгских и других народов Северного Кавказа. Но судьба карачаевцев и балкарцев сложилась иначе.

В Стамбуле в конце XIX в. получали религиозное образование десятки карачаевцев и балкарцев, в основном из среднего сословия. Тяга к образованию в Карачае была столь велика, что вакансий в русских учебных заведениях для карачаевцев и балкарцев не хватало, их заполняли дети князей. Поэтому попасть на учёбу в Стамбул было проще и доступнее, так как сословных различий шариат (мусульманское право) не признавал. Возвращаясь на родину, молодые эфенди получали наставления от самого султана.

Об этом свидетельствует история Кипкеланы Рамазана-эфенди из рода (атаула) Кургакланы. Сирота из сословия узденей (род. в 1875 г.), он учился в Стамбуле четыре года. Его потомки в с. Башхюйюк (Турция) рассказывают, что перед отъездом на родину Рамазана-эфенди пригласил во дворец султан Абдул-Хамид и спросил: "Мухаджирлени къандырылымыса?" (Мухаджиров сможешь уговорить?). Получив утвердительный ответ, султан отправил его на Кавказ, как и некоторых других, в качестве своего эмиссара.

Рамазан-эфенди вернулся в Теберду с твёрдым намерением агитировать народ за переселение в Турцию, обещая от имени султана каждой семье землю в частную собственность, дом, деньги на обзаведение скотом и имуществом. Миссия эфенди удалась: через два года султан лично встречал два корабля с переселенцами из Теберды.

Карачаевские мухаджиры - ветераны освободительной войны Ататюрка на параде в честь Дня Турецкой Республики. Анкара, 1960 г.

Предводители мухаджиров из других селений также были религиозными людьми, бывавшими в Османской империи на паломничестве или на учёбе. Переселенцев из селений Большого Карачая возглавил Сылпагарланы Герий-эфенди (род. в 1850 г.). Он имел высшее теологическое образование, знал арабский, персидский, кабардинский, аварский и русский языки. Вместе с известным учёным-теологом кадием Хачирланы Джагафаром преподавал "Закон Божий" (ислам) в первой русской школе в Учкулане, что способствовало привлечению сюда детей карачаевцев. Герий-эфенди написал в эти годы первые книги на арабском языке по истории религии. Но возможности опубликовать результат двадцатилетнего труда, 10 томов по истории и философии ислама, в России не было. Это явилось главной причиной, побудившей его переселиться в Турцию. Так как Герий-эфенди пользовался огромным авторитетом, то вместе с ним отправилось 70 семейств. В 1905 году они отплыли на корабле из Новороссийска в Стамбул. Поселив своих земляков и семью в с.Сулеймание, в 80 км от г.Эскишехира, Герий-эфенди поехал по приглашению своего друга, дагестанского учителя, в с.Гюней-кёу, ближе к Стамбулу, где он мечтал опубликовать свои книги. Обосновавшись, Герий-эфенди вернулся за своей семьёй, но, заразившись тифом, умер. Судьба его рукописей не известна. Не только религиозные деятели были предводителями мухаджиров. Среди них были даже некоторые старшины, пользовавшиеся известными привилегиями российского правительства, например: старшина с.Джегутинского Крымшамхалланы Тууган, старшина с.Сынты Джаубаланы Зекерья, старшина с.Теберда Батчаланы Юнус. Все они были землевладельцами, и их отъезд свидетельствует о том, что главной причиной переселения были не религиозные мотивы, а мероприятия правительства, подрывающие основы внутреннего устройства общественно-экономической жизни горцев, главным образом экспроприация частных владений и отрицание в этот период существования в Карачае и Балкарии прав на частную земельную собственность.
Так как острая нехватка земли в Карачае и Балкарии делала практически неразрешимыми аграрные реформы российского правительства, горцы надеялись решить свою извечную проблему малоземелья в Османской империи.

Основная часть мухаджиров 1884-1887 годов прибыла в Турцию сухопутным путём через Закавказье. Некоторые - на пароходах в порт Самсун в центральной части Черноморского побережья. Они расселились в вилайетах Сивас, Токат и Кайсери. Небольшая часть первых переселенцев была доставлена на одном пароходе в Стамбул. По их просьбе им выделили земли на южном берегу Мраморного моря в районе г.Ялова. Но в первые же годы поселенцы пострадали от эпидемии малярии, которая унесла жизни половины мухаджиров. Остальные основали здесь с.Чифтлик. Кроме того, около двух, тысяч карачаевцев и балкарцев настояли на переселении в Сирию, входившую тогда в состав Османской империи. Известно, что там они основали недалеко от Дамаска два селения: Блей и Бойдан.

