Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Уруну арты – къуру.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
Translit

НОГАЙЛИЕВ МАДЖИТ УЗЕИРОВЧ

01.06.2006 0 6430

Лейля Гочияева,
Черкесск

Говорят, что у каждого из нас своя миссия в жизни, свой код. И все, происходящее с нами - это опыт, помогающий нам выполнить свое предназначение. Кто-то узнает о своем предназначении, перебрав множество дорог, а кто-то уже с раннего детства точно знает, для чего он рожден. Случай известного композитора Маджита Ногайлиева-Карамурзина - именно такой. Музыка стала для него судьбой, испытанием и вознаграждением. И не спроста, свое семидесятилетие он встретил в прекрасной физической и творческой форме. У него есть его музыка, которая помогает жить. 

Маджиту не было и двух месяцев отроду, когда семью Ногайлиевых выслали как кулаков в Среднюю Азию. Родные молились, чтобы ребенок не мучился долго. Ведь шансов выжить у него почти не было. Кроме того, мать осталась одна с семью детьми. (Отца посадили еще раньше) Но Богу было угодно, чтобы младенец выжил. Мало того, Он наградил мальчика редким даром - абсолютным слухом. Такой слух встречается один на миллион.

Еще школьником, Маджит любил слушать пластинки с неаполитанской музыкой. И каждый день он выучивал по одной песне. Учил слова, а музыку, услышав единожды, безошибочно воспроизводил. И каждое утро, приходя в школу на час раньше, он закрывался в классе и пел. Он не мог не петь. Мелодия звучала в его сердце и требовала, чтобы ее выпустили наружу. Отец, которому к тому времени разрешили уехать к семье, и мать были категорически против увлечений сына музыкой. Они желали, чтобы сын получил "нормальную рабочую профессию". А сын не унимался. И, закончив девятый класс, он окончательно понял, что жить без музыки он не сможет.

На помощь пришел случай. Заболел брат Маджита, живший в Самарканде. Маджит поехал навестить его, и заодно решил прослушаться в музыкальном училище. Не видя в глаза ни одного музыкально инструмента, не имея базовой музыкальной подготовки, он прошел экзамен. Нужно было только привести документы, и Маджита оставляли там учиться. А он, подумав, решил попробовать поступить поближе - в Ташкенте. "Меня ни за что не пускали дома. И в сентябре я украл у мамы деньги на дорогу и поехал в Ташкент. Прежде чем поступить, целую неделю жил в чайхане. Когда с училищем все решилось, я приехал домой и сказал родителям: "Делайте, что хотите, но я поступил, и буду учиться на музыканта" - вспоминает композитор.

Не успев на официальные экзамены,  Маджит в течение года посещал училище, как вольный слушатель, потом только стал полноправным студентом. "Помню, как в первый раз увидел фортепьяно. Подошел к нему, тронул клавиши. Для меня это было, как маленькое чудо…" - говорит Ногайлиев.



Первые годы приходилось трудно. Сказывалось отсутствие начального музыкального образования. Но к концу учебы, благодаря труду, и, конечно же, таланту, Ногайлиев стал одним из лучших студентов. 

Закончив в 1958 году Ташкентское училище им. Хамзы по классу вокальное пение, в числе первых в КЧР Ногайлиев получил и высшее музыкальное образование: в 1966 году он успешно окончил Саратовскую государственную консерваторию им. Собинова по классу теории и композиции.

Уже в те годы Ногайлиев становится известен в народе своими произведениями - талантливыми лирическими песнями. В золотую сокровищницу культуры республики вошли его песни "Айджаякъ", "Кёгала", "Айлы кечеле", "Гоначхир", "Лейла", "Песня о Теберде", "Вальс любви". Эти и другие песни в исполнении самого композитора выпускались большими тиражами грампластинок Всесоюзной фирмой "Мелодия" в Москве. Песни Ногайлиева 1960-х годов приносили огромную радость в дома карачаевцев, вновь обретших родину и культуру после длительного отрыв от них.

Особенность песен Маджита в том, что их популярность не иссякает, они становятся поистине народными и поются как на официальных культурных мероприятиях, так и на семейных торжествах, в школьных вечерах, в кругу молодежи.

В целом же достоянием культуры Карачаево-Черкесии стало более 150-ти песен композитора на карачаевском языке и свыше 100 - на ногайском языке. Ногайская общественность сегодня по праву считает Ногайлиева основоположником и ногайского профессионального музыкально-песенного искусства.

Помимо авторских песен, творчество композитора включает в себя сбор и обработку музыкального фольклора карачаевцев и ногайцев. Этой проблеме посвящены его музыковедческие работы: "Некоторые особенности карачаево-балкарских песен" и "100 избранных карачаевских народных песен", которые используются в качестве учебных пособий в вузах и музыкальных училищах России.

Серьезным вкладом в развитие музыкального искусства республики стали музыкальные сочинения композитора: "Танцевально-хореографическая сюита "Под Эльбрусом", "Детский альбом для фортепьяно", "Карачаевский свадебный Той" для оркестра народных инструментов...

Ногайлиев является также автором музыки к большому числу спектаклей Карачаево-Черкесского театра.

Маджит Узеирович является членом Союза композиторов РФ, Заслуженным деятелем искусств КЧР, доктором музыковедения. 


(Голосов: 4, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет