Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Джангыз торгъай джырламаз.

Алим Кулиев об отце, Америке и противоборстве добра и зла

25.06.2012 0 5690  Толасова Е.
Екатерина Толасова




В московских театрах он сыграл множество блестящих ролей: от Меркуцио в «Ромео и Джульетте» до Отавио в «Капризах Марианны Мюссе». А сейчас реализует главный проект своего творческого пути — постановку спектакля по великому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». И не где-нибудь, а в самом Голливуде...

О том, как сын великого балкарского поэта Кайсына Кулиева оказался в Америке и почему взялся за постановку бессмертного произведения Булгакова, актер, продюсер и режиссер Алим Кулиев рассказал нам в эксклюзивном интервью.


— Алим, вы родились и выросли в Чегеме, учились и работали в Москве… И вот теперь трудитесь над постановкой спектакля в Голливуде. Это стечение обстоятельств или вы планомерно шли к цели?


— Никогда не предполагал, что судьба моя сложится таким образом! Хотя с детства мечтал о Голливуде. Я приехал в США в качестве представителя одной из развивающихся тогда коммерческих структур с правом от ведущих советских киностудий на подписание договоров с американскими партнерами. Но, к сожалению, все пошло не так, как я предполагал. Не буду врать, где-то в глубине души у меня была идея остаться в США. Наверное, все остальные события были логичным завершением. Думаю, что это судьба… Существует поверье, что человек вершит свою судьбу собственными руками. Не буду спорить, замечу только, что не во всем и не всегда. Так или иначе, я счастлив, что мне представилась возможность жить и работать в самом пекле производства мирового кинематографа. Здесь есть чему поучиться.

— Вам уютно на Западе?

— Мне уютно там, где могу в полной мере быть свободным в выражении своих мыслей и чувств. Здесь по многим причинам я чувствую себя свободнее. Это вопрос сложный и касается моих личных качеств, как чисто человеческих, так и творческих. Есть еще один немаловажный аспект: мой младший брат Азамат в одном из интервью на вопрос, почему он живет и работает в Турции, ответил, что больше востребован в этой стране. Хочу пояснить, чтобы не возникло недоразумений: спрос на его работы достаточно велик, чтобы иметь возможность существовать на заработанное своей профессией. Я пока не могу похвастаться, что живу только на заработанные профессией деньги, поскольку моя жизнь сложилась не совсем так, как хотелось бы, и я не так давно получил возможность вернуться работать в театр и кино, но и в этом смысле мне на Западе уютнее. Думаю, здесь смогу приложить свой опыт и знания более рационально. Но это только мое мнение, и я могу ошибаться.



— Как вы пришли к мысли создать свою постановку «Мастера и Маргариты»?

— Вопрос непростой. По моему твердому убеждению, мысль о создании романа «Мастер и Маргарита» родилась в душе Булгакова еще в детские годы, когда он впервые увидел на сцене оперу Гуно «Фауст» с великим Шаляпиным в роли Мефистофеля. Исполнение Шаляпина потрясло воображение мальчика и послужило первым толчком к созданию великого произведения. В течение всего последующего времени, вплоть до того дня, когда он приступил к написанию романа, Булгаков, воспитанный в религиозной семье и будучи человеком с глубокими духовными потребностями, так или иначе возвращался к самому таинственному вопросу о непостижимом сочетании в человеке Добра и Зла. О бесконечной борьбе этих противоположностей в самом человеке и в окружающем его мире. Роман «Мастер и Маргарита» является размышлением писателя об этом противоборстве. Булгаков, заканчивая свой жизненный путь и свой роман, находит покой и умиротворение в гармоничности мироздания.

И в моем детстве был случай, взбудораживший душу. Произошло это в горах Баксанского ущелья. Родители повезли нас, детей, на летний отдых в Приэльбрусье, где проходили в это время съемки кинофильма «Вертикаль» с Владимиром Высоцким в главной роли. Владимир Семенович каждый вечер в кругу туристов у костра на поляне за гостиницей, в которой мы жили, пел под гитару свои песни. Я слушал с замиранием сердца. Не помню теперь уже, какие мысли приходили тогда мне в голову и понимал ли я, о чем он поет. Помню только, что его исполнение меня завораживало. Именно тогда я решил связать свою судьбу с театром. И, видимо, именно тогда забродил в моей душе процесс, побудивший позже к размышлениям о Добре и Зле в мире. Разумеется, все это было на уровне чувств, а не мыслей. Скорее всего первое прочтение романа «Мастер и Маргарита» заставило меня впервые глубоко задуматься над этой вечной проблемой и потянуло за собой цепочку размышлений. С тех пор каждый раз, когда я перечитывал роман, картина мироздания вырисовывалась в моей голове яснее и ярче. И только теперь, пройдя через все превратности судьбы и жизненные испытания, я начинаю понимать, что двигало мной и не давало покоя. Это желание познать суть и предназначение человека на земле. Как Булгаков писал этот роман на протяжении всей жизни, так и я шел к созданию этого спектакля всю свою жизнь. Полагаю, что просто созрело непреодолимое желание поделиться с людьми своими чувствами и мыслями о жизни. Не в этом ли заключается предназначение Художника? В романе гармонично переплетаются фарс и трагедия, печаль и радость, любовь и ненависть, вера и безнадежность. Все пороки и достоинства человека. Лучшего произведения для того, чтобы выразить мое собственное ощущение мироздания в целом, я, пожалуй, не знаю.

Есть и еще одна причина. Мне очень близко и знакомо чувство страха, мучившее Булгакова на протяжении многих лет. Я жил с этим изнуряющим чувством с десятилетнего возраста. В бессмертном романе автор искренне и открыто делится своими ощущениями, помогая мне побороть страх и преодолевать трудности на моем жизненном пути. Точно так же и я, следуя в своем спектакле Булгакову, хочу поделиться с моим зрителем своими ощущениями и опытом.

— Не боитесь ли вы сравнения вашей инсценировки с постановками Виктюка, Бортко, Кары?

— Виктюк, Кара, Бортко, я — мы все разные люди, и восприятие жизни у нас различно, а стало быть, и выражаем мы его в творчестве в зависимости от своей индивидуальности. Я преклоняюсь перед талантом Виктюка. У него есть своя позиция в творчестве, которая отлична от моей. Его спектакля я, к сожалению, не видел и сказать ничего по этому поводу не могу.

Я обожаю фильм «Собачье сердце» Бортко. На мой взгляд, это точное прочтение повести Булгакова. Потрясающий фильм! Потрясающий ансамбль актеров! А в его фильме «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, есть перегиб в сторону политики, который увел режиссера от основной темы романа — темы человеческой сущности, которая не зависит от государственного строя. Акцент в фильме сделан именно на сталинские времена, коммунизм, диктатуру, и это отвлекает меня от основной идеи.
Фильм Кары мне очень симпатичен. В этом прочтении «Мастера и Маргариты», как мне кажется, режиссер увлекся булгаковской сатирой и изумительно использует жанр фарса. Но результат тот же. Потеряно зерно оригинала!

Я старался в своем спектакле точно следовать мысли Булгакова. Точно расшифровать его подтексты и сплести комедию и трагедию в одно гармоничное целое с любовным отношением ко всем персонажам. Надеюсь, у меня это получилось. Но об этом пусть судит зритель.

— Почему именно эту работу вы посвящаете памяти отца?

— Каким-то чудным образом выпуск спектакля совпал по времени с 90-летием моего отца. И было бы странно не выразить мою любовь и благодарность, посвятив спектакль памяти человека, которому я обязан всем в моей жизни. Кроме того, в судьбе моего отца и матери, переживших переселение и преследования, есть прямая перекличка с судьбой «Мастера и Маргариты».

И еще один факт. В конце 30-х — в самом начале 40-х (Булгаков, как известно, умер в 1940 году) мой отец учился в ГИТИСе на курсе Судакова. Судаков был первым режиссером, ставившим Булгакова на сцене МХАТ. Мой отец в последующем избрал другой путь в жизни, но любовь к театру и творчеству Булгакова передал мнепо наследству. Может быть, в этом связь времен?