Мухаджиры 1905-1906 годов прибыли из Новороссийска в Стамбул, затем на поездах отправились в Сирию, но, в конце концов, остановились в центральной части Анатолийского плато и расселились в вилайетах Анкара, Эскишехир, Афьон, Конья.

В конце XIX - начале XX века в Турции сельское хозяйство находилось в упадке, засевалась лишь небольшая часть пригодной для обработки земли. Карачаево-балкарским переселенцам предоставили возможность самим выбрать во внутренних районах Анатолии земли для поселений и обрабатывать столько земли, сколько освоят.

Первые годы для мухаджиров были самыми тяжёлыми. Непривычный климат, эпидемии, новые условия жизни привели к тому, что многие из них возвращались назад. Число умерших в первые годы превышало число родившихся. Наш информатор, издатель журнала "Бирлешик Кафказья" и публицист Илмаз Невруз, рассказывая об истории карачаево-балкарской диаспоры, сказал: "Наши отцы и деды, прибывшие с Кавказа, исчерпали всё своё терпение и надежду на возможность там жить. Но что они здесь нашли? Что увидели? Все горести переселения, различные инфекции, эпидемии, истреблявшие их. Половина переселенцев от них умерло. На наших кладбищах могил больше, чем живущих в селениях".

В 1905-1910 годах карачаевцы и балкарцы в Турции жили в 17 селениях: Чифтлик-кёу, Яллыпынар, Эртугрул, Сулеймание, Белпинар, Язылыкая, Килиса, Доглат, Гёкчайла, Чырдак, Яхилюрт, Башхюйюк, Эрейли, Эйрисоют, Эмирлер, Арпаджи, Чилехане. Дома для них были специально построены по приказу Абдул-Хамида. Выделены в частную собственность земельные наделы не менее 10 десятин, безвозмездные ссуды для покупки скота.

В первое десятилетие XX века в окрестностях р.Порсук, где расселилась значительная часть карачаевцев и балкарцев, свирепствовала эпидемия малярии и тифа. Мухаджиры покинули эти места. Три села: Чырдак, Яхилюрт и Сулеймание - были полностью заброшены.
Зарождение в конце XIX века буржуазно-революционного движения привело к Младотурецкой революции (1908) и крушению Османской империи. Носителями революционных идей выступили представители интеллигенции из среды офицерства и учащейся молодёжи. По национальности многие из них были не турками, а курдами, черкесами, албанцами и др. Они верили, что новое правительство решит их национальные проблемы, но младотурки понимали под панисламизмом не равноправие всех народов Турции, а насильственное отуречивание. Отрицая наличие национального вопроса в Турции, младотурки хотели насильственно ассимилировать национальные меньшинства, разрешая "сохранить свою религию, но не свой язык и требуя сохранения единой и неделимой Османской империи".

Мухаджир Теуналаны (Сабанчи) Ахия. г.Конья, 1930г.

Карачаевцы и балкарцы как мусульмане по вере и тюрки по языку, не подвергались жестким притеснениям, но всякие попытки развивать и использовать родной язык и культуру пресекались. Обучать детей, отправлять религиозные обряды и т.д. можно было только на турецком языке. В сельские мечети присылались священнослужители исключительно турецкой национальности.
Карачаево-балкарские мухаджиры, получив в собственность приличные земельные наделы, были заняты обустройством и мирным трудом в своих сёлах. Сбылась вековая мечта горцев иметь достаточно пространства для скотоводства и земледелия. Неслучайно, что у карачаевцев и балкарцев так много пословиц о земле. Например: "Джер - байлыкъны анасы" (Земля - богатства мать); "Джер сюрмеген байинмаз" (Кто землю не пашет - тот не разбогатеет); "Джери байны - эли бай" (Кто (здесь: князь) землёй богат - у того село (здесь: народ) богато); "Джер ташсыз болмаз, эл бийсиз болмаз". (Земля без камней не бывает, селу (здесь: народу) без князя не бывать.
Равноправие в земельном вопросе, установление шариатского суда, не допускавшего судопроизводства по адатам (обычное право), смешанное расселение всех сословий и фамилий, окончательный распад больших патриархальных семей очень быстро лишило представителей высшего сословия карачаевцев и балкарцев - князей и дворян (сырма ёзденей) какого-либо преимущества и влияния на соотечественников. Последним проявлением социальной нетерпимости можно считать то, что часть мухаджиров из высших сословий, отделившись от основной массы бывших крестьян, основали отдельные селения.

