Расширенный поиск
14 Августа  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Тамчы таш тешер.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Эл ауузу – элия.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Хатерли къул болур.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.

22.12.2018 04:38:31

Развод до половой близости. Мнения и обоснования ученых четырех мазхабов

0
У развода, который произошел после заключения брака и до первого полового акта супругов, может быть два состояния в зависимости от степени состоявшегося сближения между ними.
1. Развод после никяха и до уединения супругов
Под уединением подразумевается то, что супруги остались наедине при таких обстоятельствах, при которых может произойти половая близость.
Если развод (таляк / талак) произошел до такого уединения, то нет разногласия в том, что
  • развод наступает сразу, и у мужа нет возможности вернуть бывшую жену только лишь по собственному желанию;
  • бывший муж должен выплатить жене половину оговоренного махра, если еще не выплатил, а если выплатил весь, то может потребовать вернуть половину;
  • у разведенной бывшей жены нет срока 'идда - она не обязана ничего выжидать и может сразу же выходить замуж за другого мужчину или за прежнего, если это был не третий развод;
  • муж, который дал развод, может вернуть разведенную жену только если заново заключит с ней никях с новым махром и выполнением остальных условий никяха.
Основа этих положений содержится в следующих аятах:
"О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво". [Сонмы, 49]
"Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, то это будет ближе к богобоязненности". [Корова, 239]
2. Развод после уединения и до половой близости
Если состоялось полноценное уединение, а затем муж дал развод, то насчет такого варианта у ученых сложилось разногласие. Поэтому рекомендуется сразу обратить внимание на мнение той школы, к которой относит себя читатель или испытывает наибольшую склонность.
2.1. Согласно шафиитскому мазхабу положение не отличается от развода до уединения
Это последнее мнение имама аш-Шафии по данному вопросу, и на этом устоялся его мазхаб.
Ученые-шафииты при объяснении ссылаются на наиболее очевидный смысл приведенных выше аятов, на сообщения о соответствующем мнении Ибн 'Аббаса и Ибн Мас'уда, а также на невозможность применения кыяса с хукмом о полном махре за уединение к ситуации с ошибочным никяхом при наличии оправдания в нем. См. Аль-'Имрани, "Аль-Баян" 9/403.
Это мнение также передано от кады Шурейха, аш-Ша'би, Тауса и Ибн Сирина. См. "Аль-Мугни" 7/249.
2.2. В маликитском мазхабе есть некоторые отличия
Если развод состоялся после уединения, при котором был возможен половой акт, то на бывших мужа и жену распространяются следующие правила:
  • жена обязана соблюдать срок 'идда (три месячных цикла);
  • если оба супруга подтверждают, что полового акта не было, то муж обязан выплатить половину махра, а если один из них заявляет, что был половой акт, то дело о размере махра решается в суде;
  • муж не имеет права вернуть жену по собственному желанию во время 'идды;
  • муж и жена будут иметь возможность сойтись снова по истечении срока 'идды, заключив заново никях по обоюдному желанию с новым махром, если развод не был третьим по счету.
Писал выдающийся маликитский ученый, шейх Ахмад ад-Дардир о том, что после полноценного уединения 'идду выжидать обязательно: "Даже если они оба отрицают половой акт, оба подтверждают, что он не состоялся во время уединения. Потому что она ('идда) - право Всевышнего Аллаха, а оно от этого не спадает. А учитывается их подтверждение об отсутствии соития в том, что касается их прав, и тогда не положено им содержание, ее махр не становится полным, а он не имеет права вернуть ее до окончания срока 'идды". См. Хашия ад-Дусукы 'аля аш-Шарх аль-кабир" 2/469.
2.3. Согласно ханафитскому мазхабу в действие вступают следующие положения:
  • жене становится обязательным выдержать в ожидании срок 'идда;
  • муж обязан выплатить жене полный махр, если еще не выплатил;
  • муж не имеет права вернуть жену по собственному желанию во время 'идды;
  • муж и жена могут заново пожениться, заключив новый никях с новым махром, и выполнив остальные условия никяха, если это был не третий развод.
Писал имам Аляуддин аль-Касани аль-Ханафи: "Верному уединению в верном никяхе дано положение половой близости во вменении в обязанность 'идды, на которую распространяется право Всевышнего Аллаха. Поскольку насчет соблюдения права Аллаха следует проявлять осторожность за счет обязательности. И потому что передача (жены), обязательная по причине никяха, состоялась за счет верного уединения. Потому и обязательна 'идда, как она обязательна при половой близости. В отличие от уединения в ошибочном никяхе". См. "Бадаи' ас-санаи'" 3/191.
2.4. Согласно ханбалитскому мазхабу положения следующие:
  • жена обязана выжидать срок 'идды;
  • муж обязан отдать махр полностью, если еще не отдал;
  • муж имеет право вернуть жену по собственному желанию, пока не вышло время 'идды, если это был не третий развод.
Писал имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: "Если мужчина уединился со своей женой после верного никяха, то на него ложится обязанность выплатить (весь) ее махр, а для нее становится обязательной 'идда. Даже если он не совершил с ней половой акт. Это передано от праведных халифов, Зейда (ибн Сабита), Ибн 'Умара. В соответствии с этим высказались 'Али ибн аль-Хусейн, 'Урва, 'Ата, аз-Зухри, аль-Аузаи, Исхак и ахлю ар-раи. И это старое из двух мнений аш-Шафии". См. "Аль-Мугни" 7/247-248.

И писали авторы Кувейтской энциклопедии фикха: "Ханбалиты отнесли действительное уединение к положению полового акта в вопросе о праве на возврат (жены во время 'идды). А что касается ханафитов, маликитов и мнению, которое у шафиитов является мазхабом, то у них для права на возвращение жены необходимо наличие полового акта, а уединения недостаточно". См. "Аль-Маусу'а аль-фикхия аль-кувейтия" 22/107.

Источник и другие материалы об Исламе

Популярные Блоги

Сейчас обсуждают