— Все знают Кайсына Кулиева как поэта. А каким он был отцом?

— В двух словах не скажешь… Отец был человеком чувствительным и эмоциональным, и боль проникала до глубин его души. Но он не отстранял ее, не пытался скрыться от нее, а проживал и принимал, не позволяя злости закрасться в сердце. Он как никто другой понимал, что страдание и боль помогают человеку очищать свою душу и укреплять любовь к ближнему.



И любвеобильность моего отца казалась безграничной! Он обожал нас, своих детей. Переживал за нас и расстраивался, когда мы совершали ошибки. Не корил, а поддерживал мудрым советом. Заботился о нас до конца своих дней. Он боготворил свою жену. Когда наступило тяжелое время в нашей жизни, время, о котором я никогда, наверное, не смогу забыть, и с нашей мамой случилась беда, отец был стоек, оберегал ее и исполнял свой долг по отношению к любимому человеку до последнего вздоха.

Он был предан своим друзьям. Помогал им чем мог. Бесстрашно, невзирая ни на какие обстоятельства. Не отступался от друзей и делился с ними последним куском хлеба. Всегда благодарил судьбу за подаренную возможность встретить на своем жизненном пути замечательных людей.

— Какие наставления или уроки отца запомнились вам больше всего?

— По правде говоря, отец нас никогда не поучал. Мы часто обсуждали происходящие в нашей жизни события, и он высказывал свое отношение к ним, свое мнение о них. Но никогда не принуждал поступать так, как он считал правильным. Он понимал, что человек учится на своих собственных ошибках и меняет свое мировоззрение с приобретением жизненного опыта. Он просто был и остается для нас примером. Его стихотворение «Моим сыновьям» я воспринимаю как духовное завещание и стараюсь ему следовать.

— Расскажите о других членах вашей семьи.

— Моя семья… Она у меня потрясающая! Это люди, которых я люблю больше всех на свете, и они любят меня. Это, наверное, идеал бескорыстной любви. Они всегда со мной, когда приходят невзгоды. И это те люди, которые разделяют радостные моменты моей жизни.

Мама всегда была, есть и будет для меня идеалом и примером беззаветной любви и самопожертвования. По образованию она была учителем русского языка и литературы, но посвятила свою жизнь семье. Нам — ее сыновьям — и отцу. Она всегда была поддержкой и опорой для отца. Она воспитала и вырастила нас — троих ее сыновей. Поверьте мне на слово: это ох какая нелегкая задача!

Мама была человеком тончайшей внутренней интеллигентности. Борис Пастернак называл ее «кавказской фреской». Пожалуй, это точное определение. Я каждый день молюсь о том, чтобы она получила покой теперь, когда уже ушла в мир иной. Покой, которого она не знала на протяжении всей жизни.

Моя старшая сестра Жанна — научный сотрудник научно-исследовательского института истории и литературы. Она известный человек в Кабардино-Балкарии. Сейчас она много времени посвящает изучению творческого наследия отца. Я поражаюсь ее терпеливости, спокойствию и мудрости.

Мой старший брат Эльдар — моя гордость и моя боль. Безусловно, чрезвычайно талантливый киносценарист и кинорежиссер. Телезрители имели возможность оценить его талант по фильму, созданному по его сценарию, который периодически прокатывают на телевидении. Тяжелая болезнь не позволяет ему воплотить в жизнь все задуманное. Живу надеждой, что мы найдем силы и возможности справиться с его болезнью, и у него еще будет шанс порадовать людей своими произведениями.

Мой младший брат Азамат — художник. Как я уже сказал, он живет и работает в Турции. Меня восхищают его целеустремленность и последовательность в творчестве, учусь у него терпению и напористости. Без ложного пафоса считаю его одним из ведущих живописцев современности, хотя официально еще и непризнанного.

В моей личной жизни не все так радужно. Я разведен. Моя бывшая жена — замечательный, нежный и отзывчивый человек. Она вырастила прекрасного сына. Я благодарен ей за все безмерно. Мой сын — моя гордость. Шамиль — студент Московского госуниверситета. Он лингвист, переводчик широкого профиля.

Племянница Елизавета Кулиева пошла по стопам дедушки и мамы. Я уверен: любители литературы знают и любят ее стихи. Лиза во многом напоминает мне мою маму — ее бабушку. Ильяс, ее младший брат, живет и работает в Москве. С Кайсыном, сыном моего младшего брата, у нас много общего. Он учится в Московском университете, как и мой сын.
Все знают и уважают в республике моего двоюродного брата Бориса Кулиева, он посвятил свою жизнь балкарскому театру. Моя племянница Фатима Кулиева заведует домом-музеем отца.

Я могу еще долго перечислять имена и рассказывать обо всех моих родственниках, но это предмет для большой книги, а не для одной статьи. Все они — моя опора и поддержка в жизни. Они всегда в моем сердце!



— Что значит для вас Кабардино-Балкария, что вас с ней связывает сегодня?


— Кабардино-Балкария — моя родина. Вся моя жизнь связана с этой прекрасной землей. Именно там формировалось мое мировоззрение и восприятие окружающего мира. Именно там воспитывались качества моего характера, которые я считаю своими достоинствами. Все мои родные и близкие живут и трудятся в республике, и я стараюсь поддерживать с ними связь, насколько позволяет время. Я думаю, излишне объяснять, что для кавказца означает земля предков. Я — кавказец. Могилы моих предков находятся на этой земле. Я никогда об этом не забываю, хотя и живу за много тысяч километров. У Сомерсета Моэма есть замечательная повесть, в которой один из героев говорит, что человек должен жить там, где ему нравится, а умирать на той земле, где он родился. Вот и я, когда придет мое время уходить из этого мира, надеюсь завершить свой путь на родной земле. Так что нить, связывающая меня с республикой, непрерываема.

— Вы знаете балкарский язык?

— К моему великому стыду и сожалению, я не знаю в совершенстве своего родного языка. Моя мама, ингушка, не говорила по-балкарски, и язык, на котором я общался и дома и в школе, был русский. Я выучил английский в силу необходимости, надеюсь, восполню пробел и в знании родного языка. Эта проблема беспокоит меня с ранних лет!



— Вы общаетесь в Америке с выходцами с Кавказа, представителями балкарской диаспоры?

— К великому сожалению, балкарской диаспоры здесь, в Лос-Анджелесе, нет. Совсем недавно со мной связались двое ребят-балкарцев, живущих в Сан-Франциско. Я бы был рад общению с моими земляками здесь, вдали от Родины.

— Не планируете вернуться на Родину?

— Пока трудно что-то говорить об этом. Я нахожусь в процессе работы над очень серьезным проектом и должен завершить задуманное. Есть еще пара проектов, которые бы очень хотелось осуществить. В частности, мне очень хотелось бы снять фильм об отце. Но это очень нелегкая задача. Самая сложная, пожалуй. Такая работа потребует полной самоотдачи и откровенности. И, конечно же, времени. Все упирается во время — его так не хватает, оно тает на глазах. Я, к сожалению, иногда безответственно к нему отношусь, трачу безрассудно. Но что делать? Я всего лишь человек!

Пожалуй, в реально обозримом будущем даже посетить родные места не удастся: обстоятельства не позволяют. Но не буду загадывать: из собственного опыта знаю, что судьба иногда преподносит нам невероятные сюрпризы!


Алим Кайсынович Кулиев — продюсер, режиссер, актер. Родился и вырос в Кабардино-Балкарии. Учился в ГИТИСе на актерском факультете. Заканчивал образование во ВГИКе после службы в армии в мастерской народного артиста СССР Евгения Матвеева, одного из крупнейших мастеров театра и кино.

В студенческие годы начал пробовать себя на профессиональной сцене. Затем около двенадцати лет проработал в разных театрах Москвы. Снимался в кино, сотрудничал с российскими радиостанциями и телеканалами. Как актер Алим Кулиев создал целый ряд ярких образов, работая с лучшими мастерами сцены и экрана. Театр считает не только своей профессией, но и призванием.


Источник: http://www.blago-mh.ru/issues/20/29_kuliev.php
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.78)

  • Нравится

Комментариев нет