Так, в конце XIX века в Токатском вилайете князь Карамурзин и представители некоторых высокородных фамилий ушли из с.Чилехане и основали село Арпаджи-карачай.
В 1910 году князь Адамей Карабашев увёл большинство ёзденских фамилий из Коньи в Афьон. Они поселились в с.Якапынар.

В 1914 году Турция была вовлечена в мировую империалистическую войну на стороне Германии, у которой была в финансовой кабале. По плану германского командования Турция начала наступление на Кавказе. Однако русские войска разгромили турок в районе Сарыкамыша. Мухаджиров на кавказский фронт не призывали, но призрачная надежда увидеть родину увлекла, вероятно, немало добровольцев из числа горцев в военный поход на Кавказ. Среди них был и один карачаевец из с.Башхюйюк Ахия Сабанчи (Теуналаны). О нём рассказала нам его жена, 80-летняя Зурият Сабанчи. Надо сказать, что отец Ахии Теунаев Зекерья был одним из немногих мухаджиров из горного аула Верхняя Мара, из которого не было такого массового переселения, как из других мест Карачая. Он отправился в Стамбул с женой и её родственниками из Теберды, надеясь выучиться на эфенди и вернуться назад. Но по приезде Зекерья с женой заразились холерой и умерли. Их маленький сын остался у родственников матери и вырос с мечтой уехать на родину отца в Мару.

Ахия получил религиозное образование, совершил хадж в Мекку, но упорно добивался разрешения покинуть Турцию. Легальной возможности эмигрировать у Ахии Сабанчи в этот период не было. Поэтому, вступив в турецкую армию, он отправился в Дагестан, или, как называют карачаевцы территорию лакцев, Кази-Кумух. Попав в Сарыкамыш, он сразу же сбежал в горы, зная, что его родина где-то в горных ущельях. Около сорока дней блуждал Ахия по Дагестану, то верхом, то пешком, тщетно пытаясь найти дорогу в Карачай. Ему это не удалось и он, присоединившись к отступавшим туркам, вернулся в Стамбул. Потеряв надежду когда-нибудь уехать на родину, в сорок лет Ахия, наконец, женился. До конца жизни он тосковал и искал утешение в религии.

В 1915 году в состоялось сражение турков с греками на берегу Эгейского моря за г.Чанаккале, в котором участвовали отряды из горцев, среди которых были карачаевцы и балкарцы. Многие из них погибли или вернулись ранеными. Например, в карачаевском селении Якапынар на войну "ушло 80 человек, а вернулось всего 8". Младотурецкие лидеры довели страну до крайнего упадка. В 1915-1916 годах жестоким репрессиям подверглись угнетённые народы: арабы, армяне, айсоры и другие национальные меньшинства.

Война сделала неизбежным распад Османской империи, история которой продолжалась более 600 лет. На разделённых территориях империи началось национально-освободительное движение. В 1919 году из среды офицерства вышел руководитель турецких революционеров Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), в его организацию вошли, наряду с представителями национальной буржуазии и прогрессивной интеллигенции, крупные помещики и религиозные деятели.

Один из соратников Ататюрка Бозкурт, выходец из Кавказа, возглавил движение мухаджиров из карачаево-балкарских сёл, которые встали на сторону революционных сил. Несмотря на то, что многие черкесские паши оставались верными старому режиму, который их облагодетельствовал, основная масса трудящихся-мухаджиров с оружием в руках боролись против самодержавного антинародного строя. "Сотни офицеров, жизнью своей пожертвовавшие за новую и светлую будущность государства, были исключительно горцы и черкесы". На стороне Ататюрка сражались многие генералы адыгского происхождения, мечтавшие склонить нового турецкого лидера к созданию на территории Турции Черкесской республики. В 1919 году их заговор был раскрыт, черкесские генералы во главе с Этем-пашой были высланы в Грецию. Стало ясно, что Ататюрк будет проводить жёсткую политику в отношении национальных меньшинств. 22 апреля 1920 года в Анкаре собрался новый парламент - Великое национальное собрание Турции (ВНСТ). В 1924 году была принята Конституция, утвердившая республиканский строй в Турции. Первой внешнеполитической акцией ВНСТ было обращение Ататюрка к В.И.Ленину с предложением установить дипломатические отношения между Турцией и Россией. Советское правительство дало положительный ответ и оказало серьёзную моральную и материальную поддержку молодой республике.

До середины 30-х годов сохранялась и укреплялась дружба между нашими странами. Потепление отношений России и Турции с энтузиазмом было встречено на Северном Кавказе. Множество семей получили весточки от своих соотечественников, переселившихся в Турцию. У мухаджиров впервые появилась возможность переписываться с родственниками на Кавказе.
Важнейшим результатом турецкой революции явилось не только избавление от господства иностранного капитала и самодержавия, но и завершение формирования турецкой нации. Одной из важнейших реформ Ататюрка явилось очищение турецкого языка от иноязычных, в первую очередь арабских и персидских, заимствований и создание новой тюркской лексики и терминологии. Деятельность реформаторов была направлена на "максимальное использование внутренних ресурсов турецкого языка и родственных тюркских языков". Карачаево-балкарский язык, сохранивший древние основы тюркской лексики, рассматривался как один из самых верных источников для обогащения современного турецкого языка.

Старшее поколение карачаевцев в Турции помнит небывалый наплыв в их сёла учёных и учителей, которые спрашивали различные термины и наименования. При этом, как рассказывают карачаевские старики в диаспоре, они ссылались на слова самого Ататюрка: "Найдите народ карачай, они говорят на самом древнем и чистом тюркском языке". Об этом говорили и потомки сирийских мухаджиров в интервью газете "Ленинни байрагъы": "Когда Кямал Ататюрк начал кампанию по очищению турецкого языка от заимствований, он пригласил к себе языковедов и сказал, чтобы они пожили в карачаевских селениях и взяли от них самые красивые слова".
Формирование турецкой нации завершилось формально с признания всех граждан Турции турками и введением в 1934 году закона о фамилиях (сой ат). Коренное население Османской империи не имело фамилий, поэтому был даже предложен перечень турецких имён, имеющих сугубо тюркское озвучение и смысл. Мухаджиры по новому закону стали брать в основном фамилии по имени отца или деда.

Мухаджир Теке улу (Юзеир) Хызыр. Анкара, 1960г.

Для карачаевцев и балкарцев их древние фамилии имели особенное значение. В них были заключены происхождение, история и сословие рода. С потерей фамилии терялось единственное указание на национальность. В настоящее время в Турции только старшее поколение карачаевцев и балкарцев, особенно среди городского населения, помнят свои истинные фамилии и генеалогию. Показателен в этом отношении рассказ нашего информатора из г.Эскишехир Илмаза Невруза.

Его настоящая фамилия Сылпагарланы ведёт счёт с XV века. Праотца звали Науруз, это известная историческая личность в Карачае. В 1934 году вся семья Илмаза была записана на фамилию Алдырыр, по имени деда Элдауура. В 1950 году, по просьбе несовершеннолетнего Илмаза, семья поменяла фамилию через суд на "Невруз". По-турецки "Науруз" озвучивается как "Неуруз". Илмаз Неуруз приводит свою генеалогию от легендарного предка: Науруз - Сылпагар - Темирджан - Кичи-Науруз - Добай -Дебош - Элдауур - Герий-эфенди - Азрет-Али - Илмаз.

Основная масса карачаевцев и балкарцев носит фамилии по именам или прозвищам прадедов-мухаджиров. Например: Къобанлары - Демирджан (имя прадеда Темирджан), Теуналары - Сабанчи (прозвище прадеда Джумарыка), Къочхарлары - Дели-бай (прозвище прадеда), Баучулары - Кандауур (имя прадеда), Тохчуклары - Таукул (имя прадеда), Бытдалары - Табакчи (прозвище прадеда), Байкуллары - Таулан (имя прадеда) и т.д.

До 50-х годов карачаевцы и балкарцы в Турции занимались преимущественно традиционным скотоводством. Вместе с тем у них появилась возможность реализовать свою вековую мечту: обрабатывать землю, сеять хлеб. У каждого мужчины было в частной собственности не менее 10 десятин плодородных сабанов (пашен). "Кто имел быков и мог обработать больше земли, брали ещё больше",- говорили нам старики в с.Башхюйюк.

На протяжении XX века карачаевцы и балкарцы не раз меняли своё местожительство, некоторые основанные ими селения были заброшены в 1910 - 1912 годах после эпидемий холеры и малярии, это: Сулеймание, Чырдак, Яхилюрт. Но основная часть диаспоры продолжала жить и работать в своих мононациональных селениях вплоть до середины XX века.
Старшее поколение бережно сохраняло и старалось передать молодёжи народные традиции, обычаи и обряды. В семьях разговаривали только на родном языке, готовили национальные блюда, соблюдали карачаево-балкарский этикет.


("Карачаево-Балкарская диаспора в Турции", З.Б.Кипкеева. Ставрополь, 2000г.)

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет